Титульный лист конкурса школа территория здоровья

Обновлено: 05.07.2024

Постникова Снежана Николаевна – учитель английского языка

Автор – преподаватель математики Соломатина Татьяна Александровна

Страна – Россия

Республика / край – нет

Город / поселение – г. Москва

Краткое описание – Цель мероприятия – воспитание и пропаганда здорового образа жизни. Мероприятие вызывает живой познавательный интерес учащихся и на основе математических методов позволяет наглядно продемонстрировать последствия курения.

Мероприятие направленно на формирование основ правильного питания, а также знакомство с традициями коми кухни.

"Театр – это кафедра, с которой можно много сказать миру добра", - писал Н.В.Гоголь. Театротерапия полезна и родителям, и педагогам, и, конечно же, учащимся. Социальный театр позволяет укрепить духовное здоровье, учит подростков справляться с проблемами самостоятельно, а родителей – понимать собственных детей через режиссуру на сцене. Социальный театр можно рассматривать как средство психотерапевтического воздействия, оказывающее положительное влияние на здоровье человечества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2

Здоровьесберегающая инфраструктура

В 2016-2017 году в школе обучается 456 учащихся в 24-ти классах.

Режим работы ОУ: для 2-11 классов - шестидневная рабочая неделя, занятия начинаются в 8.00 ч. заканчиваются 14.00 ч. Для 1классов – пятидневная рабочая неделя. Продолжительность уроков 45 минут (1 классах – 35 мин.), перерывы по 15 минут, после 1 и 2 урока, 20 минут после 4 и 5 урока, динамическая пауза (1 классах.) – 40 минут. Школа работает в одну смену, занятия дополнительного образования начинаются во второй половине дня. Расписание занятий (включая дополнительное образование, внеурочную деятельность) составлено согласно Закону об образовании, СанПиН от 2.4.2.2821-10, нормативам базисного учебного плана и учебного плана школы. Во второй половине дня работают спортивные секции, кружки технического творчества, предметные кружки, детские объединения. Общее количество классов-25. Наполняемость классов – от 15 до 25 человек.

100% помещений соответствует требованиям СанПин

Большая часть кабинетов оснащена необходимыми современными ТСО. В школе имеется 2 МФУ, 3 принтера,7 интерактивных досок

Оснащены современными компьютерами в количестве 26 штук

Учебные мастерские и студии

соответствуют требованиям СанПин не менее чем в 80% кабинетов

Воздушно-тепловой режим в помещении школы

Регулярно контролируется СЭС

Освещенность мест занятий

Регулярно контролируется СЭС

Регулярно контролируется СЭС, постоянно поддерживается техперсоналом школы в количестве 8 человек

Соответствуют требованиям СанПин по габаритам и оснащению.

Раздевалки, подсобные помещения

Соответствуют требованиям СанПин по габаритам и оснащению

Спортивное оборудование и инвентарь

Имеется в хорошем состоянии и достаточной комплектации

Оборудование спортивной площадки

Спортивная площадка оборудована в соответствии с действующими рекомендациями

Тренажерный зал, другие помещения для спортивных занятий

Соответствуют требованиям СанПин по габаритам и оснащению

Оснащен обязательным и дополнительным оборудованием

Столовая, обеденные столы, стулья и т.д.

Есть и оснащена современным инвентарем

Оборудование столовой: плита, холодильник, моечное оборудование, прилавок и т.д.

Есть и достаточно оснащена современным оборудованием

Ежедневно завтраки и обеды получают 87% учащихся школы за счет родительских средств и 5,5 % бесплатно обеды за счет средств района.

Регулярно контролируется медперсоналом школы

Квалифицированный медицинский персонал имеется в достаточном количестве

Четыре учителя физкультуры с высшим педагогическим образованием

Один педагог - психолог с высшим педагогическим образованием

Социальный состав семей обучающихся отслеживается заместителем директора по воспитательной работе.

Количество детей в школе (семей)

Социальный статус

полная семья

неполные семьи

многодетные семьи

опекаемые дети

семьи группы риска

малообеспеч. семьи

семьи, воспитывающие детей-сирот

дети, имеющие родителей-инвалидов

семьи, воспитывающие детей-инвалидов

Количество семей беженцев

Количество неблагополучных семей

- высшее образование 38человек (90%);

- среднее специальное образование 4 человека (10%).

Члены педколлектива школы постоянно повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, а также на Интернет - курсах.

Большинство учителей творчески относятся к работе, используя новые нестандартные формы и методы обучения, а также информационные технологии. В течение последних лет педагогический коллектив ведет работу по созданию модели адаптивной школы и переходу на качественно более высокий уровень обучения и воспитания школьников с сохранением здоровья школьников.

Важное место в системе работы школы занимает создание и развитие условий, направленных на сохранение здоровья учащихся, школа проводит целенаправленную и систематическую научно-методическую работу, которая включает в себя:

- рекомендации методических материалов и статей для педагогов по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек;

- разработку комплекса мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;

Учебное расписание в школе строится с повышением от минимальной на 1-м уроке, до максимальной на 2-м и 3-м (для младших классов) и 3-4 (в средних и старших классах), уроках с последующим снижением к последним урокам. В течение недели постепенное повышение общей трудоемкости от понедельника до четверга и снижение в пятницу и субботу. Сдвоенные уроки проводятся только в 10-11 классах по профильным дисциплинам, в них же предусмотрено деление на подгруппы для занятий физической культурой. Регламентация домашних заданий: в профильных классах предусматривается обязательные и рекомендуемые задания, определяются предметы, по которым домашние задания отменены. Запрещается проведение более одной контрольной или поверочной работы в классе в течение одного дня.

В учебный процесс, включены элементы активного отдыха, направленные на уменьшение неблагоприятного влияния учебной работы в частности:

- проведение гимнастики до занятий;

- включение непосредственно в процесс занятия элементов активного отдыха:

физкультминутки, физкультпаузы, переключение внимания и др.

- организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на состояние здоровья учащихся ( неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно- информационного принципа учебного процесса, отсутствие эмоционального фона на уроке).

- Использование регионального и школьного компонентов учебного плана:

- введение в учебный план третьего урока физкультуры;

- интеграция основных проблем воспитания культуры здоровья в преподавание других учебных дисциплин – биологии, основ безопасности жизнедеятельности, физики;

- Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам углубленного медицинского осмотра;

- Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся; работа медико - психолого-педагогического консилиума;

- Организация горячего двухразового питания, витаминизация третьих блюд.

Образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни.

Неотъемлемой частью процесса формирования культуры здоровья, его сохранения и укрепления является обучение здоровью. Это обучение должно сформировать:

понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

отношение к здоровью как к ценности;

целостное представление о человеке, навыки управления своим здоровьем;

знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний;

навыки оказания первой медицинской помощи;

культуру межличностных отношений;

навыки безопасного для здоровья поведения в различных жизненных ситуациях;

понимание необходимости саморазвития и самосовершенствования.

Система организации занятий по формированию физической культуры в школе может быть представлена схематично:

Образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни дает положительные результаты при использовании последовательной и непрерывной системы обучения здоровому образу жизни всеми педагогами школы на разных этапах обучения средствами всех школьных предметов.

Тематическое и содержательное наполнение образовательного процесса по формированию культуры здоровья у учащихся

1) знание своего тела, самопознание через ощущение, чувства, образ.

2) функции основных систем организма; физиологические и психические процессы в различного периода взросления.

3) представление о здоровом и больном теле в разных культурах; обменные и инфекционные болезни, приводящие к нарушению формы тела и/или инвалидности; самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения.

природоведение, биология, история, обществознание,

физкультура, классные часы

1) правила межличностного общения; дружба; поведение на улице и в общественных местах; правила поведения с незнакомыми людьми; правила семейного общения; правила ребенка в семье. 2) базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание. Виды и формы общения. Способы реагирования на критику. Способы разрешения конфликтов с родителями, друзьями, учителями. Отношения между мальчиками и девочками

3) индивидуальные различия в восприятии и понимании людьми друг друга. Интимные межличностные отношения: дружба, любовь, вражда, одиночество.

Чтение, культура общения, литература, окружающий мир,

обществознание, биология, физкультура,

III . Гигиенические правила предупреждение инфекционных заболеваний.

1.Гигиена тела, гигиена полости рта, гигиена труда и отдыха.

2.Профилактика инфекционных заболеваний.

окружающий мир, природоведение, биология

трудовое обучение, классный час.

IV . Питание и здоровье

1. Питание – основа жизни

2. Гигиена питания.

окружающий мир, природоведение, биология, трудовое обучение, химия, ОБЖ, классный час.

V . Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

1.Безопасное поведение на дорогах.

2.Бытовой и уличный травматизм

3. Проведение в экстремальных ситуациях.

окружающий мир, природоведение, химия, физика, трудовое обучение, ОБЖ, физкультура, классный час.

VI , Культура потребления медицинских услуг.

1. Выбор медицинских услуг

2. Обращение с лекарственными препаратами.

Биология, химия, ОБЖ, классный час, беседы врача.

Предупреждение злоупотребления ПАВ.

1) Формальные и неформальные группы, их социально-психологическая специфика. Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя. Защита себя и других в ситуациях употребления ПАВ

биология, химия, обществознание, история, ОБЖ, классный час.

В образовательные программы большинства учебных дисциплин: физическая культура, ОБЖ, физика, химия, биология, технология, математика, информатика, география, музыка, изобразительное искусство, русский и иностранный языки, история, литература, обществознание - включены темы, которые воспитывают у учащихся культуру здоровья, формируют грамотность в вопросах здоровья, потребность вести здоровый образ жизни, заботу о собственном здоровье.

На уроках информатики дети знакомятся с правилами безопасного обращения с компьютерами:

следует выбирать безопасные для здоровья мониторы или устанавливать защитный экран;

экран монитора следует устанавливать так, чтобы на него не падали прямые лучи солнечного света ;

в темной комнате работать за компьютером вредно ;

глаза устанут меньше, если прерывать работу каждый час и отдыхать 10 минут, а также, если сидеть от экрана монитора на расстоянии вытянутой руки;

полезен зеленый коврик на уровне глаз за монитором, на который время от времени следует смотреть секунд по десять.

Во время физкультминуток учащиеся делают физические упражнения: если устали глаза, если устала спина, если устали ноги, если устали руки, упражнения для расслабления глазных мышц после работы за компьютером.

Неблагоприятное воздействие работы на компьютере изучено достаточно хорошо. Поэтому время пользования компьютерами на уроке строго лимитировано . Непрерывная длительность занятий не превышает:

для учащихся 1 классов – 10 минут;

для учащихся 2-5 классов – 15 минут;

для учащихся 6-7 классов – 20 минут;

для учащихся 10-11 классов - 30 минут на первом часу занятий, 20 минут на втором.

На родительских собраниях учителя информатики знакомят родителей учащихся с гигиеническими требованиями использования учащимися персональных компьютеров и дают рекомендации о продолжительности непрерывных занятий с персональным компьютером для учащихся разных возрастов.

В образовательную программу по музыке включены бодрые, веселые музыкальные произведения советской песенной классики, песни времен Великой Отечественной войны, народная музыка, отрывки из классических произведений. На собственном примере учащиеся убеждаются в том, что музыка способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе. Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная — улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом. Поэтому все большее число учителей в школе, особенно в начальных классах, используют терапевтический эффект специально подобранных музыкальных произведений

Особую роль в формировании здорового образа жизни учащихся играют мероприятия, проводимые по воспитательной работе совместно с классными руководителями и учителями-предметниками. Только в 2014-2015 учебном году учащиеся школы приняли участие в следующих муниципальных и республиканских конкурсах:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. Данный проект направлен на становление ценностного отношения среди учащихся, педагогов и родителей к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья, пропаганду занятий физической культурой и спортом, улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.

Проект включает: обоснование актуальности проекта; цели и задачи проекта; комплексный план мероприятий с указанием этапов и сроков реализации; смету расходов; ожидаемые результаты

Областное государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

"Приволжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"

ОГКОУ "Приволжская школа-интернат VIII вида"

155550, Ивановская область, г.Приволжск,


СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2013 – 2019 учебный год

Актуальность проекта …………………………………………………… 5-10

План мероприятий по реализации проекта….………………………. 13-21

Критерии эффективности деятельности ОУ

при реализации проекта…………………………………………………. 22

Мониторинг в рамках проекта. «Сохранение и укрепление

Этапы реализации проекта "Школа - территория здоровья"…….….. 25-28

Управление реализацией проекта………………………………………….29

Калинина Н.А., Кирпичников Е.А.

Рабочий телефон: 3-29-67

Акимова Е.Л., Цветков С.А.

Сроки реализации проекта

2013-2016 учебный год

Учителя, воспитатели, учащиеся, родители, администрация, пассивные участники, медицинские работники

Партнеры уровня активного взаимодействия

Цель и задачи проекта

Формирование целостной системы культуры здоровья обучающихся, родителей и педагогов. Создание модели образовательного пространства школы, как школы-территории здоровья, формирующей культуру здоровья.

воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье);

организация здоровьесберегающего образовательного пространства (отсутствие перегрузок; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе);

формирование культуры досуга и отдыха субъектов образовательного пространства;

организация занятий активно-двигательного характера - динамические паузы, физминутки, спортивные занятия, работа специальных групп для ослабленных детей;

диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

повышение мотивации участников образовательного процесса к ведению и пропаганде здорового образа жизни.

Краткое описание проекта

Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. Данный проект направлен на становление ценностного отношения среди учащихся, педагогов и родителей к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья, пропаганду занятий физической культурой и спортом, улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.

Проект включает: обоснование актуальности проекта; цели и задачи проекта; комплексный план мероприятий с указанием этапов и сроков реализации; смету расходов; ожидаемые результаты.

Этапы реализации Проекта

Подготовительный (проектировочный) этап –сентябрь2013 г.

Формирующий этап – октябрь 2013 г.

Практический (основной ) этап – октябрь2013 г. – май 2016г.

Обобщающий этап – июнь 2016 г.

Сохранение и укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ, реализацию здоровьесберегающих мероприятий.

Включение школьников в деятельность физкультурно-спортивных секций.

Улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.

Сохранение и укрепление здоровья педагогических работников через реализацию здоровьесберегающих мероприятий.

Улучшение показателей динамики здоровья обучающихся:

- сохранения контингента обучающихся отнесенных к 1 и 2 группам здоровья;

- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики);

-удовлетворенность школой детей: родителей и педагогов – комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья.

Совершенствование материально-технической базы школы (оборудование спортивного зала, приобретение необходимого спортивного инвентаря).

Система организации контроля реализации проекта

Контроль над ходом выполнения Проекта осуществляет руководитель проекта. Один раз в год авторы проекта информирует педагогический коллектив о реализации Проекта.

Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Этот показатель отражается на индивидуальном уровне и характеризует возможность личности в успешной самореализации и эффективной жизнедеятельности.

Кроме содержательно- организационных инноваций при разработке проекта учитывались социально-экономические факторы, экологические условия, которые отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Снижение уровня жизни, рост преступности, кризис семьи, безработица – все эти факторы влияют на школу в целом и на каждого отдельного ребенка. Известно, что достаточно длительное воздействие неблагоприятных условий жизни детей в семьях вызывает негативное психическое, физическое и др. изменения в организме ребенка. Именно поэтому, при разработке проекта эти условия учитывались при разработке перспективного планирования.

Опыт работы показывает, что у таких детей наблюдается значительные отклонения в поведении и в их личностном развитии. Многим воспитанникам школ-интернатов присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком проявлении: отсутствие навыков гигиены, не способность адаптироваться к незнакомой среде, отсутствие ценностных ориентаций, гиперсексуальность, жестокость, агрессивность, дурные привычки (употребление спиртного, курение, токсикомания и т.д.).

Проблемы сохранения здоровья воспитанников и привития навыков здорового образа жизни является одним из важных направлений в деятельности образовательного учреждения.

Как уже отмечалось, при установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников. Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе.

Практика индивидуального обучения, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе видов внеурочной деятельности, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

С чем же связано столь пристальное внимание к проблеме здоровья школьников со стороны государства? Повышают актуальность проблем охраны здоровья учащихся негативные тенденции, характеризующиеся ростом заболеваемости детей в процессе обучения. Большинство специалистов отмечают, что в целом число детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает более чем в полтора раза. Известно, что частота нарушений здоровья возрастает в периоды наиболее существенных изменений условий обучения: при поступлении в школу (1-й класс), переходе к предметному обучению (5-й класс) и на третью ступень школы (9-й класс). Установлено, что заболеваниям в эти периоды нередко предшествует выраженная эмоционально-стрессовая реакция, возникающая в связи с необходимостью приспосабливаться к новым микросоциальным условиям. Нарушения здоровья учащихся часто имеют дезадаптационный генез. По мнению большинства исследователей данной проблемы именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения. Так, например, за последние 5 лет первичная заболеваемость детей увеличилась в среднем по стране на 12%, подростков - на 35%.

Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов - педагогов. За период обучения в школе показатели здоровья ухудшаются. Можно выделить две группы причин, обуславливающих, со стороны системы образования, эту тенденцию.

Во-первых, организация и условия проведения учебного процесса в целом оказывают неблагоприятное воздействие, как на физическое, так и на психическое здоровье учащихся.

Во-вторых, школа в явно недостаточной степени решает свою образовательную задачу в этой сфере: знания, умения и навыки подростков по вопросам здоровья, их мотивация на ведение здорового образа жизни находятся на низком уровне, что является одной из предпосылок неблагополучия.

В современных условиях коррекционная школа выполняет новые социально- педагогические функции, что обусловлено изменившейся ситуацией в социуме, необходимостью усиления влияния на социокультурную ситуацию вне коррекционной школы. К таким функциям можно отнести:

реабилитацию и охрану здоровья обучающихся в процессе обучения;

социально-педагогическую поддержку семьи;

социально-психологическую помощь детям, родителям, педагогам;

защиту прав детей;

социально-педагогическую помощь в жизненном и социально-профессиональном самоопределении обучающихся.

Именно с этих позиций и разрабатывался данный проект, который включает в себя следующие этапы и виды работ.

Деятельность школы не подменяет деятельность медицинских учреждений, создавая поликлинику в школе, а работает в той части, где она может эффективно не только выявлять или предупреждать отклонение в здоровье, но и позволяет развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка. Проект ориентирован на применение таких психолого-педагогических технологий, которые отражали бы качественно новое осмысление проблематики образования и детского здравоохранения. Такие технологии впоследствии могут и должны применяться в любой школе.

Поскольку главное ради чего существует сегодня школа-это ребенок, его нравственное, духовное, социальное и физическое самочувствие, то проблемой для школы сегодня является проблема сохранения укрепления здоровья школьников.

В школе осуществляется мониторинг здоровья учащихся на основе:

диспансеризации и профилактического осмотра;

показателей заболеваемости учащихся в течение года;

анализа медицинской документации

Данные диспансеризации и профилактического осмотра позволили выявить динамику распределения учащихся по группам здоровья.

от 1 октября 2003 года N 27/4060-6

[О направлении положения о Всероссийском конкурсе "Школа - территория здоровья"]

Министерство направляет положение о Всероссийском конкурсе "Школа - территория здоровья" для организации и его проведения в субъектах Российской Федерации.

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель министра образования
Российской Федерации
Е.Е.Чепурных
1 октября 2003 года

ПОЛОЖЕНИЕ
о Всероссийском конкурсе "Школа - территория здоровья"

Всероссийский конкурс "Школа - территория здоровья" (далее - Конкурс) проводится в рамках реализации Федеральной программы развития образования (ФПРО) на 2004 год с целью обновления содержания и форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях Российской Федерации, привлечения внимания педагогической общественности к вопросам здоровья обучающихся, воспитанников.

Организаторы конкурса

Конкурс проводится Министерством образования Российской Федерации, органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Задачи

Поддержать и обеспечить дальнейшее стимулирование инновационной деятельности образовательных учреждений, содействующих укреплению здоровья.

Реализация целей и задач будет способствовать:

- созданию информационного банка данных моделей школ, содействующих здоровью (обобщение опыта работы образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья);

- выявлению и распространению методик и технологий здоровьесберегающего обучения;

- повышению мотивации участников образовательного процесса к ведению и пропаганде здорового образа жизни;

- дальнейшему развитию связей с наукой, использованию научных исследований в практике оздоровительной работы в учреждениях образования.

Участники конкурса

Порядок и сроки проведения

Конкурс проводится с 1 октября 2003 года по 1 марта 2004 года в субъектах Российской Федерации. Награждение победителей с 1 сентября 2004 года по 1 октября 2004 года.

Требования к содержанию и оформлению материалов

На конкурс представляются:

1. Решение оргкомитета соответствующего субъекта Российской Федерации о присуждении данному образовательному учреждению статуса победителя во Всероссийском конкурсе "Школа - территория здоровья" (не более одного образовательного учреждения от субъекта).

2. Информация о победителе:

а) наименование и юридический адрес образовательного учреждения;

б) копия устава образовательного учреждения;

в) программа деятельности образовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни;

г) анализ деятельности образовательного учреждения за последние 3 года, включающий в себя результаты по оздоровительной работе:

- использование регионального компонента в образовательной деятельности;

- методическое обеспечение образовательного процесса;

- работа с педагогическими кадрами;

- работа с семьей, детскими и юношескими общественными организациями;

- уровень взаимодействия с образовательными учреждениями и межведомственным сотрудничеством по укреплению и сохранению здоровья;

- опыт проведения массовых мероприятий, тематических досугов с детьми и их эффективность;

д) организационное, методическое, педагогическое сопровождение оздоровительной работы (рекомендации, формы анкет, опросников, схемы, таблицы, рисунки, фото и видеоматериалы (продолжительность не более 10 минут) и др. связь со СМИ.

Объем не должен превышать 24 страниц печатного текста и представлен на бумаге (формат А4) и дискете (Word for Windows, шрифт Times New Roman, кегль 14, одинарный интервал, поля стандартные).

На титульном листе указываются: фамилия, имя, отчество директора (полностью), адрес, телефоны, название учреждения.

Объем приложений не ограничивается.

Представленные материалы не возвращаются, рецензии авторам не высылаются.

Критерии оценки эффективности работы школы по сохранению
и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников

1. Находят ли отражение в целях и задачах воспитательно-образовательной системы актуальность, социальная и педагогическая целесообразность мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

2. Наличие целостной системы формирования культуры здоровья обучающихся, воспитанников:

- последовательная и непрерывная система обучению здоровью на различных этапах обучения;

- интегративный и межведомственный подход к решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья в образовательных учреждениях;

- высокий уровень санитарно-гигиенической и просветительской работы;

- формирование культуры досуга и отдыха.

3. Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства:

- выполнение санитарно-гигиенических нормативов;

- использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- воспитание у учащихся культуры здоровья, т.е. формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

4. Организация рационального литания:

- адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;

- сбалансированность рациона по всем заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентам;

- обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

5. Медицинское обслуживание в школе:

- организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;

- диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

- пропаганда здорового образа жизни;

- обучение гигиеническим навыкам субъектов образовательного пространства.

6. Сформированность культуры здоровья у педагогического состава:

- профессиональная подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

7. Психолого-педагогические факторы:

- психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

- стиль педагогического общения учителя с учащимися;

- характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;

- степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);

- особенность работы с "трудными подростками в классе";

- состояние здоровья учителей, их образ жизни и отношение к своему здоровью.

8. Физическое воспитание и двигательная активность обучающихся:

- занятия активно-двигательного характера - динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия, работа специальных групп для ослабленных детей и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

9. Совместная работа школы и родителей:

- привлечение к проблемам школы (тематические лекции, стенды, брошюры, тренинги и т.п.).

10. Отсутствие воздействия неблагоприятных для здоровья детей факторов:

- экологических (наличие программы чистой воды, экологически чистого питания, аэроклиматических установок, отсутствие патогенности воздушной среды);

- антропогенных и техногенных (отсутствие электромагнитных полей и т.п.).

11. Эффективность работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

- обоснованные показатели динамики улучшения здоровья обучающихся;

- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики);

- удовлетворенность школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья.

Награждение участников конкурса

Победителям присваивается звание Лауреата Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья" с вручением комплекта оздоровительного оборудования.

Отдельными дипломами будут награждены 10 органов управления образованием субъектов Российской Федерации, представившие наиболее качественные материалы.

Читайте также: