Тюфяк писемский читать краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В 60—70-е годы писатель создал немало значительных произведений о наступлении капитализма в России. В его романах и повестях эта тема всегда была сопряжена с угнетением простого человека, с процветанием продажного бюрократического аппарата, с темными операциями финансовых дельцов, с организацией мошеннических акционерных обществ, дутых подрядов, с нравственным обнищанием общества. Поэтому я считаю, что современному читателю, вокруг которого сегодня сгущаются аналогичные пороки, Писемский будет интересен и полезен. Хоть он не достиг в своем творчестве таких вершин, как Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, — самобытное реалистическое творчество этого большого художника слова всегда будет неотъемлемой частью великой русской классической литературы.

Супруги Павел и Юлия были принуждены к женитьбе. Жена часто ругала мужа, билась в истерике и заводила роман. В результате любящий, но слишком мягкий Павел начал призирать ее и стал выпивать.

За минуту

Главные герои: Павел и Юлия были принуждены к женитьбе. Павел за свой мягкий и добрый характер имел репутацию тюфяка и дурака, которую также поддерживали его родственники. Супруга его наоборот, была женщиной истеричной и невежественной.

Юлия пытается завести роман со светским львом, Бахтиарвым. Она часто бьется в истерике и ругает Павла. Утешает девушку отец, разорившийся дворянин. Он был рад, что дочь удалось выгодно пристроить, и не хотел, чтобы она вернулась обратно. Поэтому он пытался научить ее дипломатии и гибкости в отношениях.

Спустя время любящий супругу Павел от такой жизни начинает пить. Жену он теперь презирает. Родители героя умерли, и он остался без поддержки. Тесть уговаривал его исключительно, чтобы удовлетворить собственные финансовые интересы. У сестры героя тоже была тяжелая судьба: несчастливый брак, тайная любовь и проблемы со здоровьем. Тетка главного героя отмежевалась от племянника и покинула в самый тяжелый для него момент.

Перечисляя имена писателей-классиков девятнадцатого века, нельзя не сказать об Алексее Феофилактовиче Писемском. Начиная с 1850 года критики стали упоминать его имя рядом с именами Тургенева, Гончарова, Григоровича. Известность писателя началась с повести “Тюфяк”.

В этой повести значительно углубился реализм писателя в сравнении с его прежними произведениями, например, “Боярщиной”. Сюжет “Тюфяка” – трагически оканчивающаяся семейная драма. Она отличается от предшествующих повестей и литературными героями.

прежде произведения были во множестве населены нравственными уродами, то в “Тюфяке” – это обыкновенные люди.

Они не совершают злодейств, более того, часто руководствуются в своих поступках добрыми чувствами. Но между тем развязка “Тюфяка” не менее, а, пожалуй, более трагична и страшна. Автор объясняет семейную драму Бешметовых “непониманием” друг друга, “разницей в воспитании и решительной неопытностью в практической жизни”.

Мне кажется, весь вопрос в том, откуда это непонимание, где его причина. Прочитав повесть, я пришел к выводу, что главная причина семейной драмы Бешметовых

– в несовершенстве всего уклада жизни. Хотя автор подчеркивал, что в своей повести не касался “ничего общественного” и “ограничивался только одними семейными отношениями”, семейная драма в изображении художника-реалиста предстает перед нами как драма социальная.

Это очень хорошо, как известно, почувствовал критик-демократ Писарев. В статье “Стоячая вода” он писал о героях Писемского: “…живые люди, выражающие собою в полной силе особенности той почвы, на которой они родились и выросли”, “жертвы уродливого порядка вещей”.

Далее Писемский все более крепнет как писатель-реалист. Появляется рассказ “Питерщик”, первый из цикла “Очерки из крестьянского быта”. Питерщиками называли крепостных крестьян, отпущенных на заработки в Петербург. Оброк они платили своему барину-помещику деньгами.

Главный герой рассказа – питерщик Клементий – первым из героев Писемского выходит победителем из всех жизненных бурь, обрушившихся на него. Страшный удар, который ему суждено пережить, – смерть любимой жены. Клементий забывается в нелегком труде мастерового человека, в разгуле широкой натуры. Но разорившись, он вынужден вновь вернуться в деревню.

Там его подстерегает другое несчастье – необходимость женитьбы на нелюбимой женщине, и это только потому, что “молодому мужику вдовым жить не приходится”. Эта ситуация показывает жизнь косного крестьянства, губительную силу его быта.

В 60-70-е годы писатель создал немало значительных произведений о наступлении капитализма в России. В его романах и повестях эта тема всегда была сопряжена с угнетением простого человека, с процветанием продажного бюрократического аппарата, с темными операциями финансовых дельцов, с организацией мошеннических акционерных обществ, дутых подрядов, с нравственным обнищанием общества. Поэтому я считаю, что современному читателю, вокруг которого сегодня сгущаются аналогичные пороки, Писемский будет интересен и полезен.

Хоть он не достиг в своем творчестве таких вершин, как Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, – самобытное реалистическое творчество этого большого художника слова всегда будет неотъемлемой частью великой русской классической литературы.

Алексей Писемский - Тюфяк

Алексей Писемский - Тюфяк краткое содержание

Тюфяк - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Семейные дела судить очень трудно,

и даже невозможно!

Однажды - это было в конце августа - Перепетуя Петровна уже очень давно наслаждалась послеобеденным сном. В спальне было темно, как в закупоренной бочке. Средство это употреблялось ради спасения от мух, необыкновенно злых в этом месяце. Часу в шестом Перепетуя Петровна проснулась и пробыла несколько минут в том состоянии, когда человек не знает еще хорошенько, проснулся он или нет, а потом старалась припомнить, день был это или ночь; одним словом, она заспалась, что, как известно, часто случается с здоровыми людьми, легшими после сытного обеда успокоить свое бренное тело. Это полусознательное состояние Перепетуи Петровны было прервано приходом горничной девки со свечою.

- Палашка! Это ты? - сказала барыня, жмуря глаза, которым, видно, было неприятно ощущение света.

- Феоктиста Саввишна приехали.

- Что же ты, дура, давно мне не скажешь, - проговорила Перепетуя Петровна, вставая проворно с постели, насколько может проворно встать женщина лет около пятидесяти и пудов шести веса, а потом, надев перед зеркалом траурный тюлевый чепец, с печальным лицом, медленным шагом вышла в гостиную. Гостья и хозяйка молча поцеловались и уселись на диване.

- Я, в моем горестном положении, - сказала печальным тоном Перепетуя Петровна, - сижу больше там, у себя, даже с закрытыми окнами: как-то при свете-то еще грустнее.

- Что мудреного, что мудреного! - повторяла гостья тоже плачевным голосом, покачивая головою. - Впрочем, я вам откровенно скажу, бога ради, не убивайте вы себя так. Конечно, несчастие велико: в одно время, что называется, умер зять и с сестрою паралич; но, Перепетуя Петровна, нужна покорность. Что делать! Ведь уж не поможешь. Я, признаться сказать, таки нарочно приехала проведать, как и вас-то бог милует; полноте. берегите свое-то здоровье - не молоденькие, матушка.

Перепетуя Петровна ничего не отвечала на эти утешительные слова; но с половины монолога начала рыдать, закрыв лицо носовым платком. Этот обычный прием плачущих был весьма кстати для Перепетуи Петровны, потому что выражение лица ее в эту горькую минуту очень было некрасиво; слезы как-то не шли к ее полной, отчасти грубоватой и лишенной всякого выражения физиономии. Феоктиста Саввишна, тождественная своею наружностью и весом тела Перепетуе Петровне, смотрела на нее несколько минут с участием, а потом и сама принялась плакать.

- Я видеть ее не могу, мою голубушку, - проговорила, наконец, Перепетуя Петровна, всхлипывая, - представить ее даже не могу.

- Это-то и дурно, Перепетуя Петровна, - перебила утешительница, - ну, зять, конечно, уж не воротишь, человек мертвый; а сестрица, вот вам как бог свят, выздоровеет. У меня покойник два раза был в параличе, все лицо было сворочено на сторону, да прошло; это ведь проходит.

- Нет, матушка! - говорила Перепетуя Петровна. - Я уже советовалась о ней с Карлом Иванычем - с ней не пройдет. Ох, господи! Грудь даже начала болеть; никогда прежде этого не бывало; он говорит, у ней началось с помешательства, с гипохондрии.

- Что ж такое гипохондрия! Ничего! - возразила Феоктиста Саввишна. - Да вот недалеко пример - Басунов, Саши, племянницы моей, муж, целый год был в гипохондрии, однако прошла; теперь здоров совершенно. Что же после открылось? Его беспокоило, что имение было в залоге; жена глядела, глядела, видит, делать нечего, заложила свою деревню, а его-то выкупила, и прошло.

- Как странно, однако, это случилось! - начала Перепетуя Петровна. Она сначала, как умер Василий Петрович. ничего. Конечно, грустила, только слез как-то не было: не плакала. Ну, без сомнения, я каждый день то сама, то посылаю; не поверите, все ночи не сплю, не знаю, как и самое-то бог подкрепляет; вот, сударыня моя, накануне троицына дня приходит ее Марфутка-ключница и говорит мне: "Что это, говорит, матушка, у нас барыня-то все задумывается?" А я и говорю: "Как же, я говорю, не задумываться; это по-вашему ничего, кто бы ни умер, мать ли, муж ли - все равно". А она мне на это и говорит (она, даром что простая, умная этакая, сметливая, славная женщина): "Нет, говорит, матушка, барыня-то что-то очень сумнительна: все нас изволит высылать вон и все перебирает письма Василья Петровича да Павла Васильича, а вчера как будто бы и заговариваться стала: говорит, а что - и понять невозможно". Я так и не опомнилась! Ох, боже мой! Рассказывать даже тяжело. Как сидела вот на этом диване, так руки и ноги охолодели; ничего не помню. В беспамятстве меня одели, снарядили, привезли к ней, и вижу: паралич во всей; кажется, и меня даже не узнала.

Перепетуя Петровна замолчала и вздохнула; Феоктиста Саввишна тоже сидела задумавшись.

- Да, вот, можно сказать, истинное-то несчастие, - начала последняя, непритворное-то чувство! Видно, что было тяжело перенесть эту потерю; я знаю это по себе. Ах, как это тяжело! Вот уж, можно сказать, что потеря мужа ни с чем не может сравниться! Кто ближе его? Никто! Друг, что называется, на всю жизнь человеческую. Где дети-то Анны Петровны?

- Лиза писала, что приедет и с мужем сюда совсем на житье; а Паша уж месяца с три как приехал из Москвы; он, слава богу, все ихные там экзамены кончил хорошо; в наверситете ведь он был.

- Это я слышала. Что-то он, бедненький? Его-то положение ужасно: он был, как говорится, маменькин сынок.

Перепетуя Петровна вздохнула.

- Что он? Ничего. мужчина! У них, знаете, как-то чувств-то этаких нет. А уж он и особенно, всегда был такой неласковый. Ну, вот хоть ко мне: я ему, недалеко считать, родная тетка; ведь никогда, сударыня моя, не придет; чтобы этак приласкался, поговорил бы, посоветовался, рассказал бы что-нибудь - никогда! Придет, сидит да ногой болтает, согрешила грешная. Я с вами, Феоктиста Саввишна, говорю откровенно.

- Эй, полноте, Перепетуя Петровна, - перебила Феоктиста Саввишна, - вы, я думаю, знаете: я не болтушка какая-нибудь; слава богу, десятый год живу здесь, а никогда, можно сказать, ни в одной скандалезности не была замешана.

- Потому-то я с вами и говорю. Грустно этак на сердце-то носить, особенно семейные неприятности, - продолжала Перепетуя Петровна. - Ох, боже мой! Опять забыла, о чем начала.

- О Павле Васильиче.

- Да, о Паше. Конечно, я хоть и родная тетка, а всегда скажу: он не картежник, не мот какой-нибудь, не пьяница - этого ничего нет; да ученья-то в нем как-то не видно, а уж его ли, кажется, не учили? Шесть лет в гимназии сидел да в Москве лет пять был; ну вот хоть и теперь, беспрестанно все читает, да только толку-то не видать: ни этакого, знаете, обращения, ловкости этакой в обществе, как у других молодых людей, или этаких умных, солидных разговоров - ничего нет! Леность непомерная, моциону никакого не имеет: целые дни сидит да лежит. тюфяк, совершенный тюфяк! Я еще его маленького прозвала тюфяком.

Читайте также: