Уровень сформированности общих и профессиональных компетенций у практиканта в школе

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Т.В.Первова, преподаватель, ГБПОУ ДПК

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Отличительное для начала 21 века изменения в характере образования – в направленности, целях, содержании – ориентируют его на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. При этом обновление содержания образования, разработка нового поколения стандартов напрямую связывается с реализацией компетентностного подхода.

процессуально-важные качества, связанные со свойствами интегральной индивидуальности педагога;

способность педагога превращать специальность в средство формирования личности учащегося;

труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников;

знания и опыт, дающие возможности профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания;

совокупность профессионально-педагогических компетенций и др.

Таким образом, под профессионально-педагогической компетентностью понимаются сложившиеся в процессе обучения и развивающиеся в ходе профессиональной деятельности интегративное качество педагога, образованное системой ключевых и специальных компетенций, которые представляют совокупность профессионально значимых свойств и обеспечивают успешную реализацию педагогической деятельности.

Разные авторы выделяют различные ключевые компетенции:

ценностно-смысловая – связана с ценностными представлениями студентов, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение;

общекультурная компетенция включает духовно-нравственные основы жизни человечества;

учебно-познавательная – совокупность компетенций, состоящая из элементов логической, методологической и общеучебной деятельности;

информационная компетенция – умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

коммуникативная – включает знания способов взаимодействия с окружающими людьми, владение различными социальными ролями в коллективе;

социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности в области семейных отношений, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;

профессиональная компетенция направлена на развитие профессионально важных качеств личности, способствует освоению предмета профессиональной деятельности, совершенствованию знаний, умений и навыков;

компетенция личностного самосовершенствования направлена на осваивание способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, на эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку и др.

В процессе обучения закладываются только основы будущей профессиональной компетентности, в ее освоении большое значение имеет накопление опыта профессиональной деятельности. В этом плане можно выделить несколько этапов формирования профессионально-педагогической компетентности в процессе обучения в педагогическом колледже:

1 этап – формирование информационной компетентности в области наук; одновременно происходит освоение деятельностного, процессуального компонента компетентности – навыков и умений, связанных с содержанием изучаемых курсов.

2 этап – прохождение блока педагогической подготовки, одновременная апробация (в дидактических играх, на практических занятиях, при посещении и анализе уроков) своих профессиональных возможностей. Личностно ориентированный, деятельностный подход к этому этапу подготовки позволяет оптимизировать процесс освоения студентами основ педагогической компетентности, включить систему самооценки, самообразования и самокоррекции.

3 этап – приобретение опыта реализации профессиональной компетентности в процессе педагогической практики, которая способствует освоению предмета профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств личности, освоению основных методик и технологий профессии, формированию основ профессионального мастерства.

Последний этап – подведение итогов профессионально-педагогической подготовки студентов в форме защиты выпускной квалификационной работы и сдача государственного аттестационного экзамена. На этом этапе осуществляется интеграция профессиональной компетенции личностного самосовершенствования.

Результатом компетентностного подход является выпускник, владеющий компетенциями, т.е. тем, что он может делать, к чему он готов. Особая роль в этом принадлежит дисциплинам педагогического цикла. В процессе преподавания педагогики очень важно показать студентам значение теоретических знаний в развитии профессиональной компетентности. Включение в систему уроков по каждой теме практических занятий позволяет актуализировать теоретические знания, мобилизовать студентов на решение поставленных вопросов. В процессе работы учитель ежедневно сталкивается с необходимостью решения разнообразных задач. Компетентность учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формирует на основе многостороннего анализа цели и задачи как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности; как организует коллектив учащихся на решение этих задач. Педагогические задачи помогут студентам научиться более пристально всматриваться в сложный мир педагогических явлений, принимать обоснованные решения, овладевать качествами высокоорганизованного мышления.

Методика использования педагогических ситуаций и задач весьма разнообразна. Они применяются на лекциях, семинарских и практических занятиях; при самостоятельной работе студентов над темой; на заседаниях научных студенческих обществ; их могут использовать при подготовке докладов, рефератов, курсовых работ. Уже не первый год практикуется включение практических заданий в материалы промежуточной и итоговой аттестации студентов.

Приведем некоторые приемы работы над педагогическими задачами. В лекциях задачи можно использовать для иллюстрации теоретических положений или же как фактический материал для соответствующих выводов. Постановка задачи перед аудиторией позволяет проверить усвоение и понимание студентами определенных теоретических положений темы. В этих случаях задачи являются удобным средством для установления обратной связи и в то же время повышают интерес к изучаемому курсу.

В этой связи интересен и такой прием, когда одна и та же задача решается студентами дважды: перед изучением соответствующей темы и после ее изучения. Предварительное решение задачи повышает у студентов интерес к теме, заставляет их более внимательно слушать излагаемый материал, искать в теоретических положениях подтверждение правильности своих суждений и выводов. Решение той же задачи после прослушанной темы убеждает студентов в жизненности педагогических знаний, в том, что овладение теорией помогает найти правильный выход в сложной педагогической обстановке.

Более широко используются задачи на практических занятиях в форме коллективного или группового обсуждения приведенного текста. При такой организации работы студенты высказывают свои суждения, дают оценку педагогическому явлению, методам и приемам, вскрывают мотивы поведения ребенка и линию действий воспитателя.

Одним из приемов работы над задачей является составление студентами аналогичных задач или ситуаций. При этом они используют факты из собственной практики, результаты наблюдений за деятельностью детей и педагогов, ситуации из педагогической и художественной литературы.

Текст педагогического задания и вопросы к нему может использоваться и как домашнее задание, при подготовке к семинарскому занятию. Работая над ними, студенты могут пользоваться необходимой литературой. В ходе данной работы развивается информационная компетенция будущего учителя.

Другим средством формирования умений и навыков студентов является организация практических занятий опытно-лабораторного характера. С этой целью организуется наблюдение и анализ уроков и внеклассных занятий.

Достижению высокого уровня развития педагогического мышления способствуют задания по самоанализу. С этой целью в структуру практической подготовки студентов введена практика наблюдений по педагогике, в ходе которой учащиеся анализируют собственные уроки и занятия, дают теоретическое обоснование использованным методам, приемам, средствам и формам организации. Данная работа способствует формированию компетенции личностного самосовершенствования, саморегуляции.

Таким образом, организация практических занятий направлена на развитие профессионально важных качеств личности, способствует освоению предмета профессиональной деятельности, основ профессионального мастерства, тем самым расширяя возможности формирования у студентов профессиональной педагогической компетентности, расширяет возможности формирования у студентов прочных знаний, умений и навыков по педагогике, способствует повышению интереса к предмету, осознанию педагогики как прикладной науки.

Все это развивает педагогическое мышление студентов, учит глубоко рассматривать педагогические факты и явления, содействует улучшению качества профессионально-педагогической подготовки будущего педагога.

В результате прохождения Учебной практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения и компетенции :

Общекультурные компетенции (ОК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

Работать над формированием профессиональных компетенций (ПК):

в нормотворческой деятельности :

- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности :

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности :

- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности :

- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности :

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19);

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе прохождения учебной практики должен :

Знать:

- научные основы учебных дисциплин в образовательных учреждениях;

- основные способы обработки информации;

- основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;

- ценностные основы профессиональной деятельности;

- методологию научных исследований и проблем юриспруденции;

- теории и технологии обучения и воспитания студента;

- содержание преподаваемых дисциплин;

- способы профессионального самопознания и саморазвития.

Уметь:

- системно анализировать и выбирать образовательные компетенции;

- использовать диагностические методы для решения различных профессиональных задач;

- проектировать профессиональный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям развития личности;

- использовать в профессиональной деятельности разнообразные ресурсы, включая потенциал учебных дисциплин;

- использовать теоретические знания для генерации новых идей в области юриспруденции

Владеть:

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (СПС, журналы, сайты, юридические порталы и т.д.);

- различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;

- способами проектной и инновационной деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды;

- технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных, экономических и профессиональных знаний;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для будущего педагога большое значение имеет сформированность профессиональных компетенций.

За время обучения в колледже я научилась определять цели и задачи , планировать и проводить уроки. Научилась осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. В профессиональной деятельности научилась проводить педагогические наблюдения и диагностику. Научилась выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы. Во время учебной и производственной практики научилась систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования . Научилась планировать внеклассную работу и проводить внеклассные мероприятия, осуществлять педагогический контроль .

Я научилась обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания. Анализировать результаты работы с родителями , координировать деятельность работников образовательной организации.

За время изучения профессиональных модулей я научилась создавать в кабинете предметно-развивающую среду, оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений, а также участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

Я считаю, что за время обучения у меня сформировались все профессиональные компетенции, поэтому я готова к профессиональной деятельности.

Опарина Ольга Николаевна


Профессиональное училище № 3 г. Волжский

Известно, что перечень общих и профессиональных компетенций для конкретной профессии или специальности отражен в новом ФГОС СПО.

Для освоения этих компетенций в структуру образовательной программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций и универсальных учебных действий.

Необходимо подчеркнуть, что каждый модуль предусматривает формирование как профессиональных, так и общих компетенций, включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений, использованию интерпретации информации и т.д.

Освоение совокупности общих и профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций и социализации студентов становится целью образовательной программы. Таким образом, в структуре образовательного стандарта профессиональные модули, включающие обязательный объем знаний, умений и практического опыта, необходимого для выполнения различных видов профессиональной деятельности, заменяют традиционные специальные дисциплины.

Реализация модульных образовательных программ, основанных на компетенциях, требует принципиально иного подхода к организации учебного процесса, основной особенностью которого становится практикоориентированное обучение и самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов в модульных программах

Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности студентов, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д.

Профессиональная карьера - это профессиональное становление и развитие личности, основными показателями которой является:

способность работать в коллективе.

Под самостоятельной работой следует понимать любую организованную мастером производственного обучения активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленных целей в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой , с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определенных целей. С другой стороны – форму проявления соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами задания по учебной практике, которое, в конечном счете, приводит его либо к получению совершенно нового , ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной цели и задаче;

- формирует у студентов необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенных познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к знанию;

- вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач.

Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у обучающихся, особенно на первом курсе, когда необходимо научить студентов правильно ставить учебные цели. Студентам необходимо научиться запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания, повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и функции понимания, осмысливания нового на базе старого. Например: они знают теоретические основы кладки кирпича, а практическому выполнению этих работ их нужно научить.

В виду того, что самостоятельная работа является важнейшей формой учебного процесса, мастеру п/о следует акцентировать ее преимущества по формированию параметров квалификационной характеристики.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов на современном этапе развития педагогики выступает как важное средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация студентов , их направленность, самостоятельность, самовоспитание и другие значимые характеристики. В се эти характеристики соответствуют требованиям , которые выдвигают работодатели: умение работать с информацией, умение самостоятельно добывать знания и систематизировать их; профессиональная компетентность; высокая ответственность и организаторские способности.

Учебная практика играет решающую роль в формировании общих и профессиональных компетенций студентов, которая заключается в его специфических особенностях в части целеполагания, содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов и средств обучения. Приоритетным для учебной практики является формирование профессиональных умений студентов перед формированием профессиональных знаний; ведущим методом учебной практики остается упражнение; основным средством учебной практики является производительный труд студентов осуществляется неразрывная связь теории и практики; происходит сочетание обучения в специально-организованных условиях и в условиях реального производства

Благодаря этим особенностям происходит последовательная реализация целей учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций студентов:

  • профессионализм (отработка правильности и точности трудовых действий, достижение определенной скорости их выполнения, развитие умений и навыков);
  • профессиональной самостоятельности;
  • профессиональной мобильности.

Одновременно с учебной практикой становлению общих и профессиональных компетенций по профессии способствует производственная практика.

В результате составления портфолио происходит:

- оценивание сформированности ОК

- оценивание сформированности ПК по ПМ.03 и ПМ.07

-формирование и совершенствование мотивации у студентов училища к образовательным и профессиональным достижениям.

Работу по выполнению студентами портфолио мы начали в 2011г., на тот момент портфолио представляло документ, состоящий из титульного листа, документов представляющих достижения студента в освоении образовательной программы, грамот, сертификатов, фотографий.

При выполнении портфолио студентами происходит самооценка и систематическое отслеживание результатов своей деятельности , анализируется , оценивается общественная и учебная деятельность, свое развитие как личности, намечаются пути своего развития и планируется дальнейшая трудовая деятельность.

Выполнение студентами портфолио не самоцель, а лишь средство для достижения лучших результатов в освоении образовательных программ, при этом повышается мотивация практически у всех студентов, происходит творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности : учебной, научно-иссследовательской, спортивной, творческой, социальной.

Контингент студентов в моей группе в большинстве своем это ребята из сельской местности, дети из неблагополучных семей, которым раскрыть свои потенциалы в различных видах деятельности не представлялось возможным, с поступлением в наше училище у молодых людей открылись новые перспективы. Участвуя в различных общеобразовательных предметных олимпиадах, конкурсах, декадах многие студенты повысили свой общеобразовательный уровень, подготовились качественно к сдаче ЕГЭ, поступили в ВУЗы и техникумы. Участвуя в конкурсах профессионального мастерства, повысили свой профессиональный уровень, получили высокие разряды по осваиваемым профессиям и сертификаты на трудоустройство от работодателей. Участвуя в спортивных соревнованиях, получили спортивные разряды по многим видам спорта. Участие в конкурсах художественной самодеятельности послужило трамплином для дальнейшей творческой деятельности для многих студентов. Все эти этапы отражаются студентами в портфолио в виде различных документов: грамот, сертификатов, благодарностей, характеристик, отзывов преподавателей, фотографий и влияют в итоге на главную цель- выпуск квалифицированного, конкурентоспособного специалиста и воспитание человека с высокими моральными качествами.

Выполнение портфолио возлагается на студента. Я как руководитель группы направляю работу студентов по ведению портфолио, консультирую, помогаю, даю советы, объясняю правила ведения и заполнения портфолио, совместно со студентами отслеживаю динамику индивидуального роста, поддерживаю образовательную, профессиональную и творческую активность и самостоятельность. Мне приходится выступать в роли посредника между студентами, преподавателями, обеспечивать постоянное сотрудничество и взаимодействие, осуществлять контроль за заполнением соответствующих разделов портфолио.

В настоящее время я рекомендую студентам не перегружать портфолио лишними бумагами. Разделы должны быть конкретными, перекликающимися с учебой и практикой. Можно определить следующие блоки для студенческого творческого портфолио:

Личная информация (визитная карточка)

Официальные документы (свидетельства, грамоты, дипломы или их копии и т.д.)

Уровень профессиональных и общеобразовательных знаний (описание исследовательской деятельности, защита курсовых проектов и результаты)

Подтверждение профессиональных навыков студента (отчеты с практики)

Социально-значимая деятельность студента (участие в конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.)

Выполняя портфолио, студент накапливает и сохраняет документальное подтверждение собственных достижений в процессе обучения в училище, что способствует мотивации к образовательным достижениям, приобретению опыта в деловой конкуренции; обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей; выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей; повышение конкурентоспособности будущего специалиста.

Читайте также: