Уголок для детей с овз в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Предметно-развивающая среда в детском саду должна иметь привлекательный вид, выступать в роли естественного фона жизни ребенка, снимать утомляемость, положительно влиять на эмоциональное состояние, помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир, давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы

Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Транспортируемость: пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей.

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В нашем учреждении на сегодняшний день функционирует четыре группы компенсирующей направленности. Для различных категорий воспитанников мы выстраиваем особым образом среду с учетом их индивидуальных психофизических возможностей и особенностей, а также с учетом рекомендаций ПМПК.

Для воспитания и развития воспитанников с нашем учреждении созданы макро и микросреда.

Макросреда представлена:

  • физкультурным и музыкальным залом,
  • кабинетом учителя-дефектолога, кабинетом педагога-психолога,
  • сенсорным уголком.

Микросреда ДОУ представлено средой групповых помещений и организована по пяти образовательным областям, в которых выделяются центры.

Все эти центры организованы в соответствии с АООП (для детей с УО и ЗПР - две программы) детского сада.

Поскольку наше учреждение посещают воспитанники различных категорий ограниченных возможностей, мы выстраивает образовательное пространство с учетом их индивидуальных особенностей.

Вопрос создания развивающей предметно пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным.

Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно – пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос построения РППС наиболее актуален в работе с дошкольниками с ОВЗ, к которым относятся следующие категории воспитанников :

- дети с нарушением интеллекта

- дети с нарушением слуха

- дети с нарушением зрения

- дети с нарушением речи

- дети с множественными расстройствами

- дети с эмоциональными расстройствами, с нарушением поведения и деятельности (РАС)

- дети с нарушением опорно двигательного аппарата

В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, развивающая предметно – пространственная среда рассматривается как основная составляющая требований к системе образования в целом, в связи с чем, возникает потребность в новом содержании РППС

З. З. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учёт возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность,развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает :

наличие в Группе разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает :

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В нашем ДОУ на сегодняшний день функционирует две группы компенсирующей направленности: для детей с ТНР, для детей с ЗПР следующих категорий воспитанников : дети с ТНР, ЗПР, с РАС, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с синдромом Дауна, со сложными нарушениями в развитии.

Для различных категорий воспитанников мы выстраиваем особым образом среду с учетом их индивидуальных пихофизических возможностей и особенностей, а так же с учетом рекомендаций ТПМПК.

Организация среды в ДОУ выражается в организации пространства, времени и социального окружения.

Требования к организации пространства

Пространство группы для детей с ОВЗ должно быть привлекательно, упорядочено и функционально

Для воспитания и развития воспитанников с нашем учреждении созданы макро и микросреда.

Макросреда представлена :

Кабинетом учителя - дефектолога

Кабинетом педагога - психолога

Кабинетом учителя - логопеда

Микросреда ДОУ представлено средой групповых помещений : группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, с ЗПР.

Среда групп организована по пяти образовательным областям в которых выделяются центры.

- Центр труда и самообслуживания

- Центр математики и сенсорного развития

- Центр природы и познавательно-исследовательской деятельности

- Центр речевого развития

- логопедический мини центр

- Центр изобразительной деятельности

- Центр физического развития

Все эти центры организованы в соответствии с АООП (для детей с ТНР и ЗПР-две программы) детского сада.

Поскольку наш детский сад посещают воспитанники различных категорий ограниченных возможностей, мы выстраивает образовательное пространство с учетом их индивидуальных особенностей.

Так для детей с ЗПР и для детей с синдромом Дауна важно разнообразие игрушек и пособий по одной и той же теме, многообразие алгоритмов, схем, моделей последовательности действий, по развитию связной речи, что связано с особенностями мышления, развития процессов внимания и памяти. Наиболее актуальными являются такие направления в РППС:

Познавательное развитие

Основными задачами познавательного развития являются

развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;

– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде.

Для детей с нарушением ОДА наиболее актуальным является направление:

задачи ОО физическое развитие

Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движениях, физических качеств, координации движений, ориентировки в пространстве и др;

Коррекция здоровья и физического развития путем использования специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих ОДА и СС, ДС системы;

Цели:- – становления у детей ценностей здорового образа жизни;

– развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

– приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

–формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Особое внимание мы уделяем ограничениям детей и прописываем их в АООП и АОП.

Для детей с РАС

Эффективными являются визуальные и коммуникативные подсказки, используемые в среде :

-фотографии сотрудников ДОУ

-информационные таблички при входе в помещения ДОУ

-цвет (привлекающий ребенка)

-таблички с печатным текстом

-коммуникативные панно или доска (в группе)

-иллюстрированные списки правил поведения

-серии картинок с алгоритмом социальных действий

К ориентировочно визуальным средствам относятся картинки подсказки умывальная комната, спальня, раздевалка, место для обеда и пр.

К коммуникативным относятся

фотографии близких людей;

фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;

фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет);

фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;

пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (в т. ч. просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).

К социально-поведенческим визуальные средства относятся

- схемы последовательности умывания

- схемы последовательности одевания

- визуальные картинки с изображением что можно, что нельзя.

Для детей с ТНР актуальным является направление:

Речевое развитие.

основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

– формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;

– приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

развитие речевого дыхания,

фонематического восприятия,

звукового анализа и синтеза,

развитие лексико-грамматического строя,

развитие мелкой моторики

Категории воспитанников различны, для эффективного коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса необходима интеграция всех ОО и направлений в развитии воспитанников.

Прикреплённые файлы:

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ В связи с введением ФГОС в дошкольное образование, условия реализации программы должны обеспечивать полноценное развитие личности.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Консультация для начинающих воспитателей. Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ Профессия педагога является очень сложной и в тоже время очень интересной и творческой. В рамках педагогической профессии человек может.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Видео Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон, оснащенных различными развивающими материалами (книги, игрушки, материалы.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ и методического кабинета. Из опыта работы Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ Особенности развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений, игровых площадок, теневых навесов, территории МБДОУ д/ сад.

Развивающая предметно-пространственная среда на территории ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда на территории ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Для реализации коррекционной работы, с учетом ФГОС ДО, необходимо сконструировать многоуровневую среду, обогатить ее элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную и двигательную деятельность детей с ОВЗ. В группе создать условия для совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей с учетом особенностей их развития, коррекции недостатков, индивидуальности, склонностей, интересов и уровня активности, а также, с учетом интеграции образовательных областей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых; осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной.

Принцип взаимодействия Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия. Принцип доверительного сотрудничества Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве; Принцип обучения деятельности Обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей. Принцип здоровьесберегающий Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Разделение пространства группы по секторам : Активный сектор Спокойный сектор Рабочий сектор

В рабочий сектор входят следующие центры Познавательной и исследовательской деятельности Продуктивной и творческой деятельности Правильной речи и моторики

Активныйный сектор, включает в себя центры Игры Двигательной деятельности Конструирования Музыкально-театрализованной деятельности

Спокойный сектор, включает в себя центры Книги Отдыха Природы Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам, а возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, позволяет им изменять среду.

Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, необходимо создание условий в зависимости от характера нарушений здоровья. Рассмотрим их подробней

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками: Игрушки для обыгрывания стихов, потешек Карточки с изображением правильной артикуляции звуков Схемы разбора слова, предложения Иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

РППС для детей с нарушениями зрения Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима среда насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями. Специальная наглядность: демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см. Преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах. Особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы.

Материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома) Предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать Наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении Посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога

РППС для детей с ЗПР Ведущим при ЗПР является недоразвитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших абстрактных форм мышления. Для этого развивающая предметно-пространственная среда содержит атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве. Сюда относятся: Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации) Схемы и алгоритмы действий Модели последовательности рассказывания, описания Модели сказок Предметы для развития сенсорной сферы Если в старшей группе есть дети с ЗПР, то в доступе для них должны быть игрушки предыдущей возрастной группы, в т. ч. такие, которые отражают реальные предметы окружающего мира, соответствуют жизненным ситуациям (купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.)

РППС для детей с нарушениями слуха: У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь. Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий Схемы составления описательных рассказов, предложений Схемы последовательности действий

РППС для детей с НОДА Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия: Свободное малоизрезанное пространство Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам Разнообразные шнуровки по темам Рамки Монтессори Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

РППС для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) Для детей с РАС характерна стереотипность в поведении, связанная со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, страх перед ними, поглощённость однообразными, стереотипными действиями. Игра аутичного ребенка сводится обычно к манипуляциям с предметами, чаще всего отсутствуют даже зачатки сюжетной игры.

Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна для ребенка с РАС, следует провести некоторые изменения в помещениях. Во-первых, обязательное зонирование групповой комнаты, например, выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны и других; расположение атрибутики для соответствующей деятельности. Наполняемость зон должна соответствовать принципу учета зоны актуального развития самого слабого ребенка и учета зоны ближайшего развития самого сильного ребенка в группе. Во-вторых, создание места для релаксации: уголок (например, ширма, кресло, коврик), где ребенок мог бы уединиться, успокоиться, почувствовать себя защищенным, а через некоторое время вернуться к другим детям. Это пространство должно быть оформлено в спокойных пастельных тонах. Визуальная поддержка создание сенсорно обогащенной среды; расписание, алгоритмы деятельности, схемы, режим дня в картинках. Должен быть достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность участия в игре всех детей. Но само наличие игрушки не побуждает ребенка к выполнению действий с ней, педагогу необходимо демонстрировать, как можно использовать ее в игре, в чем состоит ее функциональное назначение. В младших возрастных группах рекомендуется постепенное введение игрушек, показ игры с ними, обучение действиям по подражанию.

Критерии оценки эффективности и качества РППС 1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ 2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы 3. Отражение тематики и содержания ООД и коррекционной работы 4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого) 5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению) 6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр

7. Учёт гендерных различий детей в построении среды. 8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей. 9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ). 10. Привлечение детей к оформлению группового помещения. 11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде. 12. Целесообразное соседство уголков. 13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.

Совместная деятельность родителей и педагогов при создании РППС Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей Обеспечивать эмоциональное благополучие детей Способствовать профессиональному развитию педагогов Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования Обеспечивать открытость дошкольного образования Создавать условия для участия родителей в ОД Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

ВЫВОД Таким образом, среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит так же непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, способствует их включению в социальную жизнь, позволяет им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Формирование развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ

Формирование развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ

Статья

Материал предназначен для педагогов ДОУ для формирования в учреждении развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится приоритетной задачей современного российского общества. Необходимым условием организации успешной образовательной деятельности детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном процессе. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Для оптимального осуществления интеграции необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности.

Организация среды осуществлена рационально, логично, удобно для детей и отвечает их возрастным и индивидуальным потребностям.

При формировании предметно-развивающей среды мы предполагали наличие коррекционной направленности и придерживались определенных требований:

1. Учет гармоничного соотношения материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения насыщенности, доступности, вариативности, полифункциональности, безопасности;

2. Обеспечивается общей системой требований к развитию предметной развивающей среды, так и задачами коррекционной работы для развития коррекционно-компенсаторных условий и полноценного развития всех видов детской деятельности.

3.Содержание среды нашего учреждения обосновано системно-деятельностным подходом и ориентировано на актуальное ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также становление его индивидуальных способностей.

4.Оборудование помещений учреждения является эстетически коррекционно-развивающим. Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон и уголков, оснащенных большим количеством развивающего материала.

5.Размещение оборудования по зонам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Дидактические игры и пособия, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Сенсорное развитие

Для большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, замедленное формирование памяти, что диктует нам необходимость сенсорного развития за счет демонстрации различных наглядных средств, пособий, способствующих раскрытию сущности понятий сенсорных эталонов.

Сюда входят сенсомоторные столы в младших группах, где детям предоставляется возможность выбрать то, что ему по силам, и ориентировано на актуальное ближайшее и перспективное развитие ребенка.

Окружающий мир

Для формирования у детей знаний и представлений об окружающем мире оборудованы уголки природы, в которых дети наблюдают за природными явлениями. На открытых полках уголка находятся дидактические игры по изучаемым на неделе лексическим темам.

Закуплены материалы и пособия для опытнической и исследовательской деятельности. Детям очень нравится проводить опыты различной сложности.

ФЭМП

Для ФЭМП подобрана методическая литература: обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующими познавательную деятельность. В старших группах созданы уголки математики: таблицы, настольно-печатные игры с цифрами, боки Дьенеша, палочки Кьюзенера, кубики Никитина, Геоконт, квадраты Воскобовича, тангосы.

Дети по мере своих возможностей выбирают игры и пособия (от простого к сложному) для развития математических представлений.

Конструирование

Для развития представлений об объемных геометрических формах в каждой возрастной группе подобраны разнообразные конструкторы. Дети приобретают умения строить дорожки, лесенки, горки, дома, мебель.

Работа с песком, рисование на световых столах находят эмоциональных отклик у детей, особенно у детей с ОВЗ.

Театрализованная деятельность позволяет детям с ОВЗ раскрепоститься, снять напряжение, проявить себя. Все виды театра доступны детей: театр масок, настольный театр, пальчиковый театр, сделанные своими руками и приобретенные, театр из соленого теста, куклы бибабо, теневой театр. Также силами наших педагогов был создан театр кукол-марионеток, использующийся в работе с детьми. Дети с ОВЗ имеют возможность выбрать один из видов театра по своим силам и возможностям и при поддержке педагога принять участие в постановке сказки или спектакля.

Речевое развитие

В группах оборудованы речевые уголки, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобран наглядно-иллюстрационный материал по лексическим темам, по автоматизации и дифференциации звуков. Приобретены игры для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха. Дети с удовольствием играют в различные речевые игры.

ИКТ

Эффективными формами организации работы с ИКТ технологиями в нашем учреждении считается:

- проведение занятий с применением интерактивной доски;

- проведение занятий с мультимедийными презентациями, видеороликами, что позволяет нам рационально распределять рабочее время и делает обучение интересным и творческим процессом, дает возможность не только увлечь дошкольников интересным материалом, но и самому по-новому взглянуть на процесс обучения. Однако, мы учитывает тот факт, что не стоит использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при частом использовании информационно-коммуникационных технологий у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали современные компьютерные средства обучения, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.

Художественно-эстетическое развитие.

В уголках, по художественно-эстетическому развитию созданы условия для того, чтобы дети выражали свои эмоции через рисунки, работу с бумагой, пластилином. У детей формируется усидчивость, сосредоточенность, развиваются психические процессы. Для занятий с детьми с нарушением зрения (сходящиеся косоглазие, 3 ребенка) изготовлена специальная подставка с углом наклона 45 градусов.

Шумовое пространство.

Физическое развитие

Спортивное оборудование используется для проведения различных игр с напольными сенсорными дорожками, горкой, балансировочной доской, твистером, ходулями. Практика показывает, что использование стандартных и игровых физкультурных занятий в сочетании с индивидуальными занятиями в зале и использование интересного оборудования дает положительный результат в работе с детьми, имеющими нарушение речи и задержку психического развития.

Сенсорная комната

В детском саду дети находятся целый день – они устают. А у детей с ограниченными возможностями здоровья, утомляемость наступает быстрее. В связи с этим, закуплено оборудование для сенсорной комнаты, преимуществом которой является возможность проведения комплексной коррекции. Импульсивные дети в этой комнате учатся быть спокойными не за счет контроля, а за счет его отсутствия. Сенсорная комната оборудована подушкой-эгоисткой, антистрессовыми подушечками и ширмой, создавая закрытое пространство, в которой находятся определенные сенсорные раздражители сенсорные светильники, светооптические нити, световой стол, и другое оборудование.

Полифункциональные пособия, сделанные руками наших педагогов, позволяют обеспечить каждому ребенку максимальный уровень его собственного развития, организовать коррекционно - образовательный процесс. Данные игровые пособия используется в непосредственной образовательной деятельности, в диагностических целях и в самостоятельной игре детей. Оно не занимает много места в групповом помещении и может принадлежать любому уголку.

Вывод

Созданная нами среда обеспечивает самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием, оборудование может трансформироваться по ситуации для изменения игрового пространства. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет нашим воспитанникам осуществить право выбора для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, в том числе и детей с ОВЗ. Созданные нами условия РППС и комплексное сопровождение детей с ОВЗ дает положительные результаты.

Читайте также: