Вербенец а м возможности создания мини музея познавательной направленности в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Оценить 1470 0

Мини-музей как средство познавательного развития детей

С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. А новое, как известно, это хорошо забытое старое.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия необходимые для развития познавательной активности дошкольников, а именно создание разнообразной по содержанию развивающей предметно-пространственной среды, учет индивидуальных особенностей и интересов детей, самостоятельный выбор деятельности.

Мини – музей в ДОУ приобретает большую популярность в системе дошкольного образования, так как является познавательным центром, результатом общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно- образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Ребенок является не только соавтором, но и творцом экспозиции. Дети совместно со взрослыми участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют их своими рисунками и поделками. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

Принципы создания мини-музея

Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.).

Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Создание мини-музеев обеспечивает наглядность всего образовательного процесса, способствует взаимодействию детского сада с семьёй и социумом. Благодаря эффективным формам и методам мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры - графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр можно использовать такие виды работы, как: заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы; выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Взаимосвязь с другими видами деятельности

Развитие речи – словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклором, с народной сказкой.

Математика– счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д. Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально-ритмические упражнения.

Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством. Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром.

Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах.

Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. При правильной постановке работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Список литературы.

4.Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006. 5. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004. 10.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.

6. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.

7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.

В данной работе описывается реализация педагогического проекта "Белая березка".

ВложениеРазмер
Педагогический проект "Белая березка" 377.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Создание мини-музея как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор: Рябушкина Елена Александровна,

воспитатель МБДОУ №2

Глава 1. Создание мини-музея как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста……………………5

1.2. Принципы создания мини-музея………………………………………. 6

2.1. Этапы реализации проекта……………………………………………….7

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС дошкольного образования в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения, наблюдать, экспериментировать.

1. Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ;

2. Обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми

3. Формировать у дошкольников представление о музее;

4. Расширять кругозор дошкольников;

5. Учить детей первым навыкам исследовательской деятельности;

6. Расширять познавательные способности и познавательную

7. Формировать умение самостоятельно анализировать и

систематизировать полученные знания;

8. Развивать творческое мышление.

Объект: познавательное развитие дошкольников.

Гипотеза: систематическое и последовательное использование мини-

музея в работе с детьми будет способствовать развитию познавательных способностей старших дошкольников.

Практическая значимость: данная работа может быть использована воспитателями в дошкольных учреждениях.

1. Развитие экологически грамотного поведения человека в природе.

2 .Развитие представлений о законах роста и развития живых организмов на примере наблюдений за березой.

3 .Развитие у детей стремления к исследовательской деятельности.

4 .Развитие познавательного интерес а, творческого воображения, мышление, коммуникативных навыков.

5 .Развитие представления об искусстве, музыке, поэзии.

Глава 1. Создание мини-музея как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими руками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции.

Исключительно важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (занятия-экскурсии). Большое внимание мы уделяем подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

2 этап. Выбор места размещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап . Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап . Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики.

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап . Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

При создании мини-музея учитывались следующие принципы:

Тематика мини-музеев может быть разнообразной:

Глава 2.Система работы воспитателя по созданию мини-музея

2.1. Этапы реализации проекта

Работу по созданию мини - музея в группе мы организуем в виде

совместного проекта с детьми и родителями, в три этапа:

1 этап - подготовительный,

2 этап - основной практический или этап реализации,

3 этап - заключительный.

Цель первого этапа - подготовка организации мини - музея.

1. Определить тему и название мини-музея;

2. Выбрать место для размещения;

Цель второго этапа - совместная реализация идей.

Работу с детьми и родителями во втором этапе планируем последовательно:

1.Определить цели и задачи мероприятия (родительские собрания,

консультации, индивидуальная работа);

2. Подобрать оборудование для мини - музея;

4. Оформить мини - музей с учётом эстетических, гигиенических норм

и соблюдением правил безопасности;

5.Разработать тематику и содержание экскурсий и занятий для

ознакомления детей с экспонатами.

6.Разработать перспективный план работы с детьми, родителями,

включая конкурсы, выставки, материалы для проведения опроса и

анкетирования, составление семейных коллекций, изготовление макетов и игр.

Материалы диагностики предполагают выявление уровня знаний о жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, размножается, может быть здоровым, больным), о строении, функциях и назначении частей дерева (корень, кора, ствол, листья), о развитии дерева и связи его с другими живыми организмами; об экологически грамотном поведении человека в природе; представление об искусстве, музыке, о березе как о символе страны, национальном дереве.

В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста, 25 человек детского сада № 2 г. Миасс.

В процессе педагогической деятельности были использованы такие методы как:

На рисунке 1 мы видим, что на начало проекта только 23% - 6 человек имеют высокие значения. Это говорит о том, что дети знают, как использовали березу раньше на Руси, (посуду, игрушки, жилье и тому подобное) и как ее используют в наше время.

31% - 8 человек имеют средний показатель. Дети отвечают на вопросы с помощью воспитателя.

У 46% - 12 человек низкий уровень знаний. Дети не знают, как береза может использоваться людьми в быту.

На диаграмме видно, 68%-17 человек имеют низкие показатели. Они не знают о полезных и лечебных свойствах березы.

20%-5 человек имеют средний показатель. Дети отвечают на вопросы с помощью воспитателя. Знают только о березовом венике и березовом соке.

У 12%-3 человека высокий показатель по исследованию. Они знают, какие полезные и лечебные свойства имеет береза.

При рассмотрении рисунка № 3 мы видим, что у 52% - 13 человек низкий уровень знаний, дети не знают, к какому дереву относятся те или иные формы листьев.

28% - 7 человек имеют средний уровень. Они могут определить отношение листьев к определенному дереву, но частично.

У 20% - 5 человек высокий уровень знаний. Дети уверенно распределяют листья к определенным деревьям.

У 32% - 8 человек имеют средний уровень. Это говорит о том, что дети определяют березу в разном времени года, но писателей стихов назвать затрудняются.

У 56% - 14 человек, низкий уровень знаний. Дети с трудом справляются с поставленными перед ними задачами.

На рисунке № 5 видно, что на начало проекта только 36% - 9 человек самостоятельно могут собрать рисунок дерева, березы.

16% - 4 человека имеют средний показатель. Это означает, что дети допускают ошибки при выполнении задания.

У 48% - 12 человек - уровень знаний низкий. Дети не могут выполнить задание с первого раза.

Таким образом, видно на начало проекта, что большинство детей не имеют достаточных знаний о березе, ее лечебных свойствах, о ее применении, о березе в поэзии и живописи.

Вид проекта : творческо – исследовательский.

Срок реализации: июнь-август 2017 года

Участники проекта: дети старшей групп, воспитатель, специалисты, родители воспитанников.

Цель проекта: приобщение детей к русской культуре, воспитание основ экологического мышления детей, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира как к живым, неповторимым организмам.

Сформировать представления о:

  • жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, размножается, может быть здоровым, больным);
  • строении, функциях и назначении частей дерева (корень, кора, ствол, листья);
  • развитии дерева и связи его с другими живыми организмами;
  • экологически грамотном поведении человека в природе;
  • расширять знания о законах роста и развития живых организмов на примере наблюдений за березой;
  • поддерживать и развивать у детей стремление к исследовательской деятельности, желание находить самостоятельно ответы на возникшие вопросы;
  • развивать познавательный интерес , творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомство с деревом - береза.
  • развивать представление об искусстве, поэзии. Береза – это символ страны, национальное дерево.
  • Определение объекта изучения.
  • Сбор информации, подбор художественного слова и музыки.
  • Диагностика.
  • Вхождение в игровую ситуацию.
  • Наблюдение за березой.
  • Изучение роста, развития и ухода за деревом. Объединение детей в рабочие группы.
  • Работа по образовательным областям

Перспективное планирование работы с детьми

Заготовление спилов и бересты (использовать только погибшие деревья).

Сбор листьев для гербария.

Формировать представления о музее, расширять кругозор, развивать познавательные способности.

Поддерживать и развивать у детей стремление к исследовательской деятельности, желание находить самостоятельно ответы на возникшие вопросы;

Учить детей создавать коллекции и работать с экспонатами.

Учить по описанию определять о каком дереве идет речь.

Уточнить (закрепить) знания о внешнем виде берёзы в разное время года, развивать внимание, быстроту мышления.

Уточнить знания детей о последовательности сезонного развития берёзы.

Березовый сок, березовый веник, косметика.

Познавательная беседа на тему:

Закрепление и обобщение знаний детей о назначении коры деревьев.

Знакомство с верхним слоем коры березы – берестой: внешнем видом, строением и применением.

Познакомить детей с порошкообразным веществом – бетулином, придающем береcте белый цвет.

Поддерживать у детей познавательный интерес к открытию тайн живой природы.

Дать детям знания о том, что живые клетки стволов берез дышат при помощи чечевичек – темных отдушин.

Дать представление о целебных свойствах березы, использовании их в косметике и в быту.

Познакомить детей с применением берёзы в наши дни.

Отгадывание загадок о березе.

Чтение стихотворений и заучивание стихов о березе

Учить детей рассказыванию о дереве по предметно-схематической модели.

Знакомство с русским народным фольклором

Познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой;
-приобщить к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности

Работа с родителями

Прогулка в лес, парк.

Изготовление поделок используя спилы и кору березы

Высадка берез на участке группы

Расширять знания о деревьях, воспитывать интерес.

Способствовать совместной деятельности родителей и детей.

При анализе рисунка №6 видно, что на начало и конец проекта имеются видимые изменения. Высокий уровень знаний детей увеличился с 6 до 17 человек. Средний уровень стал ниже, а низкий уровень снизился с 12 до 3 человек.

При анализе данной гистограммы мы видим изменение показателей. Высокий уровень знаний дошкольников значительно повысился с 3 до 19 человек. В свою очередь средний и низкие показатели так же изменились 17 до 2 человек.

При рассмотрении рисунка №8 видно, что низкий процент знаний детей понизился с 12 до 1 человека. Средний и высокий повысились. Высокий с 5 до 20 человек.

При анализе данного рисунка видно, что высокий уровень вырос с 3 до 16 человек. Средние показатели снизились с 8 до 5 человек, низкий с 14 до 4 человек.

На рисунке № 10 видно, что имеются значительные изменения между данными на начало и конец проекта. Высокий уровень с 9 до 22 человек. Средний уровень знаний с 4 до 12 человек. А низкий уровень знаний по данному исследованию отсутствует.

Вербенец А.М.
Как изучать опыт посещения музеев у детей дошкольного возраста.
Приобщение дошкольников к культуре, формирование ценностного отношения к искусству является одной из приоритетных задач современной педагогики. В связи с этим, происходит переосмысление возможностей музеев в развитии и образовании дошкольников.

Цель диагностики: выявление особенностей развития элементов музейной культуры у детей.

Представленные далее диагностические задания (а также критерии, уровни) являются возможным вариантом и выступают своего рода ориентирами для исследования детского опыта и построения педагогического процесса. В зависимости от 1) целей, задач, специфики образовательных программ, а также 2) особенностей детей группы, возможно их уточнение, дополнение, использование в сочетании с другими диагностическими методиками. Данный вариант заданий апробирован в 2001-2006 гг. с детьми, посещающими разные дошкольные образовательные учреждения на территории Санкт–Петербурга и Ленинградской области.

Обоснование выбора диагностических заданий.

- Вещь Старая – Старинная (или важная Музейная рама), которая может попасть в музей, только если дети расскажут что это такое, назовут музеи, в которых они были и т.п.;

Задание № 1 Наблюдение проявлений интереса к посещению музея у детей дошкольного возраста.

Цель: выявление особенностей проявления интереса к посещению музея у детей дошкольного возраста.

Способы обработки и анализа материалов:

Протокол обобщения полученных данных № 1.1

обследования детей _________ возраста___________ группы


  1. 0 - не соответствие показателю;

  2. 1- частичное соответствие показателю;

1.2 обследования детей _________ возраста___________ группы

- отражение впечатлений, собственных эмоций (символ А)

- эпизод начала поездки (пейзажи города) (Б)

- внешний вид музея (Г)

- изображение залов (Д)

- изображение некоторых ярких экспонатов или придумывание аналогичных экспонатов для музея (Е)

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями.

Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления:

  • сотрудничество ДОУ с музеями;
  • создание и использование мини-музеев в детском саду.

Можно выделить ряд характерных отличий детского музея от традиционного:

  1. Его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры.
  2. Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, во своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
  3. Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.

Согласно мнению А.М. Вербенец, музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъектных проявлений личности ребенка.

Музейные педагоги активно разрабатывают интересные формы работы с аудиторией, превращающие пассивных созерцателей в активных деятелей:

Важно отметить, что данная форма сотрудничества с Русским музеем возможна при соблюдении ряда требований:

  • наличие помещения, оснащенного компьютерной техникой;
  • высокоскоростной Интернет;
  • доступность для посетителей.

Немало важной частью работы музейного педагога является:

Организация проектной деятельности дошкольников:

Организация деятельности детей на площадке детского сада:

Проведение диагностики на начало года:

  • Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников на начало года (начальный уровень) (Приложение 17).
  • Наблюдение в условиях музея (результаты мониторинга на начало года) (Приложение 18).
  • Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста на начало года (начальный уровень) (Приложение 19).

Проведение диагностики на конец года:

Повышение педагогического уровня: написание статей, участие в конкурсах, конференциях, круглых столах.

Детский сад располагает конференц-залом для проведения мастер-классов и занятий, оборудованным компьютерным классом с отдельным входом, оснащенным пандусом и специальным лифтом для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Есть все основания полагать, что новый виртуальный филиал Русского музея станет просветительским центром для многих жителей Приморского района.

Открытие виртуального филиала Русского музея на базе детского сада содействует воспитанию подрастающего поколения, является инструментом успешной социализации и развития детей и способствует укреплению преемственность между дошкольными и образовательными учреждениями Приморского района.

Читайте также: