Участие детей в конкурсах способствует в доу

Обновлено: 09.07.2024

Инновационный фактор развития в образовании – конкурсное движение. Участие детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах разного уровня является одним из оптимальных условий для развития их творческого потенциала. Включение в конкурсы способствует еще большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учебе.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

С одной стороны, каждый ребенок имеет творческие задатки, и задача педагогов раскрыть интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами проявляют инициативу, сами ищут работу и чаще сложную, творческую.

Одной из задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя-повышение внутренней мотивации учения.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается учащийся, ему интересна. Уже в начальной школе можно начинать работу по развитию творческих способностей детей через конкурсное движение. Дети с рождения наделены определенными задатками, но все они развиваются и, как следствие, постепенно угасают, оставаясь невостребованными. Поэтому учителя должны создавать творческую образовательную среду, которая способствует раскрытию и развитию природных возможностей каждого ребенка, продолжая начатую работу в среднем и старшем звене.

Участие детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах разного уровня является одним из оптимальных условий для развития их творческого потенциала. Инновационный фактор развития в образовании – конкурсное движение. Именно сегодня набирает силу разнообразное конкурсное движение на разных уровнях, начиная со школьного, заканчивая дистанционными конкурсами всероссийского уровня.

Во–первых, с целью развития творческих способностей учащихся, повышения качества преподавания постоянно проводятся конкурсные состязания, создавая тем самым здоровую конкурентную среду. Следует отметить, что конкурсное движение способствует и росту профессиональных качеств педагогов, побуждают учителя работать не в одном, а нескольких творческих направлениях. Это является хорошим стимулом для роста результативности труда педагогов.

Во–вторых, содержание конкурсных испытаний побуждает ученика расширить свои возможности и способности в изучении учебного педмета, повышая тем самым уровень самооценки (способствуя переосмыслению своих возможностей), выводя учащегося на новый уровень личностного развития. Немаловажную роль занимает конкурсное движение в работе и развитии педагога.

Потребность в самореализации занимает ведущее место в ряду высших потребностей человека. Таким образом, конкурсы профессионального мастерства стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального мастерства педагогических работников и являются средством творческой самореализации педагогов. На мой взгляд, конкурсы позволяют проявить основные характеристики компетентности педагогов: владение современными педагогическими технологиями; - творчество в профессиональной сфере; - способность к системному действию в педагогической ситуации.

Творческая самореализация педагогов – процесс непрерывный и потенциально бесконечный. Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Мне очень понравились варианты сотворчества, предложенные В.А. Кан-Каликом и Н.В. Никандровым. По мнению авторов, в конкурсных материалах могут быть отражены различные варианты сотворчества учителя с учащимися:

Я думаю, что личностно-ориентированный подход соответствует последнему варианту сотворчества, на который равняется современное образование.

Личностно-ориентированный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: сотрудничества, взаимопонимания, тактичности, объективности.

Учительское счастье слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит судьба ученика, будет ли он успешен, реализует ли он себя в современном мире. Творческое отношение к организации деятельности учащихся, ориентированное на развитие личности каждого, создает благоприятные условия для успешной работы и самореализации. Само включение в конкурсы способствует еще большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учебе.

Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности. Поэтому, участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как педагога в профессиональной деятельности, так и ученика в школьной жизни.

Одной из целей новых стандартов в образовании является раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, и это становится осуществимым через участие в конкурсных и олимпиадных движениях разного уровня проведения, сложности заданий, через подготовку к этим конкурсам. Инновации должны нести процесс выработки уверенности маленького человека в себе и своих силах. Конкурсное движение открывает для ребенка что-то новое: знания, способ познания, собственный способ и возможность их применения.

Дистанционные олимпиады, конкурсы, проекты нужны для раскрытия потенциала всех учеников общеобразовательного учебного заведения. Конкурсы мотивируют ученика познавать новое и неизведанное, самосовершенствоваться, а педагога – искать новые пути активизации познавательной активности учеников.

Образовательные возможности конкурсов, олимпиад, проектов огромны: ученик развивает свой интеллектуальный потенциал, совершенствует навыки научного поиска и научных исследований, развивает творческое мышление, память, интеллект, воображение. Дистанционные конкурсы доступны для всех желающих из разных уголков страны - этом их главное преимущество.

Учащиеся нашей школы, в том числе учащиеся с ОВЗ, принимают участие в большом количестве конкурсов, олимпиад, проектов разного уровня и направления.

Только в этом учебном году:

Все эти конкурсы и проекты – бесплатные, что не маловажно особенно для учащихся с ОВЗ. Каждый из этих конкурсов и проектов – большая работа и учителя и учащегося. Но оно того стоит.

Проявление активности к участию в разного рода конкурсах – это отправная точка для самоопределения в будущем и выборе профессии, а также формировании целеустремленности, способности добиваться поставленной цели и быть успешным.

Учащийся вместе с учителями, своими родителями выстраивают траекторию учебной деятельности. В дальнейшем этот путь будет являться основанием для выбора профессии, и чем раньше ребенок будет участвовать в различных конкурсах, тем быстрее состоится его самоопределение.

Литература: 1.Кох В.Р. Необходимость развития творческой и исследовательской культуры у педагога // Психология, социология и педагогика. 2012. № 11

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. Что следует понимать под словом "успех" в дошкольном возрасте, как воспитать ребенка успешным и какие приемы для этого использовать воспитателям, читайте в данной статье.

Впоследствии философы неоднократно обращались к природе успеха, пытаясь исследовать и познать данное явление (Р. Декарт, Г. Гегель, Л. Витгенштейн и др.). Все они сходились в том, что успех в первую очередь ассоциируется с активностью человека, его деятельностью, выраженной через завоевания и достижения. Именно таким образом, в широком смысле слова, рассмотрим успех в рамках данной статьи.

Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность.

При этом важно обратить внимание на сущностные характеристики этого понятия. Во-первых, в него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности. Для сравнения: Герострат и подобные ему могут приобрести славу, но не успех. Никто и никогда не называл Герострата успешным человеком.

Применительно к дошкольникам, с социальной, педагогической, психологической точек зрения, успех — это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидания и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.

В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя). На разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.

Установлено, что в 3–5 лет у дошкольников наблюдаются так называемые неспецифические реагирования, в 6–7 — специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха — ее понижению.

Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:

• признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;

• признание личности ребенка в целом.

При организации и осуществлении образовательной деятельности педагогу важно помнить, что на основе (на фоне) состояния успешности у дошкольника формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки и самоуважения.

Залог успешного обучения – это развитие и активное использование детьми своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. В нашей группе мы активно развиваем творческие способности детей через их участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях и других массовых мероприятиях. Стараемся привлекать ежемесячно всех детей с различными интеллектуальными и творческими способностями к участию в творческих и интеллектуальных конкурсах.

Опыт моей работы показал, что применение данной формы работы с детьми оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов в образовательной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания. Умение найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности.

Наши ребята с 4-х лет участвуют совместно с родителями в различных дистанционных конкурсах, регионального и муниципального масштаба.

Что дает ребенку участие в конкурсе?

Как только малыш немного подрастет и овладеет первыми навыками творчества, любой заботливый родитель задает себе подобные вопросы. А вдруг у моего ребенка нет художественных (музыкальных, спортивных, математических) способностей? И ведь победителями становятся не все дети…

Нужно ли детям участвовать в различных конкурсах?

Для чего же нужны различные соревнования между детьми?

Во-первых, они помогают раскрыть способности и таланты ребенка.

Часто именно после участия в конкурсе ребенка заинтересовывает процесс творчества. Он увлекается, начинает совершенствовать свои навыки. И вскоре появляются первые достижения и успехи.

Во-вторых, соревнуясь с другими участниками, ребенок учится ставить перед собой цели и стремится достичь их.

В-третьих, участвуя в конкурсах, ребенок учится работать.

В-четвертых, участие ребенка в конкурсах способствует сплочению семьи.

Родители в чем-то, помогают малышу, всей семьей стремятся к победе, участвуют в совместной деятельности.

В-пятых, детские конкурсы способствуют развитию, как чувства первенства, так и стремления к саморазвитию

От всей души желаю ребятам и их родителям совместного желания творить, неиссякаемого творчества и успехов во всех делах!

Мы хотим подарить детям положительные эмоции, радость участия в конкурсе, возможность найти новых друзей. Конкурсы способствует сплочению и объединению – ведь за каждого участника переживают и голосуют много людей: друзья, знакомые, близкие, родственники!

Участие в подобных мероприятиях окрыляет детей, дает им заряд энергии для достижения новых целей.

Участие дошкольников в конкурсах как форма организации творческой деятельности

Участие педагогов и воспитанников в интернет-конкурсах и олимпиадах как одна из форм использования ИКТ в ДОУ Во всех сферах человеческой деятельности компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но и как средство самореализации.

Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Работая с детьми, все мы сталкиваемся с тем, что дети приносят в детский сад игрушки. Но бывают не просто игрушки, а игрушки, объединённые.

Проектная деятельность как форма организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста Развитие познавательного интереса развивающей к различным постарались областям канун знаний представляли и видам знакомства деятельности.

Участие в конкурсах и фестивалях как фактор патриотического воспитания Управление образования администрации Тайшетского района Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Консультация для родителей

(подготовительная к школе группа)

Воспитатель МДОУ №23

Значение участия дошкольников в конкурсах и соревнованиях

Современное общество диктует системе образования свои условия формирования человека и востребованности каждого его индивида как творческой, амбициозной, активной личности. К сожалению, время, когда государство гарантировало каждому гражданину жильё и работу, ушло безвозвратно. Вырастить конкурентоспособное поколение, умеющее получить всё, что нужно для жизни путём собственного развития, успешной деятельности и достижений – общая задача системы образования и семьи.

Дошкольное детство – самый благоприятный период для развития детей, когда влияние семьи на ребенка - безраздельное, сильна эмоциональная связь, а авторитет родителей незыблем. Дети питаются всем, что их окружает, подражают действиям взрослых, все поступки и слова впитываются ими как губка. Практика показывает, что у активных, неравнодушных, заинтересованных родителей растут такие же дети. Поэтому родительский пример, взаимодействие детей и взрослых имеют огромное значение именно в этот период. Главная движущая сила развития ребенка – это взрослые. Родители. Именно они творят судьбы детей.

Участие в соревнованиях и конкурсах для дошкольников, проводимых в детских садах, организациях города, области, всей страны, предполагает участие детей с родителями и другими членами семьи. Совместная деятельность взрослых и детей сплачивает семью, способствует их сближению, налаживанию отношений. Вся семья азартно стремится к победе, помогая малышу. В случае победы все ощущают общую радость, азарт, в случае проигрыша - учатся взаимной поддержке.

Если ребенок не стал победителем, взрослые учат его адекватно реагировать на ситуацию. Проигрыш становится стимулом приложения дополнительных усилий для достижения цели, если поговорить с малышом, объяснить, что такое случается, расстраиваться не стоит, просто надо еще немного потренироваться и в следующий раз обязательно все получится.

Конкурсы и соревнования учат ребенка ставить цели и обязательно их достигать.

Любой конкурс всегда помогает участникам встать на более высокую ступеньку развития, обрести новые знания, умения, навыки, получить новый опыт, и самое главное – раскрыть свои способности, открыть таланты.

Конкурсы делают жизнь детей и их семей наиболее насыщенной и разнообразной: новые места, знакомства, эмоции – все это помогает обрести смысл, интерес к жизни, вытеснить гаджеты, игры, виртуальную реальность.

В случае правильной организации конкурсов и соревнований для дошкольников и адекватного отношения к ним взрослых, у детей формируются здоровый дух соревновательности и конкуренции, уверенность в себе, своих силах, положительное отношение к другим, окружающему миру. Самое важное - умение радоваться своим успехам и успехам других.

Таким образом, участие детей и семей дошкольников является эффективным средством развития ребёнка, благотворно сказывается на гармоничности отношений в семье.

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ "ЦРР - Д/С №99" ГОРОДА ЧИТА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ. ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ.

12 октября 2018 г.

Современное образование в России развивается с каждым годом, чтобы понять и принять все новшества современного мира педагогики, нам как педагогам дошкольного образования необходимо идти в ногу со временем, быть компетентными и профессионально грамотными специалистами. На текущем этапе перед работниками дошкольных учреждений открываются огромные перспективы в саморазвития, самореализации и повышения педагогических умений и навыков.

Непрерывное повышение квалификации – процесс трудоёмкий, но воспитатель, находящийся в постоянном творческом поиске, занимающийся самообразованием, выходит из узких рамок шаблона. Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.

Повышение профессиональной компетентности педагогов – это один из факторов эффективности внедрения ФГОС.

Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения на современном этапе является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, что достигается посредством организации системы инновационных факторов. Одним из таких факторов является конкурсное движение. Участие в конкурсе способствует выявлению передового педагогического опыта, обновлению содержания дошкольного образования и стимулирования труда педагогических работников. [2]

Потребность в самореализации занимает ведущее место в ряду высших потребностей человека. Педагоги дошкольники не являются исключением в данном утверждении. Таким образом, конкурсы профессионального мастерства стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального уровня педагогических работников и являются средством творческой самореализации. Конкурсы на разных уровнях позволяют проявить основные характеристики компетентности педагогов дошкольников: - владение современными педагогическими технологиями; - творчество в профессиональной сфере; - профессиональную способность решать проблемные ситуации.

Конкурс (лат. concursus) — соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. [3,4]

Главными целями педагогических конкурсов являются профессиональное и личностное развитие педагогов, работающих в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования; выявление и поддержка наиболее талантливых педагогов, распространение их лучших практик; привлечение внимания органов государственной власти и органов местного самоуправления, широкой научной и педагогической общественности, средств массовой информации к важности решения проблем дошкольного образования.[1]

• Стратегический фактор - общие тенденции в развитии муниципального образования, система Приоритетных национальных проектов и условий участия в них.

• Психологический фактор - общечеловеческая потребность в признании и одобрении, в ощущении успеха, возможность реализовать себя, свои идеи, свой потенциал, потребность в лидерстве, профессиональном росте.

• Социальный фактор - следование актуальным тенденциям проникновения разного вида конкурсов во все сферы деятельности человека.

• Профессиональный фактор - необходимость для студента, учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования – как мастера встречи с другими педагогами - мастерами как условие профессионального и личностного роста, помощь в рекламе идей и разработок. [7]


· создает условия для обмена опытом и распространения в профессиональной среде авторских идей по обновлению содержания и технологий профессиональной деятельности педагогических работников.

Из личного опыта конкурсного движения могу предложить этапы профессионального роста. Для педагога ДОУ, желающего повысить свою компетенцию с помощью конкурсов, важно выстроить линию продвижения по вектору нарастания.

1. участие в конкурсах на уровне ДОУ (проекты, представление дидактического материала, разработка программ, методических наработок, конспектов, улучшение РППС…)

2. участие в конкурсах на педагогических интернет порталах, с получением медалей, сертификатов и дипломов как участников, так и лауреатов (личных и детских)


Конкурсы – не только соревнование среди профессионалов, но и продуктивный способ продемонстрировать свои способности в достижении качественных результатов образования, и условие выявления собственных затруднений, дефицита компетентности, что, безусловно, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании.

Подготовка к любому конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом, предусматривает анализ деятельности, систематизацию наработанного опыта, умение его обобщить и описать.

В психологическом плане – это один из сложных этапов, который требует методического сопровождения и поддержки.

Все субъекты конкурных мероприятий, как-то: оргкомитет, конкурсная комиссия, жюри, участники руководствуются в своей деятельности Положением о конкурсе, критериями оценки конкурсных заданий (заочного, очного этапов), работают со специальными экспертными листами, выставляя баллы за каждый показатель. Замысел конкурса и модель экспертизы конкурсных материалов и выполнения заданий опираются на главную идею, содержащуюся в цели и задачах конкурса. Предложенные на конкурс материалы должны включать множество смысловых блоков (организационный, методический, правовой, практический, инновационный, технологический и др.), объединенных в единое целое.

Итак, Вы – творческий педагог, отлично знаете и любите свою работу, воспитанники с удовольствием идут к Вам, но наступает этап, когда возникает потребность поделиться своими достижениями и разработками и получить заслуженное признание коллег и поощрение.

Проанализировав несколько положений о конкурсах в России Мы выделили несколько основных шагов по подготовке участников на предварительном этапе при изучении и заполнению документации.

Шаг первый. Надо владеть информацией о конкурсах (справочная система - официальный сайт ИРО; или региональный образовательный портал края, на которых представлен календарь конкурсов на текущий год).

Шаг третий. Независимо от тематики конкурса, попробуйте посмотреть на неё глазами эксперта, сделайте шаг к тому, чтобы выделиться на общем фоне.

Шаг четвертый. Не спешите заполнить заявку (анкету) прежде, внимательно ознакомьтесь с Положением о конкурсе. Опыт показывает, что неинтересный, формальный текст Положения с перечислением ряда целей и задач, как правило, только пробегается глазами, заявитель ограничивается изучением требований к заявке и перечню номинаций. Но именно в этом скучном, на первый взгляд, тексте имеются бесценные подсказки будущему участнику – каких именно материалов ожидает конкурсная комиссия, а, значит, кому из претендентов будет отдано предпочтение экспертов.

Шаг пятый. Не пренебрегайте требованиями к оформлению работы, четко следуйте техническим правилам и нормам современного русского литературного языка. [1]


Мы рассмотрели основные направления и значения при участии в конкурсах разного уровня, надеемся, что данная краткая информация поможет Вам оценить свои сила, возможности и профессиональный настрой.

Мне довелось стать участником Всероссийского конкурса им. ЛС Выготского в 2018 году, победить и получить возможность посетить вторую летнюю школу. В конкурсе проектов организованного Рыбаков Фондом приняло участие 2769 педагогов со всей страны, 300 лучших по итогам конкурса удостоены денежных грантов, из них 4 педагога их Забайкальского края.

Всем, кто живёт своей профессией, кто стремиться каждый день удивлять и удивляться, кто желает проявить себя знающим и умеющим профессионалом, кто способен учиться у других и делиться собственными находками и идеями, кому не безразлично будущее наших детей, у вас есть возможность проявить себя, заявить о себе, стать на ступеньку выше в личном профессионализме! Дорогу осилит только идущий вперёд!

Читайте также: