В перечень профессий на которые ориентируют учащихся школы слепых и слабовидящих входят

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Осинцева Снежана Ариевна

для слепых и слабовидящих детей

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО

СОЦИАЛИЗАЦИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

В образовательном учреждении сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется как через урочную, так и внеурочную организацию деятельности.

В выпускных классах при прохождении МСЭ с выпускниками индивидуально работает психолог. В итоге учащийся получает перечень профессий, которые являются предпочтительными исходя из его личностных особенностей, с учетом оценки состояния здоровья.

Вместе с тем, несмотря на сложившуюся систему, имеются определенные трудности, связанные в первую очередь с узким выбором специальных учреждений для слепых учащихся. В последнее время в стране открываются отделения при Сузах, ВУЗах для слепых обучающихся, но это незначительное количество и направления невелико. Закрыто УПП в г. Ялуторовске, в Тюмени число мест ограничено.

В качестве основных проблем в организации эффективной профориентационной работы следует выделить следующие:

-Отсутствие информации о кадровой потребности на предприятиях и учреждениях города Ялуторовска, Тюменской области, тем более для слепых и слабовидящих обучающихся. Отсутствие заинтересованности со стороны работодателей в организации профориентационной работы с учащимися.

-Слабое взаимодействие школ с учреждениями профессионального образования в плане реализации профориентационных программ.

-Слабое вовлечение в профориентационную деятельность родителей учащихся.

-Отсутствие наработанной системы отслеживания эффективности и результативности реализации программ по профориентации подростков.

В связи с этим назрела необходимость решения актуальной проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в современных социокультурных условиях.

В школе-интернате была создана комплексная программа, которая реализуется в рамках комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения и предполагает взаимодействие учеников, педагогов, родителей, специалистов ведомств.

Цель: создание оптимальных условий для самоопределения и социализации учащихся посредством предоставления широкого спектра образовательных и психолого-медико-педагогических услуг.

1.Формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества. (1-4 кл)

2.Развивать интерес к будущей профессии. (1-4 кл)

3.Формировать осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. (5-8 кл)

4. Формировать представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии; умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. (9-10кл)

5. Формировать профессионально важные качества в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; познакомить со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии. (11-12кл)

Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит от качества работы по каждому из следующих направлений:

1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.

2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

3. Профессиональная консультация, направленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

4. Определение профессиональной пригодности учащихся по выбранной ими профессии для выявления наибольшей вероятности успешного её освоения и выполнения, связанных с ней трудовых функций.

5. Социально-трудовая адаптация учащихся.

6. Раннее профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся позитивного отношения к труду, чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства;

7. Внедрение инновационных методов и технологий в профессиональное воспитание.

3. Основные группы профориентационных методов для использования в образовательном учреждении.

Методы профориентации: информационно-справочные, диагностические, тренинговые и консультационные.

Результатом профориентационной работы являются осознанный выбор выпускниками дальнейшего самостоятельного пути. И хоть путь этот бывает нелегким, они радуют нас своими успехами, настойчивостью в достижении цели что подтверждается мониторингом трудоустройства выпускников в соответствии с данными диагностического обследования и рекомендаций МСЭ.

За семидесятилетнюю свою деятельность школа дала путевку в жизнь более тысячи воспитанникам. Они выбирают разные дороги. Большинство из них стали прекрасными рабочими предприятий УПП ВОС, специалистами различных профессий, руководителями предприятий и организаций, преподавателями и учеными, музыкантами и композиторами, профессиональными спортсменами, массажистами высокого класса. Мы гордимся тем, что в каждого из них вложена частица нашего труда.

Список литературы

1.Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке. Лекция 6: "Анатомия" профессии: схема описания профессии / И. Загашев // Библиотека в шк.: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2005.- № 22 / 16-30 нояб.- С. 41-46.

2.Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школе. Лекция 8: Портфолио будущего профессионала / И. Загашев // Библиотека в шк.: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2005.- № 24 / 16-31 дек.- С. 35-42.

3. Казарова, Е. Проблема выбора: программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся / Е. Казарова // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 2.- С. 17-23.

4. Резапкина, Г. Словарь профессий / Г. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 5.- С. 25-32.

5.Резапкина, Г. Уроки самоопределения (5-7 кл): профориентационные занятия в 5-7 классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.).- 2008.- № 22.- С.41-46

Слепой человек в силу своих физических особенностей ограничен в выборе профессии и рода занятий. Например, при слепоте невозможно работать в полиции, шахте, управлять автомобилем или самолетом. И все же есть достаточное количество профессий, где незрячий человек может найти себя и реализовать свои способности.

лепка из глины

Профессиональные возможности незрячих зависят не только от их предпочтений, но и от образования. Если инвалид по зрению окончил университет по юридической, педагогической специальности, то он сможет работать в соответствующей области. Для тех инвалидов, кто не имеет специального образования, подойдет простая работа на заводе, например, по сборке деталей.
Рассмотрим несколько профессий, которые популярны среди незрячих.

Массажист

Музыкант

Известно, что отсутствие зрения обостряет не только осязание, но и слух. Поэтому среди слепых людей немало талантливых музыкантов. Некоторые из них стали знаменитыми на весь мир. Стоит вспомнить только Стиви Уандера, Рэя Чарльза.
Незрячий человек с хорошим слухом и голосом, музыкальным образованием может найти свое призвание как певец, композитор, исполнитель или педагог по музыке.

Программист

незрячий программист

Сегодня особенно популярны профессии в сфере информационных и компьютерных технологий. Существует огромное количество приспособлений, которые позволяют слепым и слабовидящим использовать компьютер наравне со зрячими людьми. А это значит, что слепой может стать программистом, тестировщиком, системным администратором и другим специалистом в сфере IT. Огромное преимущество таких специальностей в том, что работать можно удаленно из дома. Это упрощает слепому человеку жизнь и повышает шансы найти работу, например, в другом городе или даже стране.

Ручной труд

Люди с нарушениями зрения могут профессионально заниматься рукоделием: делать предметы интерьера, покрывала в технике макраме, вязать на заказ, плести корзины из лозы. Вариантов рукоделия очень много, достаточно выбрать тот, который нравится. Также ручной труд предполагает возможность собирать детали или выполнять другую кропотливую и монотонную работу на предприятиях.

Учитель

Нередко в спецшколах для детей с нарушениями зрения работают учителя с аналогичными проблемами. Они лучше зрячих педагогов понимают проблемы своих учеников, на собственном опыте знают, какие техники обучения будут наиболее эффективными для особенных детей. Однако, чтобы работать учителем, придется получить соответствующее образование.

Специалистами разработаны принципы рационального и качественного трудоустройства инвалидов по зрению на основе учета медицинских показаний и противопоказаний.

Специальная профприентационная карточка содержит данные медицинского и психолого-педагогического изучения школьников, что содействует оказанию им правильной консультативной профориентационной помощи.

Слепые и слабовидящие выпускники специальных школ получить начальное, среднее и высшее профессиональное образование. В соответствующие учебные заведение они принимаются на общих основаниях при отсутствии противопоказаний.

В Российской Федерации существует специальное училище для подготовки слепых массажистов (Кисловодск), а также музыкальное училище (Курск). Незрячие и слабовидящие могут обучаться по специальностям:

библиотечное дело, культурно-просветительская работа, правоведение, родной язык и литература, история, философия, экономика, математика, народные инструменты, пение, фортепиано, музыковедение и др.

2. Лица с нарушенным зрением осуществляют свою трудовую деятельность в самых разных сферах, в частности на промышленных предприятиях Всероссийского общества слепых (механосборочные, радио- и электромонтажные работы). Среди незрячих много рационализаторов и изобретателей. Лица, имеющие остаточное зрение, заняты в сельскохозяйственном производстве: они работают пчеловодами, садоводами, агрономами и т. д.

Немало преподавателей средних и высших специальных заведений, общественных деятелей, организаторов производства имеют нарушенное зрение и прекрасно справляются с работой.

Известны имена многих выдающихся философов, деятелей науки, которые были незрячими: философы Демокрит: математики Дидим, Н. Саунлерсон, Д. Гофф; историки Ауфидий, О. Тьерри, В. Пресскот; энтомолог Ф. Губер; гифло-лог Л. Брайль и др.

Данный список можно продолжить именами советских ученых: Л.С. Понтрягин, В.В. Тихомиров, И.С. Лапенко, Б.И. Коваленко и др.

Автор слов знаменитого "Вечернего звона" — слепой русский поэт Иван Козлов.

Николай Островский, ослепший в молодости, написал роман "Как закалялась сталь", главный герой которого — Павка Корчагин - был примером для нескольких поколений советских людей.

Среди слепых много замечательных композиторов и музыкантов. Высшей награды Франции — ордена Почетного легиона -удостоился настройщик музыкальных инструментов К. Монталь, который ослеп в 6-летнем возрасте.

Вызывает восхищение талант слепых скульпторов и резчик по дереву, таких, как Л. Видаль, Л. По, М.Р. Макаров.

Каким профессиям обучаются слепые?

Основные профессии, которым обучаются слепые это: массажисты, музыканты, юристы, программисты, психологи, педагоги, реабилитологи, культурологи и пожалуй все.

Сам же я программист, а моя любимая юрист.

Где работают слепые?

Хорошо, вложив не мало усилий на обучение, куда же идти работать?

Сложность при трудоустройстве инвалидов это тема для отдельной публикации, но пока предположим, что слепому повезло с работодателем, и так и он стал сотрудником некой компании.

Редкий случай, когда удается устроиться на хлебное место, в основном это государственные учреждения: поликлиники, школы, университеты, реабилитационные центры, организации работы с инвалидами, благотворительные фонды и организации, деятельность которых, как либо связана с инвалидами, будь то разработка программно-технических средств или организация досуга.

Не смотря на относительно не высокие зарплаты, в свете последних событий работа в государственной конторе даже лучше, так как обеспечивает некоторую финансовую стабильность, в отличии от частных компаний.

Если потребовалась подработка?

Зрячий человек может пойти в такси, курьеры или еще куда то. С нами все сложнее.

Этим компаниям респект!

Так же мы можем работать: операторами кол-центров, раздавать листовки, журналистами, копирайтерами в общем то выполнять любую работу за компьютером.

Как видно, хоть и возможностей мало, но они есть!

Все было бы хорошо, если бы человек с инвалидностью оценивался по знаниям, а не по предрассудкам, стереотипам и всему тому, что свойственно прямоходящим!

Читайте также: