В одном из школьных учебников описан опыт в котором растение ставится под колпак

Обновлено: 05.07.2024

Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 6 класс>>Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода

§ 26. Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода'

'Крахмал в листьях зеленых растений образуется только на свету. Из каких веществ образуется сахар и из него — крахмал? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем следующий опыт. Поставим цветочный горшок с примулой на кусок стекла под стеклянный колпак на свет. Края колпака смажем вазелином. Рядом с примулой под колпак поставим стакан с раствором едкой щелочи.

Вскоре под колпаком углекислого газа не останется: он будет поглощен едкой щелочью. Воздух, содержащий углекислый газ, проникнуть под колпак не может, так как края его смазаны вазелином и плотно прижаты к стеклу.

Через двое суток снимем колпак с растения, срежем один лист и проверим, образовался ли в его клетках крахмал. При обработке иодом лист не посинеет. Значит, крахмала в листе нет. Следовательно, крахмал образуется в листьях только тогда, когда воздух, окружающий растение, содержит углекислый газ.

Органическое вещество сахар образуется в зеленых частях растения, в первую очередь в листьях, только на свету. Он появляется в хлоропластах, то есть в пластидах с хлорофиллом, если в воздухе, окружающем зеленые растения, присутствует углекислый газ. Для образования сахара нужны углекислый газ, поступающий через устьица, и вода, которую поглощают корни из почвы; затем сахар превращается в крахмал.

Проведем еще один опыт. В большую стеклянную банку опустим стакан с водой, в которую поставлены веточки с зелеными листьями какого-нибудь растения.

Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода

Стакан с ветками можно заменить небольшим комнатным растением в цветочном горшке. Банку плотно закроем пробкой с вставленной в нее стеклянной трубкой. Через трубку наполним банку углекислым газом. Трубку тоже закроем пробкой. Углекислый газ опустится на дно банки, вытеснив более легкий воздух. Чтобы убедиться в этом, откроем банку и быстро опустим в нее горящую лучинку. Углекислый газ не поддерживает горения. Если лучинка погаснет, опыт можно проводить. Снова плотно закроем банку и выставим ее на яркий свет.

Передвижение веществ в растении



Через сутки откроем банку и снова опустим в нее горящую лучинку. Лучинка не гаснет, как прежде, а продолжает ярко гореть. Значит, углекислого газа в банке не стало, а появился какой-то другой газ, поддерживающий горение. Поддерживает горение только кислород. Зеленые листья растения поглотили углекислый газ и выделили кислород.

Если банку с зеленым растением поставить не на свет, а в темный шкаф, опущенная в нее горящая лучинка потухнет, как и раньше. Это подтверждает, что зеленые листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород только на свету 51 .Сахар в темноте не образуется, поэтому и углекислый газ в темноте растением не поглощается.

Таким образом, зеленое растение само создает органические вещества (в первую очередь сахар) из неорганических (углекислого газа и воды), выделяя при этом кислород и используя энергию солнечных лучей. Значит, зеленое растение не нуждается в получении органических веществ из окружающей среды.

Как же крахмал из листьев попадает в другие органы растений, если он в воде нерастворим?

Под действием особых веществ крахмал снова превращается в сахар и оттекает из листьев в другие органы. Там сахар может вновь превратиться в крахмал 52 .

1. Из каких веществ образуется сахар в зеленых листьях растений?

2. Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают угпекислый газ и выделяют кислород?
3. Выделяют ли кислород водные растения?

Корчагина В. А., Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6 кл. сред. шк. — 24-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 256 с.:ил.


Видео по биологии скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Чтобы в листе образовался крахмал, необходимо сочетание нескольких условий: достаточное количество света, воды и углекислого газа.

№ 2. Какой опыт можно провести, чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет?

Для опыта можно взять фиалку. На один листик растения нанесем трафарет или положим просто кусочек бумаги и выставим на свет, например, на подоконник или хорошо освещённую дневным светом полку. Через несколько дней уберем трафарет или кусочек бумаги, срежем экспериментальный листочек и капнем несколько капель йода на него. Участки, которые освещались, приобретут фиолетовый цвет, что говорит о том, что там образовывался крахмал.

№ 3. Почему раствор йода не окрашивает в синий цвет белую каёмку листа герани окаймлённой?

Потому что йод способен окрасить в синий цвет крахмал, который содержится в клетках с зелёным пигментом - хлорофиллом. В белой каёмке листа герани окаймлённой этот пигмент отсутствует.

№ 4. Из каких веществ образуется сахар в зелёных листьях растений?

Из воды и углекислого газа.

№ 5. Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород?

Можно провести такой опыт в темноте с зажженной свечой. Для этого под огнеупорную стеклянную емкость поставить растение и свечу. При свете дня свеча будет гореть долгое время, потому что от фотосинтезирующего растения есть доступ кислорода. В темноте свеча погаснет быстрее, потому что в таких условиях растение не будет выделять кислород, а только углекислый газ.

Стр. 91

№ 1. Можно ли утверждать, что строение листа приспособлено к осуществлению фотосинтеза?

Да, лист полностью приспособлен к поглощению солнечного света, воды. Его площадь позволяет улавливать больше света, ведь листовая пластина располагается под прямым углом, а хлоропласты, которые отвечают за максимальное улавливание света, сосредоточены на ее верхней поверхности. Наличие устьиц, открывание которых регулируют замыкающие клетки, обеспечивает газообмен растения.

№ 2. Как вы думаете, выделяют ли кислород водные растения?

Я думаю, что водные растения тоже выделяют кислород, который поступает в воду и используется для дыхания всеми обитателями водоемов.

Стр. 91

Составьте план параграфа.

Что такое фотосинтез?

Необходимость фотосинтеза в природе.

Значение фотосинтеза для растений.

Стр. 91

Задания для любознательных

№ 1. Попробуйте получить какое-либо изображение на листе примулы, пеларгонии или другого комнатного растения, воспользовавшись описанием опыта в этом параграфе.

№ 2. Соберите прибор, показанный на рисунке 70. В банку налейте воду, насыщенную углекислым газом. Поставьте банку на яркий свет. Наблюдайте за выделением газа веточками элодеи. Когда газ полностью вытеснит воду из пробирки, убедитесь с помощью горящей лучинки, что этот газ — кислород. Сделайте вывод.

Водные растения также способны выделять кислород, который в природе используется водными обитателями для дыхания.


Из урока вы узнаете, что зелёное растение, используя энергию солнечных лучей, само создаёт органические вещества (в первую очередь сахар) из неорганических (углекислого газа и воды), выделяя при этом кислород. В данном уроке приводится понятие о фотосинтезе.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Фотосинтез"

Для нормального роста и развития растениям необходима вода, минеральные и органические вещества. К органическим веществам относят: белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты и некоторые биологически активные вещества.

А к неорганическим относят воду, минеральные вещества.

Воду и минеральные вещества растение получает из почвы.

Фотосинтез — это синтез органических веществ из углекислого газа и воды с обязательным использованием энергии света. В результате у растений выделяется кислород и образуются органические вещества для развития.

Способность к фотосинтезу ― это важнейшее свойство зелёных растений.

Что же происходит при фотосинтезе в зелёном листе? Весь лист пронизан жилками.


По ним вода притекает к клеткам.

В листе находится множество пор, известных под названием устьиц.

Через устьица вместе с воздухом в листья поступает углекислый газ.

Зелёную окраску листу придаёт удивительное вещество ― зелёный пигмент хлорофилл.

При его участии осуществляется процесс фотосинтеза.

Хлорофилл находится в хлоропластах — фотосинтезирующих органоидах зелёных растений.

Каким же образом растения получают необходимые им органические вещества?

Издавна люди думали, что растения получают питательные вещества только из почвы.

Более 300 лет назад голландский учёный Ван Гельмонт решил проверить так ли это. Он взвесил молодое дерево ивы и посадил его в почву, которая тоже была взвешена. Растение он поливал только дождевой водой, прошло 5 лет. Дерево выросло. Ван Гельмонт снова взвесил и дерево, и почву.

Прирост дерева составил 63 кг. А почва потеряла только 56 грамм. Значит, решил Ван Гельмонт, растения питаются не только веществами почвы, но и водой.

Спустя 100 лет Михаил Ломоносов, не раз видевший деревья, растущие на бесплодном песке, высказал другую мысль. Растения поглощают питательные вещества из воздуха.

И только теперь мы знаем, что оба учёных были правы. Растения питаются и водой с растворенными в ней минеральными веществами, и углекислым газом из воздуха.

Поставим опыт, показывающий образование органических веществ на свету.

Возьмём какое-нибудь комнатное растение, например примулу, поместим его на трое суток в тёмный шкаф, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев.

Опустим лист в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, в котором хлорофилл хорошо растворяется. Когда спирт окрасится в зелёный цвет, а лист обесцветится, промоем его водой, расправим на тарелке и обольём слабым раствором йода. На обесцвеченном листе появятся синие буквы. Известно, что крахмал синеет от йода. Буквы появятся в той части листа, на которую падал свет. Значит, в освещённой части листа образовался

Исследования показали, что в листьях первоначально образуется сахар (глюкоза), который затем превращается в крахмал и другие органические вещества. Нерастворимый в воде крахмал под действием особых веществ снова превращается в сахар. Раствор сахара оттекает из листьев в другие органы растения, где вновь может превратиться в крахмал и другие органические вещества.

Во всех ли клетках листа образуется крахмал?

Чтобы ответить на этот вопрос, поставим опыт с комнатным растением геранью окаймлённой.

Своё название это растение получило из-за белых, лишённых хлорофилла участков на листовой пластинке (белая каёмка по краю листа).

Поставим растение на яркий солнечный или электрический свет. Через несколько часов срежем один из листьев.

Опустим лист в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, в котором хлорофилл хорошо растворяется. Спирт окрасится в зелёный цвет, а лист обесцветится. Затем промоем лист в воде и на 2-3 минуты положим в слабый раствор йода. В растворе йода лист окрасился в синий цвет не весь.


Белая полоса по краю листа не окрасилась. Потому как в клетках зелёной части листа имеются хлоропласты, содержащие хлорофилл. В них образуется сахар, а затем крахмал. В пластидах клеток белой полоски листа герани окаймлённой нет хлорофилла. Поэтому здесь крахмал не обнаруживается.

Итак, органические вещества образуются только в клетках с хлоропластами, и для их образования необходим свет.

Из каких веществ образуются органические вещества?

Проведём опыт, доказывающий необходимость углекислого газа в образовании органических веществ.

Выставим на свет на куске стекла под стеклянным колпаком веточку зелёного растения.

Края колпака смажем вазелином, для того чтобы воздух, содержащий углекислый газ, не смог проникнуть под колпак.


Рядом с растением под колпак поставим стакан с раствором едкой щёлочи. Вскоре под колпаком углекислый газ будет поглощён едкой щёлочью. Через двое суток снимем колпак с растения, срежем один лист и проверим, образовался ли в его клетках крахмал. При обработке раствором йода лист не посинеет. Значит, крахмала в листе нет. Следовательно, крахмал образуется в листьях только при наличии в воздухе углекислого газа.

Таким образом, для образования сахара нужны углекислый газ, поступающий через устьица, и вода, которую поглощают корни из почвы.

Также мы сказали, что в процессе фотосинтеза не только образуются органические вещества, но и выделяется кислород.

О том, что растения в процессе своей жизнедеятельности выделяют кислород, люди узнали уже давно. В 1772 году химик Джозеф Пристли провёл цикл экспериментов с газами.

В одном из своих экспериментов Пристли зажёг свечу и поместил её под перевёрнутый сосуд. Через некоторое время свеча погасла, так как под сосудом закончился кислород.

Далее он провёл аналогичный эксперимент с мышкой. Мышь умерла вскоре после того, как погасла свеча.

Пристли провёл ещё один опыт. Он поместил под перевёрнутый сосуд зелёное растение с мышью, предоставив им доступ к свету. Свеча горела долгое время. А мышь оставалась жива.

Значит, подумал Пристли, благодаря растению под герметично перевёрнутым сосудом остаётся кислород.

Результаты опытов не только определили характерные особенности жизнедеятельности растений, но и продемонстрировали тесную взаимосвязь между растениями и животными.

Проведём ещё один опыт, который доказывает выделение кислорода зелёным растением на свету.

Возьмём две большие стеклянные банки и опустим в них стаканы с водой, в которые поставлены веточки с зелёными листьями какого-нибудь растения или небольшие комнатные растения в цветочном горшке. Наполним банки углекислым газом и плотно закроем, чтобы не проникал воздух. Первую банку выставим на яркий свет, вторую оставим в темноте, например поставим в тёмный шкаф. Через сутки откроем банки и опустим в них горящие лучинки.


В первой банке лучинка не гаснет, а продолжает ярко гореть. Значит, в этой банке появился какой-то газ, поддерживающий горение. Поддерживает горение только кислород.

Зелёные листья растения поглотили значительную часть углекислого газа и выделили некоторое количество кислорода.

Опущенная во вторую банку горящая лучинка потухнет. Значит, в этой ёмкости нет кислорода, поддерживающего горение. Следовательно, зелёные растения выделяют кислород только на свету.

Важно заметить, что выделение кислорода всегда наблюдается при образовании органических веществ в листьях.

Через некоторое время перенесём растения на свет и накроем каждое прозрачным колпаком. Под один колпак внесём стакан с раствором щёлочи, которая поглощает углекислый газ, а под другой — раствор соды, из которого, наоборот, выделяется некоторое количество углекислого газа.

опыт_eksperiments_experience2.jpg

Через \(24\) часа отделим по одному листу с каждого растения. Обработаем их кипятком и горячим спиртом. Затем промоем листья водой и зальём их слабым раствором йода.

Увидим, что образование крахмала произошло только в том растении, возле которого в воздухе был углекислый газ (лист посинеет).

Вывод: чтобы в листьях растения мог синтезироваться крахмал, в воздухе должен содержаться углекислый газ.

Читайте также: