Умение наблюдать игру в доу

Обновлено: 07.07.2024

В детском саду у детей закладываются умения общаться и взаимодействовать с окружающими, понимать других и себя, доверять и дружить. Через игровую деятельность любой навык усваивается лучше и легче, ребенок вовлечен в процесс и с готовностью следует правилам, закрепляя необходимые умения. Мы собрали 10 простых педагогических игр для детей от 4 лет.

В этом материале мы собрали для вас 10 психологических игр и упражнений, направленных на улучшение взаимоотношений с окружающими. Их проведение не требует дополнительного реквизита, а правила очень легко запомнить или видоизменить, чтобы игра не надоела детям и через месяц.

Главная цель — сформировать доверительные отношения в группе.

Главная цель — развить взаимопонимание между детьми.

Ход игры: воспитатель водит первым, чтобы показать правила. Все садятся в ряд, водящий выходит вперед, обводит глазами всех детей, а потом на 2-3 секунды останавливает на ком-то взгляд. Тот, на кого сейчас смотрит ведущий, должен встать и улыбнуться. Водящими становятся все дети по очереди, чтобы научиться понимать и чувствовать жесты и артикуляцию других.

я смотрю.jpg

Главная цель — развить умение сочувствовать и помогать.

Ход игры.
Воспитатель: вы ведь плачете, когда вас обижают?
Дети: да, иногда!
Воспитатель: как вы думаете, может ли и природа плакать, если кто-то ее обидит?
Дети: наверное!
Воспитатель: вот осенью идет дождик, это природу кто-то обидел?

Далее ведущий предлагает детям обсудить, почему природа может плакать и как ее могли обидеть. Для разнообразия можно выбирать не абстрактные явления, а деревья или цветы. Дети должны предложить различные варианты: как можно пожалеть природу и помочь ей. В процессе обсуждения ведущий спрашивает, можно ли точно так же пожалеть своего друга, если его обидели. Дети приходят к выводу, что сочувствие и поддержка – это не сложно.

вставай.jpg

Главная цель — развить умение сотрудничать и работать вместе.

Ход игры: все дети собираются рядом, берутся за руки (или кладут руки на плечи). Ведущий-воспитатель говорит, что теперь они вместе — большое волшебное животное. Для того, чтобы действительно им стать, надо соблюдать тишину, успокоиться и послушать дыхание друг друга. А теперь постараться дышать одинаково — так, как будто мы все — единое целое.

Главная цель — развить у детей навыки самоконтроля в ситуациях конфликта.

Ход игры.
Ведущий: давно-давно в городе жила маленькая, но очень вредная и злая лапка. Она толкала ребят, отнимала игрушки и щипалась. Но добрым ребятам удалось ее перевоспитать. Давайте попробуем и мы!

Дети по очереди садятся на стульчик в центр круга и показывают Злую лапку — сильно сжимают руку, перебирают пальцами. Далее всем ребятам предлагается обсудить, в каких ситуациях лапка могла быть злой, и не были ли их собственные ручки когда-нибудь быть такими. В конце обсуждения дети приходят к выводу, что Злую лапку нужно обязательно прогонять, потому что с такой никто не будет дружить.

злая лапка.jpg

Главная цель — развить умению сочувствовать и любить окружающих

Ход игры: ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не успел сорвать вкусную морковку / не самый быстрый в лесу / встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты.
Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть.

Главная цель — развить у детей умение сотрудничать.

Ход игры: ведущий вместе с детьми образуют большой круг, держась за руки. По команде воспитателя надо сделать самый большой круг, не разрывая рук. Потом — самый маленький. Можно попробовать: самый длинный, самый высокий (прыгаем), самый низкий (присаживаемся), самый улыбчивый (улыбаемся), самый веселый (смеемся). Главное научиться делать все это вместе и сохранять круг целым.

Дети в кругу.jpg

Главная цель — показать детям, что любовь — это волшебство.

Ход игры: для этого упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Можно использовать одну и передавать ее по кругу. Ведущий включает музыку и предлагает детям глубоко вдохнуть и выдохнуть.
Воспитатель: а теперь представьте, что внутри вас — много-много волшебства и любви! Вдохните их в каждый пузырик. Представляйте то, что вы любите: маму, цветы, животных, друзей, весь мир! Пусть наши волшебные пузыри разлетятся в разные стороны, унося с собой наше волшебство!

мыльные пузыри.jpg

Ход игры: ведущий рассказывает, что все дети и все люди на свете очень разные, но при этом все друг на друга похожи. Потом включает тихую фоновую музыку и предлагает проверить.

Ведущий: Давайте убедимся, что это так! Пусть сейчас встанут и пересядут на место другого те, кто любит. шоколад!

Дети встают и пересаживаются на освободившиеся места.

Воспитатель предлагает разные варианты: кто любит Фиксиков, кто любит спать во время тихого часа, кто помогает маме, кто всегда доедает обед, кто любит осень и т.д.

После нескольких этапов, детям предлагается сделать вывод, что у них в группе действительно очень много общего, а для того, чтобы узнать другого человека и подружиться с ним, у него можно спросить, что ему нравится.

Главная цель — развиваем умение сотрудничать, навыки эмпатии и самоконтроль

Ход игры: все дети садятся на стульчиках в одну линию. Теперь они не просто ребята, а клавиши волшебного пианино, которые звучат голосами разных животных. Воспитатель назначает каждому малышу свой голос — кошки, мышки, лягушки, собаки, высокий, низкий, ля-ля, а-а-а.

Далее ведущий-пианист двигается вдоль ряда детей, легонечко касаясь плеча или головы ребенка — нажимая на клавиши. Клавишам нужно звучать в момент прикосновения, а после — переставать.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что игра занимает весьма важное, можно сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

Наблюдение за детьми позволяет определить моменты, вызывающие педагогическую озабоченность. Помогает педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Его диапазон может простираться от обнаружения проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Оно способствует формированию и развитию у взрослого умения найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдение позволяет педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. Посредством наблюдения можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого оно позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному. Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Наблюдая за детьми дошкольного возраста, можно выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребенка в игровой деятельности - степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.

Как правильно организовать наблюдение в саду?

1. Ценностная основа наблюдений за детьми - априорное уважение, признание уникальности и целостности личности каждого ребенка, принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.

2. Наблюдать - значит иметь определенную цель наблюдения, сконцентрировать внимание на объекте наблюдения.

3. Обязательно делать записи, фиксирующие факты.

4. Производить интерпретацию полученных результатов.

Чрезвычайно важно, чтобы эти процессы не смешивались между собой.

Итак, воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребенка, о его пристрастиях, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т. д.

1. На поведение ребенка.

2. На некоторые способы его действий (реакцию на конфликт или предложение сотрудничать, стиль мышления, поведение при различных типах коммуникации).

3. На определенные ситуации (ситуация ответа на незнакомый вопрос и знакомый, в игре со сверстниками или в одиночестве, когда ребенок рисует или читает, в группе, на улице или на экскурсии).

4. На прогресс в развитии ребенка.

Я стремлюсь удовлетворить игровые потребности детей, чтобы не было конфликтных ситуаций, а их не избежать в желаемой игре. Стараюсь создать интересную игровую мотивацию или игровую ситуацию. Моя роль позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить все лучшее, что принесла с собой игра. Желание продолжить играть в игру в последующие дни, только в других ролях.

В течение недели я наблюдала, как они играли, как распределяли роли, какие конфликтные ситуации происходили. Наблюдая за детьми, я фиксировала каждого ребенка и заносила в таблицу, оценивая каждого по отдельным критериям.

В результате наблюдения я получила баллы каждого ребенка и подсчитала сумму всех показателей. Общий балл скорее нужен для ведения в целом продвижения группы в становлении инициативности, а вот уровень по каждому критерию позволяет задуматься о том, что нужно делать взрослому в отношении игры каждого конкретного ребенка. Согласно этим критериям, можно отслеживать развитие инициативности каждого ребенка в группе. Исходя же из групповой динамики, можно понимать, все ли правильно организованно в группе, в отношениях ребенка с воспитателем и с другими детьми, понимать получает ли ребенок достаточно опыта, удивления, осознания потребностей и выбора, удается ли создать условия для работы с воспитанниками, учитывая их интересы, и наконец, каковы возможности для их самостоятельного действия.

На слайде можно увидеть, какие баллы я поставила своим детям и по ним определила уровни их развития. Предлагаю вашему вниманию рассмотреть результаты самостоятельной игровой деятельности двух детей.

Аня - подбирает и изготавливает предметы под замысел, может изменять функции предметов; обсуждает замысел и ход игры; создает мнимую ситуацию; постоянно и увлеченно играет; распределяет роли и удерживает их; создает события; ищет поддержки правильности действий; правила важнее желания.

Наташа - подбирает и изготавливает предметы под замысел, может изменять функции предметов; время от времени вступает в коммуникацию; происходит манипуляция предметами; постоянно и увлеченно играет; распределяет роли и удерживает их; самостоятельная и независимая; регулирует последовательность действий.

Василина - втягивает в сюжет, исходя из свойств предмета; время от времени вступает в коммуникацию; придумывает и поддерживает развернутый сюжет; играет в отдельные, несвязные фрагменты; сама задает себе роль, вне зависимости от других ролей; воспроизведение фрагментов окружающего мира; самостоятельная и независимая; регулирует последовательность действий.

Дима - замещает отдельные предметы; обсуждает замысел и ход игры; придумывает и поддерживает развернутый сюжет; временно входит в игру, потом выходит; откликается на предложенную роль, поддерживает итоговые отношения; преобразует пространство под замысел; ищет поддержки правильности действий; регулирует взаимоотношение между ролями.

Данил - втягивает в сюжет, исходя из свойств предмета; время от времени вступает в коммуникацию; происходит манипуляция предметами; временно входит в игру, потом выходит; придумывает себе роль, поддерживает игровые отношения; создает события; ищет поддержки правильности действий; правила важнее желания.

Вика - манипулирование предметами: рассматривает, перекладывает, тыкает, стучит; взаимодействует в рамках роли; придумывает и поддерживает развернутый сюжет; постоянно увлечена игрой; сама создает себе роль, вне зависимости от других ролей; преобразовывает пространство под замысел; самостоятельная и независимая; действует без правил.

Мною было определено, что Аня, Дима, Данил, когда играют, нуждаются в поддержке и сопровождении правил игры. Во избежание этого необходимо создать условия, позволяющие проживать игровую ситуацию снова и снова. Наташа распределяет роли, но не всегда бывает так, что дети готовы принять ту или иную роль. Здесь можно предложить ей, дать детям вытянуть жребий. Василина время от времени не вступает в коммуникацию, для устранения проблемы ребенку можно предложить более активную роль в игре, а также включать её в коммуникацию в режимных моментах. Вика манипулирует предметами: рассматривает, перекладывает, тыкает, стучит, что не соответствует нормативному развитию данном возрастном периоде.

Таким образом, наблюдение мне помогло определить индивидуальные особенности воспитанников, их личностные характеристики, научить самостоятельно проигрывать знакомые игровые сюжеты, привносить личный опыт и использовать творческий подход в игровой ситуации, простроить индивидуальную работу с одаренными детьми, строить индивидуальные образовательные маршруты, подключать к совместной работе узких специалистов и родителей.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Наблюдение за игровой деятельностью детей в старшей подгруппе разновозрастной группы

Наблюдение за игровой деятельностью детей в старшей подгруппе разновозрастной группы Игровая деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие.

Наблюдение за весенней природой для детей старшего дошкольного возраста. Сидим дома с пользой

Наблюдение за весенней природой для детей старшего дошкольного возраста. Сидим дома с пользой Сорокина Анжелика, воспитатель МБДОУ детский сад № 3 г. АртёмаНаблюдение за весенней природой (для детей старшего дошкольного возраста).

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Для чего нужен игровой стрейчинг детям старшей (подготовительной) группы? В нашем детском саду внедряется работа в над новой методикой для.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Дошкольный возраст – яркий этап в жизни каждого человека. Придя в детский сад, ребенок, обретает новых друзей. Именно в дошкольном учреждении, ребенок получает огромный запас впечатлений от окружающего его мира. И все это благодаря игре. Игра – особый вид деятельности, которая расцветает в дошкольном детстве. Деятельность вроде и бесполезная, но в то же время и очень необходимая.

Игра сопровождает ребенка с первых дней его жизни, все детство и остается с ним до самой юности.

Игра – один из основных видов детской деятельности. В любом возрасте дошкольника, игра – необходимое условие для его всестороннего развития, одно из основных средств воспитания и развития.

В процессе игровой деятельности у ребенка формируются, развиваются, а затем и совершенствуются все психические процессы, формируется его личность. Игры наполняют ребенка в ДОУ радостными впечатлениями и переживаниями, эмоционально его обогащают, создают хорошее настроение и радость успеха.

Игра – понятие очень многогранное. Без нее невозможно нормальное развитие ребенка. Игра в дошкольном возрасте развивает и воспитывает в ребенке все то, что составляет богатство человеческой личности.

Игра – это универсальное, незаменимое средство воспитания. Трудно переоценить влияние игры в дошкольном детстве на развитие ребенка.

Детские игры – это неоднородное явление. Даже глаз непрофессионала легко сможет заметить, как разнообразны детские игры по своему содержанию, по формам организации, по степени самостоятельности детей, по игровому материалу.

Разнообразие детских игр можно разделить на 2 группы:

Творческие игры (сюжетно-ролевые игры, театральные, режиссерские, театрализованные игры, игры со строительным материалом)

Игры с правилами ( подвижные игры, дидактические игры)

Так же все игры делятся на 3 класса:

Игры, возникающие по инициативе ребенка (самостоятельные сюжетные игры, игры-экспериментирование)

Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с воспитательной и образовательной целью:

Обучающие игры (дидактические игры, сюжетно-дидактические игры, подвижные игры)

Досуговые игры (игры-забавы, интеллектуальные игры, игры развлечения, театральные, празднично-карнавальные игры)

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций (народные игры, традиционные игры)

Игры в детском саду имеют различные функции:

Развлекательная функция (побудить интерес к данной деятельности, заинтересовать, развлечь, доставить удовольствие)

Коммуникативная функция (умение общаться в игре)

Самореализация в игровой деятельности

Игротерапевтическая функция (преодоление различных трудностей и препятствий в игре)

Диагностическая функция (выявление отклонений от норм поведения в игре)

Функция коррекции (внесение изменений в структуру личностного общения со взрослыми и сверстниками)

Функция социализации (усвоение норм человеческого общения со взрослыми и сверстниками в игровой деятельности)

Можно выделить основные черты, присущие игровой деятельности в ДОУ:

Свободная развивающая деятельность (по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса игровой деятельности, а не от ее результата)

Наличие прямых и косвенных правил (логическая последовательность развития сюжета игры)

Специфика игровой технологии – игровая среда:

Игры с предметами,

Игры без предметов,

Игры с различными средствами передвижения

Игровая педагогическая технология охватывает определенную часть учебного процесса, объединению с определенным персонажем, содержанием, с последовательным включением:

Игр и упражнений, на выделение определенных признаков предметов, умение сравнивать, сопоставлять их

Игр и упражнений, на обобщение предметов по определенным признакам

Игр и упражнений, на умение отличать реальные события от выдуманных

Игр и упражнений, на быстроту реакции, смекалку

Обучение в ДОУ в форме игры, занятие интересное, занимательное, но не развлекательное. Данная технология должна четко содержать пошаговое описание игровых действий и заданий.

Игра у ребенка дошкольного возраста не должна ассоциироваться только с развлечением. Некоторые игры должны быть веселым развлечением, а некоторые любимым занятием во время свободной деятельности, досуга. Очень важно, чтобы никто из детей не скучал, все были заняты интересной игрой, занятием, любимым делом.

В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества. В этом и состоит роль игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Велика роль игры в воспитании у детей правильного отношения к труду. Главное, удачно организовать игру с трудовым процессом. В данном случае игра украсит труд, поможет воспитать любовь к трудовым действиям, успешно овладеть мастерством.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте приучает детей жить и работать в коллективе, соблюдать определенные правила, считаться с интересами сверстников, приходить им на помощь.

Игра – это не только имитация детской жизни, а очень серьезная деятельность, позволяющая ребенку дошкольного возраста самореализоваться и самоутвердиться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для сего определенного персонажа, который наиболее ему близок, соответствует его нормам и правилам, нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития его личности.

Для изучения особенностей освоения коммуникативно-игровых умений может быть использован метод наблюдения за организацион­ным игровым общением детей.

В разные режимные моменты (утренний отрезок времени, прогул­ка, время после дневного сна) фиксируются:

наличие и количество игровых объединений, их устойчивость, по­ловой состав;

количество детей, играющих индивидуально, коли­чество участников игры в начале и в конце;

все обращения детей друг к другу во время игры, их содержание (просьбы, распоряжения, указания, вопросы, ответы и др.), сред­ства организации общения (экпрессивно-мимические, речевые, предметные действия);

эмоциональный фон общения (положительный, отрицательный, нейтральный), который проявляется в мимике, открытости или закрытости жестов и поз, речевой интонации, в преобладающем у ребенка настроении, легкости или трудности вступления в контакт со сверстниками, а также проявления сопереживания и сочувствия в общении со сверстником во время игры;

адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением темы игры, распределением ролей или игровых персонажей, раз­витием сюжета, созданием игровых образов;

аргументация замыслов и предложений для партнера.

Для выявления круга общения детей в игре используется метод одномоментных срезов. Наблюдая за играми детей после дневного сна, каждые пять минут фиксируются все игровые объединения, имеющие­ся на данный момент, и дети, играющие в одиночку. Необходимо получить не менее 10 срезов.

При обработке полученных данных анализируются численный (диады, триады и т.д.) и половой составы игровых объединений, определятся их устойчивость. Объединения, которые встречаются не менее чем в 40% срезов, считались устойчивыми, в 20—40% срезов — относительно устойчивыми, в 20% срезов — неустойчивыми. Устой­чивость игрового объединения свидетельствует о стабильности детских привязанностей, избирательности отношений.

Полученные данные оформляются в виде таблицы.

игровых объединений и их участников, половой состав

Количество относительно устойчивых объединений и их участников, половой состав Количество детей, переходящих из объединения в объединение, их пол Количество

детей, не имеющих

игровых объединений, их ПОЛ

Анализ результатов диагностики позволяет распределить детей по группам в связи с особенностями освоения позиции субъекта игровой деятельности. Субъектная позиция детей 5—7 лет в игровой деятель­ности проявляется по-разному.

В игры девочек включается неигровое общение, в котором они подражают героиням телесериалов, используя темы, содержание их разговоров. Это провоцирует высмеивание тех сверстниц, у которых хуже игрушки, наряды, им могут приписываться черты отрицательных героинь сериалов, их роли.

Недостаточное освоение обозначающих и поясняющих действий, умений обратиться к сверстнику, принять его предложение, аргумен­тировать замысел приводит к рассогласованию действий детей в игре, переходу от совместной деятельности к параллельной или индивиду­альной — и обратно к совместной.

Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры

(см. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. “Практикум по дошкольной

психологии”, М., 1998 г.)

Проведение исследования

Проводят наблюдения в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет.

Обработка данных

Анализ протоколов проводят по схеме:

Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.).

2. Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.

3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры.

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре.

5. Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.

Содержание игры.

1. Что составляет основное содержание игры (действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

2. Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

1. Насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество.

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету.

3. Сколько событий (эпизодов) ребенок объединяет в один сюжет.

4. Насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий (эпизодов), включенных в один сюжет.

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развертывать (развивать) сюжет игры.

Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

1. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

4. Передает ли и как передает характерные особенности персонажа.

5. Как участвует в распределении ролей. Кто руководить распределением ролей. Какие роли чаще исполняет — главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Характеристика этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.

Есть ли у ребенка любимые роли, и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

Игровые действия и игровые предметы

1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу он выбирает предметы — заместители и преобразует их для использования в игре.

2. Дает ли словесное обозначение предметам — заместителям, насколько легко это делает.

3. Кто является инициатором выбора предмета — заместителя: сам ребенок или взрослый. предлагает ли свой вариант замещения партнеру.

4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.

5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

Игровые правила

1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Осознается ли правило ребенком.

2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

3. Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

4. Как относится к замечаниям партнера о нарушении правил им самим.

Достижение результата игры

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутыми результатом.

3. Какими средствами достигается реализация замысла.

Особенности конфликтов в игре

1. По поводу чего чаще, всего возникают конфликты, (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.).

2. Каковы способы разрешения конфликтов.

Игровая среда

1. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.

2. Использует ли предложенную игровую среду и как (оборудование игрового уголка).

Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок ко взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается.

2. Предлагает ли принять взрослого в игру.

Полученные результаты соотносят с таблицей уровни развития сюжетно-ролевой игры 9стр.31) и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка.

“Малятко”, 1999 г. Программные требования, основные показатели развития сюжетно-ролевой игры детей.

2. Проанализируйте итоги своих наблюдений, ответив на следующие вопросы:

— какие взаимоотношения взрослых отражают дети в с их сюжетно-ролевых играх?

-какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно-ролевых играх?

-какова структура сюжетов (однотемные или многотемные, одноперсонажные или многоперсонажные)?

— на каком этапе (по Д.Б.Эльконину) находится развитие игры у детей вашей группы?

— какие роли исполняют дети в своих играх?

— проявились ли элементы сотворчества в руководстве сюжетно-ролевой игрой?

— какие виды игр встречаются чаще у детей вашей группы?

— проявляются ли в играх детей стереотипы проведение связанные с их половой принадлежностью?

— одобряют или отвергают дети в игре эти стереотипы?

3. Чтобы включиться в детскую игру и установить с детьми “подходящую тактику взаимодействия”, подумайте на следующими проблемами:

— какие методы руководства творческой игрой необходим использовать, чтобы обогатить ее содержание?

-как можно преобразовать предметно-пространственную среду, чтобы повлиять на сюжет и содержание творческих игр дошкольников?

Читайте также: