Уклад школы в соответствии с прпв включает

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Смены уклада жизни школы на ступенях НОО, ООО, С(П)ОО в рамках реализации ФГОС Митрофанова Татьяна Геннадьевна, директор МАОУ «Средняя общеобразовательная." — Транскрипт:

2 Зачем нужен новый уклад жизни ОУ? Роль образовательных учреждений в обществе не столько в том, чему и как они научат детей, сколько в том, как они (детские сады, школы) устроены. Образовательный уклад жизнь школы – ее устройство, управление, финансово- хозяйственная самостоятельность, отношение общества, определяют уровень развития современного учреждения (Брайан Саймон, 1993).

3 Что значит новый уклад жизни ОУ? Главная характеристика современного образования – многообразие: подходов, содержаний, образовательных программ, условий для организации новых различных деятельностей. Воспитание в многообразной среде, богатой яркими людьми и неожиданными событиями, формирует у человека способность видеть мир таким, каков он есть, адекватно действовать в самых сложных обстоятельствах. Управлять многообразием неизмеримо труднее, чем линейной унифицированной системой. Не говоря о том, что однообразная система образования (единый учебный план, единые программы, единые стандарты) гораздо более дешевая, чем разбегающееся разнообразие (А.И. Адамский, 2001).

4 Как изменить уклад жизни школы?

5 ФГОС НОО дает большую самостоятельность школе… Самостоятельность школы в изменение уклада жизни школы - возможность и способность ОУ определять свою деятельность(ОП), утверждать штатное расписание, учебный план, формировать план ФХД, вводить государственно – общественное управление…

6 Результаты и качество образования Учебно-предметные компетенции (грамотности) Математическая грамотность Языковая грамотность Естественнонаучная грамотность Грамотность чтения Ключевые компетентности Умения учиться как основа учебной (образовательной компетентности) Учебное сотрудничество как основа коммуникативной компетентности Грамотность чтения информационных текстов как основа информационной компетентности Социальный опыт игра практики Организационная деятельность Трудовая деятельность Качество образования (социализация и успешность) Сквозные образовательные результаты (инициатива, самостоятельность, ответственность) А.Б. Воронцов

8 Учебный план школы-сада в соответствии ФГОС

11 Уклад жизни начальной школы 92 Чередование учебной деятельности с отдыхом и дополнительным образованием в режиме работы школы

12 Уклад жизни начальной школы 92

15 Положение об оценке результатов образования 1-2 класс - безотметочное обучение - качественная характеристика достижений обучающихся; контрольно – оценочная деятельность детей (самооценка ребенком своей работы всегда выполняется раньше оценивания учителем); достижения детей за четверть – предметные, надпредметные, личностные – фиксируются в Индивидуальных листах достижений. В карте успешности и портфолио отражаются индивидуальные образовательные траектории детей и их успешность в учебной и внеучебной деятельностях. достижения детей за год фиксируются в Аттестационных листах)

16 Уклад жизни школы (деятельность) и локальные акты ОУ. 16 Программа развития ОУ - документ, определяющий вектор движения ОУ на рынке образовательных услуг. Разрабатывается с участием внутренних и внешних заказчиков, так как определяет конкурентоспособность ОУ. Основная образовательная программа ступени – документ совместных действий всех участников ОП. Разрабатывается МО, совместно с учащимися и их родителями и утверждается на уровне Управляющего совета ОУ. Проектирование ООП в соответствии с возрастными возможностями школьников и с учетом сквозных результатов предыдущей и следующей ступени (основной школы).

17 ООП школы Индивидуальная ОП БИЗНЕС ВЛАСТЬ РОДИТЕЛИ УЛИЦА ИНТЕРНЕТ СМИ Групповая ОП ДРУГИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

18 Уклад жизни школы (деятельность) и локальные акты ОУ. Рабочая программа предмета, курса, модуля и т.п. - документ действий педагога для достижения учебно-предметных, универсальных результатов в учебной и внеучебной деятельности. Индивидуальная образовательная программа учащегося – документ действий учащегося, траектория для достижения реализации личностного потенциала ученика в образовании (в различных видах деятельности).

19 Проектирование уклада жизни ООП начального общего образования ООП основного общего образования ООП среднего (полного) общего образования Программа развития школы ИОП Сквозные результаты

20 Подходы к результатам образования А.Б. Воронцов Сквозные образовательные результаты - базовые результаты, которые прослеживаются через все образовательные области, ступени образования, являясь интегральной характеристикой образовательной результативности школьника, которая описывается через: образовательную самостоятельность, подразумевающую умения школьника создавать предметные способы и средства для собственного учебного продвижения и развития; образовательную инициативу – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать; образовательную ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях, умение публичного предъявления своих образовательных результатов.

21 Некоторые сквозные результаты дошкольного, НОО, ООО, С(П)ОО (проект) интеллектуальное развитие как основа формирования учебной деятельности, способности к созданию ИОП, способности всю жизнь учиться; развитие творческого воображения, как основы проектного мышления; развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения умственных, творческих и других задач, которые позволяют успешному продвижению детей в разных видах деятельности, в том числе учебной; способность планировать и выстраивать свои индивидуальные действия в соответствии со своей ролью в игре, в учебной деятельности, в социально – значимых деятельностях, профессиональной деятельности; умение занять определенную позицию при обсуждении вопросов в игре, учебной деятельности, других видах деятельности – критически мыслящая личность; способность детей и учащихся выстраивать реальные социальные отношения в игре, в учебной деятельности, других видах деятельности.

22 Проблемы основной и старшей школы Не все учащиеся основной и старшей школы успешны; Существующая система оценки результатов не дает основу для прогноза будущего развития учащихся и общества. Успешность учащихся оценивается по результатам учебной деятельности: ЕГЭ, ЕМЭ, качество обучения (4 и 5); Учебный план не позволяет в полной мере создавать условия для организации на бюджетной основе других не учебных видов деятельности; Большая часть учащихся старших классов на уроке находятся в интернете, а учителя не владеют способами перевода возможностей использования интернета в образовательный ресурс

23 Результаты анкетирования старшеклассников (2012 г.) вопросданетвоздер жались Нравится ли вам уроки в школе?53%29%18% Кто занимается у репетиторов?94%6%0% Сколько процентов учеников могли использовать свои электронные носители? 81%19%0% вопросданетвоздер жались Нравится ли вам уроки в школе?53%29%18% Кто занимается у репетиторов?94%6%0% Сколько процентов учеников могли использовать свои электронные носители? 81%19%0% вопросданетвоздер жались Нравится ли вам уроки в школе?53%29%18% Кто занимается у репетиторов?94%6%0% Сколько процентов учеников могли использовать свои электронные носители? 81%19%0% вопросданетвоздерж ались Нравится ли вам уроки в школе?53%29%18% Кто занимается у репетиторов?94%6%0% Сколько процентов учеников могли использовать свои электронные носители? 81%19%0% вопросданетвоздер жались Нравится ли вам уроки в школе? 53%29%18% Кто занимается у репетиторов? 94%6%0% Сколько учеников могут использовать свои электронные носители? 81%19%0%

26 Новый уклад жизни школы– новое качество образования могут стать особым национальным ресурсом, влияющим в дальнейшем на социально- экономическое развитие страны. Вопросы для обсуждения: приоритеты вложения государственных средств; норматив финансирования, его структура, инфраструктура ОУ. Роль нового уклада жизни школы

27 Успешные, счастливые дети – будущее России Банер с окна


В настоящее время современная школа переживает период комплексного реформирования. Меняются представления о результатах и содержании образования, условиях организации образовательного процесса, характере взаимодействия его различных участников. Системная модернизация общеобразовательной школы производна от тех социально экономических и культурных изменений, которые характеризуют общество, все чаще называемое обществом знаний, постиндустриальным обществом. В стремительно обновляющемся мире, задача школы — не только обеспечить ребенку фундаментальные знания, но и предоставить ему опыт самостоятельной деятельности, в контексте которой формируется ответственность, готовность к выбору, к успешной социализации и активной личностной позиции.

Управление формированием укладом школьной жизни должно осуществляется на основе специально разработанной программы. Программные технологии в управлении сегодня являются приоритетными, о чем свидетельствует принятие соответствующих документов, определяющих государственную политику в области образования, например, Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.; Государственная программа развития образования и др. Программный принцип соблюден и в структуре Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Так наряду с уже имеющимися у школы уставными и программными документами должна быть разработана самостоятельная программа по формированию уклада школьной жизни.

Управление формированием уклада школьной жизни во многом опирается на общие правила управления развитием образовательной системы:

— сложноорганизованным системам нельзя навязать пути развития, которые не определяются их внутренними потребностями;

— эффективность развития зависит от способности руководителя видеть будущее в настоящем и не упустить благоприятный момент для начала системных преобразований;

— для успешного развития образовательной системы необходимо согласование темпов развития всех ее частей и действий субъектов управления; наиболее эффективное развитие достигается в результате постепенных воздействий, точно рассчитанных и вызывающих резонансный эффект системы, поэтому режим развития является наиболее органичным для нее [5].

Управление развитием уклада школьной жизни, как и другие виды управления, выполняет 4 основные функции: планирование, организация, руководство, контроль.

Планирование направлено на определение желаемых результатов и тех возможностей, которые способствовал бы достижению этих результатов.

Создание перспективного плана предопределяет дальнейшие действия. Необходимо распределение функциональных обязанностей, прав, степени ответственности, характер взаимодействий по вертикали и горизонтали. Все это означает построение организационной структуры совместной деятельности. Это построение и называют организацией. Организационная структура обеспечивает согласованность действий участников совместной работы.

Чтобы работа была эффективной необходимо, чтобы исполнители понимали, каких результатов и когда от них ожидают, чтобы они были заинтересованы в их получении, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятным для осуществления совместной деятельности. Совокупность действий субъектов управления, направленных на осуществление данных условий, определяется как руководство.

Управление должно своевременно реагировать на все изменения, поэтому ему необходима полная информация о процессе деятельности коллектива. Получение такой информации и выявление необходимости корректировки хода работ обеспечивается системой действий, называемой контролем. Контроль обеспечивает управлению обратную связь [2].

Опираясь на опыт И. Е. Кузьминой по формированию уклада школьной жизни, можно выделить следующие этапы в проектирование и реализации уклада школьной жизни:

— определение целей, ценностей, принципов и типа уклада школьной жизни;

— отбор основных компонентов содержания деятельности по созданию уклада жизни, разработка системы событий;

— разработка и апробация педагогической технологии и системы методик;

— выявление механизмов реализации уклада в практике школьной жизни;

— диагностика результативности реализации уклада школьной жизни;

— обобщение педагогического опыта создания, рефлексия условий реализации на практике;

— оценка образовательных и социальных эффектов реализации уклада школьной жизни в образовательном процессе [3].

Нельзя не сказать, что формирование уклада школьной жизни подчиняется определенным закономерным характеристикам:

— уклад по своей сути является неявным объектом управления. Большая составляющая уклад относится к обыденному, повседневному слою жизнедеятельности и для их обозначения в предмет управления требуется особая рефлексия;

— большая часть управленческих воздействий на уклад в силу общесистемной природы последнего должна носить опосредованный характер;

— уклад школьной жизни-это системный феномен, поэтому если происходит изменение одного из его составляющих, то это автоматически приводит к изменению остальных [1].

Таким образом, в условиях модернизации образования необходима специальная работа по управлению формированием уклада школьной жизни, помочь в этом может осознание важнейших правил и закономерностей такого управления.

Основные термины (генерируются автоматически): школьная жизнь, уклад, образовательный процесс, содержание образования, управление формированием, формирование уклада, образовательная система, образовательное учреждение, общее образование, организационная структура.

Читайте также: