Уровень конкурса в школе

Обновлено: 30.06.2024

Сегодня для нас чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Одной из приоритетных задач становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.

Современное общество испытывает большую потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. И именно данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активностиучащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Его нужно развивать.

На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:

специально организованное обучение;

собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от творческой деятельности;

окружающий социум (родители, педагоги, дети).

Выделяют несколько направлений работы, сопутствующих развитию одаренности ребенка:

развитие любознательности как основы познавательной активности;

развитие познавательных процессов;

развитие творческого воображения;

обогащение представлений об окружающем мире.

развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.

Таким образом, возникает необходимость создания оптимальной среды для ребенка, которая будет:

1. Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений.

2. Направлять их творческую активность.

3. Вызывать желание экспериментировать.

4. Создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

5. Создавать для детей ситуацию успеха - участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях, детских конференциях, семинарах, олимпиадах.

Для начала необходимо определить, что такое творчество и творческая личность:

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением.

В чем проявляет себя творческая личность?

✓ Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности

✓ Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.

✓ Оригинальна, комбинирует различные находки.

✓ Работа приносит ей удовольствие.

✓ Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.

✓ Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.

Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.

Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы и фестивали выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей.

Социализация - это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности. Это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту.

Итак, конкурс и фестиваль – действенный способ побудить творческую активность ребёнка. Одной из главных целей в проведении конкурсов и фестивалей является поиск одаренных, творческих, талантливых детей, для организаторов важно открыть новые имена и поддержать их творчество.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день в педагогике искусства и психологии существует две крайние точки зрения:

Сторонники одной из них полагают, что одаренность — уникальное явление, другие считают до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий.

Выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

- дети с высоким уровнем творческих способностей - юные художники и др. (творческая одаренность);

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Творческая деятельность, которая осуществляется по инициативе самого ребенка, постоянно совершенствуется, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. Именно эту точку зрения, как педагог, я разделяю, поэтому в работе с детьми особое значение для меня имеет собственная активность ребенка.

Конкурсы являются важной характеристикой роста и развития детей. Организованные на должном уровне соревнования могут быть полезны как для общего развития ребенка, так и сыграть активную роль в формировании необходимых для него волевых качеств, укрепления, закалки характера.

Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт "разумного авантюризма".

Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.

Творчески одаренные подростки общительны и склонны к широким социальным контактам, их следует включать в активную общественную и творческую деятельность, тем более что они обычно показывают большую эмоциональную стабильность и достаточно спокойно относятся к критике и собственным ошибкам.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива именно в школьном возрасте.

В целом можно выделить личностные качества, позитивно и негативно влияющие на развитие одаренности:

∙ позитивно влияют на становление одарённости - познавательная мотивация, развитый мотив достижения успеха, общая адекватная самооценка, низкий уровень тревожности, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость;

∙ негативно воздействуют на возможности реализации творческого потенциала детей и подростков - несформированность мотивационной сферы, развитый мотив избегания неудач, заниженная или чрезмерно завышенная самооценка, повышенная чувствительность, высокий уровень тревожности, неуверенность в себе и своих способностях.

Поэтому при работе с детьми важно учитывать, что необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии — безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.

Одна из важнейших задач на этом этапе - формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Конкурс и фестиваль - действенный способ побудить творческую активность ребенка

Одним из самых действенных способов побудить творческую активность - это предложить участие в творческом мероприятии, а также в фестивале или конкурсе. Детям хочется себя показать и на других посмотреть, им важн о и само участие в творческом состязании, но не менее важно получить признание своей творческой деятельности, т.е. победить. Задача меня, как педагога, помочь в самореализации и так организовать свою работу, чтобы эта часть его творческого пути была успешной.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом целей. Одна из них - развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя, весьма ценным показателем ее качества. От школьной системы контроля успеваемости детей - зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов - конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и педагогов.

Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять во многих отношениях профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры и т. п.

Существуют разного типа конкурсы. В первую очередь нужно четко понимать, в чем особенности и различия конкурса и фестиваля, а также выстраивать постепенный, последовательный график участия в них. При этом нужно учитывать многие факторы: реальные способности, степень подготовленности, степень конкурентоспособности своего ученика, понимать и адекватно оценивать каковы его шансы на успех.

Конкурс - (от латинского concursus, буквально — стечение, столкновение, встреча). Соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников.

А значит - борьба. И чем выше уровень конкурса или фестиваля, выше и уровень конкурсной конкуренции, она достаточно жесткая, и участники должны обладать не только профессиональными навыками, но иметь большой опыт публичных выступлений.

Фестиваль - широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства.

Участие в фестивале дает возможность получить опыт творческого общения, которое возникает в пространстве праздника, ощутить радость творческого процесса, пообщаться в неформальной обстановке со своими ровесниками.

Конкурсы-фестивали, ставшие популярными в последнее время и значительно обновившие современную конкурсную практику, больше отвечают культурнообразовательным потребностям общества. Объединяя в себе задачи фестиваля и конкурса, такой творческий проект дает больше свободы и вариативности в организации, возможность представить несколько детское творчество более широко, организовать мастер-классы для наших учащихся с участием профессионалов высокого уровня.

Главная направленность такой программы - развитие творческой личности учащихся. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей, которые не всегда верно понимают цели и смысл соревнования юных художников, а в русле конкурса-фестиваля естественно вовлекаются в дело художественного воспитания ребенка.

В конкурсах-фестивалях создается ситуация, не травмирующая детскую психику, что, к сожалению, часто происходит в ходе традиционных конкурсов.

Вообще не участвовать в конкурсах и фестивалях? Мне такая позиция представляется неверной, потому что конкурсы и фестивали – это большая школа мастерства, только сжатая временными рамками 3-5дней. И опыт показывает, что, принимая участие в конкурсах и фестивалях, и ученика и педагога происходит качественный профессиональный рост, каждый получает максимум впечатлений, информации, практического опыта.

Для детей это возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем, а также в ситуации творческого состязания получить путевку на конкурсы городские, окружные, всероссийские и международные. Участие в нем дает возможность нашим воспитанникам оценить свои возможности, увидеть, уровень других.

Победа на творческом конкурсе - это признание творческой состоятельности, она дает большие возможности в реализации творческого потенциала победителям, а также имеет не только моральное удовлетворение.

Но запоминаются фестивали и конкурсы не только одержанными победами, а теми встречами, знакомствами, впечатлениями, которые мы на них получаем. И от того, какая атмосфера царит на фестивале, зависят и конкурсные результаты, и то, что вынесет в плане творческого роста каждый участник.

Вывод. Участие в конкурсах важная составляющая творческой жизни ребенка, в ней заложены огромные образовательные возможности, главное ими правильно воспользоваться. Потому что каждому, а тем более ребенку важно знать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. Ему важен успех, и от нас взрослых зависит - будет ли эта конкурсная и фестивальная жизнь интересной, полезной и ведущей к успеху.

Выбор конкурса, организация и содержание подготовки к конкурсу – это ежедневная, сложная и не всегда победная работа преподавателя. Главное не опускать рук и не терять веры в свое преподавательское предназначение - быть проводником в мир искусства для своих учеников. От нас с вами зависит, что собой будут представлять конкурсы и фестивали сегодня – образовательное пространство и территорию творческого роста или выставку достижений и амбиций. В одном я убеждена точно, что запоминаются фестивали и конкурсы не столько победами, сколько впечатлениями, которые после них остаются. Теми открытиями, которые там произошли. Теми встречами, которые там состоялись, контактами которые завязались.

Когда ты осознаешь себя как часть творческого сообщества, ты чувствуешь свою включенность в большой созидательный процесс духовной, культурной жизни.

За последние годы мои ученики приняли участие в во многих фестивалях – конкурсах международного, всероссийского и регионального уровней. Кроме наград и призов приобрели опыт соревновательности, выросли в своём профессиональном мастерстве, стали более профессионально оценивать свои работы и работы других конкурсантов.

Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет. Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы, фестивали и праздники выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях, праздниках и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива в целом именно в подростковом возрасте.

Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.

Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствует самореализации ребёнка. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей.

Участие в таких мероприятиях даёт мощный толчок для развития и углубления знаний.

ВложениеРазмер
konkursy_i_olimpiady.docx 23.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация участия обучающихся в конкурсных

мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и

Современное общество диктует нам новые запросы. Возникла потребность в специалистах, владеющих не только новыми теxнологиями, но и совершенно иными подxодами к реализации своего профессионального и творческого потенциала.

Главным результатом нашей педагогической деятельности по развитию личностного потенциала учащихся должен стать выпускник, способный социализироваться в обществе, способный принимать решения, приносить пользу окружающим и жить соизмеримо с требованиями времени.
Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы, кроме учебныx навыков развивать у обучающиxся еще и мировоззрение, чувство долга, толерантность, уважительное отношение к другим мнениям и культурам .
Личностно-ориентированный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: сотрудничества, взаимопонимания, тактичности, объективности.

Таким образом, школа является не просто образовательным пространством, а пространством развития личности. Именно в школе должны закладываться основы развития дальнейшего личностного роста.

Личностный рост – результат особой работы, особой деятельности личности, которая разворачивается после того, как личность совершает под влиянием внешних и внутренних стимулов нечто, что переживается ею самой как своеобразный выход за ее пределы, за рамки уже достигнутого ею. И темп продвижения по различным направлениям личностного роста является сугубо индивидуальным в связи с тем, как личность преодолевает барьеры на пути своего становления.

Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития. Также нужно помочь в поиске информации о конкурсах, где школьник сможет проявить себя, продемонстрировать свои знания. Но главное — нужно уметь поддержать интерес ребенка к интеллектуальному труду.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

Уже на этапе подготовки к олимпиадам и конкурсам создается особый микроклимат между преподавателями и учащимися, тесная связь, основанная на более доверительных отношениях. Это не только способствует укреплению авторитета учителя, но и в значительной мере формирует отношение ребят к учебному процессу в целом. Участие в олимпиадах стимулируют позитивное отношение к учебе не только на начальных этапах обучения, но и на протяжении всей последующей жизни.

Предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым предметам, активизируют инициативность и самостоятельность ребят во время подготовки, в работе с дополнительной литературой. Они развивают активность во внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.

Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление.

Конкурсы и олимпиады – это еще и импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.

Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствует самореализации ребёнка. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей.

Участие в таких мероприятиях даёт мощный толчок для развития и углубления знаний.

От того, как работает учитель, как выстраивает учебно-воспитательный процесс, какие методики и технологии использует, зависит судьба ученика, зависит, будет ли он успешен, реализует ли он себя в современном мире. Творческое отношение к организации деятельности учащихся, ориентированное на развитие личности каждого, создает благоприятные условия для успешной работы и самореализации. Само включение в конкурсы способствует еще большему развитию активности учителя в профессии.
Профессиональный рост — это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми (определение дано Е.А. Ямбургом).

А творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности. Поэтому участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как ученика в школьной жизни, так и педагога в профессиональной деятельности.

Профессиональный рост учителя — это процесс, и тут важно помнить о том, что этот процесс никогда незавершим подробно принципу незавершимости воспитания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выступление на совещании при директоре:

Педагог - организатор: Ишкова С.А.

Конкурсное движение - инновационный фактор развития в образовании. Участие детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах разного уровня является одним из оптимальных условий для развития их творческого потенциала. Именно сегодня набирает силу разнообразное конкурсное движение на разных уровнях, начиная со школьного, заканчивая дистанционными конкурсами международного уровня.

Дистанционные мероприятия для школьников сегодня стали неотъемлемой частью образовательного процесса и превратились в самостоятельное направление. Образовательные возможности конкурсов, олимпиад, проектов огромны.

Развивая учащихся, учитель самосовершенствуется сам. Следует отметить, что конкурсное движение способствует и росту профессиональных качеств педагогов, побуждают учителя работать не в одном, а нескольких творческих направлениях. Это является хорошим стимулом для роста результативности труда педагогов.

Наша школа также стала не исключением в использовании дистанционного конкурсного движения. Ежемесячно наши дети принимают активное участие в конкурсах. Принимая участие в различных дистанционных мероприятиях и учитель, и ученик заинтересованы в результате своего труда. Огромное разнообразие конкурсов различного уровня позволяет подобрать конкурс практически для каждого.

В своей школе мы убедились в том, что серьёзных результатов учитель может добиться, когда ему помогает коллектив творческих единомышленников, стремящийся прославить свою школу, не жалея для этого времени и сил.

Статистика участия обучающихся нашей школы в дистанционных конкурсах за 2019 год такова:

Мониторинг конкурсного движения в 2019 г.(%)

Эффективность сложившейся системы работы ОУ в данном направлении подтверждается количественными показателями. За 2019 года прослеживается положительная динамика результативности участия детей в конкурсах, что является одним из показателей качества работы образовательного учреждения.

Количество участников и доля призеров, смотров, конкурсов акций различного уровня

Инновационный фактор развития в образовании – конкурсное движение. Участие детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах разного уровня является одним из оптимальных условий для развития их творческого потенциала. Включение в конкурсы способствует еще большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учебе.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

С одной стороны, каждый ребенок имеет творческие задатки, и задача педагогов раскрыть интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами проявляют инициативу, сами ищут работу и чаще сложную, творческую.

Одной из задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя-повышение внутренней мотивации учения.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается учащийся, ему интересна. Уже в начальной школе можно начинать работу по развитию творческих способностей детей через конкурсное движение. Дети с рождения наделены определенными задатками, но все они развиваются и, как следствие, постепенно угасают, оставаясь невостребованными. Поэтому учителя должны создавать творческую образовательную среду, которая способствует раскрытию и развитию природных возможностей каждого ребенка, продолжая начатую работу в среднем и старшем звене.

Участие детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах разного уровня является одним из оптимальных условий для развития их творческого потенциала. Инновационный фактор развития в образовании – конкурсное движение. Именно сегодня набирает силу разнообразное конкурсное движение на разных уровнях, начиная со школьного, заканчивая дистанционными конкурсами всероссийского уровня.

Во–первых, с целью развития творческих способностей учащихся, повышения качества преподавания постоянно проводятся конкурсные состязания, создавая тем самым здоровую конкурентную среду. Следует отметить, что конкурсное движение способствует и росту профессиональных качеств педагогов, побуждают учителя работать не в одном, а нескольких творческих направлениях. Это является хорошим стимулом для роста результативности труда педагогов.

Во–вторых, содержание конкурсных испытаний побуждает ученика расширить свои возможности и способности в изучении учебного педмета, повышая тем самым уровень самооценки (способствуя переосмыслению своих возможностей), выводя учащегося на новый уровень личностного развития. Немаловажную роль занимает конкурсное движение в работе и развитии педагога.

Потребность в самореализации занимает ведущее место в ряду высших потребностей человека. Таким образом, конкурсы профессионального мастерства стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального мастерства педагогических работников и являются средством творческой самореализации педагогов. На мой взгляд, конкурсы позволяют проявить основные характеристики компетентности педагогов: владение современными педагогическими технологиями; - творчество в профессиональной сфере; - способность к системному действию в педагогической ситуации.

Творческая самореализация педагогов – процесс непрерывный и потенциально бесконечный. Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Мне очень понравились варианты сотворчества, предложенные В.А. Кан-Каликом и Н.В. Никандровым. По мнению авторов, в конкурсных материалах могут быть отражены различные варианты сотворчества учителя с учащимися:

Я думаю, что личностно-ориентированный подход соответствует последнему варианту сотворчества, на который равняется современное образование.

Личностно-ориентированный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: сотрудничества, взаимопонимания, тактичности, объективности.

Учительское счастье слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит судьба ученика, будет ли он успешен, реализует ли он себя в современном мире. Творческое отношение к организации деятельности учащихся, ориентированное на развитие личности каждого, создает благоприятные условия для успешной работы и самореализации. Само включение в конкурсы способствует еще большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учебе.

Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности. Поэтому, участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как педагога в профессиональной деятельности, так и ученика в школьной жизни.

Одной из целей новых стандартов в образовании является раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, и это становится осуществимым через участие в конкурсных и олимпиадных движениях разного уровня проведения, сложности заданий, через подготовку к этим конкурсам. Инновации должны нести процесс выработки уверенности маленького человека в себе и своих силах. Конкурсное движение открывает для ребенка что-то новое: знания, способ познания, собственный способ и возможность их применения.

Дистанционные олимпиады, конкурсы, проекты нужны для раскрытия потенциала всех учеников общеобразовательного учебного заведения. Конкурсы мотивируют ученика познавать новое и неизведанное, самосовершенствоваться, а педагога – искать новые пути активизации познавательной активности учеников.

Образовательные возможности конкурсов, олимпиад, проектов огромны: ученик развивает свой интеллектуальный потенциал, совершенствует навыки научного поиска и научных исследований, развивает творческое мышление, память, интеллект, воображение. Дистанционные конкурсы доступны для всех желающих из разных уголков страны - этом их главное преимущество.

Учащиеся нашей школы, в том числе учащиеся с ОВЗ, принимают участие в большом количестве конкурсов, олимпиад, проектов разного уровня и направления.

Только в этом учебном году:

Все эти конкурсы и проекты – бесплатные, что не маловажно особенно для учащихся с ОВЗ. Каждый из этих конкурсов и проектов – большая работа и учителя и учащегося. Но оно того стоит.

Проявление активности к участию в разного рода конкурсах – это отправная точка для самоопределения в будущем и выборе профессии, а также формировании целеустремленности, способности добиваться поставленной цели и быть успешным.

Учащийся вместе с учителями, своими родителями выстраивают траекторию учебной деятельности. В дальнейшем этот путь будет являться основанием для выбора профессии, и чем раньше ребенок будет участвовать в различных конкурсах, тем быстрее состоится его самоопределение.

Литература: 1.Кох В.Р. Необходимость развития творческой и исследовательской культуры у педагога // Психология, социология и педагогика. 2012. № 11


Олимпиада — академический лифт, тусовка для отличников или лишняя нагрузка на школьника, который и так завален заданиями? Разбираемся, стоит ли тратить время на такие соревнования, и выясняем, в чем на самом деле их польза.

О чем эта статья:

Какие бывают олимпиады

Вот какие бывают олимпиады.

Предметные — самый распространенный и традиционный тип таких конкурсов. Если ребенок так заинтересовался химией, французским или математикой, что уже начал обгонять класс и хочет блеснуть своими глубокими знаниями — ему обязательно стоит попробовать свои силы на предметной олимпиаде. Они подойдут и тем, кто изучает школьные предметы дополнительно — в кружках или на курсах.

Дарья Шаршова,

Не нужно быть отличником, чтобы участвовать в олимпиадах. Это распространенное заблуждение — дескать, на олимпиады берут только без пяти минут гениев, ведь там повышенный уровень сложности и задания со звездочкой.

На самом деле на олимпиаду стоит идти всем, кто хочет узнать о мире чуть больше, чем дают в школе, исследовать что-то новое и интересное.

Причем не только в рамках школьных предметов — есть множество профильных олимпиад для тех, кто уже видит себя в той или иной сфере. Например, олимпиады по экономике, менеджменту, журналистике, конкурсы сочинений, кейс-чемпионаты, художественные конкурсы и много чего еще.

Участвовать в проектных олимпиадах могут и одиночки, и команды. Если ребенок с приятелями запустил собственное мобильное приложение, снял документальный фильм о кошках вашего двора, придумал бизнес-план стартапа — ему прямая дорога на проектную олимпиаду.

Тут можно не просто показать знания и заработать дополнительные баллы для поступления в вуз, но и отточить навыки презентации и командной работы, поработать с менторами и даже познакомиться с представителями крупного бизнеса.

Победителем стал 11-классник Александр Воронин, который придумал автоматизированную систему выращивания растений с голосовым ассистентом.

Познавательные — интересный формат, который подойдет тем, кто вроде бы не проявляет особенной склонности к соревнованиям и достижениям, но интересуется разными предметами и хочет осторожно попробовать свои силы в нестандартных заданиях.

Анастасия Кувшинова,

руководитель медианаправления Skyeng

Массовые олимпиады помогают выглянуть за пределы своего мирка, идентифицировать себя в нем, понять, как ты решил задачки по сравнению с огромным количеством других людей.

В таких конкурсах я участвовала чуть ли не каждый год, иногда входила в десятку лучших по школе или даже по городу.

Было приятно, но я совершенно не расстраивалась, если мой рейтинг был ниже.

Что значит уровень олимпиады

Уровень олимпиады — это ее масштаб, но не значимость. Многие вузы дают льготы при поступлении и победителям олимпиад III уровня. Так что все зависит от олимпиады, профиля и университета. Но в целом олимпиады принято делить на три уровня:

В олимпиадах I уровня участвуют как минимум 3 000 школьников из 20 и более регионов России.

Олимпиада II уровня предполагает участие от 1,5 тысячи участников из 10 и более регионов.

Олимпиада III уровня — это 1,5 тысячи участников из 3 и более регионов.

Зачем участвовать в олимпиаде

Найти новых приятелей . Участники олимпиад — это по определению люди, которые разделяют интересы ребенка. И если в школе общение с одноклассниками не заладилось, то на олимпиаде, где все вокруг точно так же увлечены программированием или немецким, найти друзей будет проще.

Олимпиада — это не только соревнование, но еще и общение в кружках и лагерях, совместная подготовка и просто приятная тусовка со своими.

Анастасия Кувшинова,

руководитель медианаправления Skyeng

Оказалось, они обсуждают решение задачи. Да, в свободное время. Да, добровольно. Это может показаться гиковатым, но на самом деле — очень круто. В школьном окружении редко кто будет с тобой обсуждать три хитровыдуманных способа решить уравнение.

Поэтому если родителям важно, чтобы ребенок оказался в хорошей компании, если они хотят создать пузырь из замечательных людей, не снобов и не буллеров, олимпиады — один из способов это организовать.

Немного обхитрить систему. Олимпиады — это такая лазейка из неповоротливой школьной программы в ту, которую вы с ребенком хотели бы выстроить. Победителей и призеров олимпиад, которые серьезно прокачались в одном предмете, могут освободить от нагрузки по другим, менее актуальным урокам, чтобы они сконцентрировались на подготовке к олимпиаде.

Но если школа не особенно продвинутая и не экспериментальная, даже очень увлеченному ребенку не дадут просто так безнаказанно игнорировать один предмет в угоду другому.

Раскрыть свои способности. Многим детям в классе просто скучно — им неинтересно раз за разом решать типовые задания. Олимпиада дает им возможность показать себя и включить нестандартное мышление.

Анастасия Кувшинова,

руководитель медианаправления Skyeng

Я училась на отлично, и учителя всегда меня уговаривали участвовать в олимпиадах по самым разным предметам, от обществознания до физики. Я не умела говорить нет и поэтому почти везде вписывалась и занимала призовые места.

Но если бы я вернулась в школу, то так сильно не распылялась бы. Оставила бы только математику, русский, литературу.

Сейчас, спустя годы, делаю такой вывод: олимпиады полезны только по тем предметам, в которые ты хочешь углубиться, которых тебе мало и на которые не хватает фокуса в школе.

Потренироваться перед экзаменами. Олимпиады отлично тренируют устойчивость к стрессу, умение группироваться и преодолеть волнение. А все это очень пригодится на любых тестах и испытаниях, от ЕГЭ до защиты проекта на будущей работе. Кроме того, формат олимпиады позволяет немного привыкнуть к экзаменационной атмосфере.

Заработать льготы для поступления в вуз. Призерство в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников может дать дополнительные 8 баллов. Победа и призовые места в региональном этапе ВОШ — от 4 до 8 баллов, а призовые места в вузовских олимпиадах и других конкурсах — от 1 до 8 баллов.

Иногда победители олимпиад получают возможность зачислиться в вуз без вступительных испытаний. Список олимпиад со льготами для поступления ежегодно меняется.

Анастасия Кувшинова,

руководитель медианаправления Skyeng

Тогда я расслабилась и уже совсем без нервов досдала оставшиеся ЕГЭ, потому что на эти баллы уже никто и не смотрел.

Привить привычку учиться самостоятельно. Эффективная подготовка к олимпиаде — это не просто сидеть над учебниками до ночи, а уметь грамотно планировать свое время и искать информацию.

Например, слушать образовательные подкасты вместо Клавы Коки или читать дополнительные материалы вместо просмотра сериалов. Привычка воспринимать саморазвитие как вид отдыха очень пригодится во взрослой жизни.

Дарья Шаршова,

Олимпиады — это отличная возможность объективной оценки твоих знаний. Тут нет грозного учителя или субъективного отношения. Все зависит от твоих сил.

А еще такие соревнования заставляют мозг думать чуть-чуть иначе. Они учат смотреть на обыденные вещи с другой стороны, копать глубже, погружаться в знания.

Бонус: 13 олимпиад, которые понравятся школьникам

Дарья Шаршова,

Определенно, к олимпиадам нужно готовиться. Даже если вы хорошо разбираетесь в предмете. Каждый конкурс имеет свою структуру, с которой надо разобраться еще на берегу.

Одна из частых проблем на олимпиадах — незнание формата. Обидно знать все ответы, но оформить их неправильно и потерять на этом баллы.

Поэтому мы в Skysmart часто даем олимпиадные задания по разным предметам, чтобы познакомить детей с форматом. А в шахматах даже проводим свои собственные турниры.

Читайте также: