Уголок с матрешками в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Нагавкина Марина Алексеевна

Населенный пункт: Омская область, р.п.Полтавка

Тип проекта: творческий.

Срок реализации: две неделя.

Участники: дети второй младшей группы.

Возраст участников: 3—4 года.

Актуальность темы. Одной из актуальных проблем, тре­бующих своевременного решения, является развитие творче­ских способностей (Выготский Л.С ). Анализ методической литературы свидетельствует, что искусство обладает огромными возможностями для развития творческого потенциала детей.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой де­ятельности: рисование, лепка, наклеивание из бумаги фигурок, создание различных конструкций из при­родного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рас­сказывать о том, что узнал, увидел, пережил. Наиболее привле­кательными видами художественной деятельности для детей младшего возраста являются рисование красками, аппликация, лепка, знакомство с народной игрушкой.

Проблема. Какими средствами и способами дать детям зна­ния о русской матрешке?

Цель. Знакомство детей с народной игрушкой (русской мат­решкой) через интеграцию познавательно-речевого общения и продуктивной деятельности.

Задачи проекта:

- Приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству.

-Знакомить с народной игрушкой (русской матрешкой).

-Формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку.

-Привлекать внимание к некоторым средствам выразитель­ности (цвет, цветовой ритм, форма)

-Способствовать развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.

-Обогащать словарь детей за счет расширения знаний о на­родной игрушке, действия с ней, ярко выраженных свойствах и качествах.

-Развивать продуктивную деятельность и творческие спо­собности.

-Привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Структура проекта

Содержание:

- Рассматривание выставки русских матрешек.

- Знакомство с русской матрешкой через видеопрезентацию и игровую деятельность.

-Консультации для родителей

Формы организации детей:

-НОД по познавательному развитию;

- работа в уголке творчества;

- беседы, чтение русских народных потешек, стихотворений о матрешке;

- прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен.

- просмотр презентаций о народных промыслах;

- выставка детского рисунка.

Методы и приемы организованной образовательной де­ятельности:

-игра как основной вид деятельности;

-словесные: подражание, диалог, беседы по картинам, отга­дывание загадок, чтение художественных произведений;

-дидактические игры и упражнения, игровые ситуации;

-общение и совместная деятельность взрослых с детьми;

-оформление выставок детского творчества;

-метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики);

-слушание музыкальных фольклорных произведений.

Предполагаемый результат: любознательность, актив­ность; интерес к русской народной игрушке (матрешке); заня­тие продуктивной деятельностью в свободное время в уголке народного декоративно-прикладного творчества; способность находить различные варианты создания образных фигурок, обогащение впечатлений через предметы народного творчества (на примере русской матрешки); проявление интереса к народ­ному художественно-литературному фольклору, соответству­ющему тематике проекта.

Этапы работы над проектом

1.Разработка проекта (подготовительный этап).

Деятельность детей. Рассматривание иллюстраций и иг­рушки-матрешки, рассматривание выставки русских матрешек; зна­комство с русской матрешкой через презентацию и игро­вую деятельность.

Знакомство родителей с темой проекта .

2.Деятельностный этап (непосредственно деятельность по проекту).

Деятельность детей. Чтение русских народных сказок, разучивание потешек, пословиц, поговорок, частушек; про­смотр видеоматериалов; музыкальная и художественно-изоб­разительная деятельность; познавательная, речевая, двигатель­но-игровая деятельность; самостоятельная деятельность детей в центрах активности: центр искусств (работа с раскрасками, зарисовка понравившихся матрешек,), центр математики ( сравнение матрешек), центр позна­ния (рассматривание иллюстраций по теме), центр игры (участие в дидактических играх).

Деятельность педагога. Создание мультимедийной пре­зентации о народных промыслах; организация познавательной, музыкальной и художественно-изобразительной деятельности; организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми; проведение консульта­ций и индивидуальных бесед для родителей.

Деятельность родителей. Посе­щение с детьми краеведческого музея, выставки народной иг­рушки, участие в конкурсах народного творчества вместе с детьми.

3.Контроль и оценка деятельности.

Деятельность детей. Защита проекта, разучивание сти­хов, потешек, песен, представление продукта деятельности: работ, выполненных по тематике проекта, совместная деятель­ность с воспитателями ДОУ.

Деятельность воспитателя. Разработка конспектов занятий, подготовка выставки русской матрешки , организация выставки детского творчества, создание презента­ций к тематическим занятием и беседам.

4.Заключительный этап.

Подведение итогов, анализ результатов по реализации про­ектов, определение дальнейших перспектив:

-анализ и оформление результатов проектной деятель­ности;

- участие в районом конкурсе среди педагогов, публи­кация в СМИ.

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – СПб.: Союз, 1997.
  2. Леонова Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно – прикладным искусством.

Художественное слово, используемое воспитателем в работе с детьми в процессе организованной образовательной деятельности.

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Направлен на формирование у детей интереса к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки. Реализация данного проекта развивает познавательный интерес у детей к истории России.

ВложениеРазмер
proekt_veselye_matreshki.docx 327.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Русская матрёшка"

подготовительная к школе группа

Костылева В.Н., Лабкова Е.С.

Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели).

Актуальность темы проекта: у детей нет представления о матрёшке, как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности.

Алексахин Н.Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М.:Народное образование, 1998.- 96с.

Город мастеров. Узоры Полхов-Майдана. Знакомство с промыслами и ремёслами. Худ. Т. Носова.

Грибовская А.А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.

Иллюстрации о разновидностях матрёшки

Тип проекта : творческий, познавательный.

Участники : дети, родители, воспитатели.

Цель проекта : формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.

- познакомить с историей матрёшки как народного промысла; обогащать сенсорный опыт детей;

- систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;

- развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового;

- развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд;

- содействовать развитию творческих способностей детей, позиции субъекта в продуктивных видах деятельности.

- способствовать творческой активности детей;

- создавать условия для формирования у детей познавательных умений;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.

- приобщать к истокам русской народной культуры;

- принимать активное участие в образовательном процессе.

2. Оформление уголка творчества (трафареты, шаблоны, альбомы, раскраски)

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр.

2. Дидактические игры:

3. Пальчиковые игры.

Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей:

  • Совместная деятельность родителей и детей "Моя Матрешка"

Праздники и развлечения в детском саду:

Здоровье и физическое развитие:

Оснащение предметно-развивающей среды:

Работа с родителями:

- начальные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения;

- заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.);

- взаимодействие со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или помощью воспитателя объединяться для совместных действий, договариваться о распределении ролей и т.д.)

  • картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой;
  • иллюстрации о разновидностях матрешек.

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фукуруму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

C:\Users\comp\Desktop\фотопроект\P1010577.JPG

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.



Как вы видите на полочке появились первые предметы русской старины: это самовар,который нам подарила бабушка одной из воспитанницы, на который мы повесили связку с сушками. Рядом с самоваром мы разместили каравай, который выполнен родителями,из соленого теста,(каравай на фото ниже) появились крынки,деревянные ложки,матрёшка. И конечно главным украшением уголка является наша Русская красавица, в красном сарафане,которая по праву считается хозяйкой уголка,она тоже подарена нам родителями.



Уголок наш продолжал оформляться,вскоре на стене появилась Русская красавица,которая водила хоровод, вокруг нашей березки. Оформили надпись уголка “Русское народное творчество”,буквы вырезаны из цветной бумаги и приклеены на скоч.



Вскоре,в нашем уголке появились русско-народные инструменты: балалайка, гармошка, колокольчики, дудочка и др.



Так постепенно наш уголок преображался.
В связи с новыми требованиями, по противопожарной безопасности, мы немного изменили оформление на стене, символ березы мы оставили,но сейчас нарисовали две березы красками, надпись к уголку тоже выполнена краской. Сейчас наш уголок выглядит так:



Совместно с родителями мы продолжаем пополнять и обогащать наш уголок.Для детей была создана папка с рисунками к русским народным сказкам,которые выполнены родителями с детьми дома.Дети очень любят, находясь в уголке, пролистывать папку с рисунками и делится своими впечатлениями ,какую сказку они рисовали с родителями.






Совместно с родителями, в уголок были оформлены стихи и потешки про матрёшку, в виде сборника "Матрёшкины стихи и потешки", которые я читаю детям в режимных моментах.




На этом оформление уголка “Русское народное творчество” в нашей группе не закончено,мы продолжаем пополнять его и расширять материал. Буду очень признательна услышать пожелания и рекомендации.
Всем спасибо за внимание!


В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача - сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами: удовлетворять потребность малыша в движении; формировать положительный эмоциональный настрой; побуждать детей к активной речи.

Предметно-развивающая среда начинается уже с приемной, где мы встречаем наших малышей. Мягкие яркие диванчики, на котором, можно не только посидеть, но и полежать, создает уютную атмосферу. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики с красивой эмблемой на дверце. На них написаны имена детей. В приемной нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей, а также доска экспозиция для поделок и рисунков ребят, которые постоянно обновляется.



В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник.


Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе в группе созданы условия для разных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой и познавательно – исследовательской). Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для игр.



Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, панно с геометрическими фигурами.









Место для уединения

Любят дети уголок уединения, в котором можно почитать в одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть.


В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Изучают назначение вещей. Самостоятельно подбирают свой образ. Уголок ряженья очень удобно находится с парикмахерской.


Театральный центр важный объект предметно – развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Дети в восторге от нашего театрального центра . Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо. Встреча куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.



Музыкальный центр оснащен музыкальными инструментами, такими как: металлофон, бубен, пианино, саксофон. Также в уголке присутствуют дидактические игры с музыкальными содержанием.




Подвесные модули

Маленькие дети не умеют скучать, им требуется постоянно чем-то заниматься: что-то рассматривать, трогать, наблюдать — это для них такое же действие, как бегать, прыгать, играть. Поэтому, наличие в помещении подвесных фигурок, бабочек, птиц, звёздочек, создают атмосферу, в которой постоянно что-то меняется и движется.



Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, дает возможность свободного подхода к каждому центру в группе, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Наша развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительного отношения, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности.

Читайте также: