Тип трудностей в общении с взрослыми в начальной школе проявляется

Обновлено: 05.07.2024

Проблема общения среди учащихся средних классов очень актуальна, несмотря на то, что она мало исследована в литературе.
Дети постоянно меняются, как меняется сама жизнь. У них больше навыков и знаний, чем, скажем, 20 лет назад. Меняется их отношение к внешнему миру, взрослым и сверстникам. С появлением компьютеров в жизни детей, они уделяют меньше внимания общению со сверстниками.

Проблема данной темы актуальна еще и потому, что это время становления личности. От того, насколько легко ребенок сможет общаться, контактировать со сверстниками, зависит его дальнейшая учеба, работа, судьба и место в жизни. И именно в этот период закладывается способность брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы наладить отношения с окружающими. Также закладывается способность дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимать ценность сотрудничества, общения и взаимоотношений в совместной деятельности.

Именно в этом возрасте он усваивает правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде, независимо от сложившихся обстоятельств. А характер вербального и экспрессивного общения определит степень независимости ребенка и степень свободы среди других людей в течение его жизни. Поэтому необходимо знать причины возникновения коммуникативных трудностей у младших школьников, чтобы своевременно провести с ребенком коррекционную работу.

Возникновение ситуаций затрудненного общения обусловлено фактом формирования человеческого сообщества, особенностями развития личности в конкретной социальной среде, социально-психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия. Они провоцируют нарушения в социально-перцептивных, интерактивных, коммуникативных системах понимания, что приводит к трениям и возникновению психологической напряженности различной интенсивности между студентами.

Объединяя концепции нарушенной коммуникации, разработанные в психологии, и понимание человека как субъекта нарушенной коммуникации, присутствующее в социально ориентированной психотерапии, возникают различные способы понимания субъектов нарушенной коммуникации. Несмотря на эту множественность, их объединяет дисгармония внутреннего мира (дисгармония мотивов, установок, сложившихся образов и ожиданий). Коллективный портрет субъекта затрудненного общения, созданный с учетом основных характеристик неутвержденной, невротической, деструктивной личности, дает представление о субъекте, раздираемом противоречиями, защищающем себя и окружающий мир, переживающем постоянные внутренние конфликты, тревожном, неуверенном или, наоборот, самодостаточном, агрессивном, стремящемся к личностному превосходству.
Проблема нарушенного общения интенсивно изучалась в социальной психологии в течение последних 20 лет. Большое внимание ученых и практиков к этой области объясняется сложностью феномена затрудненного общения, сложностью его форм и проявлений. Наиболее актуальными являются исследования образовательной коммуникации. Нарушения, барьеры, возникающие в процессе педагогического общения, влияют на характер взаимоотношений между учителем и учеником, на особенности развития личности школьника.

Организация общения с детьми, испытывающими затруднения в общении - Общие особенности трудностей в общении

Общие особенности трудностей в общении

В учебной деятельности трудности и сложности во взаимодействии между учащимися внутри класса или группы изучаются достаточно интенсивно, чтобы определить факторы, влияющие на трудности, причины их возникновения, значимость трудностей в деятельности и т.д. (В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.А. Неварницина, В.В. Рыжов, Е.Б. Цуканова и др.)

Таким образом, коммуникативные нарушения в узком смысле — это небольшие трения и сбои в сфере межличностного общения. Такое общение характеризуется: Сохранение, непрерывность контактов между партнерами, определенный уровень осознания испытываемых трудностей; поиск причин, приводящих к осложнениям в общении; попытки самостоятельного преодоления социально-перцептивных, интерактивных, коммуникативных трудностей. В широком смысле коммуникативные трудности — это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), которые приводят к деструктивным изменениям в поведении партнеров и общностей, постоянному прерыванию контактов между ними, вплоть до отказа от общения, снижению осознания причин коммуникативных трудностей, уменьшению, а в некоторых случаях и исчезновению попыток самостоятельного преодоления трудностей, формированию тревожности в любой ситуации общения.

Трудности, по мнению А.К. Марковой, проявляются в виде остановки, прерывания деятельности, самого общения, невозможности его продолжения. Трудности имеют несколько функций. Позитивная функция трудностей (по А.К. Марковой) имеет два значения:
(а) индикативный (привлекающий внимание слушателя-партнера);
(б) стимулирующий, мобилизующий (активизирующий деятельность по анализу и преодолению трудности, приобретению опыта). [9,69]
При этом А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию трудности, которая имеет два значения: а) ограничивающее (в случае отсутствия условий для преодоления трудности или наличия неудовлетворенности собой, например, низкой самооценки); б) деструктивное, разрушительное (трудности приводят к застою, распаду деятельности, отворачиванию от общения).

Этносемиокультурная сфера делится на 3 уровня: квазипсихологический уровень изучения психологических проявлений; интерпсихологический — уровень анализа типичного поведения в конфликтных ситуациях, затрудненного общения, этнических представлений, установок, регуляции ролевых отношений участников совместной деятельности; интрапсихологический — уровень анализа этнического характера, уровень изучения этнических смысловых установок.

Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны.

Для них характерны повышенная активность, возбуждение, дезорганизация. Они с готовностью принимают любое предложение, даже с интересом относятся к любой игре, но очень быстро теряют интерес и остывают. Таким детям трудно следовать правилам игры, сидеть на уроке, долго заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого — они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются.

амой главной проблемой этих детей является недоразвитие добровольности, неспособность сдерживать свои сиюминутные, ситуативные желания.

Игра как метод коррекции

Сегодня существует множество методов коррекции. Одним из методов коррекции является игра.

В науке существует специальное направление — теория игр. Было создано множество классификаций игр. В зависимости от одного из них игры можно разделить на функциональные, тематические, конструктивные, дидактические, спортивные, военные и деловые.
Теория игр, их социальная природа, внутренняя структура, а также их значение для развития ребенка изучались Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими.

М. Кляйн (1932) использовала игру как основной метод психотерапии в детстве. Цель игры заключалась в том, чтобы через интерпретацию довести до сознания ребенка его собственные действия и конфликты, вызвавшие болезненное состояние. Игра ребенка была спонтанной, а психотерапевт был пассивной фигурой с ее точки зрения.

А. Фрейд (1946), напротив, считал, что игра отражает реальные отношения и может контролироваться. В своих работах она использовала миниатюрные куклы, изображающие членов семьи. А. Фрейд настаивал на том, чтобы родители участвовали в игровой терапии для коррекции своего отношения к воспитанию детей.
Помимо психоаналитического направления, сегодня существует еще несколько теорий игровой терапии, в том числе игровая терапия реагирования (Д. Леви), игровая терапия построения отношений (Д. Тафт, Ф. Аллен), недирективная терапия (В. Акслайн).

Правила общения с людьми, испытывающими трудности в общении

Правила общения с людьми с задержкой развития и проблемами коммуникации:

Правила общения с людьми, которым трудно говорить:

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Аннотация: в статье рассматриваются психологические и педагогические причины возникновения трудностей в поведении младших школьников, приводится классификация основных форм трудного поведения.

Ключевые слова: младший школьник, нарушения поведения, кризис семи лет, агрессивность, тревожность, гиперактивность, вербализм, семья, педагоги.

Поступление ребенка в школу предъявляет новые требования к нему и связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция представляет собой тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу "хорошего ученика". В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, влияющее на возникновение различных трудностей в поведении.

Личностные и поведенческие проблемы в начале младшего школьного возраста могут быть обусловлены кризисом семи лет, протекание которого может осложняться трудностями адаптации к школьному обучению. Этот период в жизни ребенка, несмотря на его очевидную трудновоспитуемость, свидетельствует о нормальном ходе психического и личностного развития [4]. Л. Ф. Обухова в качестве основной симптоматики кризиса семи лет отмечала следующее:

потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

манерничание: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;

Л. С. Выготский выделил две черты, с которыми часто приходится сталкиваться почти у всех семилеток, особенно имеющих трудное детство и в остром виде переживающих кризис. В поведении ребенка появляется что-то нарочитое, какая-то вертлявость, паясничанье, он строит из себя шута. Такое немотивированное паясничанье сразу бросается в глаза. Внешним отличительным признаком семилетнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение.

Причины трудностей поведения у детей могут иметь различную природу. Одновременно с этим их внешние проявления, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно характеризуются снижением интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшением успеваемости, неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью [2].

Осложнения в поведении у ребенка обусловлены несколькими факторами:

1) ошибками воспитания или 2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

Еще одной причиной появления трудностей в поведении у младших школьников может быть школьная дезадаптация, которая проявляется в неуспешности в обучении по программам (хроническая неуспеваемость, постоянных нарушениях эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам и обучению в целом, систематически повторяющихся нарушениях поведения в процессе обучения, в школьной среде [9].

Рассмотрим основные виды трудностей поведения младших школьников :

1. Агрессивность - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям [3]. Переживания и разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются весьма острыми и труднопереносимыми именно в силу незрелости его нервной системы. Поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно если у него ограничена способность к самовыражению.

И. А. Фурманов выделяет четыре группы детей, различающихся проявлениями агрессии:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии (характерна активность, целеустремленность, решительность, склонность к риску, бесцеремонность. Они общительны, раскованны, уверены в себе, стремятся к общественному признанию; в то же время любят демонстрировать силу и власть, доминировать над другими людьми, могут проявлять садистские наклонности. Эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем, действуют импульсивно и непродуманно. Агрессивные дети не придерживаются никаких этических норм и моральных ограничений. Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями).

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии (характеризуются психической неуравновешенностью, тревожностью, неуверенностью в себе, импульсивные, обидчивые. Они активны и работоспособны, в то же время склонны к сниженному фону настроения, часто переживают внутриличностный конфликт, который сопровождается состоянием напряжения и возбуждения. Такие дети не умеют скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах (оскорбляют, дразнят, ругаются). За всем этим часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, его поддразнили или задели).

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии (косвенный характер агрессии таких детей определяется двойственностью их натуры: с одной стороны, они смелы, решительны, склонны к риску и общественному признанию, с другой - они уступчивы, зависимы, плохо переносят критику. Этих детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, низкая осознанность своих действий, они не считаются с моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих).

4. Дети, склонные к проявлению негативизма (повышенная ранимость, впечатлительность, неспособность владеть эмоциями, проявляется эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение, критику и равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление) [11].

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным, обиженным. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида, душевная травма или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Проявлению агрессивных качеств могут также способствовать некоторые соматические заболевания головного мозга. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье [6]. Основными факторами становления агрессивного поведения являются семья и семейные взаимоотношения, отношения со сверстниками, средства массовой информации, особенно кино и телевидение.

В настоящее время проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения.

2. Вспыльчивость. Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет, а выражает отчаяние и беспомощность [4].

3. Пассивность. Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребенка, считают, что он просто "тихоня", отличается хорошим поведением, тем не менее это далеко не всегда так. Нередко тихое поведение ребенка - реакция на невнимание или неурядицы дома и таким поведением он изолируется в собственном мире, испытывая разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Проявлениями этого являются посасывание пальца, царапанье кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание и прочее [3].

Другой причиной тихого, пассивного поведения ребенка может быть страх перед незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться ко взрослому. Такой ребенок может не нуждаться в физической ласке, вообще не переносить физических контактов [4].

4. Гиперактивность. В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, физические и психические травмы. Никакая другая детская трудность в поведении не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и учителей как эта.

Основные признаки гипердинамического синдрома - отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен и действует не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе [3]. Он любопытен, но не любознателен. К сожалению, такого ребенка зачастую считают просто непослушным, невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой, и срыв следует за срывом.

5. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым, интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов, как показатель эмоционального неблагополучия детей, оказывающий влияние на состояние их психического и физического здоровья, и на успешность учебной деятельности. "Тревожный ребенок" - постоянно не уверенный в себе и своих решениях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив, мнителен, недоверчив [10].

Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности.

Причиной возникновения тревожности всегда является внутренний конфликт, противоречивость стремлений ребенка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая интересы, способности и склонности ребенка, обстановка в семье, эмоциональная атмосфера в классе, личностные особенности и стиль педагогического общения педагогов и другое. Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания [10].

Тревога делится на мобилизующую (дает дополнительный импульс) и расслабляющую (парализует человека). Какой вид тревоги будет испытывать ребенок в школе чаще, во многом зависит от стиля воспитания.

6. "Застенчивость, замкнутость". Целый комплекс личностных и поведенческих проблем у младших школьников может возникать на основе застенчивости, которую можно понимать как интегративное личностное качество, характеризующееся высокой ситуативной и личностной тревожностью, неуверенностью в себе, чувством вины, низкой самооценкой. Данные проблемы могут быть связаны с недостатками семейного воспитания; коммуникативно-интерактивными свойствами (неконтактностью, пассивностью, невнимательностью к партнеру, отсутствием такта); психологическими свойствами (аутистичностью, апатией, психологической несовместимостью, когнитивными сложностями); характерологическими свойствами (негативизмом, недоверием и подозрительностью); психической неуравновешенностью и соматическими напряжениями. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. Застенчивый же ребенок знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Такие дети послушны, исполнительны, часто подвержены влиянию более активных детей. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокирует развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности ребенка: дети "кипят" внутри и часто обращают негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения). Каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредотачивается в большей степени на том, как его действия оценят взрослые [3]. Основной причиной возникновения застенчивости является неадекватный стиль воспитания в семье.

7. "Вербализм". Дети, имеющие данную трудность в поведении, обладают высоким уровнем развития активной речи и низким уровнем развития мышления. Такие дети используют в речи сложные вербальные конструкции, умеют рассуждать на "недетские" темы, но вместе с этем их познавательные интересы поверхностны и неустойчивы. Их общение носит формальный характер, они не интересуются собеседником, а лишь демонстрируют свое превосходство. Возможной причиной формирования вербализма является перенос акцентов с развития детских видов деятельности на речевое развитие. Взрослые уделяют слишком много времени обучению ребенка умению гладко говорить, считая высокий уровень развития речи свидетельством высокого уровня развития интеллектуальной сферы [5].

8. "Негативистическая демонстративность". Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить одобрение. Для демонстративного ребенка основная проблема - нехватка похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебной задачи, периодически "выпадая" из учебного процесса, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действия, успешно учиться и общаться с учителем и сверстниками. Когда взрослые выделяют кого-то другого, они могут проявлять негативную демонстративность, сознательно нарушать правила, желая оказаться в центре внимания. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют свое одиночество, ненужность [5].

Психологи и педагоги неоправданно малое внимание уделяют психологическим проблемам младшего школьного возраста, а ведь именно в этот период закладываются и развиваются многие важные качества личности. Очень важно в этот момент учителям и педагогам обратить внимание на таких детей и оказать им коррекционную помощь по преодолению появившихся трудностей и, может быть, избавиться от них. Иначе проблемы детей перейдут, усугубившись, в подростковый период.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Эксмо, 2005. С. 377.

3. Истратова О. Н., Широкова Г. А. Большая книга детского психолога. Феникс. Ростов-на - Дону. 2008

4. Лысенко Е. М. Возрастная психология. Владос-пресс. Москва 2006

5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Речь. С. - Петербург. 2005.

6. Николаева М. В., Севостьянова Л. Н. Психолого-педагогическая коррекция. Учебное пособие. 2003. Волгоград

7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М. : Юрайт, 2012.

8. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М., 2000. С. 75.

9. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений /Авт. - сост. е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2002.

10. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. - М., 2007.

11. Фурманов И. А., Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн. : Ильин В. П., 1996. - 192 с.

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика проблем первоклассников в общении заключается в том, что у большинства из них сформирована неадекватно завышенная самооценка (что соответствует возрастной норме). Ученики убеждены, что у них все должно получаться хорошо, в том числе и отношения с одноклассниками. Поэтому они сильно переживают свои неуспехи.

Коррекция отношений первоклассников строится вне зависимости от учебных успехов. В групповые занятия включаются игровые задания. В процессе коррекции эмоциональных проблем большую помощь оказывают чтение сказок, рисование их сюжетов, обсуждение.

Во II классе у некоторых учащихся может актуализироваться сильное стремление к лидерству, а между некоторыми деть

ми — нездоровое соперничество. Это отчасти связано с введением отметочного обучения, где цифра в дневнике или тетради

становится более значимым фактором в

оценке одноклассника, чем его человеческие качества.

глазами сверстников, которая может стать причиной нарушений в общении.

Специфика проблем в общении в III классе связана с качественно новым восприятием и пониманием отношений к учителю у мальчиков.

Корректировка общения нужна в случаях, когда необходимо осознать качества настоящего друга, собственные умения дружить и договариваться.

Важно, что корректировка установок третьеклассников должна происходить в ходе коллективной деятельности, когда они учатся договариваться и действовать сообща.

Основными путями косвенного

влияния на свободное общение младших

школьников являются: а) органическое

новые социальные установки в классе, корректировать намечающиеся отклонения в общении, решать существующие проблемы свободного общения, а также сформировать информативную базу для родителей, так как они могут более результативно, чем

педагог, влиять на общение своих детей в Интернете.

Поведение заметно меняется: обучающиеся требуют подчеркнутого уважения к себе со стороны взрослых. Деловитым становится и общение, и участие в общеклассных делах.

В этом возрасте негативные межличностные отношения могут служить предпосылками отклоняющегося поведения, про

явления агрессивного поведения различных форм, виктимных моделей поведения.

Корректировка общения в этот период проходит с активным участием школьников в роли ведущих того или иного занятия, с предоставлением им свободного выбора форм, приемов работы. Общение педагога должно основываться на понимании, признании,

принятии личности школьника. Тактика

Таким образом, общение педагога начальных классов с учащимися является своеобразным каналом педагогического влияния на общение школьников, позволяет корректировать трудности общения младших школьников.

В статье рассматриваются проблемы в общении у младших школьников, причины их возникновения и пути решения.

ВложениеРазмер
problemy_v_obshchenii_u_mladshih_shkolnikov_i_puti_ih_resheniya.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Проблемы общения младших школьников очень актуальны, так как именно общение является важной сторой жизни детей этого возраста. Они больше умеют, знают, выстраиваются модели их отношений с окружающим миром, взрослыми, сверстниками. От того, насколько легко ребенок будет уметь общаться, налаживать контакт, зависит его психологическое состояние и успехи в учебе.

В этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и поступки, закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и трудовую деятельность, понимание ценности сотрудничества. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения.

ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения:

  • императивное общение;
  • манипулятивное общение;
  • диалогическое общение.

Императивное общение – авторитарная форма воздействия на партнера. Её основная цель – подчинение одним партнеров другого, достижение контроля над его поведением, а также принуждение к определенным действиям и решениям. Особенность такого вида общения состоит в том, что стремление подчинить партнера не скрывается. Средством влияния являются приказы, указания, требования.

Манипулятивное общение сходно с императивным. Его основная цель – оказание воздействия на партнера, но достижение намерений осуществляется скрытно.

Императивная и манипулятивная формы общения являются монологическими. Ребенок рассматривает другого как объект своего воздействия, не учитывает интересы собеседника, игнорирует его чувства и желания. Именно при использовании этих форм общения возникают конфликты.

Альтернативой императивному и манипулятивному общению считается диалогическое. Оно основано на равноправии партнеров, позволяет учитывать интересы всех взаимодействующих сторон.

ЗАДАЧИ ВОПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Дети не могут самостоятельно осознать, какой из типов общения они используют. Не могут перейти от одного типа общения к другому. Они лишь испытывают дискомфорт, возникают ссоры, порой даже драки. Задача взрослого, в нашем случае воспитателя группы продленного дня, помочь им наладить диалогическое общение.

Важно действовать в нескольких направлениях:

  • учить распознавать свои чувства и чувства другого;
  • учить отстивать свое мнение, интересы, желания, не обижая собеседника;
  • учить справляться со своими эмоциями;
  • учить выходить из травмирующей ситуации.

ИГРА – ЛУЧШИЙ СПОСОБ НАУЧИТЬСЯ ДРУЖИТЬ

Детям очень трудно спокойно отстоять свою точку зрения. Учиться этому можно играя. Разделите детей на пары. Первый собеседник должен задать простой вопрос. Например, “Какая у тебя любимая еда?”. Ребенок отвечает. Тогда задавший вопрос комментирует: “Фу, это не вкусно и не полезно! Лучше бы ты ел другое!”

Задача ребенка – отстоять свое мнение и спокойно объяснить, почему он считает это блюдо вкусным и полезым.

Следите, чтобы не дошло до конфликта и собеседники не переходили на личности.

Не зря говорят: “Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой”. Пусть дети почувствуют это в игре. Ведущий предлагает игрокам дать ему какое-либо задание. Кто-то ограничится скромной просьбой, а кто-то захочет подшутить над ведущим. После этого ведущий говорит: “А теперь каждый выполняет то задание, которое придумал”.

Разрешите отказаться, если ребенку совсем неловко. Но пусть он расскажет о своих чувствах и объяснит, почему ему не хотелось так себя вести.

Следует объяснить, что в следующий раз, когда он будет очень зол или обижен, он может набрать много воздуха и выпустить его так, как “выпускает пар”.

Кроме того, в любой конфликтной ситуации предлагайте всем вместе пограть в эту игру. Делать это сообща гораздо интереснее!

Игра, которая помогает понять, что из любой ситуаци можно выйти и не обязательно терпеть “до победы”.

Игроки располагаются по кругу, а один становится в центре. Дальше попросите детей говорить что-то тому, кто в центре (хвалить, признаваться в любви, рассказывать что-то, задавать вопросы). И делать это все громче и быстрее. В любой момент тот, кто в центре, может не выдержать внимания, сказать: “С меня хватит!” и выйти из круга.

Предупредите детей, что важно не продержаться как можно дольше, а выйти из круга при первых признаках дискомфорта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения.

Материал представляет собой статью о проблемах обучения русскому языку детей мигрантов.


Проблемы преемственности начальной и основной школы и пути их решения

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе - одним из труднейших периодов школьного обучения.

Родительское собрание "Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы."

Все дети идут в школу с огромным желанием. школа для них - это новый мир, мир окрытий и новых свершений. Но уже к концу первого класса многие дети теряют интерес к учебе. И школа для них превращается .


Родительское собраниеТема:"Неуспеваемось младших школьников: причины и способы решенияя проблемы".


К вопросу о решении проблемы ухудшения физического здоровья младших школьников


Методическая разработка Исследование проблем младших школьников и пути их решения в совместной деятельности педагога с родителями и детьми

Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо? Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс. Ищем ре.

Читайте также: