Ваше отношение к использованию компьютера в доу

Обновлено: 05.07.2024

В современном мире, в мире высоких технологий, компьютер стал неотъемлемой частью рабочей и развивающей среды. Мы живем в век информации. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. В современном обучении расширено понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и "общается" с компьютером.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, также он служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании, обучении и развитии дошкольников. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

В процессе занятий на компьютерах у детей улучшаются память и внимание. Дети в дошкольном возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Работа в компьютерном классе вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а потом как учебная. Этот интерес и является формированием познавательной мотивацией, произвольной памятью, вниманием.

Компьютер помогает не только развивать интеллектуальные способности, но и воспитывать волевые качества: самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Формировать пространственные представления (влево, вправо, вверх, вниз).

Закрепить умение ориентироваться на клетчатом поле.

Закрепить навыки работы на компьютере (умение владеть компьютерной мышью и клавиатурой).

Развивать внимание, логическое мышление, умение мыслить, рассуждать.

Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла внучка царя Считая Почемучка. Внучка Почемучка плачет, потому что никак не может выполнить его задания. Давайте ей поможем.

Задание 1. Воспитатель предлагает ребёнку взять конверт, расположенный в левом верхнем углу доски. Воспитатель читает задание, дети отвечают на вопросы.

1. Сколько носов у трех котов? (3)

2. Сколько ушей у двух мышей? (4)

3. Какая цифра спряталась в слове семья? (7)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько раз в году бывает день рождения? (1)

6. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке 4 маленькие, на каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего было яблок? (На берёзе яблоки не растут – 0)

7.Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может, так как ночь разделяет день)

Задание 2.Воспитатель предлагает ребёнку взять конверт, расположенный в правом нижнем доски. Воспитатель читает задание, дети выполняют.

1. Положите перед собой вертикально три счетные палочки.

2. Как сделать среднюю палочку крайней, не трогая ее? (Переложить крайнюю).

3. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат?

4. Возьмите 6 палочек, сложите домик, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

Пальчиковая гимнастика.

Задание 3.Воспитатель предлагает ребёнку взять конверт, расположенный в левом нижнем доски. Воспитатель читает и демонстрирует задание, дети выполняют задания в рабочих тетрадях (см. приложение).

Физкультурная пауза

Березка в белом сарафане Весною водит хоровод, Дети ритмично шагают и одновременно делают повороты в стороны.
Звенит сережками так нежно Дети потряхивают ладонями, руки разведены в стороны.
И птичек в гости все зовет. Делают ритмичные взмахи руками к себе.
Раскроет свои руки-ветки, Разводят руки в стороны.
Отпустит ветки-пальцы вниз. Сводят руки к центру вниз.
Подставит солнышку листочки, Чтоб лучик на ветвях повис. Ритмично покачивают руками вверху.

Задание 4.Воспитатель предлагает ребёнку взять конверт, расположенный в правом верхнем доски. Воспитатель читает и демонстрирует задание – на картинке изображён компьютер.

Гимнастика для глаз.

Глазки вниз опустим – улыбнемся,

Глазки влево повернем – улыбнемся,

Глазки вправо повернем – улыбнемся,

И к работе вновь вернемся.

Заключительная часть. Воспитатель спрашивает детей, что им запомнилось из заданий царя Считая.

Корабкина Анжела Николаевна,

Воспитатель

МБДОУ Детский сад

Комбинированного типа № 19

Ставропольский край

Основные проблемы и преимущества ИКТ в развитии дошкольного образовательного учреждения

В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДОУ является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.

Информатизация ДОУ - процесс обеспечения ДОУ методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания и использование их в управленческой деятельности

Использование ИКТ стало актуальным во всех сферах деятельности ДОУ. Одним из ведущих при этом остается блок управления. Для эффективного руководства ДОУ были определены главные критерии отбора информации: полнота, конкретность, достоверность, своевременность.

Начинать информатизацию управления целесообразно с выделения задач организации учебно-воспитательного процесса, в наибольшей степени требующих использования компьютерных технологий.

Например, ДОУ может использоваться создание интегрированной автоматизированной системы (ИАИС). ИАИС разрабатывается как самостоятельный учебный комплекс, состоящих из нескольких взаимосвязанных подсистем. Программная реализация выполняется с использованием средств СУБД Visual FoxPro.

Для первоочередной реализации ИАИС на начальном этапе выделены подсистемы: прием ребенка в ДОУ (анкетные данные поступающих детей и их родителей, их личные дела, учет посещаемости, учет мониторинга) - затрагивает учебно - воспитательный процесс, охватывает информатизацией детей и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, администрацию.

Кадры (личные дела сотрудников, тарификация) - помимо администрации вовлекает в процесс информатизации всех сотрудников ДОУ.

ИКТ внесли существенные изменения в методическую работу ДОУ. На сервере сформированы предметные области, которые содержат материалы по занятиям различных областей знаний. Кроме того, большинство педагогов имеют свои личные папки, содержащие методические материалы, которые открыты для всех, и включающие электронное портфолио воспитателя - компактное, удобное, средство хранения информации об успехах и достижениях в деятельности педагога.

Проведение педагогических советов, совещаний сегодня невозможно без использования компьютерных технологий - это схемы, графики, сводные таблицы, диаграммы, презентации.

Электронные отчёты по качеству обучения и воспитания детей, которые заполняют педагоги в конце каждого квартала, дают возможность проводить мониторинговые исследования качества обучения и воспитания детей, прогнозировать результаты, изменять пути достижения поставленных целей.

ИКТ - компетенция педагогов позволяет воспитателю быть активным участником учебно - воспитательного процесса. Различные электронные издания, справочники, энциклопедии необходимы для повышения квалификации педагогического коллектива. Всё это возможно благодаря безлимитному доступу к сети Интернет.

Возможность показать свое педагогическое мастерство родительской и педагогической общественности позволяет выпуск методических журналов, редактирование и оформление которых осуществлялось с помощью специальных компьютерных программ и технологий.

Использование Интернета, различных баз данных, обработка огромных объёмов информации - всё это сделало труд администрации и воспитателей ДОУ более эффективным.

Несмотря на положительное влияние применения ИКТ в управленческой деятельности, многие ДОУ столкнулись с проблемой развития умения обучения администрации, воспитателей и других работников ДОУ использованию компьютера. Для этого необходимо создать соответствующие условия. А до тех пор, пока педагоги и администрация ДОУ не смогут получить необходимого минимума знаний в области использования информационных технологий и на своем опыте убедиться в их практической ценности, компьютер и информационных технологий будут рассматриваться ими как нечто чужеродное.

В настоящее время одной из важных проблем является техническая оснащенность в ДОУ. К сожалению, применение компьютеров в ДОУ, встречается с проблемами: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность ДОУ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать в обучении и т.п. Обычно к числу основных организационных проблем компьютеризации ДОУ относят объективные и субъективные. К первым относят, прежде всего, материально-технические проблемы (немногочисленное количество компьютеров в ДОУ, устаревшее оборудование, слабое программное обеспечение).

К субъективным проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный процесс, может относиться нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование и воспитание детей. Нежелание воспитателей работать с компьютерами может зависеть от неготовности к любым инновациям, боязни компьютеров, невысокого уровня мотивации к профессиональной деятельности в целом и других условий. Зачастую компьютерная подготовка детей старшего дошкольного возраста - выше подготовки воспитателя. Некоторые педагоги оценивают такую ситуацию как угрожающую его профессиональному статусу и боятся использовать компьютеры в учебно - воспитательном процессе.

В силу разной подготовки дошкольников и разной технической оснащенности дома иногда это затрудняет разработку единых учебных планов и заданий для обучения.

Одной из наиболее важной проблемы, еще не разрешенной на сегодняшний день, является обеспечение доступа образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных, с географической точки зрения, местах к информационных ресурсам, расположенных в виртуальном пространстве, а также слабые скоростные характеристики используемых сегодня в большинстве ДОУ каналов доступа в сеть Интернет.

Нынешнее поколение детей живет и формируется в информатизированной среде. У детей компьютерная игра давно вытеснила игры по профессиям, опередив по популярности просмотр телепередач. Информатизация ДОУ - острое требование реальности, повседневной жизни.

Но специфика ДОУ жестко регламентирует использование компьютерных технологий и время работы за персональным компьютером для соблюдения одного из ключевых направлений - здоровьесбережения детей. Для того чтобы педагог имел возможность использовать компьютерные технологии в учебно - воспитательном процессе и проводить занятия с использованием ИКТ - технологий, используя электронные учебные материалы, собственные разработки занятий с использованием компьютера необходимо учитывать основные направления здоровья сбережения дошкольников в данном направлении. Неизменным правилом является соблюдение установленного времени пребывание перед экраном монитора, которое, как известно, негативно воздействует на соматическое здоровье ребенка. Также существует еще и отдаленные последствия воздействия электромагнитных полей и статического электричества, малоподвижного образа жизни, если таковой сложится.

В результате длительного погружения в виртуальный мир могут снизиться социально - адаптивные возможности личности в основной период развития коллективных навыков общения. В этом направлении успехов можно добиться только при условии тесного сотрудничества с родителями детей.

Педагог психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап занятия можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволяет воспитателю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности, сделать эту деятельность активной и целенаправленной. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в ДОУ первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения педагогами информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных занятиях позволяет: развивать умение детей дошкольного возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать их познавательную деятельность. Благодаря использованию ИКТ воспитатель переходит от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний детьми. ИКТ вызывает у дошкольника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний; продвигает ребёнка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребёнка; позволяет вести обучение и воспитание в зоне ближайшего развития; создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

На занятиях в ДОУ использование ИКТ позволяет поднять процесс обучения и воспитания на качественно новый уровень: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебно-воспитательного материала.

Большому влиянию работы детей с компьютером, в том числе и компьютерных игр, подвергается мотивационная сфера, также влиянию подвергается когнитивная сфера, связанная с деятельностью познавательных процессов, и личность ребенка. В литературе имеются достаточно противоречивые данные о воздействии компьютера на развитие психических особенностей ребенка. Это объясняется местом компьютера в структуре деятельности, характером и длительностью работы с компьютером, возрастом детей и рядом других важных условий. Анализ литературных данных показывает, что работа с компьютером действует практически на все основные психические явления: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, общение, характер, способности и пр. В ряде случаев указанные качества формировались целенаправленно.

Важные виды ИКТ, применяемые в учебно - воспитательном процессе:

- Электронные энциклопедии, справочники, словари. Их главное достоинство в размещенных в них сведений. Они подходят для получения точных фактических сведений об отдельных лицах и событиях, для определения понятий и т.д.

- Библиографические ресурсы - весь спектр источников, отражающих сведения о литературе. Это книги и статьи из газет, журналов, карты, магнитные ленты и т.д.

- Компьютерная презентация представляет собой последовательность сменяющихся друг друга слайдов, на каждом из которых могут присутствовать текст, фотографии и рисунки, различные графики, диаграммы. Это все может сопровождаться звуковым оформлением. Компьютерные презентация обладают большой привлекательностью для самостоятельного изучения и, проверки своих знаний, и занятий с непосредственным участием преподавателя.

- Обучающие программы позволяют сделать процесс обучения и воспитания интересным и наглядным. Развивают мышление и творческую деятельность учащихся. Эти программы могут использоваться при изучении различных предметов. Программы позволяют учителю демонстрировать изучаемых материал.

- Компьютерное тестирование. Тесты позволяют получить оценки уровня ЗУНов и выявить пробелы в подготовке дошкольников.

Использование ИКТ стало актуальным во всех сферах деятельности ДОУ. Но ведущими при этом остаются блок управления и учебно-воспитательный процесс. Применение компьютерных технологий является преимуществом в развитии дошкольного образовательного учреждения и позволяет в современных условиях активно конкурировать в сфере образования.

Список используемой литературы:

1. Беренфельд Б.С., Бутягина К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ // Вопросы образования. № 3 -2005.

2. Булин - Соколова Е.И. Цифровые инструменты информатизации образовательных учреждений // Вопросы образования. № 3 - 2005.

3. Водопьянов Г.М., Уваров А.Ю. Об одном инструменте управления процессом информатизации школы // Вопросы образования. № 5 - 2007.

4. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. М:. Педагогика, 1997.

6. Еляков А. Информационные технологии и современная война // Свободная мысль. № 1 - 2008.

8. Калинина И.И. О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий // Вопросы образования. № 3 - 2005.

9. Машбиц Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы, М, Знание, 1996.

10. Машбиц Е. И. Психолого - педагогические проблемы компьютеризации обучения. М. Педагогика, 1998.

11. Митченко М.М., Туранова Т.В. Формирование единого информационного пространства: концептуальная основа и опыта реализации // Информатика и образование. № 11 - 2005.

12. Семенов А.Л. Качество информатизации образования // Вопросы образования. № 5 - 2007.

13. Фрумин И.Д., Васильев К.Б. Современные тенденции в политике информатизации образования // Вопросы образования. № 3 - 2005.

14. Информатизация образования: направления, средства, технологии, Пособие для системы повышения квалификации / Под общ. ред. С.И. Маслова М, МЭИ, 2004.

15. Концепция информатизации образования // Информатика и образование.

16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М., 2000.

Чтобы сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным, перед педагогом стоит задача: развивать у детей устойчивый познавательный интерес к учению. Современный ребенок развивается в мире, который коренным образом отличается от мира, в где выросли его родители. И как первое звено образования, предъявляются новые требования к дошкольному воспитанию. Дошкольный возраст – важнейший этап в формировании личности ребенка. Интеллектуальное и психическое развитие, представления ребенка об окружающем мире, происходят именно в этот период. Такие процессы как, восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, выступают важнейшими компонентами для развития познавательной деятельности ребенка.

Сегодня в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением, активно используются информационно-коммуникационные технологии. Внедрение компьютерных технологий в образование – необходимый и логичный шаг в развитии современного мира в целом. Для специалистов работающих в системе дошкольного образования, возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд актуальных в наше время задач.

В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего;

-улучшить качество обучения,

- повысить мотивацию детей к получению новых знаний,

- ускорить процесс усвоения знаний. (1)

В настоящее время в детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников. Новые технологии в дошкольных учреждениях используются по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, естественно-научных, экологических представлений, художественному творчеству, развитию речи, музыке. Ребенок должен развиваться всесторонне. (2)

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий :

• компьютер;

• видеомагнитофон, DVD плейер;

Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. (3)

Занятия с использованием игр и игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания детей, посещающих детские сады. В последнее время широко распространились компьютерные игры для детей. Они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка.

Составитель заданий для компьютерных программ психолог Ю. А. Баркова считает, что игры без насилия и агрессии положительно влияют на мировосприятие детей, в игровой форме учат понимать окружающие явления, что в конечном итоге сказывается на формировании мировоззрения.

В дошкольных образовательных учреждениях, где установлены компьютеры, у детей появляется новое направление общения: они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией.

Но главное заключается в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Успехи в компьютерных играх позволяют детям повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что очень важно для нормального развития личности ребенка.

Использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает влияние на различные стороны его психического развития. (4)

Однако использование игровых компьютерных программ для развития и обучения детей как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях имеет свои особенности. Вопрос о "засиживании" за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий на компьютере по времени - 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования и не может усидеть больше этого времени.

По требованиям санитарных правил и норм, занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5 - 7 лет, 10 - 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физкультурной минуткой. В ходе занятия необходимо проводить гимнастику для глаз, обязательно проветривать помещения до и после занятия. Занятия с использованием коммуникативных технологий проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. Санитарные нормы определяет размер экрана 59 - 69 см (для всей группы). (5)

Кроме того, необходимо убедиться в качестве электронного продукта, который должен отвечать не только техническим, но и психологическим и дидактическим требованиям. Компьютер – не банальное развлечение.

- Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?

- Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

- Осваивая детские электронные энциклопедии, дошкольники очень активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности. (6)

Таким образом, использование информационных-коммуникационных технологий, в дошкольном образовательном учреждении может вполне оправдать и принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя и способствовать повышению качества образовательного процесса.

1. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Виды компьютерных игр // Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994 [ 4: 32-34]

3. Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ. [ 1: 17-23]

4. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Право на игру //Современное дошкольное образование. Теория и практика 2011. №1 [ 3: 74-78]

5. Трифонова Е. В. Режиссерские игры детей дошкольников. М., 2011[ 2: 14-16]

Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду в развитии речи дошкольников Подготовила воспитатель 1КК Радченко Т. М. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование.

Использование интернет — доски и других компьютерных технологий для экологического образования дошкольников Использование интернет – доски и других компьютерных технологий для экологического образования дошкольников Отношение человека к окружающей.

Использование интернет-доски и других компьютерных технологий для экологического образования дошкольников Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям. С.

Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста. Сюняева Дарья Олеговна, учитель-логопед,.

Использование компьютерных технологий при коррекции фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то.

А вот что касается детей, то к компьютеру их следует подпускать где-то в 6-7 лет, не раньше. И то только одаренных и здоровых, которые достаточно занимаются спортом, часто бывают на воздухе. И с условием, что ребенок будет играть не в дикие, а развивающие игры.

Елена ДЕШОВАЯ, методист РИМЦ, Краснодар: Канарейка на экране

Кафедра развития ребенка младшего возраста краевого института дополнительного профессионального педагогического образования разработала рекомендации по формированию развивающей среды в ДОУ, которые предполагают необходимость использования компьютера APPLE Макинтош в изостудии, библиотеке, кабинете логопеда, психолога.

Используя рисовальные программы, дети могут создавать интереснейшие рисунки, графические фантазии. Лазерный диск позволяет не только увидеть канарейку на экране, но и услышать ее пение.

Нина СЕМИЛЕЙСКАЯ, учитель русского языка и литературы, станица Каневская, Краснодарский край: Синдром усталости обеспечен

Я считаю, компьютер нежелателен. В детском саду должны превалировать занятия с пластилином, конструктором. Для развития образного мышления нужны рисование, пение, аппликация. Ребенок должен почувствовать все это руками, увидеть глазами и лучше без компьютера. Действительно, кажется, что уже с рождения у ребенка должно быть все, он якобы лучше развивается.

Это заблуждение. Сначала есть скачок в развитии, зато потом трудно избежать синдрома усталости.

Валентина ПАШКОВА, заведующая Центром развития ребенка, Курган: По принципу

Для моих дошколят однозначно компьютеры не нужны. Я в этом больше чем уверена. В расписании занятий у нас очень много подвижных, познавательных игр. Часто проводим интегрированные занятия, совмещая развивающие игры с рисованием, развитие речи с танцами, с музыкой. Каждый месяц – спортивные соревнования, к которым детки готовятся. Любимый конкурс – конкурс рисунков на асфальте, который мы традиционно устраиваем в начале учебного года. Стараемся создавать условия, чтобы дошкольники больше двигались и закалялись.

Для педагогов, методистов у нас компьютер имеется, он используется для оформления документов и педагогических разработок. Этого достаточно.

Александра ЛЕОНТЬЕВА, главный специалист отдела инспектирования Главного управления образования, Курган: Лучше живое общение

Главная наша беда в том, что дети нездоровы. Одна из причин этого – отход от природы. Усадив дошкольников за технику, мы отнимем у них последнее здоровье. Адекватная ли это цена?

К тому же информация, полученная из компьютера, не развивает ни интеллект, ни чувства. В дошкольном возрасте они больше нуждаются в живом общении со сверстниками, со взрослыми. В Америке это уже поняли, поскольку долгое сидение за компьютером делает из детей роботов. Показать ребенку прекрасные картины Эрмитажа, Лувра можно и с помощью видеофильмов.

А для администрации компьютер, несомненно, необходим. И для педагогов, психологов – чтобы обрабатывать данные исследований, тестов. Если бы еще закупить программу, в которую, например, занести параметры развития ребенка, обработать и получить рекомендации, как дальше у него развивать память, мышление. Это было бы здорово!

Информационно-коммуникационные технологии как технологии, основная задача которых заключается в обеспечении фиксации информации, ее обработки, передачи, распространении и раскрытии. Организация занятий для дошкольников с использованием компьютера.

Рубрика Программирование, компьютеры и кибернетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.05.2015
Размер файла 21,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

информационный коммуникационный компьютер

Повседневную жизнь невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это актуальная проблема на современном этапе развития дошкольной педагогики.

Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка расширяет и обогащает содержания знаний, умений и навыков ребенка.

Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования. Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить и творческие возможности педагога. Именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. А занятия, проведенные в детском саду с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения, и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Потому что компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

Начинать компьютерное обучение дошкольников следует с подбора обучающих и развивающих программ и продумывания организационных форм работы с детьми и их применения, разработки методик, использующих возможности компьютера в обучении. Нельзя рассматривать компьютер в отрыве от программного обеспечения и организационных форм использования.

1. Организация занятий для дошкольников с использованием компьютера в дошкольном образовательном учреждении

В настоящее время существует множество обучающих программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, но нет их четкой классификации. Многие авторы выделяют четыре типа обучающих программ:

1. тренировочные и контролирующие;

3. имитационные и моделирующие;

4. развивающие игры.

Программы первого типа предназначены для закрепления умений и навыков. Предполагается, что предлагаемые объекты и понятия уже известны ребенку. Эти программы в случайной последовательности предлагают детям вопросы и задания и подсчитывают число правильно и неправильно решенных задач. В случае правильного ответа ребенку может выдаваться поощрение (реплика, призовой объект, переход на следующий уровень и т.п.). При неправильном ответе ребенок может получить помощь, подсказку.

Программы второго типа предлагают детям теоретический материал для изучения. Задачи и вопросы служат в этих программах для организации человеко-машинного диалога, для управления ходом обучения. Так, если ответы, даваемые ребенком, неверны, программа может вернуть его для повторного обучения теоретического материала. Общим недостатком этих программ является высокая трудоемкость разработки, затруднения организационного и методического характера при использовании в реальном учебном процессе ДОУ.

Программы третьего типа основаны на графически иллюстрированных возможностях, с одной стороны, и вычислительных - с другой, и позволяют осуществлять компьютерный эксперимент. Такие программы предоставляют детям возможность наблюдать на экране дисплея некоторый процесс и одновременно влиять на его ход, подавая команды мышкой или с клавиатуры, задавая значения параметров.

Программы четвертого типа предоставляют в распоряжение ребенка некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере мир, набор определенных возможностей и средств их реализации.

Занятия детей с компьютером включают четыре взаимосвязанных компонента:

· активное познание детьми окружающего мира;

· поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач;

· изменение предметно-знаковой среды на экране монитора;

· активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможно несколько направлений в организации обучения компьютерной деятельности дошкольника:

· изучение основ информатики;

· использование компьютера при обучении письму, счету и т.п.;

· освоение интерфейса компьютерной среды;

· обучение моторным навыкам работы с мышью и клавиатурой;

· развитие различных психических функций (мышления, памяти и т.д.);

В ДОУ компьютеры чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие длится 30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия. В ней идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере. Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно-опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.

Подготовительная часть, как и заключительная, может проходить не в компьютерном зале, а в смежной с ним игровой или физкультурной комнате.

1. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением.

3. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек, 1-2 раза в неделю, в первой половине дня. После каждого занятия обязательное проветривание помещения. Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ребенок получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая дошкольника в определенную игровую ситуацию, давая ему возможность запросить определенную форму помощи, излагая материал с иллюстрациями, графиками и т.д. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. При реализации информационных технологий следует исключить всякое принуждение и подавление желаний ребенка.

2. Формы работы педагога

Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ:

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.

Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной презентации - облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

· Осуществление полисенсорного восприятия материала;

· Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

· Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

· Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

· Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

· Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

2. Занятие с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.

На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) - это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

· легкость для самостоятельных занятий ребенка,

· развитие широкого спектра навыков и представлений,

· высокий технический уровень,

Применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Список используемых источников

2. Дошкольник и компьютер /Под ред. Л.А.Леоновой. М., 2004.

3.Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.

4.Симонович С., Евсеев Е. Занимательный компьютер. - М., 2004.

Подобные документы

История компьютеризации музыкального обучения. Функциональные возможности компьютера по организации обмена музыкальной информацией. Рассмотрение технологий и средств обработки звуковой информации. Применение технологии создания позиционируемого 3D звука.

реферат [44,2 K], добавлен 18.12.2017

Функциональные элементы в составе компьютера: основная (оперативная) и внешняя память, процессор, устройства ввода и вывода информации, коммуникационные устройства; их характеристики. Заполнение таблиц и построение формул в текстовом редакторе Word.

контрольная работа [24,8 K], добавлен 27.02.2010

Изучение технологии экспертных систем, которая заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и при необходимости извлекать их из памяти компьютера. Задачи для решения, которых создаются ЭС: интерпретация данных, диагностика, прогнозирование.

реферат [22,6 K], добавлен 12.09.2010

Назначение, классификация, структура технологического процесса изготовления плат и способа соединения деталей на ней. Технологический процесс сборки персонального компьютера. Информационный обзор технологии пайки и изготовления плат для компьютера.

курсовая работа [3,9 M], добавлен 13.02.2016

Электронные устройства памяти для хранения информации. Постоянные магнитные запоминающие устройства компьютера. Гибкие и жесткие диски, стримеры, лазерные компакт-диски. Файловая система хранения информации в компьютерах. Виды компьютерных преступлений.

Читайте также: