Ваш ребенок в школе и после школы родительское собрание

Обновлено: 08.07.2024

Цель: Интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.

  • Познакомить родителей с особенностями поведения подростков;
  • Обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;
  • Предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков.

(сл. 3) Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников.

(сл. 4) В чем конкретно проявляется школьная дисциплина? Прежде всего она требует от учащихся аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках и во время перемен, четкого выполнения всех учебных поручений. Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций. Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе.

(сл. 5) Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил поведения в обществе.. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:

(сл. 6) Как показало изучение этого вопроса (было проведено анкетирование среди учащихся 6 – 11 классов), главным образом, были выделены следующие формы нарушения школьной дисциплины.

  • 1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках;
  • 2 место – опоздание на уроки;
  • 3 место – игры с телефоном;

– прогулы уроков;
– драки;
– порча школьного имущества и оборудования;

Вот что нередко творится за закрытыми дверями школы. Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи?

Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.

За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

Каковы же причины вызывающего поведения подростков?

3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями.

Прости меня, сынок!

Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки. Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости. Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.

Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”

Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме – нет. Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”

“Это наркоманы!” – прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире – сидеть просто так не было сил.

Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы.

“Разбил. Разбил!” – вдруг сообразила она и опять заплакала. Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, – спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла – нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость. тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.

Сын пришёл в двенадцатом часу. Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку – и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”. Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” – услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.

– Что же ты, сыночек?

Он поднял голову и сказал дрогнувшим голосом:

– Я знаю, сынок, – ответила она. – Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.

Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:

Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!

Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня. ”, а поцеловала в щёку и сказала:

Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин – пожарил картошку.

С тех пор она запретила себе вообще говорить с ним о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему?

Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник – там не было никаких двоек.

Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.

…История, которую я рассказала, подлинная. Может быть; она окажется для кого-то поучительной.

Нина Ивановна Варакина.

Поселок Виноградский Краснодарского края

Я рассказала эту историю не для того, чтобы упрекнуть кого-либо в неправильном отношении к своим детям, просто хотела показать, как много зависит от нас, родителей и учителей. И что для этого нужно – просто быть человеком.

И воспитывая в наших детях нравственные качества, взрослым следуем помнить, что нравственными должны быть они сами, иначе они не имеют права, что – либо требовать от детей. Ведь у взрослых больше жизненного опыта, практики. Человеческие детеныши в отличие от животных потому и находятся с родителями так долго, что процесс развития человека, приобретения ими практических и теоретических знаний умений и навыков происходит всю жизнь, чтобы, наконец, человека назвать человеком. И дают практические знания чаще всего взрослые, исходя из собственного опыта, приобретенной годами мудрости, сделанных и исправленных ошибок.

И в заключении я хочу сказать, что тема, которую мы подняли на данном собрании, несет в себе здоровую идею всем нам встряхнуться, обратить внимание на себя и заняться собственным развитием.


Проинформировать родителей о возникновении проблемы снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся; выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся; побудить родителей к полноценному общению со своими детьми; развить умение родителей видеть себя со стороны; расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникающих проблем с детьми;

Содержимое разработки

Родительское собрание

1) проинформировать родителей о возникновении проблемы снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;

2) выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

3) побудить родителей к полноценному общению со своими детьми;

4) развить умение родителей видеть себя со стороны;

5) расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникающих проблем с детьми;

6) побудить родителей к совместному поведению с детьми свободного от работы времени.

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Укажите причину нежелания учиться или получения неудовлетворительных оценок. В чем причины?

Проводится анкета для родителей.

Анкета для родителей

1.Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?

3.Интересуются ли они вашей работой?

4.Знаете ли вы друзей ваших детей?

5.Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

6.Проверяете ли вы, как они готовят домашнее задания по предметам?

7.Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8.Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

10.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

11.Обсуждается ли в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы?

12.Бываете ли вместе с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13Совершаете ли вы совместные с детьми прогулки, ходите ли в туристические походы?

14.Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми или нет?

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Сопоставьте свои результаты с результатами детей.

Нельзя допускать того, чтобы между детьми и родителями были только удовлетворительными или недостаточными.

1.Сколько раз тебе повторять!

2.Посоветуй мне, пожалуйста!

3.Не знаю, что бы я без тебя делал(а).

4. И в кого ты только такой(ая) уродился(лась)!

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. Ну на кого ж ты похож(а)!

7. Вот я в твое время!

8. Ты моя опора и помощник(ца)!

9. Ну что за друзья у тебя!

10. О чем ты только думаешь!

11. Какая ты у меня умница!

12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?

13. У всех дети как дети, а ты?

14. Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)?

Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы в №1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 и 1 балл за все остальные ответы.

7-8 баллов. Живете душа в душу. Ребенок любит и уважает вас.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но не всегда откровенен.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

1.Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом году?

2.Всех ли учителей, работающих в классе вашего ребенка, вы знаете?

Б) знаю половину

В) знаю лишь некоторых

3.Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?

Б) 1-2 раза в четверть

4. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам и вы не способны ему помочь, что вы будете делать?

А) обращусь за помощью к учителям

Б) пойду к завучу

В) заставлю ребенка более серьезно учить предмет

5.Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка?

В) догадываюсь, но точно не знаю

6. Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?

В) нет, но догадываюсь

Подсчитайте количество отмеченных вами высказываний А, Б, В.

Если лидирует ответ А). Вы знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи.

Если лидирует ответ Б). Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей жизнедеятельности ребенка.

Если лидирует ответ В). Вы вместе с другими членами вашей семьи должны помочь ребенку.

Рекомендации родителям.

Как будет ваш ребенок ходить в школу, с удовольствием или неохотой, зависит не только от школы, но и от семьи. Давайте попробуем найти решение проблемы.

Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет в школе был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определенную схему решений.

Могут помочь следующие заповеди доктора Добсона.

Всякий раз, когда угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.

3. не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово – это одно, а дело – совсем другое.

Возьмите на заметку:

1. Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок – грустное зрелище на уроке.

2. Пусть ребенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, и книгам, которые приносит из школы.

3. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

4. Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его подробности.

5. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.

6. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких- либо событиях.

7. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенку будет это приятно.

Проблемы подобны снежному кому: если их не решать, они обрастают новыми. Рано или поздно проблема разрешится, но неприятных последствий будет больше. Составьте с ребенком пошаговый план решения той или иной проблемы.

Шаг 1-й. Вижу свою проблему.

Шаг 2-й. Знаю про свою проблему все.

Шаг 3-й. Хочу решить свою проблему (осознание проблемы вместе с родителями).

Шаг 4-й. Составляю план действий ( составляется вместе с родителями письменно): сходить к учителю, договориться о возможности ликвидации пробелов, написать распорядок дня и т.д.)

Шаг 5-й. Действую.

Шаг 6-й. Изучаю результат (получили ли то, что ожидали).

Шаг 7-й. Даю оценку того, что сделано. (учитывать не только свое мнение, но и мнение педагогов и обязательно родителей.)

Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что, у него есть все возможности реализовать себя.

Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом русле. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.

Решение родительского собрания.

1) родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.

2) Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.


-80%



Почему родители начинают игнорировать родительские собрания?

Несмотря на то, что методические указания рекомендуют проводить родительские собрания тематическими, классному руководителю очень сложно раз в месяц организовывать что-то, что будет действительно вызывать интерес. Поэтому, идя по пути наименьшего сопротивления, родительские собрания часто проводятся формально. Их структура примерно одинакова:

А так как ситуация в классе может не меняться годами (как и успеваемость ребят), то к классу восьмому на родительское собрание приходит уже не 95%, как в пятом, а от силы 20%. Как быть и что предпринять, чтобы родители не забывали дорогу в школу?

Закон целесообразности

На самом деле, любое родительское собрание можно разнообразить, приготовив на 10-15 минут небольшую информацию по классу. Сегодня в любой школе есть психолог, который изучает классные коллективы, уровни креативности, воспитанности и т.д. Получив от него информацию, классный руководитель любое собрание сможет начать с того, что будет интересно родителям и актуально — с их детей и кратких рекомендаций, каким образом создавать ребенку оптимальную для жизнедеятельности и учебы обстановку.

Идеальное родительское собрание — какое оно?

Говоря откровенно, любое, на котором родителям не скучно и они узнают что-то новое и полезное! Поделюсь одной идеей:

Такой формат прекрасно использовать, когда в классном коллективе существуют серьезные проблемы: понижение успеваемости, отсутствие дисциплины, низкая мотивация учеников и т.д. Но даже в самом хорошем классном коллективе раз в год такое собрание просто необходимо — оно позволяет сторонам педагогического процесса выслушать друг друга, узнать точку зрения оппонента (а по сути — союзника), решить назревшие противоречия.

Начинать собрание уместно классному руководителю, который озвучит цели и задачи, повестку дня. Далее к обсуждению подключаются учителя и родители… Как показывает опыт, ученики редко проявляют активность в таких случаях. А вот родители — с радостью идут на контакт.

  • Сложно собрать большое количество учеников, учителей и родителей в одно и то же время.
  • При возникновении перепалок между учителями и родителями (а иногда и такое бывает, когда учитель требователен, а родители придерживаются попустительского стиля воспитания) крайне необходимо вывести ситуацию в конструктивное русло, что бывает непросто.
  • Важно пресекать демагогию и обсуждать конкретные вопросы и проблемы, иначе собрание может тянуться до бесконечности.

Подводит итог классный руководитель или психолог:

  • Озвучиваются цели, повестка дня и решения;
  • Еще раз подчеркиваются методы достижения, которыми будут пользоваться все стороны. .

Подведение итогов — самый важный этап, так как он акцентирует внимание не итогах и решениях, помогая делать конкретные шаги тем, кто в них заинтересован.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Мои дети часто меняли школы, поэтому собрания стали частью родительской жизни. Признаюсь, многие из них я пропустила, потому что c годами перестала понимать их практическую значимость и начала ценить своё время. Да и сами учителя говорят, что для родителей намного полезнее индивидуальное общение с педагогами.


Для начала несколько простых, но важных советов, с которыми собрания не превратятся в бесконечную жвачку и переливание из пустого в порожнее.

1. Чтобы встреча имела обозримые пределы, заранее узнайте у классного руководителя повестку и соберите конкретные вопросы родителей в родительском чате. Лучше заранее обговорить, кто их задаст на собрании. Разумеется, по ходу появятся ещё вопросы, но, согласитесь, быстрее и удобнее, когда есть готовый список и человек, который его прочитает.

2. Не задавайте вопрос ради вопроса, демонстрируя свою заинтересованность. Поверьте, в этот момент вы раздражаете всех, включая самого учителя (ведь он тоже торопится домой).

5. Если вы решили вовсе не ходить на родительские собрания, избавьтесь от ненужной рефлексии по этому поводу. Никто вас осуждать не будет, а личные встречи с учителями гораздо эффективнее.

Какие бывают собрания и что на них делать (и не делать)

1. Когда обсуждают, что изменится в школе


Такое собрание полезно для родителей первоклассников, пятиклассников и десятиклассников (когда переходишь на новую ступень). Проводится в начале учебного года. Лучше его не прогуливать, потому что можно пропустить действительно важные вещи про организацию учёбы, педагогический состав, школьное питание, работу группы продлённого дня, дополнительные занятия и так далее.

О чём можно (и стоит) спросить:

Анна Кузнецова, учитель и многодетная мама

2. Когда обсуждают вашего ребёнка. Да, при всех


Кроме всеобщего невроза, эти встречи ничего не несут. Поэтому я всегда спрашивала о повестке. Если вы всё-таки оказались на таком собрании и вашего ребёнка при всех остальных родителях отчитывают и предсказывают ему провал на экзамене, можете смело идти после собрания в кабинет директора и писать жалобу на некомпетентного педагога. Это радикальная мера. Лучше спокойно задайте учителю примерно такие вопросы:

  • Почему вы обсуждаете моего ребёнка в присутствии посторонних?
  • Почему вы считаете, что это исправит ситуацию, а не усугубит её?
  • Зачем вы внушаете детям (и нам, родителям), что они провалятся на ЕГЭ?

Лидия, мама выпускника, Подмосковье

3. Когда обсуждают поездку или поход в музей


На такие собрания ходят самые активные участники родительского комитета. Они обсуждают концепцию, бюджет и другие детали. Честно говоря, им просто нужно сказать спасибо, потому что благодаря их добровольной инициативе жизнь школьников насыщеннее и интереснее. Как правило, спасибо никто не говорит, зато каждый знает, как сделать лучше.

Читайте также: