Трафарет кувшинчика для росписи в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Гжелью называют традиционную русскую роспись, которая в старину являлась одним из самых популярных видов народного промысла.

Сегодня рассматриваемый вид изобразительного искусства изучается отдельным курсом не только в специализированных художественных школах, но и во время общеразвивающих занятий с детьми младшего и среднего возраста. Чтобы научиться создавать гжельскую роспись, важно не только понимать основные этапы рабочего процесса, но и знать историю ее возникновения.

История возникновения гжельских узоров и орнаментов

Гжель (роспись для детей может создаваться обычными красками на любой поверхности) – это название одного из регионов Подмосковья. Изначально в этой области территориально располагалось несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами гончарного искусства. Именно поэтому первые гжельские росписи наносили на глину, добываемую в указанной местности. Первые упоминания о рассматриваемом виде изобразительного искусства датированы 14 веком (ориентировочно 1328 г.).

Его отличительной характеристикой является ограниченное использование цветов (1 оттенок на белоснежном фоне). На развитие народного промысла оказывал большое внимание спрос потребителей, так как на вырученные с продажи расписанной посуды деньги, гжельцы кормили свои семьи. Пика своего развития и популярности гжельская живопись достигла в 18 веке, когда с ее помощью начали украшать не только посуду и предметы декора жилых помещений, но и игрушки, статуэтки и памятные сувениры. В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс.

В начале 20 века наблюдается сдержанность в развитии гжельского промысла. Это связано с угнетением заводского производства из-за национализации предприятий советской властью. Активное восстановление рассматриваемого вида художественного искусства заново начинает набирать популярность только с конца 20 столетия.

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

Мотивы и элементы

Гжель (роспись для детей будет проще освоить, если они уже будут владеть базовыми навыками изобразительного искусства), обладая ярко выраженными мотивами и характерными элементами орнамента, используется сегодня в украшении декора жилых или коммерческих помещений, игрушек и даже предметов одежды.

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

Наиболее характерными чертами этого вида росписи являются:

  • все элементы орнамента, вне зависимости от общей сложности изображения, прорисовываются от руки (изредка с использованием шаблонов);
  • строгое выполнение росписи на однотонном синем или белом фонах;
  • орнамент прорисовывается исключительно синим или белым цветом (в редких случаях допустимо использование золотого или платинового оттенка);
  • наличие четких и резких переходов цвета в прорисовке гжельского орнамента;
  • если в рамках одного орнамента подразумевается использование нескольких оттенков синего цвета, их последовательность должна быть максимально выдержана, несмотря на резкость переходов;
  • все элементы гжельской росписи, нанесенные на один предмет, должны представлять собой целостную композицию, выдержанную в одной тематике (например, если кружка расписана гжельскими цветами, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).

Классические элементы гжели:

  • растения (деревья, травы, цветы);
  • животные;
  • птицы;
  • орнамент (гжельские узоры располагают линиями);
  • многокомпонентные изображения с сюжетом.

Что нужно для создания узоров на бумаге?

В работе с детьми в абсолютном большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реагенты и так далее) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

Для комфортного рабочего процесса ребенка необходимо снабдить:

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

  • плотными листами бумаги или белым картоном. Тонкие страницы под воздействием воды и краски деформируются, из-за чего внешний вид всей работы станет значительно хуже;
  • синяя и белая краски. Не рекомендуется давать ребенку больше цветов, чтобы четче сформировать у него представление о гжельской росписи. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
  • кисти (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кистей, различающихся друг от друга толщиной);
  • палитра (понадобится юному художнику при смешивании цветов для получения необходимого оттенка синего);
  • емкость с водой;
  • кусок ткани из натуральных материалов (им можно не только вытирать руки, при возникновении такой необходимости, но и корректировать недавно нанесенное на рабочую плоскость изображение);
  • трафареты (особенно актуально, если росписи обучается ребенок младшего возраста, не имеющий навыков изобразительного искусства).

Техника росписи

Гжель (роспись для детей должна создаваться в соответствие с общепринятым алгоритмом) под этапами своего создания подразумевает последовательное нанесение на рабочую поверхность мазков краски так, чтобы интенсивность цвета постепенно изменялась от более светлого к темному (или наоборот). Движения кистью должны производиться от срединной части используемого листа бумаги к его краям.

При разъяснении юным художникам техники создания гжельских узоров рекомендуется обращать их внимание на:

  • насыщенность и ширину прорисовываемых с помощью кисти линий;
  • расположение ворса кисти на рабочей плоскости;
  • количество колера на кисточке.

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

Техника гжельской росписи традиционно выглядит так:

Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей

Чтобы ребенок смог самостоятельно придумывать гжельские узоры, ему следует освоить способы создания простейших видов орнамента.

Ситчик

Для создания такого узора ребенку понадобится кисточка с длинным тонким ворсом.

Рисовать ситчик рекомендуется так:

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

  1. Предварительно поместив небольшое количество краски на палитру, слегка смоченной в воде кисточкой набрать на кончик пигмент.
  2. С помощью точных легких касаний рабочей плоскости нарисовать несколько точек на рабочей плоскости, расположив их в горизонтальный или вертикальный ряд, на расстоянии 2-3 см друг от друга.
  3. Смыть остатки краски, после чего аналогичным способом набрать на кончик кисточки пигмент контрастного оттенка.
  4. Слегка касаясь поверхности листа, нарисовать вблизи проставленных точек полукруги, соединив их между собой в крайних точках.
  5. Очистить кисточку от остатков краски, а затем снова набрать пигмент того же оттенка, что и изображенные ранее полукруги.
  6. На расстоянии 0.5 – 1 см от мест соединения полукругов проставить необходимое количество точек, созданных легким касанием кистью бумаги. Плотность этих точек должна быть примерно вдвое меньше основных, нарисованных в п.2.
  7. Заполнить рабочую плоскость выбранным узором или, при желании, сочетать 2-3 типа орнаментов, при этом контролируя, чтобы они не пересекались между собой и были все выдержаны в одной тематике.

Китайский мазок

Китайский мазок считается более сложной техникой гжельского орнамента.

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

Создавать узоры с его помощью рекомендуется так:

  1. Поместить небольшое количество краски 2 оттенков на палитру, после чего на кисть с тонким длинным ворсом необходимо набрать каждый из колеров.
  2. Далее, определив наиболее удобную точку для дальнейшей прорисовки узора, поставить кисть на рабочую плоскость и не отрывать ее до полного исчезновения краски. Таким образом, будет создаваться плавная потеря насыщенности оттенка, что при подсыхании будет выглядеть максимально естественно.
  3. Когда краски на кисточке не останется, необходимо повторить п. 1 и п. 2, дорисовав, таким образом, гжельский орнамент до конца.

Мазок с тенью

Мазок с тенью считается разновидностью китайского мазка. Он предполагает наличие широкого диапазона оттенков базовых цветов, наносимых на рабочую плоскость круговыми разворотами толстой кисти.

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит так:

  1. Взять кисть, размером №8 (также подойдет для данной техники кисть №10), конец которой должен быть прямоугольным.
  2. Набрать на конец кисти краску так, чтобы у края ворса слой колера был плотнее, чем в середине.
  3. Разместить ворсовую часть кисти на рабочей плоскости, после чего, не отрывая рабочий инструмент от поверхности листа бумаги, изобразить необходимый элемент росписи.

Для удобства прорисовки рисунков мазками с тенью кисть следует держать 3 пальцами – большим, указательным и средним. В противном случае сила нажима на рабочий инструмент распределится некорректно, что негативно скажется на внешнем виде итогового изображения.

Как нарисовать эскизы в гжельской технике?

Гжель (роспись для детей можно создавать не только на бумаге, но и на пластмассовых или деревянных отполированных поверхностях) позволяет художнику украшать различные предметы бытового обихода не только стандартными орнаментами, но и многокомпонентными композициями с прослеживающейся сюжетной линией.

Цветы

Нарисовать цветы гжельской росписью (обычно используется в декоре посуды) можно несколькими способами:

2. Из угла сердца зеркально вывести 2 полукруга вправо и влево, в точности повторяющих силу изгиба друг друга. Крайние точки полукругов необходимо соединить в нижней и верхней части.

3. В области соединения сердца с полукругами изобразить небольшую окружность внутри фигуры.

4. Пространство между полукругами заполнить слегка изогнутыми линиями, соединив их между собой.

5. Справа и слева от контура основных фигуры в области соединения сердца и полукругов нарисовать еще по одному полукругу.

2. С помощью прорисовки дополнительных линий снизу от нижней полукруга, придать объемности контуру бутона цветка.

3. Под бутоном изобразить 2 плавно изогнутые линии, крайние точки которых должны быть выведены выше середины боковых граней бутона.

4. Из точки выхода линий, изображенных в п.3, вывести еще 2 полукруга, направив их вниз.

5. С помощью 2 прямых заполнить расстояние между линиями, созданными в п. 4.

Растения

Гжелью для детей также будет интересно создавать роспись с изображением растений, наиболее часто используемую в декоре кухонной утвари или предметов гардероба.

2. По всей длине линии с левой стороны изобразить плавно изогнутые штрихи, расположив их на расстоянии 1-2 см друг от друга.

2. Из сторон спиралей вывести еще 2-3 кривые, повторяющие изгибы основных линий.

3. У линии в нижней части рабочей плоскости, слева, изобразить насыщенные широкие штрихи.

4. Заполнить пространство в местах расхождения спиралей в противоположные стороны, нарисовав в этих участках 3 линии разного размера, выходящие из одной точки.

5. Из начальной точки основных черт вывести кривую, на конце которой дорисовать лист с помощью волнистой линии

Животные

Изображения животных, созданные в стиле гжельской росписи, наиболее часто используются для украшения предметов интерьера или одежды.

2. Внутри круга по приведенным выше алгоритмам изобразить контуры растений и цветов, оставив срединную часть фигуры белой.

3. Из нижней грани круга вывести вверх изогнутую линию, направив ее в левый верхний угол.

4. Продолжить линию полукругом, изогнутым вверх, направив его в правый верхний угол.

5. Заострить соединение, после чего продолжить контур, прорисовав, не отрывая кисть от листа бумаги, морду лисы и ее уши с помощью полукруга и 2 треугольников.

6. Вывести плавно изогнутую линию вниз к основанию круга.

7. Детализировать изображение, четче прорисовав лапы животного, а также ее глаза, нос и рот.

Птицы

Гжельная роспись с изображением птиц чаще всего используется для украшения посуды, кухонной утвари (например, разделочных досок) или предметов гардероба.

2. Справа и слева от основной фигуры, ближе к ее верхнему краю, изобразить кривые, одна из которых должна быть направлена вверх, а другая – вниз (крылья птицы).

3. Из середины боковых кривых вывести полукруги, крайние точки которых должны располагаться на основной линии.

4. Верхнюю часть основной вертикали сделать более широкой, дорисовав вплотную небольшой полукруг (голова птицы).

5. По всей длине боковых кривых, вкруг полукругов, изобразить диагонали, внешний край которых должен быть толще края, расположенного вплотную к туловищу гжельской птицы (оперение птицы).

6. Снизу туловища дорисовать овалы, заостренные по краям (ноги птицы).

7. Из области между правым крылом и ногой птицы вывести плавно изогнутые линии, направленные хаотично, расположив их вплотную друг к другу (хвост птицы).

8. Детализировать изображение птицы, дорисовав на ее голове глаза, клюв и хохолок.

Сюжетные картинки

К созданию сюжетных картинок в стиле гжельного орнамента рекомендуется приступать только после того, как применение базовых навыков изобразительного искусства юным художником будет доведено до совершенства.

2. На указанном расстоянии нарисовать нескольких хаотично изогнутых линий, соединенных между собой, и образующих полукруг с изгибом вниз (волны).

3. По всей длине изображенных волн с обеих сторон нарисовать множество мелких точек, придающих объем изображению.

4. Над кривыми, отступив 3-4 см, изобразить полукруг, изогнутый вниз (дно корабля).

5. Соединить верхние точки полукруга волнистой линией (верхняя часть корабля).

6. Вплотную к верхней границе корабля нарисовать 3 небольших круга.

7. Над кругами с помощью плавно изогнутых в противоположные стороны линий изобразить паруса.

8. Справа и слева от нарисованного корабля изобразить по рыбе с помощью простейших геометрических фигур и прямых линий.

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Создавать трафареты для росписи любой поверхности под гжель можно по-разному, в зависимости от основного объекта.

Например, птицу следует делать так:

  1. Перенести небольшое количество краски на палитру, после чего с помощью специального шпателя размешать колер.
  2. Плоскую кисть (рекомендуется использовать восьмерку) окунуть в пигмент так, чтобы с одной стороны ворса слой краски был плотнее, чем на другой.
  3. Распределив краску по подушечке одного из пальцев ведущей руки, сделать им на рабочей плоскости мазок, в форме полукруга.
  4. Короткими мазками нарисовать крылья и контур туловища.
  5. Хвост дорисовать волнистыми линиями.
  6. Повторно обвести крылья, затемнив их контур.
  7. Детализировать изображение.
  8. Освежив уже подсохшие линии, наложить трафарет на необходимый объект, после чего, удалить бумагу, и доработать орнамент на беловой поверхности.

Гжель для детей будет интересна только в случае, если они ознакомлены с историей создания этой росписи. Осознавая многогранность этого вида творчества, юные художники быстрее освоят базовые алгоритмы создания простейших орнаментов, что позволит им приступить к самостоятельной разработке узоров, а также созданию сложных сюжетных картинок.

Цель: Формировать умения детей расписывать изделия, используя цветовую гамму и элементы узора.

- вызвать у детей желание расписывать кувшинчик по мотивам хохломской росписи.

- совершенствовать умение рисовать концом кисти.

- воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству;

Материалы: выставка предметов с хохломской росписью; образцы элементов хохломской росписи; кувшинчики из бумаги желтого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки – по количеству детей, краски акварельные,музыка.

Форма проведения: НОД.

Методы и приемы: словесный (объяснение, вопросы воспитателя, использование худ. литературы, отгадывание загадки, наглядный (иллюстрации, демонстрационный материал, создание проблемной ситуации (постановка проблемного вопроса, практическая работа (рисование всей кистью и ее концом.).

Интеграция областей: художественно-эстетическое, развитие речи, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Ход НОД

Ребята сегодня к нам пришли гости, что мы должны сделать? Сказать здравствуйте!

Ребята, отгадайте загадку:

К реке спустился налегке,

А стал тяжел – домой пришел. (Кувшин)

- Ребята, я расскажу вам удивительную историю, которая приключилась со мной сегодня, когда я шла на работу. Рано утром, как всегда, я спешила на работу. И вдруг, увидела на дороге необычный керамический кувшин. Кувшин был грязный, но имел очень красивую форму. Я не удержалась, подняла его и решила очистить от пыли и грязи, но к сожалению рисунки на нем стерлись от времени. Ребята что же сделать, чтобы кувшинчик стал красивым? Ответы детей…

Вы же у меня настоящие мастера, распишем с вами кувшинчики хохломской росписью.

Побеседуем с вами о хохломской росписи.

Посуда с хохломской росписью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой.

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Рассматривание предметов хохломской росписи.

- Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры.

Я смотрю вы немного устали, сейчас мы с вами отдохнем.

Физминутка (на экране).

Предложение воспитателя расписать кувшинчики.

Мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи. Теперь настало время поработать в качестве мастеров-художников.

Проходите на свои места!

У Вас на столах у каждого кувшинчик без рисунка, я предлагаю вам расписать, его своими, более понравившимися вам из хохломской росписи узорами.

Выпрямим спинки, ножки вместе.

Но для начала вспомним последовательность действий: кисть держим тремя пальцами почти вертикально;кисточку опускаем в баночку с водой,затем находим красную краску и сначала рисуем кайму кистью слева-направо; затем - слегка изогнутую ветвь – криуль на конце которого завиток; на ней рисуем ягодки красную смородину и листочки, после – травинки.

Приготовим наши руки для работы

Пальчиковая гимнастика (на местах)

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки

Ну а теперь мы от Земли

Роспись детьми кувшинчиков.

А теперь приступим к росписи кувшинчиков.

Дети рисуют. Играет негромкая музыка. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет, помогает.

В завершении Ребята, у вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы - кувшинчики. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Дети я предлагаю вам выйти в круг и рассмотреть ваши работы. Дети рассматривают их, выделяют наиболее необычные.

Что Вам понравилось?

Какой рисунок использовали?

Я надеюсь, гостям понравились наши кувшинчики не простые, а расписанные хохломской росписью.

Дети самостоятельно вывешивают свои работы.

Городецкая роспись – удивительный вид росписи, который зародился давным-давно, еще около двухсот лет назад. Эта роспись чаще всего включает в себя красный, фиолетовый и желтый цвета, а также различные виды жар-птиц и лошадей, скачущих по небу и земле. Дети любят рисовать такую роспись по шаблонам, потому что она им понятна. В данном разделе собраны шаблоны городецкой росписи для детей.

творческая работа солонка городецкие петухи конь вороной городецкая роспись разделочная доска яркая роспись красивые цветы яркая доска оформление посуды птица и цветы доска разделочная яркие детали городецкая роспись приятный вариант крупный цветок городецкая роспись птицы и цветы конь яркие доски голубые тона индюк пара коней индюки городецкая роспись поставец аккуратная роспись желтая доска огромные цветы уникальная роспись росписанная доска яркие цвета деревянные деньги городецкая роспись поэтапный рисунок роспись доски дамы и мужчина цветной и черно-белый рисунок поэтапный рисунок роспись доски шкатулка и доска поэтапный рисунок ягода городецкая роспись парни на конях доска правильные формы яркие орнаменты доска и шкатулка красивая роспись

Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе.

Цель: познакомить детей с гончарным искусством (керамика)

  1. Учить детей расписывать кувшинчик из знакомых элементов, характерные для росписи керамики: полоски, волнистые линии, точки, завитки, цветы;
  2. Закрепить приемы рисования, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, проводить линии слева направо и умение рисовать кончиком кисти.

Развивать эстетическое восприятие.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Словарная работа. керамика, гончар.

Материал и оборудование: образец, готовые шаблонные рисунки кувшинчиков (силуэты), краски, кисточки, вода, салфетки.

Предварительная работа: беседы, рассматривание картин о керамике, рассказ воспитателя.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть как мы
занимаемся. Вначале давайте вспомним и назовем правила поведения.
А проведем мы с вами занятие рисование красками. А что мы будем рисовать, вы должны догадаться сами. Вот послушайте.
Это изделие изготавливается из глины. Его ставят на стол, когда в дом приглашают гостей. Обычно в него наливают минеральную воду или сок. Как вы думаете, что это может быть?
Да, ребята – это кувшинчик. (Вносится кувшинчик) И разговор у нас будет о посуде, а точнее о гончарной посуде, которую мастер гончар изготавливал из глины, а потом сушил в печи и наносил красивый узор. Это гончарное искусство называется керамика. ( Повторите). Скажите, пожалуйста, кто же такой гончар? (Да, это тот, кто изготавливает посуду из глины)
А что такое керамика?
Вот и мы сегодня на занятие будем составлять узор на силуэте кувшинчика.
(Вносится образец)

Посмотрите, какой узор я нарисовала на кувшинчике. Из каких элементов он состоит? И где они расположены? (Ответы детей)

А сейчас давайте вспомним приемы рисования широких полосок и волнистых линий.
А как нужно рисовать лепестки цветка? (Ответы детей)
Да, их надо рисовать, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и поворачивая кисточку по кругу. Кто хочет показать, как это нужно делать? (Выходят к доске)
Хорошо, ребята. А сейчас скажите, как правильно пользоваться красками? (Ответы детей)
Но прежде чем приступить к работе проведем физкультминутку.

Сейчас мы будем рисовать,
Трудно будет не устать,
Мы немножко отдохнем.
Рисовать сейчас начнем.

А сейчас сядьте удобно и начнем работу. С чего начнем работу? Где нарисуем полоски и волнистые линии? (Ответы детей)
(Во время самостоятельной работы держу в поле зрения всех детей, слежу за осанкой, советую
затрудняющимся обращаться за помощью к другим детям)
Итог занятия.
(Выставляю несколько работ детей на доску)
Ребята, вот эти работы я считаю, получились очень удачными. Как вы думаете, почему? Чем они отличаются от других работ? Что в них особенного? (Ответы детей)
А вот эти работы вам понравились? (Выставляю остальные работы. Ответы детей)
Сегодня на занятии вы все очень старались и поэтому все кувшинчики получились красивыми и аккуратными. Молодцы, ребята!

Рисование в детском саду

Рисование в детском саду

Рисование в детском саду запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

📚

ГЖЕЛЬ. ЗНАКОМСТВО С ГЖЕЛЬСКИМИ УЗОРАМИ

Читайте также: