Тучи над борском краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Все это сопровождалось мощной пропагандистской кампанией (публикации в СМИ, брошюры, лекции, выставки. ), имевшей целью доказать зловредность и опасность религии, а значит, оправданность жестких мер. Хотя практически кампания была направлена против всех религий и конфессий, идеология того времени носила ярко выраженный антисектантский характер. К числу сектантов относили и русских протестантов – евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня.

В России первые пятидесятники появились в 1911–1913 годах. В 1920-е годы в СССР имелся легальный Союз христиан евангельской веры, но позже он был ликвидирован. В послевоенные годы пятидесятникам не позволили возродить Союз; правда, они могли на определенных условиях присоединяться к общинам ЕХБ.

Между тем, к концу 1950-х годов в Москве и Московской области активизировались группы ХВЕ. Верующие проводили тайные богослужения, благовествовали родственникам и знакомым, наладили контакты с пятидесятниками других регионов. За несколько лет из разрозненных групп сформировалась община, выделились молодые, энергичные служители. Москва становилась одним из центров пятидесятничества в стране.

Самое страшное обвинение строилось на показаниях бывшей прихожанки Анны Красиной, заявившей, что проповедник Иван Федотов якобы подстрекал ее принести в жертву 12-летнюю дочь. По свидетельству верующих (не Федотова), в реальной истории, как и в фильме, тоже была задействована любовь – правда, без взаимности: симпатичный проповедник остался равнодушен к молодой женщине. Ее обидой, видимо, и воспользовались организаторы провокации (как-то они угадывали таких людей…).

Много лет спустя Красина покаялась в клевете, а Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 22.05.1996 г. приговор был отменен, и И.П. Федотов реабилитирован. Но тогда, на процессе в Дрезне, его приговорили к самому длительному сроку лишения свободы – 10 лет.

Главные сектантки из фильма – тетка Мити и Меланья (эти роли исполнили актрисы Валентина Беляева и Анна Троицкая) – даже внешне были похожи на подсудимых М. Смирнову и Ф. Клинину. Можно сказать, что фильм эмоционально подготовил советских людей к восприятию процесса в Дрезне, а тот сделался образцом для подобных процессов над верующими по всей стране.

Остается загадкой, почему Лунгин и Нусинов, успешные, талантливые писатели, не побрезговали выдвинуть против верующих такой ужасный навет – чего не сделал больше ни один советский киносценарист. Писательница И.И. Емельянова, лично знавшая авторов, рассуждала:

Судя по реплике, честолюбивые литераторы и их окружение воспринимали навет как неизбежную и вполне извинительную уступку советской цензуре, а успех фильма ставили выше доброго имени тысяч верующих.

Автор - Татьяна Никольская, кандидат исторических наук, член Союза писателей России


Содержание

Сюжет

В это время в школе встревожились. Учительница Кира Сергеевна опубликовала в местной газете антисектантскую статью, затем сектантов пригласили на публичный диспут в Дом культуры. Пока Митя дискутировал в Доме культуры, остальные сектанты решили распять Олю. От распятия ее едва успели спасти посторонние.

Конфессиональная критика фильма


Содержание

Сюжет

Борск — провинциальный русский город. Старшеклассница Ольга Рыжкова активно занимается общественной деятельностью — она вожатая пионеров, ей поручают подготовку антирелигиозного вечера. Но однажды девушка признаётся в любви своему однокласснику Мите Саенко, а этот разговор случайно подслушивает директор школы. На следующий день он публично стыдит Рыжкову за аморальное поведение. Девушка оказывается в изоляции, только Митя не бросает её. Однако выясняется, что Митя — член секты пятидесятников, в которую он приводит и Олю.

В ролях

См. также

Ссылки

Переполох • Секрет красоты • Человек родился • Четверо • Сверстницы • Тучи над Борском • У твоего порога • Большая руда • Если дорог тебе твой дом • Первая любовь • Красная площадь • Хождение по мукам • Через Гоби и Хинган • Через все годы


Советский фильм 1960 года — история десятиклассницы, угодившей в секту

Фильм рассказывает о трагической судьбе десятиклассницы, попавшей в секту.

Актеры








Фильмы режиссера Василия Ордынского

Художественный психологический репортаж "Тучи над Борском" - это предельно реалистичная хроника мрачного быта русской феодальной провинции. Из цензурных соображений события происходят в глухом рабочем поселке, в которой всем заправляют законспирированные коррумпированные полицаи-старосты из семей бывших управляющих помещичьих имений и чиновно-купеческой среды, блюдущие крепостные (классовые) законы своих хозяев-богачей. Из метрополии приезжает молодая учительница, типичная голливудская (скандинавская) блондинка, чей внешний вид и манеры сильно контрастируют с убогим сельским антуражем. И это вовсе не идеологическая "клюква", а смысловой элемент для ориентации зрителя в сути описываемых событий, которые в действительности происходят не где-то в глубинке, а в мегаполисной среде. Директор местной школы, которая больше похожа на кадетскую семинарию, где девочки и мальчики строго соблюдают кодекс послушников-комсомольцев — типичный камер-юнкер с выправкой и манерами нацистского офицера, зорко следящего за соблюдением монастырских административных общеобразовательных правил. Поэтому он публично унижает простую наивную девушку, влюбившуюся в манерного дворянского сынка, который использует ее искренние чувства самым корыстным и подлым способом. Десятиклассница становится жертвой умелых интриг хитрых манипуляторов, которые совершенно безнаказанно доводят ее до сумасшествия и преступления (эпизоды, где она находится в состоянии экзальтации и явно под воздействием наркотических веществ, с кадром "распятия на кресте", последовавшем после бредовых обвинений в нелепых злодеяниях), Ее отец, единственный не двойственный, честный трезво мыслящий персонаж фильма, который не похож на социального оборотня, занимает ответственную должность на производстве, и своей принципиальностью чем-то помешал хозяйственно-партийной мафии. И поэтому его доводят до инфаркта и кладут в больницу, где он скорее всего умирает. В результате квартиру, где они проживали, забирает себе сосед-хозяин с его группой молельщиц-паломниц, шантажирующих прошлыми "подвигами" местных жителей, чтобы те выполняли все указания их шефа-чекиста.
Неслучайно, романтический кумир главной героини называет профессию своей эксцентричной чопорной тетки, проживающей, кстати, в роскошных для скромных служащих апартаментах, и распевающей за игрой на фортепьяно революционные интернациональные демократические псалмы в духе: "поднимайся на борьбу смиренный народ" (замечательная сатира на якобы преследуемых тоталитарной властью диссидентов-оппозиционеров — криминальных агентов-провокаторов жандармских колониальных служб, чьи права всегда были защищены институционально) — работник госстраха. Поскольку свободный доступ к личной информации обо всех жителях могут иметь только сотрудники карательно-сыскных органов — носители грязных личных секретов и тайн (сокращенно — сектанты). Кем на самом деле являются "заговорщики-подпольщики" остроумно показано и рассказано в эпизоде с тайным собранием в амбаре, когда во время коллективного зачитывания (пародия на партийные сборы) говорится о проекте разных языков, на которых все спасенные должны общаться. Точный намек на военно-мародерские операции прусско-османской хунты,члены которой поделили всю оккупированную территорию на лагерно-полицейские трудовые сырьевые анклавы-гетто, где установлен жесткий паспортно-учетный этно-полицейский режим для крестьян-колхозников и всех жителей.
Персонаж Владимира Ивашова (играющего "найденного чудом сына", росшего в казарменном детдоме и являющегося, судя по всему, агентом-соглядатаем), пляшущий на столе в рыцарских хуторских доспехах (с ведром на голове) — явная отсылка к фильму "Александр Невский" 1938 года, в котором очень красочно изображен под видом немецкого тевтонского ордена белый монархический казачье-пиратский вермахт, ведомый прусско-османской хунтой. А фраза в исполнении главного героя - самого интеллектуального (читай — знатного) ученика — "иди — доноси!"; — точно характеризует лицемерной суть так называемой громкой борьбы с "пережитками царского режима", мракобесием и предрассудками. В сценах с участием юного Никиты Михалкова, изображающего типичного ряженного ростовщика-купца, подсчитывающего прибыль от торговли разными музейными безделушками, а также в эпизоде с техническим трюком "плачущей иконы", когда подростки-техники демонстрируют суть шоу-цирковых "чудес" - авторы картины прямо говорят, что никаких религиозных и антирелигиозных учений не существует. А есть инженерно-политические технологии и репрессивно-полицейская машина с карательными методами психо-манипуляции сознанием . Жуткая и сильная сцена с доведенными до безумия людьми в запертом помещении, которые не столько молятся и медитируют, сколько пребывают в состоянии панического страха из-за неминуемой гибели - это отсылка к галицийским карательным операциям, когда сжигали целые деревни, чтобы не оставалось свидетелей пьяных зверств со стороны мародерских красновских мотоциклетных бригад. Неслучайно Петр Константинов говорит, что сектанты — это "верующие, которые отошли от официального церковного института"; - то есть те, кто формально являются открытыми противниками, но находятся на одной фундаментальной платформе.
И все идеологические антагонисты — это элементы одной властной системы. Фильм в целом довольно откровенный даже по меркам "продвинутых 60-х", поскольку в нем показано полное отсутствие защищенности простого населения от произвола военно-лагерной системы. Судьба бывшей школьницы-сироты в действительности трагична, на это намекается в кадрах, где она одиноко бродит по местности и спеша на встречу к своему "другу"; сталкивается с пьяным матросом на причале. Она либо стала прислужницей в местной лавке, либо прституткой со всеми вытекающими из этого асоциальными последствиями. Поселковая молодежь (особенно парни) в основном дебильные и невежественно-трусливые, полностью зависящие от воли комсорговского бюрократического начальства. прикрывающего "гонимых иноков из бывших" под видом уважения частной жизни и конституциональной свободы вероисповедания ( то есть совершенно законного навязывания населению фашистских полит-установок) . Любопытен персонаж волевой неистовой сектантки-интриганки, одержимой "провидческими" пропагандистскими идеями и страстью к управлению и контролю жизни всех обитателей городка. И напору которой подчиняется даже самый главный местный "поп"-шериф. Несмотря на ее крестьянский внешний вид, актриса замечательно передает чиновно-тираническую суть своей героини. Это блестящая пародия как на рядовых функционеров-карьеристок в юбках из числа личной дачно-бордельной прислуги влиятельных членов жандармско-купеческих кланов, изображающих из себя "пролетарских женщин-руководителей. выдвинувшихся по демократической социалистической лестнице". Так и на помешанных на власти и своих родовых традициях дегенератских курляндских датско-шведских помещиц-"монахинь" - спонсоров разных светских (антисоветских) мероприятий, увлекавшихся от скуки и невежества оккультизмом, спиритизмом и прочей кабалистикой-мистикой, безумно модной сегодня в среде нацистской арт-тусовки.
"Тучи над Борском" — это настоящий документ эпохи, который следует изучать как исторический материал наряду с другими такими же киношедеврами, раскрывающими подлинную суть не только административно-педагогической системы всеобщего образования, но и всего колониально-наместнического уклада в целом.

Читайте также: