Трудности ребенка с дцп в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Термин "церебральный паралич" употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений. Причина церебрального паралича - поражение одного или более отделов мозга либо в процессе внутриутробного развития, либо во время (или сразу после) родов, либо в грудном /младенческом возрасте. Обычно это происходит во время осложненной беременности, которая является предвестницей преждевременных родов. Слово "церебральный" означает “мозговой” (от латинского слова “cerebrum” - "мозг”), а слово "паралич" (от греческого “paralysis” - "расслабление”) определяет недостаточную (низкую) физическую активность. Сам по себе церебральный паралич не прогрессирует, т.к. не дает рецидивов. Тем не менее, в процессе лечения может наступить улучшение, ухудшение состояния пациента, либо оно остается без изменений. Церебральный паралич - не наследственное заболевание. Им никогда нельзя заразиться или заболеть. Хотя ДЦП не излечивается (не является “курабельным” в общепринятом смысле), постоянный тренинг и терапия могут привести к улучшению состояния человека.

История

В 1860г. английский хирург Уильям Литтл впервые опубликовал результаты своих наблюдений над детьми, у которых после перенесенной родовой травмы развивались параличи конечностей. Состояние детей не улучшалось и не ухудшалось по мере их роста: оставались проблемы с хватательным рефлексом, ползанием и ходьбой. Признаки таких поражений у детей долгое время называли “болезнью Литтла”, сейчас они известны как “спастическая диплегия”. Литтл предположил, что эти поражения вызваны кислородным голоданием (гипоксией) при родах. Однако в 1897г., знаменитый психиатр Зигмунд Фрейд, заметив, что дети с церебральными параличами часто страдали задержкой психического развития, расстройством визуального восприятия и припадками по типу эпилептических, предположил, что причина таких более глубоких поражений мозга коренится в патологии развития мозга младенца в более ранний период жизни - в период развития плода еще в утробе матери.

Причины возникновения церебрального паралича

ДЦП может быть вызван большинством факторов, нарушающих развитие мозга. Основной причиной является недостаточность снабжения кислородом мозга - гипоксия (внутриутробная или у новорожденного). Снабжение кислородом может быть прервано преждевременным отделением плаценты от стенок матки, неправильным предлежанием плода, затяжными или стремительными родами, нарушением циркуляции в пуповине. Преждевременные роды, недоношенность, низкий вес при рождении, RH-фактор или групповая несовместимость крови плода и матери по системе А-В-О, инфицирование матери коревой краснухой или другими вирусными заболеваниями в период ранней беременности - и микроорганизмы атакуют центральную нервную систему плода - все это тоже факторы риска. В США, в частности, все исследования направлены на изучение двух основных причин ДЦП: коревой краснухи и несовместимости крови плода и матери. Итак, основные причины ДЦП связаны с процессами развития беременности и родовым актом, а эти состояния не передаются по наследству: и такой паралич часто называют врожденным ДЦП (связанный с внутриутробной патологией или с процессом родоразрешения). Менее распространенный тип - приобретенный ДЦП, обычно развивается до двухлетнего возраста (черепно-мозговые травмы в результате несчастных случаев или инфекции мозга).

Последствия ДЦП

Характерными особенностями церебрального паралича являются нарушения двигательной активности, особенно подвергается поражению мышечная сфера - происходит нарушение координации движений. В зависимости от степени и расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии - напряженность мышц или спастика; непроизвольные движения; нарушение походки и степени мобильности. Так же могут встречаться следующие патологические явления - аномальность ощущения и восприятия; снижение зрения, слуха и ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития. Другие проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни и трудности с обучением.

Типы церебрального паралича

Существуют три основных типа церебрального паралича: спастический (spastic) - у больного большая скованность и затруднения движения :70-80% пациентов;

атетоидный (athetoid), или дискинетический - наличие непроизвольных, неконтролируемых движений (гиперкинезы): 10-20% пациентов;

атаксический (ataxic) - нарушение равновесия, наличие глубинных умственных отклонений: 5-10% пациентов.

Ещё Возможен смешанный тип (из вышеуказанных). Существуют и другие типы церебрального паралича, хотя они встречаются довольно редко.

Большинству людей с церебральным параличом помощь необходима для того, чтобы, прежде всего, обрести самостоятельность и возможность принимать активное участие в жизни общества.

Распространенность

ДЦП является самой распространенной причиной детской инвалидности, среди которых на первом месте - заболевания нервной системы. Церебральный паралич является вторым из наиболее распространенных неврологических нарушений в детстве; первым является задержка психического развития у детей. На третьем месте - врожденные аномалии.

Последние публикации в международном научно-исследовательском журнале Эволюционная медицина и детская неврология и Научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA, США) дают представление о статистике рождения детей, страдающих ДЦП.

Среди детей с нормальным весом при рождении, ставшими инвалидами в связи с ДЦП:

примерно 70% стали инвалидами вследствие факторов, имевших место до рождения (пренатальный период);

около 20% - благодаря факторам, проявившимся либо во время родов (перинатальный период), либо сразу после рождения (первые четыре недели жизни);

10% - вследствие факторов, проявившихся в течение первых двух лет жизни (постнатальный период);

Заболеваемость ДЦП в различных странах колеблется от 1 до 8 случаев на 1000 населения.

Это исследование подтверждается аналогичными данными в США, Германии, России. Ясно, что особое внимание требуется обратить на то, когда происходит поражение мозга, каковы факторы риска, подвергающие здоровье младенца опасности и каковы наиболее распространенные последствия ДЦП. Поскольку из-за увеличения количества выживающих недоношенных младенцев растет и вероятность церебральных нарушений, то приоритетным направлением в исследованиях становится изучение причин низкого веса при рождении и преждевременных родов.

ДЦП бывает трех групп.

Первая группа – ДЦП истинный, не приобретенный. Заболевание наследственное, врожденное, первичное, когда на момент рождения ребенка мозг его действительно глубоко поражен генетическими нарушениями или нарушениями эмбрионального развития. Он недоразвит, меньше по размеру и объему, менее выражены извилины мозга, недоразвита кора головного мозга, нет четкой дифференциации серого и белого вещества, есть ряд других анатомических и функциональных нарушений головного мозга. Это и является первичным, т.е. истинным детским церебральным параличом. Мозг на момент рождения биологически и интеллектуально неполноценен, парализован.

Первичный детский церебральный паралич формируется вследствие:

2)действия различных неблагоприятных факторов во время эмбрионального (внутриутробного) развития ребенка;

3)тяжелой родовой травмы, чаще несовместимой с жизнью. Но если такого ребенка чудом оживили и спасли – остается несовместимое с нормальным развитием состояние головного или спинного мозга. Таких детей около 10%.

Вторая группа – ДЦП истинный, но приобретенный. Детей с таким диагнозом тоже около 10% . Это дети с приобретенным характером нарушений. Среди причин – тяжелая родовая травма, например, глубокое кровоизлияние во время родов с гибелью участков головного мозга, либо травмирующее воздействие ядовитых веществ, особенно наркоза, а также тяжелое инфекционное поражение мозга с гнойным менингоэнцефалитом и пр. такие серьезные причины, воздействуя на головной мозг и нервную систему ребенка, формируют тяжелую картину ДЦП, но они имеют уже не наследственный и эмбриональный характер, в отличие от первой группы больных ДЦП, а приобретенный. Несмотря на тяжесть поражения, дети могут быть адаптированы к самостоятельному передвижению и самостоятельной ходьбе так, чтобы впоследствии они могли себя обслуживать. Возможна их бытовая реабилитация, чтобы их перемещение было самостоятельным, чтоб их не нужно было носить на руках, так как стареющим родителям это делать невозможно, а тело детское вырастает до значительного веса мужчины или женщины.

Третья группа – ДЦП неистинный приобретенный. Это ложный, псевдо-ДЦП, или вторичный, приобретенный ДЦП-синдром, гораздо более многочисленная группа. На момент рождения в данном случае головной мозг у детей был биологически и интеллектуально полноценным, но в результате действия, прежде всего, родовых травм появились нарушения в различных отделах головного мозга, приводящие к последующей парализации отдельных функций. 80% детей страдают приобретенным ДЦП. Внешне такие дети мало отличаются от детей с истинным ДЦП, кроме одного, - у них сохранен интеллект. Поэтому можно утверждать, что все дети с умной головой, с сохранным интеллектом, никогда не являются детьми с истинным ДЦП. Именно поэтому все эти дети весьма перспективны для восстановления, так как причиной ДЦП-подобного синдрома у них явилась в основном родовая травма – тяжелая или средней степени тяжести. Кроме родовых травм, причиной вторичного (приобретенного) ДЦП является кислородное голодание головного мозга во время беременности, негрубые кровоизлияния в мозг, воздействия отравляющих веществ, физических неблагоприятных факторов.

Адаптация и социализация

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, имеют право быть принятыми в коллектив сверстником, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.

Психология и философия новых форм образования детей с ОПФР – интегрированного инклюзивного - уже принята родителями, педагогами и специалистами, работающими в системе специального и общего образования. Поэтому проблема адаптации детей с ДЦП в начальной и средней школе уже не новая. Выработана методология, программы обучения детей с ДЦП в условиях образовательной интеграции.

Но имеются и проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, работающие с детьми с ДЦП в условии общеобразовательной школы. В нашей стране долгое время образование детей с ДЦП происходило либо в домашних условиях, либо в специализированных школах-интернатах.

Проблемы, с которыми встречается ребенок с ДЦП в общеобразовательной школе многообразны.

Работу по оптимизации процесса адаптации ребенка с ДЦП к условиям интегрированного обучения необходимо вести по следующим направлениям:

· Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья;

· Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

· Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.);

· Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико-

консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

· Сохранение и укрепление здоровья школьников;

· Развитие личности дошкольника в разновозрастной группе, учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника;

· Изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.

Систематическое наблюдение за развитием каждого ребенка с ДЦП в условиях интегрированного обучения, разработка индивидуальных коррекционных программ в зависимости от уровня знаний учащихся, их потенциальных возможностей, способностей и динамики развития, условий и степени принятия психолого-педагогической помощи, способствуют их наиболее эффективной адаптации к обучению в школе и дальнейшей социализации.

Совместное (интегрированное) обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с ДЦП. Интеграция способствует формированию у детей с ДЦП положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения. Успешность адаптации школьников с ДЦП в условиях интегрированного обучения зависит не только от характера и степени имеющихся у них нарушений и от эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения, и прежде всего в той образовательной среде, в которую ребенок интегрируется.

Для оптимизации процесса адаптации необходимо во-первых, медико-психологическое, социально-психологическое и психолого-педагогическое просвещение всех слоев населения. Во-вторых, необходимо проведение специального обучения родителей, здоровых школьников и педагогического персонала общеобразовательных школ, направленного на изменение у всех участников образовательного процесса отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии и в частности с ДЦП.

Положительное отношение, понимание и принятие педагогами и здоровыми людьми ребенка с особенностями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. Поэтому знание системы отношений учителей, сверстников и родителей к имеющим проблемы в развитии детей, чрезвычайно важно с точки зрения их интеграции в условия массовой школы.

Отношение здорового окружения к детям с ДЦП во многом определяет возможность интегрированного обучения и интеграции в целом. Даже обучаясь в массовой школе, имея потенциальные возможности полноценно участвовать в жизни класса, школы, общении со сверстниками, ребенок с ДЦП не всегда может реализовать их, потому что здоровые дети не хотят вступать с ним в контакт.

Установки здоровых могут стать решающей компонентой успеха или провала учащихся с ДЦП в обычной школе. Исследования показывают, что в ситуациях, не требующих тесного общения, установки школьников с целом благоприятны. При более тесных контактах установки становятся негативными. Учащиеся средних школ чувствуют себя с одноклассниками-инвалидами менее комфортно, чем со здоровыми, во время общения с детьми с особенностями они испытывают большую тревогу, и одноклассники-инвалиды оцениваются ниже, чем здоровые.

По результатам исследований зарубежных авторов установлено, что отношение здоровых к людям с особенностями характеризуется как откровенно неблагоприятное, в то же время с чувством сострадания, вежливым нерасположением, и имеет характер доминирования – подчинения, когда здоровые получают в том или ином виде власть над теми, у кого есть определенные отклонения.

В некоторых исследованиях отмечается амбивалентный характер отношений здоровых к детям с ДЦП: с одной стороны, непринятие и даже враждебность, с другой – симпатия и сочувствие. В этом видятся скрытые возможности улучшения социальной адаптации и интеграции школьников с ДЦП.

Существенной причиной отрицательного отношения детей к совместному обучению является вынужденная интеграция без достаточной подготовки как интегрируемой, так и принимающей стороны. Поэтому интеграция должна начинаться в специальном классе. Здесь ученик с ДЦП постепенно начинает осуществлять контакт с обычными детьми в учебной и внеучебной деятельности. И далее интеграция должна распространяться на обычный класс, где ребенок в нарушением развития в конце концов будет находиться все время вместе с обычными учениками.

Поэтому интеграцию ребенка с ДЦП следует начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте (в нашем городе – ДУ №3).

При этом необходимо соблюдать следцующ0ие условия:

- программа интеграции должна включать непосредственные контакты между детьми разных систем обучения;

- программа в своей основе не может быть директивной, должна основываться на неформальной ситуации общения;

- программа должна включать совместную учебную и внеучебную деятельность детей.

Эффективная социальная адаптация будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с ДЦП при обучении.

Эффективность педагогической интеграции зависит от возможностей ребенка, желания и помощи родителей, а также наличия на всех этапах обучения квалифицированно организованной социально-педагогической и психологической службы сопровождения.

Одним из главных условий успеха социальной и педагогической интеграции детей с ДЦП является коррекция отношений участников процесс интеграции (детей, педагогов и родителей) друг к другу.

Детский церебральный паралич (ДЦП) непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положениями тела в пространстве.

При ДЦП отмечаются различные нарушения мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии), несформированность реакций равновесия и координации. Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движений (прежде всего рук), в результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной деятельности и при письме. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

Ведущий синдром при ДЦП - двигательные расстройства. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи, препятствуют развитию не только произвольной двигательной активности, но и познавательной деятельности, и эмоционально-волевой сферы и личности.

Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений — например, тяжелые двигательные расстройства, могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функции или психики в целом.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей:

- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

- глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами). Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены.

- выражены нарушения схемы тела. Значительно позже формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше, чем заменяются у них определениями там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около) - с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы — круг и овал, квадрат и прямоугольник.

- нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое — собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать.

- отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других — наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений:

- замедленность, истощаемость психических процессов.

- трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти.

- снижение познавательной активности, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов.

- низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность.

Нарушения речи характерные для детей с ДЦП:

- нарушения звукопроизношения. У многих детей отмечается недоразвитие фонематического восприятия с нарушением дифференцирования звуков, сходных по звучанию (ба-па, ва-фа) . В таких случаях возникают трудности в обучении чтению, письму.

- ограниченные лексические возможности. Не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира. Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выражение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. С трудом усваивают лексическое значение слова (при многозначности слова вычленяют в нем только конкретное значение, не понимая его контекстного смысла; путают значения слов, совпадающих по звучанию).

- трудности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, а также слов, обозначающих пространственно-временные отношения, абстрактные понятия.

- нарушения формирования грамматического строя речи. Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с большим трудом, что во многом обусловлено ограничением речевого общения, нарушением слухового восприятия, внимания, низкой речевой активностью и недоразвитием познавательной деятельности. Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний. Нередко отмечаются нарушения порядка слов, пропуски слов, незаконченность предложений, многочисленные повторы одного и того же слова (тут, вот и др.). Даже к началу обучения в школе большинство детей с церебральным параличом практически не умеют пользоваться грамматическими средствами оформления предложений. У них отчетливо выявляется недостаточная сформированность связной речи.

У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).

  1. Коррекционно-развивающая работа должна проводиться ежедневно.
  2. Главное требование к педагогам - соблюдение охранительного режима. При проведении занятий важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений.
  3. Создание обстановки, способствующей эмоциональному спокойствию ребенка, в частности, устранение предметов, вызывающих его негативную реакцию.
  4. Любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.
  5. Поглаживание по голове или спине в качестве моральной поддержки на занятии.
  6. При предъявления задания желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).
  7. Внедрение элементов новизны практически на каждом занятии, облегчающих восприятие материала.
  8. Использование элементов релаксации: словесное внушение состояния покоя, музыкальный фон, способствующий расслаблению.
  9. Занятия начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи, т.к. неудачи могут привести к отказу от занятий.
  10. В коррекционную работу необходимо включать задания и упражнения для тренировки зрительно-моторной координации (глазодвигательные), плавного прослеживания, расширения поля зрения.

Родители — важнейшие участники педагогической работы, т.к. в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка, развивать позитивное отношение к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

Ребенок с ДЦП в детском саду: характеристика, развитие, уход. Детский церебральный паралич – заболевание, вызванное поражением головного мозга, которое приводит к двигательным дисфункциям, – не считается генетическим. Его возникновение может спровоцировать болезнь женщины во время беременности, приведшая к патологии развития плода. ДЦП также может быть вызван тяжелыми родами и родовой травмой. Малыш, рожденный с таким заболеванием, требует особой заботы и повышенного внимания родных.

статистика ДЦП

Основные признаки проявления ДЦП у ребенка

То, что дитя развивается не так, как должно, родители могут заметить еще в первые месяцы жизни малыша. У него отсутствуют определенные навыки, присущие здоровым детям, он не столь активен, а поведение его порой вызывает замешательство неопытных мам.

что такое дцп

Личностные особенности ребенка дошкольного возраста с ДЦП

Ребенок с ДЦП в детском саду. Личность малыша с детским церебральным параличом формируется не так, как у здорового человека. На психологическое развитие влияет слабая работа отделов мозга, отвечающих за эмоциональную волю. Вследствие этого у дошкольника с ДЦП наблюдается ярко выраженный психический инфантилизм.

Что это значит:

  • заинтересованность в удовлетворении собственных потребностей;
  • отсутствие общения и взаимодействия с другими детьми;
  • желание малыша – на первом месте, даже в ущерб желания других;
  • та деятельность, где нужно приложить усилия, отвергается;
  • пассивность и болезненная застенчивость, которую иногда неопытные родители принимают за скромность;
  • тяжелая адаптация к чему-то новому: обстановке, знаниям, знакомствам;
  • болезненная впечатлительность, страх оказаться объектом замечания, все воспринимается гиперэмоционально.

Среди личностных особенностей стоит отметить суетливость, излишнее беспокойство вплоть до паники, которая может привести к агрессии. Вообще перепады настроения – от безудержного веселья до горьких рыданий – характерны для детей с аномалией развития.

Больная психика лишает детей здорового сна. Такие малыши могут с криком просыпать ночью, увидев кошмар, а сон приходит с трудом.

ДЦП как заниматься

Есть еще одна черта – сильная утомляемость. Организм не может долго выносить нагрузку, что выливается в беспокойное поведение или плаксивость и гневную раздражительность.

Эмоциональное развитие

Ребенок с ДЦП в детском саду. Специалисты отмечают, что дети с ДЦП:

Для коррекции эмоционального развития детей с ДЦП используются музыкальные занятия, творческие уроки с чтением рассказов, экскурсионные прогулки, позволяющие расширить знания о мире. Также нужны уроки лепки и рисования. Детям нравятся такие занятия, они дарят положительные эмоции, плюс идет получение новых знаний.

На этих развивающих коррекционных занятиях дети:

  • насыщают интеллект;
  • получают представления о нравственных ценностях;
  • развивают свои чувства.

Физическое развитие

Ребенок с ДЦП в детском саду. Поскольку структуры мозга нарушены, потерян тонус мускулатуры, присущий здоровым детям. Патология мускулатуры – не единственная особенность детей с ДЦП. Можно заметить хаотичность движений, большую или меньшую, в зависимости от тяжести заболевания. Мышцы слабые, они не участвуют в желании что-либо взять в руку или попытаться подняться на ноги.

Нарушение физических способностей приводит к задержке организма полностью. Такой малыш позже, чем здоровые дети, поднимет голову – если вообще сможет ее держать, позже начнет ползать и гораздо позже здоровых детей сделает первые шаги. Возможно – из-за тяжести заболевания – эти шаги он сможет совершить только при посторонней помощи и специального устройства, поддерживающего корпус в вертикально.

Ребенок с ДЦП передвигается

Признаки физической патологии вследствие поражения головного мозга, вызвавшего нарушения двигательных функций:

  • нет характерных для новорожденных рефлексов;
  • судороги;
  • косоглазие и близорукость;
  • слуховая патология;
  • нарушение роста;
  • отечность и быстрый набор веса;
  • патология работы мочевого пузыря и кишечника;
  • поперхивание пищей, сложность с проглатыванием.

Для коррекции физической активности предлагаются лечебный массаж, посещение зала лечебной физкультуры, где есть специальные тренажеры, сухой бассейн. Инструкторы зала ЛФК всегда разрабатывают специальный комплекс упражнений для конкретного пациента, учитывая тяжесть заболевания и особенности здоровья.

Помимо этого, понадобится прием медикаментов, разработанных для поддержания тонуса мышц. Все лекарства выписывает врач, наблюдающий развитие малыша.

Развитие моторики

ребенок с ДЦП развитие моторики

Ребенок с ДЦП в детском саду. Мелкая моторика – один из важнейших факторов развития дошкольника. У детей с ДЦП есть явные ее нарушения:

  • нет координации;
  • движения вялые, замедленные;
  • попросить такого малыша определить предмет на ощупь – бессмысленная трата времени;
  • нет пространственной ориентации;
  • повторить движения для него сложно;
  • отсутствует должный темп.

Известно, что, если пальцы не такие быстрые, но и развитие отстает, в том числе речевое. Как с этим бороться?

Нужно понять, что этой работе придется посвятить много времени, используя, прежде всего, те функции малыша, которые остаются в сохранности.

  1. При работе обязательно использовать наглядные пособия и тренажеры, причем вызывающие интерес.
  2. Занятия должны проводиться регулярно.
  3. Не стоит гнать и торопить, следует выбрать удобный темп.
  4. Использовать самомассаж и пальчиковую гимнастику. Можно применять кисточки, мячи.
  5. Начинать с малого и простого, постепенно подбираясь к сложным упражнениям.
  6. В помощь – скороговорки, потешки, загадки и другие стишки.
  7. Перед выполнением задания всегда должна быть подробная инструкция.
  8. Игры для развития тактильных ощущений, логики и получения знаний о формах и пространстве (кубики, пирамидки, матрешки, пазлы).
  9. Творческие игры с пластилином, глиной, пальчиковыми красками, аппликациями, конструктором, крупой, песком, водой.
  10. Упражнения легче выполняются, если идет вслух счет.

Регулярность таких занятий поможет преодолеть двигательную пассивность.

ребенок с дцп на занятиях

Речевое развитие малыша с ДЦП

Ребенок с ДЦП в детском саду. У малышей с диагнозом ДЦП речевые развития бывают в 80 случаях из ста. Это объясняется не только повреждением мозга, но и атмосферой, в которой находится дошкольник. Он слишком мало получает информации об окружающем мире, у него нет нужного уровня социальной адаптации. Часто слабое речевое развитие – последствие родительской гиперопеки.

  • научить участвовать в общении с другими людьми;
  • овладевать знаниями об окружающем мире;
  • развить зрительно-моторную координацию.

Для этого используется игра – самая привлекательная для детей деятельность. В игровой форме начнет происходить развитие мышления, пространственного воображения, памяти, внимания. Также важно общение со сверстниками. Детский коллектив станет классом обучения, и дошкольник, общаясь, начнет говорить фразы и предложения.

ребенок с дцп в детском саду общается

Потешки с выполнением действий по предложенной инструкции очень нравится детям, между тем, такие стишки-игры помогают развивать сразу и двигательные функции, и зрительные, и слух, и внимание. Впервые у крохи появляется возможность уметь концентрироваться.

Занятия по речевой активности опытные педагоги предлагают начинать с массажа пальцев. Ведь мелкая моторика и речевое развитие связаны. Такая пассивная гимнастика, как массаж пальцев, кистей, помогает заставить работать клеточки мозга. Помимо массажа пальцев, следует делать и кинестетический массаж – массаж лица, шеи. Хорошей идеей будет и артикуляционная гимнастика.

Самые простые упражнения:

  • Сделать из губ трубочку;
  • Широко улыбнуться;
  • Поднять верхнюю губу, показав зубы.

Упражнения в комплексе – один из действенных шагов по развитию речевой активности.

упражнения при дцп на мяче

Чего не стоит делать: ошибки родителей

Мамы и папы нередко винят себя за то, что их малыш не такой, как другие дети. Испытывая страх перед будущим, родители начинают нежить и опекать дитя так, что окончательно превращают его в абсолютно бесправное и лишенное любой самостоятельности существо.

Какие ошибки совершают папы и мамы:

  • Вместо того чтобы научить, им проще сделать за сына или дочь работу

То же касается и навыков самообслуживания. Конечно, гораздо проще самому родителю надеть, к примеру, носки малышу на ноги, нежели ждать, когда тот непослушными руками выполнит эти непростые для него действия. Но такая подмена в итоге ни к чему хорошему не приведет.

Другой перегиб – родители не желают смириться, что сын или дочь из-за состояния здоровья не сможет добиться высот в учебе, а затем в профессиональной деятельности. Важно понимать, что ДЦП имеет несколько форм. Так, при спастической диплегии поражена не только двигательная активность, но и психика, и речевое развитие, и интеллект.

Социальная адаптация при этой форме ДЦП возможна, если не пострадал интеллект. При двойной гемиплегии дети страдают эпилепсией, у них наблюдается патология речевого, двигательного развития, наблюдается атрофия зрительного нерва, может быть нарушен слух, возможна микроцефалия и, как следствие, умственная недостаточность. При таком заболевании об успешности на профессиональном поприще говорить не приходится.

При атонично-астатической форме кора головного мозга повреждена, развитие интеллекта – с задержкой, мышцы вялые, не способные к нормальной двигательной деятельности. При гемиплегической форме, как правило, поражены конечности. Однако если мозг сохранен, то социальная адаптация возможна. Правда, всеми навыками он будет овладевать значительно позже сверстников, не имеющих проблем со здоровьем. Поэтому родителям прежде, чем что-либо требовать от своего наследника, нужно знать его диагноз.

Если папа и мама не могут реализовать обещания, то не стоит произносить их. Это рвет нить, связывающую родных людей, вера теряется.

Мудрые понимающие родители смогут заниматься воспитанием, не совершая таких ошибок.

Как правильно ухаживать за ребенком дошкольного возраста с диагнозом ДЦП

Чтобы адаптировать малыша, нужно соблюдать следующие правила

Для любого дошкольника важно, чтобы его день был организован, однако дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в этом особенно. Родителям нужно создать спокойную обстановку. Лишние раздражители – вон, никаких шумных развлечений. Ничего не должно давить на психику. Это касается и прослушивания музыки. Какофония и здоровому человеку нанесет вред, что уж тут говорить о больном с ДЦП, поэтому все громкие звуки – тоже вон. Негативно на психику повлияет и просмотр телевизора. Нет, совсем исключить его невозможно, но сократить нужно.

Для эмоциональной и психологической поддержки человека с ограниченными возможностями здоровья важно, чтобы помощь была ненавязчивой, чтобы окружение воспринимало этого мальчика или девочку как обычного человека, который нисколько не хуже и не лучше остальных. Такое поведение позволит проявить собственную инициативу и постепенно вырабатывать волю и желание самостоятельности.

Ежедневные занятия с малышом необходимы. Внимательное, дружелюбное отношение поможет маленькому ученику узнавать новое, осваивать новые навыки. Однако родители и педагоги должны следить за поведением маленького ученика, не забывать, что такие дети склонны к быстрой и очень сильной утомляемости. Поэтому если появилось раздражение либо пассивность, переходящая в безразличие, – дошкольник утомился, он больше не может работать. Значит нужно сделать перерыв.

упражнения в бассейне с мячиками

Правила развития ребенка с диагнозом ДЦП

Ребенок с ДЦП в детском саду. Для развития дошкольника с диагнозом ДЦП работу нужно начинать как можно раньше, чтобы не упустить момент, иначе коррекция не принесет желаемых результатов.

  • Все дети любят играть, поэтому игра должна стать основой науки. Играя, дети смогут получать нужные знания и понятия, а это, в свою очередь, приведет к устранению речевых проблем.
  • Нельзя объединять детей с одними проблемами, это приведет к деградации, поскольку такие малыши склонны к копированию. Нужно собирать вместе детей с разными физическими возможностями. Те малыши, у которых двигательные навыки менее развиты, будут подражать сверстникам, которые лучше развиты физически.
  • Помня о повышенной утомляемости, нужно правильно выделить время для занятий и место, чтобы малышу было удобно. Причем нужны динамические паузы, их проводят обычно через каждые десять минут занятия.
  • Важно обращать внимание на работу органов слуха, зрения, помимо коррекции двигательной активности. Слушать, разглядывать, наблюдать, говорить, двигать руками и ногами – все это должен делать ребенок. Такая комплексная коррекция приносит больше пользы. Хорошей возможностью развития будут музыкальные занятия.
  • Дети с ДЦП боятся насмешек, но любят похвалу. От поощрения малыш расцветает, начинает стараться. А вот на неудачах акцент делать не надо.

Для развития речи понадобятся игры с описанием предметов, можно использовать загадки, задания для развития правильного дыхания, задания, в которых малышу предлагается имитировать звуки.

занятие с психологом в детском саду

Ребенок с ДЦП в детском саду. Для обучения нужно использовать наглядные пособия, которые значительно упростят поставленную задачу.

Наталья

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ комбинированного вида

28 октября 2016 г.

«Нельзя требовать от ребенка невозможного – к определенному уровню и определенному кругу знаний разные дети идут по-разному

Диагноз ДЦП, понятие.

Детский церебральный паралич – поражение одного или более отделов мозга либо в процессе внутриутробного развития, либо во время (или сразу после) родов, либо в грудном/младенческом возрасте. Обычно это происходит во время осложненной беременности, которая является предвестницей преждевременных родов.

Сам по себе церебральный паралич не прогрессирует, т.к. не дает рецидивов. Тем не менее, в процессе лечения может наступить улучшение, ухудшение состояния пациента, либо же оно остается без изменений.

Церебральный паралич — не наследственное заболевание. Им никогда нельзя заразиться или заболеть. Хотя ДЦП не излечивается, постоянный тренинг и терапия могут привести к улучшению состояния и минимизировать последствия болезни

Есть несколько классификаций ДЦП

Первая группа – ДЦП истинный, не приобретенный. Заболевание наследственное, врожденное, первичное, когда на момент рождения ребенка мозг его действительно глубоко поражен генетическими нарушениями или нарушениями эмбрионального развития. Он недоразвит, меньше по размеру и объему. Мозг на момент рождения биологически и интеллектуально неполноценен, парализован.

Но если такого ребенка чудом оживили и спасли – остается несовместимое с нормальным развитием состояние головного или спинного мозга.
Таких детей около 10%.

Вторая группа – ДЦП истинный, но приобретенный. Детей с таким диагнозом тоже около 10% . Это дети с приобретенным характером нарушений.

Среди причин – тяжелая родовая травма, например, глубокое кровоизлияние во время родов с гибелью участков головного мозга, либо травмирующее воздействие ядовитых веществ, особенно наркоза, а также тяжелое инфекционное поражение мозга

Несмотря на тяжесть поражения, дети могут быть адаптированы к самостоятельному передвижению и самостоятельной ходьбе так, чтобы впоследствии они могли себя обслуживать.

Третья группа – ДЦП неистинный приобретенный. Это ложный, псевдо-ДЦП, или вторичный, приобретенный ДЦП-синдром, гораздо более многочисленная группа. На момент рождения в данном случае головной мозг у детей был биологически и интеллектуально полноценным, но в результате действия, прежде всего, родовых травм появились нарушения в различных отделах головного мозга, приводящие к последующей парализации отдельных функций. 80% детей страдают приобретенным ДЦП .

Внешне такие дети мало отличаются от детей с истинным ДЦП, кроме одного, — у них сохранен интеллект .

Поэтому можно утверждать, что все дети с умной головой, с сохранным интеллектом, никогда не являются детьми с истинным ДЦП. Именно поэтому все эти дети весьма перспективны для восстановления, так как причиной ДЦП-подобного синдрома у них явилась в основном родовая травма – тяжелая или средней степени тяжести.

На современном этапе в системе дошкольного образования актуальным становится инклюзивное образование. Инклюзивное образование – первый шаг к признанию значимости и уважения личности каждого ребенка, принятие его индивидуальности и неповторимости, обеспечение его дальнейшей полноценной и достойной жизни в обществе. Внедрение инклюзии – это ориентирование на международные стандарты и общечеловеческие ценности.

Условия построения инклюзивного (интеграционного) образовательного процесса.

Комплектование группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Численность детей с ДЦП в группе. Наполняемость инклюзивной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка, определяется на основании рекомендаций СанПиН. В группы могут включаться дети как одного возраста, так и разных возрастов (разновозрастные группы). Обычно 3-4 особенных ребенка на группу в 25 человек..

Индивидуальный образовательный маршрут. Для каждого воспитанника группы составляется индивидуальный образовательный маршрут и разрабатывается адаптивная программа (только с согласования родителей и ПМПК)

Финансируются комбинированные группы по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида.

Комплектование педагогического состава. Воспитатели должны получить соответствующую квалификацию. Помимо должности логопеда и педагога-психолога в штат дошкольного образовательного учреждения вводится должность дефектолога, тьютера, в зависимости от финансовых возможностей ДОУ. К работе с воспитанниками привлекаются также музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по лечебной физкультуре, необходимый медицинский и обслуживающий персонал.

Материально-технические условия ( пандусы и т.д.)

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

развитие игровой деятельности;

развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми) . Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

формирование математических представлений;

развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

подготовка к школе.

В детских садах, где осуществляется инклюзивное образование, могут быть созданы дополнительные структурные подразделения:

центр игровой поддержки развития (ЦИПР)

консультативный пункт (КП)

служба ранней помощи (СРП)

Опыт реализации инклюзивной практики в дошкольных учреждениях успешно внедряется на территории Городского округа Подольск.

Более подробно вы можете ознакомиться с опытом работы данных учреждений на их сайтах.

Плюсы инклюзии.

Самое главное ,что от инклюзивного образования выигрывают не только дети с ДЦП, но и обычные дети.

От инклюзии выигрывают все дети без исключения. Например, если ребенок находится в коррекционном детском садике, где никто не разговаривает, откуда у него возьмется речь? А попадая в инклюзивную среду и видя, как дети говорят, он потянется за ними, все процессы пройдут быстрее. Если он что-то не умеет делать ,то видя, как другие дети делают ,тоже будет стараться научиться. Для ребенка с ДЦП э особенно важно, он такой же ребенок ,как и все остальные, только внешне несколько отличася, но от так же переживает свои успехи и неудачи, как обычный ребенок. Ему нужно приложить в 100 раз больше сил, чтобы достичь результата.

От инклюзии выигрывают и обычные малыши. У них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.

Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Инклюзия — это не история про жалость. Человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой.

Я уверена, что перед нейротипичными детьми, которые выросли в инклюзивной среде, не встанет в будущем вопрос, что такое пандус и зачем он так необходим перед тем или иным учреждением.

Трудности, возникающие при обучении детей с ДЦП

В предыдущих статьях мы уже говорили, как организовать среду для занятий, выбрать самое подходящее время и способ подкрепления. Как будто бы все просто, но…

 Можно ли одновременно изучать более одного навыка?
 Что делать, когда ребенок попросту отказывается заниматься?
 Что делать, если все из рук вон плохо?

Учебный процесс, как таковой, предполагает, что мы внимательно следим за успехами ребенка. Мы проверяем, начинает ли ребенок постепенно выполнять все большую и большую часть задания, делает ли он это более качественно. Мы всегда замечаем, когда он теряет интерес к тому, чем мы занимаемся, и отвлекается.
Все эти наблюдения позволяют легче оценить действия педагога.

Каждый раз, прежде чем начать, педагоги нашего Центра стараются уделить не-сколько минут себе. В частности, продумывают то, как будут вести себя, если занятие пойдет хорошо, и как, если. ну, . вы знаете. (Бывают хорошие дни, и бывают плохие.)

Все идет хорошо
Хорошо, если ребенок с радостью занимается, и они вместе с педагогом приходят к намеченной цели. Тогда, специалист вполне заслуживает поощрения. Вам кажется это странным? Почему? Ведь поощрения побуждают идти вперед не только ребенка, но и взрослого. Я уверена, что вы, да, именно вы, ежедневно заслуживаете поощрения за свой труд. Пусть даже это будут простые слова своему отражению в зеркале.

Не все идет хорошо
Если работа не идет, не нужно впадать в панику или вопрошать, стоит ли вообще прилагать столько усилий. Стоит. У какого учителя не бывает плохих дней! Бывает и два подряд и даже неделю. Не стоит забывать про особенности наших подопечных, их метеозависимость, физическое состояние, в конце концов, настроение. Поэтому, когда в процессе обучения вы сталкиваетесь с трудностями, отнеситесь к ним спокойно. И начните их ПРЕОДОЛЕВАТЬ.

Преодолевать трудности - значит решать проблемы, начиная с установления возможных причин их возникновения.

Рассмотрим пример:
Если вы включите светильник, но ничего не произойдет, вряд ли вы просто уйдете, пожав плечами - вы постараетесь как-то решить эту проблему. Начнете размышлять о том, что стало причиной такого явления. Причины могут быть разные, а именно:
1. Светильник не включен в сеть.
2. Лампочка ввинчена недостаточно плотно.
3. Лампочка перегорела.
4. Неисправен выключатель, или перегорели пробки.

Фото 3.jpg

Представим, что наш дефектолог занимается с мальчиком Сашей, с отклонением в интел-лектуальном развитии, игровыми навыками. Специалист учит его собирать пирамидку, и до какого-то дня все идет гладко. Но все-все изменилось: Саша стал легко отвлекаться. Ему требуется больше времени, чтобы надеть на стержень кольца, он отворачивается во время занятия.

В этой ситуации отступать не надо, не надо никого винить; просто пора взяться за пре-одоление трудностей.

Разумеется, трудно угадать точно, что именно поможет нашему дефектологу. И все же, дефектолог задает себе несколько вопросов, например:

 Саше все еще нравится твое поощрение? (Попробуй что-нибудь новое.)
 Не слишком ли рано ты перестала ему помогать? (Вернись к более легкому этапу.)
 Не слишком ли долго продолжается ваш урок? (Сделай урок покороче и завер-ши его заданием, с которым ребенок справится.)
 Не стало ли ему скучно работать с кольцами? (Возьми другую игрушку такой же степени сложности.)

И если мы в состоянии предложить некоторые способы решения проблемы, то наверняка сумеем найти подход и к преодолению собственных трудностей.

Такие монологи только еще больше огорчат. Нельзя относиться к себе чересчур критически. Где-то наверняка есть мама, которая мечтает делать дело так же хорошо, как вы.

Выявление причин возникновения трудностей
Если при обучении какому-то навыку трудности возникают сразу или поначалу дело идет хорошо, но вскоре появляются проблемы, мы коллегиально стараемся рассмотреть каждую и выявить примерный Список возможных причин появления трудностей.

Проблемы, возникающие с самого начала:

 Владеет ли ребенок необходимыми базовыми навыками?
 Соответствует ли выбранный нами навык уровню развития и интересам ребенка?
 Удается ли нам с самого начала привлечь внимание ребенка?
 Легко ли ему пользоваться предлагаемыми материалами?
 В подходящее ли время и в подходящем ли месте мы занимаемся; нет ли отвлекающих факторов?
 Начинаем ли мы занятия с достаточно легкого для него этапа?
 Являются ли наши указания простыми и ясными?
 Достаточно ли хорошо мы помогаем (показываем, руководим физически)?
 Нравится ли нам заниматься с ребенком, и хвалим ли мы его за старание?
 Поощряем ли мы его тем, что ему нравится?


Проблемы, возникающие после того, как процесс обучения некоторое время протекал хорошо:

 Может быть, это плохое для нас и ребенка время (болезнь, необычный стресс в жизни)?
 Не потерял ли ребенок интереса к той награде, которой мы его поощряли? Нет ли чего-нибудь еще, что можно было бы пустить в ход? Достаточно ли часто мы поощряем ребенка?
 Не слишком ли большой шаг мы пытаетесь сделать? (Не слишком ли быстро мы перестали помогать?)
 Не слишком ли медленно мы двигаемся? Не становится ли ребенку скучно на занятии? (Может быть, ребенок все еще нуждается в нашей помощи?)
 Не надоела ли ребенку игрушка? Нет ли другой игрушки, с помощью которой мы могли бы отрабатывать этот навык?
 Не слишком ли продолжительно наше занятие? Не слишком ли долго мы работаем над одним и тем же заданием?
 Заканчиваем ли мы урок маленькой победой ребенка? Hе привыкает ли он к мысли, что может уклониться от выполнения задания, если будет вести себя неподобающим образом?

Плохие дни
Все трудности, возникающие при обучении ребенка, невозможно решить путем выявления их причин и внесения соответствующих изменений в учебный процесс. Порой сама жизнь создает преграды на нашем пути. Иногда - это просто плохие для нас и нашего подопечного дни. Порой причиной этому могут быть головная боль педагога или простуда ребенка. Бывает, что чрезмерные физические нагрузки могут отнимать столько энергии и сил, что их не останется на решение интеллектуальных заданий. Ладно, это все незначительные трудности. Нужно просто на несколько дней воздержаться от занятий, а потом снова к ним вернуться.

Конечно, случаются проблемы посерьезней: переезд, карантин в Центре, который вы посещаете и т.п. В такие периоды (иногда довольно продолжительные) обучение ребенка невозможно рассматривать как первоочередную задачу. Но то, что, может быть, придется приостановить занятия, не означает, что нельзя их возобновить позже.

– Можно ли одновременно обучать ребенка более чем одному навыку?
– Да, но первым делом нужно выбрать один навык, составить соответствующую программу и начать по ней работать. Только после этого можно приступить ко второму. Если действовать сообща – специалистам и семье ребенка, то формировать одновременно несколько навыков будет легче. Но начинать надо постепенно. Заниматься сразу по многим программам с самого начала опасно, поскольку в какой-то момент может возникнуть ощущение, что работы слишком много, и хочется вообще все бросить. Лучше начинать с одной программы, которая может хорошо вписаться в привычный распорядок дня.

– Что делать, если в середине урока ребенок начинает плакать и отталки-вать от себя пособия?
– В решении проблем поведения единого подхода нет. В данном случае своим поведением ребенок пытается вам что-то сказать, и если вы поймете, почему он так ведет себя, вы сможете правильно прореагировать.

Рассмотрите следующие варианты:
1. Возможно, он устал. Бывает, что урок продолжается слишком долго, и в этом случае нужно быстро найти задание, которое ребенок сможет легко выполнить. Подождите, пока он немного успокоится, дайте легкое задание, вознаградите его и завершите урок.
2. Возможно, он в отчаянии от предчувствия неудачи. Может быть, выбранный вами шаг оказался для него слишком трудным и он, как большинство детей с особенностями развития, предпочел от него уклониться ввиду угрозы неминуемого провала. В этом случае опять же надо подождать, чтобы он немного успокоился, предложить задание полегче и продолжить занятие.
3. Возможно, он сердится. Может быть, он хотел выполнить задание по-своему, а вы требуете, чтобы он использовал другой способ. Его реакция может быть прямым выражением неудовольствия тем, что выполнение задания пошло не так, как ему хочется. И здесь, прежде чем продолжить, вам придется немного подождать, пока он успокоится.
4. Возможно, ребенок вообще часто реагирует на ваши требования плачем и отказом подчиниться, стремясь избавиться от этих требований. Если такое поведение является его обычной реакцией, вам следует это проигнорировать. В то же время необходимо настоять, чтобы ребенок остался на уроке; и следует как можно скорее вернуться к тому, чтобы он следовал вашим требованиям.

– Что делать, если ребенок отказывается идти на занятие?
– Если обычно он сотрудничает с вами, но вдруг стал отказываться, не стоит делать из этого проблему. Попробуйте позаниматься с ним в такое время, когда он больше к этому склонен. Если же такой отказ - дело обычное, то вам нужно снова просмотреть свою программу и убедиться в том, что:
1. Вы просите ребенка делать только то, что он наверняка может.
2. Выбранное вами поощрение для него действительно что-то значит.
3. Вы поощряете его достаточно часто.
Если вы увидите, что ваша программа составлена правильно, вам следует мягко, но настойчиво привлекать ребенка к участию в занятиях.

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда прези-дентских грантов и Комитета общественных связей г.Москвы.

Читайте также: