Валеологическая служба в школе

Обновлено: 03.07.2024

АННОТАЦИЯ

Валеология – это наука о здоровье, о гармоничном образе жизни. Валеология, медицина, гигиена: определяющие признаки наук о здоровье человека. Валеологическое образование направлено на формирование в будущем здорового населения страны. Систематическое, целенаправленное и длительное применение в начальной школе дополнительных занятий по валеологии повышает уровень овладения валеологической культурой школьника. Необходимо формировать валеологическую службу, которая будет работать и со взрослыми, и с детьми.

ABSTRACT

Valeology is the science of health, of a harmonious lifestyle. Valeology, medicine, hygiene: defining features of human health sciences. Valeological education is aimed at the formation of a healthy population of the country in the future. Systematic, purposeful and long-term use of additional valeology classes in primary school increases the level of mastering the valeological culture of a pupil. It is necessary to form a valeological service that will work with both adults and children.

Ключевые слова: валеология, гигиена, медицина, валеологическое образование, дошкольники, младшие школьники, валеологическая культура, валеологическая служба.

Keywords: valeology, hygiene, the medicine, valeological education, preschoolers, junior schoolchild, valeological culture, valeological service.

Родоначальником валеологии является доктор медицинских наук, профессор И.И. Брехман. Валеология охватывает не только вопросы физического здоровья, она подходит к вопросу здорового образа жизни комплексно: на физическом, духовном и нравственном уровнях. Эта наука направлена на то, чтобы устранить сами причины болезней: нездоровый образ жизни, неправильное питание, негативное мышление.

Следовательно, валеология – это наука о здоровье, о гармоничном образе жизни.

Таблица 1.

Валеология, медицина, гигиена:

определяющие признаки наук о здоровье человека (по работам Э.Н. Вайнера [3], А.М. Басыйрова [1])

Определяющие признаки науки

Валеология (медицинская, педагогическая, психологическая, экологическая, биологическая)

Медицина (клиническая, профилактическая, теоретическая, экспериментальная)

Гигиена (общая, коммунальная, социальная, радиационная, питания, труда, подростковая)

Основные направления науки

Формирование, укрепление и сохранение здоровья человека

Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и предупреждение

Исследование и поддержание здоровых условий жизнедеятельности человека и среды его обитания

Человек и его здоровье, здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Человек и его заболевания

Человек в оптимальных условиях жизнедеятельности и среды обитания

Практически здоровый человек

Человек, подверженный заболеваниям

Среда обитания и условия жизнедеятельности человека

Здоровье человека и его резервы, их оценка, развитие и укрепление функциональных возможностей человека

Болезни человека, их причины и механизмы развития, диагностика, лечение и профилактика заболеваний

Здоровые условия жизнедеятельности человека и оптимальные характеристики среды его обитания

Методы количественной и качественной оценки резервов здоровья, профилактики их снижения и коррекции их отклонений от нормы

Методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний человека

Методы исследования, создания и поддержки оптимальных для здоровья характеристик среды и условий жизнедеятельности

Пути достижения цели и результатов

Укрепление здоровья через формирование ЗОЖ населения

Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения

Снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации населения

Итак, между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах сложно провести четкую грань, разделяющую их, интересы валеологии взаимопереплетаются, например, с гигиеной, санологией.

В настоящее время учение набирает популярность, несмотря на то, что преподавание в качестве учебной дисциплины остается до сих пор только на факультативной основе и лишь в некоторых учебных заведениях нашей страны.

Необходимо защитить человека от влияния неблагополучной экологической обстановки, информационных перегрузок и других факторов, ведущих к ухудшению физического и психического здоровья, к нервным стрессам и отрицательным эмоциям.

Именно валеологическое образование направлено на формирование в будущем здорового населения страны.

В настоящее время на базе школ размещают валеологические объекты – площадки (учреждения) дополнительного образования для детей школьного возраста, предназначенные для формирования и развития у них валеологической культуры. Так как валеология – это наука о здоровье, а в конце XX - начале XXI века вопросы охраны здоровья детей и подростков становятся все более и более актуальными, понятно, насколько важным является знание валеологии и родителями, и учителями, насколько необходимо изучение валеологии студентами – будущими педагогами.

В то же время сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации здорового образа жизни.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выдвинули следующее предположение, которое подтвердилось после проведения экспериментального исследования, состоящего из прямого и перекрестного этапов: систематическое, целенаправленное и длительное применение в начальной школе дополнительных занятий по валеологии повышает уровень овладения валеологической культурой школьника. Эксперимент проводился на базе школ № 10, № 25 г. Калининграда [5].

В 2019 году было проведено Всероссийское анкетирование родителей дошкольников и учащихся 1-4 классов (г. Новосибирск, г. Калининград, г. Чита, Алтайский край и другие). В анкетировании приняли участие 1000 респондентов.

Родителям дошкольников и учащихся начальных классов было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок изучал валеологию (валеология – наука о здоровье, о гармоничном образе жизни) в 1-4 классах?

Варианты ответа: да; нет; еще не определился.

  1. Хотели бы вы, чтобы у вас была возможность (во время обучения вашего ребенка в 1-4 классах) получать онлайн консультации, посещать онлайн занятия по валеологии, то есть пользоваться услугами валеологической службы (онлайн)?

Варианты ответа: да; нет; еще не определился.

В ходе анкетирования мы выяснили, что большинство родителей дошкольников и младших школьников хотели бы, чтобы их дети изучали валеологию в 1-4 классах (55%), 23% опрошенных не хотели бы, чтобы их дети изучали валеологию в 1-4 классах, 22% родителей еще не определились. Кроме этого, большинство родителей дошкольников и младших школьников хотели бы, чтобы у них была возможность (во время обучения ребенка в 1-4 классах) получать онлайн консультации, посещать онлайн занятия по валеологии, то есть пользоваться услугами валеологической службы (онлайн) (51%), 30% опрошенных не хотели бы пользоваться услугами валеологической службы (онлайн), 19% родителей еще не определились.

Следовательно, необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам валеологии, формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки.

Кроме этого, необходимо формировать валеологическую службу, которая будет работать и со взрослыми, и с детьми. Основной задачей данной службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровыми, беречь и укреплять здоровье, ценить его.

Итак, валеология – наука о здоровье. Она тесно связана с медициной, гигиеной. Необходимо уделять внимание валеологическому образованию и студентов, и школьников. Только систематическое, целенаправленное и длительное применение дополнительных занятий по валеологии в начальной школе повышает уровень овладения валеологической культурой школьника. Существует потребность в формировании валеологической службы (онлайн), которая будет работать как со взрослыми, так и с детьми.

Принципы и основные направления практической деятельности валеологической службы в системе образования, ее структура, оценка необходимости и этапы формирования. Работа валеологических служб в Санкт-Петербурге, анализ и определение их эффективности.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.09.2011
Размер файла 9,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Валеологическая служба

валеологический образование служба

Валеологическая служба в системе образования

Но возможен и третий путь - переосмысление стратегии, начиная с пересмотра цели и методологических основ образования и кончая пересмотром профессиограммы педагога и системы управления образованием.

Итак, если цель образования - развитие человека, то в сложившейся ситуации главным направлением общего образования должно немедленно стать обучение здоровью.

Ухудшение состояния здоровья детей и подростков на протяжении их школьного обучения явилось сигналом о необходимости создания службы формирования здоровья в структуре региональной образовательной системы.

Валеологическая служба - это служба формирования и обеспечения здоровья человека. Она не заменяет медицинскую службу и не является альтернативой ее. Валеологическая служба объединяет усилия специалистов разного профиля деятельности в педагогическом, психологическом, медицинском, социальном, правовом и любом другом содействии реализации прав каждого человека на созидание, охрану, укрепление и воспроизводство своего здоровья. Валеологическая служба может создаваться на предприятиях, в учреждениях, в том числе образовательных, и в общественных объединениях.

Организация деятельности валеологической службы представлена четырьмя основными направлениями: 1) диагностический скрининг; 2) мониторинг здоровья; 3) прогностический скрининг; 4) подбор валеогенных и оздоровительных технологий; 5) осуществление коррекции образа жизни, количества и качества здоровья. Диагностика (греч. diagnostikos - способный распознавать) - процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний субъекта или объекта, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полуенных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).

Скрининг (aHrvi.screening - просеивание, сортировка) - массовое обследование контингентов населения с целью выявления лиц с определенной болезнью (определенными болезнями) для оперативного принятия лечебно-профилактических мер.

Мониторинг (лат. monitor - тот, кто напоминает, предупреждает) - постоянное слежение за какими-либо объектами, явлениями или процессами. В общем смысле - многоцелевая информационная система, основные задачи которой - наблюдение, оценка и прогнозирование состояний объекта (субъекта) с целью предупреждения о создающихся критических ситуациях или состояниях.

Мониторинг здоровья (мониторирование, мониторное наблюдение) - длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций.

Целью валеологической службы образовательного учреждения является всемерное содействие всем субъектам образовательного процесса в выборе путей, способов и средств индивидуальной здравоторческой деятельности, начиная с создания мотивации и условий для осуществления этой деятельности, поиска стимулов для утверждения здорового образа жизни и кончая расширением круга лиц, вовлеченных в позитивный процесс созидания здоровья, развития личности и повышения эффективности образования в соответствии с психофизиологическими, конституциональными и половозрастными возможностями человека.

Структура валеологической службы может быть различной в зависимости от типа, наполняемости и сменности образовательного учреждения или структуры муниципальной системы образования.

Деятельность службы ориентирована преимущественно на учащихя, но при непременной валеологической активности педагогов и при соответствии их здоровья и образа жизни целям и задачам валеологического процесса.

Валеологическую службу образовательного учреждения возглавляет заместитель директора по валеологической работе. Методическое руководство службой в муниципальной системе образования осуществляют методисты-валеологи, имеющие соответствующую квалификацию.

Основное ядро службы в образовательном учреждении составляют специально подготовленные педагогиалеологи, однако в работе службы участвует весь педагогический коллектив при условии его валеограмотности.

Работа валеологических служб в Санкт - Петербурге

На стадии становления валеологической службы в образовательных учреждениях в регионе последовательно решались следующие задачи.

1. Диагностика потребностно-мотивационной сферы учащихся и педагогов.

2. Разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по валеологическому обеспечению образовательных учреждений.

3. Создание условий жизнедеятельности школы, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.

4. Целевое обучение педагогов основам валеологических знаний.

6. Разработка программ непрерывного валеологического образования.

7. Обеспечение психоэмоциональной устойчивости и психологической защищенности ребенка, подростка в микросоциуме (в группе, классе, семье).

8. Паспортизация здоровья и формирование базы данных о состоянии здоровья, о психофизиологических особенностях и возможностях детей, подростков и педагогических работников. Обобщение информации и использование ее для дальнейшего планирования работы учреждения.

9. Валеологическое сопровождение образовательного процесса с дифференцированным выбором образовательных маршрутов учащихся.

11. Создание консультативной сети по проблемам валеологии для учащихся, родителей, учителей, воспитателей.

Работа валеологических служб районов координируется и анализируется двумя главными специалистами-валеологами (по дошкольному и школьному образованию) городских органов управления образованием. С целью оперативного обмена опытом валеологической работы в городе функционирует постоянно действующий семинар для руководителей образовательных учреждений, учителей, воспитателей и валеологов-организаторов. Руководство валеологической службой в городе осуществляет первый заместитель председателя Комитета по обраованию, председатель Координационного совета по охране жизни и здоровья детей.

Таковы особенности валеологической работы в образовательной системе Санкт-Петербурга. Аналогичный опыт сейчас накапливается и в других регионах России, но содержание и формы его отличаются большим разнообразием. Однако общая закономерность в этой области выражается в том, что преобладает тенденция создания валеологических центров, а не валеологической службы образовательных учреждений. Будучи удаленными от большинства образовательных учреждений, эти центры успешно справляются с диагностико-реабилитационными задачами, но не могут решить педагогические проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни, не могут даже определить степень соответствия педагогического процесса индивидуальным возможностям ребенка.

Различие климатических, географических, национальных, демографических и экономических условий не позволяет создать однотипные штатно-организационные структуры валеологической службы в стране, хотя методологическая основа создания и развития валеологической службы образовательной системы должна быть единой.

Подобные документы

Формирование валеологической культуры ребенка в системе образования, роль родителей в этом процессе. Использование фольклора в формировании валеологических знаний дошкольников. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в сочетании с фольклором.

реферат [33,2 K], добавлен 22.05.2009

Экспертиза деятельности региональных психологических служб является составной частью мониторинговых исследований качества образования. Этапы экспертизы. Нормативно-правовое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение деятельности службы.

методичка [25,1 K], добавлен 15.02.2009

Определение и оценка необходимости, основные этапы и направления реализации реформ в области российского образования на современном этапе развития. Система освоения концепции основного, базового содержания, обозначенного в Государственных стандартах.

презентация [221,9 K], добавлен 04.10.2011

Знакомство с основными особенностями формирования у школьника интереса к научному творчеству и развития творческого мышления и самостоятельности. Роль теоретической и практической исследовательской деятельности в системе современного образования в школе.

презентация [2,1 M], добавлен 13.05.2019

Общие положения стандартизации в системе образования в Республике Беларусь. Основные положения получения высшего образования и проблематика его получения. Барьеры на пути развития качественного образования. Меры по реформированию сферы образования.

реферат [234,1 K], добавлен 14.11.2010

Проблема дефицита квалифицированных методических кадров. Основные функции методической службы. Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей, ее структура, цели и особенности организации. Основные элементы методической работы.

реферат [19,5 K], добавлен 28.11.2010

Этапы становления системы образования в России, перспективы ее дальнейшего развития. Развитие школ в системе образования в России и их разновидности, характерные особенности. Необходимость и направления реформирования образовательной системы РФ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол №01 от 31.08.2015 г.

Директор МБОУ «Граховская СОШ

____________ Р.А. Трефилова

ПРИНЯТО Советом школы

Протокол №05 от 31.08.2015 г.

Валеологическая программа школы

на 2016 – 2020 год

Автор-составитель: учитель биологии Бухарина Ю.А.

Раздел I . Обоснование программы ……………. ………………………………………………

Система работы валеологической службы в МБОУ «Граховская СОШ

2.1. Структура валеологической службы школы………………………………………..

2.2. Учебно-воспитательная работа……………………………………………………….

Раздел III . Направления работы школьной валеологической службы …………………….

Пояснительная записка

В связи со стабильным ухудшением в последние годы здоровья детей и подростков важнейшим направлением в работе общеобразовательных учреждений является поддержание и сохранение его через образование и воспитание. А значит, возникла необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на учащихся. Давно сложившийся традиционный метод организации школьного образования не учитывает необходимости решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и, более того, способствует его усугублению. Поэтому в последнее время педагогами и школьными администраторами ведется активный поиск здоровьесберегательных подходов к организации образовательного процесса.

Основными критериями здоровьесберегающих свойств педагогической технологии являются:

Успешность учения (уровень развития мыслительных операций, темп развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления).

Показатели здоровья (частота заболеваний, уровень физической культуры).

Социальная адаптивность (динамика самооценки, сформированность социальных установок, степень социальной адаптации, уровень развития коммуникативных качеств).

С чего начать свою работу в данном направлении? Для реализации данного направления авторские школы ученные предлагают вариативные программы и концепции. В некоторых школах валеологическая работа ведется последующим основным направлениям: диагностическая работа, профилактическая работа, учебная работа, воспитательная работа и консультативная. На основе психолого-педагогической диагностики осуществляется индивидуальный подход к формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Программы содержит теоретическую часть и практические занятия, направленные на укрепление здоровья.

Цель данных программ формирование модели поведения учащихся на основе здорового образа жизни.

Задачи данной службы состоят в следующем:

Медицинское обследование учащихся с целью выявления групп риска и индивидуальных факторов риска.

Медицинская коррекция выявленной предпатологии и обучение основам здорового образа жизни.

Формирование психологического настроя на здоровый образ жизни детей, учителей, родителей.

Использование наиболее эффективных и разработка новых способов коррекции физиологического состояния организма учащихся и учителей в педагогическом процессе.

Методики и коррекции физиологического состояния детей в домашних условиях и практическое обучение родителей.

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9 – 11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадает с важнейшим социальным этапом детства – получение среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов. К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно.

Анализ школьных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, позволяет выделить следующее:

Недостаточное соблюдение гигиенических требований, как к организации учебного процесса, так и к образовательной среде.

Несоответствие между школьными требованиями и потребностями, а также психофизиологическими возможностями учеников.

Авторитарный, антигуманный характер взаимоотношений учителя с учеником.

Отсутствие в образовательном процессе специальных мер, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников.

Раздел I . Обоснование программы.

Цель программы: повышение эффективности оздоровительной и учебно-воспитательной работы посредством создания мотивации и условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности и посредством приведения учебного процесса в соответствие с психофизиологическими возможностями учащихся.

Задачи программы:

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни и сохранения здоровья, построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;

- проведение медицинского мониторинга и реализация профилактических и коррекционных мероприятий;

- организация просветительской работы среди родителей, формирование мотивации ведения здорового образа жизни в семье;

- привлечение родителей к осуществлению совместной организации оздоровительной работы в школе и лечебно-профилактической работы с детьми;

- организация и проведение оздоровительных пауз, подвижных перемен, часов здоровья, направленных на снятие мышечного и психологического напряжения;

- вовлечение учащихся в спортивные секции, общественные организации и движения, ставящих своей целью сохранение и укрепление физического, нравственного здоровья подрастающего поколения.

Ожидаемые результаты:

Компенсация хронических процессов.

Снижение уровня невротизации.

Комфортность ребенка, педагогов и родителей.

Снижение конфликтных ситуаций.

Стабильное сохранение и повышение уровня физического здоровья.

Повышение степени закаленности и выносливости организма.

Анализ состояния здоровья обучающихся в Граховской средней общеобразовательной школе показывает, что первое место занимают вирусные заболевания, на втором месте – сердечно-сосудистые заболевания и заболевания органов дыхания, на третьем месте – заболевания желудочно-кишечного тракта. Кроме того, по результатам углубленного медицинского осмотра выявлен большой процент детей с пониженным зрением, нарушением осанки, плоскостопия. Сегодня 39,5% детей нуждаются в лечебной физкультуре, 39,8% нуждаются в массаже.

Научная новизна.

Основной замысел проекта состоит в реабилитационной и развивающей работе медицинских работников, педагогического коллектива школы и родителей, который включает в себя:

формирование здоровья школьников немедикаментозными методами;

лечебная и развивающая физическая культура;

специализированная программа по стоматологии;

организация сбалансированного питания на основе натуральных продуктов.

Выполненный объем работ:

зубной врач, массажист, специалист ЛФК, медицинская сестра.

Создан благоприятный режим двигательной активности с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья (динамические часы в классах КО, физкультминутки на уроках).

Проводится психолого-медико-педагогическое диагностирование учащихся, определенных в класс компенсирующего обучения, клинико-физиологические исследования учащихся.

Применяются здоровьесберегающие технологии.

Перспективы работы:

Обновление содержания на валеологических принципах, дальнейшее освоение и совершенствование здоровьесберегащих технологий.

Максимально возможное использование активных, творческих методов обучения.

Сохранение стабильности и повышение результатов состояния здоровья.

Разработка и совершенствование авторских программ валеологического направления.

Расширение методической копилки коррекционных, развивающих и оздоровительных программ и дидактических материалов, разноуровневых заданий по темам и предметам.

Распространение собственного педагогического опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Основными задачами на пути достижения указанной выше цели являются:

Формирование у учащихся знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни и сохранения здоровья, построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Проведение медицинского мониторинга и реализация профилактических и коррекционных мероприятий.

Организация просветительской работы среди родителей, формирование мотивации ведения здорового образа жизни в семье.

Привлечение родителей к осуществлению совместной организации оздоровительной работы в школе и лечебно-профилактической работы с детьми;

Организация и проведение оздоровительных пауз, подвижных перемен, часов здоровья, направленных на снятие мышечного и психологического напряжения;

Вовлечение учащихся в спортивные секции, общественные организации и движения, ставящих своей целью сохранение и укрепление физического, нравственного здоровья подрастающего поколения.

Раздел II . Система работы валеологической службы в

2.1. Структура валеологической службы в школы.

Изучив по литературным источникам опыт работы валеологических служб других школ и опросив мнение многих родителей о том, что должен включать в себя такой процесс, в школе функционирует валеологическая служба.

Штат сотрудников валеологической системы включает специалистов различных профилей: педагога – валеолога, врачей, психолога, специалиста физической культуры и ЛФК и т.д. Все специалисты, входящие в валеологическую службу функционально взаимосвязаны, как на этапе проведения комплексной диагностики, так и при осуществлении коррекционных и реабилитационных мероприятий, включая средства и методы оптимизации учебного процесса. (рис.1)

Из предложенной схемы видно, что разграничение сферы деятельности валеологической службы на отдельные составные части является в значительной мере услов­ным, т. к. каждая из них связана с другими и по своему содер­жанию и по последовательности реализации.

1-ый этап Донозологическая диагностика

Оценка особенностей физического развития и функционального состояния организма

Оценка психического развития и нейродинамических особенностей личности

Врачебный осмотр, выявление факторов риска, контроль за реабилитацией и коррекцией

Работа различных специалистов с автоматизированными программами

База данных, комплексная оценка состояния здоровья и развития, заполнение паспорта здоровья, выдача заключений по коррекции и реабилитации, формирование здорового образа жизни

2-ой этап. Коррекция, реабилитация, оптимизация учебного процесса

Специалист по физической культуре

Врач (средний медработник)

Оценка социально-психологических особенностей адаптации школьников к учебному процессу;

Отбор в классы коррекции;

Решение проблем дифференцированного обучения.

Коррекция психического развития, аутотренинг

Коррекция нарушений физического развития, ЛФК, гимнастика, плавание

Физиотерапия, фитотерапия, гомеопатия, адаптогены, массаж

3-ий этап. Прикладные аспекты использования результатов работы валеологической службы

Спортивные организации и учреждения

Центры профессиональной консультации

Врачи - специалисты лечебных учреждений

Отбор в различные виды спортивной специализации, комплексная оценка физической подготовленности, тренированности

Центры психологичекой консультации, врачебная профессиональная консультация

Консультации, клиническое обследование, лечение

Рис.1 Функциональное взаимодействие специалисто

в валеологической службы

Работа валеологической службы ведется по нескольким направлениям: учебно-воспитательная работа, диагностическая работа, консультативная работа, профилактическая и коррекционная работа.

2.2. Учебно-воспитательная работа. Учебная работа – это преподавание нескольких курсов валеологии, предназначенных для разных возрастных групп. Для каждой возрастной группы составлена своя, тематическое планирование учебных курсов для учащихся 5, 8 классов (Приложение 3,4). Данная работа проводится через учебные курсы:

Эти курсы, следуя друг за другом, позволяют ребенку логически перейти от рассмотрения собственной индивидуальности к изучению здоровья человека на разных возрастных этапах. В результате обучения школьник получает знания по формированию своего поведения и образа жизни, направленного на сохранение здоровья.

2.3. Диагностическая работа. Эта работа основывается на использовании психологических, психофизиологических, лабораторных и гигиенических методов исследования. Уже при поступлении в первый класс проводится комплекс мероприятий по выявлению степени морфофункциональной зрелости ребенка, оценивается физическое и умственное развитие, работоспособность. Эти исследования проводят психолог, психиатр, логопед. В конце первого года обучения проводится повторное психолого-медико-педагогическое диагностирование учащихся, по итогам которого формируется класс компенсирующего обучения, где создаются определенные условия обучения. Проводится диагностическая работа по адаптации учащихся первых, пятых, десятых классов к новым условиям обучения, профориентации учащихся 9-11 классов, выявлению одаренных детей

2.4. Профилактическая работа. В рамках данного направления работы валеологической службы проводятся мероприятия по фитотерапии, которые позволяют предупредить рецидивы распространения гриппа, ОРВИ, ОРЗ.

Одно из центральных мест в профилактической работе является создание благоприятного режима двигательной активности с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья. Это третий урок физической культуры – час здоровья, где учитель проводит специальные лечебно-профилактические упражнения, направленные на укрепление здоровья и предотвращение развития заболевания, и динамические часы в классах РО и КО.

К числу профилактических мер следует отнести обучение навыкам бесконфликтного общения, а так же уменьшение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов во время учебного процесса, т.е. одним из принципов здоровьесберегающего обучения является принцип психологической комфортности. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов образовательного процесса; создание в школе и на уроке атмосферы, расковывающей детей. Реализация принципа психологической комфортности позволяет нашим учителям не только укрепить эмоциональное состояние своих воспитанников, но и повысить их работоспособность и творческую активность.

Другим направлением профилактической работы является правильная организация учебно-воспитательного процесса не только в течении учебной недели, но и каждого урока. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени – ведущие факторы нарушения функционального состояния и психического здоровья школьников. Неправильно организованный урок может стать одной из причин, вызывающих нарушения в состоянии здоровья ребенка и формирующих целый комплекс школьных проблем. Рациональная организация урока предполагает не только учет продолжительности его отдельных моментов, но, что еще более важно, соблюдение оптимального темпа учебной деятельности школьников. Учитывая это, мы стараемся целесообразно распределить учебную нагрузку, как в течение урока, так и в течение учебного дня и недели

На протяжении всего периода обучения ведется индивидуальная работа с учащимися, которую проводит реабилитационная служба: педиатр, зубной врач, массажист, специалист ЛФК, фельдшер. Их действия согласованы.

2012-2013 учебный год. Осмотрено 435 детей, из них 76% - нуждалось в санации. Лишь небольшое количество детей были санированы ранее или здоровы. В процессе реализации программы просанировано 50% нуждающихся. На фоне постоянно проводимой профилактической работы и обучения гигиене полости рта под контролем медицинского персонала выявлено значительное повышение уровня гигиены у детей: с 7 до 9 лет – на 50%, 10-12 лет – на 40%, 13-15 – 60%.

2013-2014 учебный год. В школе стоматологический кабинет работал три раза в неделю. Количество осмотренных детей составило 100%, из них только 7,5% имели совершенно здоровые зубы. За учебный год санирована основная часть нуждающихся – 68 – 70%. Из числа осмотренных 32 ребенка отказались от санации. Проводилась фтор профилактика в классах I – II ступенях обучения.

2014-2015 учебный год. Анализ выполненных мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний показал, что предпринимаемые меры привели к снижению нуждаемости в лечении среди школьников на 6-7%. Удельный вес ранее санированных равен 30%, нуждающихся в санации – 59%. Удельный вес санированных от нуждающихся 96%.

В связи с тем, что большой процент учащихся школы имеет нарушения опорно-двигательного аппарата, разработана система реабилитационных мероприятий. В их основе лежит комплексный подход, который обеспечивают специалисты ЛФК и массажа. Ежегодно через ЛФК оздоравливается 100-120 учащихся, массаж проходят 70-80 учащихся. Группы формируются по итогам медицинских осмотров. В нее входят 10 человек. Занятия проводятся инструктором ЛФК. Занятия проводятся ежедневно через каждую неделя.

Лечебная физкультура направлена на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. В процессе занятий ЛГ решаются следующие задачи:

Укрепление мышечного корсета;

Выработка навыка правильной осанки и ее коррекция;

Развитие силовой выносливости.

На занятиях ЛФК применяются специальные упражнения, звуковое оформление, различное оборудование. Занятия проводятся небольшими группами. В течение учебного года через данное направление оздоравливается учащиеся 1 – 4 классов.

При любой форме дефекта опорно-двигательного аппарата специальные упражнения выполняются на фоне общеукрепляющих упражнений, охватывающих все мышечные группы, соответствующие возрасту и физической подготовленности занимающихся

2.5. Консультативная работа. Специалисты валеолгической службы консультируют по всем разделам валеологии учащихся, родителей, учителей. Все консультации должны ориентировать консультируемого на здоровый образ жизни, на выработку у ребенка самостоятельных суждений и решений при выборе валеолгической стратегии поведения. Чаще всего консультации бывают двух видов: коллективные и индивидуальные.

Валеологическая служба образовательного учреждения.


Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Как и воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учиться. Это еще и особый мир детства, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение по различным вопросам, отношение к ним. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Сберегаем здоровье

Главная цель программы – способствовать укреплению здоровья детей и подростков путем создания комплексного подхода к воспитанию на базе профилактических программ.

Задачи программы

Воспитательные задачи: воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

Обучающие задачи: ознакомление детей с нормами здорового образа жизни, с приемами и методами его реализации (включая основы саморегуляции и развитие таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и др.), а также выявление вредных привычек и разработка рекомендаций по борьбе с ними, формирование санитарной культуры у школьников.

Приоритетные направления деятельности

Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная, строго регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная и трудовая деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению правильного физического и психического развития, воспитанию стремления к здоровому образу жизни, повышению качества образования в целом.

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся.

Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии воспитанников.

Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс (в частности, курса по валеологии).

Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация.

Создание творческой группы

Для осуществления программы в нашей школе была создана валеологическая служба с целью решения актуальной на сегодняшний день проблемы оздоровления школьников.

Предварительно (до начала работы группы в учебном году) проводится опрос будущих членов группы. Выявляется круг вопросов, которые волнуют и интересуют педагогов. На основе этого руководитель группы составляет план работы и определяет форму отчета. Он же берет на себя методическое руководство изучением теоретического материала, а также решение организационных вопросов, распределяет обязанности между членами группы.

Каждый участник выбирает определенную микротему, самостоятельно изучает и работает над ней.

Количество учителей, входящих в группу, – 5–6 человек. В нее обязательно должны входить учителя биологии, ОБЖ, физкультуры, психолог, медицинский работник школы, социальный педагог. Учителя других предметов тоже могут принять участие.

В работу группы входит проведение валеологических уроков, спортивно-оздоровительных, профилактических внеклассных мероприятий, тестирования, психологических занятий, выпуск стенгазет, распространение памяток.

Мы считаем, что для творческой группы по валеологии эффективность ее деятельности лучше выявлять путем тестирования учащихся.

Как видно из вышеизложенного, творческую группу можно считать удобной и эффективной формой, поскольку она создает благоприятные предпосылки для коллективной творческой методической деятельности.

Схема управления программой

Администрация школы контролирует работу валеологической службы через ее руководителя.

Руководитель валеологической службы контролирует и координирует работу всех подразделений.

Физическое подразделение определено особой значимостью занятий физической культуры, развитием кондиционных физических качеств, создающих потенциал физического здоровья. Ответственный – учитель физической культуры.

Образовательно-валеологическое подразделение обусловлено необходимостью повышения валеологической грамотности субъектов образовательного процесса. Ответственный – учитель биологии.

Психологическое подразделение обусловлено необходимостью психолого-педагогического сопровождения учащихся. Ответственный – психолог школы.

Медицинское подразделение связано необходимостью медицинского сопровождения учащихся, проведением работы по диагностике состояния здоровья. Ответственный – фельдшер школы.

Информационное подразделение занимается оперативной обработкой, систематизацией и хранением информации о состоянии здоровья учащихся школы. Ответственный – руководитель валеологической службы.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Читайте также: