Уголок наблюдения за погодой в начальной школе
Обновлено: 05.07.2024
На этой странице мы собрали различные шаблоны дневников для наблюдений за погодой, которые можно скачать и распечатать бесплатно.
Универсальный шаблон, который идеально подойдет для школьников. Он представляет собой пустой лист, где нужно указать месяц, дату и вписать свои наблюдения о погоде. Успешно используется на уроках по предмету "Окружающий мир":
Красочный дневник, который заинтересует воспитанников старшей группы детского сада. Расчитан на весь год:
Наглядный дневник погоды для самых маленьких:
В этом дневнике представлены отдельные шаблоны для ведения календаря погоды для каждого месяца отдельно:
Дневник наблюдений за погодой для дошкольников с условными обозначениями:
С древних времен человечество отслеживало и фиксировало изменения в природе. Еще в 5 веке до нашей эры греческий астроном Метон отмечал важные погодные явления каменными изваяниями на городской площади. Назывались они парапегмы. С их помощью предки строили прогнозы на дни и месяцы вперед. В современном мире дневник наблюдений за погодой не потерял актуальность. Несмотря на то, что погоду можно в любое время узнать онлайн на специальных сайтах, детей с малых лет приучают следовать примеру Метона, и составлять календарь самостоятельно. Наблюдения записываются весь учебный год со 2-го по 6 класс включительно.
Зачем нужно вести дневник наблюдения за погодой?
Ведение погодного дневника в младших и средних классах школы – не новшество. Родители современных детей в свое время так же скрупулезно записывали наблюдения за изменениями погоды. При этом большинство, взявшись за дело с энтузиазмом, быстро перегорали, и вносили данные наугад. Для того чтобы вести дневник изо дня в день на протяжении 9 месяцев необходима серьезная мотивация.
5 причин вести погодный календарь:
- Ежедневные наблюдения за изменениями погоды учат внимательности.
- Ведение погодного дневника помогает закрепить знания о природе.
- Систематические записи в дневник помогают стать дисциплинированным и ответственным.
- Можно заметить определенные закономерности, что поможет лучше ориентироваться в особенностях окружающей среды (предугадывать непогоду и т. д.).
- Можно сравнить данные календаря с народными приметами, и таким образом проверить их правдивость.
Наблюдение за погодными изменениями на протяжении долгого времени послужило появлению множества примет о погоде:
В приметах отражаются закономерности изменений в природе. Они использовались для построения прогнозов погоды, которые были особенно важны были для земледельцев, моряков, путешественников и скотоводов.
Обратите внимание. В дальнейшем данные в дневнике школьникам нужно будет проанализировать. В разных классах школы дают различные задания. Например, указать самую низкую и высокую температуру воздуха за осень, вывести среднюю температуру в сентябре, подсчитать количество пасмурных и ясных дней в каждом месяце. В 6 классе детям нужно будет построить график температуры и построить розу ветров.
Как правильно это делать?
Вести дневник наблюдений за погодой нужно по определенным правилам:
- Делать отметки в одно и то же время. Обычно школьники младших классов погодный дневник заполняют в полдень, а в средней школе данные записывают трижды в день: перед уроками, после уроков и поздним вечером.
- Температуру воздуха измерять с помощью термометра. Нужно убедиться, что прибор находится в тени, иначе показатели будут сильно завышены.
- Направление ветра определять с помощью флюгера.
- Атмосферное давление измерять с помощью барометра.
- Вести наблюдения ежедневно.
- Вносить все осадки за день и отмечать любые погодные явления, которые удалось увидеть.
- Делать записи аккуратно: обозначения рисовать карандашом, а цифры писать ручкой.
Совет. Чтобы дневник выглядел более красочно, все случившиеся за месяц погодные изменения можно нарисовать цветным карандашом.
Примеры таблиц и условные обозначения
В каждой школе и в каждом классе используются свои шаблоны для погодного дневника. Дети, которые учатся по печатным тетрадям, зачастую вносят данные в специальный вкладыш с таблицей. Вот так выглядит календарь природы для учеников 2 класса:
Здесь же приведены условные обозначения природных явлений и элементов погоды, которые нужно отмечать:
В начальной школе дети отмечают только облачность, температуру воздуха, силу ветра (определяют по деревьям), осадки и другие погодные явления. В старших классах потребуется измерять атмосферное давление и определять направление ветра.
Примеры дневников погоды для школьников:
Обычно учитель сам говорит, какой бланк для ведения погодного дневника использовать, и где его взять. Ученикам могут быть выданы распечатки. Пример бланка на октябрь:
Учителя старой закалки часто просят чертить таблицу в тетрадях самостоятельно. Иногда добавляется графа для комментариев о погоде. Примеры такого дневника:
- стрелка верх – северный ветер;
- стрелка вниз – южный;
- вправо – восточный;
- влево – западный;
- стрелка с тремя полосками – очень сильный ветер;
- две полоски – средний;
- одна полоса – слабый;
- не закрашенный круг – ясный день;
- наполовину закрашенный круг – переменная облачность;
- темный кружок – небо затянуто тучами;
- снежинка – снег;
- капля – дождь;
- молния – гроза.
Вопросы и ответы
Как заполнить дневник погоды школьнику за прошедшие недели и месяцы?
Нужно ли вести дневник погоды детям в 1 классе и дошкольникам?
Обычно до 2 класса детям предлагается наблюдать за погодой без фиксации в дневнике. Дети знакомятся с основными природными явлениями и народными приметами. На уроках они сравнивают осеннюю природу с зимней и летней, сегодняшнюю со вчерашней.
Погода – одна из самых популярных тем для разговоров во всем мире. За ней наблюдают на протяжении многих веков. Наблюдения в виде дневников позволяют строить высокоточные прогнозы и фиксировать изменения в климате. Школьники могут почувствовать себя настоящими метеорологами, ведя погодный календарь. Занятие позволит подметить любопытные закономерности, научит аккуратности, ответственности, улучшит внимательность и логическое мышление.
Важнейшими формами организации обязательных наблюдений в природе, проводимых в начальной школе, являются уроки-экскурсии и внеурочные наблюдения. В обоих случаях руководство наблюдениями осуществляет учитель. В каждой из этих форм наблюдения могут проводиться индивидуально, группами учащихся, всем классом одновременно.
Описание разработки
Важнейшими формами организации обязательных наблюдений в природе, проводимых в начальной школе, являются уроки-экскурсии и внеурочные наблюдения. В обоих случаях руководство наблюдениями осуществляет учитель. В каждой из этих форм наблюдения могут проводиться индивидуально, группами учащихся, всем классом одновременно.
Внеурочные наблюдения ведутся школьниками начиная с 2 класса. На этом этапе они проводятся в основном коллективно при непосредственном участии учителя. За состоянием погоды дети наблюдают всем классом в одно и то же время по выбору учителя. На основе наблюдений дети сразу же составляют устный рассказ о состоянии погоды.
В течение осени наблюдения за погодой проводятся не каждый день. В сентябре это могут быть 3-4 дня второй половины месяца, в октябре по 2-3 дня в каждой неделе. В ноябре и в декабре наблюдения становятся более систематическими: учащиеся наблюдают погоду не отдельных дней, а целых недель, например первая и третья недели или вторая и четвертая. Дни и недели для наблюдений выбираются учителем. В сентябре и в октябре это могут быть дни с наиболее ярко выраженными признаками ясной и пасмурной погоды.
В 3 и 4 классах наблюдения за погодой продолжаются и в течение всего года ведутся ежедневно. При этом за облачностью и осадками наблюдения ведутся в течение всего дня. Поэтому характеристика погоды дня составляется с учетом дневных изменений облачности и осадков.
Показания термометра снимаются один раз в сутки, желательно между 12 и 13 часами. Осенью и весной, когда по утрам бывают сильные заморозки, а днем тепло, учащиеся могут в какие-то дни снимать показания термометра и по утрам. Сравнить их и сделать соответствующий вывод, потом это включают в характеристику сезона.
Работу по снятию показаний термометра можно организовать по-разному. Учащиеся проделывают это самостоятельно, в домашних условиях. В этом случае записи температуры бывают различными. Для точного измерения температуры необходимо, чтобы термометр находился в тени.
В 3 классе дети наблюдают и отмечают наличие ветра. Это делается в специально выделенное учителем время. Определить ветер можно по качающимся деревьям, по дыму из труб и т.д.
В 4 классе дети ведут наблюдения и за направлением вера, что представляет определенные сложности, так как в течение дня ветер может менять его. Поэтому наблюдения за направлением ветра проводятся один раз в день в удобное для учителя и учащихся время.
Во 2 классе обобщение наблюдений в природе не предусмотрено программой. Проводятся беседы о том, что видели дети. Не требуется объяснять явления, вскрывать причины происходящего. Беседы по наблюдениям могут проводиться на уроках с чтением статей о природе и т.д.
Специальные обобщения наблюдений учащиеся начинают вести с 3 класса. Они кратко дают обобщенную характеристику погоды за неделю, за месяц. Эти обобщения лучше проводить в начале урока.
Содержимое разработки
Методическая рекомендация
Хулер Татьяна Ноозуновна
Учитель начальных классов МБОУ Кызыл-Сылдысской СОШ.
Важнейшими формами организации обязательных наблюдений в природе, проводимых в начальной школе, являются уроки-экскурсии и внеурочные наблюдения. В обоих случаях руководство наблюдениями осуществляет учитель. В каждой из этих форм наблюдения могут проводиться индивидуально, группами учащихся, всем классом одновременно.
Внеурочные наблюдения ведутся школьниками начиная с 2 класса. На этом этапе они проводятся в основном коллективно при непосредственном участии учителя. За состоянием погоды дети наблюдают всем классом в одно и то же время по выбору учителя. На основе наблюдений дети сразу же составляют устный рассказ о состоянии погоды.
В течение осени наблюдения за погодой проводятся не каждый день. В сентябре это могут быть 3-4 дня второй половины месяца, в октябре по 2-3 дня в каждой неделе. В ноябре и в декабре наблюдения становятся более систематическими: учащиеся наблюдают погоду не отдельных дней, а целых недель, например первая и третья недели или вторая и четвертая. Дни и недели для наблюдений выбираются учителем. В сентябре и в октябре это могут быть дни с наиболее ярко выраженными признаками ясной и пасмурной погоды.
В 3 и 4 классах наблюдения за погодой продолжаются и в течение всего года ведутся ежедневно. При этом за облачностью и осадками наблюдения ведутся в течение всего дня. Поэтому характеристика погоды дня составляется с учетом дневных изменений облачности и осадков. Показания термометра снимаются один раз в сутки, желательно между 12 и 13 часами. Осенью и весной, когда по утрам бывают сильные заморозки, а днем тепло, учащиеся могут в какие-то дни снимать показания термометра и по утрам. Сравнить их и сделать соответствующий вывод, потом это включают в характеристику сезона.
Работу по снятию показаний термометра можно организовать по-разному. Учащиеся проделывают это самостоятельно, в домашних условиях. В этом случае записи температуры бывают различными. Для точного измерения температуры необходимо, чтобы термометр находился в тени.
В 3 классе дети наблюдают и отмечают наличие ветра. Это делается в специально выделенное учителем время. Определить ветер можно по качающимся деревьям, по дыму из труб и т.д.
В 4 классе дети ведут наблюдения и за направлением вера, что представляет определенные сложности, так как в течение дня ветер может менять его. Поэтому наблюдения за направлением ветра проводятся один раз в день в удобное для учителя и учащихся время.
Во 2 классе обобщение наблюдений в природе не предусмотрено программой. Проводятся беседы о том, что видели дети. Не требуется объяснять явления, вскрывать причины происходящего. Беседы по наблюдениям могут проводиться на уроках с чтением статей о природе и т.д.
Специальные обобщения наблюдений учащиеся начинают вести с 3 класса. Они кратко дают обобщенную характеристику погоды за неделю, за месяц. Эти обобщения лучше проводить в начале урока.
-75%
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ГБОУ Школы №__________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
20_____-_____ учебный год
Рекомендации по ведению дневника наблюдений за погодой
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА НАБЛЮДЕНИЙ
Условные знаки являются общепринятыми в школьном обучении географии и природоведении. Температуру воздуха указывать со знаком, например, +17 ° С или –17 ° С.
Условные знаки в дневнике наблюдений:
Нормы оценивания:
Читайте также: