Травли в школе рисунки

Обновлено: 05.07.2024

В комментарии к моей последней статье пришла Ирина. С криком души. Я попросила подробнее рассказать историю её дочери, Вики. Оказалось, что ситуация уже серьёзнее, чем можно было бы предположить. Вику надо спасать. История, написанная со слов Ирины, ниже. Статья проиллюстрирована рисунками Вики. Это то, что Вика рисует сейчас. Это то, как она видит мир сейчас. Школа, в которой это происходит, находится в Домодедове. В десятке километров от Москвы. В 2021 году!

Для меня тревожным звоночком была ситуация с Викой. У неё как-то разболелся живот. Разболелся сильно. Мне она не позвонила. И уже по факту я потом узнала, что она лежала на полу на уроке позади всех детей, держась за живот, а помощь не оказывали. Бабушка унесла её на руках домой. Дома мы вызвали скорую.

Я решила не выносить сразу на директора и разобраться внутри класса. Инициировала родительское собрание. Учительница призналась, что описанные факты имели место. Правда, она сказала, что это была такая воспитательная игра, что она не раз её опробовала на других классах, и что она очень эффективна для воспитания коллективной ответственности. Потом как-то незаметно к концу собрания я заметила, что я одна с ней обсуждаю недопустимость этих методов. Я упомянула ситуации с линейкой по голове. Учительница обвинила при всех родителях моего ребёнка во лжи. Она так авторитетно звучала, так аргументировано. Родители словно испугались. Получается, несогласной с такими методами осталась одна я.

На следующий день учительница при всех детях сказала, что Вика врёт. Напомню, не с Вики раскрытие инцидентов началось. Она лишь подтвердила. Уже через пару дней все дети повторяли, что Вика врунья и ябеда.

Дальше игра в яблоки прекратилась. У учеников, родители которых изначально вместе со мной были против насильственных мер, начались хорошие оценки. И тональность родителей резко поменялась. Все стали говорить о том, ничего страшного в классе не происходило, что в районе всего две школы, они переполнены, учителей не хватает. Если уйдёт наша учительница, непонятно ещё, какую нам дадут. Все недовольства дальше в итоге обсуждались в чатах, в кухнях, втихаря. Для меня такая резкая смена мнения родителей стала шоком. Я ушла из родительского комитета.

Я постоянно предлагала дочке перевестись. Она отказывалась. Но в мае конфликт достиг апогея. Вика выходила по всем предметам отличницей. Спорной была оценка по окружающему миру. Вика долго болела. Вернулась после больничного, с помощью пары оценок было реально выйти на средний балл пятёрку. Учительница специально целый месяц её не спрашивала и не ставила оценок. А потом она и сама заболела, пришла другая учительница на замену. Спросила два раза Вику, поставила две пятёрки и всё, итоговая получилась пятёрка. Вика должна была получить похвальный лист.

Я пошла к директору, в письменном виде изложила жалобу. Я там написала и про деревья, и про яблоки, и про линейки, и про похвальный лист. Мне директор пообещала про методы на уроках разобраться, а про отсутствие похвального листа сказала, что ничего страшного не произошло.

Я записалась на приём в Управление образованием. Рассказала всё там. Устно. Письма не писала.

Потом было лето. 1 июля я пришла в школу, стало очевидно, что с учителем никто не разговаривал. Сослались на отпуска. А к началу учебного года директор поменялась. 25 августа я снова пришла в школу, теперь уже к новому директору. Снова написала жалобу. И на нее так никто и не ответил. Из Управления тоже никакой реакции не было.

Первого сентября третьего учебного года Вика пошла в другой класс в той же школе. У Вики начались головные боли. Я положила её в клинику Рошаля на полное обследование. Врачи ничего не нашли, нейрохирург сказал, что это психосоматика. Сентябрь почти весь Вика пропустила. Третий класс прошёл более-менее. Периодически Вика жаловалась, что с ней никто не разговаривает, что с ней ведут себя всё так, как будто её нет. Кроме одной девочки. Я понимаю, что в этот момент Вика уже была вся зажата.

В четвёртом классе пошло ухудшение здоровья. Усилились головные боли. Снова клиника Рошаля. Диагностика. Психосоматика. Весь четвёртый класс Вика мучилась болями в голове и в животе. День ходит, три дня болеет дома. Или идёт в школу, максимум может сидеть в школе до второго урока, потом звонит, я её отпрашиваю.

Я обратилась к родителям класса. На меня посыпались обвинения в том, что я лезу, что дети должны разобраться сами, что никто не может заставить детей дружить. А мне не надо дружить, мне надо, чтобы уважали и не травили. Вот это голосование — это же травля.

Я обратилась к учительнице, спросила, может быть стоит нам уйти на семейное обучение. Учительница пообещала с Викой поговорить. Поговорила. Стало еще хуже. Разговор свёлся к тому, что ничего страшного не происходит, что Вика слишком остро реагирует. Она не восприняла проблему ребёнка, как проблему. Обесценила.

После того разговора Вика отпрашивалась каждый день. У учителя вопросов не возникало, почему это происходит. Я предлагала Вике психолога. Но у нас уже был печальный опыт общения со школьным психологом, после которого всё вылилось в класс, и Вика категорически отказывалась.

Так мы дотянули до летних каникул. Сейчас Вика в пятом классе. Уже в августе дочка повторяла, что не хочет в школу. Всё началось по старому кругу. Болит живот, голова. Вика уже какое-то время почти не ест. Одевается в чёрное. Не может заснуть до трёх утра. Я всё-таки упросила её согласиться на психолога.

Я хочу забрать её из этой школы, я даже готова продать квартиру и переехать. Вика до сегодняшнего дня отказывалась. Психолог говорит, что она уже настолько вжилась в роль жертвы, что не осознаёт, что ей плохо. Ребёнок со здоровой психикой уже бы сам захотел уйти из класса. А она идёт.

PS пока я согласовывала с Ириной статью, они успели съездить с Викой к психиатру. Врач увидел высокий риск, скорую вызвали прямо туда. Вику увезли в центр психического здоровья детей и подростков им.Г.Е.Сухаревой, потом отпустили на неделю собрать анализы и вернуться в кризисное отделение.

PPS по прошествии двух дней после приема психиатра, Вика собирает с мамой анализы, не рисует, ждет долгожданный подарок, гитару, читает о гитаре все, что можно. Мам подыскивает частную школу.

Комментарий автора канала, Светланы Моториной

Но я верю, что так не будет. Семья Вике поможет.

Ещё я обращаюсь к читателям. Вся эта история происходит прямо сейчас. Всё слишком остро и больно. Для Ирины и для Вики. Ирина уже понимает, что многое нужно было делать иначе. Я буду нещадно удалять комментарии, в которых увижу попытку обвинить маму в том, что она не научила ребёнка общаться в социуме, что она до этого довела и так далее. Как и обвинения ребёнка в том, что всё наверняка выдумано. Ребёнок в опасности. Мама делает сейчас, что может. Вариант забрать из школы уже обсуждается. Почему нам, родителям часто требуется столько времени, чтобы ребёнка забрать, я уже писала об этом целую статью. Я тоже через это прошла. Я тоже долго добивалась от людей, которые за это отвечают, начать называть вещи своими именами и выполнять свои функции по обеспечению эмоциональной безопасности детей в школе. Мне потребовалось два года. Ирине четыре. А кто-то все десять лет так и не забирает сына или дочь.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, делюсь лайфхаками и историями из реальной жизни.

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Что такое буллинг в школе

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто такой буллер

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

  • беспричинные боли в животе и груди;
  • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез;
  • печальный вид, беспокойство, тревожность;
  • нарушенный сон, кошмары;
  • длительное подавленное состояние;
  • участившиеся простуды и другие заболевания;
  • склонность к уединению, нежелание общаться;
  • проблемы с аппетитом;
  • излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Что делать родителям

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Выводы

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

Изображение на обложке: Marina Rodukova / Dribbble

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно


Маша Павлова перешла на домашнее обучение, потому что не хотела терпеть выходки неуправляемого одноклассника, который перекрикивал учителей, ругался матом, прятал вещи, чтобы поиздеваться. Подробнее об опыте Маши читайте в этой

Маша Павлова перешла на домашнее обучение, потому что не хотела терпеть выходки неуправляемого одноклассника, который перекрикивал учителей, ругался матом, прятал вещи, чтобы поиздеваться. Подробнее об опыте Маши читайте в этой

Аниме Жанр школа издевательство

Подборка из 58 красивых картинок по теме - Аниме издевательства в школе. Смотрите онлайн или можете скачать на телефон или компьютер в хорошем качестве совешенно бесплатно. Не забывайте оставить комментарий и посмотреть другие фотографии и изображения высокого качества, например Диппер и Мейбл аниме, Аниме ванна без людей в разделе Аниме!


Готовый социальный проект на тему "Буллинг как социальное явление в современной российской школе" рассказывает, что такое "буллинг", какие его виды существуют. Учащаяся стремится выяснить причины возникновения травли в школах и разработать предложения путей решения этой проблемы.

Подробнее о проекте:


Своей работой автор проекта о буллинге в российских школах описывает характерные признаки участников буллинга. В проекте изложены причины и мотивы буллинга, а также рассмотрен вопрос буллинга с той точки зрения, когда его жертва - учитель. Учащейся 11 класса школы была рассказана история зарождения такого явления, как буллинг, и проанализированы причины проявление буллинга в современной российской школе.

Индивидуальный проект о буллинге в школе содержит теоретический материал, позволяющий усвоить особенности проявления буллинга и установить степень его влияния на психологию школьников. В работе описаны последствия травли для жертвы, для агрессоров, для наблюдателей и для образовательного учреждения. Также рассмотрено понятие "скулшутинг".

Оглавление

Введение


Актуальность:Тема буллинга в современных российских школах является особенно актуальной. В различных источниках процент детей подвергающихся буллингу в школах варьируется от 20 до 50. Специалисты Института образования ВШЭ провели исследование среди 1,5 тысячи старшеклассников и пришли к выводу, что 27,5% учеников российских школ сталкиваются с травлей. Но не только школьники сталкиваются с этим явлением.

Также подвергаются буллингу и учителя в школах. Работники проектно-учебной лаборатории образовательной и молодежной журналистики ВШЭ провели онлайн-опрос, который показал, что 70% учителей становились жертвами травли со стороны учеников. 6% из числа опрошенных заявили, что сталкиваются с травлей регулярно.

В России в настоящее время данное явление приобретает новые характерные черты (например, кибер-буллинг) и масштабность. Вопрос предупреждения буллинга среди школьников изучается многими зарубежными учеными: Д. Ольвеусом, П. Смитом, К. Купером, К. Ригби и другими. В отечественной науке интерес к данной проблематике представлен в научных трудах В. С. Собкина, Д. Н. Соловьева.

Объект исследования: современная российская школа.

Предмет исследования: проявление буллинга в российских школах.

Цель проекта: выяснение причины возникновения травли в школах и разработать предложения пути решения этой проблемы.

  • Изучить понятие буллинга, его историю.
  • Изучить причины проявление буллинга в современной российской школе и его влияние на школьников.
  • Разработать пути решения проблемы.

В ходе работы над проектом были использованы следующие методы исследования:

  • теоретические: анализ научной и психологической литературы.
  • эмпирические: тестирование.

Практическая значимость: Практическая значимость проекта состоит в представлении анализа причин и определения возможностей проведения профилактических мер по проблеме проявления буллинга в современной российской школе.

В школах по всему миру дети и подростки подвергаются травле со стороны сверстников и учителей. Различные источники заявляют, что от 70 до 90 процентов школьников сталкивались когда-либо или сталкиваются с буллингом. Почему так происходит? Откуда возникла эта тенденция? Почему дети и подростки жестоки по отношению к своим сверстникам? Данная проблема особенно актуальна в последние 20 лет.

Несмотря на то, что в последнее время явление буллинга все больше исследуется психологами и социологами, положительных тенденций в решении этой проблемы не наблюдается. Мы выбрали эту тему, потому что считаем, что травля в школах недопустима и может очень сильно навредить психике невинного ребенка.

Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить. Сознательно планируемое продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, прекращение которого требует вмешательства третьих лиц.

Чаще всего буллинг встречается среди детей и подростков. 16 апреля 2019 года уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова заявила о том, что каждый третий ребенок сталкивался с буллингом в школах.

Буллинг разделяют на прямой и косвенный.

  • Прямой буллинг подразумевает под собой открытое воздействие: избиения, оскорбления в лицо.
  • Косвенный буллинг предполагает скрытые издевательства: распространение сплетен, слухов, настраивание коллектива против жертвы.

Социологи выделяют четыре вида буллинга:

1. Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-9 классах.

2. Вербальный буллинг: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Так же, как и физический буллинг, вербальный встречается в 6-9 классах, однако бывают случаи его проявления среди учеников старшей школы и студентов.

3. Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, выставление на посмешище, бойкот и изоляция. Этот тип актуален для всех возрастов, но часто остается незамеченным. Именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный стресс у жертвы.

Характерные признаки участников буллинга

В каждом случае травли существуют три группы участников: жертва, агрессор и наблюдатели.

Чаще всего жертвами травли в школах становятся: отличники, двоечники, дети, страдающие заболеваниями с внешними проявлениями, физически слабые дети, дети из плохо обеспеченных семей, представители национальных меньшинств. Жертвы часто никому не рассказывают о том, что они подвергаются травле.

Агрессорами, как правило, становятся дети, нуждающиеся во внимании со стороны сверстников или взрослых. Провоцируя травлю, агрессоры стремятся к самоутверждению, росту самооценки и росту положения в глазах сверстников. Агрессоры отличаются вспыльчивостью, неуравновешенностью, грубостью. Они враждебно настроены по отношению к окружающим, не реагируют на критику. Обычно, у агрессоров слабо развито чувство сострадания. Агрессоры высокомерны, высокого мнения о себе, также они склонны к лидерству.

Наблюдатели – самая многочисленная группа участников травли. Большинство наблюдателей испытывают жалость к жертве буллинга, однако помочь готовы меньше половины. Наблюдатели часто могут испытывать страх и стыд. Некоторые из них готовы присоединиться к агрессору.

Чаще всего жертвами и инициаторами травли становятся мальчики. Вид буллинга также зависит от пола: мальчики чаще подвергаются физическому воздействию. Девочки ­– вербальному.

Причины и мотивы буллинга

1. Педагогические. На возникновение травли может влиять микроклимат в классе, группе, школе. Также вероятность проявления травли зависит от поведения учителя. Если учитель позволяет себе насмешки, оскорбительные шутки в адрес учеников, то с большой вероятностью один из детей в коллективе может стать жертвой травли. Иногда учитель может являться свидетелем травли и никак не способствовать решению этой проблемы в коллективе.

3. Психологические. К психологическим причинам социологи относят особенности личности агрессора и жертвы. Причиной, по которой ребенок может стать агрессором является воспитание. Если ребенка воспитывали в агрессивной среде, или же он становился свидетелем агрессии, то скорее всего в будущем он станет агрессивным и может стать участником травли. Также, ребенок, проявляющий агрессию, может делать это из-за внутренней неуверенности, тревоги или страхов. Агрессия становится для него способом подавить в себе эту неуверенность, тревогу, страхи.

4. Семейные. Причинами, по которым ребенок может стать участником травли, могут являться физическое или психологическое насилие со стороны родителей, недостаток внимания со стороны родителей, чрезмерный контроль в семье.

Социологи выделяют три основных и самых частых мотивов буллинга:

1. Зависть. Агрессоры могут подвергать травле жертву из-за зависти.

2. Самоутверждение в коллективе. Буллинг – один из способов самоутвердиться в коллективе, занять высокое место во внутренней иерархии.

3. Месть. Бывают случаи, когда жертва сама становится агрессором и стремится отомстить обидчику.

Российский психолог А. А. Реан классифицирует мотивы буллинга следующим образом:

1. Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые дети испытывают потребность в доминировании над другими, и при неудовлетворении этой потребности испытывают чувство проигрыша.

2. Тревога. Ребенок может бояться оказаться на месте жертвы, вследствие этого он защищается проявлением агрессии.

Учителя, как жертвы буллинга

Почему учителя могут травить? Социологи выделяют две основные причины:

2. Недостаток опыта. Ученики чувствуют слабость учителя. Если преподаватель не знает, как вести себя с учениками, то он рискует стать жертвой травли.

Последствия буллинга


Травля в коллективе всегда имеет последствия. Жертва травли всегда ощущает её последствия. Они могут проявляться в виде психологических и физических проблем со здоровьем. Также, жертва травли может испытывать проблемы с социальной адаптацией в новых коллективах, с выстраиванием взаимоотношений с людьми, в целом с социумом в дальнейшей жизни. Однако последствия буллинга может испытать не только жертва: зачинщик травли, её наблюдатели, даже учебное заведение, где происходит травля могут ощутить последствия.

Последствия травли для жертвы

Люди, когда-либо подвергавшиеся травле, всегда испытывают те или иные последствия. У них встречаются проблемы с физическим и психологическим здоровьем. Самая распространенная проблема – стресс. Следствиями стресса становятся: головная боль, проблемы с пищеварением, проблемы со сном, тревожность, депрессия.

Ниже представлена таблица[5], в которой показаны сравнительные значения проявления симптомов у детей, подвергающихся травле, со значениями у детей, не подвергающихся травле.

Симптомы Во сколько раз симптом встречается у детей подверженных буллингу чаще, чем у не подверженных.
Проблемы со сном В 3 раза чаще.
Головные боли В 2 раза чаще.
Проблемы с пищеварением В 2 раза чаще.
Чувство печали В 4 раза чаще.
Тревога В 3 раза чаще.
Умеренная депрессия В 3 раза чаще.
Тяжелая депрессия В 8 раз чаще.

Также, дети, подверженные буллингу более склонны к развитию психотических симптомов. Чем чаще и сильнее они подвергаются травле, тем сильнее у них развиваются психотические симптомы.

Психотические симптомы — группа кратковременных преходящих психозов (бред, галлюцинации, дезорганизация мыслительных процессов, расстройство настроения).

Жертвы буллинга в дальнейшей жизни испытывают проблемы в социальной жизни. Уже во взрослом возрасте у бывших жертв травли наблюдается низкий уровень самооценки, они чаще страдают от депрессии, одиночества и тревожности. Также у них намного чаще проявляется антисоциальное поведение. Психологи в Дании обнаружили, что у мужчин, которые подвергались травле в детстве, гораздо чаще диагностировали депрессию в возрасте от 30 до 50 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что последствия буллинга для жертв долгосрочны и сильно влияют на дальнейшую жизнь человека, подвергавшегося травле.

Последствия травли для агрессоров

Норвежские психологи заявляют, что буллеры имеют более высокий уровень гиперактивности, поведенческих расстройств и более низкий уровень просоциального поведения.

Норвежский психолог Дан Ольвеус заявляет, что агрессоры чаще связываются с криминалом и имеют проблемы с законом: 60% буллеров мужского пола к 24 годам имеют одну судимость. 35-40% буллеров к 24 годам имеют уже две и более судимости. Таким образом, к 25-ти годам школьные хулиганы в три-четыре раза чаще имеют судимость, чем их сверстники, которые в детстве не являлись активными участниками травли.

Отдельно стоит уделить внимание агрессорам-жертвам. У агрессоров-жертв депрессия и тревожность проявляются чаще чем у обычных жертв травли. Также у них гораздо чаще диагностируют психоматические расстройства.

Психоматические расстройства — физические расстройства, причиной которых становятся психологические факторы. Реакция организма на психологический стресс.

Последствия травли для наблюдателей

Хоть свидетели травли и не принимают активного участия в процессе, они все равно испытывают различные чувства на фоне буллинга. Они могут испытывать страх, беспомощность. Также они могут испытывать чувство вины, так как они не воспрепятствовали травле. Все это ухудшает эмоциональное состояние наблюдателей травли и в целом способствует ухудшению атмосферы внутри коллектива.

Последствия травли для образовательного учреждения

Школы с высокими показателями буллинга имеют низкий уровень успеваемости: травля мешает детям концентрироваться на учёбе, вследствие чего ухудшается успеваемость. Школьник-агрессоры занимают много времени у учителей, которым приходится заниматься проблемами, вызванными их поведением. Дети, являющиеся жертвами травли или её свидетелями, чувствуют себя незащищёнными в школе. Вследствие этого школьники предпочитают пропускать уроки, что способствует снижению их успеваемости.

Скулшутинг, как последствие травли

Скулшутинг—применение вооружённого насилия на территории образовательных учреждений (главным образом к учащимся). Чаще всего орудием убийства становится огнестрельное и холодное оружие, реже взрывчатка.

Спустя примерно 50-60 минут с начала стрельбы, нападавшие застрелились в библиотеке школы. Одной из главных причин произошедшего называют травлю, которой Эрик Харрис и Дилан Клиболд подвергались со стороны других учеников школы. Эта трагедия спровоцировала огромный резонанс в обществе и СМИ.

Изучив причины всех вышеупомянутых случаев стрельбы в школе, можно сделать вывод, что практически в половине случаев травля в школе или слабая социализация человека становится одной из причин совершения ужасного преступления, из-за которого гибнут множество людей, чаще всего невинных.

Помимо трагедии в Керчи в 2018 году, в России за последние 10 лет происходили другие случаи вооруженного насилия в школах. Они представлены в таблице ниже:

Дата Проишествие Пострадавшие
03.02.2014 Ученик 10-го класса школы №263 (Москва) Сергей Гордеев, вооружённый карабином и винтовкой взял в заложники своих одноклассников. Этот случай стал первым случаем скулшутинга в России. Гордеев застрелил учителя географии и одного сотрудника полиции, ещё один сотрудник полиции получил ранение.
20.03.2015 В школе №64 г. Томска девятиклассник открыл огонь из пневматического пистолета. Травмы получили двое учеников восьмого класса.
11.02.2017 В школе №1 г. Нижнекамска 14-тилетний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседу по парте. Раненному ребенку отказали в помощи в медпункте школы. Через шесть дней ребенок, раненный в глаз скончался в больнице.
05.09.2017 В школе №1 г. Ивантеевка девятиклассник выстрелил из пневматического ружья в учительницу, ударил её топором и взорвал самодельную взрывчатку. 4 человека получили ранения.
14.11.2019 Студент Амурского колледжа строительства и ЖКХ устроил стрельбу в здании учебного заведения из охотничьего ружья. Причиной стрельбы УМВД России по Амурской области назвал конфликт со сверстниками. Нападавший убил одного студента, и ранил ещё троих. Запершись в кабинете он застрелился.

Практическая часть. Паспорт проектной работы

В анкетировании приняли участие 19 учеников 11-х классов школы №21 города Нижневартовска. Среди опрошенных было 12 респондентов мужского пола и 7 респондентов женского пола.

На вопрос о комфортности нахождения в классном коллективе 89% ответили, что им комфортно находится в классе, 11% заявили, что им некомфортно в классе. 42% опрошенных признались, что они принимали активное участие в травле, 58% когда-либо были свидетелями буллинга. Интересно, что ни один из респондентов не заявил о том, что никогда не был ни участником, ни свидетелем травли.

Это говорит о том, что проблема буллинга повсеместна и когда-либо касалась каждого ученика. 8% респондентов участвовали в травле или были её свидетелями в возрасте от 7 до 9 лет. Возраст, в котором школьники подвергают сверстников травле чаще, чем другие, как выяснилось в ходе опроса, – от 10 до 13 лет.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что все школьники так или иначе сталкивались с проблемой травли в школе и большинство из них не знают, что с этим делать. С целью познакомить учеников с мерами по противодействию травле мы разработали буклет с информацией на эту тему. Также в буклете содержится информация для родителей, чей ребенок может являться жертвой или агрессором.

Заключение

Изучив теоретический материал, мы узнали, что такое буллинг, узнали о его видах, причинах возникновения, о характерных признаках его участников. Также, мы изучили последствия травли, узнали что они могут затронуть не только жертву, но и остальных участников травли.

Список используемой литературы

Приложение 1

Анкета. Буллинг, как социальное явление в современной российской школе

Уважаемый респондент, прошу вас ответить на анонимную анкету на тему “Проблема дискриминации этнических меньшинств среди школьников”.

Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить. Сознательно планируемое продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, прекращение которого требует вмешательства третьих лиц.

Участники травли: агрессор, жертва, свидетель

1. Чувствуете ли вы себя комфортно в вашем классе?
А) Да
Б) Нет

2. Вы когда-либо принимали участие в травле?
А) Да
Б) Нет
В) Был свидетелем травли

3. В каком возрасте вы были участником/свидетелем травли? ( Можно выбрать несколько) (Если не принимали участие или не являлись свидетелем, то оставьте без ответа).
А) 7-9 лет
Б) 10-13 лет
В) 14-18 лет

4. Считаете ли вы, что травля вредит человеку, обществу?
А) Да
Б) Нет

5. Знаете ли вы, что нужно делать, если вы стали жертвой травли?
А) Знаю
Б) Не знаю

Читайте также: