Виды диктантов по английскому языку в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

В этой статье-презентации рассматривается диктант как вид деятельности,способствующий повышению мотивации учащихся,как путь к устной коммуникативной деятельности.Рассматриваются различные формы диктантов,особенно так называемые "нескучные"диктанты,приводятся примеры и даются ссылки на ресурсы.

Оценить 4150 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Очень интересная разработка, в настоящее время очень актуальная. Материал будет интересен для учител. Подробнее.

Очень интересный материал для работы, программы включает в себя разнообразные формы и подходы и напр. Подробнее.

Человек - единственное живое существо на Земле, которое несет ответственность за разрушение. Экологи. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Untitled-1

Сразу оговорюсь, что в записи речь пойдёт не только о новых формах диктантов на занятиях по английскому языку, которые отличает скорее игровая форма, но и о вариациях академических форматов диктантов. Дело в том, что для меня большим открытием стало то, что ученикам очень нравится писать самые простые диктанты! Не диктанты в форме игры, а просто академические диктанты! Чудеса! Хотя, учитывая большую популярность тотальных диктантов, проходящих ежегодно в России, этого следовало ожидать.

Итак, начнём с начала. Для чего нужны диктанты на занятиях по английскому языку?

Untitled-2

Диктант — это отличное упражнение для:

  • улучшения правописания;
  • повторения изученных ранее лексических конструкций (коллокаций);
  • повторения освоенных грамматических структур;
  • развития языковой догадки;
  • проверки знания правильного произношения отдельных сложных слов;
  • косвенного развития навыков аудирования;
  • эффективной диагностики и исправления типичных ошибок учеников во время верно организованной обратной связи;
  • расширения лексического запаса учеников во время грамотно организованной проверки диктанта;
  • повышения мотивации учеников (диктант как нельзя лучше показывает, какие новые слова и выражения выучил ученик).

Я обычно выбираю следующие варианты текстов для диктантов по английскому языку:

Диктант может диктовать:

  • учитель;
  • голос в записи;
  • ученики друг другу;
  • приглашённый из другой группы учитель (я думаю, что ученикам важно слушать разные варианты произношения).

Всегда ли ученики должны записывать текст полностью? Нет, не всегда. Ученики при написании диктанта на уроках по английскому языку могут записывать:

  • текст полностью слово в слово;
  • текст полностью слово в слово плюс собственное рассуждение согласно сформулированному дополнительному заданию;
  • определённые заданием фрагменты текста;
  • только те фрагменты диктанта, с которыми согласен слушатель;
  • изменённый текст, выражающий НЕ мысль автора, а мысли ученика.

И, пожалуй, ключевой вопрос: кто же и как проверяет диктант. Диктанты на уроках по английскому языку можно проверять разными способами:

  • ученики проверяют собственные тексты по образцу (самопроверка);
  • ученики обмениваются текстами и проверяют диктанты одногруппников по образцу (взаимопроверка);
  • учитель проверяет диктанты, собрав их;
  • учитель читает текст, ученики проверяют его, озвучивая свои лексико-грамматические ошибки, а учитель исправляет их и ведёт работу над расширением языковых средств.

Зачем использовать диктанты на занятиях по английскому языку, ведь так долго в методике преподавания английского языка как в России, так и за рубежом эта техника обучения английскому языку как иностранному была (на мой взгляд необоснованно) забыта. Вот десять причин для использования диктантов на уроках английского языка.

:)

  1. Ученикам (по крайней мере в России) нравится писать диктанты! Честно! Это одно из немногих заданий, которое никогда не вызывало негативной реакции на моих занятиях по английскому языку. Мне кажется, это происходит потому, что данная форма работы привычна ученикам, изучающим как родной, так и иностранный язык.
  2. Диктант позволяет одновременно активизировать всех учеников.
  3. Ученики активно вовлечены в учебный процесс как собственно во время задания, так и после его выполнения, проверяя текст, улучшая свой английский язык, избавляясь от типичных ошибок в речи.
  4. Текст диктанта может быть отличной преамбулой как к заданиям рецептивного вида по аудированию и чтению, так и к заданиям на развитие продуктивных навыков говорения и письма.
  5. Диктанты идеально подходят для работы с разноуровневыми группами.
  6. Диктанты на занятиях по английскому языку можно успешно использовать даже в больших группах.
  7. Диктант позволяет насладиться рабочей тишиной (как ученикам, так и учителю ) и сосредоточиться на языковом материале.
  8. Ученики получают возможность диагностики и исправления их типичных ошибок, причем о некоторых ошибках они даже не догадывались.
  9. Кроме того, ученики повторяют материал, пройденный ранее, а мы помним, что выученное однажды выражение следует повторить с определённым интервалом в среднем шесть раз для перехода нового знания в долгосрочную память.
  10. И, наконец, во время методически верно организованной проверки диктанта ученики получают возможность существенно расширить словарный запас за счёт синонимов и антонимов, предлагаемых преподавателем, а также при необходимости персонифицировать словарный запас, то есть спросить у учителя английского языка именно те выражения, которые нужны именно им в реальных ситуациях общения.

:)

Теперь самое интересное Я поделюсь моими любимыми формами организации диктантов на занятиях по английскому языку (Существует более ста вариаций, которые я применяю на занятиях по английскому языку).

Just a Dictation

Незаслуженно потерянная во всём разнообразии диктантов традиционная форма диктанта снова набирает сегодня в России популярность, в том числе благодаря замечательному проекту “Тотальный диктант”, который диктуют и на английском языке. Этот формат диктанта знаком каждому ещё со школы. При этом подобным форматом очень приятно делиться с зарубежными коллегами-преподавателями английского языка: они его не знают и всегда рады попробовать эту технологию у себя на занятиях. Напомню основные правила традиционного диктанта.

Учитель выразительно читает весь текст диктанта. Ученики слушают, не записывают.

Затем учитель читает каждое предложение несколько раз: первый раз полностью, второй раз каждое предложение разбивается на фрагменты по пять-семь слов, третий раз — снова полностью.

В конце учитель ещё раз читает весь текст целиком. Ученики слушают и проверяют.

From-the-Listening Dictation

Предварительно учитель выбирает из аудирования текст, фрагмент которого целесообразно использовать для диктанта. Технология диктанта полностью повторяет описанную выше лишь с той разницей, что учитель не читает текст сам, а включает аудиозапись текста.

Dictating Questions for Further Discussion

В качестве текста для диктанта можно использовать вопросы, на основе которых позже будет строиться устная дискуссия. Сначала ученики записывают под диктовку все вопросы (в которых обычно присутствуют значимые для урока лексические конструкции), затем эти вопросы проверяются с учителем, после чего ученики в маленьких группах начинают устное обсуждение обозначенных в вопросах проблем.

Word Sets

Эта техника диктанта может использоваться с учениками от уровня хорошего Elementary (A2) до Proficiency + (C2+).

:)

Перед началом урока с применением этого типа диктанта хорошо бы убедиться, что вы можете бегло прочитать выбранный текст Я редко читаю текст ученикам без предварительной репетиции. Лучше даже порепетировать пару раз с интервалом в день: в этом случае небольшие части текста запоминаются, и вы сможете, не прерывая чтение, поддерживать зрительный контакт с учениками.

Venice was absolutely amazing. You would’ve loved it! I stayed with Nina, who I’m sure you remember from uni. It was really kind of her to put me up — and it meant I didn’t have to struggle to find a hotel, which would’ve been almost impossible! The city was completely packed with tourists for the whole ten days, and prices really shoot up!

:)

Ученики не записывают весь текст, а только коллокации по теме “Посещение нового города”: absolutely amazing; I stayed with; It was really kind of her to put me up; didn’t have to struggle to find a hotel; completely packed with tourists; prices really shoot up. Обратите внимание, что я сторонник работы с довольно большими “кусками” языка, которые прошу моих учеников запоминать как единое выражение. Говорят, помогает Обратите также внимание на то, что сочетания, которые ученики (в идеале) выписали, должны быть представлены НЕ в исходной форме, а в той грамматической форме, в окружении которой они чаще всего встречаются в ситуациях реального общения на английском языке.

После второго прочтения я обычно прошу учеников распределиться по парам и сравнить свои записи с записями партнера, а затем мы составляем список на доске, дополнительно работая с MFP (meaning, form, pron) и расширяя языковой запас учеников за счёт синонимичных и антонимичных фраз.

Picking Your Words

Расскажите ученикам историю. Не читайте её. Это, разумеется, не должен быть заученный текст: просто выберите историю, которую вам нравится рассказывать. Обычно такой формат рассказа привлекает внимание учеников и запоминается им.

После того, как закончите рассказывать, скажите ученикам, что сейчас вы повторите историю, а ученики должны записать слова и, ещё лучше, словосочетания, которые им кажутся важными в вашей истории.

Затем они сравнивают списки слов и словосочетаний в группах. После проверьте правильность написания словосочетаний вместе с классом.

Cheating Dictation

Этот тип учебного диктанта на английском языке подойдёт для любого уровня учащихся. Текст, представленный ниже, я использовал с учениками уровня В1 (Intermediate). Текст взят из учебника Outcomes Intermediate Second Edition.

Having seen his Free Hugs campaign attract the attention of the world’s media, Juan Mann wrote a book called The Illustrated Guide to Free Hugs, became a well-known public speaker and published his mobile number online, offering to go out for dinner with anyone who contacted him. In the meantime, however, his then-friend Shimon Moore, who had initially posted the video on YouTube, found his band was getting offered record deals. They moved to Los Angeles and started selling Free Hugs goods at concerts. And that’s where it all went wrong.

Сначала мы читаем текст в первый раз. Параллельно с чтением разбираем незнакомые слова и выражения, если они присутствуют. Затем раздаем ученикам листы бумаги, на которых напечатано следующее:
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _’_ _ _ _ _ _, _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ — _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _, _ _ _ _ _ _ _, _ _ _ _ _ _ _ — _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . _ _ _ _ _ _ _ ’_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

Итак, перед занятием мы заменили все буквы в тексте чёрточками, сохраняя знаки препинания и апострофы. Мы раздаем такой зашифрованный текст каждому ученику, затем читаем текст второй раз и, скорее всего, третий и даже четвёртый раз. Затем ученики проверяют сделанные записи в парах, потом вместе всем классом. Рефрен каждого этапа проверки: исправление типичных ошибок и апгрейд языка с помощью учителя.

Альтернативный вариант Cheating Dictation

После первого прочтения текста раздайте ученикам лист с чёрточками.

  1. Ученики работают индивидуально, пробуют восстановить текст по памяти.
  2. Ученики работают в парах, продолжая восстанавливать текст.
  3. Ученики сверяют тексты в группах по четыре человека.
  4. Учитель читает текст всему классу, при необходимости дважды.
  5. Всем классом проверяем текст.

Dictogloss

Вы выбираете либо длинное предложение, либо короткий текст. Читаете его один раз без остановок. Ученики делают записи. Цель — записать информацию максимально близко к тексту. Далее вы читаете текст еще раз. Ученики уточняют информацию. В парах или в группах проверяют текст. Затем читают полученные варианты классу и учителю. Роль учителя во время проверки? Верно! Исправляем типичные ошибки, расширяем языковой запас.

Mutual Dictation

Этот тип диктанта для занятий по английскому языку предполагает работу в парах, причем у каждого ученика из пары есть напечатанный текст, в котором пропущены определенные языковые единицы (у каждого — свои). Во время диктанта ученики читают текст по очереди и дополняют недостающие конструкции.

Подготовьте копии текста для ученика А и ученика В по образцу, представленному в иллюстрации (источник — Dictation. New methods, new possibilities. Paul Davis, Mario Rinvolucri. CUP. 1988).

image01

После взаимной диктовки ученики приступают к взаимопроверке. Роль учителя сводится к исправлению типичных ошибок и апгрейду языка с помощью учителя.

Running Dictation

Running Dictation развивает память, помогает улучшить правописание, повторить грамматические и лексические конструкции, способствует формированию навыков чтения и аудирования и, конечно же, делает урок весёлым!

Для организации бегающего диктанта выберите из учебника короткий текст. Я обычно беру тексты, уже знакомые учениками и содержащие языковой материал, который я хочу повторить с учениками. Повесьте копию текста на стену класса (или даже школы).

Разделите учеников на пары или маленькие группы. Ученики должны сидеть относительно далеко от текста, размещённого на стене. Один из учеников бежит к тексту и запоминает его часть.

Затем он бежит к своей команде и диктует фрагмент, который запомнил. Назначенный заранее секретарь группы записывает сказанное. Важно, что диктовать во время бега нельзя, нужно подбежать к своей команде, остановиться и только потом говорить.

Во время игры учитель может хлопнуть в ладоши: это будет означать, что команда должна сменить бегуна.

Победителем является команда, написавшая весь текст первой.

Затем я обычно даю командам текст, и они сами проверяют себя. Коллега из Школы Дмитрия Никитина в Ярославле Екатерина Сергеевна Кислицина, чьё занятие по подготовке к сдаче IELTS я недавно посещал, использует другой продуктивный способ проверки. Она читает текст ученикам, они следят по своему тексту и говорят, когда у них встречаются расхождения с текстом, после чего исправляют ошибку и обсуждают с учителем её причину.

Я познакомил вас с моими любимыми формами диктанта на занятиях по английскому языку, вообще их существует намного больше. Какую форму диктанта выбрать и какую технологию использовать зависит от творчества учителя и образовательных потребностей учеников. Но то, что диктант на уроках английского языка — это эффективная форма обучения английскому языку, очевидно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проведение различных видов диктантов: от традиционного до оригинального

Диктант (от лат. dicto - диктую) - один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний и тренировки навыков учащихся в области письма. Выделяются следующие виды диктантов: репродуктивный - буквальная запись под диктовку с целью проверки понимания на слух и правописания. Индивидуальный творческий диктант - письменное произведение речи заданного объема. Он может включать в себя описание картинки, рассуждение по поводу предложенного тезиса, ответ на поставленный вопрос. Парный или коллективный творческий диктант может проходить таким образом: двум учащимся (двум группам учащихся) предлагаются в случайном порядке картинки, иллюстрирующие один из двух рассказов. Задача ученика - расположить картинки в правильной последовательности, написать рассказ и продиктовать партнеру (партнерам); после этого восстанавливается порядок картинок и проверяется правильность записанного диктанта.

Формы коллективного творческого диктанта:

вместе нарисовать на доске картину (первый элемент рисует учитель), коллективно создать описание этой картины и попытаться как можно подробнее записать его в виде самодиктанта

составить план или резюме услышанного

извлечь из текста ключевые слова (заданного количества)

It’s an insect’s life!

There are about 10 million types of … in the world. These little creatures live in our… and … . Some live near …, others live in …, … and … . Some insects come out during the … while others come out at … . Insects are really … . They keep our gardens … because they eat dead leaves and other … . They are also an important food for … and other animals. Some insects, like bees, even make food - … . [ 1 ]

Пропущенные слова : Important, honey, insects, gardens, night, water, homes, world, fields, waste, parks, clean, forests, birds, day.

Picture dictation. ( Listening, Drawing, Speaking)

Эта работа стимулирует визуальную памяти. Учитель читает текст, а ученики рисуют картинку об услышанном. Можно рассказать историю по рисунку. С удовольствием рисуют 5-классники планы комнаты, квартиры при закреплении структуры There is / there are и повторении предлогов местоположения.

What ’ s your bedroom like ? My bedroom is great! It’s very big and there is a lot of furniture in it. Everything is blue in my bedroom and I call it the blue room. I’ve got a small bed, a desk, a chair, a wardrobe and a bookcase. The bed is in front of the wardrobe. My desk is under the window. There’s a big poster behind my bed. There’s a computer and a lamp on my desk and I’ve got books in the bookcase next to my desk. I haven’t got a TV but I’ve got a CD player. I like my bedroom very much. [2]

Scrambled dictation

Полезен для развития навыков диалогической речи. Учитель диктует любой диалог из учебника с измененным порядком следования предложений. После того как ученики записали все предложения, учитель просит их переписать диалог в правильном порядке. Затем выполняется самопроверка по учебнику.

D : Yes , but the kitchen is quite small . Let’s go upstairs. (6)

T: It’s great, Dad! (9)

T: Wow! It’s great and the garden is beautiful.(3)

T: Which house is it, Dad? (1)

D: This one here. It’s your favourite colour – blue. (8)

T: Which is my bedroom? (7)

D: I’ve got the key. Let’s go in. (4)

D: This one. Here we are. (2)

T: This is nice. The living room is very big. (5) [3]

The Taj Mahal is in Agra, India. It is one of the Eight Wonders of the Modern World. The palace is made of white marble and precious stones. In the sunshine, the marble shines with different colours, like pink, yellow and grey. There is a main dome in the centre that looks like a large pearl and there are four minarets at each corner. Inside, there are two floors each with eight rooms. Outside, there is a very beautiful garden with four pools. The Taj Mahal is a fantastic building . [ 4 ]

Running dictation .

1. My Mum’s name is Jane. She’s 35 and a music teacher. She can play the guitar. She’s very clever.

2. This is my Dad, David. He’s 42 and he’s a pilot. He can speak French. He’s very cool.

3. Tom is my brother. He’s 8 and he’s very naughty, but deep down he’s very caring! Computer games are his hobby. [5]

Shadow Dictation

Во время диктанта один ученик пишет, другой только слушает. Когда учитель закончит диктовать, ученики-слушатели проверяют работу своих напарников.

Card Dictation

Учитель показывает картинку, дети записывают слово или наоборот, учитель показывает слово,

а дети рисуют картинку.

Визуальный диктант

Учитель пишет на доске четверостишие или короткий текст, который читается хором. Разбираются наиболее сложные по написанию слова. Затем ребята записывают его под диктовку учителя.

Текст предварительно стирается с доски.

One, two. How are you?

Three, four. Fine and you?

Five, six. What time is it?

Seven , eight . It ’ s late .

Nine , ten . Let ’ s count again . [ 6 ]

Самодиктант

Б) Учитель задает на дом выучить отрывок текста или стихотворение. На следующий урок дети, диктуя сами себе, пишут текст, выученный дома.

Time for School

Bring your notepad, bring your pens

Bring your schoolbag, too

Bring your books, call your friends

Bring them all with you

It’s time for school, hooray, hooray

Harry up, it’s my first day

It’s time for school, it’s lots of fun

School is great for everyone

English, Maths and History

Art and Science, too

Music and Geography

Are fun for me and you. [ 7 ]

Spelling Dictation

Учитель показывает карточку co словом одному ученику, тот диктует классу слово

по буквам, все его записывают. Так учитель просит каждого ученика продиктовать слово, а потом

Song Dictation

Раздаются листочки, с перемешанными словами песни. Учитель читает песню (можно включить запись песни), дети размещают слова песни в соответствии с ее содержанием.

All Over the World

Fish and chips is English,

Pizza is Italian,

So is mozzarella cheese!

All around the world

People love to eat.

All around the world

Food is such a treat!

In Spain they eat paella,

In China they eat rice.

The Russians think potatoes

Are really , really nice ! [ 8 ]

Half Dictation

I work to work every day but today… (I’m taking the bus)

I eat vegetables every day but today… (I’m eating meat)

I play volleyball every day but today… (I’m playing basketball) [ 9 ]

В скобках даны предполагаемые ответы.

Future Simple Dictation

В процессе работы рассматриваем разницу в употреблении going to and will .

It’s very cold in here. I ’ ll turn on the heating .

I think they ’ ll win the match tonight.

I promise I won’t be late. [10]

Keyword dictation

В коротком рассказе учитель подчеркивает 10-15 ключевых существительных и глаголов, диктует их классу. Ученики сочиняют свою историю, используя все данные слова в заданном порядке, не меняя их формы. Затем в малых группах истории зачитываются друг другу. Учитель может зачитать оригинал.

The Tower of London

The Tower of London sits on the banks of the River Thames. The Tower is guarded by Yeoman Warders, or “Beefeaters”. Eight big, black ravens live in the Tower . There’s a legend that says if they ever fly away , the Tower will fall down. [1 1 ]

Текстовые диктанты в 10-11классах - средства систематизации лексического материала и основа для монологических высказываний учащихся. По окончании изучения модуля на основе текстов и упражнений учебника и дополнительных учебных пособий учитель составляет текстовые диктанты , включающие максимальное количество слов из данного модуля.

Комбинированный диктант-аудирование можно провести при изучении темы "Животные" в 4 классе. Дети слушают песню, где упоминаются 8 животных и по-русски записывают их названия.

When I ’ m at the zoo ,

Lots of funny animals

I see a tall giraffe,

Eating from a tree.

I see a silly monkey,

I see a little seal,

Clapping one, two, three!

I see a lazy lizard,

Sitting in the sun.

I see a big whale,

Having lots of fun.

I see a baby hippo, Learning how to run.

And one crocodile,

Crying on its own! [12]

В заключении хотелось бы сказать о преимуществах диктантов:

ученики проявляют активность во время диктанта

диктанты - это путь к устной коммуникативной деятельности

они полезны в группах учащихся с разными способностями и при разном количестве учеников и имеют разнообразные формы проведения

материал для диктантов легко приспособить к разным этапам урока, лексическому или грамматическому материалу и т.д.

Прочных знаний учитель может добиться от своих учеников, если будет создавать на уроках такие виды деятельности, которые способствуют повышению МОТИВАЦИИ у детей.

И диктант-не исключение.

Использовались материалы из учебника Spotlight 4-7 классы. Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.


Слово “диктант” ассоциируется со строгим учителем, который ходит по классу и исправляет всё красной пастой. Однако, если произвести upgrade традиционного диктанта, то он может быть полезной деятельностью. Задание включает в себя тренировку нескольких навыков: аудирования, спеллинга и говорения. Давайте рассмотрим, как же оживить традиционный скучный диктант?

В книге Teach Grammar creatively Herbert Puchta приводит примеры использования диктанта на различных этапах урока. Например, для презентации грамматической структуры used to. Идея задания похожа на игру Two truths, one lie. Преподаватель сообщает студентам несколько фактов о себе с использованием used to, а затем они решают какие из них правда. Вместо того, чтобы записать утверждения на доске или сказать устно, учитель их диктует. Чтобы проверить правильность предложений ученики по одному диктуют преподавателю то, что записали: тратится немного больше времени, но зато ученики тренируют ценные навыки.

Многие современные вариации диктантов адаптированы из книги Dictation by Paul Davis and Mario Rinvolucri
Приведем наиболее распространенные виды.

1.Picture dictation

Можно использовать при изучении лексических тем, где слова сгруппированы по категориям. Преподаватель показывает флеш карточку, а ученики записывают слово.
Затем проверяют в парах. Такое задание будет интересно юным учащимся.

2. Running dictation

Разделите небольшой текст из вашего учебника на несколько частей, например, параграфы с названиями. Распечатайте его покрупнее и развесьте на стены в классе или в коридоре, если есть возможность. Поделите студентов на пары, в которых один — scribe partner, а другой — run partner. “Бегающий” учащийся читает часть текста, а затем диктует его “пишущему” партнеру. Победитель тот, кто запишет информацию в наиболее полном объеме и с наименьшим количеством ошибок. Также студенты могут обсудить с какими идеями согласны и не согласны.

3. Most important — least important

Задание — обычное ранжирование, но с дополнительной тренировкой правописания и аудирования.
Продиктуйте 5-7 предложений. Если эти факты важны для студента, то он записывает их в верхнюю часть страницы, неважные помещает внизу, а остальные — посередине. Затем сравнивает утверждения с соседом и отсчитывается преподавателю о найденных различиях.

Пример предложений,
А good friend should have a good sense of humour.
It’s important to be loyal to your friend.
Having a lot in common us essential.

4. Dictogloss

Это скорее реконструкция текста, чем диктант. Задание не подойдёт для низких уровней.
Преподаватель читает небольшой текст, а учащиеся записывают только ключевые слова. Затем повторяет процедуру, чтобы студенты услышали больше деталей. После этого в парах или мини группах необходимо составить подобный текст с использованием ключевых слов, проверить правильность выражений и грамматических конструкций

Пример текста для уровня Intermediate (Grammar dictation)

We live in a time of rising unemployment. This makes the job market very competitive. Many people are now seeking the services of a new type of company to prepare them for a job application. The company helps in a variety of ways, from eating the resume to training the applicant in interview techniques. The fee is high but many job seekers consider it a worthwhile investment in the competitive race for a job.

5.Real life dictation

Что мы обычно диктуем друг другу в реальной жизни? Номер телефона, адрес, цену, дату. Поэтому убедитесь, что использовано достаточно заданий на практику понимания этих данных на слух. Студенты говорят, что они обычно отправляют смс. А что, если не будет возможности?

Продиктуйте несколько цифр: единицы, десятки или сотни. Как проверить, что группа записала числа правильно? Можно выписать их на доску. А любителям математики предложите сложить все цифры. Если сумма такая же как у вас, значит услышали правильно.

Читайте также: