Вежливые люди чехов краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

1886 г.
Из письма Антона Павловича к своему брату Николаю Чехову.

Поводами этого письма послужили наплевательское отношение к себе и к своему таланту, безобразный образ жизни Николая, злоупотребление алкогольными напитками…

На тот момент Николай Чехов был широко известен как гениальный художник — ему доверяли расписывать стены в московском храме Христа Спасителя, он иллюстрировал рассказы своего брата и делал карикатуры с его подписями, был вхож в общество именитых художников: Левитана, Коровина, Шехтеля и др.

Выдержки из письма Н. П. Чехову, Март 1886 г.

Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным…
Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность , потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку.

3. Они уважают чужую собственность , потому платят долги.

4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!

6. Они не суетны. Их не занимают знакомства со знаменитостями, восторг встречного, известность по портерным.

7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.

8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт. [. ]

Им нужны свежесть, изящество, человечность. Пьют они только, когда свободны, при случае.
Таковы воспитанные. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля.

Письмо Чехова. 8 качеств воспитанного человека. Русская классика, Чехов, Письмо, Длиннопост

Чехов написал письмо своему брату, талантливому художнику, но слабохарактерному и страдающему от беспробудного пьянства.

Обязательно прочтите это письмо. Великий классик нашей литературы способен научить нас большему.

Уверяю тебя, что, как брат и близкий к тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую… Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, незлопамятен, доверчив… Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000…

Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини, пожалуйста, но veritas magis amicitiae… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от неё, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-a-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить её трудно, ужасно трудно.

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают.

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным…

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… […] Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, […] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность […]… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

И т.д. Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда…

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час… Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть… Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал…”

Яркое письмо, на мой взгляд
А начало вообще меткое, даже сохранить захотелось вот таким скрином, чтобы открывать и читать когда кажется, что никто не понимает.

Содержание

Читать полный текст, слушать аудиокнигу

Аудиоверсия доступна на YouTube.

В деревенском сарае готовятся заночевать гимназический учитель Буркин и приехавший из города на охоту ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Буркин рассказывает историю своего недавно умершего коллеги — учителя Беликова, преподававшего в гимназии древнегреческий язык.

Даже в солнечную погоду Беликов ходил в калошах, тёплом пальто и с зонтиком. И зонтик, и часы, и перочинный нож — всё у него было в чехольчиках. Он и сам жил будто в футляре. Лицо прятал за поднятым воротником и тёмными очками. Древнегреческий язык служил ему защитой от враждебного мира. Ночью он залезал под одеяло с головой и засыпал с мыслями о ворах. Боялся шумной гимназии, куда шёл на работу по утрам.


Иллюстрация Кукрыниксов


Иллюстрация Д.А. Дубинского

Как-то раз Беликов увидел, что Варенька с братом катаются на велосипедах. Ему это показалось ужасно неприличным.


Иллюстрация Д.А. Дубинского


Иллюстрация П. Пикнисевича

Поначалу надеялись, что без унылого учителя в городе воцарится свобода. Но горожане так и продолжили жить по-прежнему: сурово, утомительно и бестолково.

Закончив рассказ, Буркин сокрушается, что людей вроде Беликова ещё очень много. Иван Иваныч начинает философствовать, что жить в тесном городе, заниматься бессмысленными делами, лгать и слушать ложь, проводить время среди глупых людей — это и есть наш футляр. Но Буркин останавливает его размышления: пора спать.

Герои произведения

Беликов

Беликов — учитель древнегреческого языка в провинциальной гимназии. Его имя и отчество в рассказе не называются. Известно, что ему уже за 40. Он скучен и боязлив, отгораживается от мира тёмными очками, воротником и мыслями о Древней Греции.

Казалось бы, Беликова можно пожалеть. Из-за своей тревожности он лишён простых человеческих радостей. Вся его жизнь — страдание, причём абсолютно бесцельное. Беликов и на работу идёт со страхом, и к другим учителям в гости ходит лишь из чувства долга. И дома ему нет покоя: лёжа по ночам в постели, он боится, как бы его не зарезал собственный повар.

Варенька


С.С. Боим

Коваленко

Анализ рассказа. Что писать в сочинении?

Настоящая жизнь всегда сопряжена с непредсказуемостью, новизной, определённым риском — всем тем, чего так боится учитель Беликов. Он всё время выбирает безопасность и одиночество, но они не спасают его от тревоги. В итоге Беликов проживает ничтожную жизнь, не воспользовавшись единственным шансом изменить свою судьбу, женившись на Вареньке.


Безусловно, этот дар воспитать в себе можно только благодаря тяжелому труду, чтению, воле.

Оба примера дополняют друг друга. Они показывают, что воспитанные люди обладают огромным талантом, который воспитывается тяжелой работе над собой, и в него входят все положительные качества человека.

Авторская позиция ясна. Чехов утверждает, что воспитанный человек очень добрый, относиться к окружающим вежливо, чистосердечен, и если имеет талант, то он воспитывает его, развивает днями и ночами.

Я согласен с мнением автора и считаю, что каждый человек должен стремиться быть похожими на таких людей. Докажу свою точку зрения из литературы.

В заключение хотелось бы добавить, что не все имеют этот огромный талант, но если каждый человек будет стремиться воспитать его, то люди были бы добрее, вежливее. Воспитанный человек — это трудяга, который имеет много положительных качеств, которых воспитывает в себе.

I. Содержание сочинения.

К1. Формулировка проблем исходного текста (1 балл из 1).

Проблема исходного текста сформулирована верно.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы, нет.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (6 баллов из 6).

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

К3. Отражение позиции автора исходного текста (1 балл из 1).

Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (1 балл из 1).

Отношение к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано.

II. Речевое оформление сочинения.

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (1 балл из 2).

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.

Логических ошибок нет. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

К6. Точность и выразительность речи (0 баллов из 2).

Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

III. Грамотность.

К7. Соблюдение орфографических норм (1 балл из 3).

Допущены три ошибки.

Чехов утверждает, что воспитанный человек очень добрый, относит ь ся к окружающим вежливо, чистосердечен, и если имеет талант, то он воспитывает его, развивает днями и ночами. – (что делает?) относится

Воспитанный человек — это трудяга, который имеет много положительных качеств, которы х воспитывает в себе. – качеств, которые воспитывает в себе

К8. Соблюдение пунктуационных норм (2 балла из 3).

Допущена одна ошибка.

К9. Соблюдение грамматических норм (0 баллов из 2).

Допущено три ошибки.

Они показывают, что воспитанные люди обладают огромным талантом, который воспитывается (в) тяжелой работе над собой, и в него входят все положительные качества человека. – воспитывается (в чем?) в тяжелой работе

Главный герой был непохож на других, поэтому его обзывали, кидали (в него) камнями, относились к нему очень неправильно. – кидали камнями (в кого?) в него (в героя)

В заключение хотелось бы добавить, что не все имеют этот огромный талант, но если каждый человек будет стремиться воспитать его, то люди были бы добрее, вежливее. – если каждый человек будет стремиться…, то люди будут… (ошибочное образование формы глагола)

К10. Соблюдение речевых норм (1 балл из 2).

Допущены две речевые ошибки.

Главный герой был непохож на других, поэтому его обзывали, кидали (в него) камнями, относились к нему очень неправильно . – очень неправильно – это как?

К11. Соблюдение этических норм (1 балл из 1).

Этические ошибки в работе отсутствуют.

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1 балл из 1).

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: