В потоке истории назарбаев краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Пожалуй, трудно найти сегодня человека, которого не волновали бы прошлое, настоящее и будущее нации, государства. История казахского народа уникальна как по эволюционному развитию, так и по содержанию. Она насыщена величайшими испытаниями на проверку качества, стойкости, мужества и достоинства казахов. Не раз мы оказывались на грани полного исчезновения, но всегда находили в себе силы для возрождения. История помнит о том, как казахи, подобно птице Феникс, вновь возрождались из небытия и начинали свое движение в великом караване мировой цивилизации.

Глубоко ошибочно утверждение, что независимость казахам досталась как подарок судьбы. Подобные суждения далеки от истины и происходят толи от незнания, то ли от лукавого. О национальном самоутверждении мечтали многие поколения наших предков, жертвуя собой во имя этой высокой цели — национальной независимости. Во имя свободы сложили головы выдающиеся личности казахского народа, олицетворявшие собой духовный образ нации. Подобные потери невосполнимы. Поэтому на каждом историческом этапе нашему народу приходилось начинать все сначала.

В эпоху идеологического диктата история казахского народа рассматривалась усеченно, однобоко, в угоду правящему режиму. Многие аспекты упомянутых процессов, их подлинные причины и мотивы малоизвестны нашему обществу. И только государственная независимость, объявленная в декабре 1991 года, предоставила возможность приступить к объективному осмыслению пройденного исторического пути.

И вот мы обрели, наконец, духовную свободу. Свободу осмысления и переоценки подлинных ценностей. Право говорить о подлинных интересах нашего народа, казахской нации. В числе важнейших приоритетов оказались проблемы соотечественников, проживающих за пределами Казахстана.

Сейчас в более чем 30-ти странах мира проживает почти 5,5 миллиона казахов. Наиболее крупные диаспоры находятся в Китае — 1,3 миллиона, в России — более одного миллиона и в Узбекистане около одного миллиона.

Их историческая Родина, земля предков — современный Казахстан. Вопреки скептическим прогнозам Казахстан состоялся как государство и за короткий срок стал достойным членом международного сообщества. И потомки тех казахов потянулись на историческую родину…

ЛИЦА — РАЗНЫЕ, СУДЬБА — ОДНА

На протяжении нескольких веков территория Казахстана была приютом для депортированных народов, казахи радушно встречали их, делились последним куском хлеба. Только в период Великой Отечественной войны в Казахстан было депортировано более 1,5 млн. человек из России, с Кавказа, Украины, Белоруссии. Казахстан стал многонациональным государством. Конституция РК гарантирует равноправие всех граждан независимо от их национальной принадлежности и религиозных убеждений. У нас объявлена полная свобода вероисповедания, не допускается дискриминация по национальным или расовым признакам, а также из-за незнания государственного языка. Казахстан недаром называют островком благополучия в СНГ, здесь удалось сохранить межнациональное согласие и политическую стабильность. Мы избежали конфликтов на национальной почве, сотрясающих всю планету. Пожалуй, в этом сыграла свою роль особая ментальность казахского народа. Казахи — открыты и гостеприимны, они с чистым сердцем открывают двери своего дома всем, кто прибыл к ним с добрым намерением. Казахи — толерантны. И демонстрируя такие качества по отношению к своим друзьям, соседям, гостям, мы вправе ожидать от них такого же ответа.

ЗЕМЛЯ РОДНАЯ, БУДЬ БЛАГОСЛОВЕННА!

После распада СССР на всей его территории, особенно в первые годы, оживились миграционные процессы. Причины известны: люди наконец-то получили возможность сами выбирать, где им жить. Кроме того, многие искали в дальних краях лучшей доли. Из Казахстана первыми стали уезжать немцы, русские и другие, что объективно повлияло на снижение численности населения. Большинство мигрантов возвращалось на свою историческую Родину. Такое же желание появилось у казахов, проживающих в других странах.

Когда после десятилетий запрета родная земля позвала своих, разбросанных по всему миру, детей домой, они не заставили себя ждать. Невозможно было равнодушно наблюдать за трогательными встречами соотечественников. В один момент люди выплеснули на поверхность чувства, глубоко затаившиеся под прессом долгих лет унижений. Казахи, возвращавшиеся целыми кланами из Турции, Германии, Англии, Ирана и других стран, едва сойдя с трапа самолета, не сдерживая слез, в первую очередь, преклоняли колени и целовали родную землю.

Впервые казахи, проживающие за рубежом, увидели своими глазами историческую Родину, о которой им так много рассказывали аксакалы рода, а их соотечественники в Казахстане ощутили подлинное родство с единокровниками. Теперь уже никто не боялся преследований, и многие семьи воссоединились.

Президент возрожденного Казахстана Н.Назарбаев с первого дня обретения независимости подчеркивал необходимость единства и согласия во имя укрепления нашего государства. Тем, кто принял решение вернуться на родину, в Казахстане созданы необходимые условия: возможности для обустройства, учебы, работы… Однако нужен строгий контроль за действиями чиновников, занимающихся проблемами оралманов. К сожалению, некоторые из них до сих пор не поняли, какая ответственная задача стоит перед ними. Нет-нет да проявятся факты некорректного отношения к оралманам, превышения служебных полномочий. Другой вопрос — материальное обеспечение мероприятий, связанных с возвращением соотечественников в Казахстан. Ежегодно выделяемые государством квоты не в состоянии удовлетворить потребности всех желающих вернуться. Государство может взять на себя обеспечение лишь части оралманов. Остальные имеют полное право переехать в Казахстан в любое время, если им позволяют собственные средства. Подобных случаев предостаточно, и я думаю, что наши соотечественники, проживающие в других странах, должны с пониманием отнестись к такой возможности, не уповая лишь на помощь государства. Там, где дело касается патриотических чувств, не должно быть места потребительскому отношению к Родине.

ГРАНИЦЫ ЗЕМЛИ РОДНОЙ

Одна из самых крупных казахских диаспор за рубежом находится в Китае, где проживает более 1,3 миллиона казахов. История казахов в Китае весьма драматична. Она связана с исключительно противоречивой историей Восточного Туркестана и юго-восточных границ Казахстана. Соглашение о границе между царской Россией и Цинским двором в 1882 году и проведение новой линии границы в 1884-85 годах стало настоящей трагедией для казахов. Как известно, тогда казахскую землю, ничтоже сумняшеся, поделили между собой две мощные империи, в результате чего исконные земли наших предков отошли китайской стороне. Так надвое был поделен красивый Алтай, переданы китайцам Или-Казахская автономная область и г.Кульджа. Это разделение вызвало огромный поток беженцев. Привожу эту историческую деталь для того, чтобы наши современники лучше представляли себе значение сегодняшних пограничных соглашений. В прошлом мы не могли участвовать в таких судьбоносных переговорах, т.к. у нас не было собственного государства. И сегодня потребовались огромные усилия, десятки переговоров на различных уровнях, дипломатическое искусство, а также политическая воля и упорство главы нашего государства, чтобы достичь приемлемых для нас условий делимитации границ с Китаем и Россией. Это на самом деле большая историческая заслуга первого Президента страны Нурсултана Назарбаева.

Благодаря потеплению отношений между Казахстаном и Китаем значительно улучшилось и положение казахов в Китае. По опыту знаю, что казахи в Китае по своему менталитету заметно отличаются от наших соотечественников в других странах. Они, как и китайцы, чрезвычайно трудолюбивы, менее прихотливы в быту, зато более предприимчивы, отличаются собранностью и организованностью, быстро адаптируются в любой среде. Активно участвуют в преобразованиях Китая. Многие из них, особенно молодежь и интеллигенция, мечтают жить в Казахстане. Но есть и такие, кто не особо спешит на историческую родину. Они, в принципе, неплохо устроились там. Некоторые даже уверены, что это именно они живут на земле предков. С этим тоже нельзя не считаться.

В АТМОСФЕРЕ ДРУЖБЫ

Казахстан стал родиной для многих людей разных национальностей. Конституция обеспечивает и сохраняет права всех граждан в равной степени независимо от их национальной принадлежности и религиозных убеждений. Благодаря царящей в стране удивительной атмосфере дружбы, взаимопонимания и сплоченности Казахстан смог добиться впечатляющих успехов в ходе экономических реформ. Мы первыми вышли из постперестроечной депрессии, первыми провели экономические реформы, и результаты, как говорится, налицо.

Темпы ежегодного экономического роста сейчас стабильно составляют 9-10 процентов, соответственно растет объем внутреннего валового продукта на душу населения. Средняя заработная плата превысила 250 долларов, зарплата бюджетников возросла по сравнению с 2000 годом почти вдвое. Увеличивается размер пенсии, растут различные виды пособий для детей, малоимущих семей. Сокращается безработица. Из года в год увеличивается финансирование здравоохранения, образования, науки и культуры.

Казахстан -многонациональная страна. Именно здесь представители коренной национальности должны проявить свои лучшие качества. Казахи от природы талантливы, но нам же присущи такие пороки как лень, бюрократизм, медлительность в решении важных вопросов. Уверен, что поколение будущих казахов будет лучше. Во имя этого живем, творим.

Что происходит в Казахстане и мире? Объясняем на нашем YouTube-канале и в наших сообществах на Facebook. Подпишись, чтобы узнавать обо всём самым первым!

Глава государства пристальное внимание уделяет вопросам национального самосознания и идентичности народа, отмечает профессор.

В книге представлены Послания, выступления, доклады Главы государства об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Казахстан, о реализации долгосрочной стратегии Независимости. По сути, в ней показаны важнейшие этапы становления страны. По этой книге Президента можно проследить в деталях весь путь развития независимого Казахстана.

За годы Независимости молодое государство в самом сердце Евразии решительно выбралось из исторического небытия. Затем Казахстан стремительно ворвался в число наиболее динамично развивающихся стран планеты. С точки зрения мировой истории двадцать пять лет - всего лишь краткий миг, пишет Нурсултан Назарбаев. Но для молодого государства - это пора совершеннолетия, время подведения главных итогов своего национального государственного проекта.

Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира.

В статье поставлены актуальные проблемы модернизации общественного сознания, в решении которых весомым должен быть вклад исторической науки, выделяющейся своей пропагандистско-идеологической направленностью.

Важным условием успеха модернизации выступает вопрос сохранения культурного наследия казахского народа, генетического кода нации.

Шесть направлений модернизации общественного сознания.

В своей статье Президент определил шесть четких направлений модернизации общественного сознания.

Прагматизм и реализм. Для нации, указывается в статье, важна ориентация на достижение конкретных целей с четким расчетом своих возможностей как человеком, так и нацией в целом. Прагматизм и реализм – вот лозунг ближайших десятилетий. Кроме того, прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности и рациональности, культура достатка, а не роскоши.

Первое. Никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры и идентичности. Второе. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации.

Культ знания. По убеждению Главы государства, каждый казахстанец должен понимать: образование – самый фундаментальный фактор успеха. И если в системе ценностей и приоритетов молодежи образованность станет первым номером, то нацию ждет успех. Почему вопрос стоит ребром? Дело в том, что в результате технологической революции уже в ближайшие десятилетия половина профессий исчезнет. Выиграет тот, кто сможет адаптироваться. Именно для этого и необходимо образование.


Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации.

-->


История казахского народа уникальна как по эволюционному развитию, так и по содержанию. Она насыщена величайшими испытаниями на проверку качества, стойкости, мужества и достоинства казахов. Не раз мы оказывались на грани полного исчезновения, но всегда находили в себе силы для возрождения. История помнит о том, как казахи, подобно птице Феникс, вновь возрождались из небытия и начинали свое движение в великом караване мировой цивилизации. 1. Сохранить свое национальное "Я" 2. Казахская Степь - часть Великого Тюркского Эля 3. Культурная перспектива 4. Наследие "Алаша" и современность 5. О национальной идентичности 6. Тоталитарное и национальное 7. Независимые государства Центральной Азии и уроки истории 8. Кольца истории и национальная память

При изучении истории Казахстана возникает немало проблем, но главная в том, что нет целостного восприятия всей картины исторического прошлого древней казахстанской земли, взаимосвязи между отдельными историческими этапами. Поэтому пока не удалось в полной мере задействовать мощнейший потенциал исторических знаний в целях патриотического воспитания молодых казахстанцев. Воспитательная сила истории оказалась как бы вне пределов досягаемости учителя-историка, что ведет к формальному преподаванию предмета, превращает его лишь в набор исторических фактов и занимательных рассказов. Это обусловливает и легковесное отношение учащихся к предмету. Внимательное прочтение книги дает, на мой взгляд, точное объяснение причин сложившейся практики обучения. “Тоталитаризм, - как справедливо отмечает в своей книге Н. А. Назарбаев, - противопоставил всей толще национальной истории удивительно коварный ход - разломать единый живой поток национального прошлого на борьбу классов. Этот перенос картины сформировавшегося классового общества индустриального типа на казахское общество одним неуловимым движением превратил казахов в бледную копию неведомых и совершенно иных по природе процессов. Между тем реальная казахская история далека от рецептов и методологических ключей классового анализа”. Прежняя схема преподавания истории не могла вместить в себя всю систему общественных отношений казахов. Исключительно как негативное явление трактовалась роль ханской власти. До сих пор имеет последствия “простенькая и убийственно эффективная” мысль, внедренная тоталитаризмом в массовое сознание казахов о сплошной продажности и ничтожности казахской элиты. “Возникающее зачастую непонимание сложности современного этапа истории, - пишет далее Н. А. Назарбаев, - это ведь легко проглядывающееся наследие прошлого, когда все, что делается наверху, заранее предается анафеме”. Другой причиной неудовлетворительного состояния преподавания истории Казахстана я бы назвал инерцию подачи исторических событий прошлого исключительно с позиций евроцентризма. Актуальными представляются строки из книги: “Нам, потомкам великих народов древности, нельзя пользоваться чужими суррогатами, настало время непредвзято взглянуть на свое прошлое, настоящее и будущее”. К сожалению, мы до сих пор закладываем в головы наших подростков достаточно примитивный взгляд на историю кочевых цивилизаций прошлого, отрицающий их сколько-нибудь весомый вклад в развитие мировой цивилизации. В книге приводятся слова Жоржа Фрадье, саркастически описавшего существующее в европейской исторической науке непонимание роли восточных цивилизаций: “А история восточных народов? Западные учебники уделяли ей внимание только в связи с историей Запада. Арабы, например, появились на страницах учебников истории лишь для того, чтобы захватить Испанию и сражаться с крестоносцами в Палестине, после чего покидали историческую арену и как бы растворялись в небытии. Индия выходила из сказочного легендарного мрака бесконечной ночи, чтобы подвергнуться в XVI-XVIII веках экспансии со стороны торговых компаний. Китай вырвался из печальной обособленности лишь для того, чтобы встретить “цивилизаторов” времен опиумной войны. ”. Автор книги продолжает это сравнение: “. Азия якобы только тем и занималась, что порождала через определенные промежутки времени полчища варваров на лошадях, которые разрушали культурные достижения Европы, а затем растворялись во мраке истории. А кочевые народы будто бы только затем и появились, чтобы доказать тупиковость этого типа хозяйствования и уступить место цивилизованным народам”. Увы, именно они живучи и по сей день на уроках, лекциях и семинарах. Естественно, что сохранение такого подхода не способствует улучшению преподавания исторических дисциплин в школе и вузе, а задача превратить каждый урок истории в действенный акт патриотического воспитания оказывается в этом случае невыполнимой. Критическое осмысление собственной профессиональной деятельности после прочтения книги заставляет задуматься и над следующей очень важной проблемой. Современное обучение истории пока слабо воздействует на формирование историчности сознания молодых людей. Н.А. Назарбаев пишет о том, что историчность всегда была важной чертой казахского сознания. “Распространенность исторических знаний среди народа была невероятно высокой. Даже сегодня при наличии развитой системы образовательных институтов трудно говорить о таком уровне историчности массового сознания”. Книга Н.А. Назарбаева объективно направлена на возрождение историчности массового сознания, причем не только казахов, но и всего многонационального населения Казахстана. Думаю, нет необходимости доказывать своевременность постановки вопроса о возрождении историчности сознания казахстанцев. Обучение истории немыслимо без обращения к основным вехам становления духовности на территории нашей страны. Автор книги акцентирует на этом внимание читателя. “Если мы хотим быть государством и строить нашу государственность надолго, то важно понять истоки духовности народа”, - пишет он. Анализируя развитие духовной культуры на территории Казахстана, он выделяет двенадцать ее этапов. Каждый из них имеет огромное значение для раскрытия культурного потенциала казахского народа, важнейших исторических событий прошлого, выбора будущего вектора развития. Книга “В потоке истории” - это серьезный научный труд, основанный на серьезнейшей проработке колоссального массива исторических источников и литературы по истории Казахстана. В то же время она написана простым, живым языком, что делает ее доступной для огромного круга читателей. Примечательно, что она увидела свет в период подведения итогов Года народного единства и национальной истории, в ходе которого историческая наука в Казахстане сделала стремительный шаг вперед. Велико значение книги как важного методического труда для педагогов-историков, заставляющего задуматься над проблемами современного преподавания истории нашей Родины и усовершенствования своих профессиональных навыков. О значении истории лучше самого автора, пожалуй, не скажешь: “История оставила нам непростое наследство. А времени для точного и быстрого ответа на новые вопросы остается все меньше. Понимание своего места в истории, гордость предками не в масштабах родовой кочки, а в общенациональном смысле, осознание колоссального значения казахов и их предков в истории огромной Евразии, освобожденное от унижающих человеческое достоинство ярлыков и стереотипов, - это мощный и абсолютно современный способ национальной консолидации”.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image




Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали. © Конфуций ==> читать все изречения.

Читайте также: