Уголок казахского языка в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан предусматривает обучение детей казахскому языку с четырехлетнего возраста. Целесообразность такого начала обучения обусловлена тем, что этот период развития ребенка харак­теризуется интенсивным формированием познавательных процес­сов, более быстрым и легким, чем на последующих ступенях, усвое­нием умений и навыков. Успешному усвоению языка способствует и ряд психологических особенностей, присущих детям-дошкольникам: высокая восприимчивость и активная память.

Большие потенциальные возможности детей данного возраста, возросшие требования общества к языковой подготовке дошкольни­ков, а также отсутствие методического обеспечения и обусловили разработку программно-методического материала обучения детей четырех лет казахскому языку.

Целью настоящей программы обучения государственному язы­ку детей средней группы является приобщение ребенка к истокам казахской народной культуры через обучение элементарному обще­нию на казахском языке.

1. Формирование навыков разговорной речи и аудирования.

2. Формирование нравственных отношений между детьми, со­циальных чувств и самостоятельности посредством участия детей в традиционных казахских обрядах, праздниках, играх.

3. Развитие художественно-творческих способностей у детей через знакомство с произведениями малых фольклорных форм: потешками, песенками, загадками.

Речевые образцы для каждого занятия составлены с учеты речевых возможностей детей и вводятся в активный словарь посредством создания игровых ситуаций и ситуаций каждодневного общения.

Программа предполагает обучение фонематической, лексиче­ской и грамматической сторонам устной речи на материале малых фольклорных форм: песенок, потешек, закличек. В течение всего курса проводится пропедевтическая работа по постановке произно­шения через специально разработанную артикуляционную гимнастику.

Первое посещение юрты и знакомство с хозяйкой юрты.

Қош келдіңіздер біздің үйге!

1. Формировать эмоциональный отклик на убранство юрты.

2. Воспитывать желание заниматься в кабинете казахского языка.

Оборудование: круглый стол с угощениями, чай, казахский женский национальный костюм.

Лексический минимум: киіз үй, дастарқан, шай, бауырсақ.

Преподаватель приветливо встречает гостей, рассаживает их на подушечки вокруг круглого столика, угощает их, знакомится и ведет беседу о казахском доме- юрте.

2. Фонетическое упражнение: ү-ү-ү-үй; і-і-із .

Знакомство с колыбелью и колыбельной песней

1. Учить воспринимать ритм казахской речи через колыбельную песню.

2. Воспитывать чувство заботы к малышу, желание ухаживать за младенцем.

Оборудование: аудиозапись, колыбель с ребенком-куклой, ка­захский женский национальный костюм.

Лексический минимум: бөпе, бесік.

3. Рассматривание колыбели.

Знакомство детей с Днем милосердия

1. Прививать умение внимательно слушать и правильно отве­чать на вопросы, обогащать речь новыми словами. 2. Воспитывать любовь к близким людям, желание сделать им приятное.

Оборудование: ингредиенты теста, скалки, косынки, фартуки, доски.

Лексический минимум: шелпек, ұн, тұз, су, май.

Преподаватель встречает детей и просит их помочь ей. Вместе они заводят тесто и раскатывают их в лепешки.

3. Беседа о Дне милосердия – пятнице.

1. Учить соотносить обрядовые слова с действием.

2. Воспитывать толерантность к обрядам других народов.

Оборудование: кукла в национальной одежде.

Лексический минимум: Сәлеметсіз бе, сау болыңыз.

Дети укладывают ребенка в колыбель, поют колыбельную песню.

Дети водят ребенка за руки и поют ему песенку:

Қаз-қаз, қаздан бас

Бір, екі, үш, аздан бас.

Знакомство с казахской национальной игрушкой

1. Учить играть в народные игры с асыками. 2. Воспитывать целеустремленность, самостоятельность в выполнении игровых действий.

Оборудование: сундучок с разными игрушками, асыки, сумка для асыков.

Лексический минимум: асық, дорба, ойыншықтар.

3. Знакомство с асыками.

4. Разучивание игр с асыками. Играющие, стоя на краю круга, по оче­реди бросают асыки и стараются выбить те, что находятся в центре круга.

1-й вариант. Каждый играющий бросает асыки только определенное коли­чество раз. Когда он заканчивает игру, асыки вновь устанавливаются в круге и игру продолжает другой ребенок.

2-й вариант. Играющие дети до­говариваются, кто начнет игру, кто продолжит. Тот, кто делает первый бросок, имеет право продолжить игру, если смог выбить асык из круга, а если промахнулся, выбывает из игры.

Бес саусақ – Пять пальцев

1. Учить детей воспринимать речь на слух, развитие воображе­ния и чувство ритма. 2. Воспитывать внимание и интерес к слову, как средству выра­жения чувств и настроений.

Оборудование: казахский национальный костюм, кукла. Лексический минимум: қуыршақ, ойын.

4. Разучивание потешки. Преподаватель по одному садит детей к себе на колени и играет с ними:

Бас бармақ, балан үйрек,

Ортан терек, сылдыр шүмек,

5. Закрепление. Дети читают потешку друг другу.

Рассказ-беседа о зиме с использованием скороговорки

Алақай, қыс келді!

Ура, пришла зима!

1. Расширять представление об окружающем мире. Разучивание скороговорки. 2. Воспитывать внимание и интерес к слову.

Оборудование: чудесный сундучок, открытки.

Лексический минимум: қыс, қар.

Скрип снега — қ-қ-қ

Крик вороны – қар-қар-қар

Уханье совы – ұ-ұ-ұ

Вой волков – ү-ү-ү.

3. Разучивание скороговорки:

Дети встречают в лесу зайца. Он предлагает им соревноваться в произношении скороговорок.

Оформление детского сада по национальным мотивам. Шанырак — символ казахского народа

Юрта своими руками — поделка, которая многое расскажет о богатой культуре и быте казахов. Вспомним не только как нарисовать юрту, но из каких элементов она состоит, как ее украсить. Это поможет воплотить задумку в уникальный национальный подарок.

Юрта своими руками: поделка из бумаги пошагово

В честь приближающегося Наурыза сделайте тематический сувенир. Юрта своими руками — поделка, которая многое расскажет о богатой культуре и быте казахов. Вспомним не только как нарисовать юрту, но из каких элементов она состоит, как ее украсить. Это поможет воплотить задумку в уникальный национальный подарок.

Как сделать юрту из бумаги: инструменты и советы

Юрта — удобное и практичное жилище кочевых народов. Зимой она служила теплым убежищем с очагом, летом становилась укрытием от зноя.

Юрта для современного поколения казахов — национальный символ, напоминающий об образе жизни предков. Ее легко перевозили, быстро собирали, потому что состояла из таких разъемных элементов, как:

жерди для купола, которые вместе со стенами служили крепким каркасом жилища;

кошма, которая покрывала каркас, превращая юрту в надежную защиту от ветров и холода;

шанырак, который скреплял жерди на куполе и служил для вентиляции юрты — через него уходил дым от очага. В другое время его прикрывали, чтобы сохранить тепло. Вот эти основные части жилища учитываем перед тем, как сделать юрту своими руками в качестве праздничного украшения на Наурыз. Юрта сувенирная может быть изготовлена из бумаги, картона, войлока, фетра. Декорируют ее национальными узорами из бумаги контрастного цвета, а также тесьмой, лентами, бусинами и прочими элементами. Самый простой сувенир можно сделать из одного листа цветной бумаги. Он будет служить колпаком для сладостей, которые порадуют любого малыша. Умелые мастера создают сложный макет жилища с традиционным внутренним убранством. легко. Поделка стала традиционной для праздника весны Наурыз. Он является одним из древних обычаев Азии, символизирующих приход весны. Накануне этого праздника принято украшать дом, делая различные казахские национальные поделки своими руками. Одной из традиционных считается юрта — символ кочевого народа.

Оформление детского сада по мотивам летних впечатлений

Оформление детского сада по мотивам летних впечатлений Ну, вот и закончился отпуск. Пора возвращаться на работу, я работаю в группе 5-7 лет (старший дошкольный возраст). В детском саду мы решили.

Новогоднее оформление детского сада

Новогоднее оформление детского сада Приближается Новый год, веселье, подарки, исполнение желаний. Педагоги в детском саду готовят с детьми и родителями новогодние представления.

Новогоднее оформление детского сада

Новогоднее оформление детского сада Всем доброго времени суток! Сегодня, я расскажу о том, как мы взрослые (воспитатели) постарались сделать для наших деток Новогоднее чудо.

Оформление детского сада к Дню Победы

Оформление детского сада к Дню Победы Много лет тому назад в нашей стране шла Великая Отечественная Война. Гибли люди, разрушались города, деревни и села. Мы помним тех, кто.


Бектимирова Юлия Андреевна
Образование высшее педагогическое. Стаж работы 2.5 года.


Помощник воспитателя. Усатенко Наталья Юрьевна
Образование среднее, стаж работы- 19 лет


Групповая комната.
В группе оборудованы уголки по образовательным областям , имеются 3 стола, каждый стол для 8 детей, шкаф- горка для игрушек, магнитная доска ,полочка, уголок природы, мягкая мебель для детей.


Уголок театрализации. пальчиковый театр (этюды на ру­ках); настольный театр (различные виды); кукла на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках); куклы перчатки (пластические этюды на руках), стендовые, настольные , наручные театры, театр на фланелеграфе, оборудование к сказкам.


Комната для умывания.
В комнате для умывания находится четыре раковины, шкафчики для полотенец на каждого ребенка с картинкой, индивидуальные расчески, отдельно комната с двумя унитазами для девочек, комната с двумя унитазами для Мальчиков. Стоит шкаф с инвентарем для уборки группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение казахского языка с детьми дошкольного возраста. Основные требования к знаниям и умениям детей.

Консультация для воспитателей

Основные направления работы по изучению казахского языка детьми дошкольного возраста.

Изучение казахскго языка дошкольниками на занятиях в ДО.

Основные требования к знаниям и умениям детей.

Будущее нашего Казахстана зависит от сегодняшнего поколения. И поэтому уже сегодня необходимо воспитывать чувства патриотизма и гражданственности у маленьких граждан Казахстана. Важным фактором в воспитании этих чувств является глубокое уважение к языку своего государства.

Обучение детей разных национальностей второму языку представляет собой сложный процесс формирования новой системы языкового сознания. Чем раньше ребенку предоставить возможность изучать второй язык, то есть создать благоприятную речевую среду, целенаправленно организовать работу по изучению второго языка, тем успешнее и эффективнее будут результаты.

Основное значение в обучении дошкольников казахскому языку отводиться специально организованным занятиям.

Занятия по казахскому языку планируются с учетом возрастных, психофизических особенностей детей и программных требований.

Целью обучения гос.языку детей от 3-х до 4-х лет является формирование у детей готовности к изучению гос.языка,стремление общения на нем со взрослыми.

1.Учить детей воспринимать и понимать называния игрушек некоторых предметов быта и животных и выполнять по просьбе воспитателя простые действия (дай, принеси, возьми)

2.Учить понимать простые вопросы.

3.Учить отвечать на вопросы в виде короткого предложения.

Воспитание звуковой культуры речи

Учить прислушиваться к речи на государственном языке(народный фольклор, короткие стихи ипесенки)

развивать артикуляционный аппарат, правильное произношение.

расширять словарный запас детей на государственном языке:

-называниями некоторых предметов ближайшего окружения

(игрушек: кукла,мяч, машина: национальной казахской посуды: (кесе.тостак.казан)

-словами, обозначающими признаки предметов по величине(большой,мальенкии),

- по цвету (красный, синий, желтый, зеленый):

- словами,обозначающими действия(возьми,дай, принеси).

формирование грамматической стороны речи

учить понимать простое словосочитание: существительное глагол, например, Дай тарелку( тәрелкені бер). Возьми мяч (допты ал)

Развитие связной речи

Учить понимать простые вопросы, например: (Мынау не?)

отвечать на них в виде короткого предложения, например,(мынау доп)

Формировать умения детей составлять предложения:

Мынау – менің анам, әкем. Менің атым Айдос.

Общение на государственном языке должно происходить таким оброзом, чтобы

ребенок стал его непосредственным участником.

Мотивами совместной дятельности должны стать радость, удовольствие обшения,взаимодействия, сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

В результате освоения содержания программы по изучению государственного языка к концу года детей должны:

- называть некоторые предметы ближайщего окружения:

- понимать и выплнять действия (возьми,дай,принеси):

Цель обучения детей гос.языку от 4-х до 5-ти лет – формирование личности младшего дошкольника, готовой к изучению гос. языка, стремящейся к общению со взрослыми и свестниками на доброжелательной основе..

1. Учить детей воспринимать и понимать речь на гос.языке.

2. Переводить слова из пассивного словаря в активный. Уметь понимать и выделять в речи знакомые слова .

3. Знать ососбенности произношения специфических звуков гос.языка.

4. Понимать вопросы и отвечать на них.

5. Учить употреблять отдельные слова и выражения в совместном с воспитатетель диалоге и монологе.

Воспитание звуковой культуры речи

Слышать и произносить специфические звуки казахского языка(ә,ү,ұ,қ,ө,һ,ң,і,ғ).

Развиватьумение произвольно изменять темп речи и силу голоса: говорит медленно или быстро, тихо или громко.

Развивать интонационную выразител ность речи.

Развивать голосовой и артикуляционный аппараты, речевое дыхание, четкую дикцию.

Словарная работа

Расширить словарный запас детей;

- называниями групп предметов ближайщего окружения(игрушки,посуда,одежда,мебель,продукты питания, овощи , фрукты)

- словами,обозночающими членов семьи, друзей:

- называниями части тела человека:

- словами,обазначающими времена года и отдельные явления природы(жаз,күз, көктем,қыс,жаңбыр,қар,күн,түн,)

- словами,обазначающими качества и свойства, присущие предметам,продуктам, природным явлениям (дәмді,таза,суық,жылы):

- словами обозначающими признаки предметов по величине(үлкен,кішкентай,)по цвету (қызыл,ақ, сары,жасыл,)

-словами обазначающими действия(отыр, тұр, кел, бар, келді, жауды, әкелді)

Формирование грамматической стороны речи

Учить составлять словосочитания (существительное и прилагательное),

(числительное и существительное).

Продолжать учить детей согласовывать слова в роде,числе,падеже, в словосочетаниях и коротких предложениях.

Развивать умение детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей.

Совершенствовать структуру простого предложения.

Развитие связной речи

Учить использовать простые элементы связной речи в виде предложения( Мынау. )

Развивать умение детей составлять по образцу воспитателя короткий ( из двух, трех, предложений ) рассказ об игрушках.

В результате освоения содержания программы по изучению государственного языка к концу года дети должны:

- использовать в речи называния предметов ближайшего окружения (игрушки, посуда, продукты питания ,овощи, фрукты):

- использовать слова, обозначающие гленов семьи, называния части тела человека, времена года и отдельные явления природы:

- понимать и выполнять действия( возьми, дай, принеси,):

- составлять по образцу воспитателя короткий( из двух, трех предложений) рассказ об игрушках.

В целях достижения максимальных успехов по изучению казахского языка занятия с детьми организуются с учетом следующих организационно-педагогических требований:

* обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми (никаких упреков в адрес ребенка за то, что он мало знает, хуже других отвечает).

* обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности на занятии.

* широкое использование на занятиях с детьми игровых приемов обучения и дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу обучения.

* постепенное усложнение заданий (от занятия к занятию).

* поощрение любых, даже самых незначительных успехов ребенка.

На занятиях по изучению казахского языка предусмотрена частая смена различных видов деятельности, введение сказочных героев, использование игрушек, реальных предметов, фотографий, ярких, красочных картинок.

В структуру занятия по казахскому языку обязательно введены артикуляционная гимнастика, произносительная зарядка и физминутки с использованием ранее выученных считалок, стишков, песенок на казахском языке. Произносительная зарядка и артикуляционная гимнастика способствуют развитию подвижности органов артикуляции, готовят малышей к правильному произношению специфических звуков казахского языка и способствуют сосредоточению внимания детей на лице педагога, его артикуляционном аппарате. Не всегда удается найти несложные, доступные детям рифмованные строчки, и тогда на занятии используются рифмы собственного сочинения. Например, для постановки звука қ:

Кел, кел балақан

Для звука ү;

Жүгір кәне күнім,

Тосып отыр інің.

Для звука Ә;

Көрсет өнер қәне.

Для того, чтобы сами педагоги имели необходимый словарный запас слов на казахском языке, могли грамотно преподносить его детям, в саду проводятся занятия по изучению казахского языка, групповые и индивидуальные консультации для педагогов.

Читайте также: