Вдох выдох пьеса краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

— Мне кажется, мы бинарное соединение. Два атома водорода, а между нами кислород, которым мы дышим. Облако нашего общего дыхания. Облако слов, идей, мыслей. Как будто вы моя вторая половина. Какое острое сочетание смертности и пробуждения…

Участниками постановки стали 26 калужских школьников в возрасте от 12 до 17 лет. Два месяца они репетировали, общались с психологами, обсуждали с ними и друг с другом свои не такие уж и детские проблемы.

Несмотря на то что большинство актёров, занятых в спектакле, это подростки, на сцене они выглядят вполне достойно. Да, иногда они волновались, забывали текст, но играли честно, выкладывались на полную катушку. Это очень подкупает. Актёрам-­профессионалам Екатерине Клеймёновой и Вячеславу Соколову хватило мудрости и мастерства, чтобы не задавить ребят своим авторитетом и опытом. В итоге спектакль получился очень слаженным.

Родиться заново

Попав в такую среду, заболевает и Катя. Потому что этому городу не нужны ни архитекторы, ни музыканты, ни актёры — ​только риелторы. Единственное, о чём мечтает Катя, вернувшись с работы, — ​выспаться, попить пивка, посмотреть телик. Из состояния анабиоза её выводит трагедия, случившаяся с дочерью: Машу жестоко избивают одноклассники.
— Как будто это меня отпинали там, в кабинете английского. И я умерла, — ​говорит Катя. — ​А потом снова родилась, другая. И смотрю по сторонам, как в первый раз. Так странно.

— Мы понимаем, что не решим проблему подростковой жестокости, — ​рассказывал Леонид Клёц два месяца назад, когда проект только стартовал. — ​Но мы хотим, чтобы о ней хотя бы заговорили.

И о ней заговорили. Обсуждения после спектакля, изначально рассчитанные на 15–20 минут, длились по полчаса и больше. Всех словно прорвало: и зрителей, и актёров. Они говорили и не могли остановиться, рассказывая свои истории: кто-­то сам стал жертвой буллинга, кто-­то наблюдал травлю со стороны, у кого-­то в этой вой­не пострадали дети.

— За эти два месяца ребята очень изменились, — ​сказал на одном из обсуждений актёр Вячеслав СОКОЛОВ, сыгравший роль учителя английского языка, в которого влюблена Маша. — ​У них глаза другими стали.

— Ведь я на самом деле не такая, как Лиза, правда?

— После того как ­поучаствовал в спектакле, я перестал кричать на своих детей, — ​признался актёр-­любитель, исполнивший роль отца Ромки.



Публика видит сначала маленького ребёнка, потом молодую девушку, в конце – зрелую личность. Первое известие о смерти, первая любовь, желание найти себя и своё предназначение, семейная жизнь – все нюансы человеческой души, все перипетии жизненного пути героини отражены в спектакле. Артур (Данияр Курбангалеев) – единственный герой-мужчина в постановке – позволяет раскрыть разные амплуа женщины (хозяйка, любовница, мать). Это муж героини, с которым она познаёт и домашнее насилие, и гармонию и любовь, и ненависть к быту. Благодаря ему зритель видит Её то взрослой мудрой женщиной, то зайкой, которая готова во всём потакать своему мужчине.


В конце спектакля звучит не новая, но от того не менее важная мысль, что у каждого одна жизнь. Вдох-выдох – человек дышит, значит он живёт.


Александр Огарёв:

Спектакль заставляет задуматься о смысле своей жизни, пересчитать внутренние голоса и понять, что их даже не три, а сотня – как и в пьесе Юнаса Хемири.

Оригинальная сценография режиссёра Евгения Бабаша.

Современные школьники с педагогами не очень церемонятся.

Современные школьники с педагогами не очень церемонятся. Фото: Пресс-служба Лицейского театра/ Алексей Углирж

Из песни слов.

Маша и её мама в конце концов находят общий язык.

Маша и её мама в конце концов находят общий язык. Фото: Пресс-служба Лицейского театра/ Алексей Углирж

Эта песня очень популярна среди современных подростков. Может быть, именно её слова навеяли Юлии Тупикиной название пьесы о старшеклассниках, которые ищут свой путь.

Как 10, 20 и 30 лет назад, в подростковом возрасте они решают, для чего пришли в этот мир, ссорятся, выясняют отношения, влюбляются в учителей, курят за школой, обманывают родителей… Просто сегодняшние старшеклассники ещё общаются в соцсетях и мессенджерах, зависают в телефонах и ведут свои каналы на видеохостингах.

Видео записали и показали на экране.

Маша – белая ворона в стае, с которой ей некуда лететь, однако мама пытается её наставлять: подстраивайся, находи общие темы. Это противостояние выливается в некую форму агрессии по отношению к самой себе: девушка постоянно расчёсывает до крови руки, и ей не помогает совет доктора: сесть, глубоко вдохнуть и выдохнуть.

Ты - не моя половина

Подростки часто влюбляются в учителей, особенно если педагог неординарный.

Подростки часто влюбляются в учителей, особенно если педагог неординарный. Фото: Пресс-служба Лицейского театра/ Алексей Углирж


Новаторство ТЮЗа заключалось не только в смелости поставить и представить зрителю эпатажную постановку славящегося экспериментами питерского режиссера Романа Кагановича (спектакль был выбран в рамках режиссерской лаборатории). Но и в том, что накануне премьеры в стенах театра прошла встреча с успешным молодым драматургом Юлией Тупикиной, по пьесе которой и был поставлен спектакль. Говорили о многом — о том, что театр должен решать социальные проблемы, о том, что говорить о страшном со сцены надо. А если это театр юного зрителя, то обсуждать подростковые проблемы здесь просто необходимо.

С таким настроем мы и пошли в зал. Но даже предварительный разговор не подготовил к тому, что мы увидели.

В спектакле обозначены проблемы между ровесниками

Поколение недолюбленных

Этот спектакль о нашем поколении. Недолюбленном поколении. Многие из нас выросли в своем замкнутом мире, до которого не добрались ни ласковые руки мамы, ни крепкие объятия отца. Как итог, заводя семьи, недолюбленные со своей пустотой внутри, не могут ничего дать и своим детям. Замкнутый круг.

Маша — 14-летний подросток, которую воспитывает усталая и потерявшая надежду мать-одиночка — одна из них. Они живут в одной квартире, но при этом каждый в своем отдельном мире. Мать забросила занятия музыкой, пьет и заглушает тоску едой. Дочь, талантливая Маша, пытается взрослеть, как может. И у нее это не всегда получается. Диалога с матерью нет, да и зачем он, если все ответы об изменениях в организме, о первом сексе, о первых серьезных страданиях души и тела и даже о конфликтах с однокласниками, есть в Интернете.

И между учителями и учениками

И сложно тут сказать, этот спектакль больше о подростках или о взрослых, ведь вовлеченными в жизнь, не мультяшную, белозубую, с кудряшками и бантиками, а в жизнь, как поток, с началом и концом, счастьем-горем, вовлечены и те, и другие.

Признаюсь, мне страшно смотреть тяжелые постановки. Я берегу свой хрупкий мир в душе. Но я рискнула и не пожалела. Я плакала вместе со зрителями в зале, я боялась выдохнуть в моменты острого напряжения. Вместе с ними я проживала и свою жизнь, и свои детские, подростковые, юношеские и взрослые проблемы. Проживала и анализировала. А вдруг и я что-то упустила в воспитании своей дочери, вдруг и я что-то недодала.

Спасает от всех этих мыслей финал. Добрый финал. О том, что не всё еще потеряно. О том, что всегда в жизни есть надежда, а если еще понятнее и ближе, то добрые люди, которые и дают эту надежду. Порой неожиданно и оттого более ценно.

http://www.kp.ru/share/i/4/1505816/big.jpg

P.S. Или Полезный спектакль

После спектакля уходить не хочется. Хочется переварить, обсудить, услышать, как другие восприняли увиденное на сцене. Мне, как и некоторым в тот день, повезло. Драматург Юлия Тупикина осталась пообщаться с самыми первыми зрителями.

- Это было то, что вы ожидали увидеть? - спросила я автора пьесы.

- Как автор, я очень довольна. Это было ярко, - кратко ответила Юлия и попросила высказаться других.

Режиссер Роман Каганович слушал оценку зрителя молча и лишь в самом конце взял слово.

- Скажу вам, что это далеко не радикальная постановка. Ваша реакция такова, потому что в Твери ничего подобного раньше не было. И вот за это спасибо директору Александру Бахареву! Даже если он боится, он все равно у вас рискует и идет на эксперименты. И это правильно, ведь зрителя надо воспитывать. Развлечение в театре проиграно! А потому именно театр сегодня должен нести социальные задачи и решать острые проблемы.

http://www.kp.ru/share/i/4/1505817/big.jpg

Мнение зрителей

Дарья Нилова, 16 лет: Услышать многие темы со сцены было странно, непривычно и порой страшно. Это надо переварить.

http://www.kp.ru/share/i/4/1505819/big.jpg

http://www.kp.ru/share/i/4/1505820/big.jpg


Учителя английского языка сыграл Андрей Иванов, а родителей учеников - зрительный зал

Учителя английского языка сыграл Андрей Иванов, а родителей учеников - зрительный зал Фото: Ирина ТАРАСОВА

Спектакль удивил и вовлечением в действо нас, зрителей

Режиссер Роман Каганович известен экспериментами, не обошлось без них и здесь




Драматург Юлия Тупикина

Режиссер Роман Каганович

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: