Тибулл и проперций элегии краткое содержание

Обновлено: 01.05.2024

Тибулл: Стремление уйти от реальной жизни в мир мечтаний, столь характерное для римской элегии вообще, нашло наиболее яркое выражение в поэзии Тибулла. В своих элегиях поэт обходит молчанием актуальные вопросы современности, волновавшие римское общество. Он погружается в мир поэзии и, предаваясь грезам об идиллической любви, замыкается в тесный круг идей и литературных сюжетов, разработанных еще предшественниками римских элегиков. Любовь, восхваление сельской жизни, благочестие и ненависть к войне - основные мотивы его поэзии. Особенно важное значение приобретает любовная тематика, которой Тибулл уделяет исключительное внимание. Для него любовь и любовные переживания - смысл всего его существования. Обязательно нужно подчеркнуть, что влюбленного совсем не интересует предмет любви, для него важна только его страсть, его чувства: я так влюблен, что торчу у ее порога как привратник; я так мучаюсь, что нигде не нахожу покоя; я не могу уехать из Рима, потому что не в состоянии расстаться с любимой; я плачу и мучаюсь из-за ее неверности; я так влюблен, что готов ради нее выполнять самые трудные работы. Юношу обижают жадная, не обращающая внимания на его поэзию гетера, хитрая сводница, опасные соперники. Он выказывает полное равнодушие к богатству, почестям и славе, предпочитая всему скромную жизнь на лоне природы вместе с любимой подругой. Поэт подчеркивает не только значение своего чувства, но и его исключительность. Многие страдают из-за любви, но его чувства особенные. Свою любовь поэт показывает как особенное, только ему свойственное чувство. Берясь за роль amator, подчеркивая исключительность и индивидуальность своего чувства, он выделяется из окружения. И делается ему даже враждебным: пусть другой отправляется в походы, а я остаюсь с любимой. Он готов отказаться даже от поэзии; противопоставляет себя природе. Возвышая свою любовь, лирический герой разрывает связь с предками. Он заявляет, что готов отказаться от величайшей святыни — отеческого дома.

Проперций: Он оставил нам четыре книги элегий. В основном эти стихи посвящены любви поэта к красавице Кинфии, подлинное имя которой, по словам Апулея, было Гостия.

В первых десяти элегиях I книги Проперций пишет о счастье своей любви, а в остальных элегиях этой книги, а также и во II книге он большею частью выражает свою душевную боль от сознания, что Кинфия ему не верна, но поэт все ей прощает.

Овидий: Общий характер любовной элегии Овидия отличается по своему содержанию по преимуществу легкомысленной и безыдейной тематикой, а по своему стилю - отрывом от описания реальных чувств поэта к реальным возлюбленным; этот реализм заменяется красивой и пространной декламацией с широким использованием школьных риторических приемов. "Песни любви" ("Amores") являются, по-видимому, первым произведением Овидия в этом роде. Первоначально это произведение было написано в пяти книгах. Но в дальнейшем сам поэт сократил его до трех, содержащих всего 49 элегий. Здесь восхваляется некая Коринна, едва ли какая-нибудь реальная женщина, скорее просто условно-поэтический образ, в отношении которого поэт и создает свои обширные риторические декламации. Тематика этих элегий - описание разнообразных любовных переживаний и любовных похождений. Первые шесть элегий книги I рассказывают о том, как постепенно нарастает любовное чувство поэта. Любовное чувство отличается здесь непостоянством, излишней откровенностью и натурализмом, почти всегда лишено серьезных элементов, почти совсем не задевает глубоких жизненных отношений, но выражено в легких и красивых стихах. Сам поэт, по-видимому, не испытывал большого удовлетворения от своей достаточно пустой, а иной раз даже и непристойной любовной лирики. Овидий, признавая за собой большие заслуги и право на популярность в потомстве, все же прощается со своей слишком легкой музой и высказывает намерение перейти к более серьезной поэзии, даже к трагедии.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

В оппозиции к литературному классицизму (Вергилий, Гораций) стояло другое поэтическое направление, культивировавшее любовную элегию. Предшественник – Катулл (но у него нет специфических черт РЛЭ, см. дальше). Оно быстро расцвело в период становления империи и столь же быстро увяло, оставив своим памятником произведения Галла (не сохранились), Тибулла, Проперция и Овидия. Расцвет объясняется тем, что тема любви стала прикрытием для оппозиции против официальной идеологии и обоснованием ухода в частную жизнь.

Элегия в античном понимании – стихотворение, написанное размером, состоящим из двустиший гекзаметра с пентаметром.

Римская любовная элегия – один из важнейших античных источников европейской любовной лирики. Для нее характерна чрезвычайная суженность поля зрения, она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций. Любовь – центральное жизненное чувство, доминирующее над всеми прочими эмоциями; трудная, скорбная; все восприятие мира элегическим поэтом протекает под углом зрения любовной тоски. Но образ влюбленного поэта – литературная фикция, судя по фактам биографии поэтов. Эта стилизация образа и подача любви как центра жизни – важнейшие, специфические черты римской любовной элегии.

Римский элегик посвящает стихи только одной возлюбленной, целиком завладевшей его сердцем. Как правило, возлюбленная получает поэтический псевдоним (Немезида, Делия, Кинфия, Коринна) и может быть как реальной, так и фиктивной. Даже если в книгу входят произведения, посвященные другой женщине, по имени названа будет только одна из них.

Тибулл (55 – 19 гг. до н.э.), родом из богатой семьи всадника, входил в литературный кружок Корвина Мессалы. До нас дошел сборник стихов нескольких поэтов. Две первые книги, а также одна элегия и одна эпиграмма принадлежат Тибуллу.

Вторая книга (25 – 19 гг.) состоит из шести элегий. В трех из них поэт говорит о своей любви к некоей Немезиде (связывая это имя с именем богини мщения). Тибулл с болью в сердце пишет, что его возлюбленной нужны деньги, а не стихи, и негодует по поводу того, что любовь доступна тем, у кого есть эти деньги. Поэт говорит Немезиде, что готов на все, вплоть до рабства, лишь бы знать, что он любим ею. Эти элегии трогают силой и искренностью выраженного в них чувства, глубиной страданий.

Три остальные элегии не связаны с темой любви: поэт прославляет деревенскую жизнь и ее праздники, рисует простоту и честность селян, а заканчивает элегию тостом в честь Корвина Мессалы. Пятая элегия посвящена Мессалине, сыну Мессалы, и в ней говорится о будущем Рима, о его величии, но речи об Октавиане Августе при этом не идет.

Секст Проперций (50 – 15 гг. до н.э.) входил в кружок Мецената и был другом Овидия. Он оставил 4 книги элегий, по большей части посвященных любви поэта к красавице Кинфии (подлинное имя - Гостия). В первых 10 элегиях 1-й книги Проперций пишет о счастье своей любви, а в остальных и во 2-й книге выражает свою боль по поводу измен Кинфии, но все ей прощает. В любви поэт видит цель жизни и поэтому ставит ее превыше всего: свою победу над Кинфией он считает выше недавней победы Августа над парфянами.

Подобно Тибуллу, в некоторых элегиях Проперций осуждает современное ему общество, где царствует корыстолюбие и нет ни чести, ни прав, ни добрых нравов. Постепенно под влиянием кружка Мецената Проперций отходит от любовной тематики, и 3-я его книга начинается с восхваления Августа и его победы над Антонием.

Проперций – сторонник александрийской поэзии. Следуя за этими поэтами, он вносит в стихи мифологические образы, чтобы выразить через них свои чувства (пример – сравнение спящей Кинфии с Ариадной, Андромедой, страдающей Кинфии – с Брисеидой, Андромахой, Ниобой). Эти образы привносят в элегии тон учености, а язык его стихов сложнее, чем у Тибулла, наполнен грецизмами и архаизмами.

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. – 18 г. н.э.) – завершитель и разрушитель жанра римской элегии как таковой.

Первый период творчества – до 2 г.н.э. – посвящен исключительно любовной элегии. Общих характер любовной тематики отличается легкомысленной и безыдейной тематикой, а по стилю – отрывом от описания реальных чувств поэта к реальным возлюбленным и заменой реализма на красивую и пространную декламацию с широким использованием школьных риторических приемов.

Во второй период творчества – первые годы н.э. до ссылки – любовная тема тоже важна, но уже не является единственной и развивается не в элегии.

Талантливым римским поэтом-элегиком I в. до н. э. был Тибулл. Он родился в богатой семье всадника около 55 г. до н. э., а умер в 19 г., в один год с Вергилием.

Поэт входил в литературный кружок Корвина Мессалы, а не в кружок Мецената, пропагандирующего идеологию нового режима, режима принципата. Кружок Корвина Мессалы в противоположность кружку Мецената не преклонялся перед цезаризмом и наоборот, даже выражал скрытую оппозицию ему.

До нас дошел сборник, в котором содержались стихи нескольких поэтов. Две первые книги этого сборника, кроме того, еще одна элегия и одна эпиграмма принадлежат Тибуллу.

Тибулл мечтает о мирной жизни на лоне природы, о счастливой жизни вместе со своей возлюбленной Делией. Вторая книга элегий Тибулла была написана в период между 25 и 19 гг. В этой книге шесть элегий. В трех из них поэт говорит о своей любви к какой-то женщине, которую он называет Немезидой, связывая, видимо, это имя с именем богини мщения, Немезиды. Он с болью в сердце пишет о том, что его возлюбленная требует денег, одни стихи ей не нужны. У кого есть деньги, тому доступна любовь, — для него не страшна стража у ворот дома возлюбленной, перед ним даже собака и та молчит. Поэт покорно говорит Немезиде, что готов ради нее бороздить поля, даже носить кандалы, терпеть побои, только бы знать, что он любим ею.

Эти элегии трогают силой чувства, выраженного в них, искренностью любовных переживаний и связанных с ними страданий.

Тибулл, несомненно, талантливый римский лирик. Его элегии трогают своей искренностью чувства и нежностью души. Он умеет живо передать оттенки любовного чувства, умеет нарисовать картины природы, показать жизнь простого человека.

Он прекрасно владеет богатством латинского языка, пишет легко и изящно, в совершенстве владеет ритмом, особенно ему удается соединение гекзаметра с пентаметром.

Младший современник Тибулла Секст Проперций был выдающимся римским лириком. Он родился около 50 г. до н. э., а умер около 15 г. Отец его был богат, но часть земли потерял при отчуждении ее Августом в пользу ветеранов. Проперций входил в кружок Мецената, был другом Овидия.

Он оставил нам четыре книги элегий. В основном эти стихи посвящены любви поэта к красавице Кинфии, подлинное имя которой, по словам Апулея, было Гостия.

Проперций — певец страстной любви, и он видит цель жизни в любви, поэтому понятны его слова, когда он свою победу над Кинфией ставит выше победы Августа, только что одержанной им над парфянами:

Эта победа моя мне ценнее Парфянской победы,

Вот где трофей, где цари, где колесница моя.

Как и Тибулл, Проперций в некоторых элегиях осуждает современное ему общество, где царит корыстолюбие, где нет ни чести, ни прав, ни добрых нравов:

Ныне же храмы стоят разрушаясь, в покинутых рощах.

Все, благочестье презрев, только лишь золото чтут.

Золотом изгнана честь, продается за золото право.

Золоту служит закон, стыд о законе забыв.

В III книге поэт заявляет, что он освобождается от своей любви и переходит в поэзии к иной тематике. В 11-й элегии этой книги Проперций восхваляет Августа и его победу при Акциуме, где принцепсу удалось окончательно сломить своего политического противника Антония.

Многочисленные мифологические образы, сравнения придают элегиям Проперция тон учености и не так трогают сердце читателя, как искренние, простые элегии Тибулла. Язык поэзии Проперция не столь доходчив, как язык элегий Тибулла, в нем немало грецизмов и архаизмов.

Элегии Тибулла были, видимо, более популярны в Риме, чем элегии Проперция, но стихи последнего тоже охотно читались, о чем свидетельствуют выдержки из его элегий, начертанные на стенах в Помпее.

Проперция вместе с Тибуллом упоминают Марциал, Стаций, Плиний Младший и Квинтилиан.

5. Публий Овидий Назон родился в 43г. до н. э. в городе Сульмоне (приблизительно в 150 километрах от Рима); он происходил из зажиточного всаднического рода. Надежды отца сделать его государственным чиновником очень рано потерпели крушение, так как молодой Овидий скоро убедился в своей полной негодности для судейских и административных должностей, которые он пытался занимать.

В самые молодые годы он почувствовал в себе призвание поэта, что и заставило его тоже с самой ранней юности войти в круг тогдашних виднейших поэтов Рима — Тибулла, Проперция и даже Горация, несмотря на разницу с последним в возрасте. Посещение риторских школ в Риме рано приучило его к изощренному риторически-декламационному стилю, элементы которого заметны даже в его позднейших произведениях.

Будучи обеспеченным человеком и свободным от государственной службы, Овидий вел в Риме легкомысленный образ жизни, а обладая блестящим талантом стихотворца, он часто вводил и в свою поэзию легкомысленные образы и мотивы, несомненно, вступая в антагонизм с политикой Августа, мечтавшего возродить древние и суровые римские добродетели. Отрицательное влияние Овидия на римское общество в этом смысле было настолько велико, что в 8 г. н. э. Август дал распоряжение об его высылке из Рима в крайнюю северо-восточную местность империи, а именно в город Томы (в нынешней Румынии, к югу от устья Дуная).

В произведениях Овидия реализм заменяется красивой и пространной декламацией с широким использованием школьных риторических приемов.

VI. Историография I в. до н. э.

Римская историография — от Катона Старшего до Тацита — с большой полнотой отражает факты истории и предания Рима. Одним из первых историков Рима был Марк Порций Катон Старший. Труды римских историков II в. и первой половины I в. до н. э. сыграли большую роль в создании классической римской историографии.

1. Гай Юлий Цезарь — полководец и один из основателей Римской империи и цезаризма, был выдающимся автором военно-исторических мемуаров и написал несколько литературно-критических работ высокого художественного качества по языку и стилю.

Цезарь родился в 102 г. до н. э., происходил из патрицианского рода Юлиев; он получил ораторское образование, как и Цицерон, и учился на острове Родосе у знаменитого оратора Молона.

С увлечением военного специалиста он пишет о крепостях, осадах, военных машинах, укреплениях. Со всеми техническими подробностями описывает он знаменитый римский мост через Рейн, очень сложный по конструкции, который его воины построили в 10 дней.

Всего Цезарем было написано о Галльской войне семь книг (восьмая была написана соратником Цезаря — Гиртием).

В оппозиции к официальной идеологии и литературному классицизму, представителями которого были Вергилий и Гораций, стояло другое поэтическое направление.

Для римской элегии характерна чрезвычайная суженность; она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций.

Римский элегик посвящает свои стихи лишь одной возлюбленной, реальной или фиктивной.

Проперций и Тибулл пользуются для этого именами божеств (Немесида) или их эпитетами (Делия, Кинфия — эпитеты богини Артемиды), Овидий дает своей возлюбленной (вероятно, фиктивной) имя древней греческой поэтессы Коринны

Любовь вечна - по крайней мере до следующего сборника стихов, который можно уже посвятить новой возлюбленной. Характерна стилизация образа влюбленного поэта и подача любовных переживаний как средоточия жизни.

Овидий :

героиня – Коринна (имя древней беотийской поэтессы)

в значительной мере перепевы прошлых римских поэтов: серенады, наставления сводни, корыстолюбивые красавицы и соперник-воин

иное отношение к действительности и к лит материалу и иными стилистическими приемами, чем его предшественники

вырос в атмосфере империи и не знает чувства неудовлетворенности современной жизнью

изобретательность в вариациях, остроумие

тонкость отдельных психологических наблюдений

живые зарисовки быта

легкость и гладкость стиха

недостаток – незначительность содержания

однообразие и отсутствие чувства меры

Альбий Тибулл (50-х гг. до н. э. - ?)

В элегиях поэт изображает себя гораздо более бедным и невоинственным, чем он был на самом деле – фиктивный автопортрет.

Тибулл - мастер переходов.

Второй сборник, посвященный уже не Делии, а корыстолюбивой Немесиде, отличается большей взволнованностью; любовь приобретает мрачный, пессимистический колорит.

Секст Проперций (49-15 гг до нэ)

Противоположность мягкому, несколько меланхолическому Тибуллу.

Первая книга его стихотворений вышла в свет еще до издания первой книги Тибулла.

Привлечение мифологического, зачастую малоизвестного материала, и любовь поэта стилизуется на фоне героических образов.

Именно у Проперция любовь становится тем средоточием жизни, которое придает римской элегии ее специфический колорит. Кинфия - первая, единственная и вечная любовь и единственный источник поэзии.

Его основные темы - муки страсти, вспышки гнева и ревности, терпеливая покорность верного до гроба и даже за гробом.

стихотворения располагаются по принципу контраста или образуют небольшие циклы.

Для изображения острого и глубокого переживания он создает затрудненный, возбужденный стиль, ярко темпераментный, богатый смелыми образами и словосочетаниями, резкими, неожиданными переходами. Он не уходит от действительности в область мечтаний, как Тибулл.

Позже наряду со стихотворениями в прежнем стиле попадаются отвлеченные рассуждения - о силе страсти, о корыстной любви, или элегии, в которых любовный мотив служит лишь привеском к совершенно посторонней тематике и притом.

Для римской элегии характерна чрезвычайная суженность поля поэтического зрения; она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций.


Талантливым римским поэтом-элегиком I в. до н.э. был Тибулл. Он родился в богатой семье всадника около 55 г. до н.э., а умер в 19 г. до н.э., в один год с Вергилием.

Поэт входил в литературный кружок Корвина Мессалы, а не в кружок Мецената, пропагандировавшего идеологию нового режима - режима принципата.. До нас дошел сборник, в котором содержались стихи нескольких поэтов. Две первые книги этого сборника, кроме того, еще одна элегия и одна эпиграмма принадлежат Тибуллу.

Написал две книги. В первой книге пять элегий посвящены Тибуллом его возлюбленной, которую звали, по словам Апулея, Планией, что значит "ясная", но поэт переводит это имя на греческий язык и называет свою милую Делией. . В трех элегиях из второй книги поэт говорит о своей любви к какой-то женщине, которую он называет Немезидой, связывая, видимо, это имя с именем богини мщения Немезиды. Он с болью в сердце пишет о том, что его возлюбленная требует денег, одни стихи ей не нужны. У кого есть деньги, тому доступна любовь,- для него не страшна стража у ворот дома возлюбленной, перед ним даже собака и та молчит. Тибулл негодует, что его Немезидой обладает бывший раб, ранее не раз продававшийся с торгов. Поэт покорно говорит Немезиде, что готов ради нее бороздить поля, даже носить кандалы, терпеть побои, только бы знать, что он любим ею. Эти элегии трогают силой чувства, выраженного в них, искренностью любовных переживаний и связанных с ними страданий . В нескольких элегиях поэт говорит о своей мечте жить в деревне на лоне природы, в деревне, где царят простота и добрые старые нравы. Тибулл скорбит, что в его время всюду властвуют деньги, ведутся войны и причина войн тоже деньги - жажда наживы.

Элегии Тибулла трогают своей искренностью чувства и нежностью души. Он умеет живо передать оттенки любовного чувства, умеет нарисовать картины природы, показать жизнь простого человека. Он прекрасно владеет богатством латинского языка, пишет легко и изящно, в совершенстве владеет ритмом, особенно ему удается соединение гекзаметра с пентаметром. Его поэзию высоко ценили еще в древности.

Младший современник Тибулла Секст Проперций был выдающимся римским лириком. Он родился около 50 г. до н.э., а умер около 15г. до н.э. Отец его был богат, но потерял часть земли при отчуждении ее Августом в пользу ветеранов. Проперций входил в кружок Мецената, но был другом Овидия. Он оставил нам четыре книги элегий. В основном эти стихи посвящены любви поэта к красавице Кинфии, подлинное имя которой, по словам Апулея, было Гостия.

В первых десяти элегиях I книги Проперций пишет о счастье своей любви, а в остальных элегиях этой книги, а также и во II книге он большею частью выражает свою душевную боль от сознания, что Кинфия ему не верна, но поэт все ей прощает. Проперций - певец страстной любви, видящий цель жизни в любви, поэтому понятны его слова, когда он свою победу над Кинфией ставит

Как и Тибулл, Проперций в некоторых элегиях осуждает современное ему общество, где царит корыстолюбие, где нет ни чести, ни прав, ни добрых нравов.

Проперций был сторонником реформ Августа, сторонником цезаризма. Под влиянием Мецената и всей обстановки его литературного окружения Проперций постепенно отходит от любовной тематики. . В 11-й элегии 3-ей этой книги Проперций восхваляет Августа и его победу при Акциуме, где принцепсу удалось окончательно сломить его политического противника Антония.

Проперций - верный сторонник александрийской поэзии, он утверждает, что первый перенес в Италию стихи эллинистических мастеров, элегии Каллимаха и Филета. Следуя за александрийскими поэтами, Проперций вносит в стихи мифологические образы, стремясь через них выразить свои чувства. Так, он сравнивает спящую Кинфию с Ариадной, которая уснула на берегу после отплытия Тесея, сравнивает с Андромедой, освобожденной от оков и уснувшей на берегу реки. Страдающую Кинфию он сравнивает с Брисеидой, Андромахой и Ниобой. Многочисленные мифологические образы, сравнения придают элегиям Проперция тон учености и не так трогают сердце читателя, как искренние, простые элегии Тибулла. Язык поэзии Проперция не столь доходчив, как язык элегий Тибулла, в нем немало грецизмов и архаизмов.

Элегии Тибулла были, видимо, более популярны в Риме, чем элегии Проперция, но стихи последнего тоже охотно читались, о чем свидетельствуют выдержки из его элегий, начертанные на стенах в Помпее. Проперция вместе с Тибуллом упоминают Марциал, Стаций, Плиний Младший и Квинтилиан. Гете в "Римских элегиях" обратился к элегиям Проперция и тнорчески использовал их.

Билет 39

Римская историография как жанр литературы (на примере произведений Цезаря, Тита Ливия, Тацита).

1. Римская историография

Труды римских историков II в. и первой половины I в. до н.э. сыграли большую роль в создании классической римской историографии.

Цезарь написал "Записки о Галльской войне", произведение, прославляющее его подвиги и завоевания в Галлии и даже фактически неудачные походы в Британию.

Другое его произведение - "Записки о гражданской войне" - стремится убедить читателей в том, что гаржданская война вызвана исключительно действиями врагов Цезаря, и вместе с тем показать, что он только защищал права республики, попранные Помпеем и его сторонниками. Цезарь пишет свои записки в третьем лице, чтобы придать более объективный характер действиям и приказаниям "полководца - мудрого и любимого войсками, ведущего народ Рима к победам". Литературные труды Цезаря, по мнению Цицерона, отличаются строгой точностью и простотой - они восходят к школе Фукидида; им свойственна некая "чистота и знаменитая краткость". С них точно сорвана "одежда" словесных эффектов, фигур и др. Действительно, Цезарь в своих "Записках о Галльской войне" и "Записках о гражданской войне" дал классические образцы ясной, экспрессивной и предельно лаконичной латинской прозы, совершенной по грамматическому строю и очень изысканной по лексике. Он сам пишет, что основой красноречия является умелый выбор слов и что слов неупотребительных или малоупотребительных "надо избегать, как опасных утесов".

В трудах Цезаря (в некоторых главах "Галльской войны", VI) встречаются художественные описания, например, грандиозных Гер-кинских лесов, полей, ландшафтов с могучими однорогими быками, лосями и зубрами.

Замечательны описания жизни галлов, германцев, венетов, их прочнейших кораблей в "закрытом" море Севера (III). Цезарь старается везде выставить себя гуманным, милосердным вождем, который несет соседним с Римом племенам мир и помощь,но чужд фальсификации фактов. Цезарь пишет в строго деловом, фактическом плане о тех народах, в столкновение скоторыми он приходит: о их военной силе, о знаменитых боях и труднейших победах римских легионов над могущественнейшими и сильнейшими "варварскими" племенами, угрожавшими свободе Рима и его провинций.

С увлечением военного специалиста он пишет о крепостях, осадах, военных машинах, укреплениях. Со всеми техническими подробностями описывает он (кн. IV) знаменитый римский мост через Рейн, очень сложный по конструкции, который его воины построили в 10 дней.

Тит Ливий родился в 59 г. до н.э. в городе Патавии (в современной Падуе), был воспитан в старинных республиканских традициях и получил философское и риторическое образование. Патавия в гражданскую войну была на стороне Помпея, город имел республиканские традиции, поэтому Ливий получал от Октавиана Августа иногда ироническую оценку "помпеянца". Но в исторических трудах Ливия проводится идеология правящих кругов римского общества эпохи принципата Августа, родственная политическим идеям "Энеиды" Вергилия. В основе исторических трудов Ливия лежит идея величия Рима, прославления древних нравов, героики и патриотизма предков. Это преклонение перед нравами предков вполне совпадало с реставрационной политикой принципата. Октавиан Август мастерски делал вид, что он восстанавливает республику; древние нравы считались образцом для современников.

Ливии писал сильным, эмоционально захватывающим языком; он дает яркие художественные характеристики, опйсания событий и героических фигур - патриотов легендарного Рима; Ливий - прекрасный ритор. Подобно Фукидиду и Саллюстию, он влагает правдиво художественно построенные речи в уста исторических лиц. Но в отличие от Фукидида или Цезаря Ливий не исследователь, а историк-литератор, повествующий о событиях без их анализа.

Из всего монументального труда Ливия - Истории "от основания города" (Рима) в 142 книгах сохранилось 35 книг. О содержании остальных книг историки судят по сохранившимся от IV в. н.э. кратким обзорам-аннотациям. Ливий в первой декаде (I-X) разворачивает панораму древнейших сказаний о братьях Ромуле и Реме - детях весталки и бога Марса, вскормленных волчицей, основателях Рима, о героях первых веков Римского государства, патриотах - защитниках родины. Пусть эти полулегендарные герои древнейшего Рима - Муций Сцевола, Деций Мус и другие - исторически не существовали, но, художественно поданные Ливием как народные герои, они ценны и вошли в мировую литературу о героях. Ливий - большой художник массовых сцен боев и собраний, описаний местности, городов и героев. Следуя за Цицероном, Ливии обильно вводит в текст повествования эффектные положения и речи.

Язык Ливия - периодическая речь, плавное течение длинных периодов; часто даны элементы народного языка. Для современников Тит Ливий был общепризнанным авторитетом. Он оставался прославленным писателем и в поздней Римской империи, и в эпоху гуманизма.

Кругозор историка-аристократа ограничен. Рим — центр империи, и ко всему неримскому Тацит относится с презрением. Жизнь провинций, на которые в действительности переходил центр тяжести империи, остается вне его поля зрения Император, сенат, город Рим, армия — те объекты, на которых сосредоточен исторический интерес Тацита. С этой точки зрения он может констатировать лишь упадок. ослабление моральной силы, рост деспотизма и раболепия. Эта морально-психологическая сторона и привлекает его внимание при изображении событий и исторических деятелей.

Трагическому тону изложения соответствует торжественная строгость исключительно своеобразного стиля, сдержанного, насыщенного мыслями, оставляющего многое недосказанным, но понятным вдумчивому читателю. Блестящий мастер различных стилей, Тацит не сразу создал свой собственный.

Билет 40

Сатирическая литература периода ранней империи (Ювенал, Петроний Арбитр).

Это произведение, имеющее форму менипповой сатиры, с характерным для нее смешением стихов и прозы, обычно определяется как сатирический роман низменно-бытового содержания. Герои романа, люди, лишенные совести и наделенные изворотливостью, живут в грубом низменном мире мошенничества и порока, ненасытно наслаждаясь жизнью. Автор описывает, в частности, приключения молодого бездельника Энколпия и капризного женственного мальчика Гитона, его возлюбленного, представляющих собой пародию на влюбленную парочку, обязательную в эллинистическом любовном романе.

Децим Юний Ювенал (родился в 50-х или 60-х гг. I в., умер после 127 г.) был немолодым человеком, когда начал писать сатиры. Достоверных биографических сведений о нем сохранилось немного. Он происходил из Аквина, маленького италийского городка, где семья его владела земельным участком и принадлежала, по-видимому, к местной муниципальной верхушке. Во времена Домициана Ювенал был незначительным литератором, выступал с декламациями, занимался, может быть, мелкими адвокатскими делами и вынужден был оказывать клиентские услуги влиятельным лицам. Впоследствии он достиг некоторого благосостояния: сатиры он выпускал. как человек с независимым социальным положением. Литературное наследие Ювенала — 16 сатир (в 5 книгах); все они составлены в после-домициансвское время, первые шесть при Траяне, прочие уже в правление Адриана. Ювенал выступил как сатирик-обличитель. Он противопоставляет свою сатиру мифологическим жанрам; тематика сатиры — действительные поступки и чувства людей. Задача сатирика формулируется как будто ясно — изображать пороки своего времени. Но автор считает называть имена живущих небезопасно.Отсюда своеобразный прием Ювенала: он оперирует именами времен Домициана или даже Нерона, а из живущих называет только людей низкого социального положения или приговоренных по суду. Наиболее сильные и яркие произведения относятся к первому периоду (примерно, до 120 г.), в течение которого составлены были первые три книги собрания (сатиры 1 — 9). Сатира получает форму шумной декламационной инвективы против пороков и бедствий римской жизни, с иллюстрациями из хроники нескольких поколений. В живых зарисовках проходит бедственное положение интеллигентных профессий, поэтов, адвокатов, преподавателей реторики и грамматики (7-я сатира).

Выпады против вырождающейся знати, ее роскоши и беспутств мы находим во многих сатирах, и те имена, которыми сатирик иллюстрирует обличаемые пороки, принадлежат преимущественно к сенаторскому сословию. С чрезвычайным озлоблением подаются фигуры богатых вольноотпущенников. Большая сатира против женщин (6-я) вся построена на примерах из жизни представительниц высшего римского общества, вплоть до императриц. В этих сатирах много преувеличений, сгущения красок, нарочитого подбора единичных случаев, особенно когда речь идет об изображении беспутства. Автор нередко сам охлаждает свой декламационный пыл ироническими концовками. Но вместе с тем Ювенал затрагивает ряд серьезных и существенных моментов римской жизни. Во второй период творчества Ювенал обращается к морально-философским темам, рассуждает о неразумных желаниях, воспитании, упреках совести. Критика действительности приобретает более отвлеченный характер жалоб на моральный упадок современности, на развращенную городскую жизнь, и резкость тона ослабевает. Поздняя античность и Средние века ценили его как моралиста и признавали лучшим римским сатириком.

Читайте также: