Утомленные солнцем краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Оскароносная драма об одной из самых печальных страниц в истории нашей страны входит в пантеон классики русского кино.

Середина 1990-х годов была непростым временем для отечественного кино: после распада СССР рухнула и советская студийная система. Кинематограф, как и вся страна, вынужден был выживать в новых условиях. Уже списали в расход прежнюю идеологию, не стало финансирования, кинотеатры по всей стране превращались в барахолки, мэтры отечественного кино остались не у дел…

У Михалкова-режиссера была репутация тонкого мастера камерной чеховской драмы, он лучше всех живописал особый мир дворянской усадьбы – ее негу, тревогу и чаепития на веранде с разговорами ни о чем на краю рушащегося мира. Казалось, революция спалила этот мир дотла, но русская интеллигенция возродилась на своих заросших бурьяном дачах, снова варила варенье и судачила о прошлом и будущем. В прошлом остался кромешный ужас бунта, в будущем маячил новый террор.

Сюжет фильма

Утомленные солнцем

В постперестроечные годы персонажей, подобных Мите, было принято романтизировать в пику красным командирам вроде Котова – грубого плебея с шашкой наголо, каких прославляла советская мифология. Но у Михалкова человеком твердых устоев и офицерской чести оказывается как раз Котов. Он не имел реального прототипа – отсылки к чьей-то конкретной биографии исказили бы замысел картины, хотя похожая судьба в годы большого сталинского террора постигла многих больших военачальников.


Там тоже присутствовал любовный треугольник, а рассказ о гибели старого мира южных усадеб и векового уклада в кошмаре междоусобной войны преломлялся в любовной истории. Но американская картина была прежде всего крепко сколоченной мелодрамой, в то время как русский фильм, не жертвуя жанровой составляющей, по природе своей был явлением искусства, где пойманная в кадр атмосфера времени играла не меньшую роль, чем сюжет.

Шаровая молния осталась в фильме как символ внезапной перемены участи – о ней читает в газетной заметке французский камердинер Мити в первой же сцене. А в финале эта молния, будто галлюцинация, замыкает сюжет, проносясь перед глазами слабеющего главного героя, лежащего в ванной с перерезанными венами подобно утратившему смысл жизни римскому патрицию.

Актеры и роли


Кроме того, сюжет был в значительной мере построен вокруг образа семилетней дочери красного командира, а в этой роли Михалков видел только собственную дочь Надю и торопился со съемками, чтобы запечатлеть девочку в нужном возрасте. Потому логично его решение сыграть главную роль самому. Жену Марусю должна была сыграть популярная на тот момент Елена Яковлева, но и тут судьба распорядилась по-своему: на пробы пришла Ингеборга Дапкунайте, и ее хрупкий, нездешний образ вдохновил режиссера.

Зато роль Мити изначально была написана для Олега Меньшикова. Это было главным кастинговым решением, на нем в большой степени сложился весь художественный строй фильма. Романтический красавец и дрянь, изломанный русский интеллигент, продавший душу ради возвращения домой, Митя паясничает, скрывая внутренний надлом перед лицом прямодушного Котова, силу которого питает вера в справедливое устройство новой жизни.

Награды и признание


Фильм срезонировал в общественном сознании как культурное явление, вызвавшее всеобщий интерес. Критики ломали копья вокруг картины, но она уже зажила своей уникальной жизнью, обросла собственной мифологией и стала одним из первых российских блокбастеров. Появление сиквелов в подобных случаях становится лишь делом времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

постер фильм Утомлённые солнцем

Действие картины начинается летом 1936 года накануне массовых политических репрессий в СССР, в день четвёртой годовщины сталинского дирижаблестроения. Сергей Петрович Котов - легендарный комдив, истинный коммунист, отмеченный наградами герой Октябрьской революции и Гражданской войны, любимец Сталина - живёт на подмосковной даче вместе с супругой Марусей, маленькой дочерью Надей и родственниками Маруси - большой и шумной семьёй интеллигентов и бывших дворян, сохранивших практически в полной неизменности свой дореволюционный уклад жизни с долгими завтраками и безобидными розыгрышами.

Находясь в машине, комдив Котов по-прежнему уверен в собственной правоте: вера в неприкосновенность комдива Красной армии продолжает оставаться в нём непоколебимой. Рассчитывая всё уладить лишь одним телефонным звонком Сталину, Котов, насмехаясь, намекает чекистам, что их карьере скоро придёт конец. Напряжённая ситуация приходит к неожиданной развязке, когда на пути появляется стоящий поперёк полевой дороги грузовик. Его шофёр крайне раздражён тем, что полдня колесит по округе в поисках нужного ему посёлка, никто из местных не может показать ему дорогу, и утверждает, что в его машине кончился бензин.

Подойдя к легковому автомобилю ближе, тот радостно узнаёт комдива, но как только Котов пытается выйти из машины, чтобы объяснить путь в посёлок, чекисты жестоко его избивают и связывают, попутно застрелив шофёра грузовика, ставшего случайным свидетелем.

По отрывочным репликам Котов понимает, что всё уже решено наверху, и плачет от бессилия. Митя, погружённый в свои мысли, безучастно смотрит на связанного комдива, залитого кровью. Автомобиль продолжает свой путь, исчезая за огромным, по случаю праздника подвешенным на аэростате плакатом с изображением Сталина.

Автомобиль, на котором за Котовым приехали сотрудники НКВД, - американский Packard Six 1937-го года выпуска, и поэтому в 1936 году его не могло быть. Но автомобили этой марки в предвоенном СССР были.

Исполнитель роли сотрудника НКВД Владимир Рябов в реальной жизни является уголовником-рецидивистом. В 2004 году он был приговорён к 21 году в колонии строгого режима за убийство. В следующих частях фильма его роль исполнил Сергей Бачурский, а персонаж, ранее не называвшийся по фамилии стал именоваться Рябовым.

По мотивам ленты британский драматург Питер Флэннери написал одноимённую пьесу, по которой в 2009 году на сцене лондонского Королевского национального театра был поставлен спектакль с Киараном Хайндсом в роли Котова и Рори Кинниром в роли Мити.

кадры из фильма "Утомлённые солнцем"

кадр Утомлённые солнцем 2

кадр Утомлённые солнцем 3

кадр Утомлённые солнцем 4

кадр Утомлённые солнцем 5

кадр Утомлённые солнцем 6

кадр Утомлённые солнцем 7

кадр Утомлённые солнцем 8

кадр Утомлённые солнцем 9

кадр Утомлённые солнцем 10

кадр Утомлённые солнцем 11

Олег Меньшиков - сотрудник НКВД Дмитрий Андреевич Арсентьев (Митя);
Ингеборга Дапкунайте - жена Котова Мария Борисовна (Маруся);
Надежда Михалкова - дочь Котова Надя;
Никита Михалков - комдив Сергей Петрович Котов;
Нина Архипова - подруга Лидии Степановны Елена Михайловна;
Владимир Ильин - сын Елены Михайловны Кирик;
Алла Казанская - бабушка Маруси Лидия Степановна;
Вячеслав Тихонов - дядя Маруси Всеволод Константинович Головин;
Светлана Крючкова - домработница Катя Мохова;
Авангард Леонтьев - шофёр;
Евгений Миронов - лейтенант-танкист Коля;
Любовь Руднева - студентка Всеволода Константиновича Люба Грушева;
Инна Ульянова - мать Маруси Ольга Николаевна;
Андре Умански - камердинер Мити Филипп;
Владимир Рябов - офицер НКВД;
Владимир Белоусов - сотрудник НКВД;
Алексей Покатилов - сотрудник НКВД;
Марат Башаров - танкист;
Георгий Дронов - танкист

Награды фильма "Утомлённые солнцем"

Собственно:Краткое содержание первой части: Живущему с семьей на даче комдиву (командиру дивизии) Котову, любимчику Сталина И.В. приезжает его старый знакомый Митя, который когда-то давно, в былые.


Собственно:
Краткое содержание первой части:
Живущему с семьей на даче комдиву (командиру дивизии) Котову, любимчику Сталина И.В. приезжает его старый знакомый Митя, который когда-то давно, в былые времена, приходился женихом нынешней жене комдива. Но авторитет Котова был слишком велик, и Митяю пришлось с позором, и глубокой обидой в душе на время исчезнуть. Вернулся он вовремя - на дворе стояли неспокойные времена - Сталин был крайне подозрителен и по всему Союзу проводились довольно крупные репрессии.
По ходу фильма выясняется, что Митяй уже не тот, кем был, а прибыл он не с целью побыть с комдивом и его семьей на выходные и поудить рыбу, а с самыми что ни на есть личными и должностными целями - являясь сотрудником НКВД, ему было поручено арестовать Котова по подозрению в заговоре.
Фильм заканчивается тем, что комдива сажают в машину, набитую чекистами, и увозят в неизвестном направлении. Комдив пытается давить авторитетом, говоря о том, что со Сталиным он в близких отношениях, и головы чекистов "полетят", стоит лишь ему сделать один звонок. Звонок сделать ему не дают, а основательно избивают и связывают. Текстом нам сообщают, что Котова расстреляли, его жена погибла в лагерях, а дочь Надя доживет до "хрущевской оттепели". Митяй же покончит с собой в московской квартире, перерезав вены.


НЕ краткое содержание второй части:
Сталина макает в торт истерично вопящий Котов, который выжил после расстрела. Понятно, что с таким отношением его не зря репрессировали. Но - оказалось что все это сон, а сидит он не на солнечной даче, рядом с утопленным в торте Сталиным, а на самых что ни на есть обычных лагерных нарах.

Рассказывать о второй части будет непросто, поэтому я ограничился просто-напросто пересказом увиденного. Поверьте - в фильме все так, как я описал.
Слоган второй части этой трилогии (третья сейчас в процессе съемок) был до нельзя высокомерным и даже наглым - "ВЕЛИКОЕ КИНО О ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ". Такая претенциозность потрясла не только простых зрителей, но и деятелей шоу-бизнеса, которые к кинематографу имеют самое непосредственное отношение. От Михалкова в этот момент отвернулось даже достаточное количество его сторонников.
В многочисленных интервью Михалков подчеркивал, мол, бюджет фильма (между прочим выделенный государством - читай на деньги налогоплательщиков) составляет около 50 миллионов долларов, и даже копейки не украли - вы, мол, все деньги увидите в самой ленте, в многотысячных массовках, и битвах, в компьютерной графике и прочем прочем прочем. Ничего этого нет.
Там есть только:
* выжившие непонятно как герои первой части
* добрые нацисты, которые убивают русских, потому что те сами нарываются
* плохие русские, которые совершают идиотские поступки
* срущие летающие жопы
* православие - очень много!
* самонаводящиеся на нехристиан мины
* бомбы, что прошибают крыши, но виснут как люстрах как пушинки
* сиськи, что действуют на умирающих солдат, как морфин, в качестве эвтаназии
Нужно ли все это смотреть? Я думаю нужно, что бы вы знали, какие сейчас пидорасы снимают в России кино. Нужно, что бы знать, как пидорасы видят те времена и ту войну.
Больше сказать о фильме, как и о Великом Творце, Никите Сергеевиче, нечего.

Оценки по десятибалльной шкале:
Зрелищность: 1
Работа актеров: 2
Работа режиссера: -5
Сюжет: -3,14
Коротко о фильме: ублюдочные помои
Можно ли смотреть: подготовленным

Читайте также: