Вертушинка соколов микитов краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока.

Цели : 1. Познакомить учащихся с произведением И Соколова-Микитова;

создать условия для формирования читательских умений: прогнозировать содержание произведения по заглавию, иллюстрации, ключевым словам;

выделять фрагменты, необходимые для ответа на вопрос;

составлять выборочный пересказ;

2. Развивать умения оценивать свои эмоциональные реакции;

развивать коммуникативные и информационные умения.

3. Воспитывать чувство любви к природе;

формировать навыки сотрудничества.

Продолжительность урока – 45 минут.

1.Организационный момент.

Эмоционально – психологический настрой:

Уч. – Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Долгожданный дан звонок-

Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи.

- Как вы понимаете последние строки?

2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня мы продолжаем вспоминать чудесные летние дни.

Иллюстрация и рассказ о растении, которое встретилось летом и особенно запомнилось.

Критерии оценки: интерес, аккуратность, знание текста. (выслушиваются 2-3 ч.).

- Чьи выступления вам понравились больше всего? Почему?

3. Мобилизующий этап.

1.Выполните задание на карточке и сформулируйте тему нашего урока.

Составь имя и фамилию автора из слогов. Начни читать со слога И , продолжи против хода часовой стрелки.

Определите название произведения, исключив повторяющиеся буквы.

2.Формулирование темы урока учащимися: _________________________(слайд 1).

3.Целеполагание: Познакомиться с… и… Учиться…и . произведение

4. Изучение нового материала

1.Знакомство с биографией автора, произведениями (слайды 2, 3, 4).

2. Словарная работа. - Расшифруйте слова (слайд 5). - Объясните значение слов ключ, затон.

- Найдите эти слова в толковом словаре учебника.

3. Антиципация по названию, иллюстрации, ключевым словам (слайд 6).

- Как вы думаете, о чём это произведение? (Дети высказывают предположения).

- Мы услышали несколько версий, а какая из них верная, мы узнаем, когда прочитаем произведение.

4. Чтение произведения учителем.

5.Проверка первичного восприятия. - Чьё предположение оказалось более точным?

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- К какому жанру относится это произведение?

5. Физкультминутка.

Уч . А сейчас и мы отправимся к речке.

К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это кроль.

Все как один – Плывём, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой.

6. Работа над текстом.

1.Чтение по цепочке.

2. Анализ произведения. Выборочное чтение.

Уч .- Прочитайте, где река берёт своё начало. - Как вы думаете, почему речушку назвали Вертушинкой?

- Что можно увидеть на берегу реки летом? Зимой? - Какие звуки можно услышать? - Что делал писатель возле речки?

Карточка 1. Прочитай слова. Соедини их с эпитетами. При затруднении пользуйся текстом.

пчёлы быстрые

ковёр чистый, прозрачный

(Самопроверка, слайд 7).

- Подумайте, как писатель относится к Вертушинке. Выполните задание в парах.

если ты не согласен, выскажи своё мнение. (Работа в парах)

Карточка 2 . Читайте отрывки по очереди. Отметьте значком V те, в которых автор передаёт своё отношение к Вертушинке. Объясните.

(Выслушиваются ответы 2 пар).

- Найдите в тексте другие отрывки, передающие отношение автора к маленьким речкам.

- Что Вертушинка напоминает Соколову-Микитову? Почему?

- К какому фрагменту текста дана иллюстрация? Согласны ли вы с художником?

3. Выполнение дифференцированных творческих заданий на карточках (по уровню интеллектуального развития).

Нарисуй, как выглядит Вертушинка летом. Впиши нужные слова, используя текст в учебнике.

Летом много … растёт на … Вертушинки. Цветут голубые…. Плавают жёлтые … . Порхают над цветами … . Резвятся … бабочки, перелетают быстрые … . Садятся на кашку … шмели.

Заслушать по 2 ученика по каждому уровню заданий.

7. Подведение итогов.

У ч.- С каким произведением познакомились? - Что узнали из рассказа о речках?

- Заканчивая разговор о произведении Соколова-Микитова, я предлагаю вам составить синквейн.

Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) или ассоциация. (Составление синквейна вместе с учителем).

Бежит, журчит, радует.

Дом для растений и животных.

8. Рефлексия.

1. На доске рисунок реки, на реке кораблики, на которых – этапы урока (словарная работа, работа с текстом, творческие задания).

2.Закончите высказывания: (б), в) – выслушать детей с низкой школьной мотивацией и с проблемами в общении).

9.Информация о домашнем задании.

- составить рассказ о реке, возле которой ты бывал, по плану в учебнике;

- подготовить иллюстрацию и пересказ отрывка с использованием эпитетов;

- подготовить иллюстрацию и пересказ, используя текст – опору;

Приложение 1.

Художественные приёмы.

Олицетворение – наделение неживых предметов признаками, свойствами, действиями человека.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет.

То заплачет , как дитя.

Сравнение – образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, явления с целью пояснить один из них с помощью другого.

Мой спутник – дождик! Ты в речной воде

Шипишь, как масло на сковороде…

Эпитет – художественное определение предмета или действия.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду…

Признаки литературных жанров.

2.Своеобразное начало (зачин), продолжения, концовка.

3.Повтор (чаще троекратный повтор)

4.Сказочные слова и выражения.

5.Добро побеждает зло.

1.Повествование о реальных событиях.

3.Немного действующих лиц.

4.Описание одного эпизода.

1.Короткая строка (столбик).

4.Выражение переживаний, чувств.

Приложение 2.

Правила построения синквейна:

1 строка – 1 ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющее содержание.

2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка – короткое предложение, фраза из 4 слов, показывающая отношение автора синквейна к теме.

5 строка – синоним или ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, информатики, истории.

Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, применяется в качестве средства творческой выразительности.

Синквейн может использоваться на разных стадиях урока:

на этапе актуализации опорных знаний;

на этапе осмысления - вдумчивая работа над новыми понятиями;

на этапе подведения итогов и на этапе рефлексии – средство творческого выражения осмысленного материала.

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально – чувственной сферы, их личным жизненным опытом и предоставляют возможность формировать у учащихся умения:

решать творческие задачи;

распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности;

самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебных задач;

формировать навыки самоконтроля.

Тип урока: изучение нового материала.

Эмоционально - психологический настрой.

Проверка домашнего задания.

Метод: частично – поисковый.

Формулируют тему урока через творческие задания; целеполагание.

Изучение нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный.

Демонстрация компьютерной презентации;

определение словарных слов (ребусы);

работа с толковым словарём учебника;

антиципация по названию, иллюстрации, ключевым словам;

первичное чтение, проверка первичного восприятия.

Упражнения в игровой форме, связанные с содержанием прочитанного произведения.

Работа над текстом.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый, творческий.

анализ содержания текста, выборочное чтение, определение художественных средств, позиции автора;

дифференцированные творческие задания (по уровню интеллектуального развития).

Подведение итогов урока.

Методы: частично – поисковый, творческий.

Приём: синквейн - средство выражения творческого осмысленного материала.

Самооценка и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, своего партнёра, выявление эмоционального состояния каждого ученика.

Информация о домашнем задании.

Урок вызвал интерес учащихся. Дети были внимательны и активны. Использованные на уроке разные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная позволили включиться в работу всем учащимся. В парной работе отрабатывались приёмы учебного сотрудничества, делового и личного общения. Дифференцированные творческие задания были направлены на усиление глубины понимания школьниками прочитанного произведения, активизации познавательной деятельности учащихся и развитие их индивидуальных способностей. Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития успешно выполнили посильное для них задание. Дети смогли правильно оценить свою работу на уроке, своего партнёра, попытались выявить причины успеха и неуспеха собственной деятельности. Всем учащимся была поставлена оценка за выполнение заданий. Результатом деятельности детей стала книжка с рисунками, сочинениями (приложение 3).

Продолжительность урока – 45 минут.

Эмоционально – психологический настрой:

Уч. – Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Долгожданный дан звонок-

Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи.

- Как вы понимаете последние строки?

2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня мы продолжаем вспоминать чудесные летние дни.

Иллюстрация и рассказ о растении, которое встретилось летом и особенно запомнилось.

Критерии оценки: интерес, аккуратность, знание текста. (выслушиваются 2-3 ч.).

- Чьи выступления вам понравились больше всего? Почему?

3. Мобилизующий этап.

1.Выполните задание на карточке и сформулируйте тему нашего урока.

Составь имя и фамилию автора из слогов. Начни читать со слога И , продолжи против хода часовой стрелки.

Определите название произведения, исключив повторяющиеся буквы.

2.Формулирование темы урока учащимися: _________________________(слайд 1).

3.Целеполагание: Познакомиться с… и… Учиться…и . произведение

4. Изучение нового материала

1.Знакомство с биографией автора, произведениями (слайды 2, 3, 4).

2. Словарная работа. - Расшифруйте слова (слайд 5). - Объясните значение слов ключ, затон.

- Найдите эти слова в толковом словаре учебника.

3. Антиципация по названию, иллюстрации, ключевым словам (слайд 6).

- Как вы думаете, о чём это произведение? (Дети высказывают предположения).

- Мы услышали несколько версий, а какая из них верная, мы узнаем, когда прочитаем произведение.

4. Чтение произведения учителем.

5.Проверка первичного восприятия. - Чьё предположение оказалось более точным?

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- К какому жанру относится это произведение?

Уч . А сейчас и мы отправимся к речке.

К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это кроль.

Все как один – Плывём, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой.

6. Работа над текстом.

1.Чтение по цепочке.

2. Анализ произведения. Выборочное чтение.

Уч .- Прочитайте, где река берёт своё начало. - Как вы думаете, почему речушку назвали Вертушинкой?

- Что можно увидеть на берегу реки летом? Зимой? - Какие звуки можно услышать? - Что делал писатель возле речки?

Карточка 1. Прочитай слова. Соедини их с эпитетами. При затруднении пользуйся текстом.

ковёр чистый, прозрачный

(Самопроверка, слайд 7).

- Подумайте, как писатель относится к Вертушинке. Выполните задание в парах.

если ты не согласен, выскажи своё мнение. (Работа в парах)

Карточка 2 . Читайте отрывки по очереди. Отметьте значком V те, в которых автор передаёт своё отношение к Вертушинке. Объясните.

(Выслушиваются ответы 2 пар).

- Найдите в тексте другие отрывки, передающие отношение автора к маленьким речкам.

- Что Вертушинка напоминает Соколову-Микитову? Почему?

- К какому фрагменту текста дана иллюстрация? Согласны ли вы с художником?

3. Выполнение дифференцированных творческих заданий на карточках (по уровню интеллектуального развития).

Нарисуй, как выглядит Вертушинка летом. Впиши нужные слова, используя текст в учебнике.

Летом много … растёт на … Вертушинки. Цветут голубые…. Плавают жёлтые … . Порхают над цветами … . Резвятся … бабочки, перелетают быстрые … . Садятся на кашку … шмели.

Нарисуй, как выглядит Вертушинка летом. Составь пересказ, используя эпитеты (карточка 1).

Заслушать по 2 ученика по каждому уровню заданий.

7. Подведение итогов.

У ч.- С каким произведением познакомились? - Что узнали из рассказа о речках?

- Заканчивая разговор о произведении Соколова-Микитова, я предлагаю вам составить синквейн.

Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) или ассоциация. (Составление синквейна вместе с учителем).

Бежит, журчит, радует.

Дом для растений и животных.

1. На доске рисунок реки, на реке кораблики, на которых – этапы урока (словарная работа, работа с текстом, творческие задания).

2.Закончите высказывания: (б), в) – выслушать детей с низкой школьной мотивацией и с проблемами в общении).

9.Информация о домашнем задании.

- составить рассказ о реке, возле которой ты бывал, по плану в учебнике;

- подготовить иллюстрацию и пересказ отрывка с использованием эпитетов;

- подготовить иллюстрацию и пересказ, используя текст – опору;

Олицетворение – наделение неживых предметов признаками, свойствами, действиями человека.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет.

То заплачет , как дитя.

Сравнение – образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, явления с целью пояснить один из них с помощью другого.

Мой спутник – дождик! Ты в речной воде

Шипишь, как масло на сковороде…

Эпитет – художественное определение предмета или действия.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду…

Признаки литературных жанров.

2.Своеобразное начало (зачин), продолжения, концовка.

3.Повтор (чаще троекратный повтор)

4.Сказочные слова и выражения.

5.Добро побеждает зло.

1.Повествование о реальных событиях.

3.Немного действующих лиц.

4.Описание одного эпизода.

1.Короткая строка (столбик).

4.Выражение переживаний, чувств.

Правила построения синквейна:

1 строка – 1 ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющее содержание.

2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка – короткое предложение, фраза из 4 слов, показывающая отношение автора синквейна к теме.

5 строка – синоним или ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, информатики, истории.

Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, применяется в качестве средства творческой выразительности.

Синквейн может использоваться на разных стадиях урока:

на этапе актуализации опорных знаний;

на этапе осмысления - вдумчивая работа над новыми понятиями;

на этапе подведения итогов и на этапе рефлексии – средство творческого выражения осмысленного материала.

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально – чувственной сферы, их личным жизненным опытом и предоставляют возможность формировать у учащихся умения:

решать творческие задачи;

распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности;

самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебных задач;

формировать навыки самоконтроля.

Тип урока: изучение нового материала.

Эмоционально - психологический настрой.

Проверка домашнего задания.

Метод: частично – поисковый.

Формулируют тему урока через творческие задания; целеполагание.

Изучение нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный.

Демонстрация компьютерной презентации;

определение словарных слов (ребусы);

работа с толковым словарём учебника;

антиципация по названию, иллюстрации, ключевым словам;

первичное чтение, проверка первичного восприятия.

Упражнения в игровой форме, связанные с содержанием прочитанного произведения.

Работа над текстом.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый, творческий.

анализ содержания текста, выборочное чтение, определение художественных средств, позиции автора;

дифференцированные творческие задания (по уровню интеллектуального развития).

Подведение итогов урока.

Методы: частично – поисковый, творческий.

Приём: синквейн - средство выражения творческого осмысленного материала.

Самооценка и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, своего партнёра, выявление эмоционального состояния каждого ученика.

Информация о домашнем задании.

Урок вызвал интерес учащихся. Дети были внимательны и активны. Использованные на уроке разные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная позволили включиться в работу всем учащимся. В парной работе отрабатывались приёмы учебного сотрудничества, делового и личного общения. Дифференцированные творческие задания были направлены на усиление глубины понимания школьниками прочитанного произведения, активизации познавательной деятельности учащихся и развитие их индивидуальных способностей. Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития успешно выполнили посильное для них задание. Дети смогли правильно оценить свою работу на уроке, своего партнёра, попытались выявить причины успеха и неуспеха собственной деятельности. Всем учащимся была поставлена оценка за выполнение заданий. Результатом деятельности детей стала книжка с рисунками, сочинениями (приложение 3).

Поиск

Вертушинка

Вертушинка Рассказ Соколова - Микитова

Я очень люблю названия маленьких рек и речушек. Никто не помнит - кто и когда давал им ласковые имена. Маленькую нашу речушку, впадающую в большую многоводную реку, все называют Вертушинкой. Начало свое Вертушинка берет среди широкого, зеленого, покрытого цветами луга - там, где из земли бьет чистый прозрачный ключ.
Люди давным-давно устроили над ключом деревянный низкий сруб, на котором висел сделанный из бересты ковш-корец. Каждый мог подойти и напиться холодной ключевой воды, от которой ломило зубы. Заглянешь, бывало, в колодец и, как в зеркале, увидишь свое лицо, глубокое небо с плывущими белыми облаками, увидишь песчаное дно родника, пляшущие на дне легкие песчинки, разбегавшихся по воде длинноногих быстрых пауков-челночков.
Вытекающий из родника ручеек колышет высокую зеленую осоку, над которой летают, повисая в воздухе, легкие прозрачные стрекозы. Напьешься из родника холодной воды, пойдешь по течению ручья дальше и дальше. Наполняясь водою из попутных ключей, в глубокий лесной овраг вливается Вертушинка, вертится, бежит среди высоких крутых берегов. Если вглядеться хорошенько, многое можно увидеть.
Вот на упавшем листке осины неведомо куда путешествует желтобрюхий толстый шмель. Быстрое течение ручья несет мохнатого путешественника среди множества препятствий. С куста на куст перекинул над ручьем свою серебристую паутину охотник-паук.
Мелкая рыбешка резвится в холодной прозрачной воде неглубоких затонов. Вот по песчаному дну ручья ползет странное существо - ручейник, живущее в крошечном домике, слепленном из мелких песчинок. Паук-водолаз с серебристым пузырем воздуха на мохнатом своем брюшке спускается по подводному стеблю на дно ручья. Там, где течение затихает, по зеркальной поверхности воды на высоких тонких ножках быстро бегают паучки-челночки.
В открытых, глубоких, освещенных солнцем прозрачных колдобинах плавают небольшие красноперые голавли. Они греются в лучах солнца у поверхности воды. Стоит неосторожно пошевелиться - и пугливые голавлики быстро прячутся под берегом ручья. Между стеблями растений быстро плавают под водой черные жуки-плавунцы. С берега спрыгнула, нырнула, загребая длинными задними лапами, и скрылась большеглазая зеленоватая лягушка.
По берегам Вертушинки густо разрослись ивовые и ольховые кусты. Весною и летом здесь гнездятся, всю ночь звонко поют соловьи. На лесистых склонах глубокого оврага живут выводки рябчиков, перелетают с сучка на сучок голубокрылые сойки, поют и трещат дрозды. Ночами лесные звери подходят пить воду из Вертушинки. У берегов Вертушинки водятся проворные ночные зверьки норки. Человеку их трудно увидеть. Только зимою на пушистом белом снегу видны их парные легкие следочки.
Маленькая речка Вертушинка очень похожа на большую полноводную реку. В ней есть свои отмели и затоны, быстрые каменистые перекаты. Весною она широко разливается. Тогда в Вертушинку заходит из большой многоводной реки крупная рыба метать икру. Ранней весной здесь попадаются щуки, а под нависшими берегами, под корнями кустарников и деревьев прячутся скользкие налимы.
Летом множество цветов растет на берегах Вертушинки. Цветут незабудки. В глубоких затончиках плавают белые лилии и желтые кувшинки. Порхают над цветами бабочки, резвятся стрекозы. Над заросшим подводной травою затоном жужжат, перелетая с цветка на цветок розоватой кашки, пчелы, садятся на кашку тяжелые шмели.
Выводки маленьких диких уток - чирков прячутся в густой зеленой осоке. В начале лета можно увидеть проворных, покрытых пухом молодых утят, ловко ныряющих у зарослей высокого камыша и рогоза. К Вертушинке подходят огромные живущие в лесу рогатые лоси. Здесь же резвятся по ночам зайцы, прыгают легкие белки. Зимой на снегу можно видеть много беличьих, лисьих и заячьих следов.
Когда-то я водил моего маленького внука Сашу на Вертушинку. Мы спускали на воду легкие бумажные и берестяные кораблики, и они уплывали от нас, как настоящие пароходы на большой многоводной реке.
Я очень люблю Вертушинку. Спрятавшись в густых кустах, долго сижу на ее берегу, слушаю пение птиц, тихое журчанье воды, наблюдаю скрытую жизнь. Маленькие речки и лесные ручьи мне милее широких и многоводных рек. Здесь раскрывается передо мною жизнь, которую трудно наблюдать и видеть на широкой многоводной реке. Эти маленькие ручьи и речушки, носящие ласковые, милые имена, питают водою самые глубоководные и широкие реки.
Весною и летом, осенью и зимою я часто ходил на Вертушинку, наблюдал жизнь птиц, живущих на ее берегах, любовался цветами. Здесь у Вертушинки жили выводки рябчиков, барабанили лесные барабанщики - дятлы. В Вертушинке водились пузатые скользкие налимы и черные клещатые раки, прятавшиеся под берегом в глубоких печурах. Темными летними ночами, когда на полях зацветал лен, мы охотились на раков. Засучив порточки, босиком, с фонарем в руках, бродили по песчаному дну Вертушинки, руками ловили выползавших из печур раков. Зимою в глубоких местах ставили под лед верши, в которые попадались налимы.
Проходя на лыжах, я любовался узором заячьих и лисьих следов. Под глубокими сугробами снега бежит Вертушинка, но кое-где на каменистых мелких перекатах вырывается, быстро бежит по камешкам и снова скрывается под снегом прозрачная холодная вода.
Далекое счастливое детство напоминает мне Вертушинка.

Я очень люблю названия маленьких рек и речушек. Никто не помнит - кто и когда давал им ласковые имена. Маленькую нашу речушку, впадающую в большую многоводную реку, все называют Вертушинкой. Начало свое Вертушинка берет среди широкого, зеленого, покрытого цветами луга - там, где из земли бьет чистый прозрачный ключ.

Люди давным-давно устроили над ключом деревянный низкий сруб, на котором висел сделанный из бересты ковш-корец. Каждый мог подойти и напиться холодной ключевой воды, от которой ломило зубы. Заглянешь, бывало, в колодец и, как в зеркале, увидишь свое лицо, глубокое небо с плывущими белыми облаками, увидишь песчаное дно родника, пляшущие на дне легкие песчинки, разбегавшихся по воде длинноногих быстрых пауков-челночков.

Вытекающий из родника ручеек колышет высокую зеленую осоку, над которой летают, повисая в воздухе, легкие прозрачные стрекозы. Напьешься из родника холодной воды, пойдешь по течению ручья дальше и дальше. Наполняясь водою из попутных ключей, в глубокий лесной овраг вливается Вертушинка, вертится, бежит среди высоких крутых берегов. Если вглядеться хорошенько, многое можно увидеть.

Вот на упавшем листке осины неведомо куда путешествует желтобрюхий толстый шмель. Быстрое течение ручья несет мохнатого путешественника среди множества препятствий. С куста на куст перекинул над ручьем свою серебристую паутину охотник-паук.

Мелкая рыбешка резвится в холодной прозрачной воде неглубоких затонов. Вот по песчаному дну ручья ползет странное существо - ручейник, живущее в крошечном домике, слепленном из мелких песчинок. Паук-водолаз с серебристым пузырем воздуха на мохнатом своем брюшке спускается по подводному стеблю на дно ручья. Там, где течение затихает, по зеркальной поверхности воды на высоких тонких ножках быстро бегают паучки-челночки.

В открытых, глубоких, освещенных солнцем прозрачных колдобинах плавают небольшие красноперые голавли. Они греются в лучах солнца у поверхности воды. Стоит неосторожно пошевелиться - и пугливые голавлики быстро прячутся под берегом ручья. Между стеблями растений быстро плавают под водой черные жуки-плавунцы. С берега спрыгнула, нырнула, загребая длинными задними лапами, и скрылась большеглазая зеленоватая лягушка.

По берегам Вертушинки густо разрослись ивовые и ольховые кусты. Весною и летом здесь гнездятся, всю ночь звонко поют соловьи. На лесистых склонах глубокого оврага живут выводки рябчиков, перелетают с сучка на сучок голубокрылые сойки, поют и трещат дрозды. Ночами лесные звери подходят пить воду из Вертушинки. У берегов Вертушинки водятся проворные ночные зверьки норки. Человеку их трудно увидеть. Только зимою на пушистом белом снегу видны их парные легкие следочки.

Маленькая речка Вертушинка очень похожа на большую полноводную реку. В ней есть свои отмели и затоны, быстрые каменистые перекаты. Весною она широко разливается. Тогда в Вертушинку заходит из большой многоводной реки крупная рыба метать икру. Ранней весной здесь попадаются щуки, а под нависшими берегами, под корнями кустарников и деревьев прячутся скользкие налимы.

Летом множество цветов растет на берегах Вертушинки. Цветут незабудки. В глубоких затончиках плавают белые лилии и желтые кувшинки. Порхают над цветами бабочки, резвятся стрекозы. Над заросшим подводной травою затоном жужжат, перелетая с цветка на цветок розоватой кашки, пчелы, садятся на кашку тяжелые шмели.

Выводки маленьких диких уток - чирков прячутся в густой зеленой осоке. В начале лета можно увидеть проворных, покрытых пухом молодых утят, ловко ныряющих у зарослей высокого камыша и рогоза. К Вертушинке подходят огромные живущие в лесу рогатые лоси. Здесь же резвятся по ночам зайцы, прыгают легкие белки. Зимой на снегу можно видеть много беличьих, лисьих и заячьих следов.

Когда-то я водил моего маленького внука Сашу на Вертушинку. Мы спускали на воду легкие бумажные и берестяные кораблики, и они уплывали от нас, как настоящие пароходы на большой многоводной реке.

Я очень люблю Вертушинку. Спрятавшись в густых кустах, долго сижу на ее берегу, слушаю пение птиц, тихое журчанье воды, наблюдаю скрытую жизнь. Маленькие речки и лесные ручьи мне милее широких и многоводных рек. Здесь раскрывается передо мною жизнь, которую трудно наблюдать и видеть на широкой многоводной реке. Эти маленькие ручьи и речушки, носящие ласковые, милые имена, питают водою самые глубоководные и широкие реки.

Весною и летом, осенью и зимою я часто ходил на Вертушинку, наблюдал жизнь птиц, живущих на ее берегах, любовался цветами. Здесь у Вертушинки жили выводки рябчиков, барабанили лесные барабанщики - дятлы. В Вертушинке водились пузатые скользкие налимы и черные клещатые раки, прятавшиеся под берегом в глубоких печурах. Темными летними ночами, когда на полях зацветал лен, мы охотились на раков. Засучив порточки, босиком, с фонарем в руках, бродили по песчаному дну Вертушинки, руками ловили выползавших из печур раков. Зимою в глубоких местах ставили под лед верши, в которые попадались налимы.

Проходя на лыжах, я любовался узором заячьих и лисьих следов. Под глубокими сугробами снега бежит Вертушинка, но кое-где на каменистых мелких перекатах вырывается, быстро бежит по камешкам и снова скрывается под снегом прозрачная холодная вода.

Читайте также: