Входной контрольный диктант по русскому языку 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса

для 3-го класса

Цель работы: проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает все изученные во 2 классе орфограммы: гласные после шипящих, раздельное написание предлогов со словами, звонкие и глухие согласные на конце и в корне слова, безударные гласные, непроизносимые согласные, разделительный ь, большая буква в собственных именах.

Объём текста: 40 – 45 слов.

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Грамматическое задание

1. Составь предложение из слов, подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.

I вариант II вариант

Листья, падают, берёз, с, золотые ногами, шуршит, трава, сухая, под

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

3. Выполни звуко-буквенный разбор слов.

I вариант II вариант

Пеньки, ежи Деньки, ерши

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.

Слова для справок: сбросили, рябчик.

Грамматические задания

1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

1. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

1. *. Запишите омонимы (3 слова)

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

Грамматические задания

1. Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

1. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант – свист

Контрольный диктант для 3-го класса

за I четверть

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

Грамматическое задание

1.Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

I вариант

На опушке леса растут рыжие лисички.
II вариант

Осенью деревья надели яркий наряд.

2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.

3. Разберите слова по составу.

Осенний, пробежка, журавлёнок,

бабушка, девочка.
Лимонный, походка, тюленёнок,

Чудесная ёлка

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

Грамматические задания

1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.

2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

1. *К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -…. выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Контрольный диктант для 3-го класса

за I полугодие

Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.

Объем работы: 50-55 слов.

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

Голодные синички прилетели к кормушке.

Серенькая белочка спряталась в дупле.

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

3. Запиши слова в 3 столбика.

Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка, с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белыешубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматические задания

1. Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.

2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.

2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.

1. Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.

1 вариант Лететь, …

2 вариант Ходить, …

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много.

Грамматические задания

1. Укажите части речи …

1 вариант – в первом предложении

2 вариант – в десятом предложении

1. Подчеркните в тексте собственные имена существительные

2. * Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Раноутром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

Грамматические задания

1. Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант – 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)

1. Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)

2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)

1. 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

Грамматические задания

1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в первой части текста

2 вариант – во второй части текста

1. Определите падеж и род у имён прилагательных…

1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)

2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)

1. * К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания

1 вариант Лёгкая задача -…. широкое шоссе – …

2 вариант Сладкое яблоко – …., тяжёлый портфель -…

Контрольный диктант по русскому языку

для 3-го класса за III четверть

Цель работы - проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

Объем диктанта: 55-65 слов.

В лесной глуши.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

Надулись на деревьях пахучие почки.

2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их

Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный

Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

3. Разберите слова по составу.

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень многосвета. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

Грамматические задания

1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи

1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)

2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)

1. Выпишите глаголы, употреблённые …

1 вариант – в единственном числе (6)

2 вариант – во множественном числе (6)

1. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…

2 вариант. Трудиться – …, видеть -…

Встреча с гадюкой

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны.

Грамматические задания

1. Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.

1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)

1. Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

1. *К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.

1 вариант. Высокий дом – ….. дом, громко смеяться – громко …

2 вариант. Широкая лента – …… лента, долго говорить – долго ……

Итоговый контрольный диктант для 3 класса

Цель работы – проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках;существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных;не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.

Объем текста – 65-75 слов.

Певчие птицы.

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Слова для справок : звенят

Грамматическое задание .

1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.

2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает все изученные во 2 классе орфограммы: гласные после шипящих, раздельное написание предлогов со словами, звонкие и глухие согласные на конце и в корне слова, безударные гласные, непроизносимые согласные, разделительный ь, большая буква в собственных именах.

Объём текста:40 – 45 слов.

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Грамматическое задание

Составь предложение из слов, подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.

I вариант II вариант

Листья, падают, берёз, с, золотые ногами, шуршит, трава, сухая, под

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

Выполни звуко-буквенный разбор слов.

I вариант II вариант

Пеньки, ежи Деньки, ерши

Осенний лес Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.

Слова для справок: сбросили, рябчик.

Грамматические задания

Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

*. Запишите омонимы (3 слова)

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

Грамматические задания

Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант – свист

Контрольный диктант для 3-го класса за I четверть

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

Грамматическое задание

1.Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

I вариант

На опушке леса растут рыжие лисички.
II вариант

Осенью деревья надели яркий наряд.

2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.

3. Разберите слова по составу. Лимонный, походка, тюленёнок,

Осенний, пробежка, журавлёнок, крылышко, мамочка.

Чудесная ёлка

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

Грамматические задания

Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.

Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

*К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -…. выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Контрольный диктант для 3-го класса за I полугодие

Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.

Объем работы: 50-55 слов.

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

Голодные синички прилетели к кормушке.

Серенькая белочка спряталась в дупле.

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

3. Запиши слова в 3 столбика.

Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка, с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белыешубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматические задания

Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.

Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.

2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.

Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.

1 вариант Лететь, …

2 вариант Ходить, …

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много.

Грамматические задания

Укажите части речи …

1 вариант – в первом предложении

2 вариант – в десятом предложении

Подчеркните в тексте собственные имена существительные

* Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Раноутром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

Грамматические задания

Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант – 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)

Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)

2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)

1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

Грамматические задания

Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в первой части текста

2 вариант – во второй части текста

Определите падеж и род у имён прилагательных…

1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)

2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)

* К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания

1 вариант Лёгкая задача -…. широкое шоссе – …

2 вариант Сладкое яблоко – …., тяжёлый портфель -…

Контрольный диктант по русскому языку

для 3-го класса за III четверть

Цель работы - проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

Объем диктанта: 55-65 слов.

В лесной глуши.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

Надулись на деревьях пахучие почки.

2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их

Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный

Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

3. Разберите слова по составу.

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

Грамматические задания

Подчеркните грамматическую основу, указав части речи

1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)

2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)

Выпишите глаголы, употреблённые …

1 вариант – в единственном числе (6)

2 вариант – во множественном числе (6)

Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…

2 вариант. Трудиться – …, видеть -…

Встреча с гадюкой

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны.

Грамматические задания

Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.

1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)

Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

*К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.

1 вариант. Высокий дом – ….. дом, громко смеяться – громко …

2 вариант. Широкая лента – …… лента, долго говорить – долго ……

Итоговый контрольный диктант для 3 класса

Цель работы – проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках;существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных;не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.

Объем текста – 65-75 слов.

Певчие птицы.

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Слова для справок: звенят

Грамматическое задание

1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.

2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.

img

Объём диктанта — 35—50 слов.

prodictant

Содержание:

В сентябре наш класс ходил в лес. Ребята там играли и пели. Отдыхали у березки. Ветки дерева защищали их от лучей солнца.
Из леса ученики несли листья и шишки. Ребята будут делать игрушки. Они подарят их малышам. (37 слов)

Повстречать колючего ёжика можно на лесной полянке и в саду на тропинке. Он топает по дорожкам, шуршит листвой и смешно сопит. Только не надо брать симпатичного зверька к себе домой. Жизнь в комнате не заменит ежу зелёной травы и лучистого солнца. (41 слово)
Постановку запятой проговаривает учитель.

Грамматические задания:

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мыши живут в корнях деревьев. Соловей вьет гнездо прямо на земле. Дрозд строит свой дом в кустарниках. Дятел и сова живут в дуплах деревьев. А на верхушках деревьев можно заметить дом лесного разбойника — ястреба. (43 слова)

Село Высокое стоит на берегу реки. За селом раскинулись поля. А за полями сосновый бор. Жители села часто ходят туда за грибами. Осенью дед Степан приносит много опят и рыжиков. Он ходит по лесу тихо и слушает весёлую песню сосен. (40 слов)
Слова для справок: приносит, слушает, сосен.


Стоял солнечный день. Костя и дедушка ходили по лесу. Дедушка рассказал внуку сказку.
Вдруг Костя заметил капли. Они падали с березки. У дерева был сломан сук. Из ранки лились слезы. Дедушка перевязал веточку. Березка перестала плакать. Дедушка взял глину и замазал ранку. Пусть живет березка! (47 слов)
По А. Баркову

Солнышко уже за лес спускалось. Муравей сел на сухой листок. Дунул ветер — и упал листок с ветки. Несёт ветер листок через лес и деревню. Муравей чуть жив от страха. Листок упал на луг за деревней. Он упал на камень. Муравей ушиб ногу. Вот беда! (44 слова)
По В. Бианки.
Слово для справки: несёт.

Мама подарила Виталику красивую маленькую рыбку. Мальчик был очень рад подарку. До чего же хорошая рыбка была! Славный карасик!
Первое время Виталик очень заботился о рыбке. Кормил ее, менял воду. А потом стал забывать даже покормить.
Однажды к Виталику пришел друг Сережа. И Виталик отдал ему карасика за свисток. (50 слов)
По Н. Носову

Хорошо на речке в жаркий летний день. В зеркальной глади неспешного течения отражаются белоснежные облака. У берега в тёплой прозрачной воде плавают маленькие рыбки. Над речной поверхностью летают разноцветные стрекозы. Их голубые и зелёные крылышки радостно блестят на солнце. Кругом царят безмятежность и покой. (44 слова)
Слова для справок: отражаются, стрекозы.

Грамматические задания:
1. Подчеркните во втором и третьем предложениях грамматические основы.
2. Укажите количество букв и звуков в слове зелёные.
3. Выпишите из текста три слова с проверяемым безударным гласным в корне. Докажите правильность написания.

Осень заглянула в сады. Поспевают зимние сорта яблок. Ветви деревьев так и клонятся под их тяжестью.
В ясный день собирают урожай. Всюду слышны веселые голоса детей, смех. Каждый спешит набрать полную корзину. На соломе горкой лежат яблоки. Крупные, спелые. Как красиво выглядит антоновка! А как пахнет! (48 слов)


Как красив лес осенью! Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосна и ель остались зелёными. Пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и жёлтые опята давно ждут грибников. (41 слово)
Слово для справки: жёлтые.

img

Объём диктанта — 35—50 слов.

prodictant

Содержание:

В сентябре наш класс ходил в лес. Ребята там играли и пели. Отдыхали у березки. Ветки дерева защищали их от лучей солнца.
Из леса ученики несли листья и шишки. Ребята будут делать игрушки. Они подарят их малышам. (37 слов)

Повстречать колючего ёжика можно на лесной полянке и в саду на тропинке. Он топает по дорожкам, шуршит листвой и смешно сопит. Только не надо брать симпатичного зверька к себе домой. Жизнь в комнате не заменит ежу зелёной травы и лучистого солнца. (41 слово)
Постановку запятой проговаривает учитель.

Грамматические задания:

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мыши живут в корнях деревьев. Соловей вьет гнездо прямо на земле. Дрозд строит свой дом в кустарниках. Дятел и сова живут в дуплах деревьев. А на верхушках деревьев можно заметить дом лесного разбойника — ястреба. (43 слова)

Село Высокое стоит на берегу реки. За селом раскинулись поля. А за полями сосновый бор. Жители села часто ходят туда за грибами. Осенью дед Степан приносит много опят и рыжиков. Он ходит по лесу тихо и слушает весёлую песню сосен. (40 слов)
Слова для справок: приносит, слушает, сосен.


Стоял солнечный день. Костя и дедушка ходили по лесу. Дедушка рассказал внуку сказку.
Вдруг Костя заметил капли. Они падали с березки. У дерева был сломан сук. Из ранки лились слезы. Дедушка перевязал веточку. Березка перестала плакать. Дедушка взял глину и замазал ранку. Пусть живет березка! (47 слов)
По А. Баркову

Солнышко уже за лес спускалось. Муравей сел на сухой листок. Дунул ветер — и упал листок с ветки. Несёт ветер листок через лес и деревню. Муравей чуть жив от страха. Листок упал на луг за деревней. Он упал на камень. Муравей ушиб ногу. Вот беда! (44 слова)
По В. Бианки.
Слово для справки: несёт.

Мама подарила Виталику красивую маленькую рыбку. Мальчик был очень рад подарку. До чего же хорошая рыбка была! Славный карасик!
Первое время Виталик очень заботился о рыбке. Кормил ее, менял воду. А потом стал забывать даже покормить.
Однажды к Виталику пришел друг Сережа. И Виталик отдал ему карасика за свисток. (50 слов)
По Н. Носову

Хорошо на речке в жаркий летний день. В зеркальной глади неспешного течения отражаются белоснежные облака. У берега в тёплой прозрачной воде плавают маленькие рыбки. Над речной поверхностью летают разноцветные стрекозы. Их голубые и зелёные крылышки радостно блестят на солнце. Кругом царят безмятежность и покой. (44 слова)
Слова для справок: отражаются, стрекозы.

Грамматические задания:
1. Подчеркните во втором и третьем предложениях грамматические основы.
2. Укажите количество букв и звуков в слове зелёные.
3. Выпишите из текста три слова с проверяемым безударным гласным в корне. Докажите правильность написания.

Осень заглянула в сады. Поспевают зимние сорта яблок. Ветви деревьев так и клонятся под их тяжестью.
В ясный день собирают урожай. Всюду слышны веселые голоса детей, смех. Каждый спешит набрать полную корзину. На соломе горкой лежат яблоки. Крупные, спелые. Как красиво выглядит антоновка! А как пахнет! (48 слов)


Как красив лес осенью! Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосна и ель остались зелёными. Пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и жёлтые опята давно ждут грибников. (41 слово)
Слово для справки: жёлтые.

Читайте также: