Варежковый театр в детском саду

Обновлено: 22.07.2024

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.

Речевое развитие ребенка – одна из приоритетных задач всего дошкольного детства. В дошкольном детстве процесс развития речи предполагает не только освоение содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

Выразительность – качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека, поэтому, использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного, интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональности у малышей к языковой выразительности речи у старших дошкольников.

Для успешного решения этих задач, в 2000 году началось и успешно продолжается по сей день, изготовление мною ВАРЕЖКОВОГО ТЕАТРА, который насчитывает уже около 160 различных образов. Варежковый театр сшит своими руками, он не имеет промышленного аналога. Мною и моей семьей были изготовлены замечательные образы-варежки русских персонажей: Матрешек, Петрушки, Петушков, Зайчиков, лесных и домашних животных, различных сказочных персонажей.

Варежка - простой русский атрибут, несущий добро и тепло, соединяющий в себе силу, ум и мудрость предшествующих поколений. Она проста, легка для изготовления, и обработки: легко стирается и гладится, что немаловажно для малышей. Варежка - образ очень нравится детям, он близок им, понятен и доступен. Играя с варежкой за ширмой, лицо ребенка остается открытым для зрителей. Это очень важно для малышей, которые не редко пугаются не видя зрителей. Варежки могут изготавливаться по - разному:

* они могут быть сшиты сразу с образом;

* на них могут прикрепляться различные мелкие мягкие игрушки или наклейки из ткани,

* на них могут быть накреплены вырезанные из ткани детские картинки.

Накрепление игрушек и картинок идет за счет пришивания к ним ленты- липучки.

Варежковый театр - не только развлечение - это начало формирования отношения к окружающему, характера, интересов, это - пример дружбы, доброты, правдивости и трудолюбия. Работа с варежковым театром раскрепощает детей, здесь, каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, учась не стесняться присутствия посторонних слушателей.

Образ – варежка очень пригодится в работе любого педагога: воспитателя, логопеда, инструктора по физо, руководителя изостудии, музыкального руководителя.

Особое место занимает работа с родителями, которые с удовольствием участвуют в выступлениях со своими детьми на праздниках и развлечениях, что способствует самореализации ребенка и родителя, так как взрослые и дети, выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия, которые помогают в развитии творческих способностей ребенка, эмоциональной сферы, развития выразительной монологической и диалогической речи, учат детей самостоятельному перессказыванию и сочинению небольших сказок, рассказов, составлению и разгадыванию загадок, учат детей ценить и гордиться русским языком.

Очень хороши варежки - образы в адаптационный период, когда идет прием малышей в детский сад. Варежка отвлекает и радует детей, в нее хочется играть и подражать взрослому.

Варежковый театр используется при обучении детей выразительному чтению стихов монологов и диалогов, для отгадывания загадок и самостоятельному их сочинению. Для варежкового театра мною были написаны стихи-диалоги, загадки, сказки, а также, песни-инсценировки для всех возрастных групп. Вот какое развлечение с варежкой-Петрушкой для малышей могут провести не только взрослые, но и дети подготовительной группы.

Главный герой - образ Петрушки - русской игрушки, побуждает детей к проявлению творчества, развивает коммуникативные навыки.

вечер досуга для детей старшего дошкольного возраста.

Автор Караваева Н.Б.

( Это развлечение можно провести как в зале, так и в группе. Перед детьми стоит небольшая ширма для выступления, варежка – Петрушка на которую будут прикрепляться различные музыкальные инструменты: балалайка, дудочка, гармошка, барабан. Все музыкальные номера можно менять по своему усмотрению.)

ВЕДУЩИЙ: Собрались мы все опять, вместе спеть и поиграть.

Кто же в гости к нам придет? Кто веселье принесет? ( пауза)

Гостя этого, я знаю, вам - загадку загадаю.

ЗАГАДКА: В колпачке, да с бубенцом, веселит он всех кругом.

Он - забавный и смешной, ловкий, умный, озорной.

Он - чудесная игрушка, а зовут его… Петрушка!

А Петрушка - значит Петя, очень любят его дети.

Ты, Петрушка к нам явись, да ребятам покажись!

( На ширме появляется Петрушка – варежка)

ПЕТРУШКА: Здравствуйте мои детишки, и большие и малышки!

Я – Петрушка – весельчак, я на выдумки - мостак!

ВЕДУЩИЙ: Погоди же, погоди, сам себя ты не хвали!

Чем ты нас повеселишь, чем ребят ты удивишь?

ПЕТРУШКА: Я принес для вас, ребятки,

ВЕДУЩИЙ: Вместе мы их разгадаем, да с тобою поиграем!

ПЕТРУШКА: Слушайте внимательно, приготовьте ушки,

Постарайтесь разгадать загадки от Петрушки!

1 ЗАГАДКА: ТРЕУГОЛЬНАЯ ДОСКА,

А НА НЕЙ – ТРИ ВОЛОСКА.

ПОД НЕЕ, ВЕСЬ НАШ НАРОД,

В ПЛЯСКУ ВЕСЕЛО ИДЕТ (балалайка).

ПЕТРУШКА: Балалайка! Угадали! Ну а вы ее видали?

Я сейчас вам покажу, балалайку принесу!

( в это время, Петрушке накрепляют балалайку и он показывается с ней в руках)

Ты пропой, да, поиграй- ка, наша чудо – балалайка!

( Включить любой музыкальный отрывок- звучание балалайки – соло.)

Балалайка - просто диво, как звучит она красиво!

Балалайки мы возьмем, с ними песенку споем.

(мальчики берут балалайки, а девочки – платочки)

ПЕТРУШКА: У меня еще загадка, постарайтесь-ка, ребятки!

ЗАГАДКА: ТОНЕНЬКАЯ ПАЛОЧКА, ДЫРОЧКИ – КРУЖОЧКИ,

И У ЭТОЙ ПАЛОЧКИ, ТОНКИЙ ГОЛОСОЧЕК.

ДУНЕШЬ НЕЖНО, ЗАПОЕТ,

ТАК, ЧТО ЗА ДУШУ БЕРЕТ! ( дудочка)

ПЕТРУШКА: Угадали, угадали, дудочку мою узнали!

Вот и дудочка моя, поиграем с ней, друзья!

ВЕДУЩИЙ: Будем в дудочки играть, и кукушек представлять.

( всем детям раздают дудочки)

ПЕТРУШКА: Молодцы, мои ребятки, вот и третья вам, загадка!

ЗАГАДКА: ОЧЕНЬ С ВЕЕРОМ Я СХОЖА,

Ты, ПОПРОБУЙ, РАЗВЕРНИ!

КНОПКИ СЛЕВА, КНОПКИ СПРАВА,

ЗВОНКИЙ ГОЛОС ЕСТЬ ВНУТРИ.

ПОД МЕНЯ ПОЮТ И ПЛЯШУТ,

ЛЮБЯТ БРАТЬ С СОБОЙ В ДОРОЖКУ,

ПОТОМУ, ЧТО, Я, РЕБЯТА, РАЗВЕСЕЛАЯ… Гармошка!

ПЕТРУШКА: Я гармошечку возьму и ее всем покажу!

( Петрушке накрепляют гармошку)

Голос у гармошки громкий, и заливистый, и звонкий.

Отдохните все немножко и послушайте гармошку!

СЛУШАНИЕ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

( в исполнении Гармошки)

ПЕТРУШКА: Вот последняя загадка, отгадайте – ка, ребятки.

ЗАГАДКА: САМ - ПУСТОЙ, ГОЛОС – ГУСТОЙ,

ДРОБЬ ОТБИВАЕТ, ШАГАТЬ ПОМОГАЕТ.( барабан)

ПЕТРУШКА: Очень барабан люблю, в руки палочки возьму,

Ударяю в барабан. Трам-пам- пам, трам-пам-пам!

ВЕДУЩИЙ: Барабаны мы возьмем, и играть скорей начнем.

( 4 ребенка берут барабаны и встают по 4 углам зала, вокруг них другие дети образуют 4 кружочка.

присаживаются на корточки и закрывают глаза, а дети – барабанщики, меняются местами и вместе ударяют в барабаны один раз. По сигналу все дети должны быстро найти своего барабанщика.)

ПЕТРУШКА: Все загадки разгадали, инструменты все узнали!

Очень я доволен вами, мы останемся друзьями.

Я еще не раз приду и загадки принесу!

( Петрушка под музыку уходит)

Особый интерес дети проявляют к инсценированию песен. Инсценировка песни - работа ответственная и нелегкая. Она сопровождается подбором не только песенного репертуара, но и набором определенных атрибутов: шапочек, элементов костюмов, различных бытовых предметов, музыкальных инструментов. Для обучения такому виду пения очень помогает варежковый театр, где дети разных возрастов, в занимательной, интересной форме обыгрывают свою песню. Это не только песни, это - занимательные мини- спектакли с пением и пляской.

Яркие забавные образы - варежки создают праздничное настроение, развивают память, речь, выразительность, мелкую моторику рук, учат слаженной работе в коллективе. Варежки и одежда на них, сшитые двустронним способом ( перестегиваются на любую руку),

позволяют тренировать мышцы обеих рук, что благотворно отражается на занятиях рисованием, лепки, конструирования, физо, подготавливая ребенка к обучению в школе.

( Слова и муз. Караваевой Н.Б.)

Славится везде - повсюду, наша гжельская посуда.

И нарядна и нежна, дружит с белым синева.

ПРИПЕВ: Вот так, погляди, краше Гжели не найти

Ярко синенький узор,оторвать не сможешь взор.

Чашки, чашечки и блюдца, улыбаются, смеются.

На боках у нас цветы, небывалой красоты.

ПРИПЕВ: Вот так, погляди, краше Гжели не найти

Ярко синенький узор, оторвать не сможешь взор.

Самовар пузатый я, полюбуйтесь на меня.

С чашечками я дружу, свой узор всем покажу.

ПРИПЕВ: Вот так, погляди, краше Гжели не найти

Ярко синенький узор, оторвать не сможешь взор.

Если чаю захотите, чайнички вы пригласите.

Ароматный чай хорош, с удовольствием попьешь.

ПРИПЕВ: Вот так, погляди, краше Гжели не найти

Ярко синенький узор, оторвать не сможешь взор.

Чай без сахара не пей, сахарницу ставь скорей.

И молочник рядом с ней, с молочком чаек вкусней.

ПРИПЕВ: Вот так, погляди, краше Гжели не найти

Ярко синенький узор, оторвать не сможешь взор.

Начиная со средней группы, дети могут самостоятельно показывать сказки, и здесь варежковый театр играет важную роль. Он очень доступен детям, легко надевается и снимается с руки, ребенок и взрослый может пристегивать на варежку любую игрушку - мягкую или плоскостную, проявляя собственное творчество.

Мною написано много сказок, которые дети могут самостоятельно показывать своим сверстникам и малышам. Для такого вида театра можно сшить и использовать различные виды ширм.

Особое место в своей работе я уделяю сказкам и пьесам, основанных на стихотворных текстах, которые я сочиняю сама. Благодаря простоте, музыкальности звучания слов и ритмичности, дети, играя роль, тренируются в развитии голосового аппарата и правильного дыхания, а также интонационной выразительности речи.

Свои сказки и инсценировки я пишу для детей разных возрастов. Начиная с младшей группы дети могут самостоятельно разыгрывать небольшие диалоги, чему очень помогает простой стихотворный размер.

Развитие ритмической пульсации и кукловождения у малышей.

УТРОМ СОЛНЫШКО ПРОСНУЛОСЬ, СЛАДКО, СЛАДКО ПОТЯНУЛОСЬ.

ВЫШЛО В НЕБО, ЧТОБ ОПЯТЬ, С НАМИ НОВЫЙ ДЕНЬ ВСТРЕЧАТЬ.

БЕЛКИ СЕЛИ НА СУЧОК И УВИДЕЛИ ГРИБОК.

ВНИЗ СКОРЕЕ ПОСКАКАЛИ И БОЛЬШОЙ ГРИБОК СОРВАЛИ.

МИШКА ПО ЛЕСУ ШАГАЛ, ДА МАЛИНУ СОБИРАЛ.

ВОЛК С ЛИСОЙ ШАГАЮТ ВМЕСТЕ, И ПОЮТ ДРУГ ДРУГУ ПЕСНИ.

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ДА ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ДРУГ БЕЗ ДРУГА НАМ НЕЛЬЗЯ.

ВОТ ЛЕТИТ ИЗДАЛЕКА, В ГОСТИ БАБУШКА ЯГА.

В подготовительной группе, дети играют достаточно много: их репертуар шире, он дополняется музыкой и песнями, написанными мною специально к этим сказкам и инсценировкам.

СТИХИ – ДИАЛОГИ ДЛЯ ВАРЕЖКОВОГО ТЕАТРА

для старшего дошкольного возраста.

Автор Караваева Н.Б.

КЛЕНОВЫЕ ЛИСТОЧКИ.

ЖЕЛТЫЙ ЛИСТ: Я - кленовый лист резной,

Ярко – желтый, золотой.

Лучше всех моя расцветка,

Самый главный я на ветках.

Красный лист, ты что молчишь,

О себе не говоришь?

КРАСНЫЙ ЛИСТ: Я хвалиться не люблю,

От обиды весь горю.

Стыдно, братец за тебя,

Потому и красный я!

МУХОМОР И ПОДБЕРЕЗОВИК.

МУХОМОР: Здравствуй, братец мой, грибок,

Некрасивый ты дружок.

То ли я, грибок цветной, поглядите-ка какой! В белой юбочке на ножке,

В красной шапочке в горошек.

Стройный, тоненький, красивый,

Не грибок, а просто – диво!

ПОДБЕРЕЗОВИК: Правда, очень ты красив,

Но ужасно ядовит.

Хоть и очень ты гордишься,

В суп грибной не пригодишься.

МЫШКИ.

1 МЫШКА: Здравствуй, мышка, где бывала?

И кого ты повидала?

2 МЫШКА: Еле ноги унесла, там, на крыше два кота.

Схоронились за трубой и бранятся меж собой.

Делят жадные коты, три кусочка колбасы.

1 МЫШКА: Значит им и не до нас?

Все съедим у них сейчас!

Осенняя сказка для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Автор КАРАВАЕВА Н.Б.

(В центре зала стоит 2 стола с настольной ширмой для варежкового театра. В центре за ширмой стоит бутафорская яблоня, на ней висит большое красивое яблоко, которое потом делится на четыре дольки)

ВЕДУЩИЙ: Осень, листья облетели,все деревья опустели.

Тишина в лесу, покой. Лишь на яблоне лесной,

Яблоко одно осталось, сохранилось, не упало.

Высоко оно висит, очень спелое на вид.

Мимо Зайка пробегал, яблочко то, увидал.

(Под музыку выбегает Зайка, танцует и останавливается около яблони)

ЗАЙКА: Ах, красивое какое, это яблоко лесное!

Вот бы съесть сейчас его. (подпрыгивает)

Не достану, высоко!

ВЕДУЩИЙ: Тут ворона пролетела, яблоко то увидала.

ВОРОНА: Ах, какое наливное, это яблоко лесное!

Так и хочется склевать, надо мне его сорвать.

ЗАЯЦ: Эй, ворона, помоги!

Яблоко мое сорви!

ВОРОНА: Это яблоко мое,

Я себе, сорву его!

(срывает яблоко, в это время пробегает Еж, и яблоко падает ему в руки)

ЕЖИК: Ох, какое наливное, это яблоко лесное!

И оно теперь мое, я, пожалуй, съем его.

(бежит с яблоком)

ЗАЯЦ: Эй, постой-ка, серый еж! Куда яблоко несешь?

Это яблоко мое, первым я нашел его.

ВОРОНА: Нет, мое, постой, братва, яблоко я сорвала!

Значит яблоко - мое, я - Ворона, съем его!

(все тянут яблоко к себе)

ВЕДУЩИЙ: Каждый яблоко к себе тянет, быть в лесу беде!

Шум и крик такой поднялся, что Медведь перепугался.

Прибежал и говорит…

МЕДВЕДЬ: Что за драка, что за крик!

Отвечайте, не хитрите, почему вы так шумите?

ЕЖИК: Ты, Медведь, нас рассуди…

ЗАЯЦ: Ты нас, Мишка, помири.

Кому яблоко отдать, каждый хочет его взять.

МЕДВЕДЬ: Что ж, согласен, так и быть,

Кто же яблоко нашел?

ЗАЯЦ: Зайка к яблоне пришел!

МЕДВЕДЬ: А, кто яблоко сорвал?

ВОРОНА: Я, кар-кар, Я, кар-кар!

МЕДВЕДЬ: А кто яблоко поймал?

ЕЖИК: Серый ежик, хоть и мал!

МЕДВЕДЬ: Я скажу вам, все вы правы,

Ждет вас каждого награда!

ВОРОНА: Но ведь яблоко одно,

Кому достанется оно?

МЕДВЕДЬ: Подскажу вам, так и быть,

НАДО ЯБЛОКО ДЕЛИТЬ! (делит на дольки)

Дольку - Зайчику дадим, (дает дольку)

И Ворону угостим! (дает дольку)

Эта долька - для Ежа (дает дольку)

Эта - лишняя одна.

ВСЕ ЗВЕРИ: Нет, не лишняя она,

Эта долька - для тебя.

Ты Медведь всем угодил,

Всех зверей ты помирил!

И на радости сейчас,

Мы пойдем в веселый пляс.

ВСЕ ЗВЕРИ ТАНЦУЮТ ТАНЕЦ (можно с муз. Инструментами ).

Варежковый театр "НОВЫЕ ДРУЗЬЯ КОЛОБКА"

( Эта сказка может быть использована в работе по совершенствованию театрализованных навыков старших дошкольников. Дети самостоятельномогут показать ее малышам, как в варежковом или кукольном исполнении,

так и драматизацию, на усмотрение воспитателя и музыкального руководителя.

Роли дети учат быстро из – за повторяющихся фраз. Это очень удобно для разучивания сказки всеми детьми. Несмотря, на повторяющиеся слова, сказка проходит интересно, за счет разных голосовых тембров у детей.

Игрушку – колобка нужно сшить таким образом, чтобы каждая часть из четырех, смогла бы отстегиваться. В изготовлении такой игрушки можнопроявить много творчества.)

ВЕДУЩИЙ - РЕБЕНОК: Вы, послушайте, друзья,

Сказка в гости к вам пришла.

Хоть она совсем не нова,

Мы расскажем по - другому.

Жил на свете колобок,

Колобок – румяный бок.

КОЛОБОК: Меня бабка испекла, клала на окошко.

Надоело мне лежать, прыгну на дорожку.

Я по лесу покачусь, кого встречу – подружусь.

( Звучит музыка, колобок катится, навстречу – Зайка)

ЗАЙКА: Здравствуй, славный Колобок! Узнаю тебя, дружок!

В прошлый раз тебя не съел, потому, что не успел.

Дай попробовать разочек, откушу совсем кусочек.

Вкусно пахнешь, нету силы, ну, пожалуйста, мой милый!

КОЛОБОК: Ну, конечно, откуси, только много не проси,

А не то я похудею и катиться не сумею.

ВЕДУЩИЙ: Зайка откусил разок, засмеялся Колобок…

(Отстегивает часть игрушки, или зажимает часть игрушки пальчиком)

КОЛОБОК: Мы теперь – друзья, поверь,

Ты – совсем не страшный зверь!

ВОЛК: Здравствуй, славный Колобок! Узнаю тебя, дружок!

В прошлый раз тебя не съел, потому, что не успел.

Дай, попробовать разочек, откушу совсем кусочек.

Вкусно пахнешь, нету силы, ну, пожалуйста, мой милый!

КОЛОБОК: Ну, конечно, откуси, только много не проси,

А не то, я похудею и катиться не сумею.

ВЕДУЩИЙ: Волк лишь откусил разок,

Засмеялся Колобок! (Отстегивает следующий кусочек)

КОЛОБОК: Мы теперь – друзья, поверь,

Ты – совсем не страшный зверь!

ВЕДУЩИЙ: Покатился он опять,

МЕДВЕДЬ: Здравствуй, славный Колобок! Узнаю тебя, дружок!

В прошлый раз тебя не съел, потому, что не успел.

Дай попробовать разочек, откушу совсем кусочек.

Вкусно пахнешь, нету силы, ну, пожалуйста, мой милый!

КОЛОБОК: Ну, конечно, откуси, только много не проси,

А не то я похудею и катиться не сумею.

ВЕДУЩИЙ: Мишка откусил разок, засмеялся колобок…

КОЛОБОК: Мы теперь – друзья, поверь,

Ты – совсем не страшный зверь!

ВЕДУЩИЙ: Покатился он опять,

ЛИСА: Здравствуй, славный Колобок! Узнаю тебя, дружок!

В прошлый раз тебя не съел, потому, что не успел.

Дай, попробовать разочек, откушу совсем кусочек.

Вкусно пахнешь, нету силы, ну, пожалуйста, мой милый!

КОЛОБОК: Ну, конечно, откуси, только много не проси,

А не то я похудею и катиться не сумею.

ВЕДУЩИЙ: Откусила лишь разок, засмеялся Колобок. (Отстегивает часть)

КОЛОБОК: Мы теперь – друзья, поверь,

Ты – совсем не страшный зверь!

ЛИСА: Ты совсем не круглым стал, а похож ты на овал.

Ты теперь не Колобок, а румяный пирожок!

КОЛОБОК: Звери съели все бока, нету больше Колобка.

Похудел, стал пирожком, не жалею, я, о том.

Я совсем не огорчился и со всеми подружился!

ВЕДУЩИЙ: Вот и сказка наша вся, вам понравилась, друзья?

( Дети – актеры выходят из – за ширмы и кланяются, а затем уходят)

Театрализованная деятельность раскрепощает детей, делает их смелыми, жизнерадостными, уверенными в себе, что поможет моим детям в школьном обучении.

Это - закон всей педагогической жизни, и выполняя его, ничьи труды не пропадут зря.

Для варежкового театра в моей копилке есть стихи-диалоги, загадки, сказки, а также, песни-инсценировки для всех возрастных групп.

ВложениеРазмер
metod.razrabotka_varezhkovy_teatr.docx 34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Энгельсского муниципального района

ВАРЕЖКОВЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Старший воспитатель: Бектемирова Д. Е.

ВАРЕЖКОВЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.

Речевое развитие ребенка – одна из приоритетных задач всего дошкольного детства. В дошкольном детстве процесс развития речи предполагает не только освоение содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

Выразительность – качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека, поэтому, использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного, интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональности у малышей к языковой выразительности речи у старших дошкольников.

Варежка - простой русский атрибут, несущий добро и тепло, соединяющий в себе силу, ум и мудрость предшествующих поколений. Она проста, легка для изготовления, и обработки: легко стирается и гладится, что немаловажно для малышей. Варежка - образ очень нравится детям, он близок им, понятен и доступен. Играя с варежкой за ширмой, лицо ребенка остается открытым для зрителей. Это очень важно для малышей, которые не редко пугаются не видя зрителей.

Варежковый театр - не только развлечение - это начало формирования отношения к окружающему, характера, интересов, это - пример дружбы, доброты, правдивости и трудолюбия.

Работа с варежковым театром раскрепощает детей, здесь, каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, учась не стесняться присутствия посторонних слушателей.

Образ – варежка очень пригодится в работе любого педагога: воспитателя, логопеда, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии, музыкального руководителя.

Особое место занимает работа с родителями, которые с удовольствием участвуют в выступлениях со своими детьми на праздниках и развлечениях, что способствует самореализации ребенка и родителя, так как взрослые и дети, выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия, которые помогают в развитии творческих способностей ребенка, эмоциональной сферы, развития выразительной монологической и диалогической речи, учат детей самостоятельному предсказыванию и сочинению небольших сказок, рассказов, составлению и разгадыванию загадок, учат детей ценить и гордиться русским языком.

Очень хороши варежки - образы в адаптационный период, когда идет прием малышей в детский сад. Варежка отвлекает и радует детей, в нее хочется играть и подражать взрослому.

Варежковый театр используется при обучении детей выразительному чтению стихов монологов и диалогов, для отгадывания загадок и самостоятельному их сочинению.

В своей деятельности наши педагоги активно использую пальчиковый, кукольный, а последнее время и варежковый театр. Их очень удобно использовать в детском саду: для постановки спектакля, не требуется длительной подготовки и даже ширмы . Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра свидетельствуют, как дети любят театр, активно включаются в события, вступают в разговор, выполняют поручения актеров, сочувствуют положительным персонажам, предупреждают их об опасности, дают советы.
Можно привести много примеров, когда театр убеждал детей не драться, не лгать, не обманывать. Помогал собирать и беречь игрушки, отвлекал и утешал их.
Основная цель моей работы : развитие личностных, творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- совершенствование артистических навыков детей;
- раскрепощение ребенка;
- работа над речью (дикция, интонация, выразительность);
- закреплять правильное произношение всех звуков родного языка;
- совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей;
- развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев;
- формировать опыт социальных навыков через театрализованную деятельность;
- воспитывать культуру общения и речевой этикет.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - то роли.
Театрализованная деятельность в детском саду создаёт хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует развитию личностных и творческих способностей .

В детском саду дети любят петь песни. Охотно это делают как на праздниках и развлечениях, так и в повседневной жизни.
Работая в детском саду я знаю, что особый интерес дети проявляют к инсценированию песни. Инсценировка песни украшение любого праздника или развлечения.

Для обучения детей инсценированию песни мы используем варежковый театр. С его помощью даже малыши в занимательной, интересной форме обыгрывают свою песню.
Яркие, забавные образы-варежки создают праздничное настроение. У детей развиваются память, речь, мелкая моторика рук. Они учатся слаженной работе в коллективе, развивается их эмоциональная сфера, позволяют тренировать мышцы обеих рук, что благотворно отражается на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Такой атрибут, как образ-варежка, очень помогает в индивидуальной работе с детьми, особенно в развитии речи и коммуникативных навыков. Когда ребенок надевает на руку варежку, он радуется, улыбается. Он уже расположен, общаться с педагогом, у которого на руке такая же варежка. Очень кстати оказывается варежковый театр, если музыкального руководителя нет. Воспитатель под записанную фонограмму песни может легко и интересно заниматься с детьми в группе.

Для варежкового театра в моей копилке есть стихи-диалоги, загадки, сказки, а также, песни-инсценировки для всех возрастных групп(смотри приложения)

Аннотация: данная статья посвящена изучению возможностей использования варежкового театра в работе с детьми с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: театральная деятельность, варежковый театр, старшие дошкольники, задержка психического развития

В современных педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения таких моделей и технологий образовательного процесса, которые предполагают активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, привлекательные для детей формы организации деятельности. А это значит, что использование элементов театрализации, импровизации в процессе воспитания и обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) становится все более значимым, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли [1].

В театрализованной деятельности с детьми дошкольниками с ЗПР используются приемы и упражнения, которые способствуют развитию и закреплению навыков мелкой моторики, психических процессов, повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, повышают эмоциональную активность, что является основой в системе коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР. Хотя варежка- это тот предмет, который сопровождает ребенка с самого раннего детства, понятен ему и знаком. Но ребенок никогда не реализовал её, как театральную куклу. В этом и заключается чудо варежкового театра, так как ребенок выступает в роли творца. Он сам создает персонажа, сам прорабатывает характер и движение характерный этому персонажу, сам придумывает сюжетную линию. Ребенок выступает субъектом деятельности. Такой атрибут, как образ-варежка, очень помогает в индивидуальной работе с детьми, особенно в развитии речи и коммуникативных навыков. Когда ребенок надевает на руку варежку, он радуется, улыбается. Он уже расположен, общаться с педагогом, у которого на руке такая же варежка. Очень кстати оказывается варежковый театр, если музыкального руководителя нет. Воспитатель под записанную фонограмму песни может легко и интересно заниматься с детьми в группе [4].

В группе ДОУ по плану один раз в неделю обязательно проводится вечер развлечений. В этот день во второй половине дня в специально оборудованном развивающем центре (театральном) проводятся театральные показы : варежковый, пальчиковый, кукольный, причем с обязательным участием детей. Сначала дети помогают, только манипулируют куклами. Детям всегда очень хочется манипулировать кукольным персонажем, но управлять перчаточной куклой им сразу не под силу. Для этого нужно уметь управлять тремя пальцами по отдельности, такие движения затруднительны. Сложности и при пересказе сказки, мало кто может повторить несколько предложений. В начале заучиваем сказку: читаем несколько раз, пересказываем вместе, заучиваем слова героев хором, рассматриваем последовательные сюжетные картинки, можно зарисовать то, что больше запомнилось, обсудить. Затем выбираются дети-герои сказок, которые рассказывают то, что запомнили, пытаются воспроизвести сказку полностью, имея перед глазами картинки по сказке. Воспитатель и дети помогают, подсказывают, если возникают затруднения. Репетируют все дети по очереди, получается 2-3 подгруппы, в зависимости от числа героев сказки. После таких репетиций приступают к показу сказки с куклами. Показывают каждая подгруппа отдельно. Перед показом делают массаж варежкой 1-2 минуты (без речевого сопровождения) и пальчиковую гимнастику [3].

Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти. Освоение движений пальчиковых кукол сразу для детей затруднительно. Так появились авторские варежковые куклы (герои сказок).

У кукол руки нашиты и в них пальчики не продеваются. Просовывается вся ладошка, нужно крутить ладонь в разные стороны, сгибать 2-е, 3-е фаланги, или основания четырех пальцев. Такие действия детям под силу, и они быстро учатся владеть такими куклами [2].

Таким образом, именно театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, и в частности с детьми с задержкой психического развития.

Список использованных источников литературы:

[1] Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников : 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2007. – 256 с.

[5] Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 2006 - 124с.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Театральная деятельность детей в детском саду способствует развитию творческий и артистических способностей, вызывает у детей разные эмоции, создает радостное настроение.

Преимущество варежкого театра: показ спектакля не требует длительной подготовки, можно обойтись без различных ширм. Играя в варежковый театр, ребенок может выразить свое отношение к каким-либо событиям, проявлять свои желания, чувства, эмоции, не стесняясь публики.

Варежковый театр прост и легок в изготовлении:

Нам понадобится ткань для пошива варежек (в данном случае, фланель), за основу кроя взяла кухонную прихватку. Фото №1.

На готовую варежку приклеиваем картинки. Варежка готова. Фото №3, 4,5.

Изготавливаем подставку. Из кусков ламината, лобзиком вырезала шаблоны под варежки. Подставка готова. Фото №5,6.

F:\ДОК\фото приложение\приложение\Фото №6.JPG

С помощью такого театра мы можем добиваться свободного проявления у детей эмоций в мимике, в жестах, в движениях.

Нам грустно – действие ребенка – грустное лицо, вытирает слезы.

Нам весело – действие ребенка – улыбка, смех, хлопает в ладоши.

Мы сердимся – действие ребенка – нахмуривает брови, кулачки сжаты.

Мы испугались – действие ребенка – присесть, дрожать.

Мы устали – действие ребенка – сесть на стул, руки и ноги расслаблены.

Мы удивлены – действие ребенка – развести руки, посмотреть удивленно.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2952 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 163 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.02.2016 2651
  • DOCX 332.8 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Задорожняя Светлана Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Мама - рукодельница

воскресенье, 30 декабря 2018 г.

Рукавичковый (варежковый) театр для младших дошкольников

Среди моих рукодельных увлечений есть шитьё. А это значит, что у детей периодически появляются не только одёжки, сшитые мамой, но и разные другие сшитые предметы. Например, рукавичковый (или варежковый) театр. Это такая разновидность театра, где герои представлений сделаны на основе рукавички, или варежки.

Идею мне подкинула моя знакомая, которая работает в детском саду. Им нужно было помочь сшить для праздничного номера такие рукавички для детей – зелёную ёлочку на одну ручку и белого зайчика на вторую. Причём, рукавичка должна была быть без большого пальчика. По отзывам воспитателей, так удобнее надевать рукавичку – дети не отвлекаются на пальчик.
Рукавичковый театр удобно шить из флиса – он не осыпается, мягкий и приятный в использовании. Для деталей (ушей, лап, носов, глаз) можно использовать более жесткий фетр или разнообразную фурнитуру – пуговицы, бусинки, кнопки.
Для пробы я сшила такие рукавички свое дочке. У нас теперь есть зелёная ёлочка и розовая свинка – символ наступающего года.



Выкроить рукавички для театра не сложно. Достаточно знать ширину ладони ребёнка и длину его ладони от кончиков пальцев до косточек на запястье (лучше сделать рукавичку чуть длиннее, чем до косточек, чтобы она не упала с руки во время игры).
Если нет возможности измерить руку ребёнка, можно ориентироваться на таблицы размеров рукавиц, размещенные в сети. Например, вот на эту, взятую с сайта. Ширина и длина приведены в сантиметрах.
Зная мерки, рисуем основу в форме прямоугольника, скругленного в верхней части и немного зауженного снизу. А к основе уже пририсовываем детали. Если это ёлочка, то рисуем ветки. Если животное, то ушки – лапки и всё, что пожелаете. Для свинки и зайчиков я ничего не пририсовывала к основе – все детали (уши и хвосты) пришивала отдельно.
Можно использовать вот эти выкройки, подогнав их под нужный вам размер.
По выкройкам вырезаем детали рукавичек, оставляя небольшой припуск.




Сшиваем детали основы вместе, не забывая вставлять уши, если вы решили их вшить. Можно их пришить и сверху – всё зависит от вашей задумки.



Выворачиваем основу рукавички, пришиваем или приклеиваем детали мордочки. А на рукавичке - ёлочке прокладываем снаружи шов, ограничивая место для ладошки. Кроме того, прошиваем по периметру веточки, укрепляя их.



-----
После опубликования материала я вспомнила, что мне приходилось раньше "обшивать" кукольный театр детского сада. Маски-шапочки волка, кота, пса, поросенка и семерых козлят я шила старшей дочке в садик. Вот мой мастер-класс.

Читайте также: