Трудности изучения глагола в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Анализ современных принципов проведения учебных занятий. Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике. Глагол как часть речи в лингвистической литературе. Реализация методики работы над глаголом в начальных классах.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.10.2014
Размер файла 115,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По программе Т.Г. Рамзанвой учащиеся наблюдают за изменениями глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Составляется таблица местоимений 1,2,3 лица единственного и множественного числа. Дети подставляют к ним глаголы из текста, изменяя их в соответствии с местоимениями. Учитель объясняет, что при изменении по лицам у глаголов изменяются окончания, поэтому они называются личными.

Далее дети наблюдают, как спрягаются глаголы в будущем времени, как меняются их окончания. Школьники изучают правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени, глаголов в прошедшем времени. По всем этим темам составляются таблицы изменения окончаний.

Для того чтобы правильно писать безударные личные окончания глагола, детям дается памятка:

1. Определить время, лицо и число глагола.

2. Назвать неопределенную форму этого глагола и по гласной букве перед окончанием - ть определить спряжение (смотреть, светить).

3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе:

I спряжение II спряжение

I спряжение II спряжение

ед. ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.

1 л. -у(-ю) -ем(-ём) 1 л. -у(-ю) -им

2 л. -ешь(-ёшь) -ете(-ёте) 2 л -ишь -ите

3 л -ет(-ёт) -ут(-ют) 3 л. -ит -ат(-ят)

Затем школьники рассматривают правописание безударных личных окончаний глаголов.

По программе Л.В. Занкова учащиеся узнают, что изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением. Глаголы имеют I и II спряжение. Школьники учатся определять сопряжения глаголов по неопределённой форме, выделяя суффиксы. Затем вводится алгоритм написания безударных гласных окончаний глагола:

1. Поставь глагол в начальную (неопределенную форму);

2. Определи спряжение;

3. Проверь спряжение по третьему лицу во множественном числе;

4. Определи окончание данного глагола (45, с. 79).

Полученные знания отрабатываются на многочисленных упражнениях, например, предлагаются такие задания:

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы, укажи спряжения глаголов.

2. Измени глаголы по образцу (смотрела - смотреть, смотрят).

3. Определи спряжение глаголов, запиши из во 2 -м лице в единственном числе, составь с ними предложение (45, с 80).

В отличие от других, по программе Л.В. Занкова в 3 классе рассматривается связь слов в глагольных словосочетаниях. В результате изучения этой темы учащиеся получают представления о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении и узнают, что глагол в предложении требует от существительного определенного косвенного падежа (без предлога или с предлогом), такая связь называется управлением. Школьникам предлагаются различные задания, например:

1. Подчеркни глаголы вместе с теми существительными, от которых они требуют родительного и винительного падежа.

2. Составь и запиши словосочетания с данными глаголами, указав падеж существительных (45, с. 28).

Изучение глагола по всем программам способствует развитию речи, мышления учащихся и общему развитию личности.

Понятия, как известно, представляют собой форму мышления, в которой отражаются предметы и явления окружающего мира в их существенных признаках и взаимосвязях.

В грамматическом понятии так же, как и в любом другом, в обобщенном виде отражены существенные признаки явлений. Специфика грамматического понятия обусловлена своеобразием языковых явлений, т.е. содержательной стороной понятия. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начальных классах.

При формировании биологических и физических понятий в качестве исходного материала чаще всего выступают конкретные явления и предметы, признаки которых можно наблюдать, систематизировать и обобщать. Грамматическое понятие - результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям и т. п.

Важно на начальных этапах работы использовать упражнения на распознавание глагола, например:

Упражнение 1.

1. Прочитайте слова: писал, солнце, светит, голубой, бежишь, дерево, желтеют, книга, длинный, плясать.

2. Выпишите глаголы. Работайте так: устно подставьте вопросы к каждому слову, определите, что обозначает каждое слово: предмет, признак предмета или действие предмета; если слово отвечает на вопросы что делать? что делал? что делает? что делают? что делаем? что делали? и т.п. и обозначает действие или состояние предмета, это глагол. Выпишите его.

Упражнение 2.

Выделенные имена существительные замените однокоренными глаголами:

разбивка клумбы - разбивать клумбу;

погрузка багажа - …

доставка почты - ….

Когда дети овладеют навыком распознавания глагола, следует проводить упражнения на осознанное употребление этой части речи.

Упражнение 1.

1. Прочитайте вопросы: Что делал ученик на уроке? Что делает тракторист? Что делала портниха? Что будет делать повар?

2. Запишите полные ответы на вопросы.

Упражнение 2.

Подберите глаголы противоположного значения к глаголам: говорить - …, радоваться - …, начать - …, подать -...(39, с.27).

Овладение временными формами глагола представляет для учащихся значительную трудность. Она обусловлена, в частности, тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.

Сущность временной формы глагола раскрывается учащимся на основе сопоставления, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т. е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи.

При распознавании времени глагола для младших школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону временной формы глагола.

Важно научить правильно, пользоваться вопросом в целях распознавания и образования временных форм глагола. Вначале эта работа выполняется коллективно и направлена на установление связи: вопрос - время глагола - суффикс (для глаголов прошедшего времени). В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма. Постановка вопроса направляет действия учащихся, например: что делать? рисовать; что делал? рисовал;что буду делать? буду рисовать; что сделать? нарисовать; что сделал? нарисовал; что сделаю? нарисую.Учитель делает предметом осознания учащихся дифференциальную постановку вопроса что делать? и что сделать?С учетом завершенности (законченности) или незавершенности действия.

Учитывая затруднения учащихся при образовании временных форм глагола, целесообразно вместе с ними составить приведенную ниже таблицу, которая будет служить в качестве справочника и предупредит ошибки (55, с.279).

Содержание работы

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах…………………………………………. …………………………. 6
1.1.Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике……………………………………………………..6
1.2.Глагол как часть речи в лингвистической литературе…………..14
Выводы по первой главе. 23
Глава 2. Особенности работы над глаголом в начальных классах…………………………………………………………………. …. 25
2.1. Состояние проблемы изучения глагола в практике начальной школы………………………………………………………………………. 25
2.2.Реализация методики работы над глаголом в начальных классах (на материалах обобщения опыта учителей)…………………………………..48
Выводы по второй главе……………………………………………..59
Заключение…………………………………………………………….61
Литература……………………………………………………………..64

Файлы: 1 файл

Проблемы изучения глагола в начальных классах.docx

Что такое глагол?

Как изменяются глаголы?

Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол настоящего времени?

По лицам и числам, по временам.

На какие вопросы отвечают глаголы единственного и множественного числа?

Действие, которое происходит сейчас, в момент речи;

Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?

Что делает? Что сделает?

Что делают? Что сделают?

На какие вопросы отвечает глагол в неопределенной форме?

Действие, которое происходило в прошлом, до момента речи; что делал? что сделал?

Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол будущего времени?

Назвать суффиксы неопределенной формы глагола

Действие, которое еще будет происходить после момента речи; что сделает?

что будет делать?

Как образуются глаголы прошедшего времени?

Что такое спряжение?

От неопределенной формы при помощи суффикса –л.

Какие глаголы относятся к I спряжению?

Измените глагол по лицам и числам

Что обозначают глаголы в возвратной форме?

В окончании гласная е (ё), а в 3-ем лице множественного числа –ут (-ют) + исключения

Какие глаголы относятся ко II спряжению?

Действие, которое направлено на того, кто его совершает.

В каких формах глагола пишется мягкий знак?

В окончании гласная и, а в 3-м лице множественного числа

–ат (-ят) + исключения

Неопределенная форма глагола; 2-е лицо единственного числа

Учащиеся находят ответы на вопрос, приводят примеры, подтверждающие правильность выбора (73, с 30).

Выводы по второй главе

Рассмотрев методику работы над глаголом в начальных классах, опыт учителей, проанализировав программы по русскому языку , мы пришли к следующим выводам:

Одной из основных задач методики русского языка является формирование первоначального представления о глаголе как части речи, развитие умения осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях, знакомство с основными категориями глагола, такими как время, лицо, число, вид.

Глагол является довольно сложной категорией русского языка, и при знакомстве с этой частью речи у детей возникают трудности. Это и подмена грамматических значений слова признаками, относящимися к его лексическому значению, и неумение обращаться с лексическим значением слова, и сложности в нахождении сказуемого, выраженного глаголом, и затруднения в образовании временных форм глаголов, в написании личных окончаний глаголов и сочетаний –ться и –тся. Поэтому материал для проведения урока требует тщательной подготовки. Избежать трудностей, возникающих у учащихся начальных классов, помогают специальные упражнения на сравнение, запоминание, списывание, а также таблицы и схемы.

На основе анализа психолого- педагогических, лингвистических и методических исследований по проблеме обучения глаголу в начальных классах можно сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной на современном этапе развития образования.

Глагол – это одна из важнейших самостоятельных частей речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью категорий вида, залога, времени, лица, наклонения и выполняющая в предложении, в основном, функцию сказуемого. В начальных классах учащиеся знакомятся лишь с категориями времени, числа, лица, вида глагола.

Последовательность работы над глаголом, связь между разделами, объём программного материала, приёмы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, её лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников.

4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.:Советская энциклопедия, 1966. – 606с.

5.Богоявленский Д.Н. Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.- М.:АПН РСФСР, 1959.-333с.

6.Богоявленский Д. Н. Некоторые психологические проблемы обучения грамматике.- В сб.: Вопросы психологии и усвоения грамматики и орфографии. – М.: Учпедгиз,1959.-252с.

12.Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка. – М.: Учпедгиз, 1959.- 625с.

13.Вагина Н. С. и др. Современный русский язык: Учебник для филол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1987.- 480с.

14.Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове: Учебное пособие для вузов/Отв. редактор Г. А. Золотова. – М.: Высшая школа, 1986.- 640с.

15.Власова Л. К. Интегрированный урок русского языка и краеведения в 3-м классе//Начальная школа: плюс – минус. –2001. - №6. – с. 46-47.

16.Востоков А. Х. Русская грамматика. – СПб, 1951.-340с.

18 Голованов И.Г. Морфология современного русского языка – Изд.-2-е. – м.:Высшая школа, 1965.-285с

19.Горбунова Н.Д. Перфокарта как способ концентрации и ускоренного изучения учебного материала на уроках русского языка.//Начальная школа. – 2001. - №11. – с.92.

20.Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие для университетов. – М.: Высшая школа, 1981. – 359с.

21.Гостева А.А. Применение перфокарт на уроках русского языка.//Начальная школа. – 2002. - №3. – с.56.

23.Давыдов В.В. Виды общения в обучении. – М.: Педагогика, 1972ю-48с.

24.Жуйков С. Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. – М.: Педагогика, 1979. – 184с.

25.Зинченко В.В. Лексические упражнения при изучении глагола.//Начальная школа. – 1971. - №1.- с.25

27.Иванова Л. А. Обобщающий урок по изучению глагола в 4 классе //Начальная школа. – 2002. - №2.- с. 25-29.

29.Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1976. – 304с.

Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников. Основные задачи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи, развить умение осознанно употреблять глагол в устных и письменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся, выработать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения. Все задачи решаются во взаимосвязи.

Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. Так, уже во II классе проводится элементарная работа над видом глагола (без термина). Учащиеся наблюдают над употреблением в речи глаголов, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?, учатся правильно ставить вопрос к слову . Научить различать вид глагола с помощью вопросов важно уже во II классе, так как без этого невозможно изучение изменения глаголов по временам (согласно программе, это также проводится во II классе).

1. Глаголы совершенного вида, как известно, имеют формы настоящего, прошедшего и будущего (сложного) времени ,

2. глаголы несовершенного вида настоящего времени не имеют . Невнимание к виду глагола нередко является причиной ошибок при образовании временных форм (пример ошибки: от глагола петь учащиеся образуют настоящее время пою, прошедшее пел, будущее спою вместо буду петь).

Последовательность изучения глагола.

Работа над глаголами в I классе . Подготовительный этап работы над глаголами условно относится к периоду обучения грамоте.

Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Происходит как бы накапливание того конкретного материала, на основе которого становится возможным обобщение относительно типичного для глагола лексико-грамматического значения: обозначают действие предмета. Упражнения над глаголами не являются самоцелью отдельных уроков, а проводятся в связи с чтением страниц букваря, составлением предложений по картинкам и т. д.

Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящее по смыслу слово, учащиеся устанавливали связь между тем, что обозначает слово, и вопросом, на который оно отвечает. Например, во время прогулки, наблюдая за поведением птиц, учащиеся дополняют предложения подходящими по смыслу словами: Птицы осенью что делают? улетают, покидают (родные крал), сбиваются (в стаи).

Программа указывает в качестве одного из ведущих умений, формируемых у первоклассников, постановку вопроса к слову. Учитель специально упражняет учащихся в этом, используя глаголы различных временных форм и вида (тексты широко представлены в учебнике). Слова, отвечающие на вопрос что? сопоставляются со словами, отвечающими на вопрос что делать? Отмечается при этом, что слова первой указанной группы являются названием предметов, а слова второй группы — названиями действий предметов. Сопоставление позволяет не только дифференцировать глаголы и имена существительные, но и установить их взаимодействие в речи.

Рассматривая постановку вопросов к глаголам, необходимо подчеркнуть также, что данный вид работы не должен носить формального характера. Например, при распознавании вопросов что делает? И что делают? первоклассники практически знакомятся с изменением глаголов по числам, подводятся к пониманию сущности формы числа глагола. Учащимися 1 класса связь вопроса, на который отвечает глагол, и формы числа глагола воспринимаются следующим образом: слово отвечает на вопрос что делает? если обозначает действие одного предмета; слово отвечает на вопрос что делают? если обозначает действие двух или нескольких предметов.

Аналогичная постановка к глаголам вопросов что делал? что делает? что сделает? или будет делать? фактически представляет собой пропедевтическую работу над временными формами глагола.

Постановка морфологического вопроса к слову проводится чаще всего в предложении, и важно не отождествлять морфологический и синтаксический вопросы. Морфологический вопрос ставится в целях распознавания, какой частью речи является слово и каковы его формы. В I классе вопрос к слову ставится для выяснения, что обозначает слово: предмет, действие предмета или его признак. Важно научить ставить вопрос к слову, подбирать слова, отвечающие на указанный учителем вопрос, изменять слово в соответствии с изменением вопроса (например: что делает? играет, что делают? играют; чтоделал? читал, что делала? читала и т. п.). Необходимым условием работы над глаголом (так же, как и над другой частью речи) является составление предложений с фиксацией внимания учащихся на употреблении определенных глаголов и постановке к ним вопросов.

При ознакомлении второклассников с категорией числа глагола обращается внимание на ее смысловую сторону и на формально-грамматическое средство выражения числа. Учащиеся на основе конкретных наблюдений подводятся к обобщению о том, что глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, глагол во множественном числе обозначает действие двух или нескольких предметов; при изменении числа глагола изменяется окончание. Таким образом, достигается установление учащимися связи между вопросом, на который отвечает глагол, формой числа, в котором он употреблен, и окончанием: что делает? ед. ч. говорит, что делают? мн. ч. говорят. В процессе выполнения упражнений у учащихся формируется умение изменять глагол по числам.

Овладение временными формами глагола представляет для второклассников значительную трудность. Она обусловлена, в частности, и тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.

Сущность временной формы глагола раскрывается учащимися на основе сопоставления, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т. е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи. Например, школьники наблюдают за действиями, которые выполняет или выполнил вызванный к доске ученик, а также обсуждают то, что еще будет сделано (читает стихотворение, читал, будет читать). Аналогично составляются предложения о том, что происходит в природе в настоящее время, т. е. в момент речи, что было до этого, что произойдет в будущем и т. п.

Конкретные наблюдения позволяют получить лексический материал, обобщая который учащиеся под руководством учителя делают следующие выводы:

1) Глаголы изменяются по временам. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

2) Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в то время, когда о нем говорят, т. е. в момент речи. Они отвечают на вопросы что делает? что делают?

4) Глаголы будущего времени обозначают действие, которое произойдет после момента речи. Они отвечают на вопросы что сделает? что сделают? или что будет делать? что будут делать?

При распознавании времени глагола для младших школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону временной формы глагола (обозначает время совершения действия относительно момента речи). Учитель специально обращает внимание учащихся на суффикс -л как показатель прошедшего времени глагола.

Важно научить правильно пользоваться вопросом в целях распознавания и образования временных форм глагола. Вначале эта работа выполняется коллективно и направлена на установление связи: вопрос - время глагола - суффикс (для глаголов прошедшего времени). В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма, с которой учащиеся знакомятся как с начальной формой глагола. Постановка вопроса направляет действия учащихся, например: что делать? рисовать; что делал? рисовал; что буду делать? буду рисовать; что сделать? нарисовать; что сделал? нарисовал; что сделаю? нарисую. Учитель делает предметом осознания учащихся дифференцированную постановку вопроса что делать? и что сделать? с учетом завершенности (законченности) или незавершенности действия.

Учитывая затруднения учащихся при образовании временных форм глагола, целесообразно вместе с ними составить приведенную ниже таблицу, которая будет служить в качестве справочника и предупредит ошибки.


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Русский язык богат своим лексическим многообразием. Именно он как ничто другое способен передать всю глубину чувств и всю полноту эмоций. Красоту русского языка восхваляли великие писатели и поэты. Одним из них является Иван Сергеевич Тургенев.

С самого рождения мы слышим и используем русскую речь, но лишь в школе мы начинаем изучать русский язык как предмет. Он является одним из важнейших компонентов в воспитании и обучении школьников.

Приходя в школу, ребенок начинает постепенно познавать всё многообразие данного языка.

Одним из важнейших аспектов русского языка являются его части речи, а именно: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, местоимение.

Но это не все части речи, которыми богат наш язык, это лишь та часть, которую изучают дети в начальной школе.

В данной статье мы рассмотрим теорию и методику преподавания глагола школьникам в начальном общем образовании.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Слова, обозначающие действие

Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке

Изменение глагола по временам

Глаголы настоящего времени

Неопределенная форма глагола

Роль глаголов в предложении

Глаголы прошедшего времени

Спряжение глаголов в настоящем времени

Глаголы будущего времени

Спряжение глаголов в будущем времени

Неопределённая форма глагола

2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола.

Способы определения спряжения глаголов

Изменение глаголов по числам

Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

Правописание глаголов на

Развитие речи. Сочинение.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Написание безударных окончаний глагола

Не с глаголами

Разбор глагола как части речи.

Глагол. Разбор глагола как части речи

Анализ контрольного диктанта

На протяжении всего обучения в начальной школе, обучающимися составляется свой мини-словарь, который может выглядеть таким образом:

1 класс

Действие - поступки, поведение, образ действий.

2 класс

Глагол - часть речи, обозначающая действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Число глагола- морфологический признак глагола, зависящий от числа имени существительного, с которым он связан; признак показывающий, что глагол находится только в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении.

Единственное число – категория глагола, показывающее, что действие совершено одним лицом.

Множественное число – категория глагола, показывающее, что действие совершено одним лицом.

3 класс

Время глагола – переменный морфологический признак глагола.

Прошедшее время- обозначает, что действие происходило до того, как о нём стали говорить.

Настоящее время - действие, которое происходит сейчас.

Будущее время - действие, которое произойдёт после того, как о нём расскажут.

Неопределенная форма глагола (инфинитив) – начальная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?

4 класс

Спряжение - изменение глаголов по лицам и числам.

I спряжение - глаголы I спряжения имеют окончания:-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

II спряжение - глаголы II спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Лицо - это важнейшая категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие.

Для закрепления полученных знаний учителем используется различный занимательный материал, например, игры, пословицы, поговорки, описание по картине, считалки.

Половинки

Учащиеся, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив обучающимся найти ее начало.

Читайте также: