Варламов лох краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литературное творчество А.Варламова ……………………………… 5

Список используемой литературы ……………………………………14

Актуальность данной работы состоит в том, что творчество писателя еще мало изучено.

Цель данной работы – показать отражение судеб России и человека в романе. Исходя из цели, ставим перед собой следующие задачи:

- изучить биографию писателя;

- рассмотреть факты его биографии, основных этапов творчества;

- рассмотреть произведения, написанные писателем;

- выявить демонстрацию судеб России и отдельного человека в романе;

При подготовке использовался метод исследования, сравнения, анализа источников. Данный материал будет полезен при подготовке уроков по современной литературе, истории, краеведению. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

А.Варламов. Биография

Литературное творчество А.Варламова

Главный герой Александр постоянно мечется и ищет смысл жизни. Личность достаточно хаотичная. Александр много раз был влюблен, но ни одну из женщин он не смог сделать по-настоящему счастливой, да и сам не получил личного счастья. Варламов хорошо передал атмосферу годов застоя, их беспробудность, серую беспросветность, пишет о переменах, которые внесла в нашу жизнь перестройка. Но пишет он с иронией. Детство, взросление, первая любовь, поиски смысла жизни, дружба с одноклассником Лёвой Голдовским – вот вся юность Сашки, она описана в романтическом ключе и с доброй улыбкой.

Поначалу, кажется, что образ Сани простой, но в процессе чтения мы видим, что нам показалось. У Саши нет устойчивого идеала, зато с детства Саня любит звёздное небо, любит женщин. И звёзды, и женщины, наверное, таинственные и загадочные, это его и привлекает. Саня Тёзкин не любит статичности, стабильности. Его внутренний мир постоянно колеблется. Как метафизический фон его жизни проходит философема Канта о нравственном законе внутри нас, о звёздном небе над нами: герой мятущийся, нравственно чистый, но оторванный от земли, начинает заниматься астрономией - часто разглядывает небо в телескоп.

Алексей Варламов наделил своего героя очень чуткой и трепетной душой, показал типичный русский национальный характер. Однако автор далек от идеализации и того, и другого. Более того, писатель явно задает сам себе вопрос: не эти ли душа и характер - причина многолетних, даже многовековых бед России? Кризисного состояния страны?

Саня Тезкин мечется, ищет смысл жизни, невольно приносит страдания самым близким ему людям. От природы он одарен, умеет думать, и работать, но, однако, ни одно начатое дело не доводит до конца. Он способен на глубокое, самоотверженное чувство, но не может дать любимой женщине нормального человеческого счастья. Его философские изыскания, конечно, важные для саморазвития его как личности, но не имеют ни общественного значения, ни практического выхода. В мировоззренческом споре Тезкина с немцем Фолькером оба остались при своем мнении. Но хотя нам понятна, а во многом, может быть, и близка позиция Сани, но слова немца о России и о ее проблемах и возможных путях их разрешения заставляют все же серьезно задуматься, а иногда и согласиться. Символично то, что Саня Тезкин в конце двадцатого века умирает от чахотки, не дожив и до тридцати лет. Скорее всего, автор хотел нам сказать, что современной России нужен новый, иной положительный герой, другой спаситель, а не тот традиционный Иванушка из сказки.

В девяностые годы XX века социализм в отдельно взятой стране так и не победил, погребя под своими обломками и вынашиваемый шестьдесят лет прогрессивный художественный метод - социалистический реализм. А вместе с тем и все реализмы вообще. Началась новая эпоха.

Но писатели, мало обращающие внимания на веяния времени, продолжили создавать реалистические произведения. Благо в материале недостатка не было.

Начало девяностых в России - это рождение нового героя. Лоха.

Хорошо помню, лох - самое распространённое обзывательство начала 90х. У нас было столько трактовок и этимологий, что сложно вспомнить все: самое простое - производное от слова "лопух", самое изощрённое - "цензура"…

Свою трактовку нового героя предложил в одноимённом романе, пожалуй, главный реалист эпохи - Алексей Варламов.

Лох - человек, выброшенный из новой жизни, потерявший ориентацию в социальном и бытовом пространстве. Этот тип ещё должен войти в литературный оборот. Но Варламов видит в новом герое не только реинкарнацию лишнего человека.

"Лох" - роман-биография, роман-житие.

В центре мальчик из интеллигентной семьи - Александр Тёзкин. Его братья вполне успешны, закончили вуз, сделали каждый в меру сил и способностей карьеру, а Саня так и остался без места в жизни, впрочем, его это ни мало не заботит. Больше Тёзкина интересует место в мире, и даже не столько своё, сколько человека вообще, и русского человека в частности.

Александр - герой-странник, и в смысле путешественник, и в смысле странный. Эта странность наиболее заметна на фоне его друга Лёвы Голдовского, который также чувствует себя изгоем: сначала изгоем-поэтом, потом изгоем-циником и предпринимателем. И если Голдовский всю жизнь пытается пробиться в обществе чёрствых и безразличных людей. То Тёзкин пытается окружающий мир понять. Правда, очень быстро приходить к тому, что, поняв этот мир, его остаётся только покинуть.

При этом Варламов, конечно, не предлагает человеконенавистнического сюжета. Его герой уходит от мира не потому, что, поняв, начинает его ненавидеть.

Вся жизнь героя - это постижение любви, в самых разных её проявлениях, и на этом пути Саня открывает для себя не только всевластие чувства, но и его (чувства) неотвратимую связь со смертью. А вместе с тем обретает и новое, нечеловеческое, измерение любви, её всеохватность и жертвенность.

В погоне за такой любовью Саня и пускается в свои странствия.

Первый раз он покидает дом не по своему желанию: становится военнослужащим в Читинской области. Московский мальчик, не приспособленный к выживанию, оказывается при смерти. И его спасает любовь, любовь Козетты, которую он, не желая того, уводит у своего друга Лёвы и которая расплачивается за его жизнь самой высокой ценой - любовью.

Всё, что происходит дальше в романе, кажется чередой случайностей: внезапный отъезд в Крым, вытеснение из собственного дома, работа на метеостанции в Карелии, мессианство, превращённое другом Лёвой в бизнес, закономерная, но совершенно авантюрная поездка в Германию.

Всё происходит как будто без ведома героя:

…а для чего и что он будет там делать, Тезкин не знал, но это была как будто и не его забота. Отныне себе он не принадлежал — таковой была его собственная плата за извлечение из тьмы, но это нисколько не огорчило его, а, напротив, успокоило.

Из хаоса случайностей возникают определённые закономерности, которые в итоге выстраивают путь героя, проникнутый логикой поиска ответа на проклятый вопрос: для чего же живёт человек?

Саня честно пытается найти ответ. Саня - лох, не встроившийся в новую перестроечную жизнь. Сана - лох, потерявший любовь. Саня - лох, не сумевший извлечь выгоду из своего путешествия за границу - мечту постсоветского человека.

Собирая вокруг себя людей, возвращая когда-то потерянную любовь, Саня всё же отвечает на этот вопрос.

Как только герой обретает всё, что необходимо - понимание, покой, любовь - роман заканчивается. Вопрос, кто же такой лох, остаётся без ответа: тот, кто так и не смог воспользоваться теми выгодами, которые были ему даны; тот, кто презрел человеческое (нормальное), дабы постичь то, что человеку постичь не дано; тот, кто обрёл искомое слишком поздно, так и не успев им воспользоваться… Или тот, кто верит, что человек создан для счастья.

Но, хоть столько воды утекло с тех пор, Тезкин чувствовал, что остался все тем же — маленький и храбрый идеалист, он хотел жить наперекор всему так, чтобы доказать граду и миру — продаваться не требуется, жить можно и должно свободно и легко.

Сохраняя специфику реалистического повествования, типизации, системность взгляда на мир, Варламов успешно работает с хаотическим материалом девяностых годов. Не изменяя реалистическим практикам, писателю удаётся ухватить специфику противоречивой эпохи.

Александр Тёзкин - главный герой и русский философ

Лев Голдовский - друг русского философа и один из первых русских бизнесменов


Воспоминания и размышления автора являются средством постижения глубинных оснований человеческой жизни; за ними отчетливо проступает стремление понять меру истинной ценности бытия, осмыслить противоречие между ограниченностью человеческого существования и безграничностью времени. Понимание самоценности жизни, красоты природного мира, мудрое приятие закономерного исхода – центральные идеи романа.

Национальная идея воплощена у А. Варламова в следующих ключевых элементах поэтики романа:

- традиции изображения русского национального характера

- мотиве христианского отношения к старшему поколению.

Перечисленные элементы поэтики романа тесным образом связаны с характером главного героя Александра Тезкина.

В произведении намечается выход к экзистенциальной проблематике. Воспринимая тенденции развития современной прозы, писатель продолжает нравственно-психологическое исследование человека, совмещая в романе социально-исторический контекст с контекстом религиозным. Мифопоэтический план произведения связан с героем потерянным, выпавшим из своего времени. Внутренний мир Сани Тезкина раскрывается не посредством чисто психологического анализа, отражающего процесс формирования личности, а по принципу выявления знаков духовного становления в наиболее ответственные периоды жизни.

А. Варламов показывает этапы познания истины своего героя. Причем каждый этап содержит моменты заблуждения и прихода к новой правде. Впервые герой заходит в церковь со своей девушкой Катериной в тот момент, когда он еще психологически не готов обратиться к Богу.

«Народу в храме было довольно много, и они остановились в притворе, украшенном внутри игривыми ангелами.

-Лоб - то перекрести, - прошептала Козетта.

-Да ну, неудобно как - то…

-Пойди свечку поставь.

«-Но цель-то у тебя должна быть в жизни какая-нибудь?

-У меня есть цель.

-Я хочу вернуться к тому состоянию, когда люди желали не изменить мир, а всего-навсего его понять.

-И много ты понял?

Здесь А. Варламов заставляет читателя поверить в то, что нравственное самосовершенствование героя является единственным способом нахождения смысла жизни и постижения веры. Поэтому автор считает концом духовных исканий Тезкина обращение к Богу – так национальная идея воплощается в ключевых элементах поэтики романа - в теме духовности и нравственности.

В романе прослеживается и другая составляющая национальной идеи А. Варламова – тема патриотизма, которая также связана с образом главного героя и его друга Левы Голдовского. Данная тема раскрывается в противопоставлении убеждений двух персонажей произведения.

- А я ведь, Сашка, попрощаться к тебе приехал.

- Как это? – не понял Тезкин.

- Куда сейчас все уезжают? Туда, куда наша простодушная Козетта умотала, только еще дальше…Я знаю, что ты про меня думаешь, - снова заговорил Голдовский, - что я продался, изменил себе, а теперь бегу, как крыса с тонущего корабля…

Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. Патриотизм, как качество личности человека, проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям своего народа . Все эти составляющие аккумулируются в характере Сани Тезкина – он ни за что не хочет уезжать из России, хотя и видит жестокость окружающей действительности конца ХХ века, переезжает в деревню – очаг народной культуры.

Варламов, А.Н. Лох / А. Варламов // Октябрь. - 1995. - №2. – С. 3-84.

Немзер, А. И правильный, и молодой / А. Немзер // Время новостей. – 2006. - №39. – С. 28

Основные термины (генерируются автоматически): национальная идея, Бог, главный герой, Россия, Лох, национальная идея России, роман, русская идея, русская национальная идея, старшее поколение, христианское отношение.

Похожие статьи

Патриотизм — национальная идея России

Президент России Путин В. В. считает, что «патриотизм — это национальная идея России.

Специфика русского национального характера и новая.

русский человек, Россия, русский народ, русский национальный характер, русский национальный тип, русская душа, Азия, русская история, русский характер, Европа.

Национальная идея как синтез истории и духовности

Одной из важнейших парадигм современной государственной политики и идеологии состоявшегося государства необходимость формирования национальной идеи, ориентированной на мобилизацию всего общества.

Л. Улицкая как автор художественно-мировоззренческого проекта

Патриотизм — национальная идея России. Сейчас необходимость воспитания патриотизма у россиян, а именно молодежи вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях страна должна стремиться мобилизовать патриотический дух.

Национальная идея и проблема патриотического воспитания.

Патриотизм — национальная идея России. Сейчас необходимость воспитания патриотизма у россиян, а именно молодежи вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях страна должна стремиться мобилизовать патриотический дух.

Особенности русской культуры по Д. С. Лихачёву

Ключевые слова: русская культура, традиции, история. Д. С. Лихачёв — автор фундаментальных работ по истории русской литературы и русской культуры, один из главных национальных идеологов, по словам американского историка Н. В. Рязановского.

Русская идея Ф. М. Достоевского. Взгляд из Китая (1918–1949)

Китай, русская идея, русский национальный характер, творчество, русская философия, русская национальная идея, работа, национальная идентичность, русский народ, христианский универсализм.

И. А. Ильин — философ и эссеист | Статья в журнале.

Основные термины (генерируются автоматически): русский человек, Россия, русский народ, русский национальный характер, русский национальный тип, русская душа, Азия, русская история.

Гост

ГОСТ

Самиздат — это способ неофициального, а потому неподцензурного распространения литературных произведений, публицистических и религиозных текстов в Советском Союзе.

В автобиографическом романе А. Варламов продолжает тему России. Произведение построено на основе русской народной сказке об Иванушке-дурачке.

Главный герой произведения – Александр Тезкин. Он родился в благополучной московской семье, где уже было двое сыновей. Мать Тезкина на третьи роды решилась только потому, что мечтала о девочке.

С характером главного героя связаны такие темы, как:

  • Нравственность;
  • Духовность;
  • Патриотизм;
  • Традиция изображения русского национального характера;
  • Христианское отношение к старшему поколению.

Действие романа происходит в 1963-1993 гг. Место действия – Москва и Мюнхен, также в романе присутствуют земное и небесное пространства.

В романе присутствует мотив странничества героя – страсть Тезкина к звездному небу.

Готовые работы на аналогичную тему

Центральным образом романа является наивный мальчик, которого все называют лохом.

Образы романа позволяют глубоко растолковать смысл произведения. Варламов в своем романе рассказывает истории краха великой Империи и историю гибели человечества.

Александр Тезкин постоянно мечется в поисках смысла жизни. Это достаточно хаотичная личность. Он был много раз влюблен, но ни с одной из женщин он не чувствовал себя по-настоящему счастливым и не одной не смог подарить это счастье.

Варламов хорошо передает атмосферу эпоху застоя, ее серую беспросветность, беспробудность. Он пишет о переменах, которые внесла в жизнь страны перестройка. Варламов пишет с иронией. Детство, юность, первая любовь, дружба с одноклассником, поиск смысла жизни описана в романтическом ключе и с доброй улыбкой. Образ Саши поначалу кажется простым, но в процессе чтения становится понятно, что это ошибочно. У Александра нет устойчивого идеала, но с детства он любит звездное небо и женщин. Его в них привлекает таинственность и загадочность. Тезкин не любит статичности, стабильности. Внутренний мир Саши постоянно колеблется. Мятущийся, нравственно чистый герой начинает заниматься астрономией – разглядывает небо в телескоп.

Конечно, романтика – это хорошо. Но жизнь идет. Вот уже позади первые потери и разочарования, позади армия. Позади военная служба в Читинской области, в тяжелых климатических и бытовых условиях. Для Саши служба становится роковой – герой заболел, оказался в госпитале, а потом, не вылечившись до конца, подхватил тяжелую простуду. У героя не спадала температура, и тяжелая, дремавшая с детства болезнь ожила, проникла в его организм. От смерти Сашу спасает Катя. Девушка приехала на незапланированное свидание и вместо влюбленного и любимого юноши увидела измученного, чужого, смирившегося с мыслями о сокрой смерти, человека. Катя любила Сашу самоотверженно, и была готова на любую жертву. Чтобы спасти любимого, катя отдалась армейскому врачу. Тезкин выжил. Героя признали негодным к службе и отправили домой. Катя невероятной, страшной ценой добилась того, чтобы Сашу отправили в Москву, положили его в госпиталь. Там хорошие лекарства, питание и уход сделали свое дело. Весной Саша стал постепенно оживать, хоть врачи и обещали ему инвалидность на всю жизнь.

Писатель наделяет своего героя чуткой, трепетной душой, показывает типичный русский национальный характер. Но при этом автор далек от идеализации. Более того, он задает вопрос – не душа ли и характер являются причиной многолетних бед России?

Герой романа ищет смысл жизни, мечется, сам того не желая приносит страдания близким людям. Он от природы умен, одарен, умеет работать, но ни одно дело не доводит до конца. Саша способен на глубокое чувство, но не может дать любимой простого человеческого счастья. Философские изыскания для саморазвития его как личности имеют большое значение, но не имеют ни практического выхода, ни общественного значения. И хоть позиция Саши во многом понятна читателю, слова немца Фолькера о России и ее проблемах, о возможных способах их разрешения все же заставляют задуматься и даже в чем-то согласиться.

Читайте также: