Вадиск или римская троица краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Прикрепленные файлы: 1 файл

УЛЬРИХ ФОН ГУТТЕН.docx

УЛЬРИХ ФОН ГУТТЕН

Титульный лист. Майнц, 1517 г.

Титульный лист работы Ганса Бальдунга Грина.
Страсбург, 1521 г.

Но, несмотря на пламенные призывы Гуттена, восставших рыцарей не поддержали ни бюргеры, ни крестьяне. Восстание окончилось неудачей. Зиккинген был смертельно ранен, Гуттен бежал в Швейцарию, где вскоре и умер.

В творчестве Гуттена литература немецкого гуманизма достигла своей вершины. В дальнейшем немецкий гуманизм уже не выдвигал таких ярких и крупных фигур. Более того, он начал угасать, поскольку исторические условия оказались крайне неблагоприятными. Бюргерство, напуганное революционным движением масс, капитулировало перед князьями. Реформация и Контрреформация почти с равным ожесточением преследовали гуманистическое вольномыслие.

Ульрих фон Гуттен: биография

Был старшим сыном в бедной рыцарской семье. По причине его слабого здоровья отец отдал его в 1499 году в бенедиктинский монастырь в Фульде, чтобы тот стал монахом по достижении нужного возраста. Но Ульриху не понравилось в монастыре и летом 1506 года он поступил в университет Эрфурта. Затем он перешёл в Лейпцигский университет.

В Лейпциге в 1508 году заразился сифилисом.

В 1509 году в Ростоке Гуттен издал свой первый труд "Немо". В 1511 году в Виттенберге он опубликовал труд о стихосложении De Arte Versificandi, который стал известен как в Германии, так и за рубежом.

После этого посетил Вену, Венецию, Павию и Болонью, в Италии он учился юриспруденции.

В 1514 году Гуттен получил приглашение ко двору майнцского архиепископа Альбрехта. В Майнце Гуттен познакомился с Эразмом Роттердамским. Здесь он написал вторую часть "Писем тёмных людей" с критикой противников Иоганна Рейхлина.

В 1522 году Гуттен стал идейным вождём Рыцарского восстания.

Умер в возрасте 35 лет на Цюрихском озере от осложнений сифилиса.

Творчество и общественная деятельность

Гуттен внёс важный вклад в развитие реформационных настроений в стране, подвергая резким нападкам основные церковные институты, все ступени церковной иерархии, систему эксплуатации Германии папством. Он впервые опубликовал работу Лоренцо Валлы о поддельности так называемого Константинова дара — одной из главных опор папства в его мирских притязаниях. Он с иронией посвятил это издание папе Льву Х. Опираясь на Тацита, Гуттен создал идеальный образ древнегерманского воителя за свободу отечества от Рима — Арминия. Диалог с этим героем был опубликован лишь после кончины Гуттена, но ту же тему освобождения страны от римского засилия Гуттен развивал в других своих диалогах а также в речах, посланиях, стихах, став самым популярным автором в Германии накануне Реформации.

Его высказывание "Веет воздухом свободы" стало девизом Стэнфордского университета.

Гуттен вы­сту­пил гла­ша­та­ем ин­те­ре­сов час­ти ры­цар­ст­ва, ко­то­рое пы­та­лось во гла­ве с Фран­цем фон Зик­кин­ге­ном ук­ре­пить свои по­зи­ции во­енной си­лой (смотри Ры­цар­ское вос­ста­ние 1522-1523 годов). По­сле про­ва­ла вос­ста­ния Гуттен бе­жал в Швей­ца­рию, где вско­ре умер. Его творческое на­сле­дие сыг­ра­ло важ­ную роль в раз­ви­тии немецких национального са­мо­со­зна­ния и куль­ту­ры.

Сочинения:

Opera quae reperiri potuerunt omnia / Ed. E. Böcking. Lipsiae, 1859-1870. Vol. 1–5. Suppl. Vol. 1-2;

В современном гуманитарном познании и в историческом, прежде всего, всё большее значение приобретает изучение идей, мыслительных доминант, ментальных импульсов, подвигающих к действию, эмоционально окрашенных реакций на настоящее, чаще всего оцениваемое критически, и рефлексивных проекций будущего политического устроения, наделяемого более совершенными качествами. Подобный комплекс идей мог никогда и не оформляться в стройные, всесторонне обоснованные теории, масштабные рациональные доктрины, напротив, мог облекаться в мифологическую и метафорическую оболочку, не утрачивая от этого силы в реальности и действенности воздействия на происходящее.

Сегодня становится всё более очевидным, что опрощённые идеи, свободные от чрезмерных усложнённостей, обладают гораздо более значительным влиянием, способны увлечь за собой широкие социальные слои, привести к спонтанному объединению усилий и почти мгновенному изменению общей ситуации в обществе. Подобная детерминирующая общественное развитие роль идей приобретает особую актуальность в современной российской исторической науке, слишком долго развивавшейся в совершенно ином направлении, когда определяющими в истории признавались факторы экономического порядка.

В русле обозначенного меняющегося понимания роли и смысла идей в истории находится и избранная тема политической идеологии Ульриха фон Гуттена. Гуттен, не будучи гуманистом первой величины даже в германских землях, не говоря о Европе XVI в. в целом, как раз представлял собой тот тип интеллектуала, который не замыкался в кругу аристократической исключительности, но стремился размышлять о настоящем для того времени и будущем Германии на языке, понятном большинству своих современников, пользоваться доводами и образами, созвучными настроениям и ожиданиям всего немецкого общества.

В чём-то суждения Гуттена послужили основанием политико-правовых принципов последующей европейской демократии, в чём-то его представления опередили время, определив парадигмы гуманистической культуры, обозначив антитезы универсалистского и националистического сознания (в современном смысловом контексте - глобалистского и антиглобалистского), что придаёт дополнительную актуальность изучению взглядов немецкого мыслителя XVI в.

В настоящее время проявляется возрастающий интерес к другим персоналиям эпохи Возрождения и Реформации, показателем чего является появление новых работ и защиты диссертаций, в частности Н.Ю. Балашовой о Вольфганге Ратке, А.В. Доронина о Иоганне Авентине, О.Э. Новиковой о Юсте Липсии, И.Б. Черниенко об Альбрехте Дюрере и др. Все они имеют значение для историко-сравнительных наблюдений о социально-политических воззрениях той эпохи.

Цель: изучить политическую идеологию Ульриха фон Гуттена.

Задачи: 1) изучить и проанализировать литературу по данной теме.

2) изучить биографию Ульриха фон Гуттена.

3) проанализировать комплекс политических идей Гуттена, и прежде всего его реформаторский проект империи, его произведения

§1. Политические идеи и деятельность Ульриха фон Гуттена.

Ульрих фон Гуттен был одним из первых гуманистов, осознавших необходимость объединения сил оппозиции для решительной борьбы против Рима за независимость Германии и свободное развитие культуры. Вопреки устойчивым предрассудкам своего сословия, он блестяще освоил достижения европейского гуманизма и стал выдающимся мастером сатиры, риторики, политической публицистики, самой светской по своим взглядам фигурой среди гуманистов Германии.

Особенно возмущает его та беззастенчивость, с какой римско-католическая церковь грабит Германию. Гуттен убежден, что и политическая слабость Германии, и страдания народа являются прежде всего результатом коварной политики папского Рима, препятствующего оздоровлению немецкой жизни. Поэтому когда вспыхнула Реформация, Гуттен ее восторженно приветствует. "Во мне ты всегда найдешь приверженца - что бы ни случилось", - писал он в 1529 г. Мартину Лютеру. "Вернем Германии свободу, освободим отечество, так долго терпевшее ярмо угнетения!"

Однако, призывая сбросить "ярмо угнетения", Гуттен имел в виду не только реформу церковную, к которой стремился вождь бюргерской Реформации Мартин Лютер. С Реформацией Гуттен связывал свои надежды на политическое возрождение Германии, которое должно заключаться в укреплении императорской власти за счет власти территориальных князей и возвращении рыцарскому сословию его былого значения. Идея императорской реформы, предложенная Гуттеном, не могла увлечь широкие круги, вовсе не заинтересованные в реставрации рыцарства. Зато как сатирик, язвительный обличитель папистов, Гуттен имел шумный успех.

Ульрих фон Гуттен (Hutten) (21.4. 1488, Штеккельберг, - 29.8.1523, о. Уфенау, Цюрихское озеро), немецкий гуманист, писатель и политический деятель, франконский рыцарь, отчетливо владевший не только пером, но и мечом. Происходя из старинной, но обедневшей рыцарской фамилии, Гуттен вел жизнь независимого литератора. Ему предстояло стать клириком - такова была воля отца. Но Гуттен в 1505 г. бежал из монастыря.

Гуттен внёс важный вклад в развитие реформационных настроений в стране, подвергая резким нападкам основные церковные институты, все ступени церковной иерархии, систему эксплуатации Германии папством. Он впервые опубликовал работу Лоренцо Валлы о поддельности так называемого Константинова дара — одной из главных опор папства в его мирских притязаниях. Он с иронией посвятил это издание папе Льву Х. Опираясь на Тацита, Гуттен создал идеальный образ древнегерманского воителя за свободу отечества от Рима — Арминия. Диалог с этим героем был опубликован лишь после кончины Гуттена, но ту же тему освобождения страны от римского насилия Гуттен развивал в других своих диалогах а также в речах, посланиях, стихах, став самым популярным автором в Германии накануне Реформации.

Если идеи Гуттена — идеи о восстановлении "доброго старого времени" не находили отклика у дворянских, тем более бюргерских читательских масс, то Гуттен как сатирик, памфлетист — враг папского Рима, был весьма популярен.

§ 2. Творческое наследие Ульриха фон Гуттена.

Гуттен рано обнаружил свои гуманистические склонности. В одном из первых своих произведений, в стихотворении "Nemo", он громил схоластическую науку; когда же возгорелась борьба между Рейхлином и обскурантами, Гуттен решительно стал на сторону великого гуманиста, написав в прославление последнего стихотворение "Триумф Капниона" [1517], и принял участие в составлении "Писем темных людей" (Epistolae obscurorum virorum, 1515—1517, см.) главным образом их второй части.

В 1515 герцог Ульрих Вюртембергский убил двоюродного брата публикует против герцога "Речи" и диалог "Phalarismus" [1517], причем в этих произведениях впервые выступает в качестве политического трибуна. В лице герцога Вюртембергского он нападает на княжеский абсолютизм вообще, на политическую форму, развившуюся на почве торгового капитала. В диалоге "О придворной жизни" Гуттен весьма мрачными красками рисует жизнь мелкого тирана и его приближенных.

К 1520—1521 годам относятся самые замечательные произведения Гуттена — его знаменитые сатирические диалоги в стиле Лукиана: "Фортуна", "Лихорадка" I и II, "Вадиск, или римская троица", "Зритель" [1520], "Истребитель булл", "Советчик" I и II, "Разбойники" [1521]. Написанные сперва на латинском, они вскоре были переведены автором на немецкий яз., для того "чтобы они стали доступны и простому человеку". Деятели реформации отнеслись к ним восторженно. Впрочем диалоги не были продиктованы Гуттеном его особой привязанностью к протестантскому движению, которое он расценивал в качестве чисто религиозного. Проблемы веры мало занимали Гуттена, склонявшегося к гуманистической арелигиозности. Главный объект сатиры Гуттена — папский Рим, способствующий капиталистическому перерождению Германии, содействующий усилению княжеского абсолютизма и ослаблению центральной императорской власти, католическое духовенство, развратное, тупое, ожиревшее от безделья. В этих диалогах, проникнутых волнующим сарказмом, Гуттен обнаруживает свой огромный сатирический темперамент. Наиболее значителен диалог "Вадиск, или римская троица". Вадиск, побывавший в Риме, сообщает своему приятелю Эрнгольду: тремя вещами торгуют в Риме — Христом, священническими местами и женщинами. Три вещи в избытке в Риме: проститутки, попы и писцы. Три вещи, напротив, изгнаны из Рима: простота, умеренность и благочестие. Трех вещей желает всякий в Риме: коротких обеден, старого золота и сладострастной жизни. Напротив, о трех вещах там неохотно слушают: о всемирном соборе, о преобразовании духовенства и о том, что немцы начинают умнеть, и т. п. Выслушав рассказ Вадиска, Эрнгольд восклицает: "Теперь я ясно вижу, что Рим — источник всякой заразы, океан всех пороков, клоака всяческого нечестия и что к уничтожению этой заразы должны быть направлены усилия всех честных людей в Германии".

Диалоги "Зритель" и "Разбойники" содержат критику буржуазного строя, враждебного Гуттена, идеологу мелкопоместного дворянства, и апологию феодальной старины. Ростовщики, купцы и юристы стали хозяевами жизни. Германию объяла страсть к наживе. Купцы ввозят в страну экзотические пряности, предметы роскоши, содействуя тем самым распространению изнеженности и порочной жизни. Повсюду торжествуют обман, сладострастие, трусость. Города — очаги заразы. Отвергая настоящее, Гуттен прославляет эпоху натурального хозяйства, когда не знали денег, когда умеренность, храбрость и прямодушие были распространеннейшими добродетелями, когда дворяне были господами в своих замках и потребляли только то, что производилось в их поместьях. Гуттен призывает вернуть это время, восстановить на почве феодального строя единую германскую империю.

Ульрих фон Гуттен — писатель-агитатор. Заставить массы действовать — цель его литературной деятельности. Все произведения Гуттена насыщены страстным ораторским пафосом. Форма, которой он с особым блеском владеет, — речь, инвектива, диалог. Его стихотворение "Новая песня" (Ain new Lied, 1521 г.), которое начинается словами девиза Гуттена: "Я решился…" (Ich habs gewagt mit Sinnen…), — значительное явление в истории ораторской лирики.

К числу лучших созданий Гуттена бесспорно относятся "Латинские диалоги" (1520) и "Новые диалоги" (1521), позднее переведенные им самим на немецкий язык. Подобно Эразму, Гуттен питал пристрастие к разговорным жанрам. Он отлично владел метким, острым словом. Правда, изящества и тонкости у него значительно меньше, зато ему присущ боевой публицистический задор, и подчас в его произведениях звучит громкий голос с трибуны. В диалоге "Лихорадка" Гуттен насмехается над распутной жизнью праздных попов, у которых давно уже нет "ничего общего с Христом". В знаменитом диалоге "Вадиск, или Римская троица", папский Рим изображается вместилищем всяческих мерзостей. При этом Гуттен прибегает к любопытному приему: он разделяет все гнездящиеся в Риме пороки по триадам, как бы переводя христианскую Троицу на язык житейской католической практики. Читатель узнает, что "тремя вещами торгует время: Христом, духовными должностями и женщинами", что "три вещи широко распространены в Риме: наслаждение плотью, пышность нарядов и надменность духа" и т.п. Автор призывает Германию, стонущую под ярмом папистов, "сознать свой позор и с мечом в руке вернуть себе старинную свободу". Лукиановским остроумием пронизан диалог "Наблюдатели", в котором надменный папский легат Каэтан, прибывший в Германию, чтобы "обобрать немцев", отлучает от церкви бога Солнца. Попутно речь идет о неурядицах, ослабляющих Германию, о том, что погоня за всем заморским, обогащая купцов, наносит ущерб старинной немецкой доблести и что только немецкое рыцарское сословие хранит древнюю славу Германии.

В 1519 г. Гуттен подружился с рыцарем Францем фон Зиккингеном, который подобно ему мечтал об имперской реформе. В Зиккингене Гуттен увидел национального вождя, способного силой меча преобразовать немецкий порядок. В диалоге "Булла, или Крушибулл" Гуттен и Франц фон Зиккинген спешат на помощь германской Свободе, над которой привыкла издеваться папская Булла. В конце концов Булла лопается (Bulla - по-латыни пузырь), и из нее вываливаются вероломство, тщеславие, алчность, разбой, лицемерие и прочие зловонные пороки. В диалоге "Разбойники" Франц фон Зиккинген защищает рыцарское сословие от обвинений в разбое, полагая, что это обвинение скорее приложимо купцам, писцам, юристам и, конечно, прежде всего к попам. Но пред лицом испытаний, которые ждут Германию, он призывает купечество забыть о застарелой вражде, разделяющей оба сословия, и заключить союз против общего врага.

Но призывы Гуттена, обращенные к бюргерству, не были услышаны. А когда в 1522 г. ландауский союз рыцарей под предводительством Зиккингена поднял восстание, мятежных рыцарей не поддержали ни горожане, ни крестьяне. Восстание было подавлено. Зиккинген скончался от ран. Гуттену пришлось бежать в Швейцарию, где он вскоре умер. Закатилась самая яркая звезда немецкой гуманистической литературы. В дальнейшем немецкий гуманизм уже не создавал произведений столь же темпераментных, острых и сильных.

Крупнейшей из публикаций сочинений Гуттена конца XIX в. является приложение к книге С. Шаматольского, где он поместил несколько найденных им важных документов, написанных по-немецки, -письма Гуттена, переписку его родных и друзей, речь-инвективу Гуттена против пфальцграфа Людвига и др.

X. Меттке во второй половине XX в. удалось выявить ещё ряд рукописей Гуттена на ранненововерхненемецком языке в библиотеке Иенского университета. Общий объём гуттеновских сочинений, ставших известными к концу XX в. превысил 2000 страниц.

Сочинения Гуттена, важные для исследования политических идей, можно с известной степенью условности разделить на несколько групп.

В целом, анализ произведений показывает значительную сложность интеллектуального наследия Гуттена. Только в последнее время стала

уточняться роль гуманиста в создании тех или иных произведений, стало определяться соавторство и авторство отдельных фрагментов, интерполяций, переводов, переложений из стихотворной формы в прозаическую и обратно; ряд сочинений, считавшихся гуттеновскими, оказались лишь испытавшими его интеллектуальное влияние, другие же сочинения, приписывавшиеся различным современникам Гуттена, получили новую атрибуцию. Кроме того, содержание этого наследия изучалось далеко не равномерно: больше было достигнуто в исследовании литературоведческого и лингвистического аспектов. Что же касается политических воззрений немецкого гуманиста, то они оказались изученными в значительно меньшей степени; из всего их многообразия историки были более чувствительны к тем идеям Гуттена, которые были созвучны времени их собственной деятельности. Так, просветители, рецепиировали идеи свободного, безрелигиозного образования, позитивисты - идеи преодоления раздробленности и объединения Германии, националисты - идеи великой немецкой нации и фюрерства и т.д.

Вопреки устойчивым предрассудкам своего сословия, он блестяще освоил достижения европейского гуманизма и стал выдающимся мастером сатиры, риторики, политической публицистики, самой светской по своим взглядам фигурой среда гуманистов Германии. Политические и культурные интересы доминировали в его творчестве.

Не отказываясь от дворянской гордости своей родословной, он разделял гуманистические представления о роли личных заслуг человека в обретении подлинного благородства. Как писатель Гуттен был одним из остроумнейших авторов своего времени. Он умел мастерски сочетать гневные обличения с пафосом утверждения гуманистических идеалов.

Таким образом, Гуттен являясь одним из выдающихся гуманистом, политическим деятелем своего времени внес важный вклад в развитие реформационных настроений в стране, выступавший за единое немецкое централизованное государство, независимое от Римской церкви. Хотя его выступления не были признана среди дворянства, но как сатирик и памфлетист он был весьма популярен.

Список использованной литературы.

1. Ауганбаев М.А. Ульрих фон Гуттен и Иоганн Агрикола о деятелях гуситского движения // Культура Возрождения XVI в. М.:Наука, 1997. С. 73-82.

2. Балт T.B. Ульрих фон Гуттен и Мартин Буцер // Культура Возрождения XVI в. М.:Наука, 1997. С. 61-73.

3. Балашова Н.Ю. Общественно-политические и педагогические взгляды немецкого реформатора образования Вольфганга Ратке (1571-1635): Автореф. дисс. . к.и.н. М.:ГУГН, 2003. 17 с;

4. Володарский В.М. Гуманистические взгляды Ульриха фон Гуттена // Средние века. М., 1963. Вып. 24. С. 160-184;

5. Володарский В.М. Социально-политические взгляды Ульриха фон Гуттена // Средние века. М., 1964. Вып. 26. С.54-80.

6. Гончарова В.И. Ульрих фон Гуттен об имперской политике в Италии // Культура Возрождения XVI в. М.:Наука, 1997. С. 51-61.

7. Котельникова Т.М. Тема Фортуны у Ульриха фон Гуттена и в немецкой изобразительной традиции //Культура Возрождения XVI в. М.:Наука, 1997. С. 92-117.

8. Малаховская М.Л. Прижизненные издания Ульриха фон Гуттена в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург) // Культура Возрождения XVI в. М.:Наука, 1997. С. 82-92.


Содержание

Биография

Творчество и общественная деятельность

Гуттен внёс важный вклад в развитие реформационных настроений в стране, подвергая резким нападкам основные церковные институты, все ступени церковной иерархии, систему эксплуатации Германии папством. Он впервые опубликовал работу Лоренцо Валлы о поддельности так называемого Константинова дара — одной из главных опор папства в его мирских притязаниях. Он с иронией посвятил это издание папе Льву Х. Опираясь на Тацита, Гуттен создал идеальный образ древнегерманского воителя за свободу отечества от Рима — Арминия. Диалог с этим героем был опубликован лишь после кончины Гуттена, но ту же тему освобождения страны от римского засилия Гуттен развивал в других своих диалогах а также в речах, посланиях, стихах, став самым популярным автором в Германии накануне Реформации.

Читайте также: