Толерантность к мигрантам в доу
Обновлено: 05.07.2024
Чтобы сплотить детей между собой, заинтересовать их в проектной деятельности, необходимо вовлечь родителей (законных представителей). Для нас, педагогов важно, чтобы именно родители (законные представители) сформировали начальные представления о доброте, умении анализировать свои поступки, о толерантном отношении к сверстникам других национальных культур.
Именно реализация проекта началась с родителей (законных представителей).На родительском собрании перед родителями было озвучено о проблемах воспитаниия в детях толерантного отношения к друг другу. Проведение анкетирования на собрании помогло нам определить социальный статус каждой семьи, а так же мы старались повысить компетентность родителей по правовым воспросам, заинтересовать их в данной проблеме.
Родителям было предложено разделиться на 3 группы, в которую входили бы родители разных национальных культур. У каждой группы была своя цель. 1 группа занималась оснащением предметно-развивающей среды в группе, которая отвечала бы принципам культуросообразности и индивидуальности; 2 группа- приобретением дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационного материала, картин художников мира, создание картотеки подвижных игр народов мира, подбор художественных произведений разных народов и т.д.; 3 группа- самая ответственная, это вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку мероприятий по данной теме.
В зоне речевого развития появились книги со сказками разных народов, с множеством различных красочных иллюстраций, дидактические игры «Одень куклу в национальный костюм мира (народов России).
Особое место отводиться уголку ряженья. Родители сшили национальные костюмы России, Украины, Армении, Татарстана. Подготовили маски для инсценировки сказок, кукольные настольные театры. А вот в уголке физического воспитания была размещена картотека подвижных игр народов мира и атрибуты к ним.
Одной из замечательных затей, родителей и детей, было создание мини-музея, в который были собраны предметы домашнего обихода разных национальностей. Были обшиты куклы в разные национальные костюмы. Подготовлены тематические альбомы, с описанием культуры и традиций разных народов ( тех детей, которые посещают детский сад и группу).
Самая главное в реализации проекта отводится конечно детям. С детьми были проведены как традиционные, так и инновационные формы взаимодейстия. Хотелось бы остановиться более подробно на них.
В течении всего проекта с детьми проводились сюжетно-ролевые игры, где основная цель являлась освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
Жизнь дошкольников стала интереснее и красочнее после того, когда мы знакомили их с национальными играми, бытом, одеждой, трудом тех или иных народов. Много времени уделялось ознакомлению с художественной литературой, с фольклором, искусством каждого народа, известными людьми.
Особое место в детском саду отводится непосредственной образовательной деятельности. В совместной образовательной деятельности я старалась уделять больше воспитанию этики, в процессе которой дети усваивали азы толерантности. Но формирование толерантности происходило постепенно, так как все дети разные. Одни активные и доброжелательные, другие застенчивые, а третьи вообще замкнутые, и у каждого свои индивидуальные особенности.
Для детей был подготовлен большой видео- и аудиоматериал, где они знакомились с музыкальными произведениями разных народов, танцами, мультфильмами, историями и обычаями людей разных национальностей и рас. Интересным было окунуться в мир старинных вещей. Так детская городская библиотека организовала с детьми встречу, где предоставили детям возможность окунуться в мир прошлого, в мир старинных русских предметов быта. Дети после встречи остались довольны, обменивались своими впечатлениями.
В гости к детям приходил член татарской общины, Рауза Нигматулловна, которая является постоянным участником Фестиваля национальных культур Калужской области. Она рассказала детям о татарской культуре, продемонстрировала детям костюм своего народа. Дети с интересом слушали, задавали вопросы Раузе Нигматулловне.
Хотелось бы отметить, что на данном мероприятии, в качестве гостей присутствовали члены Совета Ветеранов по микрорайону Силикатный, в который входят представители белорусской , украинской, монгольской национальной культуры.
Таким образом, взаимодействие с детьми и их родителями (законными представителями) по воспитанию толерантности дошкольников в ДОУ можно считать положительными.
Что касается родителей, то у взрослых появился интерес к участию в совместной деятельности, пробудилось желание больше узнать о истории разных стран и регионов.
У детей сформировались такие качества как- отзывчивость, справедливость, стали более активнее взаимодействовать со сверстниками других национальных культур, проявляют уважение и интерес к культуре других стран. А самое главное, по-моему мнению, укрепились связи между всеми участниками образовательного процесса, возродились добрые традиции между детьми, появились чувства милосердия, доброты, оказание помощи чужим людям., к людям других национальных культур.
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
• этика и стратегия ненасилия;
• идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
• необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.
Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. Мы живем в много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Под толерантностью исследователи понимают:
- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Формирование толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями в данном направлении.
В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т. д.
Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.
Задачи:
1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
2. Пополнение материальной базы ДОУ.
3. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
4. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.
5. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
7. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители (законные представители, дети.
Время реализации проекта: октябрь 2017 года – май 2018 года.
После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
Стратегия достижения поставленной цели и задач - воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.
I этап – Подготовительный:
1. Разработать план работы по формированию толерантности на 2017-2018 учебный год (Исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).
2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).
3. Внедрение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).
4. Создание картотеки подвижных игр народов мира (исполнитель: инструктор по физкультуре)
5. Оснащение предметно-развивающей среды в группах и ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности (исполнители: воспитатели группы).
6. Проведение опроса для воспитателей "Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у детей" (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.)
7. Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности. (исполнители: воспитатели группы, педагог-психолог Галь Я. В.)
8. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).
II этап - реализация проекта.
Цель - разработка плана работы по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста.
1. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам.
2. Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.
1. Оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе,
организация информационного пространства среди родителей
2. Внедрение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов,
приобретение картин художников мира, создание картотеки подвижных игр народов мира.
3. В выпусках стендовой информации отражать вопросы и проблемы воспитания толерантности у детей.
4. Создание альбомов об обычаях и традициях народов России совместно с обучающимися и родителями.
Этапы и даты проекта:
1 этап - октябрь 2017 года;
2 этап – май 2018 года Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.
2. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей по следующим параметрам.
- имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;
- имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.
- умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка;
- умение безконфликтного общения.
Этапы:
рассматривание альбомов неделя зимних игр и забав; чтение русских народных закличек, песенок, потешек. (Воспитатели групп, педагог-психолог)
Мини-проекты о своей семье Фотовыставка любимых мест в городе (педагог-психолог,
воспитатели групп, родители).
Рассказ о старинных обычаях встречи весны на Кавказе. (родители, воспитатели групп)
В течение года - Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста:
1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности;
3. Создание и выставки семейных альбомов;
5. Просмотр видеофильмов о семейных праздниках;
6. Оформление информационных стендов для родителей.
Май –июнь 2018: Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ
1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;
2. Участив в семинарах, конференциях;
3. Создание фонда видео- аудиоматериалов;
4. Создание картотек:
- игры народов мира
- сказки народов мира
5. Публикация наработок в СМИ;
6. Создание методического пособия.
Июнь 2016. Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста.
1. Анкетирование родителей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения.
2. Анализ по итогам анкетирования сформированности. толерантного отношения у детей, родителей.
3. Отчет педагога-психолога о проделанной работе (педагог-психолог).
Разработка и проведение мероприятий недели толерантности:
С 12 по 16 ноября - чтение сказок народов мира в течение недели.
Работа с родителями:
- Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.
III этап: Презентация проекта.
Презентация проекта на собрании педагогов. Ожидаемые результаты.
В результате реализации проекта будет:
1. Пополнен методический кабинет современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста; появятся картотеки подвижных игр, сценарии спортивного праздника, досуги с родителями.
2. В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.
3. Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности); укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
4. У детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.
Оценка результатов: уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах. Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
- положительное отношение к реализации данного проекта – 85%;
- участие родителей в проводимых мероприятиях - 70%;
- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;
- положительный психологический климат в группе – 100%;
Реализация данного проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей, а дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ. «Какое счастье получить доброе истинно – христианское воспитание,.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Воспитатели: Адилова Э.С
Актуальность проекта
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
этика и стратегия ненасилия;
идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.
Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Под толерантностью исследователи понимают:
- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей.
Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями в данном направлении.
В результате реализации данного проекта в группе будет создана среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.
Цели и задачи проекта
Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.
1.Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
2.Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.
3.Р асширять представления детей о национальных традициях людей, живущих в других странах;
4. Организация партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
Участники : педагоги детского сада, родители, дети.
Время реализации проекта : ноябрь 2015 года – май 2016 года.
Ожидаемые результаты
После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
3. Обогатится развивающая предметно – пространственная среда
Стратегия достижения поставленной цели и задач
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.
I этап: Подготовительный.
Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности
Изготовление дидактических игр, наглядно-демонстрационных материалов, приобретение картин художников мира
Создание картотеки подвижных игр народов мира
Оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности
Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у детей в выпусках групповой газеты.
Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности.
II этап: Реализация проекта.
Разработка плана работы по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста.
1. повышение компетентности родителей по правовым вопросам.
2. оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.
оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе,
организация информационного пространства среди родителей
Изготовление дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов
приобретение картин художников мира
создание картотеки подвижных игр народов мира
В выпусках групповой газеты отражать вопросы и проблемы воспитания толерантности у детей;
Создание альбомов об обычаях и традициях народов России
Педагоги группы, родители
Подвижные игры на прогулке
Настольные и напольные игры;
творческие рассказы по теме
фильмы о городе, о людях живущих в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе,
неделя национальных зимних игр и забав,
чтение русских и татарских народных закличек, песенок, потешек.
Общение с детьми – необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений.
Данная проблема широко освещена в психолого-педагогической литературе. Т.А.Репина в своих исследованиях обращалась к вопросу развития отношений детей в группе детского сада. Т.В.Антонова рассматривала своеобразие проявления старшими дошкольниками инициативности в общении со сверстниками. А.А. Рояк оставила психологическую характеристику трудностей в межличностных отношениях у дошкольников. Р.А.Иванкова, Р.Л.Кричевский изучали влияние деятельности на взаимоотношения детей.
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка.
Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особое значение это приобретает, если этот детский сад является многонациональным.
Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни.
Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно. В России с ее многонациональным составом, злободневность изучения теоретической и практической разработки в условиях поликультурных образования и воспитания в ДОУ обусловлено необходимостью развития новой национальной общности – россиян. Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в предметно-развивающей среде детского сада, и т.д. делают изучение проблемы развития межличностных отношений в поликультурной среде детского сада одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- концепции А. Н. Джуринского в области межнационального общения, взаимоотношений, межличностных отношений, а так же в области поликультурного воспитания в России и за рубежом;
- исследования Т.А. Репиной о развитии отношений детей в группе детского сада;
- концепция Д.Б. Эльконина о воспитательном значении игры ;
- исследования М.И. Лисиной об общении детей со сверстниками и взрослыми;
- исследования Е.М.Щербаковой в области формирования взаимоотношений дошкольников в процессе игровой деятельности;
- исследования Д.В. Менджерицкой о детской игре;
- концепция С.Л. Рубинштейна о развитии сознания в деятельности;
- положение А.В. Запорожца об амплификации, т.е. обогащении детского развития. Это дает возможность определить оптимальную форму взаимодействия ребенка и взрослого в развивающих целях;
- концепция А.Н. Леонтьева об итериоризации внешних мнемических средств и приемов запоминания, переход от опоры на внешние стимулы к опоре на внутренние действия;
- концепция С.Л. Рубинштейна о развитии сознания в деятельности, показывающее , что для развития необходима специально организованная деятельность.
Цель: развитие основ межнациональной толерантности ребенка в дошкольном детстве.
1. Формировать интерес детей к традициям и культуре народов, населяющих нашу планету.
2. Развивать умение находить общее и различие в культуре разных народах.
3. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения и национальности.
Список использованной литературы:
- Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.
2. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.
3. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. - М.: Права человека, 2002. - 40 с.
4. Давыдова, О.И. Этнопедагогическая подготовка педагога / О.И. Давыдова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 481-483.
6. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.
7. Коломийченко, Л. Программа социального развития: подготовительная к школе группа: раздел "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ" / Л. Коломийченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 15-25.
8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М., 2001.
16. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. - 2002. - № 20 (16 - 31 октября 2002 г.).
17. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 127-128.
И в семье, и в детском саду в общении с педагогами и сверстниками дошкольники осваивают пространство культуры, приобретают жизненные навыки, усваивают норма поведения. В личностном взаимодействии взрослых с детьми, самих детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Взаимодействие, построенное на основе общечеловеческих ценностей, взаимном принятии его участников, обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества.
Детский сад и семья — важнейшие институты первичной социализации ребенка-дошкольника.
И в семье, и в детском саду в общении с педагогами и сверстниками дошкольники осваивают пространство культуры, приобретают жизненные навыки, усваивают норма поведения. В личностном взаимодействии взрослых с детьми, самих детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Взаимодействие, постро енное на основе общечеловеческих ценностей, взаимном принятии его участников, обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества.
Исходя из исследований по работе детского сада с родителями, в работе обосновывается предположение, что основой взаимодействия взрослых является педагогическая компетентность педагогов и педагогическая культура родителей в организации адаптационного периода детей-мигрантов через поиск наиболее эффективных способов сотрудничества взрослых, разработку и реализацию соответствующей педагогической технологии взаимодействия.
Социально-экономическая жизнь семьи теснейшим образом связана с эмоциональным, поведенческим, личностным развитием ребенка. Поэтому в связи с переменой места жительства появляются и проблемы адаптации ребенка к новому дошкольному учреждению, которое он начинает посещать. Ребенок старшего дошкольного возраста уже владеет своим родным языком, он привык к определенному образу жизни в сферах семейных и межэтнических отношений, которые соответствуют традиционным ценностным ориентациям этноса.
Работа педагога-психолога в МАДОУ заключается не только с детьми-мигрантов, но и с педагогами и родителями.
Работа с детьми-мигрантов в первую очередь включает себя адаптацию к условиям поликультурного пространства МАДОУ, повышения уровня познавательных способностей и развития речи у детей-мигрантов. Психологическое сопровождение обеспечивается педагогом-психологом и заключается в диагностике уровня развития ребенка, его личностных особенностей, своеобразия интересов и склонностей, помощи в преодолении стресса, развитии коммуникативных способностей и когнитивной сферы.
Работа с педагогами заключается в развитии высокого уровня компетентности и готовности к педагогическому сопровождению ребенка из семьи мигрантов, стремление воспитателей к открытому, позитивному и доверительному общению с детьми и их родителями для благоприятного условия адаптации сверстников. Без глубокого осознания народной (этнической) природы воспитания не может быть взаимной толерантности взрослых участников образовательного процесса; нахождения подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его педагогического сопровождения; компетентного ознакомления детей с национальной культурой.
3. Ознакомление родителей с национальными особенностями воспитания детей в России и странах семей-мигрантов. Необходимость данного этапа обусловлена тем, что у разных народов свои национальные особенности социальной жизни и культуры, свои обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации.
Именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение как в трансляции этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка из семьи мигрантов в организации его социальной адаптации в детском саду предполагает взаимодействие в работе с детьми и родителями всех специалистов дошкольного учреждения.
Адаптироваться к МАДОУ детям-мигрантов — задача не из легких. Происходит это у всех по-своему.
Программа предназначена для психологической адаптации детей-мигрантов к МАДОУ. Она включает в себя 25 занятий, каждое из которых направлено на формирование и развитие таких психических процессов как внимание, память, мышление, а также предполагает привитие детям коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки.
Цель: создание педагогической и социально – психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в системе дошкольных отношений.
создание условий для физического и психического здоровья детей;
создание специальных педагогических и социально – психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с детьми, а так же сделать наиболее безболезненным пребывание ребёнка в первые дни в МАДОУ;
создание условий для психологической адаптации детей;
знакомство с основными правилами МАДОУ;
привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
обучение элементарным приёмам обратной связи;
развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Основные принципы работы с детьми:
учёт психологических особенностей развития детей;
учёт индивидуальных особенностей детей;
учёт возрастной мотивационной непоследовательности ребёнка.
Данная программа ориентирована на коллективную форму работы. Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку (понравилось, не понравилось) и смысловую (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, что они делали в прошлый раз, что особенно понравилось, зачем они это делали.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
наличие положительного эмоционального отношения к МАДОУ детей-мигрантов;
проявление особого интереса к новому, необычному;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в новых условиях пребывания;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие со сверстниками) при решении различных творческих задач;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение друг к другу.
Социологические результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни;
ориентированность в культурном разнообразии окружающей действительности, участие в жизни группы;
применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие устойчивого интереса к познанию нового;
знание основных правил, поведения в МАДОУ;
Воспитанники научатся:
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы педагогом-психологом;
выполнять работу по заданной инструкции;
использовать изученные правила и знаки;
Воспитанники получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий,
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы;
решать творческую задачу, используя известные средства;
включаться в самостоятельную творческую деятельность.
Воспитанники научатся:
соблюдению правил поведения и режима дня в МАДОУ;
задавать вопросы в культурной форме.
Воспитанники получат возможность научиться:
работать в парах;
проводить самооценку и оценку выполненных заданий, действий, обосновывая её по критериям;
выработать умение договариваться друг с другом;
обращаться друг к другу за помощью
Воспитанники научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
комментировать последовательность действий;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
умению выражать свои мысли;
умению вести дискуссии;
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Воспитанники получат возможность научиться:
выражать собственное эмоциональное отношение к увиденному и услышанному;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством педагога-психолога).
Структура развивающих занятий
Занятия проводятся с использованием разнообразных игр, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, режиссерских игр на увлекательные и интересные для детей темы. Элементами игры являются специальные упражнения, направленные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах психики. Каждоеупражнение включается в деятельность, фантазию, чувства. Все предметы могут быть воображаемые. Проводить такие игры-занятия можно в любом возрасте, начиная с 3 лет. Участниками, персонажами игры становятся сами дети.
Разминка — приветствие — вхождение в занятие
сбросить инертность физического и психического самочувствия;
разогреть внимание и интерес, настроить на активную работу и контакт.
Психогимнастика. Гимнастика эмоций и чувств
выработать умение выразить образ фантазии в движении тела, наполнить эмоциональным, мимическим, невербальным (или звуковым) содержанием;
обогатить сферу навыков и умений, необходимых для создания атмосферы сотрудничества и сотворчества.
Физическое движение в психогимнастике выражает образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Дети осознают и называют словом и движением тела или мимики собственное эмоциональное состояние и состояние друг друга, упражняются в выражении и возврате чувств и эмоций, определяют собственные желания и интересы.
Постучим по барабану, как зайчики. Вы чувствуете, как напряглись пальчики? Чувствуете,
как напряглись кулачки, мышцы рук? А личико какое? (Веселое, радостное.) На празднике стучат зайчики по барабану. Теперь реже стучим, медленнее, тише. А сейчас быстрее, чаще, громче.
Устали ручки у зайчиков. Отдыхают. Почувствуйте, как ладошки, ручки расслабляются и отдыхают.
пробудить или раскрепостить эмоции в детях, раскрыть эмоциональное богатство, скрытое в каждом ребенке;
расширить диапазон средств самовыражения;
учить лучше ориентироваться в своем внутреннем мире (своих состояниях, желаниях, потребностях, возможностях, затруднениях).
В сюжет занятий включается 2-3 упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, направленные на развитие способности понимать свои и чужие эмоции; интерес - внимательность, радость - удовольствие, удивление, горе - отчаяние - страдание - сострадание, гнев - злость - зависть, обиду - досаду, презрение - брезгливость, отвращение, страх - испуг, стыд - вину, тревогу — беспокойство, сочувствие - жалость - нежность, грусть - печаль.
Эти упражнения открывают детям эмоциональное богатство, скрытое в каждом человеке.
развивать вербальные и невербальные средства общения;
расширить диапазон практических умений конструктивного взаимодействия в условиях беседы, разговора, высказываний;
развивать способности к самоопределению и целеполаганию.
тренировать умение детей регулировать свои поведенческие реакции (ссоры детей, раздел игрушек, желание познакомиться, стеснительность, переживание наказания или обиды, переживание страха);
овладевать технологией разрешения межличностных противоречий и конфликтов;
развивать лучшее видение, умение слушать, чувствовать и понимать других детей и строить собственное продуктивное поведение.
Окончание занятия
закрепить полученный положительный эффект, создать положительные эмоции от совместной деятельности, формировать у каждого участника чувства принадлежности к группе;
овладевать некоторыми стратегиями достижения успеха.
Занятия начинаются с приветствия и заканчиваются прощанием, что является своего рода ритуалом, направляющим детей на совместную деятельность, сплочение детского коллектива. Поскольку эмоции заразительны, в сложившемся детском коллективе все эмоциональные переживания более яркие. Главное направление занятий - создать благоприятный эмоциональный фон, максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения и игры.
Использование сказок-метафор на занятиях
Сказка является эффективным средством общения с детьми. Слушая, рассказывая и придумывая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они любят сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Дети запоминают их, требуют повторять, переделывают их, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Метафоры и персонажи сказки - это способ воздействия на детское подсознание. Через них дети получают больше информации, чем при обычном разговоре.
На развивающем занятии каждый может стать сказочником.
Как использовать прием создания и использования сказок-метафор?
Следует помнить, что, если мы хотим научить рёбенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, интересно и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен, т. е. на языке детской фантазии и воображения, они на него лучше отзываются.
Читайте также: