Важность преподавания родного языка в школе

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери. Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы..

Перед семьей и школой ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что:

  • Республика Мордовия представляет собой многонациональное государство, в котором все народы проживают в мире и добром согласии;
  • любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов;
  • полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка.

Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.

Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать.

Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений.

Игровые упражнения являются наиболее эффективным средством активизации формирования у учащихся речевых умений, навыков и в целом речи.

Каждый учитель в своей работе должен четко знать, какая игра и для какого класса подходит больше.

Тщательная проработка игр в распределении их по темам поможет учителю сделать весь процесс обучения более интересным и более эффективным.

Каждый педагог должен определять основные направления воспитательной работы с детьми на основе их социальных, культурных традиций. Важно научить ученика понимать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие других культур, воспитывать в духе уважения ко всем народам .

Поэтому большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Мордовию, играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа. Я всегда стараюсь прививать к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов.

С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родного края .

Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

Вот уже 22 года я занимаюсь преподаванием родного языка, учу, знакомлю учеников с его красотой и поэтичностью. Мои искреннее желание превратить уроки эрзянского языка в уроки душевной радости, отдыха для наших детей.

При обучению эрзянскому языку и мордовской литературе я ставлю перед собой такие цели:

1. Привитие интереса детей к изучению эрзянского языка.

2. Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к эрзянскому языку, сохранение чистоты эрзянского языка как явления культуры.

3. Увеличение словарного запаса учащегося.

4. Соблюдение основных орфоэпических, лексических, стилистических норм эрзянского языка.

При обучении детей родному языку, мы учителя, встречаемся с трудностями такого характера. Не секрет, что многие родители, мордовской национальности общаются со своими детьми только на русском языке. Хотя между собой они говорят на своём родном языке. Это ведёт к тому, что дети рано или поздно (даже если оно знали родной язык) совсем перестают говорить на нём , полностью переходя на русский. В последние годы эта ситуация исправляется. Дети русской и других национальностей желают изучать языки коренных народов Мордовии, познакомиться с их богатым культурным, литературным наследием.

Поэтому с первых лет работы в школе я стала искать, придумывать игры: дидактические, ролевые, настенные и настольные, индивидуальные и коллективные. Большое значение уделяю краеведческому материалу. Провожу серии уроков-путешествий, посвященных Республике Мордовия, нашему району, родному селу. На этих уроках дети узнают многое о своей родине, о знаменитых людях - наших земляках. У них впервые, может быть,

возникает чувство гордости, сопричастности к тому, чем живут взрослые .

В работе с родителями стараюсь опираться на детей, как на своих сообщников: прошу их рассказывать о том, что они узнают на уроке- пересказать сказку, легенду, спеть песню, рассказать стихотворение.

Нередко родители узнают что-то о своём народе от своих детей. Приглашаем их на все наши мероприятия.

Родной язык… К нему надо относится как к родному. Так хочется , чтобы изучение родного языка стало для детей ещё привлекательнее .В процессе воспитания любви ко всему родному , наряду с семьёй, огромную роль играет учитель. Не только знания передаёт он своим ученикам, каждому из них он передаёт частичку своего сердца , мировоззрения.

В заключении следует отметить и тот факт, что хорошее знание структуры, системы, содержания родного языка важно и потому, что родной язык становится необходимой базой для обучения русскому языку –государственному языку Росси, иностранным языкам. Ведь, язык-душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет.

Сохранение и развитие родных языков – одна из государственных задач, стоящих на современном этапе перед Россией, это особо актуально для многонационального Дагестана. В Дагестане жители говорят на 32 языках, хотя официально признаны только 14 этносов. В формировании национальной идентичности значительную роль, занимает родной язык.

Родным называют язык, который человек усваивает в раннем детстве, подражая окружающим его взрослым и детям, определяет национальную принадлежность человека. Но так бывает не всегда. В некоторых семьях, где один из родителей или даже оба не являются одной национальности, но с детства воспитывались в речевой среде, где принято говорить на родном языке, и в этих случаях именно родную речь постоянно слышит, воспринимает и осваивает в раннем детстве ребенок. На этом языке он не только учится говорить, но и познает и осмысливает окружающий мир, думает. С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит сказки, материнские колыбельные песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык. Часто говорим, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека – зеркало его самого. Любую нацию всегда представляют дети. Когда национальная культура умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть.

О нации судят по его культуре, всему, что сделано, написано, построено, изобрено. Поэтому важно воспитать детей на основе преданий, песен и языка, легенд и старины. Недостаточно помнить культуру своего народа, нации, недостаточно любить ее, нужно ею жить. Тогда мы с вами не исчезнем в историческом небытие.

Язык народа – зеркало, в котором народ видит свое прошлое и настоящее, на протяжении веков фиксировал общественные, социальные явления, пережитые им. За последние годы в Дагестане существенно деформировались языковые процессы. Это привело к тому, что часть населения утратило владение и пользование родными языками. Жители городов невольно отвыкают от родного языка, забывают его, так как общение в городах преимущественно – на русском языке. Во многих городских семьях родители общаются с детьми только на русском языке, зачастую они же не желают, чтобы их детей обучали в школе родному языку, объясняя это перегруженностью их изучением наряду с русским, английским языками, родного языка. Данное воспитание приводит к отказу молодого поколения от родных духовных корней - нередко ведет к пренебрежительному отношению к дагестанской культуре, традициям, славному прошлому народа. Для того, чтобы пробудить интерес ребёнка к изучению родного языка, уроки, прежде всего, должны быть интересными, вызывать положительные эмоции, быть увлекательными с использованием занимательных упражнений, творческих работ для развития устной и письменной речи, использовать игровые моменты, загадки, сказки, пословицы и поговорки. А для этого учитель должен работать творчески и опираться на новые концепции, формировать национальное сознание путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями, своего народа. Школа должна включать в план воспитательной работы каждого класса мероприятия, беседы, игры, песни, танцы, прививающие любовь к искусству традициями своего народа, необходимо устраивать встречи со старожилами города, которые хорошо помнят лучшие традиции прошлого. Успешно обучать детей родному языку можно и нужно в семье. Приоритетную роль в этом деле играет мать. При отсутствии заинтересованности ребенка и поддержки семьи даже под руководством талантливого учителя и при наличии хорошего учебника трудно достичь изучения ребенком родного языка. Поэтому нужно заботиться о повышение роли семьи в решении данной проблемы. Если в условиях города не будем прививать родной язык в семье, то останемся без него. Долг родителей – открыть красоту и богатство родного языка, самим понять, изучить, а потом уже донести до ребёнка.

Связь поколений заключается в передаче потомкам опыта, накопленного предыдущими поколениями, в соблюдении обычаев и традиций предков, в продолжение потомками дела, начатого предками… Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям. Нельзя добиться прочных знаний языка, не привлекая к обучению родителей, то как общение в школе, в семье на родном языке зарождает интерес и любовь к языку, традициям семьи, нации. Только семья и школа помогут ребёнку познать и осмыслить, сохранить и приумножить культурное наследие своего народа. Необходимо с раннего детства приобщать к ценностям национальной культуры, языку. Детство - это самое благоприятное время для начала погружения детей в истоки родного языка. Мы все должны знать свои корни, то место, в котором мы живем, свое прошлое. Ведь без прошлого нет будущего.

Родной язык это неотъемлемая часть культуры, но часть очень обширная и очень специфичная, ибо без знания родного языка невозможно усвоить культуру. Национальная культура может усваиваться вместе с родным языком, через газеты, театры, телепередачи, писателей, обычаи и традиции.

Отказ от родного языка может привести к исчезновению национальной культуры, уровень развития родного языка - это показатель духовности народа. Итак, обязанность каждого дагестанца - знать и беречь родной язык, для человека, который не понимает значения родного языка, умолкает дагестанская песня, дума, легенда, перед ним закрывает дверь искусство родного слова. Человек, который не является носителем культурно - духовных достояний, считают чужеземцем и отступником. И чтобы он ни говорил, уважения к нему не будет.

От знания и владения родным языком мы ничего не потеряет, наоборот, приобретает - понимать историю своего народа, его культуру и национальные ценности. Сохраним же языки, передающие духовные ценности каждого народа грядущим поколениям. Итак, родной язык является важнейшей, богатейшей и крепчайшей связью, которая объединяет настоящее и прошлое, отжившие и будущие поколение в единое целое. Если исчезнет родной язык - исчезает и народ. И наоборот, пока родной язык народа в его устах, до тех пор живёт и народ. Народная мудрость говорит: отберёте у народа всё - он всё может возвратить, а отберёте язык - и он никогда уже не создаёт его. Всё мы должны помнить, что родной язык - самое большое сокровище. И когда появляется угроза хоть что - то из него потерять, всех должна беспокоить тревога за язык, за наше государство, за наше будущее. Всегда будем помнить, что путь к истине и доброте, красоте и величии лежит через родной язык.

Это душа и сердце народа, без которой не выжить ни одной нации.

Список использованной литературы

1. Шолохов М.А. Сокровищница народной мудрости -1960

2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие взаимодействие. М..1989

3. Щеглова Л.В., Шипулина Н.Б. Культура и этнос. Волгоград, 2002

4. Зимняя И. Я. Психологические основы двуязычия // Русский язык в начальной школе. 1984 г., №3.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа п. Спутник Можайского района Московской области

ДОКЛАД на РМО

« Роль родного языка

в развитии и воспитании

Мельникова Марина Владимировна ,

учитель начальных классов

МОУ- СОШ п. Спутник

«Роль родного языка

в развитии и воспитании

Любой народ по-своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережем свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое.

(Николай Доризо)

Мы только нащупываем пути преподавания этого предмета. Не всё понятно с учебниками. Учебные пособия есть, и неплохие, но они ещё не до конца прошли экспертизу. Поэтому мы ждём, какое пособие взять в качестве основного. А пока учителям приходится работать и как методистам, то есть изучать большое количество дополнительного материала, перерабатывать его для доступного изложения детям.

— Современные дети рождаются чуть ли не с гаджетами в руках, они не умеют общаться, не знают культуры русского языка,

— На уроках родного языка мы будем говорить о традициях русского народа, будем учиться правильно разговаривать. Надеюсь, что благодаря этим урокам мои ученики через какое-то время станут больше общаться вживую, потому что поймут: это намного интереснее, чем нажимать кнопки мобильных телефонов.

Нет у педагогов и чёткого понимания, как действовать, если в школу приходит ребёнок, для которого русский язык не является родным и его родители настаивают на изучении именно своего языка. Примерные школьные программы по новым предметам утверждены по 18 национальным языкам. Но по факту большинство уроков ведут на русском, причём даже в тех регионах, которые исторически являются многонациональными.

Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень.

Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы .

Национальный(родной) язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия.

Национальное воспитание немыслимо без изучения истории своего народа, невозможно развить чувство патриотизма у подрастающего поколения без знания прошлого. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях принятых в обществе на протяжении многовековой истории, примерами должны служить выдающиеся исторические личности, внесшие весомый вклад в развитие республики, сохранении мира, развитии культуры и искусства.

Для того, чтобы ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать.

С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор и рек, озер и лесов.

Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений. Чем раньше начинать грамотное и осознанное обучение родному языку, тем свободнее ученик будет им пользоваться в дальнейшем. При этом следует принимать во внимание своеобразные и неповторимые особенности речи каждого ребенка, проявляющиеся в способе выражения мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, интонация, жесты).

В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно

Язык в то же время является средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует ученика как личность.

Педагоги не должны допускать речевые ошибки учеников, запускать дефекты звукопроизношения, следует своевременно исправлять недостатки в развитии речи, пока они не стали привычной формой общения для них.

Особое внимание следует обращать на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. В этом отношении перед семьей и школой стоит важная задача — контролировать выработку, закрепление, соблюдение правил и законов грамотной речи ученика на родном языке, т. е. точность, полноту, логичность выражений.

Задача педагога в том, чтобы ученики вступали в сознательное духовное обладание сокровищами родного слова. Изучение организации языка, по Ушинскому, является лучшим средством духовного развития ребенка. Учитель, раскрывая детям богатство родного слова, тем самым раскрывает им богатство их собственной души. Изучение родного языка - это верный путь к самопознанию человека. Если язык, на котором начинает говорить ребенок, противоречит его врожденному национальному характеру, то он никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык.

Родной язык является неисчерпаемо богатым. Существует связь между историей народа и развитием его языка. Через родной язык связываются отжившие, живущие и будущие поколения народа. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли, чувства, историю тысяч предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные звуки, а впитывает духовную жизнь народа. Родное слово объясняет ребенку окружающую его природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с обществом и его историей, дает представления и понятия о нравственности и эстетике.

Язык – величайший народный наставник. Поэтому большую роль в сохранении родного языка, приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа.

Следует помнить, что без знания языка, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. А будущий гражданин – наш сегодняшний ученик.

Спасти и сохранить

Поправки были приняты в ответ на запросы родителей детей из регионов, где в ходу сразу несколько государственных языков — русский и региональный. Закон устанавливал и добровольный характер выбора родного языка для изучения в школе (имеется в виду выбор языка в качестве родного, а не отказ от изучения родного языка).

Сохранение русского и языков всех народов РФ и их популяризация были объявлены задачей национальной безопасности страны

На следующий день мы, увы, не проснулись в мире, где вдруг появились телепередачи о стилистике речи или развернулись дискуссии о том, как спасти и сохранить язык (а может, стоит научиться грамотно писать или красиво говорить? или больше читать?).

Воспитательные и культурологические

Как устроен курс родного языка: основные блоки

1. Язык и культура

2. Культура речи

3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Мы задали вопросы педагогам и ученым о новых предметах, о том, что все-таки будут изучать дети и как эти знания оценивать.

Антон Скулачев

Учитель литературы гимназии № 1514, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, член ЦПМК ВсОШ по литературе, председатель Гильдии словесников, Москва

Когда речь не идет о каком-то региональном компоненте — который, безусловно, ценен и полезен детям, потому что, как известно, именно на локальной идентичности строится какая-либо идентичность вообще, на локальном чувстве любви к окружающему пространству строится чувство любви к родине, — так вот, если мы оставим в стороне региональные сюжеты, появление этого предмета в школьной программе — это абсурдный бюрократический казус.

Основная беда этой коллизии в том, что она отнимает силы и время от решения насущных и центральных задач: у нас 30% учеников функционально неграмотны. У нас катастрофически падает мотивация к чтению. И вместо того, чтобы развивать современные, прогрессивные, яркие учебники, программы, платформы, мы занимаемся имитацией деятельности — высасываем из пальца программы и часы, когда насущных задач гораздо больше.

Ирина Добротина


Курс родного языка (русского), конечно, связан с основным курсом русского языка. Было бы странно, если бы это было не так. Однако при общем с основным курсом объекте изучения (русский язык) предмет его изучения иной: не как устроен язык (система языка, орфографические и пунктуационные правила), а многообразные связи русского языка с развитием цивилизации, с культурой, государством, обществом, человеком. Важно иметь в виду и то, что это не курс культурологии, это одна из языковедческих учебных дисциплин. Поэтому главная идея курса — показать, как цивилизационные, культурно-исторические, социально-политические и другие изменения, происходящие в жизни общества, отражаются в жизни языка.

  • Что язык может рассказать нам о наших далёких и не очень далёких предках и о нас самих?
  • Почему язык сравнивают с зеркалом национальной культуры?
  • Почему язык — живой организм?
  • Почему надо заботиться о сохранении и развитии родного языка?
  • И что каждый может для этого сделать?

В чем польза таких уроков (программа не резиновая, а тут новый предмет, когда на основные времени не хватает)?

Показательно, что у нас существуют программы по алтайскому языку и алтайской литературе, по башкирскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, табасаранскому языку и литературе (пока для 1–4-х классов), разрабатываются программы для всех ступеней образования — и ни у кого из тех, кто считает эти языки родными для себя, не вызывает сомнений важность, просто необходимость изучения родного языка и родной литературы. Это можно только приветствовать. А вот с изучением русского как родного есть вопросы? И надо доказывать кому-то право на его изучение?

Какова же польза для ученика от нового учебного предмета? Ответ на этот вопрос во многом зависит не только от цели преподавания и содержания предмета, но и от позиции учителя: даём знания или растим человека. И даже если наша цель исчерпывается количеством баллов за государственный экзамен, то мотивация к изучению предмета вполне может компенсировать количество часов на его изучение. Это известный факт. А уроки родного русского языка, и практика это доказывает, вызывают большой интерес у ребят.

Как оценивать успеваемость по предмету?

В примерной рабочей программе, а также методических рекомендациях предлагаются темы для проектных и исследовательских работ, так как курс имеет практическую и творческую направленность, призван совершенствовать умение говорить и писать на родном языке. Образовательная организация может использовать свои формы контроля, однако не стоит их чрезмерно формализовывать.

Какова цель изучения новых дисциплин? Какие знания они дадут учащимся?


Закон Божий, логика и ещё три предмета, исчезнувших из школьной программы

Лариса Арачашвили

Диана Минец


Купорка или грохотка? Знаете ли вы, как говорят на Урале, в Сибири и других регионах России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языки всегда изменялись: разделение, поглощение и исчезновение языков может быть названо естественным явлением, однако исчезновение языков в наши дни приобрело беспрецедентный масштаб. Причины многочисленны и сложны , как правило люди утрачивают, потому что принадлежат к немногочисленным группам, оказавшимся в иной благоприятной культурной языковой среде, либо потому, что вступают в контакт с экономической более сильной культурой. В подобных ситуациях взрослые, совершенно не заботясь о собственном языке, поощряют детей изучать язык доминирующей культуры не только для того, чтобы стать конкурентноспособными на рынке труда, но и в целях приобретения социального статуса.

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Судьба народа неразрывно связано с судьбой языка. Язык народа является тем стержневым элементом, на котором основывается культурная самобытность любого народа. Поэтому сохранение языка должно быть приоритетным направлением в сохранении и развитии народа. Специалисты ЮНЕСКО считают, что погибающие или даже исчезнувшие языки могут быть спасены. Необходимо создать специальные целевые программы, направленные на сохранение языков, ведь каждый язык несет в себе уникальный исторический и культурный опыт. Ежегодно 21 февраля во всем мире отмечается День родного языка, провозглашенной Генеральной конференцией ЮНЕСКО для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Роль родных языков невозможно переоценить: он объединяет, воспитывает, обучает, хранит традиции и обычаи народа. Так почему же родные языки стали исчезать?

Языки всегда изменялись: разделение, поглощение и исчезновение языков может быть названо естественным явлением, однако исчезновение языков в наши дни приобрело беспрецедентный масштаб. Причины многочисленны и сложны , как правило люди утрачивают, потому что принадлежат к немногочисленным группам, оказавшимся в иной благоприятной культурной языковой среде, либо потому, что вступают в контакт с экономической более сильной культурой. В подобных ситуациях взрослые, совершенно не заботясь о собственном языке, поощряют детей изучать язык доминирующей культуры не только для того, чтобы стать конкурентноспособными на рынке труда, но и в целях приобретения социального статуса.

На первом месте среди составляющих содержание нашего наследия стоит родной язык, ибо он является специфической формой национальной культуры, несущей информацию из глубины веков.

Ещё К. Д. Ушинский обратил внимание на то, что родной язык есть самая живая связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколение народа в одно великое историческое целое. В языке народа сокрыты все его думы и чаяния, его характер, его стремления. С уверенностью можно сказать, что народ, чьи дети не говорят на родном языке и не знают традиций, обычаев своих предков, не соприкасается с художественными промыслами, обречен на постепенную духовную гибель. В этих условиях одной из важных проблем в обучении и воспитании является сохранение и развитие родных языков, культур, традиционных промыслов, поэтому работу по обучению родных языков надо начинать с разъяснения того, что овладение своим национальным языком любому человеку необходимо, чтобы не потерять духовные связи со своим народом, с национальной культурой.

Все знают, что во многих семьях родители общаются с детьми только на русском языке. Зачастую они не желают, чтобы их детей обучали в школе родной язык. Такое "воспитание" - фактически отчуждение молодого поколения от родных духовных корней, которое нередко ведет к пренебрежительному отношению к своей культуре, традициям, славному прошлому народа. Вспоминаются слова педагога - демократа дореволюционной России И. Я. Яковлева: " Русский язык не вместо родного, а вместе с родным". Если бы провести "Тотальный диктант" среди ногайской аудитории, то результат не был бы лучше, чем по русскому языку. Сегодня мы не только грамотно писать, но даже грамотно говорить на родном языке не умеем. Сама того не замечая , молодежь разговаривает на каком-то слэнге, как отметил Мурад Заргишиев в своей статье на страницах газеты "Эдиль" от 6 апреля 2013г. Например в Дагестане слова "барарык", "келерик", "ашарык" стало нормой ногайской речи вместо правильного ли в семьях на родном языке? Прививаем любовь к родному слову? Есть о чем задумываться, и молодым, и пожилым.

Утеря языка - это гибель народа.

Сегодня перед школой стоит приоритетная задача - воспитание культурной, образованной, творческой личности, умеющей найти свое место в постоянно меняющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения, сформировать общую культуру личности - вот одна из задач нынешних учителей. И работу эту надо начинать с народных истоков, как любовь к своей Родине, а оно начинается с любви к земле, где ты родился. У каждой былинки на земле есть свое место, откуда она взяла свою жизненную силу. Так и человек. У каждого есть свои корни, что дают ему жизнь. Изучение языка, культуры, истории своего народа - святая обязанность каждого из нас.

Освоить родной язык учащимся помогает и проводимая учителями работа по их подготовке к районным и республиканским конкурсам чтецов и олимпиадам . Так ученик 11 класса Култаев Сабир занял 1 место в республике по родному языку, Оразова Фаина 2 место на районной олимпиаде по родному языку, Сабитова Элина 3 место на районной олимпиаде по родной литературе, Янакаев Ильяс занял 1 место на районном конкурсе чтецов и другие. Активное участие принимают на районном конкурсе "Тулпар".

По словам Халиловой С.М. , трудно учить детей не только из-за языкового барьера, но и из-за отсутствия учебных программ, методических разработок и нехватки учебников. Учителям самим приходиться подбирать материалы для занятий с учащимися и много работать над собой, чтобы уроки были интересными и занимательными. Вышеназванными учителями составлены нестандартные уроки по родному языку для 5-9 классов и распространены учителям района. Учащиеся школы, выпускники хорошо отзываются об уроках родного языка и литературы, проводимые этими учителями и учителями, которые сейчас находятся на заслуженном отдыхе: Шандиевы Зиявдин Ваисович и Ашухан Арслановна. Особенно нравились уроки литературы, где узнавали много нового о жизни и творчестве ногайских писателей и поэтов. Для того, чтобы получить "5" нужно было усердно учить правила, читать художественную литературу, запомнить стихи наизусть. Учителя - ветераны переживают, что в последние годы молодежь теряет интерес к родному языку.

При изучении известных ногайских произведений рассматриваем героев, их поступки, раскрываем любовь к малой родине, к родной, уважение к родителям, к традициям и культуре. На таких уроках во взаимосвязи с фольклором пытаемся осмыслить отношение детей к устному народному творчеству, выявить степень влияния народных идеалов, народной культуры на формирование мировоззрения. Такой урок воспитывает уважение у школьников к народным идеалам, бережное отношение к фольклору, любовь к искусству слова. Главное на уроке создать положительный эмоциональный настрой, побудить учащихся к творческой деятельности Время требует от нас поиска новых форм и приемов работы, чтобы прививать любовь к родному языку. Приобщение учащихся к миру словесного искусства происходит через произведения художественной литературы и устного народного творчества.

Для успешного преподавания родных языков очень важна преемственность в работе старших классов, начальных классов, дошкольного образовательного учреждения и семьи. Если ребенок вначале дома, а затем в детском саду лишен речевой практики на родном языке, то о каком развитии речи может идти разговор? Формирование мотиваций - одна из главных задач для успешной реализации учебно - воспитательных целей. Откуда взяться мотиву к изучению родного языка, если его знание не востребовано в той социальной среде, где живет ребенок и общается.

Мы обладаем богатейшим духовным наследием, которым практически не пользуемся. На каком языке мы читаем своему ребенку первую книжку? На каком языке наши дети слушают народные сказки? Не на родном, на родных языках у наших родителей особых желаний и возможностей нет читать, поскольку нет красочной, привлекательной детской литературы. Так давайте же, будучи разумными людьми патриотами своего народа не дадим случиться этой страшной катастрофе - наш язык может войти в историю как некогда существовавший, но вымерший из-за не востребованости, а с языком исчезнет сам народ. Я предлагаю издать детские книжки на родных языках с яркими иллюстрациями, небольшими текстами для дошкольного и младшего школьного возраста. Содержание книг может быть самое разнообразное, но устное народное творчество должно стать основным в содержании таких книг. Иллюстрации в книгах должны соответствовать стилю и образу наших народов и отражать быть и культуру, традиции и обряды нашего народа. Еще одно из направлений подготовки к школе - это карточки с изображением предметов и трудными ногайскими буквами (нъ, аь, оь, уь), чтобы у ребенка еще до школы было представление об этих буквах. Лишь тесное сотрудничество родителей, воспитателей и учителей сможет дать хорошие показатели в изучении и освоении детьми родного языка. Такое взаимодействие между родителями и педагогами возможно только при условии понимания остроты проблемы, наличия доверия друг к другу и взаимного желания разрешить эту проблему, достичь определенных положительных результатов. Преемственность начальной школы и дошкольного учреждения в вопросах овладения детьми родного языка возможна только при заинтересованности всех сторон и наличии тесного контакта между педагогами и родителями. Думаю, что для развития родного языка необходимо тесно сотрудничать со средствами массовой информации, Язык является основой основ, ибо без него не будет национальных газет, театров, теле и радио - передач, школы, писателей, учебников, культуры, да и народа в целом. От знания и владения родным языком любой ученик ничего не потеряет, наоборот, приобретает необходимый уровень грамотного общения. Это поможет ему лучше знать, понимать историю своего народа, его культуру и национальные ценности.

"Языком матери" называют ногайцы родной язык. Сохраним же язык передающий духовные ценности каждого народа грядущим поколениям. Только культура, обретенная в первую очередь через родной язык, может предотвратить нравственное падение человека, огрубение его души.

Межитова С. Б. – учитель культуры и традиции народов Дагестана, Почетный работник общего образования РФ, победитель президентского гранта РД в 2010г.

Читайте также: