В этой школе в древней греции мальчиков учили счету и письму

Обновлено: 05.07.2024

1. Школа – образование в Греции было платным. Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами, слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой, приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда гости собирались у него в доме.

С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.

Когда мальчик идёт в школу за ними, следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки - стили, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть.

Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали тех, кто работал за плату, поэтому учителя не пользовались большим уважением в обществе. Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей, знакомые говорили: он, верно, или умер, или сделался учителем. Этим они хотели сказать, что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе весть друзьям. Это не мешало учителям, так же как педагогам и отцам, щедро наделять непослушных и невнимательных учеников палочными ударами, так что спина ученика делалась "пестрее шкуры змеи". В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство. В школе мальчика, прежде всего, учили грамоте. Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Поэмы Гомера считались очень полезными для детей. Они давали много сведений по ведению хозяйства, а каждый афинянин должен был научиться управлять своим домом; они учили повиновению, а каждый гражданин должен был уметь повиноваться. В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь.

2. Палестра (“пале” – борьба) – с 12 – 13 лет мальчики начинали посещать также и гимнастические школы, а с 14 лет гимнастика почти совершенно вытесняла в их жизни музическую школу. Изучение гимнастики считалось не менее важным делом, чем знакомство с музыкой и литературой. Ведь гражданин должен быть и воином, а кому же нужны такие воины, говорили афиняне, которые дрожат на морозе, слабеют от жары, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы, которые не умеют ответить на удар ударом, переплыть реку или догнать убегающего врага.

Прозанимавшись первую половину дня в музической школе, мальчики отправлялись в палестру – так назывались гимнастические школы. Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Учитель гимнастики, вооружённый тростью, которой он действовал не менее усердно, чем учитель музической школы, уже поджидал своих учеников. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми.

3. Гимнасии – первоначально предназначались для физических упражнений, но позже превратились в своеобразные центры общения и места музических и физических упражнений молодёжи. В гимнасии поступали после палестры знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16 – 18 лет. Продолжая заниматься в гимнасии гимнастикой, они под руководством философов изучали также политик

Исторические источники свидетельствуют, что в Древней Греции было трудно найти неграмотного человека среди свободного населения. В процессе обучения детям не только давали знания, но и стремились воспитать здоровых, физически развитых людей, способных защищать отечество.

Первый этап школьного обучения

Папирус стоил дорого, поэтому на начальном этапе использовали дощечки, натертые воском. Дети выдавливали буквы концом стиля, заостренной палочки, изготовленной из металла или кости. Другой конец стиля был плоским. Им можно было стирать неверно написанное.

Учили детей декламировать стихи. Учитель вслух читал произведения Гомера, других авторов. Разучивали обрядовые песни, гимны. Педагога, обучающего музыке, называли кифаристом. Он помогал осваивать музыкальные инструменты: флейту, кифару, лиру. Греки считали, что человек не может вести полноценную жизнь, если ему не привить любовь к музыке.

Занятия в Палестре

Когда мальчику исполнялось двенадцать лет, он начинал дополнительно к основной школе посещать палестру. Обучение в ней продолжалось до шестнадцати лет. С помощью спортивных занятий развивали физические способности. Дети бегали, прыгали, плавали, метали диск и копье, учились управлять колесницей.

Кратер с изображением спортсмена при подготовке к соревнованиям в палестре. Приписывается вазописцу Ефронию. Около 510 — 500 до н. э. Античное собрание, Берлин

Кратер с изображением спортсмена при подготовке к соревнованиям в палестре. Приписывается вазописцу Ефронию. Около 510 — 500 до н. э. Античное собрание, Берлин

В палестре были гимнастические залы, бассейны, беговые дорожки. Большая часть занятий проходила под открытым небом или в тени портиков. Устраивали борцовские состязания среди воспитанников. Учитель, держа в руке палку, следил за соблюдением правил. Нарушителя ожидал удар.

Чему учили в гимнасиях

С шестнадцати лет юные греки продолжали обучение в гимнасиях. Они располагались за городом, где было много зелени. В них имелись помещения для обучения, отдыха, спортивные площадки и бассейны. Частыми гостями в гимнасиях были знаменитые философы, риторы, ученые. Они выступали перед воспитанниками.

Здесь обучали искусству красноречия, которое помогало отстаивать свою точку зрения. В будущем это могло пригодиться при выступлении в суде или Народном собрании. В гимнасиях углубленно изучалась музыкальная теория, арифметика, грамматика. Кроме этого уделяли внимание астрологии, диалектике, геометрии.


Древняя Греция и, в частности, Афины – это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств. Это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний все для тех же соседних стран, со своеобразной культурой и традициями.

Греческие мыслители по-особенному собирали и систематизировали знания, проводили разнообразные исследования.

Греческое образование


Уже во времена Античности древние греки задумывались об образовании подрастающего поколения. Да и во все времена греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но больше ум, честь и совесть.

Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до н.э. Впрочем, изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.

В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:

  • Грамматист.
  • Учитель-знаток церковных порядков.
  • Музыкант.

Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал разнообразные поэмы. Особенным почетом пользовались басни Эзопа, произведения Гомера.

Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне такой своеобразной тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись различным адресатам.

Счету детей учили на камешках. Если расчеты были сложными, применяли абак. Кстати, этот способ используют и поныне, причем в разных странах.


Религиоведение в нашем понимании, а в Греции обучение церковным ремеслам и песнопениям велось не менее интенсивно, чем грамматике. В Греции было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу. Повсеместно исполнялись на таких празднествах церковные песни.

В греческих полисах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотрибу по силам было научить подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях.

По достижении 16, в некоторых полисах 18 лет, мальчики продолжали свое образование в гимназиях. Это был более высокий уровень, нежели школа. Не менее популярны для детей этого возраста были школы риторов или философов.

Обучение представительниц прекрасной половины


Что же касается девочек, то и их обучали грамоте. Только делалось это под присмотром мам. Юная женская половина не только постигала азы разнообразных наук, но и приобщалась к домашнему труду. С малых лет девочек учили рукоделию, ткацкому делу, они пряли. Обязательными в программе обучения были танцы и пение. Это становилось необходимым при участии в обрядах и ритуальных праздниках.

Не обходили стороной и литературу. По свидетельству разных источников, уже в 7 в. до н.э. практически во всех областях Греции повсеместно строились школы для девочек. Там они занимались поэзией, танцами, пением, обучались игре на разных инструментах. Наиболее известным таким учебным заведением была школа Сапфо. Известная поэтесса руководила ей довольно долгое время. Кстати, в источниках можно найти стихи Сапфо, посвященные ее воспитанницам. По этим строкам легко понять, что образование юные дамы получали в атмосфере непревзойденной красоты и изящества.

Спарта

Обучение детей Спарты проходило совсем по-другому, нежели в других греческих полисах. Тут воспитание сводилось исключительно к целям физического развития и создания воинствующего гражданина. Что касается женщин, в них воспитывали дух матери воина.

Девочки Спарты не меньшее внимание уделяли занятиям спортом. Доводилось им даже состязаться с мальчишками на различных соревнованиях. А вот музыкой и различными другими искусствами, спартанцы, даже девочки, занимались в разы меньше.

Афины


В древней Греции, в отличие от спартанцев, широко была известна и афинская школа. Она ведет свое летоисчисление с 5 в. до н.э. Позже практически все города-полисы придерживались принципов афинского воспитания или приближенных к ним основ.

Огромное внимание уделялось умственному развитию, но и о физических данных юных греков не забывали. Кстати, гражданин этого государства должен был вырасти нравственно и разносторонне развитым.

Афиняне шли в школы в возрасте 7 лет. Обучение могло проходить и индивидуально, если достаток семьи позволял. Но чаще дети занимались в группах. Как только были преодолены первые пороги обучения азбуке, счету, письму, детям давали более сложные задания. Первые из них и, пожалуй, единственные – учение стихов наизусть. Все, больше, школярам ничего не задавали. Дальше – высшая школа.

Давать образование в гимназиях, лицеях и тем более в университетах, по силу было не каждой греческой семье. Слишком дорого стоило обучение. А уж после реформ Солона, и в школы детей отдавали не все родители. Стало принято образовывать чад неформально, а именно, давать им простейшие навыки письма и счета, а также чтения. Грамоте, как могли, обучали родители. Некоторые нанимали учителей, но большинство использовало труд рабов.

Впрочем, гимназии после 5 в. до н.э. модифицировались. В Афинах они стали центрами педагогики и науки. На этих площадках процветали свободные искусства

Смотрите также

Приблизительно в 3 веке нашей эры была закончена постройка этого грандиозного муниципального комплекса, который занял территорию 2 гектара. Согласно историческим архивам, южная часть имела двухуровневую структуру (Верхняя и Нижняя агора). Здесь размещались различные государственные учреждения, магазины, общественные бани, ремесленные мастерские а также Одеон.

Самарийское ущелье – одна из самых известных достопримечательностей острова Крит. Многие туристы, которые приезжали на Крит посещали этот уникальный природный памятник, или, по крайней мере, слышали о нем.

All inclusive в Греции


В уроке рассматриваются особенности воспитания мальчиков и девочек в Древних Афинах. Получение мальчиками образования в школе и палестре. Описывается особая роль гимнасиев в воспитании афинских граждан. Рассказывается об академии Платона и ликее Аристотеля.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "В афинских школах и гимнасиях"

Вопросы занятия

· Академия и Ликей

Сегодня вам предстоит узнать о том, чему учили в Афинских школах, кто такие педагоги, и чем гимнасий отличается от палестры.

Воспитание детей.

До 6 лет и мальчики, и девочки воспитывались дома матерями. Затем их жизнь становилась абсолютно разной.

Девочки не ходили в школу. Они воспитывались дома и жили там до замужества. Образованием девочек занималась мама, задачей которой было вырастить хорошую хозяйку. В богатых домах девочек учили чтению и письму, а также игре на музыкальных инструментах и танцам. В бедных семьях на это не было времени.

Основным занятием девочек была помощь матери по хозяйству. Они учились шить, ткать, готовить и присматривать за детьми. Главным для афинской женщины было не образование, а умение обустроить домашний быт.


Афинская школа.

Школа в Афинах – это небольшое помещение, где могло находиться от 10 до 20 учеников и только один учитель. Дети сидели на деревянных скамейках, а учитель на стуле. В хорошую погоду занятия проходили на улице, учитель и ученики могли провести урок в тени под деревом.


На протяжении первых лет с детьми занимался учитель-грамматист, который обучал чтению, письму, счету и грамматике. Не всем легко удавалось быстро выучить алфавит и научиться читать. Многие учителя составляли пьесы, в которых главными действующими лицами были буквы. Известен также случай, когда один богатый афинянин подарил своему сыну 24 маленьких раба. Первые буквы их имен соответствовали буквам алфавита. Он надеялся, что это поможет мальчику поскорее его выучить.

Писали в школе на ди́птихе – это две дощечки, покрытые воском и скрепленные между собой, которые можно было раскрыть как книгу. На внутренней стороне делались записи с помощью сти́ля, металлической палочки, у которой одна сторона была заостренной – ею и делали запись. Другая сторона была похожа на лопаточку, ею стирали написанное.




Музыке юных афинян учил кифари́ст. Здесь мальчики осваивали игру на таких музыкальных инструментах как ли́ра и кифа́ра. Под звуки этих инструментов ученики пели гимны.


Затем они начинали посещать гимна́сии. Изначально это были помещения для физических упражнений. Со временем в гимнасии стали приходить афиняне, чтобы пообщаться.

Здесь можно было пойти в зал для борьбы или кулачного боя, поиграть в мяч, устроить соревнования по бегу или прыжкам в длину.

После занятий афиняне шли в бани, холодные или горячие, комнаты отдыха, которые также находились в гимнасии. Прогуляться и отдохнуть можно было в садах среди деревьев и прекрасных статуй; по крытым коридорам или по́ртикам. По́ртик – это помещение, крышу которого поддерживают колонны. Вспомните, где в Древней Греции можно было увидеть этот знаменитый портик?


Академия и Ликей.

Афинский гражданин должен был уметь общаться и высказывать свои мысли. С юношами занимались учителя рито́рики – науки, которая изучает красоту речи. Частыми были выступления ораторов. Афиняне в гимнасии учились правильно вести спор и убеждать собеседника в том, что он не прав. Вскоре при гимнасиях философы стали открывать свои школы. Самые известные из них это Акаде́мия Плато́на и Лике́й Аристо́теля.

Платон собирал своих учеников в гимнасии, который находился в местности Академ, неподалеку от Афин. Здесь существовало строгое расписание, по которому проводились встречи с философом и занятия.

Другой философ – Аристотель – в гимнасии неподалеку от храма Аполлона Лике́йского основал свою школу и назвал ее Ликей. Занятия Аристотель проводил во время прогулок, так ему было легче объяснять и рассуждать.

Как видите, воспитание и образование в Афинах было направлено на то, чтобы вырастить из юных жителей полиса образованных, умеющих красиво говорить и доказывать свою правоту граждан. При этом не забывали и о том, что каждый афинянин должен быть здоровым и физически развитым.

Этим афинское воспитание отличалось от спартанского, где главное внимание уделялось физической подготовке и развитию воинских умений.

Итак, подведем итог. В ходе урока вы узнали, что:

· девочки в Афинах воспитывались дома и не посещали школу:

· мальчики начинали ходить в школу с 6 или 7 лет;

· сопровождать детей в школу и следить за их поведением должен был раб-педагог;

· в школе мальчики писали на диптихе – двух дощечках, скрепленных между собой;

· для письма использовали заостренную палочку – стиль;

· считать учились на специальной доске, которая называлась абак;

· палестра – это школа, где занимались гимнастическими упражнениями;

· с 16-18 лет афиняне посещали гимнасии – помещения для физических упражнений, где могли отдохнуть и пообщаться;

Читайте также: