Веркин осеннее солнце краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня день Наташи Дрондиной, завтра день Саши Шныровой — так проводит лето восьмиклассник Васькин по прозвищу Граф из деревни Туманный Лог. Отсюда разъехались почти все жители, осталось лишь три семьи, так что приходится дружить с враждующими девчонками по очереди. С одинаковым рвением подростки ссорятся и мирятся, исследуют окрестности и выдумывают легенды, трудятся и валяют дурака. Повествование о деревенских каникулах приправлено узнаваемым авторским юмором. Но с каждой страницей возрастает безотчетная тревога, как будто не лето подходит к концу, а мир — такой, каким мы его знаем. Как будто это лето — последнее.

Награды и премии:


лауреат
Книгуру, 10 сезон (2019 г.) // . 1-е место

Похожие произведения:

IgorLutiy, 24 июля 2021 г.

Деревня Туманный Лог расположена на краю цивилизации. Как следствие, осталось здесь всего три семьи, а вокруг раскинулась необъятная природа. Отцы семейств работают далеко, вахтовым методом ибо работы на месте, разумеется, никакой нет. Здесь вообще почти ничего нет. Дороги нет (зато есть рельсы, но не те), электричества почти нет. А вот мобильная связь есть. Всего-то надо залезть на тополь. И там, на высоте 10 метров, общайся не хочу. Зато есть река, лес, поля, свежие фрукты и овощи, в общем — природа! Много ли надо детям?

В целом это отличная повесть о взрослении на свежем воздухе, хотя и в наши дни. Звучит удивительно, но так и есть. Трое детей и летние каникулы. Солнце, река, рыбалка, грибы, ягоды, развлечения и ссоры — все как у детей. А еще разные истории и описание того, как Туманный Лог дошел до жизни такой.

А печаль из-за того, что нет у этой деревни никакого будущего и не может быть. Понимает это и восьмиклассник Иван, главный герой повести. Не хочет принимать, но все равно понимает. И от понимания того, насколько это актуально — становится еще печальнее. Сколько так или иначе умирало подобных деревушек? Умирало и продолжает умирать? Особенно печально это будет для тех, кто хотя бы краем, но касался подобных историй в реальности. Как то, что составляло всю твою жизнь, всё, что ты знал и ценил, а это особенно важно в детстве, тает на твоих глазах и превращается в мираж. И ты вынужден покидать родные края. Разве это не грустно? Более того, в детстве ты еще не понимаешь, почему это происходит. Только будучи взрослым осознаешь — по другому быть не может. Увы и ах. Закон суров, но таков закон.

Но Иван до последнего сопротивляется этому. До последнего надеется. А вдруг можно что-то придумать, и хлынут сюда туристы, чтобы посмотреть на Пушкин дуб, или колодец с гигантскими пиявками. Ну или хотя бы на колокол. Вдруг исполнится всего одно желание. Вдруг? Но читатель понимает, чем это может закончиться. А писатель не стремится подыгрывать, чтобы сказку сделать былью. Сказка останется сказкой, а нам достанется быль.

prouste, 21 октября 2021 г.

Крайняя по времени издания повесть Веркина не относится к его лучшим вещам, но она очень перфекционистская. Фактически на маленьком пятачке через нескончаемые ссоры двух девиц и их хороводы вокруг резонера- пацана автор дает грустную картину вымирания деревни и традиционного уклада. Здорово нагнетает природные и рукотворные знамения, но вся ж история без спецэффектов и держится исключительно на мышцах авторского дарования. Эти сельские подростковые ссоры были и раньше, стилистически узнаваемы и эффекта новизны нет, отчего мне повесть показалась несколько вторичной. Но Веркин достиг такого уровня и мастерства, что и нелучший его текст и впечатляет и цепляет, ну а в части диалоговой вязи и юмора он точно один из лучших наших. Если не самый

poxabich, 19 марта 2021 г.

Умирает деревня, постепенно растворяясь в тумане. Растворяется мир в глазах рассказчика. Все потихоньку уходит во мглу, исчезает.

При этом печали нет. За порогом, возможно ждут другие истории.

sergej210477, 5 марта 2021 г.

Типичная для данного автора повесть про подростков и для подростков.

Просто, маленький кусочек жизни. Летние каникулы в деревне.

Ну и приключения героя, его дружба с двумя девочками-соседками — описано все с присущим автору искрометным юмором, не злой иронией, приятной сатирой. Поэтому — читается легко и интересно.

Произведение без всякой мистики, хотя, при чтении есть некое ощущение, что, вот-вот, что-то произойдёт, странное и таинственное. Но, не происходит. Может быть, это и к лучшему, сказки не получилось.

skein, 12 февраля 2021 г.

Веркин вообще певец уныния, но здесь он переплюнул себя самого. И хотя в повести ничего реально страшного не происходит (строго говоря, в ней вообще ничего не происходит), картинка получается, как сказал другой писатель, такая, что остаётся лишь пририсовать сбоку осину и на ней повеситься. Невероятно красивый и щемяще печальный пейзаж последней осени перед зимой, которая никогда не кончится. А Веркина я больше не читаю, несмотря на весь его талант. Жизнь и без того грустная штука.

genametr, 1 марта 2021 г.

- Доктор, да чего ж хорошего?! — спрашивает пациент.

- Хорошо что у меня этого нет.


13.07.2021


436


2

Сергей ЛЁВИН

СИНДРОМ НИКОМУНЕНУЖНОСТИ

Действие нового романа Эдуарда Веркина с самым что ни на есть осенним названием происходит… летом. В День защиты детей начинается и завершается в августе. Осень присутствует в тексте незримо – символом зреющего урожая и последующего увядания, похолодания, предзимья.

Три месяца, три семьи, трое детей и три матери, три единственных жилых дома в захолустной деревушке Туманный Лог – в произведении вообще много троек, а цифра эта издавна непростая, сказочная. Да и истории из родословных местных обитателей часто похожи на те самые полубыли-полулегенды, что передаются из поколения в поколение, с годами обрастая всё более невероятными подробностями.

У Эдуарда Веркина Туманный Лог – отнюдь не филиал ада, да и его обитателям ещё рано о чём-то ностальгировать. Совершенно не пошлый юмор, искрящиеся электричеством и эмоциями перебранки между Шныровой и Дрондиной (13-летними девчонками, чьи семьи недолюбливают друг дружку испокон веков, поэтому главному герою Ване Васькину приходится делить дни между первой одноклассницей и второй), прогулки по лесу и окрестностям – практически всё, что есть в романе. Никакого действия, преступлений и наказаний, однако за фасадом из подростковых похождений-приключений, если приглядеться как следует, скрывается крушение целого мира.

И даже не важно, существует ли в принципе, в материальном воплощении, невидимое зло, которое скрывается в лесу и молча наблюдает за детьми или поджигает автомобильные покрышки, лежавшие среди старых бань. Это зло – заброшенность, запустение, никомуненужность. Не прокляты и не убиты – просто забыты. И ещё не известно, что страшнее.

Особенно ярко это продемонстрировано через символ небывалого урожая, который не приносит героям радости – напротив, раздражает их, и который в итоге некому будет собирать. Природа щедра и своими изобильными дарами будто уговаривает, умоляет последних обитателей Туманного Лога остаться. Но кому есть дело до грибов и яблок, когда в доме который день нет электричества, да и восстановят ли его когда-нибудь вообще, неизвестно.

В бескрайних просторах под безразмерным как океан небом, где не ловится сотовая связь, а сила цивилизации с каждым месяцем становится всё слабее, могут действительно происходить жуткие вещи. Но есть и то, что их сдерживает. В первую очередь, вера в чудо. В то, что старый дуб в лесу когда-то посадил сам Пушкин, что в заброшенном колодце водятся гигантские, неизвестные науке пиявки, что старый, вросший в землю посреди поляны колокол когда-то поднимал народ на бунт. Что этот забытый Богом и людьми потрясающе живописный уголок когда-то вновь наполнится жизнью.

Признаюсь сразу, автор этих строк любит творчество российского писателя Эдуарда Веркина ещё со времён трогательного и удивительного честного " Облачного полка ". Дальше были великолепный и страшный " Остров Сахалин ", отдающий латиноамериким магреализмом " Пепел Анны ". В общем, фанатом я не стал, но время от времени с огромным удовольствием погружаюсь в отдельные книги.

" Осеннее солнце " - самая свежая на сегодня книга Эдуарда Веркина . Повесть вышла в издательстве " Волчок ", упоминания о книжных проектах которого уже присутствовали на страницах этого блога. И без сомнения, этот пост тоже не будет последним. Забегая вперёд, могу сказать, что как минимум, цикл Нэнси Фармер " Море троллей " просто необходимо представить тем, кто его пока не читал. До выхода повесть успела получить первое место в десятом сезоне всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества " Книгуру ", что, кстати, с Эдуардом Веркиным случилось во второй раз (во втором сезоне премии первое место получил роман " Облачный полк ").

Чувствую, что вступление, как-то затянулось, пора заканчивать болтовню и попробовать, наконец, сформулировать 5 пунктов, почему же стоит прочитать " Осеннее солнце ".

Есть ли недостатки? Да, это цена книги, которая, как и положено, в случае такого названия у издательства, кусается за кошелёчек. Но тем не менее оставлю ссылку на страницу издания на сайте магазина Лабиринта .

Веркин из тех, кого буду читать непременно, он в моей пятерке лучших современных российских писателей. Чуть переживала, как бы после "Острова Сахалина" не забронзовел. Не то, чтобы всерьез опасалась, что переход к странному, словно персонально под него придуманному жанру "Взрослая проза", радикально изменит стиль и манеру письма. Каждый пишет, что он слышит. Зря боялась. Просто в то время, когда писался "ОС", флейту "Герды" и скрипку "Друга апреля" для внутреннего слуха писателя сменил жестяной барабан, такая уж там тема, такая история. К слову, то. что роман обойден топовыми российскими литературными премиями, очередной раз подтверждает, что судейство глухо. Но теперь не о том.

"Осеннее солнце" в коротком списке премии "Книгуру", представляющей лучшее в литературе о и для подростков. Не кривите лица, мой опыт показывает, что в этом гетто чаще появляются интересные и серьезные книги, чем в топе нашей боллитры. Если "Остров Сахалин" был скитанием по кругам дантова ада, то "Осеннее солнце" Эдем. Вернее история изгнания из райского сада. Или "Прощание с Матёрой", переосмысленное в современных реалиях - вместо высокой трагедии будничная драма.

Туманный Лог не деревня и не село, вернее было бы назвать это место мызой или хутором, хотя первое прочно ассоциируется с Прибалтикой, второе с Украиной, а здесь средняя полоса России, скорее даже север. Первого июня, когда все начинается, восьмиклассник Иван и две его соседки семиклассницы Саша и Наташа в куртках. Впрочем, по имени девочек тут будут называть куда реже, чем Шнырова и Дрондина. отношения между двумя названными фамилиями и предками героя-рассказчика с неромантичной фамилией Васькин корнями уходят во времена крепостного права. Причем Васькины, даром, что звучит имя простовато, были господами, а предки девиц их крепостными. Вражда между семьями девочек зародилась тогда же и не исчерпала себя до наших дней.

Идиотическая бессмысленная беспощадность этих древних дрязг не раз и не два заставит смеяться. Веркин из тех редких авторов, которые могут писать очень смешно, эта книга не исключение. Однако к сюжету. К сегодняшнему дню из семнадцати дворов Туманного Лога заселены три, вместо нормального моста через речушку, отделяющую место, от большого мира - две перекинутые с берега на берег рельсы; есть электричество, но ожидаемо нет интернета. Мужчин тоже нет, все они на заработках. Три женщины, да трое подростков. Мамы работают как швеи-надомницы шьют трусы и постельное белье, периодически отправляя продукцию городскому заказчику. Подростки живут с давно установленной посреди холодной войны Шныровых-Дрондиных очередностью дружбы: день герой дружит с одной из них, второй - с другой. Соблюдаются установки триумвиратом довольно строго, что не гарантирует от постоянных лобовых столкновений, комичных на сторонний взгляд, но обидных и болезненных для участниц.

А вокруг рай. Ну, потому что лето. Без интернета. На самом деле, сеть ловится с верхушки тополя, куда Васькин периодически взбирается, чтобы побыть одному и пополнить запас информации о местных эндемиках. Что, такой юный натуралист. Да не то, чтобы, но в последнее время все к тому идет, что Лог как-бы не нужен. То есть? То есть, для районной власти хутор как заноза в заднице - административная единица, о которой надо заботиться, да еще с тремя проживающими на территории детьми школьного возраста, что не позволяет просто стереть с карты. Нет-нет, там о политике и всякой такой социалке ничего не будет, это уже я, взрослый читатель вижу нюансы. Васькин и девчонки ничего такого не думают, но повторяют слова о том, что "Скоро все у нас тут, на фиг, оптимизируют" с той же безнадежностью, с какой герои "Улитки на склоне" говорят об одержании.

А теперь представьте. что вы родились и выросли в раю, в своем доме посреди уютного понятного логичного и прекрасного мира размером с небольшой городской район, с лесом, речкой, болотцем, ягодными и грибными полянами, с охотой и рыбалкой, и кучей прочих интересных вещей, но при этом возможностью пользоваться благами цивилизации. Что вся эта роскошь принадлежит вам и вашим друзьям, а с некоторыми неудобствами вы уже привыкли мириться. И вдруг замаячила смутная, но неотвратимая угроза лишиться всего этого. Тут вам не типовая хрущоба в спальном районе, хотя остаться без дома и в этом случае не лучше. Потому он ищет, отчаянно ищет, чем их маленький мирок может быть интересен или полезен большому миру. Верит, что если удастся найти-придумать-сочинить, за что имеет смысл ценить, все останется по прежнему.

А тем временем рельсы, которые мост, подцепляют краном и утаскивают (как-бы черметчики), то же происходит с проводами, и электричества теперь нет, а генератор, купленный в городе мамой, ночью ломают. И, ну, в общем, это весело в процессе и печально в конце. Но очень хорошо. Веркин лучший, он умеет.

Эдуард Веркин - Осеннее солнце

Сегодня день Наташи Дрондиной, завтра день Саши Шныровой — так проводит лето восьмиклассник Васькин по прозвищу Граф из деревни Туманный Лог. Отсюда разъехались почти все жители, осталось лишь три семьи, так что приходится дружить с враждующими девчонками по очереди.

Л В некоторых ваших книгах фигурирует будто один и тот же вымышленный небольшой город. Какой город послужил прототипом или это собирательный образ?

ЭВ Это в целом присуще многим авторам. Можно протянуть прямую параллель к Стивену Кингу: у Гоголя — Полтава и ее окрестности, У Кинга — Дерри, Касл-Рок и прочее, а посередине — прекрасно разместится Фолкнер с его Йокнапатофой и еще сорок сороков других писателей. Это ведь очень удобно: придумать свою небольшую землю и потихонечку ее обживать. Так действуют многие, и я не исключение.

Л А что насчет Кинга? Вы говорили, что много читали его в детстве. Он кажется вам значительным писателем?

Л Вы рассказывали в одном из интервью про пионерскую готику как особый фольклорный жанр. Можете вспомнить страшную историю, которая наиболее запомнилась? Может быть, есть история, которую вы использовали в своих книгах?

Л Вы в своих книгах совмещаете несколько направлений: реалистическое, мистическое и фантастическое. Про мистику мы поговорили. А что касается фантастики, повлияли ли на вас Стругацкие?

Л А что вы думаете о современном подростковом фэнтези? В каком состоянии сейчас этот жанр и актуален ли он?

ЭВ Я в последнее время за этим не слежу, но когда я захожу в немногочисленные книжные магазины, то полки с детской и подростковой литературой в основном заняты фэнтези, фантастики нет, конечно, а фэнтези есть. Безусловно, книги Дмитрия Емца повлияли на целое поколение и стали явлением. Это бессмысленно отрицать. Людей, которые читали про Таню Гроттер и Мефодия Буслаева, очень много. И я читал.

Л А что вы думаете о серии романов про Гарри Поттера? В одном интервью вы говорили, что когда выйдете на пенсию, то купите весь семитомник и будете читать. С чем связано то, что вы еще не читали эти книги?

ЭВ Да, я его еще не читал. Когда вышла первая книга, то я ужаснулся тому, как она плохо написана, а, может, плохо переведена. Потом я посмотрел фильмы, и они мне даже начали нравиться, поэтому я думаю собраться и всего Гарри Поттера прочитать. Знатоки советуют читать в оригинале, но это я, конечно, не осилю. Безусловно, эти книги — культурный феномен, поэтому когда возникает вопрос, кому давать Нобелевскую премию, то наверно по совокупности заслуг ее уже вполне можно дать Роулинг, потому что она отчасти спасла интерес к чтению у подрастающего поколения. А это огромная заслуга.

Осеннее солнце. Иллюстрации Анны Журко" data-fit="contain"> Осеннее солнце. Иллюстрации Анны Журко" data-fit="contain"> Осеннее солнце. Иллюстрации Анны Журко" data-fit="contain"> Осеннее солнце. Иллюстрации Анны Журко" data-fit="contain"> Осеннее солнце. Иллюстрации Анны Журко" data-fit="contain"> Осеннее солнце. Иллюстрации Анны Журко" data-fit="contain"> Осеннее солнце. Иллюстрации Анны Журко" data-fit="contain">

А вот от Воркуты в Туманном Логе нет ничего. Это крайне своеобразный город. Я иногда думаю написать про Воркуту, особенно сейчас, когда там происходит умирание и стремительный распад, который я еще не застал: я уехал раньше.

Не знаю, соберусь ли писать про Воркуту, но тема, конечно, сложная: жизнь в умирающем городе. Причем ясно, что надежды на возрождение особой нет, — получится такой Туманный Лог в тундре.

Л Вы ведь в основном пишете о русской провинции. А вы любите ее?

Л Вы видите будущее у таких поселений, как условный Туманный Лог?

ЭВ Если учитывать то, как там все развивается сейчас, — будущего нет. Везде постепенно приходят пресловутые агрохолдинги, которые уклад (даже не девятнадцатого века, а колхозный) разрушают. Как будет потом — можно пофантазировать. При определенном уровне развития общества, экономики и, главное, транспорта может начаться возрождение. Взял личный вертолет — и полетел в Туманный Лог. А пока дороги такие, не знаю, будет ли возрождение, скорее нет. Это отчасти жестокие законы исторического развития: деревня вымирает по всему миру.

У меня тут на стене висит чудесная картина: там две старушки, худая и толстая, играли в карты и поссорились. Такое впечатление, что в крови нашей эта ссора.

ЭВ Это до меня говорили. Гек Финн — это наверно Шнырова, а Васькин — Том Сойер. Он достаточно рассудительный, склонный скорее собирать вокруг себя пространство, а Гек Финн, наоборот, склонен отдаляться: он хочет сидеть в стороне и наблюдать.

Л А меняется ли что-то в Туманном Логе, кроме появления планшетов и мобильников? Есть ли разница между концом девяностых и тем, что происходит сейчас?

У меня как-то возникла идея описывать каждые десять лет состояние дел в России, сугубо для истории.

Л Раньше вы говорили, что одной из проблем подростковой литературы является оберегание ребенка от лишних проблем. Вам не кажется, что за последние годы ситуация стала меняться?

Л А это плохо?

Л Может быть, просто дети сейчас другие? Раньше им хотелось уходить в фантазийные миры, потому что в реальной жизни все было непросто, а сейчас, наоборот, появилась потребность с этими проблемами сталкиваться в литературе?

Читайте также: