Урок в 6 кл изложение по тексту паустовского золотая роза

Обновлено: 08.07.2024

Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся чёрными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов.

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком…

I. Постановка цели урока.

На протяжении нескольких уроков мы занимались повторением и обобщением знаний по лексике, полученных в 5-9 классах. Задачей нашей работы было и остаётся не только повторение теоретических сведений по тому или иному разделу, но и внимательная, бережная, кропотливая работа со словом.

Сегодня мы подводим итог нашей работе по лексике. Во время лабораторной работы мы постараемся выделить и проанализировать лексические средства языка, которые служат созданию художественного образа и литературного произведения в целом. Для того чтобы провести такую работу, мы обращаемся к тексту повести одного из самых замечательных русских писателей XX века – Константина Георгиевича Паустовского.

Сам Паустовский был не только интересным и своеобразным писателем, но и прекрасным знатоком русского слова, он умел и любил собирать слова, определять и разгадывать их смысл, любил певучесть и стройность русской речи.

(Обращение к эпиграфам)

Именно так случилось и с сочинениями самого писателя. Его повести и рассказы не потускнели от времени. Напротив, когда спустя годы перечитываешь их, они поражают по-новому, пронзительно и остро, заставляя увидеть красоту в самом простом и обыденном.

Мы сделаем попытку исследовать – расшифровать, говоря словами А.Н. Толстого – отрывок из этой главы и в конце урока ответить на вопросы (записаны на доске):

  1. Какие лексические средства использует Паустовский, чтобы ярко представить образ зари?
  2. Как связан данный отрывок с идейно-образным содержанием всей повести?
  3. В чём, по-вашему, состоит главный секрет творческого метода Паустовского?

II. Анализ текста (по группам).

Константин Георгиевич Паустовский

В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.

В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться: все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь улыбающийся солнечный свет.

Все никнет, только человек не сдается. С рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над селами и стелется по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам.

Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия - закат солнца и вечернюю зарю.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок — от червонного зо-лота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.

Каждая группа получает задание:

  1. Докажите, что это текст.
  2. Какие средства связи между предложениями используются в тексте? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)? Выпишите ключевые слова и словосочетания.
  3. Объясните членение текста на абзацы.
  1. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
  2. Какие средства художественной изобразительности используются автором?
  3. Найдите в тексте (если есть) заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.
  1. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.
  2. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
  3. Подберите синонимы к словосочетаниям заревой час, устоявшаяся тишина ночи, чистая и слабая синева, омыта росой, край земли.
  1. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначны.
  2. Подберите синонимы и антонимы к словам наливается, занимается, пылает, околица, оранжевый, улыбающийся, сродни, хмурый, никнет. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?
  3. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высок., книжн,, разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?
  1. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.
  2. Запишите ряд однокоренных слов к слову поверье.
  3. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу.

III. Подведение итогов (по вопросам, записанным на доске).

- Главный секрет творческого метода Паустовского – в органичном соединении поэзии и прозы живой жизни, в его удивительном умении заставить читателя увидеть красоту в самых простых и обыкновенных вещах.

- Писатель пользуется в основном исконно русскими словами. Избегает искусственного украшательства речи. Употребление диалектизмов ограничено и обусловлено особенностями описания.

- И в то же время Паустовский в полной мере использует средства художественной изобразительности: разнообразные виды эпитетов, метафоры, развёрнутые сравнения, олицетворения.

IV. Заключительное слово учителя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовил: учитель МБОУ СОШ №9 г. Воронеж Матюкова Юлия Сергеевна Урок разви.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовил: учитель МБОУ СОШ №9 г. Воронеж Матюкова Юлия Сергеевна Урок разви.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читате.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. К.Г. Паустовский






  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 318 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.12.2017 1805
  • PPTX 1.3 мбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Матюкова Юлия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок развития речи в 6 классе (по УМК В.В. Бабайцевой).

Подготовка к изложению, близкому к тексту, по отрывку из очерка

К.Г. Паустовского "Жёлтый свет".

1) формирование умения подробно излагать текст;

2) развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи учащихся, орфографической и пунктуационной зоркости;

3) воспитание внимательного и бережного отношения к родной природе (умение всматриваться и вслушиваться в неё).

1) формирование навыков выразительного чтения;

2) развитие умения составлять сложный план текста, отражающий не только тему, но и основную мысль текста;

3) создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетентности учащихся;

4) развитие умения анализировать языковой материал.

Оборудование: презентация к уроку, учебник Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс.

1. Организационный момент. Определение темы и целей урока.

Добрый день! Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к изложению по отрывку из очерка К.Г. Паустовского "Жёлтый свет". Дома вы готовили выразительное чтение отрывка "Шорох листьев" и составляли сложный план данного текста.

- Посмотрите на обложку книги писателя. А как вы думаете, почему очерк К.Г. Паустовского назван "Желтый свет"? (ответы учащихся) (Слайд №1)

2. Выразительное чтение текста (подготовленным учеником или учителем)

Определение темы и идеи текста.

- Ребята, давайте определим тему и идею текста. Докажите свою точку зрения, обращаясь к тексту. (Слайд №2)

( Тема текста - шорох листьев в воздухе. "Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука"

Идея текста - показать, что удивительное рядом, стоит лишь присмотреться и прислушаться. "Впервые я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шёпот".)

- Как можно озаглавить текст? (Шорох листьев)

3. Беседа по тексту. Роль сравнений в тексте. (Слайды №3-6)

4.Составление сложного плана текста. (Слайды №7-8)

5. Пересказ по плану.

6.Словарно-орфографическая и пунктуационная работа (Слайды №9-11)

К..росиновый, ф..нарь, к..рманы, ра..трёпа..ный, ш..рох, ш..пот, с..кунда, прист..льно.

Задание. Списать, вставляя пропущенные буквы. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку, начертить схемы.

  1. Я был конечно неправ.
  2. Я поставил на сруб тусклый к..росиновый ф..нарь и достал воды.
  3. Лист..я мы нах..дили в к..рманах св..их д..ждевых пл..щей в кепках в волосах (в)сюду.
  4. Ф..нарь осв..щал к..лодец старый клён под забором и растрёпа..ный ветром куст настурц..и на пож..лтевш..й клумбе.

Отд..ляет..ся от ветк. падающ.. лист..я, только на земл. ш..рох в воздух. скреж..т улиц. (на)сквозь проп..тались зап..х..м, над л..систым кра..м, к..л..тушка стор..жа, с д..р..венской ..кол..ц. такая ноч. осв..щал к..лодец, клён под з..бором, растрёпа..ный ветром, отделился от ветк. шелест листа, де..кий ш..пот.

7.Повторное чтение текста. (Слайд№ 12)

Написание текста изложения на втором уроке.

Подготовить выразительное чтение стихотворения о золотой осени, нарисовать иллюстрации или сделать фотографии (на выбор ) (Слайд №13)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся. При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в.

Урок развития речи, 6 класс. Написание этюда "Весна - это победа света, весны, зелени"

Сочинение-этюд, урок развития речи, котрый проводится в 6 классе.

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход.

Изложение по тексту Куприна "Тапер".

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч.

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие.

Однажды почти всё лето я занимался сбором трав и цветов. Я узнавал их названия и свойства по старому определителю растений и заносил всё это в свои записи. Это было увлекательное занятие.

Никогда до тех пор я не представлял себе целесообразности всего, что происходит в природе, всей сложности и совершенства каждого листка, цветка, корня или семени.

Эта целесообразность напоминала иногда о себе чисто внешне и даже болезненно.

Как-то осенью я со своим другом провёл несколько дней на рыбной ловле на глухом, старом русле Оки. Оно потеряло связь с рекой несколько столетий назад и превратилось в глубокое и длинное озеро. Его окружали такие заросли, что продраться к воде было трудно, а в иных местах и невозможно.

Я был в шерстяной куртке, и к ней пристало много колючих семян череды (похожих на плоские двузубцы), репейника и других растений.

Дни стояли ясные, холодные. Мы спали в палатке, не раздеваясь.

На третий день прошёл небольшой дождь, куртка моя отсырела, и среди ночи я почувствовал в нескольких местах у себя на груди и руках резкую боль, будто от уколов булавки.

Оказалось, что круглые плоские семена какой-то травы, пропитавшись влагой, задвигались, начали разворачиваться спиралью и ввинчиваться в мою куртку. Они провинтили её насквозь, потом прокололи рубашку и среди ночи добрались наконец до моей кожи и начали осторожно покалывать её.

Это был, пожалуй, один из самых ярких примеров целесообразности. Семя падало на землю и лежало там неподвижно до первых дождей. Ему не было смысла пробиваться в сухую почву. Но как только земля становилась влажной от дождя, семя, скрученное спиралью, набухало, оживало, ввинчивалось в землю, как бурав, и начинало в назначенный ему срок прорастать.

Мне вспомнилось еще одно удивительное явление.

Речь идет о пряном запахе цветов обыкновенной липы – романтического дерева наших парков. Этот запах слышен только на отдалении. Вблизи дерева он почти не заметен. Липа стоит как бы окружённая на большом расстоянии замкнутым кольцом этого запаха. В этом есть целесообразность, но она нами ещё целиком не разгадана.

(По К. Г. Паустовскому)

Задание

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Читайте также: