Утопия читать краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Произведение открывается тем, что писатель говорит о своем посольстве к королю Кастилии Карлу, в котором он сопровождал Кутберта Тунсталла. Собрание проходило в Бругге после чего послы отбыли в Брюссель, а Мор отправился в Антверпен. В Антверпене его навещает Петр Эгидий, он то и знакомит автора с Рафаэлем по прозвищу Гитлоден, который плавал вместе с Америго Веспуччио, Рафаэль рассказал о многих странах, в которых ему довелось побывать.

Далее Мор описывает причины человеческой бедности, говоря чванстве и обжорстве богачей, о царящем воровстве. В этой части своего повествования он выражает протест против огораживания и произвола против крестьян. Так же Мор говорит об отмене смертной казни (этот вопрос актуален до сих пор), автор упоминает об умении римлян управляться с разбойниками и ворами, которых они отправляли в каменоломни.

Так же автор говорит о государственном устройстве Персии, где была этническая группа помилеритов, о том, как с ворами и разбойниками управляются там (в этой части речь идет о анализе государственного правления).

В этой же главе речь идет о некоем прихлебателе, который притворяется дураком и рассказывает о своей жизни, Мор упоминает о законе государства Макхарийского, о некоторых наставлениях, позволяющих сделать зло минимальным. Мор дает наставления мудрости в государстве. После этого разговора Рафаэль обещает рассказать об Утопии. Этим заканчивается первая книга.

Книга 2

Книга открывается тем, что устами Рафаэля автор говорит об очертаниях острова Утопия, о том, что его ширина 200 миль, путь к нему достаточно опасен и что к острову можно причалить с помощью знаков или даже погубить целый вражеский флот. Затем писатель рассказывает о великолепии городов. В каждом городе есть три самых старых жителей решающих государственные дела, собираясь для этого в столице Утопии Амаурот, который находится в самом сердце острова. Мор описывает порядок в деревнях о том, что утопийцы держат в деревнях лошадей, упоминает о еде и сборе урожая.

Устройство столицы Амаурот

Столица острова расположена на квадратном склоне горы и простирались до реки Анидр, с противоположенной стороны город соединен мостом, так же есть еще одна запасная река на случай вражеского нападения. У Утопийцев напрочь отсутствует воровство (подобная Утопия описана у Роберта Шекли), в домах нет даже собственности, а сами дома утопийцы могут менять. Жители столицы пекутся о своем саде, ухаживают за садом с особым чаянием. Мор описывает архитектуру острова, методику постройки домов.

О должностных лицах

Каждое из 30 хозяйств выбирают себе должностное лицо, которое называется сифогрантом или филархом. Над десятью такими сифогрантами стоит транибор, что означает главный начальник. Именно траниборы решают государственные дела.

О занятиях

У всех мужчин и женщин Утопии есть одно общее дело — сельское хозяйство. Этому занятию утопийцев приучают с детства, по мимо этого каждый занят своим ремеслом. Кроме этого Мор описывает режим дня жителей, их игры, изготовление одежды. Интересным является тот факт, что жители Утопии носят одно платье года.

Об отношениях друг к другу

Семейные отношения утопийцев носят довольно специфичный характер. Дети мужского пола остаются в семье и подчиняются старшему родителю. Так же автор описывает еще одну специфику Утопии — если город разрастается сверх меры, то часть его жителей пересылают на материк. Тех же кто не выполняет законов страны их просто выгоняют. Каждый город Утопии поделен на 4 части и в каждом есть рынок, жители города очень заботятся о чистоте рынка, так же автор описывает быт в больницах. Обедом в Утопии занимаются только женщины, за столом утопийцам присуще разделение полов. Утопийцам присуще так же уважение к старикам, так же автор описывает как разносится еда и что во время еды слух утопийцев услаждает музыка.

О поездках утопийцев

Все поездки из Утопии совершаются по разрешению сифогранта, если кто совершил поездку без разрешения его ждет наказание причем строгое, а если деяние повторилось, то такого объявляют рабом. В Утопии с разрешения главы государства каждый житель может погулять по полям. Очень хорошо в Утопии развито то, что в современном языке называется экспорт, утопийцы никогда не пользуются деньгами, хотя имеют их на всякий случай. Так же Мор описывает научную базу утопийцев, их отношение к религии, понятие о психологии личности.

О рабах

Как таковых рабов у утопийцев нет, хотя они называют рабами тех, кто допустил позорный поступок. Против воли утопийцы никого не убивают. Здесь же Мор описывает систему брачного статуса, согласно которому утопийцам запрещен развод кроме случаев прелюбодеяния или тяжелого нрава супругов. В случае полного неповиновения утопийцы могут и убить человека, здесь нет судебного крючкотворства и очень мало законов.

О военном деле

Для Утопии нет бесславного поступка нежели развязать войну, жители стараются погасить назревающий военный конфликт в самом зародыше. Но если же война все же началась, то на этот случай имеются наемники, автор подробно описывает военные укрепления утопийцев, их оружие.

Религия

В области религии утопийцы не приведливы, они верят и в Солнце и в Луну, им чужды гадания. Священники в Утопии благочестивы и храмы в Утопии великолепны.

томас мор утопия краткое содержание

Томас Мор жил полтысячи лет назад. Научный коммунизм изображал ученых-утопистов как мягкотелых, фантазирующих людей. Правда ли это? Свою смерть за убеждения Томас Мор принял, по воспоминаниям современника Эразма Роттердамского, без страха, не прося милости, не склоняя голову. В 1535 году пятидесятисемилетний писатель, гуманист, философ отказался присягать английскому королю, тем самым оставшись преданным первенству Папы Римского. Его вера не допускала двоедушия. Спокойно шел на эшафот Томас Мор, любимец всего Лондона, непревзойденный оратор, уважаемый за тонкое остроумие, гражданскую позицию, порядочность, способный своим словом остановить бунт.

томас мор утопия содержание

книга утопия томас мор

томас мор утопия краткое содержание

Четыреста лет спустя идеи Мора, обогащенные механизмом социалистической кооперации, предложил профессор Чаянов применительно к российской крестьянской христианской общине. Он доказывал, что сельскохозяйственная кооперация крестьян выгоднее государству, чем крупные капиталистические фермы. В России тогда выбрали альтернативный путь – реформы Столыпина. Однако существует реальное, зримое осуществление данного проекта. На рубеже текущего и прошлого веков страны Латинской Америки, во многом благодаря кооперации Чаянова, подняли свое сельское хозяйство на уровень мировых стандартов.

Повествование ведётся от лица Томаса Мора. Он прибывает во Фландрию в качестве посла и встречает там Петра. Тот знакомит друга с опытным морепла­вателем Рафаилом, который много путешествовал. Рафаил, узнав множество обычаев и законов других стран, выделяет такие, которые можно использовать во благо в европейских государствах. Пётр советует мореплавателю употребить свои знания, устроившись на службу к государю советником, но тот не желает заниматься этим — цари много внимания уделяют военному делу и стремятся приобрести всё новые земли вместо того, чтобы заботится о своих собственных. Все советники, как правило, поддерживают в этом владыку, дабы не испортить свою репутацию и не впасть в немилость. Рафаил же осуждает войну и считает её бессмысленной. Мелкое воровство и убийство караются одинаково: смертной казнью. Богачи купаются в роскоши, проводя своё время в праздности, а простой люд тяжко работает, нищенствуя, что и способствует преступности.

Каждая держава считает нужным иметь армию и неограниченное количество золота для содержания войска, война же необходима хотя бы для того, чтобы дать опыт солдатам в резне.

Как истинный философ, Рафаил хочет говорить правду, поэтому стоит воздержаться от занятий государ­ственными делами. Мореплаватель рассказывает о государстве, чьи обычаи и законы пришлись ему по душе.

Томас Мор – краткая биография


Сложный выбор между церковью и миром

Однако Мор никак не мог определиться, посвящать ли всю жизнь карьере юриста? В какой-то период, под влиянием декана лондонского собора Святого Павла Джона Колета, Томас склонился к тому, чтобы связать своё будущее с церковным служением. Долгое время он выбирал между церковной и гражданской службой. В итоге всё-таки принял решение стать монахом и поселиться в картузианском монастыре. Здесь он провёл около четырёх лет.

Тем не менее, желание быть полезным своей стране перевесило над монастырскими устремлениями, и Томас решил оставаться в миру. При этом до конца жизни Мор сохранил привычки, приобретённые в монашеской обители. Всегда очень рано пробуждался и длительно молился, носил власяницы, постоянно соблюдал посты, самобичевался.

Томас Мор

Как стать успешным государством?

Рафаил ведет себя как истинный философ, отмечая, что всегда хочет говорить только правду, поэтому он предпочитает воздержаться от государственных дел. При этом мореплаватель с удовольствием рассказывает о государстве, чьи нравы, обычаи и законы пришлись ему по душе больше всего.

Произведения

Мор крайне негативно отзывается о королевском деспотизме, войнах и духовенстве, которое по его словам погрязло в разврате. Также он предлагает отменить смертную казнь и принять новые реформы, посредством которых удастся изменить положение вещей.

Семейная жизнь

В 1505 году Томас женился. Избранницей Мора стала Джейн Кольт – старшая дочь почётного чиновника (эсквайра) с юго-восточного английского графства Эссекса. Согласно некоторым биографическим данным Томас был влюблён в младшую дочь, но из учтивости сделал предложение Джейн. Девушка была тихая и с добрым нравом. Она получила домашнее образование, но друг Томаса, Эразм Роттердамский, предложил ей продолжить обучение и лично занимался с Джейн литературой и музыкой. У супругов родилось четверо детей – три девочки Маргарет, Элизабет, Сесиль и мальчик Джон.


Однако счастье их было не долгим, в 1511 году Джейн скончалась от лихорадки. Томас хотел, чтобы у детей была мать, поэтому в течение месяца после похорон Джейн он женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон. В отличие от Джейн это была прямая, сильная и властная женщина. По свидетельству друзей Томаса брак, несмотря на какой-то расчёт и поспешность, оказался счастливым. Супруги прожили вместе до самой смерти. Общих детей они не имели, Томас воспитывал дочку Элис от предыдущего мужа, как свою родную.

Мор был очень любящим отцом, если уезжал, то всегда писал своим детям письма и просил их обязательно отвечать. Он особенно был заинтересован проблемами образования женщин, считал, что они способны на такие же открытия, как и мужчины. Именно поэтому настаивал на том, чтобы не только сын получил достойное образование, но и дочери.

История создания книги

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Томас Мор стал создателем первой социалистической модели общества.

В первых двух изданиях было допущено множество опечаток и ошибок в латинских фразах поэтому Эразм Ротердамский обратился в типографу Фрабену в Базеле. Причины такого количества ошибок в первом издании не выяснены и кажутся странными, ведь Томас Мор в совершенстве владел латынью. В 1518 году вышло два новых издания, с уже исправленными ошибками.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Образование

В 1492 году Томас поступил на учёбу в Кентербери-колледж при Оксфордском университете, его наставниками были знаменитые юристы того времени – Вильям Гросин и Томас Линакр.

В 1494 году Томас покинул учебное заведение в Оксфорде по настоянию отца и вернулся в Лондон. Сэр Джон Мор хотел, чтобы сын продолжил его дело, и нанял ему для изучения права опытных законоведов. Томас был способным учеником, из него действительно получился превосходный юрист.

Детство

Томас появился на свет в Лондоне 7 февраля 1478 года. Его папа, сэр Джон Мор, был знаменитым в стране юристом, занимал должность судьи королевской скамьи, в период правления Эдуарда IV получил дворянский титул, прославился своею честностью и неподкупностью.

Получать образование Томаса отправили в лучшую в Лондоне грамматическую школу Святого Антония. Здесь он среди прочих предметов в совершенстве овладел латинским языком.

Деньги и частная собственность на острове Утопия уничтожены, а правителей выбирает народ. Эта идеальная организация резко контрастирует с европейскими державами XVI века, когда войны велись за другие страны.

"Утопия" начинается с письма Томаса Мора своему другу Питеру Эгидиусу с просьбой изучить больше работ, чтобы увидеть, не упущено ли что-нибудь важное.

Первая книга

Томас Мор рассказывает эту историю. Во Фландрии он встречает Питера в качестве посла. Опытный навигатор по имени Рафаэль, который много путешествовал, знакомится со своим спутником Рафаэлем, зная множество практик и правил из разных стран, Рафаэль способен определить те, которые могут быть использованы в европейских странах. В то время как Петр предлагает штурману искать должность королевского советника, штурман не желает этого делать, поскольку царские династии уделяют много внимания своим военным вопросам и больше озабочены приобретением новых областей, чем заботой о своих собственных делах. Ради своей репутации и во избежание впадения в немилость правителя все советники склонны следовать решению господа. Напротив, Рафаэль презирает войну и считает ее бессмысленной. Смертный приговор одинаков как за мелкую кражу, так и за убийство. Те, кто богат, проводят свое время, наслаждаясь роскошью и тратя свое время впустую, в то время как те, кто беден, тяжело трудятся и просят милостыню.

В результате этого каждая держава считает жизненно важным иметь армию и бесконечное количество наличных денег для ее поддержания. Однако сражение требуется, по крайней мере, для того, чтобы войска могли набраться опыта

Рафаэль, как настоящий философ, хочет донести истину, поэтому лучше не ввязываться в политику. Существовало государство, которым пользовался мореплаватель, как с точки зрения его обычаев, так и с точки зрения его законов.

Вторая книга

Утопал, основатель штата, увековечен на острове Утопия На острове есть пятьдесят четыре города и поселки, Независимо от того, откуда вы родом или из какой страны, Есть город под названием Амурот, который " Во всех местах поля расположены на равном расстоянии друг от друга Каждые два года, городские и сельские жители меняются местами.

По всему Амуроту вы найдете окружающий ров, а также чистый и прекрасный проход, это отличное место для того, чтобы у каждого дома был прекрасный сад. До такой степени, что жилища утопийцев меняются по жребию каждые 10 лет.

На каждые 10 филархов и их семьи приходится протофиларх, и каждые тридцать семей выбирают филарха или сифогранта (или транибора). В результате единогласного решения двухсот протофилархов, с другой стороны, до конца своих дней некоторые должности имеют

Сельское хозяйство является основным занятием как мужчин, так и женщин в этой стране. Кроме того, каждый обучается определенному навыку, который передается по наследству, а затем их переводят в другую семью, имеющую соответствующий набор навыков, если они не хотят работать в бизнесе. На завершение рабочего дня уходит шесть часов, их свободное время обычно посвящается науке или бизнесу. Ученые-это те, кто проявил наибольшую преданность своей области исследований. Адем—глава государства—выбирается из их числа, как и духовенство, послы, стажеры Люди в Утопии одеваются в шкуры животных, чтобы идти на работу, и ходят в них по улицам (покрой и цвет одинаковы по всему острову). Все носят один и тот же наряд в течение двух последовательных дней.

Утопия-это место, где всего так много, что часть этого раздается нуждающимся в других странах, в то время как остальное, если вы утопист, вы не тратите деньги ни на что, кроме международных рабовладельцев, порабощенных золотыми и серебряными цепями, в то время как утописты их вообще не используют. Дети играют с драгоценными камнями. Они вырастают и оставляют их позади.

В результате утописты добились значительных успехов в науках, и утописты узнают много нового о других культурах и науках, когда они посещают их. Они быстро схватывают их и развивают в домашних условиях.

Для утопистов война-это мерзость, поэтому они используют хитрость, подкупая государя-окружение, врага и так далее. Если это не сработает, они делают ставки на военные действия. В результате этого утописты нанимают и платят иностранцам, только их гражданам разрешается занимать руководящие должности. Хотя они готовы пойти на войну, чтобы спасти угнетенные народы, они никогда не допустят, чтобы конфликты происходили на их городах.

Это видение Томаса Мора о радостном существовании в Утопии.

"Правила утопистов смехотворны", - заключает Рафаэль повествование, и Мор, чувствуя свою усталость, воздерживается от обсуждения этого вопроса.

Также читают:

Рассказ Мор - Утопия (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду театральной пьесы, основная тематика которой заключается в жестокости и черствости человеческой жизни, обуславливающих трагедии доверчивых и наивных людей.

В этом рассказе повествуется о сложной жизни шахтеров из Урала.

По жанровой направленности произведение относится к разряду романа соцреалистического стиля, основная тема которого заключается в необходимости проявления чувства ответственности

Читайте также: