Уровневые задания в начальной школе узнавание воспроизведение понимание применение

Обновлено: 07.07.2024

Каждому из нас хочется, чтобы ученик был успешен. Поэтому наша задача сделать процесс обучения доступным и интересным. Главное научиться создавать ситуации успеха и для сильного и для слабого ученика.

В своей работе в основном опираюсь на учебники, но для более способных включаю в урок дополнительный материал, как теоретического, так и практического характера.

Разноуровневые задания можно использовать на разных этапах работы: при изучении нового материала; при учете знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления; дифференцированная домашняя работа.

Основные требования к заданиям:

Если задания 2 уровня. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся: решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.

Для распределения заданий по этим 3 уровням я использую конверты разных цветов. Чем светлее цвет конверта, тем задание в нём легче, т. е. 1 уровня. Чем темнее цвет, тем, соответственно, сложнее 2 или 3 уровня. Дети самостоятельно выбирают, какой конверт им взять.

Прежде чем ребёнок возьмёт тот или иной конверт даётся и нструкция:

1. Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание, допустим, в розовом конверте.

2. Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание в оранжевом конверте.

3. Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание в красном конверте.

Проверка индивидуальной деятельности учеников осуществляется чаще всего на перемене.

Приведу несколько примеров. Это простые задания, рассчитанные на 5-10 минут.

1 уровень. Раскрась картинку по буквам

Разноуровневые задания на уроках в начальной школе

2 уровень. Отгадай ребусы

3 уровень. Расшифруй слова

Разноуровневые задания на уроках в начальной школе

1 уровень. Запиши первые десять букв алфавита.

2 уровень. Продолжи алфавит: л, . … . ц

3 уровень. Расшифруй слова, используя алфавит.

и, а, с, т; т, о, г, с, ь; т, о, н, е

Русский язык

1 уровень. Вставь пропущенные буквы:

1. Тетради — тетра . ь, тетра . ка, походы — похо. . , березовый — бере . ка, колхозы — колхо . , верблюды — верблю . , шалаши — шала . , грибочек — гри . .

2 уровень. Выбери проверочные слова.

1. Проходит, выходка — прохо . , площадочка, площади— площа . ка, бобы, бобик — бо . , лягушата, лягушечный —лягу . ка, возик, привозит — во . , насосы, насосный — насо . .

3 уровень. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное

1. Шу . ка — шубы, ве . ка — . . , ря . — . . , ла . ки — . . . , зага . ка — . . . , ша . ка — . . . , варе . ки - . . .

Русский язык

1 уровень. Разбери предложение: по членам предложения (опираясь на памятку), памятка прилагается.

2 уровень. Найди предложение, относящееся к схеме.

(Дается 2-3 предложения)

3 уровень. Составьте самостоятельно предложение к заданной схеме.

Окружающий мир

Выдели объекты природы: дерево, стакан, тетрадь, цветок.
2 уровень:

Продолжи ряд явлений природы: снегопад, радуга, .
3 уровень:

Что ты знаешь о радуге?

1 уровень: Подчеркни диких животных: лиса, кулан, корова, баран, олень
2 уровень: Продолжи ряд: баран, верблюд, .

3 уровень: Отгадай загадку: Хозяин лесной просыпается весной,
а зимой по вьюжный вой спит в избушке снеговой.
Расскажи, что ты знаешь об этом животном?

1 уровень. Даны числа: 10, 93, 5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3

Раздели их на группы.

2 уровень. Даны цифры 5, 9, 0, 2. Запиши при помощи этих цифр все возможные двузначные числа. Замени одну цифру так, чтобы двузначных чисел можно было составить больше, чем из данных цифр.

3 уровень. Определи, сколько знаков потребуется, чтобы зашифровать заданные числа: 46, 64, 44, 66, 76, 67, 77, 17

1 уровень. Выполни действия.

1:1 7:1 0*9 10*1 0:1 17*0 10:1 1*1

Раздели выражения на группы.

2 уровень. Какое число надо написать, чтобы равенства стали верными?

Ψ*1 λ:1 Λ*1 λ:λ 0*Ω Σ*0 0:Λ 1*λ

1. Подчеркните только имена существительные.

Чайник, кричать, хороший, Маша, нора, большая, летал.

2. Определи род имени существительного.

Берег, яблоня, море, еж, яблоко, дверь, сон.

3. Вставь пропущенное существительное.

Вчера мы ходили в ________. Вечером ребята играли на ________.

4. Подчеркни имена собственные.

Река Волга, город Нальчик, мальчик Гена, гора Эльбрус.

1. Образуй существительные и определи род.

храбрый мудрый бедный

2. Подбери к данным существительным антонимы.

радость плач добро друг

3. Подбери к данным существительным подходящие по смыслу существительные.

кусок конец килограмм обложка

4. Составь из данных слов предложения и подчеркни имена собственные.

Буренка, на, паслась, корова, лугу.

Петров, живет, Миша, деревне, у, в.

1. Подбери к данным словам антонимы и определи род.

Правда ночь шум доброта

2. Подбери к данным словам синонимы.

врач неправда булка

3. Укажи род и число нарицательных существительных.

Россия – огромная страна. На юге цветут пальмы. Есть в России реки, моря, горы, озера. В горах – металл, руда, уголь, газ.

Таким образом, применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Они ощущают себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках

Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и чаще всего пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней, но с каждым годом обучения растёт количество учащихся выбирающих 3 уровень.

Следующий уровень- воспроизведение. Цель - воспроизведение ранее полученных знаний.

Задания этого уровня могут быть применены на этапе постановки учебной задачи, а также актуализации знаний. Обучающимся необходимо вспомнить ранее изученную на уроке информацию и выполнить задание
Обучающимся предлагается заполнить пропущенные слова правиле или алгоритме. Задание способствует формированию умений применять на практике изученные понятия и представления в контексте темы. Обучающемуся предлагается текст в котором пропущены слова. Для того чтобы правильно выполнить это задание обучающемуся необходимо внимательно прочитать текст и выбрать нужный вариант.


Следующий уровень-понимание; Цель: понимание и применение полученных знаний;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение уровневых заданий при обучении весьма актуально. Такие задания помогают поддерживать интерес к изучению предметов, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.

Уровневые задания с успехом могут быть использованы

При изучении нового материала

При контроле за усвоением знаний, умений и навыков

При проверке знаний.

Анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.

Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.

самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления; дифференцированная домашняя работа.

Выделяют 4 уровня усвоения знаний: узнавание, воспроизведение, понимание, применение.

1.Узнавание (на этапе актуализации раннее полученных знаний)

Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по теме без их видоизменений.

2.Воспроизведение (на этапе постановки учебной задачи, а также актуализации знаний)

Цель: воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях.

3. Понимание (на этапе открытия новых знаний)

Цель: осмысленное восприятие новой информации.

4. Применение (на этапе рефлексии и контроля знаний, закрепления материала)

Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в разнообразных ситуациях.

При разноуровневой работе в классе важно вести систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся, за их здоровьем.

Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

Использование уровневых учебных заданий на уроках позволяет всем учащимся быть вовлеченными в учебный процесс, чувствовать себя причастным к открытиям, получать удовольствие от процесса обучения.

В соответствии с ФГОС НОО необходимо использовать уровневый подход для того, что оценить сформированность планируемых результатов обучающихся. Данным вопросом занималась Тимофеева Лилия Львовна, кандидат педагогических наук, которая предложила 5 уровней освоения знаний, которые являются основой моей разработки.

Задание нацеливают учащихся на не только освоение материала, а на его преобразование и интерпретацию. Критерием правильность выполнения является результат использования знаково-символических средств или логических операций, уровень понимания и интеграции. Правильно выполнено задание – 3 балла; неточно, неполностью – 2 балла; неправильно – 0 баллов.

4 уровень – Применение в знакомых условиях. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях. Рассмотрим одно из заданий, которое можно использовать на этапе самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в виде интерактивного задания, карточки.

Данное задание составляет основу тематическому контролю, то есть свидетельствует об освоении планируемых результатов на базовом уровне. Правильно выполнено задание – 4 балла; неточно, неполно – 3-2 балла; неправильно – 0 балла.

5 уровень – Применение в новых условиях. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых/незнакомых условиях, ситуациях. Рассмотрим одно из заданий, которое можно использовать на этапе включение нового в систему знаний и повторение.

Задание нацеливает обучающихся на формирование и оценку навыка решения проблемы. Критерием правильности выполнения является решение учебно-познавательной или учебно-практической задачи. Правильно выполнено задание – 5 балла; неточно, неполно – 4-3 балла, неправильно – 0 балла.

Данные задания можно предложить на разных платформах: например, в виде презентации, интерактивных заданий на смарт-доске, на планшетах или на сайте ленинг-аппс. Разработка данных заданий может использоваться на учебном занятии при изучении темы, в рамках тематической проверочной работы, а также для дистанционного самостоятельного обучения.

Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.

Каждому из нас хочется, чтобы ученик был успешен. Поэтому наша задача сделать процесс обучения доступным и интересным. Главное научиться создавать ситуации успеха и для сильного и для слабого ученика.

Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться

Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.

Уровневые задания с успехом могут быть использованы

• При изучении нового материала

• При контроле за усвоением знаний, умений и навыков

• При проверке знаний.

Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.

Применение уровневых заданий при обучении весьма актуально. Такие задания помогают поддерживать интерес к изучению предметов, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.

Уровневое обучение – это система организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала разными учащимися, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося

Цель уровневого обучения : организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т. е. на уровне его возможностей и способностей.

По функциональному описанию выделяют следующие уровни усвоения учебной деятельности:

· репродуктивный (восприятие, осмысление, запоминание);

· продуктивный (применение знаний по образцу, решение типовых задач, объяснение);

· творческий (применение знаний в новой ситуации).

Сегодня я представлю уровневые задания в следующем порядке :

1 уровень-узнавание

2 уровень-воспроизведение

3 уровень-понимание

4 уровень- применение в знакомых условиях

5 уровень-применение в новых условиях

Для этого уровня я предлагаю задание - установи соответствие между божествами и их функциями.

Цель задания- формирование умении группировать факты по теме «Верования древних славян. Обучающимся предлагается установить соответствие между божествами и их функциями. Для выполнения этого задания обучающемуся необходимо внимательно прочитать задание и установить соответствие.

Следующий уровень- воспроизведение. Цель - воспроизведение ранее полученных знаний. Задания этого уровня могут быть применены на этапе постановки учебной задачи, а также актуализации знаний. Обучающимся необходимо вспомнить ранее изученную на уроке информацию и выполнить задание

Обучающимся предлагается заполнить пропущенные слова в тексте. Задание способствует формированию умений применять на практике исторические понятия и представления в контексте темы. На задании этого уровня я использовала платформу леннинг апс. Обучающемуся предлагается текст в котором пропущены слова. При нажатии на пустой прямоугольник появляются несколько понятии из которых обучающийся должен выбрать один вариант. Для того чтобы правильно выполнить это задание обучающемуся необходимо внимательно прочитать текст и выбрать нужный вариант. При правильном выполнении выбранные понятия загораются зеленым цветом и появляется словесное суждение при неправильном выполнении загорается красным цветом. Критерии оценивания задания :

Следующий уровень-понимание; Цель: понимание и применение полученных знаний; Задания этого уровня могут быть применены на этапе открытия новых знаний. Обучающимся необходимо применить полученные знания и распределить слова по двум группам, с одной стороны древние славяне, с другой древняя Русь. Данное задание способствует формированию умений отличать образ жизни древних славян от древней руси.

На задании этого уровня я использовала платформу леннинг апс. Обучающимся предлагаются слова, они должны их распределить, после распределения всех слов, можно нажать в нижнем правом углу на синюю галочку и проверить правильность выполнение задания, при правильном выполнении задания распределенные слова загораются зеленым цветом, если в группе есть лишние слова загораются красным цветом.

4 уровень- применение в знакомых условиях

Цель: применение полученных знаний на практике, без заранее заданных норм действий и правил

Обучающимся необходимо составить схему управления древнерусского государства, без заранее заданных норм действий и правил. Данное задание способствует формированию умения структурировать полученную информацию в виде схемы.

Предполагаемые ответы детей:

2. -Дружина-старшая (бояре, дума, совет князя, воеводы) митрополит.

3. -Младшая (отроки, гриди-мечники, вирники)

Критерии оценивания задания :

5 уровень- Применение в новых условиях

Цель: творческое применение знаний по изученной теме

Обучающимся необходимо составить рассказ от имени Ярослава Мудрого

Данное задание способствует развитию интеллекта и исторического мышления

Выполняется с использованием дополнительной литературы, интернет источников.

Предполагаемые ответы детей:

Рассказ: Я князь Ярослав Мудрый, сын Великого Владимира Святославовича. Свое прозвище Мудрый я получил за любовь к просвещению и за то что создал первого известного на Руси свода законов. Родился я в 978 году, в семье, который принадлежал роду Рюриковичей. .

Критерии оценивания задания :

Таким образом, применение уровневых заданий на уроке предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

Использование уровневых учебных заданий на уроках позволяет всем учащимся быть вовлеченными в учебный процесс, чувствовать себя причастным к открытиям, получать удовольствие от процесса обучения.

Прикреплённые файлы:

Читайте также: