Тестовый контроль в высшей школе

Обновлено: 05.07.2024

Для проверки знаний, навыков учащихся, а также определения качества образования в СУЗах и Вузах используют различные варианты аттестации: от обычных контрольных и лабораторных работ до зачетов и экзаменов. В последнее время в высших образовательных заведениях стали чаще прибегать к инновационному формату – онлайн-тестирование студентов.

Для проверки знаний, навыков учащихся, а также определения качества образования в СУЗах и Вузах используют различные варианты аттестации: от обычных контрольных и лабораторных работ до зачетов и экзаменов. В последнее время в высших образовательных заведениях стали чаще прибегать к инновационному формату – онлайн-тестирование студентов.

Тестирование в ВУЗе: плюсы и минусы

Современная система образования предполагает использование инноваций в процессе профессиональной подготовки специалистов. Нередко в высших учебных заведениях в качестве предварительной аттестации или допуска к зачету/экзамену выступает сдача курсовой работы или прохождение тестирования.

Плюсы и минусы тестирования

Преимущества и недостатки проведения тестирования у студентов

Тестирование в ВУЗе имеет ряд достоинств и недостатков. Среди преимуществ данного вида проверки уровня подготовки студентов следует отметить: наименьшая продолжительность аттестации (можно разом проверить знания всей группы), краткий опрос или вопросы с предоставлением вариантов ответа, развернутого ответа позволяют минимизировать списывание во время аттестации, включение в тест определённые темы или модуль и пр.

К числу недостатков данной формы следует отнести: дополнительная подготовка дидактического материала педагогом, разработка шкалы оценки результатов тестирования, субъективность итогов (иногда студенты теряются от волнения и не могут ответить на простой вопрос, на устном экзамене можно помочь учащемуся с помощью дополнительны наводящих вопросов и пр.).

Тестирование в Вузе можно использовать в качестве промежуточной проверки знаний учащихся, допуска к экзамену или видом аттестации (аналог экзамена). Притом в последнем виде он чаще используется для студентов дистанционного обучения.

Проведение тестов в высших образовательных заведений может успешно заменить контрольную и самостоятельную работу, зачет и в исключительных случаях экзамен для учащихся очного и заочного отделения.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какие тесты чаще всего используют в ВУЗах?

Данный вариант аттестации можно разбить на два клана: стандартный и инновационный.

Стандартный вариант предполагает, что учащиеся будут давать письменный ответ, а созданием тестовых материалов, дидактических материалов, инструкций и критериев оценки, проверкой результатов займется педагог.

Виды тестов

Варианты тестирования

Инновационный способ предполагает использование специальных онлайн-площадок, гаджетов и компьютеров для проведения аттестации. Здесь педагог может выбрать уже существующий тест или создать собственный вариант с учетом учебной программы и пр. В данном случае обработкой результатов займётся компьютер или робот, притом результаты аттестации могут быть вынесены сразу же по окончании тестирования.

В ходе промежуточной аттестации педагоги используют стандартный вариант, а для аттестации или допуска к аттестации применяют онлайн-тесты.

Порядок организации и проведения тестирования в ВУЗе

Независимо от того, какой формат будет использован, преподаватель должен заранее уведомить учащихся о проведении тестирования и необходимости повтора отдельных тем или всего пройденного курса. Если тестирование используется в качестве варианта итоговой аттестации по предмету, то контроль знаний будет проходить в онлайн-режиме на специализированной площадке.

Для прохождения теста учащимся могут потребоваться дополнительные сведения и возможности: индивидуальный компьютер, логин и пароль для входа в личный кабинет или на специальную онлайн-площадку, доступ к сети Интернет. Онлайн-тестирование проходит обычно в компьютерном классе, реже – в домашних условиях. Позаботиться о наличии сайта, ключей к нему необходимо заранее: обратиться к преподавателю или на кафедру.

Схема процесса тестирования

Разработка и проведение тестирования

Преподаватель также должен уведомить студентов о возможности использования дополнительных материалов во время тестирования: черновиков, лекций, калькуляторов и пр. В некоторых случаях для выполнения практических заданий (решения задач) придется использовать дополнительные гаджеты и пр.

Онлайн-тестирования в Вузах чаще всего проводят на следующих инновационных площадках: ФЭПО (это федеральный сайт с тестами, учитывающими требования ГОСТ и структуру образовательной программы по каждой специальности и дисциплине), ФИПИ. Также допустимы внутренние тесты на базе ВУЗа (их созданием занимается педагог, а внедрением – программист) и пр.

Важно отметить, что в последнее время Вузы используют онлайн-тесты, которые блокируют возможности гаджета или компьютера по переключению между окнами. Данный подход позволяем снизить риск списывания и поиска ответа на поставленный вопрос в Интернете.

Перед проведением теста педагог проинструктирует учащихся: озвучит необходимость входа в личный кабинет, запуск теста, время, отведенное на его проведение (или решение каждого вопроса/задания), возможности возвращения к нерешенным задачам и пр. В ходе выполнения тестов учащимся следует сконцентрироваться на заданиях и меньше отвлекаться по мелочам.

Роль тестирования в жизни студентов и ВУЗа

В зависимости от того, в качестве какой меры было избрано тестирование, результаты этого рубежа могут оказать прямое воздействие на учащегося и судьбу ВУЗа.

Если тестирование выступало в качестве контрольной или самостоятельной работы, то итоги этой проверки позволят улучшить или ухудшить успеваемость и положение студента, заработать дополнительные баллы и пр.

Результаты тестирования

Как тестирование влияет на студента и на ВУЗ?

Если тестирование заменяет зачет или экзамен, то здесь ситуация схожа с предыдущим пунктом. От исхода событий будет зависеть судьба студента: продолжит ли он профессиональное становление в стенах Вуза или нет.

Более того, в зависимости от полученной отметки может изменяться размер стипендии: она может быть увеличена, остаться в прежнем объеме, уменьшена или вовсе отменена до улучшения успеваемости и пр.

Результаты онлайн-тестирования напрямую отражаются на престиже и рейтинге Вуза:

  • Чем выше итоги, тем качественнее считаются образовательные услуги учебного заведения, что делает его выше и престижнее среди себе подобных;
  • Результаты тестовой проверки также позволяют оценить работу конкретного преподавателя, эффективность его методов работы и пр.

Как подготовиться к тестированию?

Независимо от того, в качестве какой меры будет использован данный формат проверки знаний и навыков, каждый студент должен понимать исход событий: влияние на его репутацию и успеваемость неизбежно.

Наилучший исход будет гарантирован учащемуся в следующих случаях:

Команда ОЦ Disshelp готова помочь в подготовке и прохождении тестирований по всем предметам и направлениям подготовки ВУЗов. Достаточно своевременно обратиться к нам за помощью, заполнив электронный бланк заказа. Мы гарантирует высокое качество услуг, индивидуальный поход и конфиденциальность данных.


В статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты тестовой формы контроля знаний и наиболее общие проблемы связанные с анализом тестовых заданий, а также возможности компьютерного тестирования.

Ключевые слова: тестирование, оценка уровня знаний, контроль, мониторинг, форма тестового задания

Тестирование как один из видов контроля придумали не вчера — рубежный контроль всегда был одним из центральных элементов педагогического процесса, а тестирование было одним из его видов. Однако, похоже, что сегодня благодаря настойчивости Министерство высшего образования и науки РК (МОН РК) этот вид контроля входит в жизнь ВУЗов прочно и как говорят надолго. Среди преподавателей это явление вызывает весьма неоднозначную реакцию, я бы сказал диаметрально — противоположную реакцию. Одни относятся к тестированию восторженно–положительно, другие резко–отрицательно. Но как водится истина где-то рядом, видимо посредине.

Как объясняет МОН РК, ввод системы тестировании вызван многими причинами, основная из которых позиционируется необходимостью усиления объективности при поступлении и ликвидации системы взяточничества и других негативных явлений, связанных с так называемым скрытым вымогательством денег у абитуриентов — системой репетиторства и т. д. Кроме того Министерство приводит сведения о прогрессивном опыте развитых стран, прежде всего США [1], где система тестировании и рейтинговой системы контроля и оценки качества обучения широко практикуется в большинстве ВУЗов. Все эти аргументы законодательно закреплены государством путем ввода ЕНТ (Единого Национального Тестирования) в Казахстане и ЕГЭ в России. Кроме этого в соответствии с Болонскими договоренностями настойчиво и неуклонно внедряется кредитная система образования, краеугольным камнем которой выступает рейтинговая система контроля, мониторинга и оценки знаний учащихся на базе развитой системы тестирования.

 Закрытые тестовые задания — относятся к заданиям, на которые даются готовые ответы на выбор, из них один правильный, остальные — правдоподобные, но не правильные;

 В заданиях открытой формы готовые ответы с выбором не даются. Испытуемый должен сам дописать ответ, который свидетельствует о наличии или отсутствии требуемых знаний.

Однако здесь же в разделе требования к тестовым заданиям сказано, что вопросы должны быть сформулированы по типу закрытого тестового задания, с выбором правильного ответа из пяти предлагаемых, что обусловлено требованиями при машинной обработке результатов.

В этом разделе документа скрыта еще одна немаловажная с нашей точки зрения проблема — на настоящий момент времени в распоряжении МОН РК нет достаточно эффективной системы автоматизированного тестирования с помощью которой было бы возможно в процессе сдачи тестов учащимися реализовать все три заявленные в документе формы тестов. В тестах могут присутствовать только вопросы закрытого типа.

Возникает вполне закономерный вопрос. О каком качестве тестирования может идти речь при таком качественном составе тестового материала!? Когда мы на практике все многообразие форм контроля сводим к вопросам закрытого типа. Видимо здесь речь может идти только о некоем поверхностном мониторинге знаний учащихся и о весьма общем представлении уровня подготовки учащихся.

Если говорить о положительных моментах связанных с практикой внедрения системы тестирования, то их тоже немало [2, 3, 4]. Прежде всего, хотелось бы остановиться на широких возможностях статистической обработки полученных результатов тестирования. Как известно рубежный контроль призван выполнять не только стимулирующую и ориентирующую функции, но и корректирующую функцию, позволять преподавателю проводить раннюю диагностику проблем возникающих у учащихся при усвоении определенных тем, корректировать свои подходы к подаче учебного материала. Многие педагоги говорят, что они и сами принципиально знают каждого из учащихся, но на наш взгляд эти знания не всегда являются достаточно объективными полными и системными, зачастую за рутинной работой мы упускаем весьма важные нюансы образовательного процесса. И здесь немаловажную роль может и должен сыграть постоянный мониторинг знаний учащихся на базе проведения компьютерного тестирования.

Мониторинг на уровне компьютерного тестирования дает возможность:

 Во-вторых, преподавателю (за счет дифференциации) более осмысленно — дифференцированно работать с каждым учащимся, видеть его слабые и сильные стороны, пробелы в знаниях. Кроме этого, такой анализ позволит преподавателю скорректировать в случае необходимости и свои подходы к изложению материала. Более обоснованно, целенаправленно и дифференцированно видеть всю картину процесса обучения в целом.

 В-третьих, к огласке результатов тестирования (рейтинговой оценки учащихся), что играет стимулирующую, ориентирующую и воспитательную роль для учащегося. Анализируя свои результаты и сравнивая их с результатами оценки своих сокурсников (одноклассников) необходимо делать соответствующие выводы и корректировать свое отношение к обучению;

 В-пятых, более предметно беседовать с родителями учащегося и ним самим, если иметь такой анализ деятельности учащегося.

 В-седьмых, более обоснованно осуществлять мониторинг педагогического состава как по результатам знаний учащихся, так и с учетом корреляционных зависимостей успехов учащихся от общего потенциала ученика, динамики его успеваемости и др. объективных и субъективных факторов влияющих на процесс обучения в целом.

Естественно, все вышеперечисленное возможно только при наличии желания со стороны педагогического коллектива и, видимо, наличии дополнительной штатной единицы, которая бы и занималась статистической и аналитической обработкой полученного материала.

  1. Баирампас Т. Централизованное тестирование: опыт США // Качество образования. 2013. № 5. С.9–15.
  2. Бокова Т. Н. Позитивный и негативный опыт повышения качества образования в США в ХХ в. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9(94). С.149–153.
  3. Григораш О. В.Тестовые задания — один из эффективных способов оценки качества знаний студентов //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 101. С. 1303–1319.
  4. Козлов С. В. Методические рекомендации использования автоматизированной дидактической системы индивидуального тестирования. // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10(37). C. 22–26.

Основные термины (генерируются автоматически): тестирование, учащийся, задание, компьютерное тестирование, вид контроля, закрытый тип, процесс обучения, рейтинговая система контроля, рубежный контроль, тестовый материал.

Статья посвящена совершенствованию методики контроля качества подготовки студентов и определения объема усвоенного материала по преподаваемой дисциплине удобными методами контроля знаний студентов в процессе обучения. Современная система образования должна формировать умение учиться, добывать информацию, анализировать ее и получать новые знания. Вуз обязан готовить творческих работников, способных грамотно и успешно решать в будущем поставленные перед ними задачи. Это указывает на необходимость нового подхода к профессиональной подготовке студентов. Применение традиционных методов оценки знаний студентов, таких как письменный опрос, коллоквиум, не всегда дает возможность для правильной оценки получаемых знаний. Использование контролирующих тестов с последующим построением гистограмм и полигонов частот позволяет педагогу оперативно произвести анализ знаний студентов по конкретным темам, а также оценить надежность и эффективность тестов. Профессиональная деятельность будущего специалиста в современном обществе предполагает творческую самореализацию, профессиональную активность, владение профессиональным общением, умение применять новые технологии. В процессе обучения эти компоненты общей компетенции личности должны пройти несколько стадий и стать частью персональной культуры. Важным моментом, определяющим эффективность системы обучения, является проверка качества знаний студентов.


1. Штагер Е.В., Пузь П.Н., Пышной А.М. Менеджмент качества образования и современные реалии высшей школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 4. – C. 76–80.

2. Расторгуева Н.Ф. Качество образования – залог конкурентоспособности выпускника / Н.Ф. Расторгуева // Высшее образование в России. – 2009. – № 1. – C. 87–90.

3. Крюков Д.Н. О некоторых вопросах обеспечения качества подготовки / Д.Н. Крюков // Высшее образование в России. – 2009. – № 4. – C. 144–146.

4. Бухман Л.М. Проблемы тестового контроля знаний и их решение / Л.М. Бухман // Известия Самарского научного центра РАН. – 2010. – № 5–1. – C. 21–24.

5. Никитин А.А. Новые формы применения тестирования в учебном процессе / А.А. Никитин, Ю.В. Михеев, М.Г. Пащенко // Педагогические заметки. Научно-методический журнал. – 2008. – Т. 1. – Выпуск 1. – C. 17–23.

7. Маркова Н.А. К вопросу о создании объективной системы оценки качества образования в вузе // Молодой ученый. Педагогика. – 2015. – № 9. – C. 1123–1125.

8. Ковалев А.П., Крючкова Е.В. Тестирование – инструмент контроля знаний и активизации учебного процесса // Вестник МГТУ СТАНКИН. – 2009. – № 2. – C. 46–50.

9. Ивашкевич В.Б. Тесты и контрольные задания по управленческому учету и контролингу: учеб. пособие / В.Б. Ивашкевич. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 136 с.

10. Шеин А.А., Привалов Н.И. Использование студентами учебной информации с учетом их способностей и возможностей при модульном принципе обучения // Инновационные технологии в обучении и производстве: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2008. – T. 3. – С. 233–235.

11. Шеин А.А., Привалов Н.И., Иващенко А.П. Модульный принцип обучения в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 12. – C. 115–118.

12. Привалов Н.И., Иващенко А.П. Методика статистической оценки качества знаний студентов при контрольном опросе с помощью тестов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11–4. – C. 655–657.

Одной из важных задач, которые ставит перед собой высшее учебное заведение, является подготовка и выпуск бакалавров и магистров, имеющих высокий уровень качества знаний.

В настоящее время самостоятельная работа занимает важное место в процессе обучения студентов и является особенно актуальной при обучении различным дисциплинам. Достаточно много учебного времени, отведенного на усвоение той или иной дисциплины, выносится на самостоятельную работу. В связи с этим большое значение приобретает контроль и учет знаний, умений и навыков студентов.

Сложившаяся в России ситуация в области оценки знаний, образовательных достижений требует дальнейших изменений в сравнении с оценкой знаний в высшей школе периода Советского Союза.

Вуз обязан готовить творческих работников, способных грамотно и успешно решать в будущем поставленные перед ними задачи. Это указывает на необходимость нового подхода к профессиональной подготовке студентов, совершенствуя все аспекты образования. Постоянное обеспечение и улучшение качества подготовки специалистов в высшей школе требует своевременной оценки качества получаемого образования каждым студентом в согласовании с системой научных знаний и профессиональных задач в выбранной специальности, а также оценки возможности изменения самой системы образования, обеспечивающей улучшение его качества.

Организация учебного процесса в рамках Болонского соглашения предполагает приведение к единообразной форме учебных планов одноименных дисциплин, которые изучают в различных учебных заведениях. Это формирует ряд требований в подходе к оценке знаний студентов и особенно к привлечению различных методов тестирования, которые являются основой теории педагогических измерений величины получаемых студентами знаний [1–3]. При этом следует отметить, что ни один из методов оценки качества знаний, используемых на сегодняшний день, не является универсальным, что указывает на необходимость дальнейшего изучения данного вопроса [4–6]. Профессиональные способности, усилия преподавателя, интерес к изучаемому предмету и уровень мотивации студентов определяют уровень качества их знаний.

Таким образом, одной из основных задач является анализ механизма обеспечения объективной оценки и, как результат, модификация системы сбора информации о качестве обучения в соответствии с образовательными стандартами. Тематическая структура учебной дисциплины должна согласовываться как с содержанием разрабатываемых контрольных заданий, так и с их основными показателями – назначением, конструктивными формами, уровнем трудности и пр.

При изучении различных методик тестирования [1–3] не было обнаружено единых правил их составления.

Для быстрой и оперативной оценки качества усвоения конкретного материала предлагается использование контролирующих тестов с заполнением таблиц и последующим построением, с использованием статистических данных, диаграмм, полигонов частот и гистограмм. Такой подход позволяет преподавателю наглядно, быстро и объективно оценить знания студентов, а также оперативно произвести анализ усвоения материала по конкретным темам занятий, а также одновременно оценить действительность, надежность, и эффективность применяемых контролирующих тестов. Задания по дисциплинам в виде вопросов, графических изображений, небольших контрольных задач составляются с конкретной целью – уяснить, насколько глубоко студент освоил данный предмет.

При этом следует учитывать характер тестовых технологий. Особую прагматическую значимость в контроле оценки знаний получают следующие подходы:

На сегодняшний день ведутся споры о положительных и отрицательных сторонах тестового подхода при анализе уровня знаний студентов.

Одним из преимуществ использования тестов является отсутствие со стороны преподавателя предвзятого отношения к оценке знаний экзаменующегося. С другой стороны, тесты не выявляют глубину познаний, наличие логического мышления у обучающихся.

Все сказанное ведет к необходимости разработки нового подхода к профессиональной подготовке студентов в вузе.

Над этой задачей работают все коллективы высших учебных заведений. Создаются различные методики преподавания отдельных дисциплин, разрабатываются новые технологии обучающих процессов, различные методические рекомендации и т.д. Завершающим этапом в процессе обучения является контроль качества и определение объема усвоенных знаний студентами [7, 8].

На сегодняшний день одним из современных подходов в контроле уровня знаний студентов является компьютерное тестирование [9]. В ряде случаев оно заменяет устный экзамен по дисциплине. Все чаще удовлетворительное прохождение компьютерного тестирования служит основанием для получения допуска к экзамену. Такие подходы практикуют как в западных, так и в отечественных университетах.

В любом случае тестирование признано одним из эффективных инструментов контроля уровня усвоения информации и в некоторой степени гарантирует объективность оценки знаний студентов, формируя в нем творческий подход в принятии решений, вариантность мышления. Для успешного прохождения электронного тестирования студент должен основательно изучить вопросы курса, постоянно посещать лекции, семинарские занятия, уделять достаточно времени самостоятельному решению задач.

На экзамене студента выручают только собственные знания и умение логически мыслить, находясь один на один с компьютером, подсказки и шпаргалки невозможны и бессмысленны.

Составители теста также должны удовлетворять ряду требований. Обычно разработку тестовых заданий поручают доценту или профессору, ведущему соответствующую дисциплину, но иногда тесты составляют специалисты из отдела контроля качества обучения в вузе или даже внешняя независимая организация. Если пройденный курс небольшой и количество заданий незначительное, то часто содержание контрольных текстов экзаменуемым не сообщают. В случае объемного курса в практике проведения тестирования принято правило, согласно которому, если число тестов больше 500, их содержание и правильные ответы можно сообщить студентам заранее. Ведь тогда запомнить правильные ответы на тесты будет очень сложно. Как правило, во время экзамена студент получает для ответа только часть совокупности тестов по данному предмету. Она определяется путем равномерной систематической выборки по всем темам дисциплины из заранее установленного количества тестов. Это количество зависит от нормативного времени компьютерного экзамена, сложности предмета и характера тестов.

Тестирование не может заменить традиционные виды промежуточного контроля, проходящие в форме зачетов или экзаменов, однако позволяет по единым измерительным материалам провести независимую коллективную оценку качества подготовки студентов, а в случае компьютерного тестирования проанализировать результаты, полученные как в своем образовательном учреждении, так и в других вузах.

После изучения дисциплины и проведения тестирования по его результатам с применением качественного критерия может быть рассчитан общий коэффициент усвоения учебного материала каждым студентом.

Исходя из изложенного, была поставлена задача – получить наглядное, удобное для интерпретации представление о качестве усвоения материала по результатам статистической оценки согласно разработанным тестам.

prival01.wmf

prival02.wmf

Результаты заносятся в ячейку, расположенную на пересечении номера варианта В1 и соответствующего ему номера вопроса 1, что, в свою очередь, соответствует значению X1-1 в таблице.

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе, она управля-ется педагогом и самоуправляется студентом. Контроль качества самостоятельной работы позволяет определить ее эффективность. Контроль самостоятельной работы организуется как единство трех видов контроля: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателя; контроль и оценка со стороны экзаменационных комиссий и других независимых органов. Технология компью-терного тестирования обеспечивает независимую оценку качества образования. Характеристиками теста являются валидность и надежность. Для объективности оценивания знаний обучающихся необходимо проводить экспертизу тестовых заданий. При экспертизе теста необходимо учитывать: краткость; ло-гичность; правильность формы и содержания; репрезентативность; соответствие целям тестирования; единообразие записи всех заданий одного теста; разнообразие форм; разнообразие структуры.


1. Абрамова И.А., Ковтунова А.Н. Самостоятельная работа в современном образовательном учреждении: словарь. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2010. - 44 с.

2. Байлук В.В. Природа самостоятельной работы // Самостоятельная работа в современном образовательном учреждении: теория и практика: сб. науч. тр. по итогам междунар. конф. (Екатеринбург, 17-20 марта 2010 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2010. - Ч. 2. - С. 10-19.

3. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

6. Пермяков О.Е., Максимова О.А. Процедуры комплексной экспертизы качества тестовых заданий и тестов при формировании банка данных // Журн. науч. публ. аспирантов и докторантов. - 2008. - №4. - С. 110-114.

7. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в образовании и других социально-экономических системах: теория и практика. - Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2007. - 424 с.

В современных условиях система высшего образования ориентирована на новые образовательные технологии в обучении, связанные с сокращением обязательной аудиторной нагрузки и увеличением доли самостоятельной работы обучающихся как одной из важнейших составных частей образовательного процесса. При ее выполнении происходит формирование навыков, знаний и умений обучающегося, а в дальнейшем обеспечивается освоение им приемов познавательной деятельности, формируется интерес к творческой работе и способность решать творческие и научные задачи.

Профессиональный рост выпускника и его востребованность зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию результатов своих самостоятельных действий. В связи с этим необходимо переориентировать самостоятельную работу студента с традиционной - простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта, творческой и научно-информационной деятельности - на развитие внутренней и внешней самоорганизации и самоконтроля будущего специалиста, способности выстраивать индивидуальную траекторию обучения. В современных условиях самостоятельная работа - основной вид деятельности студента.

Таким образом, самостоятельная работа студентов может быть [1]:

  1. Внешне управляемой и самоуправляемой;
  2. Внешне управляемой, но не самоуправляемой;
  3. Внешне не управляемая, но самоуправляемая.

Мы считаем, что самостоятельной работой является та деятельность, которая и внешне управляется педагогом, и самоуправляется студентом.

С точки зрения педагогики, организация самостоятельной работы имеет следующие этапы:

  1. Целеполагание СРС.
  2. Отбор содержания СРС.
  3. Конструирование заданий.
  4. Организация контроля.

С точки зрения менеджмента, процесс организация СРС выглядит следующим образом:

  1. Планирование.
  2. Проектирование.
  3. Организация.
  4. Контроль.

Последний этап позволяет судить о результативности СРС. Контроль качества СРС - это процедура оценивания соответствия наблюдаемого состояния СРС желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному нормативными документами разных уровней. Контроль СРС организуется как единство трех видов контроля: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателя; контроль и оценка со стороны экзаменационных комиссий и других независимых органов. Во многих федеральных нормативных документах в области образования подчеркивается необходимость независимой оценки качества образования. Важнейшая роль при этом отводится технологии компьютерного тестирования (ТКТ), которая обеспечивает:

  • независимую оценку учебных достижений студентов с целью определения уровня знаний обучающихся в соответствии с образовательными стандартами;
  • оценку эффективности и результативности организации учебного процесса и деятельности профессорско-преподавательского состава, осуществляющего образовательный процесс по дисциплинам учебного плана;
  • непрерывный контроль знаний студентов в процессе обучения;
  • повышение ответственности кафедр и преподавателей за качество организации учебного процесса;
  • устранение влияния элементов субъективизма в оценке знаний студентов.

Внедрение ТКТ в образовательный процесс осложняется рядом проблем, связанных прежде всего с консерватизмом преподавателей и их низким уровнем подготовки в области современных информационных и телекоммуникационных технологий; с качеством тестовых материалов; выбором программных средств по реализации ТКТ. Только комплексное решение указанных проблем позволит превратить ТКТ в высокоэффективный инструмент контроля знаний обучающихся.

Тестовые технологии, применяемые в системе высшего профессионального образования, призваны обеспечивать получение оперативной и, что самое главное, достоверной информации о качестве учебных достижений студентов.

Специфика тестирования проявляется в жестких требованиях к содержанию проверяемого материала, форме его подачи, к самой процедуре тестирования и процессу разработки тестовых материалов. Все эти требования продиктованы стремлением получить надежный педагогический инструмент для оценки результатов обучения, и с его помощью - научно обоснованные результаты при тестировании испытуемых.

Обязательные характеристики каждого теста - его валидность и надежность. Тесты, имеющие низкую степень валидности или надежности, не могут быть использованы для массового тестирования, в том числе и в вузе с целью контроля уровня подготовки обучающихся.

Тестовые задания и тесты предназначены для измерения свойств совокупности исследуемых объектов, относящихся к множеству потенциальных испытуемых [2]. Тест как система состоит из взаимосвязанных тестовых заданий, расположенных в определенной последовательности. При экспертизе качества тестовых заданий и теста в целом необходимо оценить каждый компонент структуры тестового задания не только отдельно, но и в системе отношений с другими тестовыми заданиями. При этом нужно учитывать, что у каждого тестового задания имеется ряд структурных элементов, каждый из которых характеризуется рядом внутренних и внешних свойств. При этом требования к характеристикам тестовых заданий следующие: краткость; логическая форма; логическая правильность; правильность формы; грамматическая правильность формулировки; содержательная правильность; репрезентативность; соответствие целям тестирования; единообразие записи всех заданий одного теста; разнообразие форм; разнообразие структуры.

Таким образом, учитывая сложность структуры тестовых заданий и совокупности критериев, определяющих их качество, экспертизу теста и его элементов необходимо проводить на основе системного подхода [6].

Целью экспертизы качества банков тестовых заданий (БТЗ) является комплексная оценка их качества, при которой оцениваются:

  • степень соответствия БТЗ минимуму содержания учебной дисциплины;
  • степень соответствия БТЗ целям изучения учебной дисциплины;
  • качество нормативных документов, сопровождающих разработку и применение БТЗ - спецификации, кодификатора и др.;
  • соответствие формы и содержания морфологических и синтаксических единиц тестового задания форме и содержанию аналогичных единиц, использованных при изложении данной учебной дисциплины.

Система комплексной экспертизы качества тестовых материалов состоит из четырех основных этапов.

  1. Предварительная экспертиза качества тестовых материалов, целью которой является проверка соответствия структуры БТЗ заявленным требованиям.
  2. Внутренняя экспертиза качества тестов, проводимая предметной комиссией после составления первого варианта теста.
  3. Проведение апробационного тестирования и расчета на его основе результатов статистических характеристик качества БТЗ. Реализуется путем проведения сеанса тестирования для профессорско-преподавательского состава соответствующего профиля.
  4. Статистическое оценивание качества БТЗ на контрольной группе обучающихся.

На каждом из перечисленных этапов осуществляется коррекция тестовых заданий. Для анализа качества тестовых заданий предлагается использовать модель Раша [7].

Поскольку успешность обучения во многом предопределяется оперативностью и достоверностью информации об учебных достижениях, решение задачи совершенствования процессов управления качеством высшего профессионального образования предполагает повышение эффективности контроля и оценки качества подготовки студентов высших учебных заведений на каждом из уровней.

В связи с этим необходимо использование более объективных и технологичных методов диагностики - компьютерного тестирования результатов обучения, обеспечивающего получение объективной, достоверной и сопоставимой информации в области качества образования.

В контексте организации самостоятельной работы обучающихся ТКТ позволяет создание индивидуального графика обучения, предусматривающий освоение студентом дисциплин учебного плана самостоятельно в сроки, отличающиеся от общеустановленных.

В контексте идеи интеграции отечественной системы высшего образования в общеевропейское образовательное пространство при использовании ТКТ создаются условия для функционирования внутривузовских систем контроля качества образования и развития академической мобильности студентов и преподавателей.

Привлечение к созданию и реализации системы компьютерного тестирования вуза работодателей поднимает СКТ на новую ступень развития, когда тандем вуз - работодатель, используя ТКТ, сможет осуществить адресно подбор кадров с учетом психологических и профессиональных качеств людей с целью определения их соответствия конкретной работе. Один из наиболее эффективных способов - это тестирование кандидатов в условиях, максимально приближенных к рабочим. Кроме того, могут учитываться морально-этические и психологические особенности конкретного человека (темперамент, характер, способности, направленность личности), определяемые путем прохождения теста. В целом подбор кадров будет сочетать социальную зрелость, моральные качества, профессиональную компетентность и специальную диагностику психологических особенностей человека.

Таким образом, при организации самостоятельной работы обучающихся тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом плане ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. ТКТ позволяет обеспечить эффективный предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Сильной стороной тестового контроля знаний является возможность охватить в процессе тестирования большой объем материала и тем самым получить действительно широкое представление о знаниях тестируемого студента. Использование тестирования в реальной педагогической деятельности позволяет заметно повысить объективность, детальность и точность оценивания результатов процесса обучения.

Рецензенты:

Читайте также: