Усвайская а в изучение природы в младших классах вспомогательной школы м 1970
Обновлено: 05.07.2024
К.П. Ягодовский родился в многодетной семье приходского священника. Девяти лет он был отдан в бурсу в городе Чернигов, а затем поступил в гимназию, которую окончил в 1895 году с серебряной медалью. После окончания в 1901 году полного курса Императорского Санкт-Петербургского университета по физико-математическому факультету, К.П. Ягодовский получил право на преподавание естественной истории. У него началась активная профессиональная деятельность: сотрудничал с педагогическими курсами при Фребелевском обществе, с Психоневрологическим институтом; являлся директором и председателем педагогического совета в женской гимназии Стоюниной; читал лекции учителям на выездных курсах по России; возглавлял Глуховский учительский институт; вел научно-методическую и исследовательскую работу в Государственном институте научной педагогики, директором которого К.П. Ягодовский являлся несколько лет, и т.д.
Идеи и результаты своих научно-методических исследований приходилось отстаивать, и следствием противостояния с позиции Наркомпроса, возглавляемого Н.К. Крупской, явились репрессии в отношении многих, включая и К.П. Ягодовского, который избежал ареста, однако был выслан в Свердловск [1].
Шевырева Татьяна Вячеславовна – доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии, продолжая династию дефектологов, более 25 лет работает в Московском Педагогическом Государственном Университете. Является одним из ведущих специалистов в области методик обучения лиц с нарушениями развития. В круг ее научных интересов также входят проблемы экологии, одаренности, вопросы клинической физиологии и использования инновационных технологий в образовании.
Свои научные исследования сотрудники кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии проводят в содружестве с другими организациями: вузами, школами, представителями рода Ягодовских, а также с ассоциацией венгерских дефектологов ERTUK-VELLE.
Принципами научной школы профессора К.П. Ягодовского и сегодня руководствуются преподаватели дефектологических вузов, учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также авторы школьных учебников естествознания, методических пособий и программ для детей с ОВЗ.
Данная тема курсовой работы актуальна в условиях обучения как нормальных (в интеллектуальном отношении) детей, обучающихся в общеобразовательных школах, так и обучения умственно отсталых детей, которые в силу недостатков в своем развитии не способны усвоить программу обучения нормы и вынуждены заниматься по специальной программе во вспомогательных школах 8 вида.
Курс природоведения, по своей значимости для умственно отсталых детей, можно поставить наряду с такими предметами как математика, русский язык, развитие речи и другими, так как именно этот курс позволяет детям получить первоначальные понятия об окружающем их мире, формирует у учащихся определенные понятия об элементах живой и неживой природы, воспитывает в детях любовь к природе и своей Родине, формирует у них бережное отношение ко всему живому.
Особую роль в курсе природоведения играет ведение календаря природы, который преподносится в наглядной и доступной форме, так как он позволяет формировать представления детей о смене времен года, позволяет развивать эстетические чувства и чувство прекрасного, позволяет учителю наглядно делать обобщающие выводы. У умственно отсталых детей особенно страдает мышление и такие его операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.
Главная цель обучения во вспомогательной школе – коррекция нарушенных функций. Курс природоведения позволяет проводить коррекционную работу, а главное корригировать мышление таких детей, память, внимание, развивать речь, воображение и наблюдательность, воспитывать любовь к природе, а также воспитывать детей как личность. Но нельзя забывать о том, что такие дети никогда не достигнут уровня развития детей с нормальным интеллектом.
Кроме календаря природы необходимо вести дневник наблюдений. Это работа самостоятельная и каждый ученик должен вести свой дневник. Ведение дневника наблюдений помогает учителю выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка и на основе этого применять дифференцированный подход. Дневник наблюдений приучает детей к аккуратности, самостоятельности, практической деятельности.
Трудно себе представить какими бы были умственно отсталые дети по окончании вспомогательной школы, если бы не было такого предмета как природоведение. Наличие этого предмета в программе вспомогательной школы позволяет решить множество проблем (образовательного, воспитывающего и коррекционного характера), которые описаны в данной курсовой работе.
1. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
Прежде чем перейти к теме курсовой работы, необходимо выяснить, что собой представляют умственно отсталые дети и какие особенности психики данных детей необходимо учитывать учителю в его работе?
Существенным препятствием в познании явлений и изменений в природе учащимися вспомогательной школы является характерное для многих из них (особенно в младших классах) отставание в физическом развитии (патологическая замедленность, нарушение зрительно-двигательной координации, расстройства мышечного тонуса, нарушение общей и мелкой моторики). Эти недостатки отрицательно влияют на воспитание детей, особенно во время проведения уроков.
Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений отмечается положительная динамика в развитии умственно отсталых детей. Но все же они никогда не достигнут уровня развития, характерного для нормы.
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 99324
Количество таблиц: 4
Количество изображений: 1
Читайте также: