Вдох выдох пьеса краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
— Мне кажется, мы бинарное соединение. Два атома водорода, а между нами кислород, которым мы дышим. Облако нашего общего дыхания. Облако слов, идей, мыслей. Как будто вы моя вторая половина. Какое острое сочетание смертности и пробуждения…
Участниками постановки стали 26 калужских школьников в возрасте от 12 до 17 лет. Два месяца они репетировали, общались с психологами, обсуждали с ними и друг с другом свои не такие уж и детские проблемы.
Несмотря на то что большинство актёров, занятых в спектакле, это подростки, на сцене они выглядят вполне достойно. Да, иногда они волновались, забывали текст, но играли честно, выкладывались на полную катушку. Это очень подкупает. Актёрам-профессионалам Екатерине Клеймёновой и Вячеславу Соколову хватило мудрости и мастерства, чтобы не задавить ребят своим авторитетом и опытом. В итоге спектакль получился очень слаженным.
Родиться заново
Попав в такую среду, заболевает и Катя. Потому что этому городу не нужны ни архитекторы, ни музыканты, ни актёры — только риелторы. Единственное, о чём мечтает Катя, вернувшись с работы, — выспаться, попить пивка, посмотреть телик. Из состояния анабиоза её выводит трагедия, случившаяся с дочерью: Машу жестоко избивают одноклассники.
— Как будто это меня отпинали там, в кабинете английского. И я умерла, — говорит Катя. — А потом снова родилась, другая. И смотрю по сторонам, как в первый раз. Так странно.
— Мы понимаем, что не решим проблему подростковой жестокости, — рассказывал Леонид Клёц два месяца назад, когда проект только стартовал. — Но мы хотим, чтобы о ней хотя бы заговорили.
И о ней заговорили. Обсуждения после спектакля, изначально рассчитанные на 15–20 минут, длились по полчаса и больше. Всех словно прорвало: и зрителей, и актёров. Они говорили и не могли остановиться, рассказывая свои истории: кто-то сам стал жертвой буллинга, кто-то наблюдал травлю со стороны, у кого-то в этой войне пострадали дети.
— За эти два месяца ребята очень изменились, — сказал на одном из обсуждений актёр Вячеслав СОКОЛОВ, сыгравший роль учителя английского языка, в которого влюблена Маша. — У них глаза другими стали.
— Ведь я на самом деле не такая, как Лиза, правда?
— После того как поучаствовал в спектакле, я перестал кричать на своих детей, — признался актёр-любитель, исполнивший роль отца Ромки.
Публика видит сначала маленького ребёнка, потом молодую девушку, в конце – зрелую личность. Первое известие о смерти, первая любовь, желание найти себя и своё предназначение, семейная жизнь – все нюансы человеческой души, все перипетии жизненного пути героини отражены в спектакле. Артур (Данияр Курбангалеев) – единственный герой-мужчина в постановке – позволяет раскрыть разные амплуа женщины (хозяйка, любовница, мать). Это муж героини, с которым она познаёт и домашнее насилие, и гармонию и любовь, и ненависть к быту. Благодаря ему зритель видит Её то взрослой мудрой женщиной, то зайкой, которая готова во всём потакать своему мужчине.
В конце спектакля звучит не новая, но от того не менее важная мысль, что у каждого одна жизнь. Вдох-выдох – человек дышит, значит он живёт.
Александр Огарёв:
Спектакль заставляет задуматься о смысле своей жизни, пересчитать внутренние голоса и понять, что их даже не три, а сотня – как и в пьесе Юнаса Хемири.
Современные школьники с педагогами не очень церемонятся. Фото: Пресс-служба Лицейского театра/ Алексей Углирж
Из песни слов.
Маша и её мама в конце концов находят общий язык. Фото: Пресс-служба Лицейского театра/ Алексей Углирж
Эта песня очень популярна среди современных подростков. Может быть, именно её слова навеяли Юлии Тупикиной название пьесы о старшеклассниках, которые ищут свой путь.
Как 10, 20 и 30 лет назад, в подростковом возрасте они решают, для чего пришли в этот мир, ссорятся, выясняют отношения, влюбляются в учителей, курят за школой, обманывают родителей… Просто сегодняшние старшеклассники ещё общаются в соцсетях и мессенджерах, зависают в телефонах и ведут свои каналы на видеохостингах.
Маша – белая ворона в стае, с которой ей некуда лететь, однако мама пытается её наставлять: подстраивайся, находи общие темы. Это противостояние выливается в некую форму агрессии по отношению к самой себе: девушка постоянно расчёсывает до крови руки, и ей не помогает совет доктора: сесть, глубоко вдохнуть и выдохнуть.
Ты - не моя половина
Подростки часто влюбляются в учителей, особенно если педагог неординарный. Фото: Пресс-служба Лицейского театра/ Алексей Углирж
Новаторство ТЮЗа заключалось не только в смелости поставить и представить зрителю эпатажную постановку славящегося экспериментами питерского режиссера Романа Кагановича (спектакль был выбран в рамках режиссерской лаборатории). Но и в том, что накануне премьеры в стенах театра прошла встреча с успешным молодым драматургом Юлией Тупикиной, по пьесе которой и был поставлен спектакль. Говорили о многом — о том, что театр должен решать социальные проблемы, о том, что говорить о страшном со сцены надо. А если это театр юного зрителя, то обсуждать подростковые проблемы здесь просто необходимо.
С таким настроем мы и пошли в зал. Но даже предварительный разговор не подготовил к тому, что мы увидели.
Поколение недолюбленных
Этот спектакль о нашем поколении. Недолюбленном поколении. Многие из нас выросли в своем замкнутом мире, до которого не добрались ни ласковые руки мамы, ни крепкие объятия отца. Как итог, заводя семьи, недолюбленные со своей пустотой внутри, не могут ничего дать и своим детям. Замкнутый круг.
Маша — 14-летний подросток, которую воспитывает усталая и потерявшая надежду мать-одиночка — одна из них. Они живут в одной квартире, но при этом каждый в своем отдельном мире. Мать забросила занятия музыкой, пьет и заглушает тоску едой. Дочь, талантливая Маша, пытается взрослеть, как может. И у нее это не всегда получается. Диалога с матерью нет, да и зачем он, если все ответы об изменениях в организме, о первом сексе, о первых серьезных страданиях души и тела и даже о конфликтах с однокласниками, есть в Интернете.
И сложно тут сказать, этот спектакль больше о подростках или о взрослых, ведь вовлеченными в жизнь, не мультяшную, белозубую, с кудряшками и бантиками, а в жизнь, как поток, с началом и концом, счастьем-горем, вовлечены и те, и другие.
Признаюсь, мне страшно смотреть тяжелые постановки. Я берегу свой хрупкий мир в душе. Но я рискнула и не пожалела. Я плакала вместе со зрителями в зале, я боялась выдохнуть в моменты острого напряжения. Вместе с ними я проживала и свою жизнь, и свои детские, подростковые, юношеские и взрослые проблемы. Проживала и анализировала. А вдруг и я что-то упустила в воспитании своей дочери, вдруг и я что-то недодала.
Спасает от всех этих мыслей финал. Добрый финал. О том, что не всё еще потеряно. О том, что всегда в жизни есть надежда, а если еще понятнее и ближе, то добрые люди, которые и дают эту надежду. Порой неожиданно и оттого более ценно.
P.S. Или Полезный спектакль
После спектакля уходить не хочется. Хочется переварить, обсудить, услышать, как другие восприняли увиденное на сцене. Мне, как и некоторым в тот день, повезло. Драматург Юлия Тупикина осталась пообщаться с самыми первыми зрителями.
- Это было то, что вы ожидали увидеть? - спросила я автора пьесы.
- Как автор, я очень довольна. Это было ярко, - кратко ответила Юлия и попросила высказаться других.
Режиссер Роман Каганович слушал оценку зрителя молча и лишь в самом конце взял слово.
- Скажу вам, что это далеко не радикальная постановка. Ваша реакция такова, потому что в Твери ничего подобного раньше не было. И вот за это спасибо директору Александру Бахареву! Даже если он боится, он все равно у вас рискует и идет на эксперименты. И это правильно, ведь зрителя надо воспитывать. Развлечение в театре проиграно! А потому именно театр сегодня должен нести социальные задачи и решать острые проблемы.
Мнение зрителей
Дарья Нилова, 16 лет: Услышать многие темы со сцены было странно, непривычно и порой страшно. Это надо переварить.
Учителя английского языка сыграл Андрей Иванов, а родителей учеников - зрительный зал Фото: Ирина ТАРАСОВА
Возрастная категория сайта 18 +
Читайте также: