В конце пропедевтического периода учащийся должен уметь в коррекционной школе

Обновлено: 08.07.2024

Статистическая обработка данных (U-критерий Манна — Уитни) Показатель Uэмп UКр p≤0.05 UКр p≤0.01 Значимость Математические представления у детей на разных этапах исследования 5 42 41 Значимо Статистическая обработка данных показала значимость изменений математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Таким образом, можно достоверно говорить о высокой значимости… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические аспекты пропедевтического периода в обучении математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью
    • 1. 1. Психолого — педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
    • 1. 2. Формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью в рамках пропедевтического курса
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Результаты эмпирического исследования

    Один домик получается выше, другой — ниже. Так же с помощью учителя можно нарисовать по точкам елочки или другие предметы.

    Сравнение по глубине возможно только с помощью какой-то мерки. Для этого берут, например, две банки или какие либо другие емкости и небольшие куски рейки. Дети по очереди опускают в одну банку рейку и ставят на ней метку, т. е. отмечают глубину банки. Учитель поясняет, что рейка должна стоять прямо и упираться в дно. Затем все ученики по очереди опускают свои рейки в другую банку и ставят новую метку (отличающуюся цветом от первой). По меткам делают вывод о глубине банок, какая из них глубже, насколько глубже.

    Сравнение предметов по ширине. Учитель приносит в класс две ленты. Они должны быть одного цвета, изготовлены из одного материала, но одна шире, а другая уже. Учитель обращается к классу: «Это ленты, их две.

    Вот первая, вот вторая. (Каждую фразу сопровождает показом.) Что у меня в руках? (Ленты.) Сколько их?

    (Две.) Ленты одинаковые или нет? (Нет.) Правильно, ленты не одинаковые; Эта лента широкая. Какая это лента?

    (Широкая.) Эта лента узкая. Какая это лента? (

    Узкая.) Сегодня мы будем учиться сравнивать предметы. У нас будут предметы широкие и узкие. Какие у нас будут предметы? (Учащиеся повторяют.) Какие мы будем сравнивать предметы? (

    Ленты.) Мы будем сравнивать предметы по ширине. Как мы будем сравнивать предметы?" (По ширине.)

    После этого учитель показывает, например, два мужских ремня: один узкий, другой широкий. «Что это? Для чего они нужны? Сравним их по ширине.

    Это какой ремень по ширине? А этот? Наложим один ремень на другой. (Показывает.) Значит, какой это ремень по ширине? А этот?" (Каждый вопрос сопровождается соответствующим ответом учащихся.) У каждого ученика две полоски одинаковой длины, но ой ширины.

    Удобнее, если полоски будут отличаться также и цветом. Учитель просит наложить одну полона другую (показывает) и сказать, какая полоска (например, красная или зеленая), какая более узкая.

    В дальнейшем сравниваются куски ленты, тесьма. Теперь уже нет необходимости в том, чтобы куски были одной длины, так как дети уже научились отличать ширину от длины и сравнивать предметы по ширине. Можно сравнивать по ширине куски ткани, ученические линейки, рейки, доски и т. п.

    Будут интересны для учащихся и такие задания: дана полоска ткани и бумажная выкройка сарафана для куклы или сам сарафан. Надо решить, можно ли сшить из этой ткани.

    Положив на ткань выкройку, учитель показывает, что сарафан сшить нельзя, так как кусок ткани слишком узкий. Так же можно сравнить кусок доски и разделочную доску и др.

    Работа в тетради: учащиеся рисуют в основном полоски различной ширины. Учитель изображает в ученической тетради одну полоску, а ребенок рисует другую, но шире или уже. Затем учитель предлагает нарисовать две-три полоски различной ширины. Дети выполняют рисунки по клеточкам тетради.

    После этого сравниваются куски разной ткани, например драпа и ситца, куски различной по толщине фанеры, листов бумаги. Если вначале учитель берет листы буи одинакового цвета, размера, отличающиеся только толщиной, то в дальнейшем можно уже не следить за совпадением цвета, формы предлагаемых для сравнения кусков ткани, бумаги и т. п.

    Следует предоставить детям возможность ощупывать предметы разной толщины, такие, как нити, листы бумаги, картона, Т. е. нужно научить их пользоваться приемом ощупывания пальцами (большим и указательным) хотя бы только правой руки (предмет как бы растирается между пальцами).

    Если сравнивать два нетолстых ствола, бревна по толщине, то необходимо попытаться охватить их пальцами двух рук (участвуют, большие и указательные пальцы). По тому, как смыкаются пальцы, насколько они не сомкнулись, можно сделать вывод о толщине стволов, бревен и др.

    Можно предложить школьникам сравнить плоские предметы (из фанеры, толстого стекла, листа легкого и листа тяжелого металла). Их масса в отдельных случаях должна быть обратно пропорциональна площади.

    После того как учитель научит школьников делать вывод о массе предмета не на глаз (тяжелее, легче), а только взяв предмет в руки, можно предложить такие задания: найти предмет легче (тяжелее) данного, такой же массы (веса), одинаковый с данным по массе (весу), такой же тяжелый (легкий), как этот.

    Сравнивая предметы по массе, школьники вынуждены будут обращать внимание на материал, из которого изготовлен предмет (стекло тяжелее фанеры, железо тяжелее стекла и Т. д.).

    Последовательность работы по сравнению предметов:

    1. Выделение большого (маленького) предмета на глаз. Используются предметы, обозначенные существительными мужского, женского, среднего рода.

    2. Сравнение больше — меньше, взаимообратность сравнения.

    5. Сравнение ряда предметов. Используется прием приложения.

    6. Выделение длинного (короткого) предмета на глаз с последующим использованием приема наложения. Предметы: длиннее, еще длиннее, короче, еще короче. Предметы одинаковой (равной) длины, такой же длины.

    7. Сравнение нескольких предметов по длине. Использование приема приложения. Самый длинный и самый, короткий предметы. Путь длинный и путь короткий.

    8. Различие предметов по длине (один на столько-то длиннее или короче другого), уравнивание длины. Отмеривание с помощью мерки заданной длины (например; отрезать, оторвать столько же, такой же длины).

    9. Выделение широкого (узкого) предмета: шире, уже самый. широкий, самый узкий. Подбор предмета такой же ширины. Предметы одинаковой (равной) ширины.

    10. Сравнение предметов по длине и ширине. Подбор, предметов такой же длины, такой же ширины.

    11. Выделение высокого (низкого) предмета: выше, ниже, самый высокий, самый низкий. Предметы одинаковой (равной) высоты. Подбор предмета, такой же высоты (такого же по высоте). Использование приема приложения.

    12. Сравнение двух предметов по высоте с использованием третьего предмета в качестве мерки в случае, когда невозможно приложить один предмет к другому.

    13. Сравнение предметов (емкостей) по глубине: глубокий (мелкий), глубже, более глубокий (более мелкий). Использование мерки для сравнения глубины. Предметы одинаковой глубины, такой же глубины.

    14. Выделение толстого (тонкого) предмета: толще, тоньше. Сравнение приемом ощупывания (большим и указательным пальцами правой руки), обхватом пальцев (большими и указательными пальцами обеих рук), обхватом обеих рук.

    15. Сравнение предметов по высоте, глубине, толщине.

    16. Сравнение двух предметов по их массе.

    17. Сравнение группы предметов одной формы, одного размера, но разной массы.

    18. Различение объема предметов и их массы.

    19. Различение площади предметов и их массы.

    На третьем этапе исследования проводилась повторная диагностика математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, проводилось сравнение результатов с результатами первого этапа, проводилась статистическая обработка результатов исследования.

    2. Результаты эмпирического исследования В соответствии с первым этапом исследования, была проведена диагностика математических представлений, знаний у детей с интеллектуальной недостаточностью перед обучением математике (пропедевтический курс).

    Результаты представлены в таблице 1.

    Результаты диагностики математических представлений у детей на первом этапе исследования Учащийся Выделение предмета из многих Название предмета Группировка предметов Обобщение предметов Понятие о величине Общий балл 1. Алина А. + + - - - 2 2. Александр Д. — - - - ;

    0 3. Борис Т. — - - - - 0 4. Владимир Н. + - - - ;

    1 5. Дарья А. + + - - - 2 6. Евгений П.

    — - - - - 0 7. Игорь А. — - - - - 0 8.

    Константин Ж. — - - - - 0 9. Николай Н. — - - - - 0 10.

    Ольга Ч. + + - - + 3 11. Павел И. + - - - - 1 12.

    Снежана Р. — - - - - 0

    По результатам можно сказать, что, хотя и наблюдается различный уровень математических представлений у детей в классе, в целом, математические представления развиты у детей очень слабо. 58% детей — не имеют каких — либо математических представлений. 42% детей могут выделить предмет из многих по заданию учительницы, 25% детей могут назвать предмет, который выделил педагог (квадрат, круг), никто из детей не может сгруппировать предметы, то есть подобрать похожие и отделить от непохожих. Также никто из детей не может обобщить предметы (обувь, одежда). 8% детей имеет некоторое представление о величине (большие предметы нельзя уложить в маленькую коробку). Таким образом, можно констатировать, что у умственно отсталых детей имеются очень слабые математические представления или не имеется их вообще на начало периода обучения.

    На третьем этапе, после пропедевтического курса математики, была проведена повторная диагностики математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Результаты представлены в таблице 2.

    Результаты диагностики математических представлений у детей на третьем этапе исследования Учащийся Выделение предмета из многих Название предмета Группировка предметов Обобщение предметов Понятие о величине Общий балл 1. Алина А. + + + + + 5 2. Александр Д. + + + - ;

    3 3. Борис Т. + + - - - 2 4. Владимир Н. + + + + + 5 5.

    Дарья А. + + + + + 5 6. Евгений П. + + - - ;

    2 7. Игорь А. + + + + - 4 8. Константин Ж. + + - + - 3 9. Николай Н.

    + + + + + 5 10. Ольга Ч. + + + + + 5 11.

    Павел И. + + - - - 5 12. Снежана Р.

    По результатам можно сказать, что у детей имеются математические представления. 50% детей могут выделить предмет из нескольких, назвать его, сгруппировать предметы, обобщить предметы, соотнести предметы по размеру. Все дети могут выделить предмет из многих и назвать его, 53% детей могут подобрать похожие предметы и отделить их от непохожих, 53% детей могут обобщить группу предметов. Особенно трудным для детей является соотнесение величины предметов: 42% имеют представления о величине предмета, остальные нет.

    По общему баллу математических представлений детей была проведена статистическая обработка: сравнение баллов на первом и третьем этапе по критерию Манна — Уитни (таблица 3).

    Статистическая обработка данных (U-критерий Манна — Уитни) Показатель Uэмп UКр p≤0.05 UКр p≤0.01 Значимость Математические представления у детей на разных этапах исследования 5 42 41 Значимо Статистическая обработка данных показала значимость изменений математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Таким образом, можно достоверно говорить о высокой значимости пропедевтического периода в обучении математике в школе VIII вида. За этот период у детей формируются представления о форме предметов, их отличительных и сходных признаках, формируются понятия о величине предметов, их словесном обозначении [26, "https://referat.bookap.info"].

    Заключение

    Интеллектуальная недостаточность детей проявляется в недостаточности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, активности личности в целом, что вызывает определенные трудности в процессе обучения таких детей. В целом образовательные перспективы этих детей во многом определяются глубиной имеющегося недоразвития, его структурой, своевременностью начатой коррекционно-педагогической работы. Особенно большое значение имеет правильно организованное, коррекционно-направленное специальное обучение и воспитание, адекватное возможностям ребенка и опирающееся на зону его ближайшего развития.

    Математика является одним из самых трудных предметов для учащихся вспомогательной школы. Это объясняется, с одной стороны, абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися специальной школы VIII вида.

    Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Поэтому целесообразным является пропедевтический период в овладении математическими представлениями детьми с интеллектуальной недостаточностью.

    Организованное эмпирическое исследование на базе школы VIII вида подтвердило гипотезу о высокой значимости пропедевтического периода в обучении математике детей с интеллектуальной недостаточностью. За этот период у детей формируются представления о форме предметов, их отличительных и сходных признаках, формируются понятия о величине предметов, их словесном обозначении. Таким образом, у детей развиваются элементарные математические навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. д.

    Результаты данной работы могут быть использованы в специально психологии и педагогике, быть основой дальнейших исследований и разработки рекомендаций и коррекционных занятий. Под влиянием целенаправленной, систематической развивающей работы можно значительно расширить возможности школьников с интеллектуальной недостаточностью.

    Список литературы

    Баряева Л. Б. Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена , 2000. — 96 с.

    Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.

    Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики/ Авторы-составители В. Г. Петрова , Т. В. Швырева .

    Забрамная С.Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая: Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью: Из опыта работы. — М., 2002.

    Игры, задания и упражнения математического содержания. / Л. И. Ермолаева . Иркутск: 2000.

    Крутецкий В. А. Психология математических способностей, М., 1998.

    Лебединский В.В., Никольская О. С. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.

    Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.

    Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений/ В. М.

    Мозговой, И. М. Яковлева , А. А. Еремина .

    Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). — М., 1999. — 486 с.

    Перова М. Н. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися специальной (коррекционной) школы 8 вида // Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида. — М.: Просвещение, 1999.

    Перова МН. Дидактические игры и упражнения по математике. — М.: Просвещение, 1999. 142 С.

    Пузанов Б. П. Коррекционная педагогика М., 1998.

    Раз — ступенька, два — ступенька… Часть 1 и 2. Л. Г. Петерсон , Н. П. Холина . Баласс. — 1998.

    Специальная педагогика. Учебное пособие для пед. вузов / Л. И. Аксенова , Б. А. Архипов , Л. И. Белякова ; ред.

    Н.М. Назарова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2002. — 400 с.

    Хилько А. А. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пропедевтический период. — М.: ВЛАДОС, 2006.

    Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — СПБ.: Питер, 2009. — 408с.

    Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных. Учреждений VIII вида: пособие для учителя / В. В. Эк . — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2005. — 221 с.

    Специальная педагогика. Учебное пособие для пед. вузов / Л. И. Аксенова , Б. А. Архипов , Л. И. Белякова ; ред.

    Н.М. Назарова. — 2-е изд., стереотип. -

    М.: Академия, 2002. — 400 с., с. 65.

    Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с., с. 206.

    Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). — М., 1999. — 486 с., с. 243.

    Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений/

    В. М. Мозговой, И. М. Яковлева , А. А.

    Лебединский В.В., Никольская О. С. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985, с. 186.

    Забрамная С.Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая: Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью: Из опыта работы. — М., 2002, с. 104.

    Забрамная С.Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая: Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью: Из опыта работы. — М., 2002, с. 146.

    Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики/ Авторы-составители В. Г. Петрова , Т. В. Швырева .

    Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений/ В.

    М. Мозговой, И. М. Яковлева , А. А. Еремина .

    Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989, с. 123.

    Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных. Учреждений VIII вида: пособие для учителя / В. В. Эк . — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2005. — 221 с., с. 8.

    Перова М. Н. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися специальной (коррекционной) школы 8 вида // Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида. — М.: Просвещение, 1999, с. 58.

    Крутецкий В. А. Психология математических способностей, М., 1998, с. 106.

    Перова М. Н. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися специальной (коррекционной) школы 8 вида. — М.: Просвещение, 1999.

    Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности, для коррекции мыш-ления, восприятия и речи ребенка.

    Лев Семё нович Выгодский писал:

    Ребенок, окончивший пропедевтический курс, должен перейти к систематическому обучению, не испытывая затруднений в учении, не потеряв к нему интереса. У ребенка должно быть сформировано общее представление об историческом процессе и окружающем его современном мире, он должен уметь учиться, иметь систему ценностей и ориентаций, соответствующую его возрасту.

    Учитывая, что в первый класс попадают дети с разными психофизическими данными, программа предусматривает значительный подготовительный (пропедевтический) период. В нашей школе он может длиться всю первую четверть.

    Задачи пропедевтического периода :

    1. Выявление, уточнение и развитие понятий о размерах, форме предметов, пространственных представлениях учащихся.

    2. Подготовка учащихся к усвоению систематического курса математики и элементов наглядной геометрии: обогащение словаря учащихся новой терминологией, активизация пассивного словаря.

    3. Развитие речи.

    4. Активизация познавательной деятельности учащихся.

    5. Формирование обще учебных умений и навыков.

    Иными словами, к концу пропедевтического периода необходимо :

    • вслушиваться в слова учителя и других детей

    • готовиться к ответу (припоминать ранее услышанное, тормозить желание без разрешения учителя высказывать ответ;

    • выполнять правила поведения на уроке, общения на уроке и вне него.

    • Прививать детям чувство долга, ответственности, воспитывать желание выполнять порученное дело хорошо, с тем, чтобы получить похвалу, одобрение.

    • Формировать добрые отношения между учителем и каждым учеником, возбуждать у ребенка интерес к занятиям в школе, к работе, которая проводится на уроке, прививать желание быть на уроке, выполнять задания учителя.

    Учить школьников :

    • повторять слова, действия учителя, других детей;

    • называть предстоящие действия с предметами, оценивать результаты своих действий;

    • пользоваться определенной группой терминов;

    • работать в тетради ручкой, карандашом, в том числе обводить линии по шаблонам, трафаретам, выполнять контурные рисунки, проводить линии, закрашивать, штриховать, изготовлять контурные узоры, рисунки, их отдельные элементы по клеткам.

    • Научить приемам предметно-математической деятельности (наложить, приложить и т. д.)

    • Выявить особенности учащихся, их возможности к обучению, результаты обучения, с тем, чтобы оказывать необходимую помощь.

    Структура пропедевтического урока очень схожа со структурой комбинированного урока и может быть представлена в трех видах.

    Примерная структура пропедевтического урока

    Комбинированный урок (структура зависит от целей урока) :

    • Итог • Орг. момент

    • Введение в тему

    • Итог • Орг. момент

    • Актуализация опорных знаний

    В добукварном периоде начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др., отвечать на вопросы. Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.

    Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог, звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

    Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов. Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

    Моя тема по самообразованию:

    Примерная структура пропедевтического урока обучению чтению :

    1. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

    2. Беседа на определенную тему или по сюжетной картине. Обучение правильному построению фразы.

    3. Составление предложений по картинке. Моделирование предложения в виде условно-графической схемы.

    5. Прослушивание стихотворения или сказки. Ответы на вопросы.

    6. Отгадывание загадки или разучивание четверостишия с голоса учителя.

    В пропедевтический период уроки должны быть организованы так, чтобы они способствовали пробуждению и привитию интереса к обучению. Поэтому форма организации занятий не должна быть однородной. Желательно, чтобы в этот период проводились экскурсии, во время которых учащимся представлялся бы широкий материал по сравнению предметов по размерам, пространственному расположению, форме и т. д. Организуются экскурсии в школьные мастерские, на пришкольный участок, в парк и т. д.

    Какая-то часть урока может проводиться в комнатах для игр, физкультурном зале. В играх учащиеся могли бы закрепить полученные знания, а также использовать их на практике. На уроках следует создавать такие жизненные ситуации, в которых учащиеся показали бы и свою ориентировку в пространстве, и умение различать предметы по размерам. Желательна организация игр со строительным конструктором. Такие игры способствуют лучшей ориентации учащихся в пространстве.

    При организации уроков необходимо помнить о тесной связи преподавания уроков с жизнью. Материал, который подбирается для урока, должен иметь для ребенка жизненно-практическое значение. Ученик должен понять, что знания, которые он получает на уроке, необходимы ему в игровой и практической деятельности, т. е. необходимы в повседневной жизни.

    Уроки в этот период должны быть оснащены достаточным количеством наглядных пособий и дидактического материала. Надо использовать красочный дидактический материал, настенные таблицы, иллюстративные наборные полотна с набором трафареток, изображающих фрукты, овощи, деревья, грибы, птиц, зверей и т. д., песочный ящик, разнообразные игрушки, особенно озвученные, наборы таких игр, как картинное лото, домино, мозаика, строительные конструкторы и др., а также предметы реальной действительности: учебные, принадлежности, фрукты, овощи, природный материал (учащиеся собирают его во время экскурсий).

    Наглядность, чувственное восприятие и практическая деятельность детей являются основой осознанного усвоения знаний, лучшим средством развития мышления детей.

    Учитывая неустойчивость внимания, быструю утомляемость, расторможенность и возбудимость одних детей, пассивность и инертность других, я наряду с использованием средств наглядности стараются разнообразить методы обучения.

    Ученик 1-го класса с интеллектуальным недоразвитием не может долго слушать, наблюдать, рисовать, лепить, даже играть. Поэтому чередование методов обучения, смена одного вида деятельности другим во время урока повышает эффективность обучения. В пропедевтический период на уроках широко использую методы, применяемые в дошкольных учреждениях : работу по подражанию, а иногда и совместную деятельность ученика и учителя, работу по образцу, работу по словесной инструкции, дидактические и подвижные игры. Наряду с этими методами используется показ-демонстрация действий с пояснением учителя, беседа, наблюдения, практические работы (обводка, штриховка, раскрашивание, лепка и др., работа с учебником и др.

    Содержание первых уроков должно быть доступным для всех учеников, вызывать у них интерес и доставлять радость.

    Основным принципом при организации учебных занятий в период пропедевтики должно быть сочетание фронтальной работы учителя со всем коллективом класса и самостоятельной работы учащихся на каждом уроке, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем усвоения знаний, их общего развития.

    Это возможно при условии тщательного планирования материала. Учитель ежедневно планирует, какие знания он должен проверить, какие знания дать, какие умения и навыки сформировать.

    По окончанию добукварных занятий следует решить вопрос о переходе к обучению грамоте. Ученики должны уметь делить речь на слова, простые по структуре слова - на слоги, выделять в словах некоторые звуки, владеть графическими навыками. К этому периоду учитель уже должен знать детей, имеющих большие затруднения в том или другом виде деятельности. На них составляется характеристика с указанием этих затруднений, и намечаются мероприятия по коррекции выявленных нарушений.

    1. Характеристика детей, поступающих в подготовительный класс СКШ VIII вида.

    2. Цели и задачи пропедевтического периода обучения математике. Основные группы понятий, изучаемых в пропедевтический период.

    3. Организационная работа учителя. Методы и приемы формирования основных свойств и понятий в пропедевтический период.

    4. Работа в тетради в пропедевтический период.

    Характеристика детей, поступающих в подготовительный

    Класс СКШ VIII вида.

    Состав учащихся, поступающих в специальную (коррекционную) школу VIII вида, неоднороден. Дети отличаются друг от друга степенью выраженности основного дефекта (нарушения познавательной деятельности), различным уровнем подготовленности к обучению.

    Учащиеся с нарушением интеллекта имеют разный жизненный опыт, поскольку одни из них уже посещали массовую школу, другие пришли из массовых или специализированных детских садов, третьи повторяют программу первого года обучения (оставлены на второй год), четвертые пришли из лечебных учреждений, пятые – из семьи и т.д.

    В начале обучения у детей с нарушением интеллекта отмечаются такие особенности, как эгоцентризм, эгоизм, отсутствие критического отношения к своим поступкам, действиям, нарушение самооценки, самоконтроля и т.д. Они не владеют элементарными навыками поведения (в классе, в школе) и общения со сверстниками и взрослыми (педагогами).

    Большинство учащихся имеет различные недостатки в развитии моторики, недостатки запаса представлений (количественных, временных, пространственных, геометрических), низкий уровень развития речи и т.д.

    Учащиеся не могут дать количественной оценки предметным совокупностям, используя понятия много, мало, немного, несколько и др. Их внимание акцентируется не на количестве предметов, а на их несущественных признаках: цвете, размерах, комбинации частей и т.д.

    Школьники не понимают значение взаимозаменяемых понятий: мало, немного, несколько. Еще более затруднено сравнение объектов по таким существенным признакам, как длина (длинный – короткий), ширина (широкий – узкий), толщина (толстый – тонкий), высота (высокий – низкий), глубина (глубокий – мелкий). Чаще всего учащиеся заменяют эти понятия терминами большой – маленький. Например: большой человек вместо высокий человек, маленький карандаш вместо короткий карандаш. Кроме того, дети часто уподобляют понятия друг другу. Например: толстая полоска вместо широкая полоска.

    Учащиеся с нарушением интеллекта чаще употребляют понятия высокий, толстый, широкий, длинный и т.д., реже – низкий, тонкий, узкий, короткий и т.д.

    Школьники не осознают парность, противоположность смысла и взаимообусловленность понятий, отражающих результат сравнения (высокий – низкий, выше – ниже, быстро – медленно, рано – поздно, шире – уже и т.д.).

    Учащиеся с нарушением интеллекта не умеют размещать предметы на плоскости и в пространстве, давать характеристику их пространственным отношениям, оценивать удаленность предметов друг от друга (расстояние между ними).

    Школьники не осознают текучесть времени, смену частей суток, не могут оценить продолжительность или давность событий.

    Цели и задачи пропедевтического периода обучения математике.

    Основные группы понятий, изучаемых в пропедевтический период.

    Для учащихся, поступающих в специальную (коррекционную) школу VIII вида программой по математике предусмотрен пропедевтико - диагностический (или подготовительный) период.

    В современных программах на подготовительный период отводится целый учебный год – подготовительный (пропедевтико-диагоностический или нулевой) класс.

    В пропедевтический период учитель осуществляет ежедневное наблюдение за каждым ребенком. Результаты наблюдений он заносит в дневник. Педагог устанавливает:

    - какими средствами можно привлечь внимание каждого ученика к учителю, его инструкциям, наглядному материалу, различным видам деятельности;

    - какова степень готовности ребенка к изучению курса математики;

    - насколько осознанно он усваивает учебный материал и как долго его сохраняет в памяти;

    - какие виды помощи необходимо использовать для усвоения каждым отдельным ребенком математических понятий, законов, правил, приемов действий;

    - может ли ученик отчитываться о выполненных действиях;

    - может ли планировать свою деятельность и следовать намеченному плану;

    - каковы потенциальные возможности ребенка, на которые следует опираться при формировании знаний и умений.

    В пропедевтический период решаются три группы задач: образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные. Ведущее место занимает решение воспитательных задач.

    Воспитательные задачи – формирование общеучебных умений и навыков:

    - научить школьников элементарному порядку, правилам поведения и общения на уроке и вне его;

    - познакомить учащихся с местонахождением класса, парты, научить понимать различные школьные режимные моменты, в частности, значение звонков;

    - научить слушать и понимать учителя, повторять его слова, действия, выполнять инструкции, повторять задание и давать словесный отчет о его выполнении, понимать замечания;

    - добиваться одновременного и одинакового выполнения всеми учащимися заданий и инструкций учителя;

    - воспитывать у школьников следующие качества: ответственность, желание трудиться, доводить начатое дело до конца и получать качественный результат;

    - развивать у детей интерес к школьным занятиям.

    Коррекционно-развивающие задачи.

    Учитывая особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы учащихся с нарушением интеллекта, следует осуществлять работу по коррекции недостатков и развитию всех познавательных процессов, личностных качеств, моторики и речи. В пропедевтический период необходимо:

    - научить показывать предметы, их изображения, использовать приемы предметно-практической деятельности (например, сравнения: наложение, приложение, вложение);

    - научить различать учебные принадлежности, работать с ними (обводить, штриховать, проводить линии, закрашивать, выполнять элементарные рисунки и т.д.), а также с различными наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом;

    - выявить потенциальные возможности, которые следует использовать при формировании понятий.

    Образовательные задачи: выявить, уточнить и сформировать дочисловые количественные, пространственные, временные и геометрические представления, представления о форме, величине и размерах предметов, научить сравнивать предметы по определенному признаку.

    В пропедевтический период осуществляется:

    1. Выявление, уточнение и формирование представлений и понятий о свойствах предметов: цвете, форме, размерах (величине) и их назначении.

    2. Обучение сравнению отдельных предметов и предметных совокупностей:

    - сравнению предметов по величине: большой – маленький, больше – меньше, равные, одинаковые по величине, такой же величины (равной, одинаковой);

    - сравнению двух предметов по качественному признаку: длинный – короткий (широкий – узкий, толстый – тонкий, глубокий – мелкий), длиннее - короче (шире – уже и т.д.); равные, одинаковые по длине (ширине и т.д.), равной, одинаковой, такой же длины (ширины и т.д.);

    - сравнению нескольких предметов (по 3-4): по длине (длинный - короткий, длиннее – короче, самый длинный – самый короткий) по ширине и т.д.;

    - сравнению двух предметов по массе (весу): тяжелый – легкий, тяжелее – легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой тяжести (веса);

    - сравнению нескольких предметов (3-4) по тяжести: тяжелый – легкий, тяжелее – легче, одинаковые по тяжести, самый тяжелый – самый легкий;

    3. Выявление, уточнение и формирование дочисловых количественных представлений в процессе обучения сравнению предметных совокупностей по количеству предметов: много – мало (немного, несколько), один, ни одного, больше – меньше, столько же, равное количество.

    4. Обучение сравнению объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях: больше, меньше, одинаково, равно, столько же. Обучение сравнению объемов жидкостей, сыпучих веществ в одной емкости до и после изменения объема.

    5. Выявление, уточнение и формирование пространственных представлений. В пропедевтический период следует учить школьников:

    - определять положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося и относительно других предметов: впереди – позади (сзади), справа – слева, вверху – внизу, над – под, рядом, около, возле и т.д.;

    - ориентироваться на листе бумаги: вверху – внизу, слева – справа, в середине (в центре), верхний (нижний край (угол) листа, правый (левый) край (угол) листа, правый верхний (нижний) угол, левый верхний (нижний) угол;

    - устанавливать отношения порядка следования объектов: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.

    6. Выявление, уточнение и формирование временных представлений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, давно – недавно, рано – поздно - вовремя, быстро - медленно, молодой – старый, моложе – старше.

    7. Выявление, уточнение и формирование геометрических представлений (представлений о геометрических фигурах и телах): круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб, брус.

    Организационная работа учителя

    Учитель скш, разрабатывая методику формирования тех или иных понятий, учебных действий, должен учитывать основные положения психологии ребенка с нарушением интеллекта. В основу формирования умственных действий в ряде случаев кладется теория П.Я.Гальперина о поэтапном их формировании (процессе интериоризации):

    1. Формирование мотивации действия.

    2. Этап материального, а затем материализованного действия: работа с конкретными предметами, затем их моделями (муляжами, иллюстративными пособиями и т.п.).

    3. Формирование действия в плане внешнего проговаривания: сопровождение действия проговариванием вслух.

    4. Формирование действия в плане внутренней речи (+ письменная речь).

    5. Осуществление действия в умственном плане.

    Требования к проведению урока в пропедевтический период

    1. Основной формой работы на уроке должна быть фронтальная работа. На основе показа, сопровождаемого словесной инструкцией учителя, дети должны повторять слова и действия учителя. Все действия должны выполняться коллективно, одновременно всеми учащимися. Инструкции учителя должны быть простыми и содержать указание лишь на одно действие.

    Например: - Возьмите круг. Покажите его.

    - Положите круг на стол. Я пройду и посмотрю.

    - Возьмите треугольник. Положите его над кругом. И т.д.

    2. На каждом уроке фронтальная работа должна сочетаться с самостоятельной работой учащихся.

    3. Форма организации занятий не должна быть однородной, так как уроки должны способствовать развитию интереса к изучению математики. Необходимо проводить экскурсии в парк, школьные мастерские, на пришкольный участок, на предприятия и т.д. Урок или какая-то его часть может проводиться в физкультурном зале или игровых комнатах.

    4. На каждом уроке необходимо возвращаться к тому, что изучалось на предыдущих уроках. Если материал забыт учащимися или недостаточно усвоен, то не следует приступать к изучению нового.

    5. Материал, подбираемый для урока, должен иметь для ребенка жизненно-практическое значение. Школьники должны осознать, что получаемые знания необходимы им в повседневной жизни и будущей практической деятельности.

    6. Учитель обязан постоянно следить за состоянием учащихся, предупреждать их переутомление. Исходя из этого, необходима смена видов деятельности. Особое внимание следует уделить игре.

    7. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к школьникам при подборе заданий и их выполнении. Учащимся следует оказывать различные виды помощи. Например, требуется поставить точки в углах клетки, а затем их соединить. Одному ребенку достаточно выслушать устную инструкцию и приступить к самостоятельному выполнению задания, другому следует повторить инструкцию несколько раз, третьему провести линию цветным карандашом, четвертому - поставить опорные точки, с пятым соединить точки, держа его руку в своей и т.д.

    8. Необходимо постоянно требовать от учащихся хорового и индивидуального проговаривания терминов, фраз, выражений, произнесенных учителем, словесного отчета о выполнении задания, выводов по результатам наблюдений.

    9. Необходимо использовать различного рода наглядный материал. Каждое пособие должно быть доступно для восприятия и понимания учащимися, должно стимулировать процесс познания, способствовать более глубокому усвоению материала, должно быть научно и эстетически грамотно оформлено (не приемлема пестрота, чрезмерная яркость тонов, наличие отвлекающих деталей). Размеры пособия должны быть такими, чтобы его можно было наблюдать с любого места в классе. Раздаточный материал не должен быть мелким, поскольку у детей с нарушением интеллекта часто нарушена моторика; он должен содержаться в отдельных коробочках, конвертах и т.п.

    В классе обязательно должны быть следующие пособия:

    - наборное полотно, фланелеграф, магнитная доска и красочные, качественно оформленные пособия к ним;

    - натуральные предметы, игрушки, муляжи, природный материал, иллюстративный материал (плакаты с изображением натуральных предметов, игрушек, предметные и сюжетные картинки);

    - наборы игр (лото, домино, мозаика, конструкторы и др.);

    10. К каждому уроку необходимо составлять план-конспект, заранее готовить демонстрационный и раздаточный материал, страницу школьной тетради (или отдельный лист в клетку для тех детей, которые еще не могут работать в тетрадях).

    Урок в пропедевтический период длиться 30-35 минут, что обусловлено повышенной утомляемостью учащихся, невозможностью длительного привлечения внимания и удержания их работоспособности. Остальное время (5-10 минут) дети проводят в игровых уголках, наблюдают за природой, готовятся к следующему уроку.

    Обязательным требованием организации уроков в пропедевтический период является чередование методов и приемов, что обеспечивает смену видов деятельности учащихся и повышает эффективность обучения. На занятиях используются такие методы как: работа по подражанию (иногда совместная деятельность ученика и учителя); работа по образцу; работа по словесной инструкции; дидактические и подвижные игры.

    Ведущим словесным методом является беседа. Применяются и различные наглядные методы: показ, демонстрация объекта и действий с ним, наблюдение. На каждом уроке используются практические методы: лепка, аппликация, обводка, штриховка, раскрашивание, зарисовка, конструирование, работа с учебником.

    В то же время использование какого-либо одного метода не обеспечивает качественного, осознанного усвоения детьми учебного материала. Основой такого усвоения является сочетание наглядности, практической и речевой деятельности, так как к усвоению материала необходимо привлекать как можно больше органов чувств.

    При предъявлении предметов следует соблюдать определенную последовательность:

    1. Сначала следует применять объекты, отличающиеся друг от друга только существенным признаком (например, при формировании понятий длинный - короткий использовать ленты одинакового цвета, толщины, изготовленные из одинаковой ткани, но разные по длине). Далее необходимо применять объекты, отличающиеся друг от друга не только существенным, но и несущественными признаками: сначала одним, а затем двумя-тремя (лента длинная красна – лента короткая желтая). В данном случае задача для школьников усложняется: среди ряда признаков им необходимо найти существенный признак, по которому, например, будет осуществляться сравнение.

    2. Сначала следует использовать натуральные предметы, природный материал, хорошо знакомые учащимся, затем – применять их заменители – игрушки, муляжи, модели. Далее необходимо использовать иллюстративный материал: шаблоны, трафареты нарисованных предметов, их изображения.

    В пропедевтический период учащиеся должны овладеть приемами сравнения. Используются следующие приемы:

    3. Прием приложения. Он используется для объемных предметов, которые могут сравниваться только по одному признаку: по длине, высоте, толщине. При этом один предмет прикладывается к другому так, чтобы они совместились по данному признаку.


    Пропедевтическое обучение – это система занятий, направленных на пробуждение у учащихся познавательного интереса и подготавливающих к изучению учебных предметов.

    Учитывая, что в первый класс вспомогательной школы VIII вида попадают дети с разными психофизическими данными и математической подготовкой (дети приходят из общеобразовательной начальной школы, проучившись там разные сроки, из детских садов, как массовых, так и специальных, из семьи, из стационарных лечебных учреждений), программа предусматривает значительный подготовительный (пропедевтический) период. В зависимости от подготовленности учащихся он может длиться от 1 до 2 месяцев, то есть всю первую четверть.

    В период пропедевтического обучения (далее ПО) школьники приобретают первоначальные, необходимые для усвоения знаний умения и элементарные навыки культуры поведения. В то же время учитель использует период ПО для всестороннего изучения учеников и составляет их первые педагогические характеристики. Такие характеристики помогают учителю определить план коррекционно-воспитательной работы, которая проводится с ребёнком.

    Специфической особенностью обучения во вспомогательной школе является включение в содержание каждого учебного предмета пропедевтического периода, направленного на подготовку учащихся к усвоению конкретного учебного материала.

    Большое значение пропедевтический период имеет в I классе, во время которого осуществляется развитие всех психофизических функций, участвующих в формировании навыков чтения и письма, математических понятий, позволяющих овладеть счетом и решением простых задач. Особое внимание учитель обращает на желание ребёнка учиться, умение самостоятельно работать, особенности произвольного внимания, речи, моторики, навыки общения с другими детьми и учителем. Занятия в этот период организуются в форме дидактических игр, прогулок, целевых экскурсий, художественного рассказывания и чтения, заучивания со слов учителя стихов и песенок, лепки, рисования, ручного труда.

    В то же время дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работать в классном коллективе. Выделяя детей с резкими дефектами речи или моторики, учитель совместно с логопедом, врачом и учителем физической культуры намечает план индивидуальных занятий, направленных на преодоление дефекта, определяет пути индивидуального подхода к ребенку. ПО завершается не одновременно для всех детей, обучающихся в классе.

    На основе учебных документов и общения с детьми учитель подводит итоги работы, планирует учебно-воспитательную работу и выделяет тех учеников, которые нуждаются еще в индивидуальных занятиях и в индивидуальном подходе к ним на уроке и при подготовке домашних заданий. Эти занятия организуются и проводятся по индивидуальным программам. Однако ребенок, работающий по индивидуальному плану, не выключается из общей работы класса, так как обычно он отстаёт не по всем предметам обучения.

    К концу пропедевтического периода педагогу необходимо:

    1. Научить детей

    · вслушиваться в слова учителя и других детей

    · готовиться к ответу (припоминать ранее услышанное), тормозить желание без разрешения учителя высказывать ответ;

    · выполнять правила поведения на уроке, общения на уроке и вне него.

    2. Прививать детям чувство долга, ответственности, воспитывать желание выполнять порученное дело хорошо, с тем, чтобы получить похвалу, одобрение.

    3. Формировать добрые отношения между учителем и каждым учеником, возбуждать у ребенка интерес к занятиям в школе, к работе, которая проводится на уроке, прививать желание быть на уроке, выполнять задания учителя.

    4. Учить школьников:

    · повторять слова, действия учителя, других детей;

    · называть предстоящие действия с предметами, оценивать результаты своих действий;

    · пользоваться определенной группой терминов;

    · работать в тетради ручкой, карандашом, в том числе обводить линии по шаблонам, трафаретам, выполнять контурные рисунки, проводить линии, закрашивать, штриховать, изготовлять контурные узоры, рисунки, их отдельные элементы по клеткам.

    5. Научить приемам предметно-математической деятельности (наложить, приложить и т.д.)

    6. Выявить особенности учащихся, их возможности к обучению, результаты обучения, с тем, чтобы оказывать необходимую помощь.

    Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

    Читайте также: