Уголок техники речи в школе глухих

Обновлено: 05.07.2024

В его оборудование входят: стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого уголка должны учитываться: наполняемость уголка;

• возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал по следующим разделам:

Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей с ТНР.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Материал, содержащийся в речевом уголке, может носить многофункциональный характер, использоваться в разных целях.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.

Дидактическое оснащение должно подбираться для решения коррекционных задач, а также удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.

Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать комфорт и эстетику обстановки.

Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.

Примерное дидактическое оборудование логопедического уголкапо разделам коррекционно-образовательной деятельности

Звукопроизношение

Картинки – схемы по развитию артикуляционной моторики

Комплексы упражнений по развитию артикуляционной моторики

Стихи к артикуляционным упражнениям

Альбомы по автоматизации звуков

Карточки для автоматизации, дифференциации свистящих звуков

Карточки для автоматизации, дифференциации шипящих звуков

Карточки для автоматизации, дифференциации сонорных звуков

Карточки для проведения индивидуальных занятий

Карточки по фонетике

Карточки для автоматизации звуков в пословицах, стихах

Развитие дыхания

Стаканчики для воды, соломинки

Духовые музыкальные инструменты

Развитие фонематических процессов

Обучение грамоте

Пособия для различения гласных и согласных звуков.

Пособие для чтения прямых и обратных слогов.

Разрезная индивидуальная касса букв

Разрезная настенная азбука

Поле твердости и мягкости

Развитие мелкой моторики

Массажные шарики (Су-Джок терапия) Разрезные картинки.

Пособия для развития памяти, внимания, мышления.

Чудесная коробочка (мелкие игрушки).

Развитие связной речи

Картинный материал для составления описательных рассказов.

Схемы для составления описательных рассказов.

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Серии картин для обучения рассказыванию.

Дидактические игры по развитию лексико-грамматических категорий

Картинный материал по изучаемым темам.

Материал речевого уголка должен постоянно пополняться новыми пособиями.

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР КОНСПЕКТ подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей.

Фотоотчет о сотрудничестве педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением речи

Фотоотчет о сотрудничестве педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением речи Фото-отчет о сотрудничестве педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением речиРодители не видят,.

Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития и самореализации участников.

Оформление уголка по питанию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Оформление уголка по питанию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Для полноценного развития ребенка дошкольного возраста необходимо рациональное питание. Мы оформили уголок по питанию. Стенд оформлен в.

Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности. Демина А. А. Фролова Н. Н.

Рекомендации к организации и наполнению речевого уголка в группе ДОУ На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Скажи медленно:

СА___ША___СА___

ША___СА___ША___

Скажи на одном выдохе:

Дождик, дождик,

Что ты льёшь?

Говори низким, средним, высоким голосом:

___ВВЕРХ ВОТ___

___Я ИДУ___

___ИДУ Я___

ПИСАЛ УБРАЛА

УБИРАЛ ЧИТАЕТ ЧИТАЛА РИСУЕТ

ПРОЧИТАЙ. ЗАПОМНИ!

Пахнет хлебом. Хорошо!

Не бросай хлеб! Береги Хлеб!

Один – стол, ……, ……. .

Одна – корова, ……, …… .

Одно – яйцо, ……., ……. .

(мальчик, полотенце, чашка)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 896 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.03.2019 345
  • DOCX 14.9 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хрулева Ольга Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Формирование словесной речи как средства общения, познания окружающего мира, интеграции ребенка в общество – это одна из основных задач обучения глухих детей. Необходимо создать условия, обеспечивающие процесс речевого развития. Важную роль в создании условий играет слухоречевая среда. В ее создании участвуют родители, все педагоги и работники школы. К созданию слухоречевой среды предъявляется ряд требований.

ВложениеРазмер
rechevoy_rezhim_v_shkole.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

Наличие слухоречевой среды является важной составляющей коррекционно-развивающего пространства в коррекционном образовательном учреждении.

Формирование словесной речи как средства общения, познания окружающего мира, интеграции ребенка в общество – это одна из основных задач обучения глухих детей.

Речевое развитие – это многоплановый процесс, поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие этот процесс, и в первую очередь, организовать слухоречевую среду.

Создание слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком со сниженным слухом независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.

В ее создании участвуют все взрослые, окружающие ребенка: родители, все педагоги школы.

Необходимые условия создания слухоречевой среды:

  • Мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
  • Формирование потребности в речи, побуждение детей к активному использованию речи;
  • Использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;
  • Соблюдение единых требований к речи взрослых;
  • Постоянный контроль над речью детей.

Требования к речевому общению с детьми

  • Привлекать внимание ребенка к тому, что все окружающие его люди разговаривают.
  • Взрослые, посещающие группу, должны обращаться к детям с приветствиями, вопросами, просьбами, понимание которых доступно в данной ситуации.
  • Существенным фактором мотивированного общения с ребенком является включение его в практическую деятельность (игры, рисование, конструирование, труд) с тем, чтобы побудить ребенка к речи, стимулировать его речевую активность, связанную с использованием различных предметов, действий с ними.
  • В зависимости от возраста детей, взрослые определяют стиль общения с ними.
  • В процессе общения взрослые побуждают детей подражать предметным и речевым действиям. В зависимости от возраста ребенка и этапа обучения подражание может протекать в разной форме:

- в виде беззвучного артикулирования или звукоподражаний;

- повторения за взрослым;

- самостоятельной инициативной речи у старших детей.

Обращаясь к детям, педагоги пользуются устной речью, в случае затруднения прибегая к устно-дактильному проговариванию или предъявлению табличек, записи слов. При общении с маленькими детьми, словарный запас которых беден, а значение слов и фраз на табличках не всегда им понятно, можно в качестве вспомогательного средства использовать пиктограммы, схематические рисунки, разъясняющие написанное на табличках или проговариваемые слова. После того как ребенок научится ориентироваться на одновременное предъявление таблички и пиктограммы, пиктограмма убирается, а после усвоения значений слов, написанных на табличке, они убираются, и слова предъявляются на слухозрительной основе.

Формирование мотивации учащихся к речевому общению

  • Опыт показывает, что нередко похвала и одобрение взрослого являются немалым стимулом для малыша, поэтому взрослые должны поддерживать любые речевые реакции ребенка.
  • Если устная речь ребенка невнятна и общение с ним затруднено, необходимо научить его подкреплять свою устную речь дактилированием, использованием табличек, собственным письмом, а также неречевыми средствами - указанием на предметы и картинки, предметными действиями, рисованием, естественными жестами. В таких случаях взрослые помогают ребенку сказать необходимое слово: дают образец произнесения, проговаривают вместе с ребенком, в некоторых случаях прочитывают табличку или записывают слово, а затем просят ребенка его повторить.

Во время различных мероприятий, игр, на занятиях взрослые обращаются к детям с просьбами, вопросами, поддерживая любые попытки говорения. Педагоги поощряют желание детей использовать знакомые слова и фразы в новых ситуациях.

Особое внимание уделяется использованию инициативной речи, то есть говорению по собственному побуждению. Педагогам следует подумать о создании преднамеренных ситуаций, в которых речевая активность ребенка возрастет: во время игр воспитатель как бы забывает дать ребенку необходимую для игры вещь. Если ребенок не обращается к взрослому, воспитатель фиксирует внимание на отсутствии игрушки, помогает ребенку выразить просьбу, развернутость которой зависит от уровня речевого развития ребенка.

Во время прихода в класс новых людей педагог показывает, как нужно здороваться, прощаться, объясняет, как можно извиниться, поблагодарить, выразить просьбу, задать вопрос.

Использование звукоусиливающей аппаратуры

На занятиях используется аппаратура коллективного назначения, режим которой следует уточнить для каждого ребенка. Использование индивидуальных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов нацелено на :

  • развитие неречевого слуха (восприятие различных бытовых шумов, определение направления их звучания, слушание голосов животных и птиц, слушание музыки, восприятие различных сигналов транспорта);
  • развитие речевого слуха (восприятие ритмико-интонационной стороны речи-темпа, ударения, интонации, уточнение произношения звуков, становление навыков самоконтроля, формирование навыков слухозрительного восприятия), что значительно расширяет сенсорную базу речи, улучшает восприятие речи окружающих и тем самым способствует более полноценному общению.
  • взрослые, окружающие ребенка, должны знать режим работы индивидуальных аппаратов, расстояние, на котором ребенок в состоянии воспринимать речь и неречевые звучания.

При работе со звукоусиливающей аппаратурой не следует:

  • использовать в работе ненастроенную аппаратуру;
  • предлагать ребенку надевать чужой аппарат;
  • неожиданно производить резкие или сильные звуки в близости от микрофона, так как это может вызвать испуг ребенка или появление неприятных ощущений.

Необходимо учить родителей и детей бережному обращению с аппаратом и кохлеарным имплантом:

  • не оставлять включенными снятые с ребенка аппараты,
  • вовремя менять батарейки,
  • следить за чистотой вкладышей,
  • не допускать ударов по аппаратам и кохлеарным имплантам, их падений.

В процессе общения с детьми педагогам следует:

  • Систематически контролировать рабочее состояние аппаратов и кохлеарных имплантов. Общаясь с маленькими неговорящими детьми, целесообразно выделять 5-10 минут для проверки состояния аппаратов до начала занятий.
  • Помнить о соблюдении основных правил работы со звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования.
  • Следить за положением своего микрофона.
  • Регулируя работу аппаратуры, не доводить усиление до максимума, если дети пользуются наушниками.
  • Воздерживаться от громкой речи, не кричать в микрофон, не стучать.

Требования к речи взрослых

Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взрослых, которая служит образцом для подражания.

Содержание и структура высказываний педагогов зависит от уровня речевого развития ребенка, однако они всегда должны обеспечивать содержательную сторону деятельности и соответствовать нормам русского языка.

Использование нетипичных по структуре фраз приводит к непониманию их ребенком в новых ситуациях, в общении с другими людьми.

Речь взрослых должна быть естественной и правильной. Это значит, что любой человек, общающийся с ребенком со сниженным слухом, должен говорить голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение.

Речь взрослых должна быть интонированной и эмоциональной. Однако в некоторых случаях педагогам и родителям приходится прибегать к замедленному темпу проговаривания, более четкому произнесению отдельных звуков или слогов. Как правило, это происходит при чтении слов и фраз, устном или устнодактильном проговаривании новых слов, уточнении структуры слова или произнесении отдельных слов. В этих случаях после замедленного проговаривания необходимо повторить слово или фразу в нормальном темпе, с соблюдением всех норм русского литературного языка.

Контроль за речью детей

В работе с родителями целесообразно проводить индивидуальные консультации, предварительно понаблюдав за общением родителей с детьми.

Рекомендуя родителям устное общение с детьми, педагог должен:

  • Показать образцы такого общения в различных бытовых ситуациях и на занятиях;
  • Объяснить, как сделать устное общение мотивированным, интересным для ребенка (приглашение в гости других детей и взрослых, экскурсии, участие в решении простых бытовых задач);
  • Научить уточнять значения слов и предложений, делая рисунки и изготавливая книжки- самоделки, помогающие ребенку понять новые слова и выражения;
  • Акцентировать внимание родителей на необходимости поддержания и поощрения любой попытки ребенка говорить, вступать в общение, а уже затем предъявлять требования к качеству произношения;
  • Ознакомить родителей с состоянием произносительных навыков ребенка, систематически информировать их о том, над какими сторонами устной речи ведется работа, какие требования необходимо предъявлять дома, какие дополнительные компоненты устной речи стали доступны ребенку (соблюдение ударения, некоторые орфоэпические нормы и др.);
  • Предостерегать родителей от необоснованных требований к устной речи, поскольку это может вызвать негативную реакцию ребенка и даже отказ от речи;
  • Порекомендовать родителям освоить некоторые методы самоконтроля, простейшие приемы коррекции произношения, прежде всего использование фонетической ритмики, предварительно продемонстрировав их в работе с данным ребенком;
  • Постоянно контролировать работу родителей над произношением, так как отсутствие такого контроля в отдельных случаях может привести к появлению грубых дефектов произношения.

Рекомендации при работе над произношением

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что успех работы по речевому развитию школьников с нарушениями слуха зависит от возможностей педагогов и родителей и их способности так организовать слухоречевую среду, чтобы речь стала для ребенка необходимым компонентом общения с окружающими.

Онлайн-книги

Данная статья содержит методические рекомендации для воспитателей коррекционных школ 1 и 2 вида, но может быть использована педагогами коррекционных школ других видов.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

методические рекомендации

Развитие речи глухих детей

в школе-интернате во внеурочное время

(из опыта работы)

воспитатель Кугергина А.Е.

Данная статья содержит методические рекомендации для воспитателей коррекционных школ 1 и 2 вида, но может быть использована педагогами коррекционных школ других видов.

Обучение языку глухих детей осуществляется в соответствии с принципами действующей с специальных учреждениях 1 и 2 вида коммуникативной системой обучения. В учебном и воспитательном процессе реализуется комплексный деятельностный подход к формированию речи как средства общения с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Это означает, что речевое развитие осуществляется в условиях организации разных видов деятельности при одновременном формировании лексической, грамматической, фонетической сторон словесной речи. Методические рекомендации предусматривают развитие речи воспитанников в условиях педагогически организованного общения ученика с окружающими его людьми

Развитие речи глухих детей

в школе-интернате во внеурочное время

Общение воспитателя с глухими воспитанниками в интернате должно проходить на основе словесной речи. Одной из важнейших обязанностей воспитателя является развитие устной разговорно-обиходной речи глухих детей. Участвуя в различных видах внеклассной деятельности (в подготовке уроков, при выполнении режима дня, в играх, трудовых мероприятиях, на занятиях), дети должны научиться понимать обращенную к ним речь, выражать свои просьбы, задавать вопросы, вступать в беседу. При этом внимание воспитателя обращается на обогащение словаря детей новой лексикой, новыми структурами предложений. Важно подсказать нужное слово, заставить ребенка подумать, как можно сказать, поддержать детскую активность.

Во внеклассное время общение воспитанников происходит, как правило, в естественной ситуации. Но речевые ситуации могут создаваться воспитателем и специально. При этом важно, чтобы они были приближены к естественным (сюжетно-ролевые игры, демонстрация выполнения правил поведения). Речевой материал, который должны усвоить дети, дается прежде всего в виде устной речи воспитателя, а также на таблицах, плакатах, записывается на доске. Нужно помнить, что речь воспитателя должна быть эмоциональна и выразительна, а также он должен уметь пошутить, посмеяться с воспитанниками, а в отдельных случаях выразить свое недовольство ими. Воспитатель должен бегло владеть дактильной и жестовой речью, при произнесении слов должен соблюдать правильную артикуляцию, не допускать скандирования. Воспитатель должен знать уровень речевого развития своих воспитанников, следить за качеством речи, внятности, не допуская резких норм отклонения, знать, какие звуки поставлены ученику. С целью развития диалогической речи детей необходимо постоянно варьировать разговорно-обиходную лексику, употреблять разнообразные синтаксические конструкции. Учить правильно строить ответные реплики предельно кратко: Да! Нет! Я не понял! Повторите! ВСЕ составляет содержание работы воспитателя. И только правильная организация этой работы позволит расширить кругозор глухого ученика, т.е. должен быть создан специальный педагогический процесс для глухих и слабослышащих детей.

Большие возможности для развития речи заключены в самоподготовке учащихся. При выполнении вечерних заданий дети закрепляют и повторяют изученное, развивается память ученика, воспитывается воля, стремление добиться цели, формируется навык самоконтроля. Было бы нелепо рассчитывать, что этого можно добиться без активного воздействия воспитателя. Его помощь должна быть своевременной, но и не чрезмерной. Важно не превращать самоподготовку в обычный урок, а создать творческую обстановку, поддержать интерес к самостоятельной и активной деятельности. Четкости организации выполнения вечерних заданий способствует предварительная подготовка помещения, рабочих мест. Качество выполнения задания тоже зависит от правильной организованной подготовки уроков. Подготовка должна начинаться точно в назначенное время. Дети должны быть приучены к тому, что нельзя начинать работать, не подготовив рабочее место. Начинать с того, что дети смотрят в дневники или на доску, где записано задание. Подготовка должна проводиться в определенном порядке, учитывать чередование различных видов работ. С учащимися, которые нуждаются в индивидуальной помощи воспитателя, работать следует по индивидуальному плану. Воспитатель должен постоянно следить за речью, поощрять хорошую речь, поправлять ошибки, умело пользоваться слуховой аппаратурой, отрабатывать фразы на слух. При подведении итогов работы можно показать лучшие работы, поощрить старания и волевые усилия отдельных учащихся. В каждом классе нужно иметь правила подготовки устных заданий и письменных работ, учить ребят пользоваться ими. Цель, ход самоподготовки, фразеология, оборудование должны быть четко представлены в плане воспитателя.

Значительное место во внеклассной работе по развитию речи занимают экскурсии . Следует приучать детей интересоваться окружающим, обращать внимание на красоту природы, рассматривать отдельные объекты, показывать их. Воспитателю необходимо создать интерес к экскурсии, побудить воспитанников к активному словесному общению в процессе подготовки, проведения и обсуждения экскурсии. Перед началом экскурсии следует сообщить цель, рассказать, на что следует обратить внимание, что запомнить. Дать вопросы, на которые дети должны ответить. Для этого можно взять блокноты или тетради, где можно сделать зарисовки, записи по ходу экскурсии. После экскурсии проводится ее обсуждение, обобщение материала.

В старших классах в основном должны быть производственные экскурсии. Перед такой экскурсией воспитатель должен сам познакомиться с объектом наблюдения. Составить план и предложить его детям, дать задания, предложить вопросы. После проведенной работы можно предложить устно описать экскурсию, сделать зарисовки в альбом, где собрать новые слова и фразы по теме экскурсии. Можно предложить детям описать маршрут экскурсии. Все это будет способствовать развитию речи учащихся. Нельзя ограничиваться тем, что в лане написано слово ЭКСКУРСИЯ и все. Экскурсии должны проводиться не чаще 1 раза в неделю. Это может быть наблюдение за изменениями в природе в связи со сменой времен года, наблюдения за птицами, деревьями, насекомыми, сельхоз трудом, экскурсия на почту, ателье, ферму, стройку в начале строительства и в конце, на промышленные предприятия, в библиотеку, по улицам города, по историческим местам города и села. Если запланирована экскурсия, то не надо включать в план еще какое-то мероприятие на то время, которое уже отведено на пребывание на свежем воздухе до самоподготовки. Используйте это время полностью, чтобы экскурсия не получилась скомканной из- за ограниченности времени.

Но не забывайте о том, что пребывание на воздухе до самоподготовки должно состоять из 2-х частей. Например, первая часть- динамический час, игры подвижные, спортивные, 2 часть- беседа о погоде или 1 часть- общественно-полезный труд, 2 часть-посещение библиотеки.

2 часть прогулки должна быть спокойной, чтобы дети не перевозбудились перед занятиями.

Детей надо постоянно настраивать на речь. Для этого целесообразно знакомить их и приучать к плану работы воспитателя на неделю, который можно вывешивать в конце каждой недели в классном уголке. Дети будут знать, что их ждет в течение недели, к чему им готовиться, что интересного они узнают, отсюда появится интерес к речи и общению.

И, наконец, о просмотре фильмов, телепередач, спектаклей и т.д. Как же проводить речевую работу? В младших классах при просмотре воспитатель комментирует действия на экране, называет предметы. В классах слабослышащих устно адаптировать текст кино, комментировать действия, но только основные события. Чем старше класс, тем больше изменяется комментарий. Большую часть уже нужно уделять оценке поступков действующих лиц. Не следует в комментариях задерживаться на длительном словотолковании. Важно, чтобы дети поняли основное в сюжете и в воспитательном плане. Перед просмотром опять-таки нужна подготовительная работа для восприятия. Нужно сообщить детям, если им незнакома тема просматриваемого, название, когда и где происходит действие, кто главные герои, какова главная мысль. Если нет возможности передать жестами просматриваемый фильм, важно предварительно дать конкретные установки.

В классах глухих сюжет комментируется до 3 класса, особенно при просмотре ТВ. Комментарий должен быть лаконичен как и воспитательные моменты. Заострение внимания у глухих на причинно-следственные связи возможно на уровне 4-5 класса. До этого воспитатель сам должен давать оценку событиям. Имеются в виду сложные передачи и фильмы морально-этического плана. Если дети сами пытаются оценить поступки героев, то воспитатель все равно должен корректировать оценки ребят. Желательно смотреть фильмы в первую очередь по известным произведениям (сказки, рассказы, прочитанные на внеклассном чтении).

Виды приемов комментариев

(подготовительный класс, частично 1 класс: глухие и слабослышащие):

Таблички с адаптированным текстом;

Таблички + устный комментарий;

таблички с глаголами, комментирующими действия персонажей

варианты оценки действий

При просмотре драматических, балетных, оперных спектаклей важна подробная проработка сюжета. Убедившись в том, что большинство учащихся понимают сюжет, можно им самостоятельно смотреть спектакль.

Читайте также: