Усвайская а в изучение природы в младших классах вспомогательной школы м 1970

Обновлено: 05.07.2024

К.П. Ягодовский родился в многодетной семье приходского священника. Девяти лет он был отдан в бурсу в городе Чернигов, а затем поступил в гимназию, которую окончил в 1895 году с серебряной медалью. После окончания в 1901 году полного курса Императорского Санкт-Петербургского университета по физико-математическому факультету, К.П. Ягодовский получил право на преподавание естественной истории. У него началась активная профессиональная деятельность: сотрудничал с педагогическими курсами при Фребелевском обществе, с Психоневрологическим институтом; являлся директором и председателем педагогического совета в женской гимназии Стоюниной; читал лекции учителям на выездных курсах по России; возглавлял Глуховский учительский институт; вел научно-методическую и исследовательскую работу в Государственном институте научной педагогики, директором которого К.П. Ягодовский являлся несколько лет, и т.д.

Идеи и результаты своих научно-методических исследований приходилось отстаивать, и следствием противостояния с позиции Наркомпроса, возглавляемого Н.К. Крупской, явились репрессии в отношении многих, включая и К.П. Ягодовского, который избежал ареста, однако был выслан в Свердловск [1].

Шевырева Татьяна Вячеславовна – доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии, продолжая династию дефектологов, более 25 лет работает в Московском Педагогическом Государственном Университете. Является одним из ведущих специалистов в области методик обучения лиц с нарушениями развития. В круг ее научных интересов также входят проблемы экологии, одаренности, вопросы клинической физиологии и использования инновационных технологий в образовании.

Свои научные исследования сотрудники кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии проводят в содружестве с другими организациями: вузами, школами, представителями рода Ягодовских, а также с ассоциацией венгерских дефектологов ERTUK-VELLE.

Принципами научной школы профессора К.П. Ягодовского и сегодня руководствуются преподаватели дефектологических вузов, учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также авторы школьных учебников естествознания, методических пособий и программ для детей с ОВЗ.

Данная тема курсовой работы актуальна в условиях обучения как нормальных (в интеллектуальном отношении) детей, обучающихся в общеобразовательных школах, так и обучения умственно отсталых детей, которые в силу недостатков в своем развитии не способны усвоить программу обучения нормы и вынуждены заниматься по специальной программе во вспомогательных школах 8 вида.

Курс природоведения, по своей значимости для умственно отсталых детей, можно поставить наряду с такими предметами как математика, русский язык, развитие речи и другими, так как именно этот курс позволяет детям получить первоначальные понятия об окружающем их мире, формирует у учащихся определенные понятия об элементах живой и неживой природы, воспитывает в детях любовь к природе и своей Родине, формирует у них бережное отношение ко всему живому.

Особую роль в курсе природоведения играет ведение календаря природы, который преподносится в наглядной и доступной форме, так как он позволяет формировать представления детей о смене времен года, позволяет развивать эстетические чувства и чувство прекрасного, позволяет учителю наглядно делать обобщающие выводы. У умственно отсталых детей особенно страдает мышление и такие его операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.

Главная цель обучения во вспомогательной школе – коррекция нарушенных функций. Курс природоведения позволяет проводить коррекционную работу, а главное корригировать мышление таких детей, память, внимание, развивать речь, воображение и наблюдательность, воспитывать любовь к природе, а также воспитывать детей как личность. Но нельзя забывать о том, что такие дети никогда не достигнут уровня развития детей с нормальным интеллектом.

Кроме календаря природы необходимо вести дневник наблюдений. Это работа самостоятельная и каждый ученик должен вести свой дневник. Ведение дневника наблюдений помогает учителю выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка и на основе этого применять дифференцированный подход. Дневник наблюдений приучает детей к аккуратности, самостоятельности, практической деятельности.

Трудно себе представить какими бы были умственно отсталые дети по окончании вспомогательной школы, если бы не было такого предмета как природоведение. Наличие этого предмета в программе вспомогательной школы позволяет решить множество проблем (образовательного, воспитывающего и коррекционного характера), которые описаны в данной курсовой работе.

1. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей

Прежде чем перейти к теме курсовой работы, необходимо выяснить, что собой представляют умственно отсталые дети и какие особенности психики данных детей необходимо учитывать учителю в его работе?

Существенным препятствием в познании явлений и изменений в природе учащимися вспомогательной шко­лы является характерное для многих из них (особенно в младших классах) отставание в физическом развитии (патологическая за­медленность, нарушение зрительно-двигательной координации, расстройства мышеч­ного тонуса, нарушение общей и мелкой моторики). Эти недостатки отрицательно влияют на воспитание детей, особенно во время проведения уроков.

Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не под­дается коррекции. При правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях спе­циальных учреждений отмечается положительная динамика в развитии умст­венно отсталых детей. Но все же они никогда не достигнут уровня развития, характерного для нормы.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 99324
Количество таблиц: 4
Количество изображений: 1

Читайте также: