Укажите философскую школу представители которой стояли на позициях иррационализма и волюнтаризма

Обновлено: 06.07.2024

Иррационализм (иррациональный (лат.) - неразумный - направление, скептически относящееся к возможностям разума в познании).

Иррациональные философы утверждали, что вера в разум, в его могущество - источник всех социальных зол. На место разума они ставили волю, слепую, бессознательную силу. Лидер Артур Шопенгауэр (1789-1860), немецкий философ-идеалист. Основное сочинение - "Мир как воля и представление" (т. 1--2, 1819-- 1844) Мир по Шопенгауэру - "представление" субъекта и слепая, безосновная "воля к жизни". Ученики создают в конце XIX"философию жизни". Среди них Ницше Фридрих (1844 -1900), немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт и музыкант. Для него культура - тонкая кожура над раскаленным хаосом. Европа болеет нигилизмом: "Бог умер!" - ценности стали привычкой. Для человека мерой и целью должен стать сам человек. Отсюда, идея "Сверхчеловека": он должен отвергнуть общепринятые ценности, найти идеалы в своей душе и тогда бог вернется. Данная работа посвящена теме бессознательных процессов в поведении человека и сложности социально-экономической, политической и духовной ситуации второй половины Х1Х в., что нашло свое отражение в философских концепциях этого периода, которые характеризуются трансформацией основных философских проблем, сменой ценностей и ориентиров. Бессознательное - это не только один из центральных и основных психологических вопросов, но, в гораздо большей степени, вопрос методологический, т.е. лежит в основе построения самой психологической науки. Следовательно, цель работы - дать характеристику этому сложному явлению как внутренней модели собственного мира человека, указать исторические предпосылки трактовки понятия бессознательного; исследовать структуру предмета через призму философских взглядов мыслителей прошлого.

Основное произведение Шопенгауэра - "Мир как воля и представление" (1819). Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация - государство - каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали.

Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения. Одним из его оригинальных трудов был "Трактат о любви", Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В "Трактате" Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила, притягивающая влюблённых - это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа "вычисляет" на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.

Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм - отрицательное явление.

Точнее было бы сказать, что Шопенгауэр просто лучше объяснил основы поведения человека, но не самым лестным для людей образом.

Ницше уточняет Шопенгауэровскую "Волю к жизни" как "Волю к власти", поскольку жизнь есть не что иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле, всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение достойно смерти. Прежде всего, великим отрицанием жизни Ницше считал христианство (см. "Антихрист"). Ницше первым заявил, что "нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов", тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль -- упадочная, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели -- цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую "прагматическую" постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких "свободных умов", которые поставят себе сознательные цели "улучшения" человечества, умы которых уже не будут "задурманены" никакой моралью, никакими ограничениями. Такого "сверхнравственного", "по ту сторону добра и зла" человека Ницше и называет "сверхчеловеком", "белокурой бестией". В отношении познания, "воли к истине" Ницше опять же придерживается своего "прагматического" подхода, спрашивая "для чего нам нужна истина?" Для целей жизни, истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели -- самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но "свободные умы", избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой "школе" свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

г)представление о действительности, сформированное на базе основных естественнонаучных понятий и принципах.

  1. Какую функцию реализует философия, помогая человеку обрести глубинный смысл жизни, ориентироваться в сложных ситуациях?
  1. Спецификой мифологического мировоззрения является:

б)удвоение мира на естественный и сверхъестественный;

в)отсутствие представлений о нравственных ценностях;

г)отсутствие понятия о естественных причинно-следственных связях.

  1. Какой из ниже приведенных тезисов выражает позицию философского материализма:

а)природа — это совокупность естественных материальных процессов;

б)человек в своей жизни должен ориентироваться, прежде всего, на духовные ценности;

в)материя — порождение и воплощение Высшего Разума;

г)человек в своей жизни должен ориентироваться, прежде всего, на материальные ценности.

а)учение о закономерностях человеческого мышления;

б)учение о сущности мира;

а)теория, утверждающая, что главным орудием познания физического мира является человеческий разум;

Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

. возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. ПСИХИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ: ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА С. Шехтер, раскрыл роль памяти и мотивации человека в . его поведения. Мы также можем предположить, что эмоции сформировались в процессеэволюции животного мира и максимального уровня развития они достигли у человека, поскольку у него они .

б)Система логически связанных утверждений, истинность которых невозможно проверить ощущениями;

в)концепция, полагающая, что физические законы носят всеобщий универсальный характер;

г)нигилистический подход к миру, отрицающий общепринятые системы ценностей и не предлагающий взамен позитивных идеалов.

а)марксизма;б)позитивизма;в)психоанализа;г)философии жизни.

Укажите структурный элемент человеческой психики, в котором, с точки зрения З.Фрейда, следует искать мотивы всех поступков личности?

Что является сущностью бытия в учении А. Шопенгауэра?

а)Мировая Воля;б)Мировой Разум;

в)Человеческая воля;г)Мир Идей.

Сверхчеловек в учении Ф. Ницше – это…

а)бог;б)высшее проявление воли к власти;

в)герой;г)новая ступень эволюции человека.

Общенаучные принципы верификации и фальсификации были разработаны в рамках такого философского направления как:

а)марксизм;б)психоанализ;в)прагматизм; г)позитивизм.

С точки зрения Ф. Ницше жизнь – это:

Метафизическим в позитивизме О.Конта является знание, истинность которого…

а)нельзя проверить ощущениями;б)нельзя доказать логически;

в)не соответствует Библии;г)доказана.

В марксизме сущностью общества является…

а)классовая борьба;б)материальное производство;

в)частная собственность;г)производственные отношения.

Укажите философскую школу, представители которой стояли на позициях иррационализма и волюнтаризма?

а)философия жизни;б)позитивизм;в)психоанализ;г)марксизм.

В неотомизме признается…

а)приоритет метафизики над научным знанием;

б)приоритет научного знания над верой;

в)приоритет разума над верой;

г)приоритет веры над разумом.

Учение о бытии (онтологя)

Элементами структуры материи являются:

а) неживая природа, психика, живая природа;

б)неживая природа, математические объекты, живая природа;

в)неживая природа, живая природа, социум (общество);

г)неживая природа, живая природа, сознание.

Философская категория, характеризующая бытие со стороны его внутреннего единства. называется

а)идеей;б)субстанцией;в)реальностью;г)атрибутом.

Важнейшим свойством материи согласно философии диалектического материализма является:

а)отображаться в сознании человека;

б) быть объективной реальностью;

в) существовать в ощущениях человека;

г) быть фиксируемой физическими методами.

а) все, что существует;

б) все явления во вселенной, обладающие массой покоя и протяженностью;

в) объективную реальность, т.е. все, что существует вне временных и пространственных ограничений вне и независимо от идеального, духовного бытия.

г) всю совокупность вещей, предметов, тел, находящихся во вселенной.

Движение материи – это:

а)всякое изменение, взаимодействие. взаимосвязь;

б) перемещение тел в пространстве и во времени;

в) количественное увеличение и уменьшение материальных тел в массе объема;

г) качественное изменение.

Диалектико-материалистическую классификацию основных форм движения предложил:

а) Гегель;б) Фейербах;в) Маркс;г) Энгельс.

Согласно диалектическому материализму:

а) движение есть способ существования материи;

б) движение материи есть результат первотолчка;

в) движение существует независимо от материи;

г) материя движется по воле Бога.

Сведение высшей формы движения к низшей называется:

а) эволюционизм;б) редукционизм;

в) витализм;г) релятивизм.

Общей теорией развития является:

а) эволюционизм;б) релятивизм;

в) витализм;г) диалектика.

Теория самоорганизации сложных веществ называется:

а) кибернетикой;б) динамикой;

в) квантовой механикой;г) синергетикой.

Высшей формой материи является:

а) биологическое движение;б) математическое движение;

в) механическое движение;г) социальное движение.

Категорией обозначающей длительность существования и последовательности системы состояний всех материальных объектов является:

а) движение;б) время;в) пространство;г) количество.

Категорией обозначающей протяженность, структуру, взаимное расположение всех материальных объектов является:

а) время;б) качество;в) пространство;г) количество.

Субстанциальная концепция пространства и времени утверждает:

а) их природа определяется движением материи;

б) их природа определяется субъектом;

в) их независимость от движения материи;

г) их зависимость от наблюдателя.

Основы концепции, согласно которым пространство и время существуют независимо от материи, составила картина мира, описываемая:

а)квантовой механикой;

б)механикой Ньютона;

в) общей теорией относительности;

г) общей и специальной теорией относительности.

Философский смысл СТО и ОТО Л. Эйнштейна состоит в том, что:

а) пространство и время хаотичны и неустойчивы;

б) пространство и время взаимосвязаны со всеми другими свойствами материи: движением, массой;

в) пространство и время имеют бесконечное количество измерений;

г) пространство и время зависят от наблюдателя.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Е. преобразования процесса человеческой деятельности и ее результатов в силу, власть над человеком.

10. Л. Фейербах разработал теорию познания на основе:

11. Изменение феодализма капитализмом повлекла возникновение философии:

D. немецкой классической философии;

12. Составляющими философии Л. Фейербаха является:

А. исследования способностей ума, анализ таланта и гениальности;

В. законы и категории диалектики;

С. анализ существования религии, единство чувственного и рационального познания;

D. важная роль практики в изменении естественного и общественного мира;

Е. учение, согласно которому основой мира является то неразумное.

13. Немецкий классическую философию ХVШ-ХIХ вв. формировали:

А. И. Кант, Ф.Гегель, Л.Фейербах;

В. К. Маркс, Ф. Энгельс;

С. Т. Гоббс, Дж.Локк;

D. И. Кант, Ф.Гегель, Ф. Энгельс;

Е. И. Кант, К. Маркс, Л.Фейербах.

14. Философское учение о всеобщей взаимосвязи называется:

15. И. Кант совершил революционный переворот в философии в вопросах:

16. Философское направление, согласно которому вся история философии стала рассматриваться через призму борьбы материализма и идеализма:

17. Основные идеи будущего общества сформулювання в:

А. философии Гегеля;

В. философии марксизма;

С. философии Л. Фейербаха;

D. философии Канта

Е. философии Декарта.

А. научного познания;

В. нравственной философии;

С. нравственного поведения;

D. правовых взаимоотношений;

Е. сосуществования человека и природы.

19. марксистскую философию второй половины XIX в. формировали:

А. И. Кант, Ф.Гегель, Л.Фейербах;

В. К. Маркс, Ф. Энгельс;

С. Т. Гоббс, Дж.Локк;

D. Ф.Энгельс, В.Ленин;

Е. К. Маркс, В. Ленин.

20. диалектическое учение об основных категории разработал:

21. Идеи о возможности безграничного познания природы выражает философ

22. Составляющими философии Канта являются:

А. исследования способностей ума, анализ таланта и гениальности;

В. законы и категории диалектики;

С. Анализ существования религии, единство чувственного и рационального познания;

D. важная роль практики в изменении естественного и общественного мира;

Е. учение, согласно которому основой мира является то неразумное.

23. Составляющими философии Гегеля являются:

А. исследования способностей ума, анализ таланта и гениальности;

В. законы и категории диалектики;

С. Анализ существования религии, единство чувственного и рационального познания;

Читайте также: