Творчество бородина краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

А.П.Бородин – одна из монументальных фигур русской композиторской школы, один из членов Могучей кучки. Он – один из первых композиторов, тот, благодаря которому Европа узнала и признала русскую музыку. В этом смысле его имя стоит в одном ряду с именем М. Глинки.

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) прожил недолгую жизнь и умер внезапно из-за инфаркта.

В отличие от друзей-единомышленников, этот композитор, пройдя традиционный для композиторов-кучкистов путь, сохранил верность своей основной профессии – химии (тогда как Мусоргский – ушел в отставку, Римский-Корсаков покинул морскую службу, Кюи – также недолго оставался военным инженером).

В творческом наследии Бородина:

Симфонии А.П.Бородина

Немаловажную роль в творческой биографии Бородина-симфониста сыграла его Первая симфония Es — dur (1867, впервые исполнена в декабре 1868). Благодаря ей композитора узнала вся Европа. Кюи отмечает, что в симфонии

  • широта, неторопливость, спокойствие, повествовательность, что подразумевает эпический симфонизм;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений;
  • картинность.

Также здесь сформировался характерный оркестр композитора.
Именно в его творчестве определяется полный парный состав, медные инструменты становятся хроматическими; оркестр отличается мощью, пышностью, яркостью, колористическим богатством.

Симфония №2 (1869-1876) утверждает традиции, сформированные в симфонии №1, и охарактеризована Стасовым так:

Симфония №3 a — moll (неоконченная) с ярко выраженным национальным колоритом впервые была исполнена в Москве 1899 г. в Московском немецком клубе под управлением В. С. Терентьева.

Оперное творчество Бородина

И здесь композитору на помощь пришел Стасов, предложив, кроме основной конфликтной линии противостояния наций (русские-половцы), линию нравственности: с одной стороны, благородство и возвышенность Игоря, с другой – привнесение в оперный сюжет образного мира князя Галицкого. Так, оперная драматургия приобрела дополнительный конфликт. Благодаря деятельности Стасова и усложнению сюжета, мастер возвращается к работе над произведением.

Камерная музыка А.П.Бородина

Композитор считал, что

Приобретя технические навыки путем освоения западно-европейских традиций в области камерного письма, музыкант, кроме того, овладевает глинкинской традицией, сформировав собственный индивидуальный стиль, который проявляется уже в ранних произведениях.
К образцам камерной музыки относятся, например:


Возможно, вы искали краткую биографию А. П. Бородина. Ведь его музыка осталась в нашей душе с детства. Но не многие могут легко рассказать, чем же так знаменит этот человек.

Александр Бородин - выдающийся человек, который оставил след и в русской культуре, и в науке, и в общественной жизни того времени. В его творчестве ощущается любовь к своей стране, широта души, лиричность и нечто эпическое, что захватывает дух. Удивительно, как этот человек мог одновременно творить и при этом активно заниматься наукой. Постараемся описать биографию Бородина кратко. Уверены, это запомнится каждому читателю надолго.

Бородин Александр в юном возрасте

Юность композитора

Александр Бородин обладает необычной родословной. Он был внебрачным сыном грузинского князя и мещанки, разница в возрасте и в сословии бросалась в глаза. Документы оформили так, будто он родился в семье крепостных слуг, но вскоре ему дали вольную. Мать была выдана замуж за врача. Возможно, это повлияло на то, что позже Александр Порфирьевич увлечется медициной и станет врачом, как его отчим. У него были два брата, с которыми Александр сохранял хорошие, дружеские отношения.

Обучение А. П. Бородин проходил на дому, так как его происхождение не позволяло ему учиться в гимназии. Особенно ему хорошо давались языки и музыка. Александр Порфирьевич с детства учился играть на фортепиано, виолончели, флейте, сочинял свои мелодии уже с восьми лет. Мать приглашала учителей на дом, а позже при помощи взятки пристроила его в Медико-хирургическую академию. Бородин учился на отлично. Однако был один предмет, который вызвал у него трудности, — Закон Божий. Александр Порфирьевич проявил смелость, был готов поспорить с текстами священного писания. И только поэтому вместо диплома он получил похвальный лист при окончании академии.

Но это не надолго огорчило его и не останавливало в желании учиться. В 1858 году Бородин стал доктором медицины. Свою профессию он совмещал с творчеством: писал романсы, ансамбли, пьесы.

Биография композитора Бородина удивляет. Ведь он успевал так много всего!

В двадцать три года он стал ординатором Военно-сухопутного госпиталя и поступил ассистентом на кафедру общей терапии и патологии. Еще спустя два года Александр Порфирьевич получил звание доктора наук. Раньше писали и защищали свои диссертации лишь на латыни. Его же работа стала первой в своем роде - он выступал на русском языке.

Как вы видите, у композитора Бородина интересная биография. Но самое интересное впереди.

Александр Бородин и жена Екатерина

Путешествия и личная жизнь

В 1859 году Бородин получил направление в Гейдельберг для повышения квалификации. Там у него была возможность путешествовать, пробовать новое, развиваться и в науке, и в музыке. Ему выпала возможность работать с такими знаменитыми учеными, как И. Сеченов и Д. Менделеев.

Однажды в Гейдельберге он познакомился с пианисткой Екатериной Протопоповой, у них были общие взгляды и вкусы на музыку, они были рады проводить много времени вместе, насколько это позволял суровый график. В 1862 году они вернулись в Россию, Бородин стал преподавать химию, получил должность адъюнкт-профессора. Но климат Петербурга не подходил Екатерине по состоянию здоровья, она много болела, ей приходилось уезжать, поэтому влюбленные часто были в разлуке. Они поженились, но детей у них не было. Александр и Катерина взяли к себе на воспитание четырех девочек и заботились о них, как о родных.

могучая кучка

Могучая кучка

Творческий путь

В 1867 году Бородин написал и закончил первое значительное произведение, позже его исполнили на концерте, и пришел настоящий успех. Его первая симфония положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Она передавала индивидуальный стиль композитора, его самобытность, широкий размах.

После этого Бородин стал работать над романсами. Каждое произведение рассказывало свою историю, порой слова к ним композитор писал сам.


Бородин также создавал русские классические симфонии, квартеты, камерную вокальную лирику, романсы и другие произведения.

Другая деятельность

Бородин был прекрасным ученым, сделал ряд открытий, много работал, выступал с лекциями. Например, он изобрел покрытие для партитур, которые позволили им сохраниться в идеальном состоянии до сих пор. Он же первым описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами. Известно, что сам Менделеев сожалел о том, что Бородин увлекается музыкой и недостаточно сил отдает науке.

В ноябре 1872 года он открыл женские врачебно-акушерские курсы. Бородин преподавал и поддерживал студенток, помогал найти место работы, устраивал благотворительные музыкальные вечера.

Смерть Александра Бородина

Не так просто написать биографию Бородина кратко. Ведь было так много творчества, достижений и интересных моментов.

Александр Бородин умер от сердечного приступа в феврале 1887 года. В тот момент он танцевал и вдруг упал, схватившись за сердце. Он скончался в окружении близких друзей. Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. На этом заканчивается краткая биография композитора Бородина.

александр порфирьевич бородин

Александр Бородин оказал большое влияние на классическую музыку России, Средней Азии и других стран. Позже Прокофьев, Хачатурян и другие известные композиторы продолжили его дело. И сейчас концерты с его произведениями собирают полные залы, откликаются в душах самых разных людей. Прокофьев - наша гордость, наше наследие. Пример одаренного человека, который сочетал в своей жизни науку, музыку и помощь людям.

Мы постарались представить биографию Бородина кратко, собрать самые интересные моменты, но о таком человеке можно рассказывать долго.

Александр Порфирьевич Бородин - биография и творчество

Бородин вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик — ученый и педагог, и как активный общественный деятель. В написанном им либретто оперы „Князь Игорь”, текстах романсов, музыкально-критических статьях проявилось его незаурядное литературное дарование. Бородин также успешно выступал как дирижер.

Разносторонним было и его музыкальное творчество, небольшое по объему. Бородин - автор оперы, симфонических произведений, камерных ансамблей, фортепианных пьес, романсов. Через все его творчество проходит мысль о богатырской мощи, скрытой в русском народе. У Бородина преобладают не зарисовки быта, а величественные картины исторических событий, поэтому он с особенным интересом относился к песенным жанрам, которые сохранились в народе в течение многих веков, — к былинам, старинным обрядовым и лирическим песням, создавая на их основе собственные музыкальные темы.

Как и все композиторы „Могучей кучки”, Бородин интересовался Востоком и изображал его в своей музыке. Внимательно изучив по записям и трудам исследователей музыкальные богатства народов Средней Азии, он первым открыл их для русских слушателей.

Смелое новаторство сочеталось у Бородина с уважением и любовью к классическим жанрам и формам, к плавным и закругленным песенным мелодиям. В то же время в его музыкальном языке, прежде всего в гармонии, есть черты, близкие композиторам-романтикам.

Музыка Бородина отличается мужественным, жизнеутверждающим характером, оптимизмом, мягким юмором. „Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные качества его — великолепная сила и размах, соединенные со странной страстностью, песенностью и красотой”, - писал о композиторе В. В. Стасов.

Краткая биография композитора

Бородин родился в Петербурге, получил прекрасное домашнее образование. Еще в детстве он усвоил несколько иностранных языков, учился играть на флейте и фортепиано, позже брал уроки игры на виолончели. С девяти лет он начал сочинять небольшие пьесы для фортепиано и флейты. В 1849 году некоторые из них были изданы и получили положительную оценку критиков. В то же время Бородин интересовался литературой, читал философские статьи в журналах. Однако с особым увлечением он занимался химией.

В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию, где вскоре стал любимым учеником выдающегося русского химика Н.Н. Зинина. Продолжались и занятия музыкой, в том числе теорией и гармонией.

Окончив академию и получив степень доктора наук, Бородин уехал в научную командировку за границу. Три года он провел в Германии, Франции и Италии вместе с друзьями, впоследствии знаменитыми учеными Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, С. П. Боткиным. Помимо научных интересов, их сочетала любовь к музыке. Почти каждый из них играл на каком-то инструменте. К этому кружку примкнули и другие образованные русские люди, жившие в Европе, в частности, М. А. Маркович-Вилинская, впоследствии известная как украинская писательница Марко Вовчок. Собирая для совместного музицирования, молодые ученые часто исполняли произведения Бородина, в основном камерно-инструментальные ансамбли. За границей Бородин познакомился с талантливой Московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал музыку композиторов-романтиков Шумана и Шопена. В 1863 году Екатерина Сергеевна стала женой Бородина.

В 1862 году Александр Порфирьевич вернулся в Россию и был избран профессором Медико-хирургической академии. В том же году в доме Боткина, уже известного врача, он познакомился с Балакиревым. Эта встреча стала решающей в судьбе Бородина - композитора. Он вошел в ”Могучую кучку", стал другом и соратником других ее участников. Под руководством Балакирева Бородин написал симфонию № 1, одну из первых в русской музыке, которая с большим успехом была исполнена в 1869 году в концерте РМТ под управлением Балакирева. В эти же годы Бородин написал несколько романсов и комическую оперу „Богатыри”.

Сразу же после премьеры первой симфонии Бородин приступил к созданию Симфонии №2 („Богатырской”). Тогда же, в 1869 году, он начал писать оперу „Князь Игорь", работа над которой продолжалась до конца жизни композитора.

Одновременно с созданием замечательных музыкальных произведений Бородин вместе с выдающимися учеными Д. И. Менделеевым и А. М. Бутлеровым продолжал оригинальные химические исследования, в дальнейшем подготовившие создание пластмасс, преподавал в Медико-хирургической академии, стал одним из организаторов и педагогов первого в России высшего учебного заведения для женщин — женских медицинских курсов.

Последними произведениями Бородина стали два струнных квартета, несколько ярких романсов, „Маленькая сюита” для фортепиано и программная симфоническая картина „В Средней Азии”. Музыка Бородина с большим успехом исполнялась в России и за ее пределами. По инициативе Листа, с которым Бородин познакомился в 1877 году, симфонии русского композитора прозвучали в Германии, а в 1885 и 1886 годах — в Бельгии.

Композитор умер 15 февраля 1887 года. Его незавершенные произведения (оперу „Князь Игорь”, две части третьей симфонии) закончили и подготовили к печати ближайшие друзья — композиторы М. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов.

Творчество Александра Порфирьевича Бородина

Опера „Князь Игорь”

В основе сюжета оперы-памятник древнерусской литературы XII века "Слово о полку Игореве". Эту тему предложил композитору В. В. Стасов. Работая над оперой, Бородин изучал русские летописи, научные исследования о половцах, русские народные песни и сказания, музыку восточных народов.

Лирико-эпическая опера „Князь Игорь” во многом отличается от произведений других композиторов "Могучей кучки”. Массовые хоровые сцены, в которых участвует народ, поражают величием и монументальностью. Образ народа показан более обобщенно, он представлен сильным и спокойно-величественным. Героическую тему оперы дополняют лирические образы, символизирующие духовную красоту русского человека. Каждое из основных действующих лиц охарактеризовано несколькими сольными эпизодами.

Основная идея литературного первоисточника-призыв к объединению русских князей-сохранена и в опере. Средствами музыки выявлены два главных конфликта-между русским войском и половцами, а также между русскими князьями. Образы главных героев (князя Игоря, его жены Ярославны, половцев) представлены в увертюре. Опера обрамлена большими хоровыми сценами-Прологом и эпилогом. Содержание пролога-проводы Игоря и его войска на битву с половцами. Полон решимости и силы хор „Слава”. Колорит старины Бородин подчеркнул употреблением пентатоники.

Сцена солнечного затмения, показанная как вторжение в жизнь людей недобрых сил, изображена с помощью красочных музыкально-образных средств: хроматизмов, изысканных гармонических последовательностей, а также аккордов на степенях целотонной гаммы (подобно тому, как это сделал Глинка в сцене похищения из оперы „Руслан и Людмила”). В прологе представлена первая музыкальная характеристика Игоря. Интонации его партии мужественны и спокойны.

Пролог и первое действие — это экспозиция русского лагеря и завязка повествования. В центре I картины - образ князя Владимира Галицкого, брата Ярославны. Портрет "князя-босяка" (по определению Стасова), мечтающего о пьянстве и разгуле, обрисован в его песне.

Буйству князя Бородин противопоставил музыкальную характеристику Ярославны во II картине первого действия. Она показана и как любящая жена, и как твердая, сильная духом правительница княжества.

Второе и третье действия оперы переносят слушателей в стан половцев, где страдают в плену после неудачного боя князь Игорь и его сын Владимир. Восточные сцены оперы отличаются красочностью гармоний и богатством музыкальных характеристик. Один из самых известных фрагментов оперы — хор и танец девушек-невольниц.

Следуя традициям Глинки, Бородин не упростил и не унизил оскорбления врагов. Хан Кончак показан в своей развернутой арии не только как дикий и жестокий завоеватель, но и как смелый и сильный воин, который умеет уважать достойного противника.

Одна из центральных сцен всей оперы — Ария Игоря из второго действия. Главный герой охарактеризован в ней наиболее полно и разносторонне. Ария написана в трехчастной форме с речитативным вступлением и окончанием. Основная героическая тема арии-мужественная, волевая, в ней звучит стремление к борьбе и воле.

Светлая лирическая средняя часть арии, обращенная к Ярославне, основанная на русских народно-песенных интонациях.

Четвертое действие оперы начинается арией -„плачем” Ярославны. Образ княгини здесь становится символическим, в нем обобщены страдания всей Руси, разоренной дикими ордами. Слова Плача взяты Бородиным из эпизода „Слова о полку Игореве”, наиболее близкого к народной поэзии. В мелодии слышны интонации древних народных плачей и причитаний.

Естественным продолжением плача звучит Хор поселян, подобный протяжным народным песням. Начинаясь единогласным запевом, песня постепенно обрастает выразительными подголосками, как это было свойственно исполнению песен в народе. Финальный хор, славящий вернувшегося из плена Игоря, завершает это выдающееся произведение русского оперного искусства.

Оперу” Князь Игорь " Бородин оставил незаконченной. После смерти композитора это произведение подготовили к постановке его друзья, в частности, М. А. Римский-Корсаков.

Симфоническое творчество

В симфонических произведениях — трех симфониях и музыкальной картине „В Средней Азии” — композитор, как и в опере „Князь Игорь”, воспевает патриотизм и могущество родного народа, изображает картины Востока и пейзажи. Темы его симфонических произведений основаны на народной песенности, гармонии отличаются свежестью и красочностью.

Наиболее выдающееся симфоническое произведение Бородина — Вторая „Богатырская” симфония, которая создавалась одновременно с оперой „Князь Игорь” и близкая ей по характеру и образами, так и по музыкальным языком. Название симфонии дал Стасов. Композитор говорил, что в первой части он хотел изобразить собрание русских богатырей, в медленной третий — нарисовать фигуру певца-сказителя Бояна, а в финале — сцену богатырского пира „при звуках гуслей, при ликовании великой народной толпы”. Все эти картины сочетаются общей идеей любви к Родине, к прославлению силы и могущества народа.

Богатырские образы наиболее ярко показаны в первой части, написанной в сонатной форме. Ее музыка вырастает из начальной темы.

Во второй части (Скерцо), написанной в трехчастной форме, богатырский размах представлен в более светлых, радостных тонах. Музыка поражает бурной энергией и силой. В средней главе Скерцо возникает лирическая тема, напоминающая об образах Востока.

Бородин, один из создателей русской классической симфонии, стал основоположником новой разновидности русской симфонической музыки — эпического симфонизма.

Вокальное творчество

Бородин написал шестнадцать романсов и песен на тексты А. С. Пушкина, А. Н.Некрасова, А. К. Толстого, Г. Гейне, а также на собственные стихи. По содержанию они очень разнообразны. В некоторых показаны образы народного эпоса и сказки („Песня темного леса”, „Спящая княжна”, „Морская царевна”), в других воплощены душевные переживания и тонкая лирика („Отравой полны мои песни”, „Для берегов далекой отчизны”), еще одна группа — юмористические миниатюры („Спесь”, „У людей-то в дому”). Композитор не стремился передавать в музыке речевые интонации, а создавал обобщенный образ, раскрывающий содержание текста. В каждой песне и романсе на первом плане — пластичная и выразительная мелодия.

Сказочный фантастический образ показан в романсе „Морская царевна” на собственные слова композитора. Музыка рисует картину спокойной морской глади, полной обольстительного очарования. В партии фортепиано звучат яркие, красочные аккорды, передающие тихий плеск волн и игру света на воде.

Творчество Бородина, ставшее важным вкладом в русскую музыку, повлияло на многих композиторов конца XIX — начала XX века.

Александр Порфирьевич Бородин

Александр Бородин

Такие люди рождаются раз в сотню лет – можно с уверенностью сказать об Александре Порфирьевиче Бородине, ведь круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это истинный гений.

Ещё одна особенность – таланты Бородина практически невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Бородин-композитор, Бородин-химик, просветитель, поэт - не просто грани одной личности, а словно детали мозаики, дополняющие и поддерживающие друг друга. И, кажется, если бы изъять из этого списка какую-то одну черту, то и остальные станут не в полной мере яркими, выдающимися, гениальными.

Краткую биографию Александра Бородина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Бородина

История рождения Александра Порфирьевича необычна для современных реалий, однако в XIX веке подобные случаи встречались сплошь и рядом. Его отец, 62-летний грузинский князь Лука Степанович Гедианов (Гедеванишвили), вступил во внебрачную связь с 20-летней Авдотьей Константиновной Антоновой, дочерью военного, в 1833 году в Санкт-Петербурге. Разница в возрасте и общественное мнение не смогли повлиять на чувства. Супруга Гедианова проживала в Москве, но возможности разорвать брак с ней не представлялось.

место рождения Александра Бородина

Рожденного 12 ноября 1833 года мальчика князь назвал Александром и записал сыном своего камердинера, Порфирия Бородина. Чуть позже Лука Степанович устроил брак Авдотьи с военным врачом Х. Клейнеке, чтобы упрочить ее положение в обществе. В детстве Александру было настрого наказано называть Авдотью тетей при посторонних, ведь мальчика представляли всем как ее племянника. Однако любовь, которую дарила Дуняша сыну, была поистине материнской, и порой даже находилась на грани здравого смысла.

Бородин интересовался химией

Увлечение медициной и отъезд за границу

Бородин в юности

По окончании академии в 1856 году Бородин получил должность ординатора Военно-сухопутного госпиталя, а также поступил ассистентом на кафедру общей терапии и патологии, возглавляемую профессором Здекауэром. Все наставники прочили ему славу великого доктора, однако работа в госпитале не пришлась по душе ранимому Александру: на него наводил ужас вид истерзанных тел и тяжелобольных пациентов.

Бородин и Менделеев

В 1860 году в компании Менделеева и Зинина Бородин посетил город Карлсруэ, где проходил химический конгресс. Бородин с увлечением путешествует по странам Европы, изучая их культурную и общественную жизнь, получая новые необычные знания и умения. Так, во Франции он научился самостоятельно выдувать из стекла колбы и мензурки, в Италии собрал коллекцию образцов лавы из великого вулкана Везувия, посетил химические предприятия. В этот период Александр также не забывает о своем музыкальном развитии: он побывал на концертах многих популярных композиторов того времени - Берлиоза, Вагнера, Листа, Вебера.

Александр Бородин и могучая кучка

Свое первое значительное произведение композитор закончил в 1867 году, спустя два года симфонию исполнили на концерте, дирижировал оркестром сам Балакирев. Первая симфония получила признание публики и стала своеобразной вершиной творческого пути Бородина - именно в ней нашли воплощение все результаты его творческих поисков и полностью сформировался индивидуальный стиль композитора, особенностями которого явилась яркая энергия, широкий размах, самобытные образы в сочетании с классическим строем музыки.

Вторая половина 60-х годов ознаменована созданием нескольких небольших, но разнообразных произведений – романсов на различные темы. Отличается и звучание песен того периода, каждая из них – это отдельная история, никак не связанная с другими. Слова к нескольким из этих романсов композитор написал сам.

Общественная деятельность


Личность Бородина отличалась невероятной энергией. Он успевал одновременно заниматься несколькими, причем далеко не двумя или тремя, видами деятельности. При этом все у него блестяще получалось. Сам маэстро признавался, что не замечает, как летят недели. Он успевал создавать злободневные музыкальные произведения, делать химические открытия, читать лекции в двух академиях, редактировать журнал, издавать литература, а также живо интересоваться общественной жизнью и развивать образование.

Современники вообще часто отмечают добросердечность и отзывчивость этого человека: в его доме нередко можно было встретить дальних родственников, приехавших в Петербург на лечение, и каждому он уделял внимание, устраивал в больницы, посещал там и даже иногда сам ухаживал за больными.

Музей А.П. Бородина

Летом 1879 года Александр Порфирьевич, вновь приехав в Давыдово, обнаружил там заново отстроенный после пожара хозяйский дом. Именно он сегодня является памятником культуры и вмещает единственный в мире музей великого композитора. Однако в новом строении он прожил недолго, найдя его слишком тесным, и перебрался в один из крестьянских домов. К сожалению, этот дом не сохранился до наших дней.

Здесь, среди живописной природы вблизи поймы реки Клязьмы, Александр Порфирьевич, пожалуй, впервые давал волю своему народному духу. Он надевал простую одежду и отправлялся по соседним сёлам, общался с крестьянами, записывал их песни, а затем включал народные мотивы в свои произведения. Также на творческие всплески повлияло знакомство Бородина с памятниками древнего зодчества, расположенными неподалеку, в частности, с церковью Покрова на Нерли.

Александр Порфирьевич Бородин
Бородин биография

Александр Порфирьевич Бородин краткая биография
Александр Порфирьевич Бородин биография

Интересные факты о Бородине

Екатерина Протопопова, жена Бородина

подпись Александра Бородина

Бородин интересные факты

Фильмы о Бородине и его творчестве

Биография Бородин вдохновила многих режиссеров на создание фильмов о жизни композитора и его творчестве. Вот некоторые из них:

Фильмы о Бородине

Музыка Бородина звучит в фильмах

 Музыка Бородина в фильмах

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Бородине


Александр Бородин – русский ученый, внесший огромный вклад в изучение органической химии. Выдающийся композитор, автор оперных и симфонических произведений, многие из которых он так и не успел закончить при жизни.

Александр Порфирьевич тесно сотрудничал с Дмитрием Менделеевым, основал собственную исследовательскую лабораторию и однажды стал открывателем химической реакции, которая теперь носит его имя.

Детство и юность

12 ноября 1833 года у князя благородных грузинских кровей Луки Гедианова и дочери рядового военного Авдотьи Антоновой родился сын Александр. Мальчик появился вне брака: его отец переехал в Петербург после расставания с законной супругой и на одном из балов влюбился в девушку из простой семьи.

Сашу записали сыном Порфирия Бородина – слуги князя. Документально будущий ученый и композитор являлся крепостным своего родителя.

Александр Порфирьевич Бородин

Детство маленький Александр провел в доме отца. Родная мать Авдотья жила здесь же, но на людях сына попросили называть ее тетей. Женщина не хотела отправлять ребенка в пансионат и уговорила Луку организовать ему домашнее обучение. К мальчику приходили учителя немецкого и французского языков, а грамоте и счету мать научила Сашу сама.

С 1840 года Авдотья родила еще двух мальчиков – Дмитрия и Евгения. Первый из них не был сыном Луки – он был рожден от неизвестного мужчины. С обоими братьями Александр Бородин тепло общался всю жизнь.

Вскоре князь Гедианов серьезно занемог. С тем, чтобы в случае его смерти любимая женщина и сын ни в чем не нуждались, он выдал Авдотью замуж за военного медика. Брак был фиктивным – Лука пошел на это дабы упрочить ее положение в обществе. Через год князь подарил своей возлюбленной просторный дом рядом с Семеновской площадью, куда Авдотья с сыном вскоре и переехала. Окна особняка выходили на плац, где муштровали солдат, и Саша часто слышал торжественные звуки военных маршей. Будущий композитор запоминал эти мелодии и пробовал воспроизводить их на фортепиано. Юный Бородин часто спускался к военным и расспрашивал музыкантов про их инструменты.

Отец скончался в 1843 году. До своего ухода он успел позаботиться о вольной грамоте для сына. Через некоторое время мать повстречала мужчину – учителя немецкого Федора Федорова, и они стали вместе жить. Через три года новый возлюбленный матери познакомил с сыном преподавателя Царскосельского лицея Михаилом Шиглевым. В целях экономии было решено обучать мальчишек вместе, ведь по каждому предмету приходилось нанимать отдельного преподавателя. Так Миша приехал в Петербург и стал жить в доме матери Бородина.

Обучать мальчиков приходили педагоги иностранных языков, математики, черчения, рисования и географии. Кроме того, учащиеся учились танцевать и музицировали. В первый же год ребята научились свободно читать ноты и бойко играть в четыре руки произведения Гайдна, Бетховена и Мендельсона. Александру и Михаилу давали полноценную программу Царскосельского лицея – это контролировал отец Шиглева.

В 13-летнем возрасте Александр закончил работу над своим первым концертом для фортепиано с флейтой. Партию флейты исполнял сам автор, а его друг Миша играл на фортепиано. Прослушав сочинение ученика, преподаватель музыки остался в восторге и посоветовал юноше не переставать творить. Через некоторое время Бородин сочинил произведение для виолончели и двух скрипок. Мать была несказанно рада успехам талантливого сына. Первые его произведения издавать помогала она.

Одной музыкой круг интересов Саши не ограничивался. Его комната напоминала исследовательскую лабораторию – повсюду стояли колбы, склянки, емкости с растворами, трубки и горелки. Будущему ученому нравилось изучать литературу по химии, изготавливать акварельные краски и проводить пиротехнические эксперименты.

Это увлечение было настолько серьезным, что парень решил посвятить свою жизнь этой профессии. В 1850 году молодой человек стал студентом медицинского факультета хирургической академии. Осуществить это было не так то просто: в те годы по закону бывший крепостной не мог рассчитывать на высшее образование. Выручила мать, которая уговорила тверского чиновника приписать Бородина к купеческому сословию.

Выпускные экзамены в гимназии и вступительные в медицинскую академию Александр сдал блестяще.

Медицинская академия

Юноша был из тех студентов, которых обычно ставят в пример. Он много занимался дополнительно, самостоятельно изучая материал. На третьем курсе академии преподавателем Бородина стал известный русский химик Николай Зинин, который заведовал большой лабораторией. Будущему светилу науки позволили посещать это место, когда понадобится и ставить там опыты. Николай Николаевич собирал у себя студентов, которые полюбили его предмет всей душой. В лаборатории ученого велись жаркие споры, обсуждались различные идеи и выводились новые формулы.

Александр Порфирьевич Бородин

Занимаясь химией, Бородин ни на минуту не забывал о музыке. Он продолжал брать уроки виолончели и фортепиано, а по выходным с Мишей Шиглевым он посещал дом чиновника и большого почитателя искусств Ивана Гаврушкевича. На этих вечерах можно было встретить композиторов Иосифа Гунке, Александра Серова, Осипа Дробиша.

В 1856 году Бородин стал выпускником Медико-хирургической академии. По распределению он попал в ординаторскую Второго военно-сухопутного госпиталя. Но вскоре музыкант понял, что врачом работать не сможет: он несколько раз терял сознание при виде тяжелых ран, а однажды даже сломал хирургический инструмент прямо в горле больного. К счастью, тогда все обошлось – молодой доктор сумел взять ситуацию под контроль.

Главный врач госпиталя любил устраивать вечера, куда ходил и Александр Бородин. Там то композитор и познакомился с юным Модестом Мусоргским. Семнадцатилетний юноша служил в госпитале дежурным офицером и только начинал развиваться как профессиональный композитор. Молодые люди нашли много общих тем для разговоров, продолжив общаться и в дальнейшем. Разумеется, главной темой дискуссий композиторов всегда была музыка.

Весной 1856 года Бородин вернулся к своему наставнику Зинину, стал его ассистентом и начал вести студенческие семинары. Он принял решение с головой погрузиться в науку и написать диссертацию о действии различных ядов на человеческий организм. Через два года он стал доктором медицинских наук, защитив диссертацию.

Александр Порфирьевич Бородин

В 1859 году композитор был направлен в Германию, для повышения квалификации химика. Эту поездку помог организовать преподаватель и коллега Николай Николаевич Зинин.

Читайте также: