Улицкая пиковая дама краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Ц ель урока — на примере изучаемого рассказа постичь метафорический смысл пространства и времени в художественном произведении: хронотоп в литературе непременно несёт на себе черты образно-символические, отражает мировоззрение автора, его отношение к жизни, его художественное сознание.

Задание к уроку: составить цитатный план, отражающий жизненный путь героинь и их отношение к людям и миру: 1-й вариант — образ Анны Фёдоровны, 2-й вариант — образ Мур.

1. Биографическая справка о писателе составлена на материале заметок о Л.Улицкой в прессе и интервью с писательницей.

В чём причина такой популярности у самых разных народов? Чем привлекательны её книги для людей разного возраста, положения и интересов? Чем завоевала она читательские сердца?

Заканчиваем этот этап работы вопросами учащихся, непосредственно касающимися изучаемого рассказа. Вся дальнейшая работа будет ориентироваться на поиск ответа на них. Можно сформулировать их словами из текста:

Отчего ей (Мур) была дана власть над людьми?

А почему ты ей не сказала “нет”?

2. Метафорический смысл образа времени и пространства в рассказе.

Перед нами семья, живущая в одной квартире. Семья — это особое объединение людей — родственных душ, а дом — то пространство, которое олицетворяет быт, уклад, взаимоотношения и традиции семьи. Понятие дома шире понятия места жительства, это сосредоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода.

— Какой уклад, какие традиции сложились в семье героев рассказа? Несёт ли пространство дома функцию организующего и связующего звена всех проживающих в этом доме людей? Кто, на ваш взгляд, является главой семьи?

Кажется, что глава, она же повелительница, она же центральная фигура в доме — Мур. Но попробуем произнести два словосочетания: “семья Мур”, “семья Анны Фёдоровны”. Первое звучит нелепо, а вот второе очень органично. Перед нами первый парадокс: правит домом Мур, а олицетворяет быт, уклад, традиции — всё, что мы вначале обозначили как ценностные характеристики дома, — Анна Фёдоровна, которой в этом же доме почти нет места и времени для себя.

Обратимся к тексту. Местоположение Мур автор указывает не единожды — в центре. А вот пространство Анны Фёдоровны метафорически выражает её сон. Ей приснился взрослый мужчина, уменьшенный до размера большой куклы, лежащий в ящике письменного стола и жаловавшийся: “Мамочка, как же мне здесь плохо…” Скорее всего, этот странный и даже страшный сон отражал подсознательный стон самой героини: “Мамочка, как же мне здесь плохо…” Пространство Анны Фёдоровны не больше ящика, приснившегося ей.

Образ времени заявлен в самом начале рассказа: “Разница в возрасте Мур и Анны Фёдоровны составляла стремительно уменьшающуюся величину…” Время в доме идёт по-разному: у всех героев возраст увеличивается, и только Мур не просто игнорирует его, но старается повернуть вектор времени в обратном направлении, причём не только с помощью косметики, кремов, туфель на каблуках, но и своими детскими капризами и желаниями.

— Что такое личная жизнь? Для чего она нужна? Что можно сказать о личной жизни Мур? В чём уродливость её представлений о личной жизни?

— Было ли место и время для личной жизни у Анны Фёдоровны? (“Свои личные два часа”, которых, как мы видим, она тоже лишилась).

Вчитаемся в эпизод с утренним шоколадом. С чем связан единственный момент в этой сцене, когда Мур “удовлетворённо вздохнула”? Это произошло, когда Анна Фёдоровна уже не знала, чем угодить, была загнана в угол и ждала скандала. А Мур, подчёркивая своё торжество и превосходство над дочерью, “обманула её ожидания”: насмешливо улыбнулась и отложила скандал. Надолго ли?

Продолжим сравнительную характеристику героинь по следующему примерному плану.

    Сравните портретное описание героинь.

— Раскройте смысл следующей фразы-характеристики: “В прежние времена Мур интересовалась событиями и людьми как декорацией собственной жизни и статистами её пьесы, но с годами всё второстепенное линяло и в центре пустой сцены оставалась она одна и её разнообразные желания”.

Одну героиню автор величает по имени-отчеству, а другую, наоборот, даже не по имени, а по прозвищу, которое на протяжении всей жизни заменяло настоящее имя, лишь однажды мелькнувшее в рассказе, и то вскользь: “…трёх красавиц: Марии, Эльвины и Беаты”.

Анна Фёдоровна — “…Катя и Анна Фёдоровна, обе в старых тёплых халатиках, похожие на поношенные плюшевые игрушки, сели на гобеленовый диванчик, такой же потёртый, как они сами”; “Ты ангел, Анеля…”; “Ты просто святая”.

— Какие черты характера Анны Фёдоровны подчёркивают эти сравнения?

Мур — “Только желтоватые костяные кисти в неснимающихся перстнях да длинная шея с маленькой головой торчали, как у марионетки”.

В этой художественной детали, на наш взгляд, ещё один парадокс, который указывает читателям автор, сравнивая Мур с марионеткой. Что хотел сказать автор этим сравнением? Кто в этом доме марионетка: Анна Фёдоровна, подчиняющаяся любому капризу сварливой старухи, или всё же сама Мур, управляемая своим эгоизмом и полностью подчинённая ему?

“Это чудовище, гений эгоизма, Пиковая Дама, всех уничтожила, всех похоронила…” Какие чувства по отношению к Мур выражает Марек в этой фразе? Почему ему удаётся вести себя с Мур иначе, чем остальным героям?

“А матушка твоя — настоящая Пиковая Дама. Пушкин с неё писал”. Вспомним старую графиню, героиню новеллы А.С. Пушкина, и сравним её с образом, созданным Л.Улицкой. Своей реминисценцией Улицкая как бы предлагает сделать это сопоставление. Какова цель автора? Показать, что во все времена существуют жестокие старухи, гении эгоизма и равнодушия, мучающие и изводящие своими капризами близких?

И всё-таки Пушкин исполнен некоторого сочувствия к своей героине: “…Графиня, конечно, не имела злой души, но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм…” В отношении Мур Улицкая более категорична: “чудовище”, “гений эгоизма”. Это не пушкинская “тайная недоброжелательность”, а откровенное, циничное презрение к поступкам, чувствам, мыслям и самому существованию своих близких. Да и близкие у Пушкина и Улицкой разные. Лизавета Ивановна — бедная воспитанница, взятая в дом из милости, — не редкий случай для той эпохи. Совершенно другое дело Анна Фёдоровна — талантливый врач, профессор, человек, имеющий дочь и внуков. Это состоявшаяся личность, уважаемая всеми, кроме родной матери. Тот факт, что Мур проявляет агрессию к самым родным и близким людям, окружившим её теплом и заботой, вмешивается в их судьбу, делает эту героиню страшнее и опаснее старой графини. Но что же заставляет Анну Фёдоровну потакать всем её капризам?

— Попытайтесь объяснить смысл следующей фразы: “. С глубоким отчаянием, испытываемым из-за невозможности любить и неспособности не любить эту тонкую, нечеловечески красивую, всегда театрально разодетую женщину, которая приходится родной матерью”?

Это очень сложный вопрос. Анна Фёдоровна даёт на него такой ответ: “Я её боюсь. И есть долг. И есть жалость”. В этой фразе перед нами раскрывается характер героини, объясняющий нам парадоксальную ситуацию, подмеченную в начале анализа: Мур правит, а дом держится на Анне Фёдоровне, она и есть настоящая глава семьи. Характер этот мягкий и совестливый, но сколько нужно силы, терпения и мужества, для того чтобы оставаться дочерью и сохранять мир в доме в присутствии Пиковой Дамы!

Подводя итог сравнительному анализу центральных образов, ответим на вопрос: чей образ сложнее, многограннее?

Героиня, которая фактически не имеет в доме ни места, ни времени для себя, которая отказалась от счастья по первому требованию матери, оказывается стержнем, опорой дома и семьи. Вот только сил у Анны Фёдоровны остаётся всё меньше и меньше, а капризам Мур нет числа.

Мы уже отмечали, что время в доме для героинь движется с разной скоростью, в разном направлении и с разным результатом. Что изменяется с приездом Марека? “Семейный экстаз”, “весь дом сошёл с ума”: у героев появляются новые планы, надежды — темп жизни ускоряется, появляется возможность расширить пространство, увидеть мир, окунуться в новую жизнь.

Мы переходим к финальной части рассказа, пытаясь найти причину трагической и нелепой смерти героини. Один раз в жизни решилась Анна Фёдоровна поставить Мур “перед фактом семейного неповиновения”.

— Почему Мур была против поездки правнуков в Грецию?

— Что придумала Анна Фёдоровна, чтобы обмануть Мур? В каком состоянии находилась всё это время? Для кого старалась? О чём мечтала?

— Германн у Пушкина наказан за свои преступления. Но Анна Фёдоровна? Как можно объяснить её смерть?

— Мур победила? Ведь снова осуществилось всё именно так, как она захотела. Как вы понимаете смысл последней сцены?

— Дом разделяет судьбу своего хозяина и подвергается разрушению после его смерти. Что станется с пространством дома? Что станет с героями рассказа? Какова может быть их дальнейшая судьба?

“Чем страшна Пиковая Дама?” — этот вопрос становится темой для письменного домашнего размышления старшеклассников.

А теперь, в старости, у нее остались только воспоминания и глухое равнодушие к своим близким и родным людям. Желание командовать, требовать беспрекословного исполнения всех желаний – тоже осталось у Мур с молодости. Причем желания эти часто абсурдны и необъяснимы. Мур может потребовать ранним утром горячего шоколада с молоком. А молока в доме нет, и вся семья еще спит. Но она требует, кричит, возмущается, бьет посуду.

Бывший зять называет Мур страшным, бессердечным чудовищем. И это правда. Старая женщина тиранит всех своих домочадцев, постоянно скандалит, кричит, упивается своей ненавистью к дочери и внучкам, и властью над ними.
Мур разрушает жизни самых родных людей: дочери, внучек, правнука. И никто, никто не может дать ей отпор! Почему же? Почему Анна с дочками сносят капризы и обиды, почему не защищают себя? И автор отвечает – красота Мур, ее сильный и властный характер всему виной. Своей необъяснимой властью над людьми Мур пользовалась всю жизнь. Ей уже почти девяносто лет, но она все также тиранит и ненавидит близких. Она уничтожила почти всех.

В противоположность Мур автор описывает жизнь Анны. Ее безграничное терпение, чуткость, любовь к ближнему, самопожертвование, учит читателя праведной и светлой жизни.

Русская литература двадцатого века удивляет своих читателей талантливыми авторами. Очень популярна так называемая, женская проза. Она представлена известными именами: Татьяна Толстая, Людмила Петрушевская, Ольга Славникова, Марина Чижова, Наталия Толстая. Это совершенно разные авторы, но книги, которые они пишут, всегда становятся праздником для читателя. Людмила Улицкая – очень известный автор в России. Ее книги переводятся и издаются за границей, так как и там знают Улицкую, и интересуются ее творчеством.

Сейчас она уже постарела, но воспоминания о бурной жизни остались вместе с ней. Она была равнодушна к родственникам и близким людям. Мур привыкла командовать и получать желаемое. Она не любит когда ей отказывают. Она взбалмошная особа. Иногда ее желания можно назвать абсурдными. Если ей с утра хочется выпить кофе с молоком, а молока в доме не осталось. Она может закатить истерику всем членам семьи и даже разбить посуду.

Бывший зять часто называл женщину чудовищем, не имеющим сердца. В его словах есть истина. Мур по своей натуре тиран, она не дает покоя никому из близких людей. Она ненавидит родную дочь и ее детей. Мур постоянно скандалит и кричит.

Женщина в свои девяносто лет продолжает портить жизнь своей дочери и другим родственникам. Никто не может ответить ей. Все подчиняются ее прихотям. Она уничтожает и унижает людей.

Автор произведения описывает жизнь Анны. Девушка является полной противоположностью своей матери Мур. Анна чрезвычайно терпеливая, душевная, понимающая, чуткая, любящая женщина. Она очень добрая и готова на самопожертвование. Ее образ учит читателя быть правильным и терпеливым. Она спокойная и положительная. У Анны нет похожих качеств с Мур.

Пиковая дама. Читательский дневник

Советуем почитать

В стручке гороха жили пять горошин. С каждым днём они становились всё больше и больше, потому что солнышко их пригревало, дождь поливал, им было хорошо и уютно в своем зеленом домике.

Главный герой произведения Микион. Он очень хотел иметь детей, но ничего не получалось. Поэтому герой принял решение, он усыновил ребенка своего брата, которого звали Демеи

Роман поднимает важные вопросы, с которыми прямо или косвенно сталкивается каждый человек. Произведение показывает и подчеркивает сложности жизни независимо от статуса и положения. Здесь затрагиваются: человечность

НазваниеПиковая дама
Год публикации1999
ЖанрРассказы
СборникПервые и последние

Функций портретного представления человека в тексте художественного произведения может быть множество – столько, сколько их вложил сам автор; они, как правило, сосуществуют, вытекая одна из другой и тесно взаимодействуя. Кроме того, что портрет изображает персонажа, он зачастую важен для атмосферы произведения (становится символом запечатленного временного периода), выступает в качестве обычной детали, дополняющей представленную действительность, либо отражает внутреннее состояние того или иного героя. Иными словами, в литературном творчестве это и форма постижения действительности, и характерная черта индивидуального стиля писателя, и создание образа персонажа, и символическая схематизация представленной в тексте эпохи, и типологизация личности в социокультурной динамике.

Культура РФ

Вместе с тем портретное изображение человека в рамках художественного произведения может эксплицитно и имплицитно передавать информацию, обусловленную позицией коммуникатора (писателя), позволяет создать контекст, ориентированный на реализацию определенных нравственных, психологических и мировоззренческих установок. Подобное положение дел тем более очевидно, что имя портретируемого нередко выносится в название произведения, выступает в качестве сильной позиции текста (на самом высоком уровне демонстрирует проявление его системной целостности, будучи формой художественно-образного представления). Это результат интеграции всех частей художественного целого, показатель смысловой завершенности, наилучший способ создания целостного образа литературного героя, своеобразно преломляющий психологический, поведенческий, социальный, речевой и другие моменты его характеризации.

Видео-театр


Выводы по произведению

Присутствие традиции опознается:

Жертвенность, носителем которой выступала Анна Федоровна, не принесла плодов. Подчиняя жизнь прихотям и желаниям Пиковой Дамы, Анна Федоровна страдала без воздаяния: дочь и внуки легко согласились бросить дом ради полного удовольствий и достатка мира Марека. В этом смысле особенно заметно пренебрежение к нуждам семьи, которое демонстрирует студентка вуза Леночка. Скорректировавшая планы Анны Федоровны необходимость побежать в магазин за пакетом молока вызвана исключительно безалаберностью девушки, Леночка поставила пустой пакет на полку в холодильнике, чем ввела в заблуждение своих близких.

Наряду с деконцентрированным тут явлен и образец гипертрофированного портрета (согласно Е. В. Михайловой, данный тип вбирает в себя значительное количество портретных описаний, на фоне которых образ Пиковой Дамы есть их архитектоническое начало) [16]. Образ главной героини раскрыт посредством:

  • поэтапной демонстрации портрета-описания, с разной степенью полноты дающего перечень деталей характера персонажа;
  • портрета-сравнения, обеспечивающего читателю возможность четко представить внешность героя;
  • портрета-впечатления, передающего чувства (эмоции, рождающиеся при первом знакомстве, соприкосновении с внутренним миром данного человека) [17].

Таким образом, содержание портретных описаний многоаспектно. Портрет Пиковой Дамы можно рассматривать как текст в тексте – феномен, детерминированный законами текстообразования и принципами (закономерностями) демонстрации литературного образа в композиционно едином комплексе изобразительных средств. Репрезентируя текстовое единство, подчиненное заданной автором тенденции, моделируя художественный мир, портрет не только вычленяется как структурный элемент, имеющий собственные цели и задачи. Портрету принадлежит гораздо более существенная роль в целостном составе текстового пространства.


Анализ произведения

2 пиковые дамы

Общий мотив безумия

Культура РФ

Новый Пушкин

Подытоживая все вышеизложенное, необходимо сделать вывод о том, что присутствие пушкинской традиции в повести Л. Улицкой опознается:

Видео: Сквозная линия. Людмила Улицкая. театральная постановка.

Телевизионный фильм-спектакль. Почему женщины лгут? Чем женская ложь отличается от мужской? Над этими вопросами заставляют задуматься три выдуманных рассказа совершенно разных героинь, три новеллы — забавные, порой абсурдные, иногда грустные, построенные сообразно женской логике, всегда с неожиданным концом. Текст за кадром читает сам автор /Людмила Улицкая/.

Читайте также: