Укажите связь кризиса 7 лет со школьной адаптацией

Обновлено: 07.07.2024

Социальная адаптация ребенка к школе – это процесс привыкания ребенка к новым условиям, новой среде, новым людям и правилам поведения. Перед первоклассником стоит сложная задача: установить новые контакты, подружиться с детьми, научиться взаимодействовать с учителем, выполнять новые обязанности. Кризис 6 – 7 лет приходится как раз на время начала школьной жизни, что значительно затрудняет быструю адаптацию первоклассника к школе. В этом возрасте у ребенка еще не сформирована личность, которая способна адекватно принимать нормы поведения в школе, работать в коллективе и легко общаться со сверстниками и учителями.

Есть детки, которые в кризисном возрасте 6 — 7 лет очень легко осваиваются в новом коллективе. Но есть и такие, которые делают это не так быстро и легко, предпочитая играть в одиночестве и не вступать в контакт со сверстниками. Именно они особенно нуждаются в особом внимании со стороны учителя и их родителей. Ведь от того, какие отношения сложатся у ребенка с одноклассниками и учителями, будет зависеть очень многое в его дальнейшей школьной жизни.

Социальная адаптация к школе первоклассника

Социальная адаптация к школе первоклассника

Дети очень остро реагируют на несправедливое отношение к себе со стороны взрослых, даже если не высказывают своего недовольства и держат негативные эмоции в себе. Если ребенком часто недовольны взрослые, успешная социальная адаптация первоклассника к школе усугубляется и замедляется.

Советы родителям детей кризиса семи лет:

Кризис 7 лет – это сложный возраст, и социальная адаптация к школе у первоклассников не всегда проходит гладко. Но любые проблемы можно преодолеть, если проявлять терпение и любовь к своему маленькому школьнику.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Адаптация первоклассников к школе и влияние кризиса семи лет

Поступление ребенка в школу является переломным периодом в его жизни, что связано, прежде всего, с резкими изменениями сложившегося динамического стереотипа у первоклассника. Наступает новый период социализации с одноклассниками, учителями и требованиями школьной программы. Первоклассник получает новый социальный статус ученика. Этот процесс социализации в школьной среде и есть школьная адаптация.

Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. У половины детей, поступающих в школу, по мнению ученых, занимавшейся проблемой адаптации (М.Г.Битянова [2], Н.И.Гуткина [5], Л.И. Божович [3], В.К.Никоненко [12], Э.Д. Эльконин [19]), эта позиция еще не сформирована.

На процесс адаптации влияют множество факторов, таких как биологические, семейные, психологические, так же остается малоизученными вопросы влияния кризиса семи лет.

По данным Э.М. Александровской [1] у 40% детей не получается сразу же влиться в новый ритм жизни, появляется физиологические проявления затруднений в учёбе и различные нарушения школьных норм поведения, проявляющиеся в кривлянии, манерности, неестественности поведения, сниженной самооценки; склонность к капризам и конфликтность, (по мнению таких авторов, как: Л.С.Выготский [4], В.С.Мухина [11], И.Г.Малкина-Пых [10], К.Н.Поливанова [15], Д.Б. Эльконина [19]).

Поэтому возникает необходимость исследования влияние кризиса семи лет на адаптационные процессы первоклассника.

Целью данной курсовой работы является изучение адаптации первоклассников к школе и влияния кризиса семи лет на нее.

-Изучить понятие адаптации и понятие кризиса семи лет в его прикладных и теоретических аспектах.

- Рассмотреть основные психофизиологические характеристики детей 6-7 лет.

- Определить уровень адаптации и психических процессов у первоклассников.

- Сравнить полученные результаты у первоклассников в процессе адаптации.

- Изучить влияние кризиса семи лет на адаптацию

- Выбрать психокоррекционную программу в работе с детьми, у которых нарушен процесс адаптации к школе.

- Дать рекомендации для родителей, с целью коррекции кризиса семи лет.

Гипотеза исследования: по литературным данным, на процесс адаптации первоклассников влияет множество факторов, одним из значимых направлений является кризис семи лет. Поэтому встает необходимость изучения данного периода, с целью коррекции процесса адаптации.

Предмет исследования: протекание процесса адаптации и влияние на него кризиса семи лет.

Теоретические и методологические основы исследования:

· процесс адаптации к школе, критерии успешной адаптации, дезадаптацию (Э.М.Александровская [1], М.Г.Битянова [2], Т.В.Дорожевец [6], О.Б.Конева [7], Е.Е.Кравцова [8], Н.Г. Лусканова [9], В.К. Никоненко [12], Е.В. Новикова [14], Н.А.Ощуркова [14], Н.Г. Салмина [16], Л.С.Чутко [17])

· кризис семи лет и его влияние (Л.С.Выготский [4], И.Г.Малкина-Пых [10], В.С.Мухина [11], К.Н.Поливанова [15], И.В.Шаповаленко [18], Г.Б.Яскевич [20])

· программы по коррекции дезадаптации (Э.М.Александровская [1], М.Г.Битянова [2], Т.В.Дорожевец [6], О.Б.Конева [7], Л.С.Чутко [17]) и кризиса семи лет (О.Б.Конева [7], К.Н.Поливанова [15])

Таким образом, в ходе исследования мы измерили уровень адаптации первоклассников, а также уровень некоторых психических процессов (внимание, память, мышление) и уровень некоторых учебно-важных качеств (развитие мелкой моторики, мотивация к обучению, обучаемость), а также самооценку учащихся.

Далее мы сравнили полученные нами результаты у детей с полной и неполной адаптацией (или дезадаптацией).
Напомним, что у детей с полной адаптацией можно заметить превалирует высокий уровень внимания, памяти, обучаемости, мотивации и самооценки; у детей с неполной адаптацией (или дезадаптацией) особенно заметны низкий уровень мышления, низкий уровень развития мелкой моторики и низкая самооценка (от 40% до 60%).

Таким образом, мы полагаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, а именно - на процесс адаптации первоклассников, помимо прочих факторов, происходит влияние кризиса семи лет.

Чтобы предотвратить процессы дезадаптации и скорректировать процесс протекания кризиса (в положительную сторону), мы подобрали соответствующую программу для коррекции дезадаптации у школьников для учителей и школьных психологов (по М.Г.Битяновой) и рекомендации родителям для сглаживания протекания кризиса семи лет (от авторов О.Б.Коневой и К.Н.Поливановой).

Что такое кризис?

В чем суть кризиса 7 лет?

К 6-7 годам ребенок уже ощущает себя личностью, анализирует свое поведение, осознает свои чувства. Это время его социальной адаптации, проверка его способности завоевать уважение других. Ребенок стремиться поменять свой статус на более значимый, в частности, стать школьником.

В психологии выделяют 7 основных признаков кризиса у ребенка.

В этом случае ребенок безапелляционно требует что-либо от взрослого. Мотивом такого поведения ребенка в кризис 7 лет является нежелание обладать вещью, а сам процесс самоутверждения в своих глазах и глазах взрослых. Скорее всего, сама вещь не особо принципиальна для него в этот момент, целью такой настойчивости является необходимость добиться того, чего он требует.

Это проявление возрастного кризиса 7 лет направлено, скорее, на отрицание распорядка и уклада, который ему пытаются навязать: ходить в школу, вставать, рано, сидеть на занятиях, учить уроки и прочее.

В период кризиса 7 лет такая характеристика поведения, как своеволие проявляется в желании все делать самостоятельно, то есть быть независимым от желаний, указаний и помощи взрослых.

В процессе адаптации к новым социальным условиям, укладу, правилам поведении и порядку жизни у ребенка происходит повсеместное отрицание. Поэтому кризис в возрасте 7 лет проходит под знаком ссор. Кажется, что ваше чадо находится в непреодолимом конфликте со всеми и каждым. На самом деле в психологии кризис 7 лет связан с внутренними конфликтами ребенка по адаптации в окружении, которые он выплескивает на всех и вся.

В момент формирования новых ценностей в семилетний период, особенностью является кризис идеалов. В это время ребенок говорит на то, что раньше считал белым – черное и наоборот, а также ломает вещи, которые были ему некогда очень дороги. С удовольствием повторяет плохие слова и грубые фразы, потому что это запрещают родители, и относится с особой жестокостью к другим детям. Кроме этого, излишне опекаемые родителями дети, начинают проявлять деспотизм по отношению к остальным членам семьи, практически подчиняя своей воле уклад всех ее членов.

Необходимо отметить, что все эти новообразования в поведении ребенка уйдут вместе с кризисом, оставив после себя:

-мотивационную готовность к обучению в школе, мотивацию к познанию;

- умение поддерживать различного рода социальные контакты (со сверстниками, с учителем)

- самооценку, приближенную к адекватной, основанной на мнении окружающих, а не только на своем лично.

1. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.

2. Постарайтесь взять на себя роль друга и советчика, а не строгого воспитателя. Помогайте ребенку в сложных для него ситуациях.

4. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.

5. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.

6. Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

7. Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.

8. Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.

9. Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.

10. Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Возраст 6 – 7 лет - это возраст почемучек.

11. Любознательность ребенка, в этом возрасте не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.

12. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. Иначе, слезы и истерики станут для него удобным и привычным способом настоять на своем мнении.

13. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. В противном случае то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки или дедушки и тогда все усилия пойдут насмарку.

15. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

Успешное прохождение кризиса семи лет является залогом формирования познавательной мотивации, а, следовательно, и успешной адаптации ребенка к школе! Без учебной мотивации ребенок, попав в школу, потеряет к ней интерес уже через полгода, поскольку новый портфель успеет надоесть, тетрадки будут все исписаны, карандаши сточены и т. д. Первоклассник запросится обратно в детский сад. Чтобы этого не произошло, за время посещения ребенком подготовительной группы дайте ему возможность как следует наиграться! Обучение необходимо осуществлять только посредством игры! Если сейчас ребенок не наиграется, позже он будет пытаться сделать это в школе в самый неподходящий для этого момент.

Возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов. Описаны следующие детские возрастные кризисы:

кризис новорожденности ( 1год жизни)

кризис 3-х лет - переход от младенчества к дошкольному возрасту;

кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту.

Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития ребенка ( кризис 3-х лет может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4х лет или в 3,6; кризис 7и леи может начаться в 6,если ребенок в этом возрасте идет в школу) На этих этапах происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим( игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном в-те, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет)

Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт ( упрямство, конфликтность, негативизм, тд.),которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых ( родителей, педагогов).

Поговорим о кризисе 7 лет.

1. Умственная, интеллектуальная готовность.

К 6и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний ,игры и развлечения уходят на 2й план, усиливается любознательность(ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские) Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь.

2. Эмоционально-социальная ( личностная ) готовность.

Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готов к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости ( произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной ( тетради,

Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и

центрах развития, они помогут заранее (за 4-5 месяцев до школы) выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку.

Возможные неблагоприятные последствия:

  • Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.

к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.

Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его.

Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье.

Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.

Создайте условия для развития интеллекта ( игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи ( чтение сказок, стихов, беседы).

Поощряйте общение со сверстниками.

Учите ребенка управлять эмоциями(на примере своего поведения; есть спец. игры и упражнения)

Следите за состоянием здоровья ( Больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими)

Реально оцените возможности ребенка ( при среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции ( повремените пол года).

Читайте также: