Участники образовательных отношений в доу
Обновлено: 29.06.2024
Одно из основных условий ФГОС дошкольного образования : взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) является принцип партнёрства с семьёй.
Слайд 3. Модель взаимодействия участников (субъектов) образовательных отношений ДО
В условиях реализации новых нормативно-правовых подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями (законными представителями) детей.
Основная цель сотрудничества с семьей – объединение усилий семьи, ДОУ и социума в образовании детей раннего и дошкольного возраста на основе установления доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, объединение их в одну команду.
Основные задачи сотрудничества с семьей –
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника на основе договора с родителями (законными представителями) об образовании детей по образовательным программам дошкольного образования;
- установить партнерские отношения с учреждениями социума;
- создать условия для комфортной продуктивной деятельности всех участников образовательных отношений в рамках сотрудничества (создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки);
- создать условия для повышения психолого – педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников;
- расширить сферы участия родителей (законных представителей) в организации жизни детей в ДО, активизировать позицию семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
Слайд 5. Активность родителей (график).
Большая проблема возникает при вовлечении родителей в единое образовательное пространство. Работу в данном направлении в дошкольном отделении осуществляем через: повышение педагогической культуры родителей, непосредственное вовлечение родителей в деятельность ДО, совместную работа по обмену опытом.
При организации работы с родителями осуществляем дифференцированный подход, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДО.
Для того чтобы родители стали активными участниками образовательных отношений в группах устанавливаются партнерские отношения, создается атмосфера взаимопонимания, общности интересов, поддержание положительного опыта воспитания и развития детей.
Работа с родителями осуществляется в различных формах взаимодействия :
- презентация дошкольного образовательного учреждения. Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, об оказываемых услугах, работе специалистов (психолог, музыкальный руководитель).
- нетрадиционные формы организации родительских собраний : Родительский Всеобуч, игровой практикум.
- большое распространение получили в группе мастер-классы. Родители с удовольствием делятся своими увлечениями, помогают воспитателям в подготовке к праздникам 8 Марта, Новый год, изготавливая на мастер-классах украшения для группы.
- Дни открытых дверей, позволяют родителям познакомиться с работой всего коллектива ДО, увидеть, как строятся образовательные отношения и самим предстать в роли воспитателей, помощников воспитателей.
Родители получают возможность не только видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, но и самим стать активным участником этой деятельности. Сравнивать поведение и умение своего ребенка с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;
- проектная деятельность. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
- Родительская конференции с активным участием родителей в обсуждении вопросов воспитания и развития детей;
- организация совместной трудовой деятельности;
- участие в фотоконкурсах и фотовыставках;
-традиционные формы работы: анкетирование, консультации, индивидуальные беседы, наглядная пропаганда.
Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Профессиональная компетентность педагога играет огромную роль в организации плодотворной работы с родителями, повышении качества образования.
Слайд 14, 15. С целью повышения педагогической компетентности педагогов, статуса педагогического работника в дошкольном отделении №11 ведётся целенаправленная работа. В соответствии с Положением о педагогическом портфолио воспитатели ДО оформляют папки, содержащие материалы педагогической деятельности. Слайд 16, 17. Педагоги ведут работу по самообразованию; распространяют опыт работы через участие в работе Городских методических объединений, участвуют в творческих и профессиональных конкурсах; в профессиональных сетевых интернет-сообществах; публикуют материалы в сети Интернет. Все педагоги прошли курсы профессиональной переподготовки, регулярно проходят курсы повышения квалификации.
Слайд 18, 19. А так же делятся опытом своей работы:
Педагоги ДО №11, не только сами постоянно повышают профессиональный уровень, но и обучают студентов Прохладненского многопрофильного колледжа. Проведены 6 учебных практик по теории и методике развития речи, экологическому воспитанию дошкольников, организации творческих игр в ДО, на которых воспитатели продемонстрировали открытые просмотры, практикумы, тренинги и викторины для будущих специалистов – дошкольников.
К сильным сторонам профессиональной деятельности кадрового состава дошкольного отделения №11 можно отнести готовность и умение учиться тому, что необходимо в профессии, самообразование и саморазвитие, овладение информационной, компьютерной грамотностью, умение находить взаимопонимание с другими участниками образовательного процесса, знание основ педагогики и психологии современного ребёнка дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, основы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
Вид ДО №11 - общеразвивающий, с приоритетным направлением – социально – личностное развитие детей в разных видах деятельности.
В связи с этим одной из функций детского сада является обеспечение базы для осуществления этого процесса.
Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума. Слайд 29.
Задачи взаимодействия ДО с социумом :
- привлечение внимания социальных структур к работе ДОУ
- участие в творческих мероприятиях
- социализация ребёнка за пределами ДО и семьи, повышение культурного уровня детей (посещение театра, библиотек и др.)
- формирование единого информационного пространства; опыт ведения диалога и полилога в интересах семьи, ДО и социума;
В ближайшем окружении от детского сада находятся: Гимназия №6, Центр детского творчества, Историко – краеведческий музей г. Прохладного, библиотека им. Маяковского, Школа искусств, городской парк и стадион, детская спортивная школа, почта, Дом культуры.
Такое удобное расположение даёт нам возможность привлекать ресурсы социального партнерства для разностороннего развития наших воспитанников, их социализации, а также совместно с вышеперечисленными организациями и семьями воспитанников разрабатывать и реализовывать различные проекты, акции, мероприятия социального характера.
Наши дети круглогодично имеют возможность посещения учреждений культуры г. Прохладного.
Качество дошкольного образования в современных условиях реализации ФГОС ДО понимается исследователями, как соответствие результатов образования обучающихся целевым ориентирам ФГОС ДО, успешное развитие самой дошкольной образовательной организации, а также деятельность каждого педагога и руководителя в направлении обеспечения качества образовательных услуг, оказываемых в детском саду.
Рассматривая качественное предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного образования в контексте ФГОС, имеется в виду оценка результатов, которых добиваются воспитатели, в обучении и развитии каждого воспитанника детского сада по основным направлениям (образовательным областям) : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Слайд 35. Освоение образовательной программы
Слайд 36. Готовность выпускников к обучению в школе
Слайд 37 – 45. Воспитанники дошкольного отделения №11 принимают активное участие в конкурсах. За три года воспитанники и педагоги приняли участие и стали призерами 95 Всероссийских и Международных конкурсов.
Главным результатом деятельности дошкольного отделения № 11 считаем:
создание в дошкольном отделении №11 атмосферы психологической комфортности, творчества, сотрудничества детей и взрослых для успешного, всестороннего развития каждого ребенка;
для детей созданы необходимые условия для того, чтобы вызвать положительное отношение к себе, детскому саду;
есть признание и востребованность социума, удовлетворённость родителей воспитанников качеством обучения и воспитания их детей.
К участникам образовательного процесса относятся педагогические работники, воспитанники, родители (законные представители).
Все участники образовательного процесса пользуются равными правами в пределах действующего законодательства и Устава МКДОУ Большетавринский детский сад №1
В МКДОУ Большетавринский детский сад №1, филиале Сарсинский детский сад, филиале Русскотавринский детский сад осуществляется комплекс мер, направленных на интеллектуальное и личностное развитие, воспитание, обучение, формирование общечеловеческих ценностей, развитие познавательных способностей, укрепление здоровья детей, физическое развитие.
Воспитанники имеют право на:
- Предоставление условий для разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
- Защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья уважение достоинства личности;
- Бесплатное пользование игровыми пособиями, наглядными, дидактическими средствами обучения и воспитания в пределах федеральных государственных требований;
- Проявление индивидуальных особенностей;
- Пользование в установленном порядке предметно-развивающей средой, объектами физкультурно-оздоровительной направленности;
- Перевод для получения дошкольного образования в форме семейного образования или в другое ДОУ;
- Развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных и спортивных мероприятиях;
- Поощрение за успехи в учебной, спортивной, творческой деятельности;
- Комфортную и безопасную среду жизнедеятельности;
- Индивидуальный образовательный маршрут в пределах осваиваемой основной программы ДОУ;
- Воспитанники, испытывающие трудности в освоении основной программы, развитии и социальной адаптации, имеют право на оказание психолого-педагогической, коррекционно-развивающей помощи.
- Педагогическая, психологическая или социальная помощь оказывается воспитанникам на основании заявления родителей (законных представителей).
Поощрения и дисциплинарное воздействие:
- Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного образования.
- Дисциплина в ДОУ, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к воспитанникам ДОУ не допускается.
- Поощрения воспитанников ДОУ проводятся по итогам конкурсов, соревнований и других мероприятий в виде: вручения грамот, благодарственных писем, сертификатов, призов и подарков.
Педагогические работники ДОУ имеют право на:
- знакомство с уставом ДОУ и другими локальными актами, регламентирующими деятельность ДОУ;
- участие в управлении ДОУ;
- защиту своей профессиональной чести и достоинства;
- свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов в соответствии с образовательной программой, утвержденной ДОУ, методов оценки знаний воспитанников;
- прохождение не реже чем один раз в пять лет профессиональной переподготовки или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными законодательством;
- аттестацию в установленном нормативно-правовыми актами порядке;
- на сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- первоочередное предоставление жилой площади в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, размер, условия и порядок возмещения которых устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия которого определяются Учредителем;
- на дополнительные меры социальной поддержки, установленные законодательством Оренбургской области, муниципальными правовыми актами;
- на проведение дисциплинарного расследования в соответствии с действующим законодательством;
- на моральное и материальное стимулирование в соответствии с соответствующими локальными актами ДОУ;
- на хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные условия труда и отдыха, рациональный режим работы.
Педагогические работники обязаны:
- выполнять устав ДОУ, Правила внутреннего трудового распорядка, условия трудового договора, должностную инструкцию, другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, противопожарной безопасности;
- применять необходимые меры к обеспечению сохранности оборудования и имущества ДОУ, воспитывать бережное отношение к ним со стороны воспитанников, заботиться о лучшем оснащении своего рабочего места;
- уважать права, честь и достоинство всех участников образовательного процесса;
- использовать в работе современные достижения психолого-педагогической науки и методики.
Педагогические работники должны:
- соответствовать требованиям квалификационных характеристик и профессионального стандарта;
- повышать свою квалификацию;
- воспитывать на основе общечеловеческих ценностей, демократии и гуманизма, показывать личный пример следования им;
- поддерживать постоянную связь с родителями (законными представителями) воспитанников, оказывать им практическую и консультативную помощь в воспитании ребенка, привлекать родителей к посильному участию в организации образовательного процесса;
- активно пропагандировать педагогические знания;
- предоставлять возможность администрации осуществлять контроль непосредственно образовательной деятельности в соответствии с планом работы.
Администрация МКДОУ Большетавринский детский сад №1 имеет право на:
- установление штатного расписания в пределах выделенных ассигнований;
- на прием, перевод и увольнение работников;
- установление оплаты труда, стимулирующих и компенсационных выплат, порядка и размеров их премирования в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами;
- установление режима работы, утверждение расписания занятий, установление индивидуального режима работы в пределах условий, оговоренных трудовым договором;
- осуществление контроля в соответствии с планом работы;
- возложение на работников обязанностей, не предусмотренных трудовым договором, в пределах и на условиях, предусмотренных действующим трудовым законодательством.
Администрация МКДОУ Большетавринский детский сад №1 обязана:
- обеспечить рабочие места работников всем необходимым;
- создать условия для творческой работы, повышения квалификации;
- принять необходимые меры по обеспечению техники безопасности, охраны труда и пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ и локальными актами;
- обеспечивать функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования в МКДОУ Большетавринский детский сад №1
- обеспечивать создание и ведение официального сайта МКДОУ Большетавринский детский сад №1 в сети Интернет;
Родители (законные представители) воспитанников имеют право:
Родители (законные представители) воспитанников обязаны:
- заложить основы интеллектуального, физического, нравственного развития ребенка в раннем детском возрасте;
- нести ответственность за воспитание ребенка;
- выполнять Устав ДОУ и условия договора с ДОУ;
- своевременно оплачивать содержание ребенка в ДОУ;
- соблюдать этические и моральные нормы и правила общения с детьми и работниками ДОУ;
- создавать условия для игр детей дома.
Меры воздействия могут быть применены к родителям (законными представителями) воспитанников, невыполняющих условия договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, заключенного между учреждением и родителями (законными представителями).
IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
36. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники.
37. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
38. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
39. Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
40. Отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
41. Порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом.
42. К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
43. В штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.
По вопросу, касающемуся особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, см. Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69.
44. Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.
45. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право:
на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом;
на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.
46. Дошкольное образовательное учреждение устанавливает:
О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда см. письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2008 N 03-599.
заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда;
структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения;
Взаимоотношения участников образовательной деятельности строятся на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета человеческих ценностей.
Права участников образовательной деятельности не могут быть ограничены по сравнению с действующим законодательством РФ.
Отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
ДОУ обеспечивает права каждого ребёнка в соответствии с законодательством РФ, настоящим Уставом, договором между МБДОУ и родителями (законными представителями) ребёнка.
Ребёнку в МБДОУ гарантируется :
- охрана жизни и здоровья;
- защита от любых форм физического и психического насилия;
- защита его человеческого достоинства;
- удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;
- удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе и др.) в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями развития;
- развитие творческих способностей и интересов;
- образование в соответствии требованиями к основной общеобразовательной программе по дошкольному образованию;
- предоставление оборудования, игрушек, игр, учебных пособий.
- заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте;
- выполнять Устав МБДОУ;
- соблюдать условия договора между МБДОУ и родителями (законными представителями);
- посещать родительские собрания, проводимые МБДОУ;
- своевременно информировать МБДОУ об отсутствии ребёнка в случае болезни или по иным причинам;
- содействовать реализации уставных задач МБДОУ в воспитании, обучении и развитии ребёнка.
- Права работников ДОУ и меры их социальной поддержки определяются законодательством РФ, настоящим Уставом и трудовым договором.
Педагоги ДОУ имеют право :
- участвовать в управлении МБДОУ в порядке, определяемом Уставом;
- защищать свою профессиональную честь и достоинство;
- повышать свою квалификацию, профессиональное мастерство;
- проходить аттестацию на добровольной основе с целью получения квалификационной категории;
- участвовать в научно-экспериментальной, инновационной деятельности МБДОУ;
- распространять приобретённый педагогический опыт, получивший научное обоснование и одобрение компетентных органов;
- получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательными и правовыми актами, предоставляемые Учредителем, администрацией МБДОУ;
- получать компенсацию за книгоиздательскую продукцию по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом;
- получать часть стимулирующей заработной платы, установленной положением по стимулирующей плате.
Педагогические работники обязаны :
- выполнять Устав МБДОУ;
- соблюдать должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка;
- охранять жизнь и здоровье детей;
- защищать ребенка от всех форм физического и (или) психического насилия;
- сотрудничать с семьей ребенка по вопросам воспитания и обучения;
- обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать;
- своевременно проходить медицинские обследования.
- Участниками образовательного процесса являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники МБДОУ.
Воспитанники МБДОУ имеют право на:
- условия воспитания, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;
- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- защиту от применения методов физического и психического насилия;
- различные формы поощрений;
- защиту своих прав и законных интересов;
- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;
- удовлетворение потребности в эмоциально-личностном общении;
- развитие творческих способностей и интересов;
- предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий;
- другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Воспитанники могут быть отчислены из Учреждения:
- по заявлению родителей (законных представителей) для получения образования в других дошкольных образовательных учреждениях;
- по достижении возраста воспитанника 8 лет;
- по медицинским показаниям, препятствующим посещению воспитанником учреждения;
- за невыполнение родителями (законными представителями) воспитанника условий заключенного с руководителем учреждения договора.
Об отчислении воспитанника из учреждения его родители (законные представители) уведомляются в письменной форме за один месяц до даты исключения.
Читайте также: