Толерантность к мигрантам в доу

Обновлено: 05.07.2024

Чтобы сплотить детей между собой, заинтересовать их в проектной деятельности, необходимо вовлечь родителей (законных представителей). Для нас, педагогов важно, чтобы именно родители (законные представители) сформировали начальные представления о доброте, умении анализировать свои поступки, о толерантном отношении к сверстникам других национальных культур.

Именно реализация проекта началась с родителей (законных представителей).На родительском собрании перед родителями было озвучено о проблемах воспитаниия в детях толерантного отношения к друг другу. Проведение анкетирования на собрании помогло нам определить социальный статус каждой семьи, а так же мы старались повысить компетентность родителей по правовым воспросам, заинтересовать их в данной проблеме.

Родителям было предложено разделиться на 3 группы, в которую входили бы родители разных национальных культур. У каждой группы была своя цель. 1 группа занималась оснащением предметно-развивающей среды в группе, которая отвечала бы принципам культуросообразности и индивидуальности; 2 группа- приобретением дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационного материала, картин художников мира, создание картотеки подвижных игр народов мира, подбор художественных произведений разных народов и т.д.; 3 группа- самая ответственная, это вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку мероприятий по данной теме.

В зоне речевого развития появились книги со сказками разных народов, с множеством различных красочных иллюстраций, дидактические игры «Одень куклу в национальный костюм мира (народов России).

Особое место отводиться уголку ряженья. Родители сшили национальные костюмы России, Украины, Армении, Татарстана. Подготовили маски для инсценировки сказок, кукольные настольные театры. А вот в уголке физического воспитания была размещена картотека подвижных игр народов мира и атрибуты к ним.

Одной из замечательных затей, родителей и детей, было создание мини-музея, в который были собраны предметы домашнего обихода разных национальностей. Были обшиты куклы в разные национальные костюмы. Подготовлены тематические альбомы, с описанием культуры и традиций разных народов ( тех детей, которые посещают детский сад и группу).

Самая главное в реализации проекта отводится конечно детям. С детьми были проведены как традиционные, так и инновационные формы взаимодейстия. Хотелось бы остановиться более подробно на них.

В течении всего проекта с детьми проводились сюжетно-ролевые игры, где основная цель являлась освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Жизнь дошкольников стала интереснее и красочнее после того, когда мы знакомили их с национальными играми, бытом, одеждой, трудом тех или иных народов. Много времени уделялось ознакомлению с художественной литературой, с фольклором, искусством каждого народа, известными людьми.

Особое место в детском саду отводится непосредственной образовательной деятельности. В совместной образовательной деятельности я старалась уделять больше воспитанию этики, в процессе которой дети усваивали азы толерантности. Но формирование толерантности происходило постепенно, так как все дети разные. Одни активные и доброжелательные, другие застенчивые, а третьи вообще замкнутые, и у каждого свои индивидуальные особенности.

Для детей был подготовлен большой видео- и аудиоматериал, где они знакомились с музыкальными произведениями разных народов, танцами, мультфильмами, историями и обычаями людей разных национальностей и рас. Интересным было окунуться в мир старинных вещей. Так детская городская библиотека организовала с детьми встречу, где предоставили детям возможность окунуться в мир прошлого, в мир старинных русских предметов быта. Дети после встречи остались довольны, обменивались своими впечатлениями.

В гости к детям приходил член татарской общины, Рауза Нигматулловна, которая является постоянным участником Фестиваля национальных культур Калужской области. Она рассказала детям о татарской культуре, продемонстрировала детям костюм своего народа. Дети с интересом слушали, задавали вопросы Раузе Нигматулловне.

Хотелось бы отметить, что на данном мероприятии, в качестве гостей присутствовали члены Совета Ветеранов по микрорайону Силикатный, в который входят представители белорусской , украинской, монгольской национальной культуры.

Таким образом, взаимодействие с детьми и их родителями (законными представителями) по воспитанию толерантности дошкольников в ДОУ можно считать положительными.

Что касается родителей, то у взрослых появился интерес к участию в совместной деятельности, пробудилось желание больше узнать о истории разных стран и регионов.

У детей сформировались такие качества как- отзывчивость, справедливость, стали более активнее взаимодействовать со сверстниками других национальных культур, проявляют уважение и интерес к культуре других стран. А самое главное, по-моему мнению, укрепились связи между всеми участниками образовательного процесса, возродились добрые традиции между детьми, появились чувства милосердия, доброты, оказание помощи чужим людям., к людям других национальных культур.

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

• этика и стратегия ненасилия;

• идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

• необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении

Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. Мы живем в много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

Под толерантностью исследователи понимают:

- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Формирование толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями в данном направлении.

В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т. д.

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.

Задачи:

1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

2. Пополнение материальной базы ДОУ.

3. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

4. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.

5. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.

7. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители (законные представители, дети.

Время реализации проекта: октябрь 2017 года – май 2018 года.

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.

Стратегия достижения поставленной цели и задач - воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.

I этап – Подготовительный:

1. Разработать план работы по формированию толерантности на 2017-2018 учебный год (Исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).

2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).

3. Внедрение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).

4. Создание картотеки подвижных игр народов мира (исполнитель: инструктор по физкультуре)

5. Оснащение предметно-развивающей среды в группах и ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности (исполнители: воспитатели группы).

6. Проведение опроса для воспитателей "Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у детей" (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.)

7. Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности. (исполнители: воспитатели группы, педагог-психолог Галь Я. В.)

8. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников (исполнитель: педагог-психолог Галь Я. В.).

II этап - реализация проекта.

Цель - разработка плана работы по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста.

1. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам.

2. Оснащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.

1. Оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе,

организация информационного пространства среди родителей

2. Внедрение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов,

приобретение картин художников мира, создание картотеки подвижных игр народов мира.

3. В выпусках стендовой информации отражать вопросы и проблемы воспитания толерантности у детей.

4. Создание альбомов об обычаях и традициях народов России совместно с обучающимися и родителями.

Этапы и даты проекта:

1 этап - октябрь 2017 года;

2 этап – май 2018 года Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.

2. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей по следующим параметрам.

- имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;

- имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.

- умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка;

- умение безконфликтного общения.

Этапы:

рассматривание альбомов неделя зимних игр и забав; чтение русских народных закличек, песенок, потешек. (Воспитатели групп, педагог-психолог)

Мини-проекты о своей семье Фотовыставка любимых мест в городе (педагог-психолог,

воспитатели групп, родители).

Рассказ о старинных обычаях встречи весны на Кавказе. (родители, воспитатели групп)

В течение года - Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста:

1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности;

3. Создание и выставки семейных альбомов;

5. Просмотр видеофильмов о семейных праздниках;

6. Оформление информационных стендов для родителей.

Май –июнь 2018: Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ

1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

2. Участив в семинарах, конференциях;

3. Создание фонда видео- аудиоматериалов;

4. Создание картотек:

- игры народов мира

- сказки народов мира

5. Публикация наработок в СМИ;

6. Создание методического пособия.

Июнь 2016. Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста.

1. Анкетирование родителей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения.

2. Анализ по итогам анкетирования сформированности. толерантного отношения у детей, родителей.

3. Отчет педагога-психолога о проделанной работе (педагог-психолог).

Разработка и проведение мероприятий недели толерантности:

С 12 по 16 ноября - чтение сказок народов мира в течение недели.

Работа с родителями:

- Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.

III этап: Презентация проекта.

Презентация проекта на собрании педагогов. Ожидаемые результаты.

В результате реализации проекта будет:

1. Пополнен методический кабинет современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста; появятся картотеки подвижных игр, сценарии спортивного праздника, досуги с родителями.

2. В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.

3. Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности); укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

4. У детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.

Оценка результатов: уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах. Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

- положительное отношение к реализации данного проекта – 85%;

- участие родителей в проводимых мероприятиях - 70%;

- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;

- положительный психологический климат в группе – 100%;

Реализация данного проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей, а дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС до ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ. «Какое счастье получить доброе истинно – христианское воспитание,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Воспитатели: Адилова Э.С

Актуальность проекта

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

этика и стратегия ненасилия;

идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Под толерантностью исследователи понимают:

- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей.

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями в данном направлении.

В результате реализации данного проекта в группе будет создана среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.

Цели и задачи проекта

Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.

1.Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

2.Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.

3.Р асширять представления детей о национальных традициях людей, живущих в других странах;

4. Организация партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

Участники : педагоги детского сада, родители, дети.

Время реализации проекта : ноябрь 2015 года – май 2016 года.

Ожидаемые результаты

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.

3. Обогатится развивающая предметно – пространственная среда

Стратегия достижения поставленной цели и задач

Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.

I этап: Подготовительный.

Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности

Изготовление дидактических игр, наглядно-демонстрационных материалов, приобретение картин художников мира

Создание картотеки подвижных игр народов мира

Оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности

Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у детей в выпусках групповой газеты.

Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности.

II этап: Реализация проекта.

Разработка плана работы по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста.

1. повышение компетентности родителей по правовым вопросам.

2. оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.

оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе,

организация информационного пространства среди родителей

Изготовление дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов

приобретение картин художников мира

создание картотеки подвижных игр народов мира

В выпусках групповой газеты отражать вопросы и проблемы воспитания толерантности у детей;

Создание альбомов об обычаях и традициях народов России

Педагоги группы, родители

Подвижные игры на прогулке

Настольные и напольные игры;

творческие рассказы по теме

фильмы о городе, о людях живущих в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе,

неделя национальных зимних игр и забав,

чтение русских и татарских народных закличек, песенок, потешек.

Общение с детьми – необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений.

Данная проблема широко освещена в психолого-педагогической литературе. Т.А.Репина в своих исследованиях обращалась к вопросу развития отношений детей в группе детского сада. Т.В.Антонова рассматривала своеобразие проявления старшими дошкольниками инициативности в общении со сверстниками. А.А. Рояк оставила психологическую характеристику трудностей в межличностных отношениях у дошкольников. Р.А.Иванкова, Р.Л.Кричевский изучали влияние деятельности на взаимоотношения детей.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка.

Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особое значение это приобретает, если этот детский сад является многонациональным.

Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни.

Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно. В России с ее многонациональным составом, злободневность изучения теоретической и практической разработки в условиях поликультурных образования и воспитания в ДОУ обусловлено необходимостью развития новой национальной общности – россиян. Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в предметно-развивающей среде детского сада, и т.д. делают изучение проблемы развития межличностных отношений в поликультурной среде детского сада одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- концепции А. Н. Джуринского в области межнационального общения, взаимоотношений, межличностных отношений, а так же в области поликультурного воспитания в России и за рубежом;

- исследования Т.А. Репиной о развитии отношений детей в группе детского сада;

- концепция Д.Б. Эльконина о воспитательном значении игры ;

- исследования М.И. Лисиной об общении детей со сверстниками и взрослыми;

- исследования Е.М.Щербаковой в области формирования взаимоотношений дошкольников в процессе игровой деятельности;

- исследования Д.В. Менджерицкой о детской игре;

- концепция С.Л. Рубинштейна о развитии сознания в деятельности;

- положение А.В. Запорожца об амплификации, т.е. обогащении детского развития. Это дает возможность определить оптимальную форму взаимодействия ребенка и взрослого в развивающих целях;

- концепция А.Н. Леонтьева об итериоризации внешних мнемических средств и приемов запоминания, переход от опоры на внешние стимулы к опоре на внутренние действия;

- концепция С.Л. Рубинштейна о развитии сознания в деятельности, показывающее , что для развития необходима специально организованная деятельность.

Цель: развитие основ межнациональной толерантности ребенка в дошкольном детстве.

1. Формировать интерес детей к традициям и культуре народов, населяющих нашу планету.

2. Развивать умение находить общее и различие в культуре разных народах.

3. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения и национальности.

Список использованной литературы:

  1. Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.

3. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. - М.: Права человека, 2002. - 40 с.

4. Давыдова, О.И. Этнопедагогическая подготовка педагога / О.И. Давыдова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 481-483.

6. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.

7. Коломийченко, Л. Программа социального развития: подготовительная к школе группа: раздел "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ" / Л. Коломийченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 15-25.

8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М., 2001.

16. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. - 2002. - № 20 (16 - 31 октября 2002 г.).

17. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 127-128.

Нажмите, чтобы узнать подробности

И в семье, и в детском саду в общении с педагогами и сверстниками дошкольники осваивают пространство культуры, приобретают жизненные навыки, усваивают норма поведения. В личностном взаимодействии взрослых с детьми, самих детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Взаимодействие, построенное на основе общечеловеческих ценностей, взаимном принятии его участников, обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества.

Детский сад и семья — важнейшие институты первичной социализации ребенка-дошкольника.

И в семье, и в детском саду в общении с педагогами и сверстниками дошкольники осваивают пространство культуры, приобретают жизненные навыки, усваивают норма поведения. В личностном взаимодействии взрослых с детьми, самих детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Взаимодействие, постро енное на основе общечеловеческих ценностей, взаимном принятии его участников, обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества.

Исходя из исследований по работе детского сада с родителями, в работе обосновывается предположение, что основой взаимодействия взрослых является педагогическая компетентность педагогов и педагогическая культура родителей в организации адаптационного периода детей-мигрантов через поиск наиболее эффективных способов сотрудничества взрослых, разработку и реализацию соответствующей педагогической технологии взаимодействия.
Социально-экономическая жизнь семьи теснейшим образом связана с эмоциональным, поведенческим, личностным развитием ребенка. Поэтому в связи с переменой места жительства появляются и проблемы адаптации ребенка к новому дошкольному учреждению, которое он начинает посещать. Ребенок старшего дошкольного возраста уже владеет своим родным языком, он привык к определенному образу жизни в сферах семейных и межэтнических отношений, которые соответствуют традиционным ценностным ориентациям этноса.

Работа педагога-психолога в МАДОУ заключается не только с детьми-мигрантов, но и с педагогами и родителями.

Работа с детьми-мигрантов в первую очередь включает себя адаптацию к условиям поликультурного пространства МАДОУ, повышения уровня познавательных способностей и развития речи у детей-мигрантов. Психологическое сопровождение обеспечивается педагогом-психологом и заключается в диагностике уровня развития ребенка, его личностных особенностей, своеобразия интересов и склонностей, помощи в преодолении стресса, развитии коммуникативных способностей и когнитивной сферы.

Работа с педагогами заключается в развитии высокого уровня компетентности и готовности к педагогическому сопровождению ребенка из семьи мигрантов, стремление воспитателей к открытому, позитивному и доверительному общению с детьми и их родителями для благоприятного условия адаптации сверстников. Без глубокого осознания народной (этнической) природы воспитания не может быть взаимной толерантности взрослых участников образовательного процесса; нахождения подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его педагогического сопровождения; компетентного ознакомления детей с национальной культурой.

3. Ознакомление родителей с национальными особенностями воспитания детей в России и странах семей-мигрантов. Необходимость данного этапа обусловлена тем, что у разных народов свои национальные особенности социальной жизни и культуры, свои обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации.

Именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение как в трансляции этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка из семьи мигрантов в организации его социальной адаптации в детском саду предполагает взаимодействие в работе с детьми и родителями всех специалистов дошкольного учреждения.

Адаптироваться к МАДОУ детям-мигрантов — задача не из легких. Происходит это у всех по-своему.

Программа предназначена для психологической адаптации детей-мигрантов к МАДОУ. Она включает в себя 25 занятий, каждое из которых направлено на формирование и развитие таких психических процессов как внимание, память, мышление, а также предполагает привитие детям коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки.

Цель: создание педагогической и социально – психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в системе дошкольных отношений.

создание условий для физического и психического здоровья детей;

создание специальных педагогических и социально – психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с детьми, а так же сделать наиболее безболезненным пребывание ребёнка в первые дни в МАДОУ;

создание условий для психологической адаптации детей;

знакомство с основными правилами МАДОУ;

привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

обучение элементарным приёмам обратной связи;

развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Основные принципы работы с детьми:

учёт психологических особенностей развития детей;

учёт индивидуальных особенностей детей;

учёт возрастной мотивационной непоследовательности ребёнка.

Данная программа ориентирована на коллективную форму работы. Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку (понравилось, не понравилось) и смысловую (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, что они делали в прошлый раз, что особенно понравилось, зачем они это делали.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

наличие положительного эмоционального отношения к МАДОУ детей-мигрантов;

проявление особого интереса к новому, необычному;

приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в новых условиях пребывания;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие со сверстниками) при решении различных творческих задач;

развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение друг к другу.

Социологические результаты:

наблюдение за различными явлениями жизни;

ориентированность в культурном разнообразии окружающей действительности, участие в жизни группы;

применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном разнообразии.

Предметные результаты:

развитие устойчивого интереса к познанию нового;

знание основных правил, поведения в МАДОУ;

Воспитанники научатся:

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы педагогом-психологом;

выполнять работу по заданной инструкции;

использовать изученные правила и знаки;

Воспитанники получат возможность научиться:

понимать цель выполняемых действий,

адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной работы;

решать творческую задачу, используя известные средства;

включаться в самостоятельную творческую деятельность.

Воспитанники научатся:

соблюдению правил поведения и режима дня в МАДОУ;

задавать вопросы в культурной форме.

Воспитанники получат возможность научиться:

работать в парах;

проводить самооценку и оценку выполненных заданий, действий, обосновывая её по критериям;

выработать умение договариваться друг с другом;

обращаться друг к другу за помощью

Воспитанники научатся:

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

комментировать последовательность действий;

выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

участвовать в коллективном обсуждении;

умению выражать свои мысли;

умению вести дискуссии;

выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Воспитанники получат возможность научиться:

выражать собственное эмоциональное отношение к увиденному и услышанному;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством педагога-психолога).

Структура развивающих занятий

Занятия проводятся с использованием разнообразных игр, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, режиссерских игр на увлекательные и интересные для детей темы. Элементами игры являются специальные упражнения, направленные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах психики. Каждоеупражнение включается в деятельность, фантазию, чувства. Все предметы могут быть воображаемые. Проводить такие игры-занятия можно в любом возрасте, начиная с 3 лет. Участниками, персонажами игры становятся сами дети.

Разминка — приветствие — вхождение в занятие

сбросить инертность физического и психического самочувствия;

разогреть внимание и интерес, настроить на активную работу и контакт.

Психогимнастика. Гимнастика эмоций и чувств

выработать умение выразить образ фантазии в движении тела, наполнить эмоциональным, мимическим, невербальным (или звуковым) содержанием;

обогатить сферу навыков и умений, необходимых для создания атмосферы сотрудничества и сотворчества.

Физическое движение в психогимнастике выражает образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Дети осознают и называют словом и движением тела или мимики собственное эмоциональное состояние и состояние друг друга, упражняются в выражении и возврате чувств и эмоций, определяют собственные желания и интересы.

Постучим по барабану, как зайчики. Вы чувствуете, как напряглись пальчики? Чувствуете,

как напряглись кулачки, мышцы рук? А личико какое? (Веселое, радостное.) На празднике стучат зайчики по барабану. Теперь реже стучим, медленнее, тише. А сейчас быстрее, чаще, громче.

Устали ручки у зайчиков. Отдыхают. Почувствуйте, как ладошки, ручки расслабляются и отдыхают.

пробудить или раскрепостить эмоции в детях, раскрыть эмоциональное богатство, скрытое в каждом ребенке;

расширить диапазон средств самовыражения;

учить лучше ориентироваться в своем внутреннем мире (своих состояниях, желаниях, потребностях, возможностях, затруднениях).

В сюжет занятий включается 2-3 упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, направленные на развитие способности понимать свои и чужие эмоции; интерес - внимательность, радость - удовольствие, удивление, горе - отчаяние - страдание - сострадание, гнев - злость - зависть, обиду - досаду, презрение - брезгливость, отвращение, страх - испуг, стыд - вину, тревогу — беспокойство, сочувствие - жалость - нежность, грусть - печаль.

Эти упражнения открывают детям эмоциональное богатство, скрытое в каждом человеке.

развивать вербальные и невербальные средства общения;

расширить диапазон практических умений конструктивного взаимодействия в условиях беседы, разговора, высказываний;

развивать способности к самоопределению и целеполаганию.

тренировать умение детей регулировать свои поведенческие реакции (ссоры детей, раздел игрушек, желание познакомиться, стеснительность, переживание наказания или обиды, переживание страха);

овладевать технологией разрешения межличностных противоречий и конфликтов;

развивать лучшее видение, умение слушать, чувствовать и понимать других детей и строить собственное продуктивное поведение.

Окончание занятия

закрепить полученный положительный эффект, создать положительные эмоции от совместной деятельности, формировать у каждого участника чувства принадлежности к группе;

овладевать некоторыми стратегиями достижения успеха.

Занятия начинаются с приветствия и заканчиваются прощанием, что является своего рода ритуалом, направляющим детей на совместную деятельность, сплочение детского коллектива. Поскольку эмоции заразительны, в сложившемся детском коллективе все эмоциональные переживания более яркие. Главное направление занятий - создать благоприятный эмоциональный фон, максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения и игры.

Использование сказок-метафор на занятиях

Сказка является эффективным средством общения с детьми. Слушая, рассказывая и придумывая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они любят сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Дети запоминают их, требуют повторять, переделывают их, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Метафоры и персонажи сказки - это способ воздействия на детское подсознание. Через них дети получают больше информации, чем при обычном разговоре.

На развивающем занятии каждый может стать сказочником.

Как использовать прием создания и использования сказок-метафор?

Следует помнить, что, если мы хотим научить рёбенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, интересно и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен, т. е. на языке детской фантазии и воображения, они на него лучше отзываются.

Читайте также: